Теперь мы понимаем базовые принципы омниканальности, выраженные в формуле, без которых собирать конструкцию будет довольно сложно. Предлагаю посмотреть, как распределялась продуктовая логика в старой ИТ-архитектуре ВТБ и во что она трансформировалась при переходе к омниархитектуре. Изучая старый ИТ-ландшафт ВТБ, мы увидели, что за годы его развития складывалась система из компонентов, построенных на двух- и трехзвенной архитектуре. Кроме описанных ранее базовых проблем (непрерывности и поддержки развития) это приводило к распределению бизнес-логики продуктов по разным системам и слоям.

А начнем мы с аббревиатур, чтобы было понятно, о чем идет речь:

  • ОПС — общие продуктовые сервисы

  • ОС — общие сервисы

  • СС — служебные сервисы

  • КП — канальные приложения

  • СУБО — сервисы устойчивых бизнес операций

  • РИС — реестр информационных систем

  • ГБЛ — глобальная бизнес линия

Рис 1. Было сталоКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 1. Было стало
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Такая фрагментация существенно усложняет процесс изменений: для внесения модификаций в продукт часто требуется вносить изменения во множество систем. И хотя сами изменения в системах могут быть минимальными, сопутствующие организационные усилия и затраты могут оказаться значительно выше, чем сама разработка. Поэтому время вывода на рынок простейших доработок может существенно возрасти. В рамках омниканальной архитектуры эта проблема решается за счет централизации продуктовой логики в сервисном слое (СУБО/ОПС) и на уровне продуктовых фабрик (сервис-провайдеры).

При этом присутствие продуктовой логики в канальных приложениях и интеграционном слое исключено. Такой подход не только упрощает процесс внесения изменений, но и способствует параллельной разработке разными командами, что значительно сокращает время вывода новых продуктов на рынок. И это тоже преимущество омниканальной архитектуры.

Здесь вы видите ИТ-архитектуру банка поколения 4++. Есть сервисный слой и интеграционная платформа, что соответствует пятому поколению по классификации, упомянутой в начале моего рассказа об Архитектуре. Однако присутствует и слой сервис-провайдеров, созданных в двух- и трехзвенной архитектуре, который все еще относится к четвертому поколению.

 Далее мы обсудим,

  • Что мы делаем с этим слоем для перехода к пятому поколению архитектуры организации;

  • И как в этих условиях развивать ИТ-ландшафт банка для достижения целей цифровой трансформации.

Рассматривать омниканальную архитектуру банка мы будем «по слоям». В начале разберемся, что такое каналы в омниканальной архитектуре. Каналы для организации, особенно специализирующейся на обслуживании клиентов, являются жизненно важной частью — лицом организации. Каналы предоставляют технологическую возможность взаимодействия с пользователями, с учетом конкретной технологии: Web, мобильные устройства, чат-боты и т.д.

Какую роль каналы играют в ИТ-архитектуре, какие возможности дают и какие особенности необходимо учитывать? Базовый момент: в каналах не должно быть продуктовой логики. Канал в первую очередь — это технологический способ взаимодействия с клиентом.

Рис 2. Каналы — организация смотрит на мир, мир смотрит на организациюКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 2. Каналы — организация смотрит на мир, мир смотрит на организацию
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Таким образом, каналы — это:

  • Технологические возможности ИТ-ландшафта для организации взаимодействия с клиентами и сотрудниками организации, например, web или мобильное приложение, телефон, SMS, PUSH — все современные технические способы коммуникации; 

  • Потенциальные точки контакта с пользователями для продуктовых команд при построении омниканальных процессов. Проектировщик процесса продажи или обслуживания потребительского кредита может использовать все эти технологические возможности: и Web или мобильное устройство, и телефон для формирования положительного, омниканального, клиентского опыта. 

Отсюда следует, что чем шире спектр доступных каналов, тем более технологичной является и ИТ-архитектура и сама организация.

Каналы — это важный элемент ИТ-архитектуры пятого поколения для развития омниканальных процессов, цифрового опыта клиента и других направлений цифровой трансформации. Текущие каналы нашего ИТ-ландшафта распределены по группам:

  • Самообслуживание;

  • Устройства;

  • Точки продаж;

  • Удаленные продажи;

  • Партнерские каналы.

Все эти каналы могут быть использованы продуктовыми командами для вывода своих продуктов и сервисов. Если мы захотим использовать новый канал передачи данных, например, мои любимые: гужевой транспорт и флажковая сигнализация, то необходимо будет реализовать в нашей продуктовой системе (СУБО) пользовательский интерфейс еще для одного канала, аккуратно модифицируя существующие омнипроцессы.

Каналы — это технологические возможности, и они обладают собственной спецификой:

  • Синхронное и асинхронное взаимодействие. Каналы обслуживания могут работать в режиме реального времени (синхронно), когда клиент получает ответ сразу после запроса, например, в мобильных приложениях при запросе выписки. В отличие от этого, асинхронные каналы, такие как SMS или электронная почта, реализуют отложенное взаимодействие, где ответ приходит не сразу после запроса;

  • География каналов. Некоторые каналы связаны с физическим местоположением банка, например, точки продаж, где клиент общается с банком на его территории. В то время как другие каналы зависят от местоположения клиента (мобильное устройство), что позволяет банку знать, где клиент находится в данный момент;

  • Масштабируемость цифровых каналов. Цифровые каналы легко масштабируются по нагрузке с помощью автоматического развертывания дополнительных серверов. В то время как каналы, связанные с обслуживанием через сотрудников, например, в кассах, не могут быстро масштабироваться в ответ на возросшую нагрузку, потому что людей нельзя взять из воздуха.

  • Взаимодействие с человеком или роботом. Некоторые каналы предусматривают общение клиента с сотрудником-человеком, в то время как другие используют автоматизированные системы (роботов). Важно правильно использовать преимущества каждого типа взаимодействия:

    o   Личное общение может быть более эффективным, когда требуется вовлечение и персонализация, и в общении заинтересован банк;

    o   А роботы могут быть удобнее, когда клиенту нужно быстро выполнить стандартные операции без необходимости персонального контакта.

  • Доступность каналов. Мобильный телефон, как правило, всегда с клиентом. Это делает мобильное устройство идеальным каналом для непрерывного круглосуточного доступа. Доступ же к WEB-каналам обычно возможен через компьютер, подключенный к интернету.

Используя все разнообразие каналов и их особенности, можно создавать уникальные схемы взаимодействия в омниканальных процессах. Это не просто инструменты и возможности ИТ-ландшафта, но и ключ к проектированию омниканальных процессов, в котором и проявляется искусство продуктовых команд. Ведь в их руках есть актуальные инструменты для реализации самых смелых идей. Все эти технологические особенности каналов необходимо учитывать при проектировании продуктов и сервисов.

Еще одна сторона каналов — это анализ и сравнение. Мы можем сравнить себя с другими финансовыми организациями, оценить, насколько технологичен наш внешний периметр, проверить, доступны ли у наших продуктовых команд все необходимые каналы, или, возможно, мы что-то упустили. Например, мы предоставляем клиентам сервисы в WEB и мобильном приложении, а конкуренты используют еще партнерские приложения и телефон. Значит конкурент использует более широкий спектр каналов и цифровой опыт его клиентов лучше. Нам необходимо устранять это преимущество конкурента.

Таким образом, взгляд на каналы через призму стратегии цифровой трансформации позволяет не только оценить технологичность ИТ-ландшафта, но и выявить потенциальные недостатки и области для дальнейшего развития. Появится новый канал — мы точно знаем, что с ним делать!

Теперь давайте посмотрим на все слои в структуре омниканальной архитектуры в целом. Итак, ядро — это творчество продуктовых команд, которое проявляется в СУБО. Это ключевые продуктовые системы, где создаются такие устойчивые бизнес-функции как сбережения для физических лиц или онбординг для юридических лиц.

Основной функционал продуктовых процессов для повторного использования включает такие общие продуктовые сервисы, как «Продуктовые профили» для физических и юридических лиц, которые содержат данные по всем продуктам клиента, или «Платежи физических лиц», широко используемые в ВТБ Online. Эти продукты и сервисы выводятся во все канальные приложения, которые требуются будь то интернет-банкинг, мобильный банк или ВТБ Про, в соответствии с архитектурой омниканальности. Так мы размещаем продукты на «витринах магазинов».

Рис 3. Башенки омниканального королевстваКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 3. Башенки омниканального королевства
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Такая структура создает в этой архитектуре различные «башенки» с определенными функциями:

  • Продажи и обслуживание банковских продуктов как часть цифровой банковской платформы;

  • Кредитные конвейеры;

  • Внутренние операции;

  • Казначейство;

  • Операционная деятельность.

У каждой «башенки» свое назначение, но архитектура у них общая — омниканальная. Общее для «башенок» расположено на слое ОПС. Например, выписка по счету физического лица — это ОПС башенки глобальной бизнес линии.

А где общее для всех башенок вне зависимости от их назначения? На слое нашей омниплатформы общее для всех ГФЛ (глобальная функциональная линия): отправить нотификацию, проверить по черным спискам. Одна из ключевых ценностей сервисной организации — клиентские данные физических и юридических лиц.

Для ИТ-специалистов в омниканльной архитектуре предусмотрены цифровые инструменты производства:

  • Служебные сервисы, которые выполняют общие прикладные задачи: мониторинг, маршрутизацию, журналирование и управление через административные консоли;

  • Все это базируется на едином технологическом стеке, который соответствует стандартам и корпоративным ценностям ВТБ.

Такие слои присутствуют в нашей омниканальной архитектуре и между ними существует одно фундаментальное правило — не смешивайте! Нижний слой не должен знать о верхнем. Служебные сервисы платформы ничего не знают о проверке по черным спискам, а проверка по черным спискам ничего не знает о выдаче кредита юридическим лицам. Такое правило определяет предусмотренные линии отреза, как в аппликации, по которым можно «нарезать» архитектуру под цели и задачи заказчика.

  • Кому нужен банковский бизнес, возьмет все целиком — и КП, и СУБО, и все остальное;

  • Кто-то хочет все тоже самое, но переделать процессы — пожалуйста, линия отреза ОПС. Создаешь свои КП и СУБО, а остальное (ОПС/ОС /СС) переиспользуешь;

  • Если создаешь ИТ-ландшафт для металлургического завода, возьми только ОС и СС, а логику напиши свою.

Теперь поближе рассмотрим элементы платформы, сформулируем понятия и определим допустимые связи между этими элементами.

Все элементы платформы — это реальные системы в нашем Реестре информационных систем (РИС). Вы сами можете увидеть платформу в РИС: тип элемента указан в столбце «Категория системы».

Рис 4. Омниканальность одной фразойКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 4. Омниканальность одной фразой
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Все элементы платформы распределены по слоям, между которыми предусмотрены линии отреза. Это позволяет «нарезать» архитектуру в соответствии с целями и задачами заказчика, адаптируя ее под конкретные потребности. Вы уже знаете, что одна из фундаментальных задач ИТ, кроме непрерывности — это поддержка развития. И в этом случае, мы можем настраивать элементы платформы таким образом, чтобы они соответствовали задачам каждого заказчика. Но об этом в следующем эпизоде.

Комментарии (1)


  1. gimatdinov
    06.02.2025 22:04

    Я предполагаю, что Николай Васильевич на это сказал бы следующее: «Всё это хорошо, но таким высокоуровневым схемам присуща статичность, это проблема не выбранного решения, а выбранного уровня абстракций, когда всё начинает обобщаться и унифицироваться. Это чем-то напоминает шахматную доску с фигурами в начале игры, когда всё понятно, кто и где стоит, куда и как можно ходить, но в середине конкретной партии всё уже не так очевидно. Кроме того, не видны решения реализующих обратную связь, именно они должна предоставить нужную информацию для адаптации к изменениям, это жизненно важно для любой системы. В первом эпизоде было указано, что задача архитектуры «Поддержка развития» понимается как скорость внесения изменений. Поэтому возникает вопрос: «В чей зоне ответственности организация обратной связи? Какие решения для этого используются?»»