В первом эпизоде первого в мире архитектурного сериала мы определились с буквами, словами и терминами. Теперь мы рассмотрим траекторию развития ИТ в целом, что двигало это развитие, какие задачи решались и какими средствам. Какая траектория была у ИТ-ландшафта ВТБ и в какой точке мы были в 2019 году.

Мне представляется интересной версия, кто был первым корпоративным архитектором в финансовой отрасли.

Точка начала развития ИТ-архитектуры финансовых организаций

Перед рассмотрением траектории развития ИТ-архитектуры банков, я бы хотел вспомнить свою траекторию развития как архитектора.

Когда-то (в прошлом, между прочим, веке) я попал команду разработчиков. Моими первыми наставниками были Серега (Александрович) Крюков и Дима (Владимирович) Сергиенко (они сейчас в команде ВТБ) — ребята, привет и благодарность за науку и доверие. Тогда Дима начал погружать меня банковскую сферу, он дал мне маленькую брошюрку про основы банковской деятельности. Это было очень давно, может быть я помню не все в точности, что-то придумал, но пусть это будет легенда из моей профессиональной молодости. Я помню следующее: был в 15-ом веке математик Лука Пачоли, его, то ли родственник, то ли знакомый был купцом, и он обратился к Пачоли с просьбой навести порядок в ворохе его счетов. Лука смекнул и разложил счета на две кучки: в одну требования, в другую обязательства купца. Так он решил задачу и с этого момента началось системное внедрение двойной записи в Европе.

Первый корпархитектор

Мне представляется, что это один из первых случаев, когда на постановку задачи в банковской деятельности было предложено ее архитектурное решение. А значит, Лука Пачоли если не первый, то один из первых корпархитектров в банковском деле. Именно от этой точки я и хочу рассмотреть траекторию развития ИТ-архитектуры фин.организаций.

Точки могут утонуть, но траектория неизменна

Точки развития или поколения развития — это мое понимание. Их можно обсуждать и уточнять, но они предложены только для иллюстрации самой траектории. Даже, если мы их уточним — вряд ли траектория существенно изменится.

Итак, посмотрим на долгий и петляющий путь, и попробуем понять в какой точке мы (ВТБ) находимся сейчас и как мы сюда пришли.

Рис 1. Поколения ИТ-архитектурыКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 1. Поколения ИТ-архитектуры
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Поколения ИТ-архитектуры

  • Поколение 0 — Лука Пачоли один за письменным столом. Перо, бумага, арифметика и формальная логика. Задача решается одним человеком, ручным счетом или с помощью примитивных арифмометров. Никакого ИТ;

  • Поколение 1 — идем дальше, появились калькуляторы. Также один человек, простейшие вычисления, но на уже электронные. Существенных изменений нет, только элементарные вычисления проще и быстрее. Эффективность одного человека;

  • Поколение 2 — появилась необходимость в совместной работе нескольких сотрудников, повысилась сложность и объем вычислений. Не только арифметика. Имеем большие электронно-счетные машины (БЭСМ, кто помнит), используемые небольшой группой сотрудников организации (порядок — десятки человек);

  • Поколение 3 — количество сотрудников, занятых совместной работой увеличивается на порядок (сотни). Одна машина не справляется — распределяем вычисления между клиентской машиной и сервером, который является БД. Приходим к архитектуре клиент-сервер и ее разновидностям толстый (приложение на рабочей станции пользователя) и тонкий клиент (Web-браузер). Начинаем по этой схеме предоставлять сервисы клиентам в каналах самообслуживания. Обслуживание клиентов становится многоканальным: клиенты в офисе, клиент-банк через Web. Пользователей уже тысячи и десятки тысяч;

  • Поколение 4 — количество пользователей растет за счет увеличения доли сервисов самообслуживания в различных технологических каналах: SMS, IVR, соцсети.  Толстый клиент для самообслуживания мало применим, а в тонком есть слабое звено в виде сервера БД, упираемся в предел его производительности. Наш ответ: тонкий клиент, бизнес логика переносится из БД на масштабируемые сервера приложений. Приходим к трехзвенной архитектуре систем, в которой к серверу приложений можно подключаться через разные каналы: внешний и внутренний Web, мобильные устройства, PUSH и т.д. Обслуживание становится мультиканальным. Получаем два контура обслуживания — через сотрудников и в каналах самообслуживания.

  • Поколение 5 — рост количества пользователей достигает миллионов, нагрузка колеблется в широком диапазоне, положительный клиентский опыт требует перехода к прозрачному использованию каналов обслуживания, требуемая скорость вывода сервисов на рынок сокращается с месяцев и кварталов, до недель и дней. Обслуживание становится омниканальным, в одном процессе используется несколько каналов. Приходим к микросервисной архитектуре, в которой предусмотрены средства автоматического масштабирования, использования легких серверов для конкретных задач, вместо размещения всех сервисов на общем сервере приложений.

Факторы развития ИТ-архитектуры

Если внимательно проследить траекторию развития, то становится очевидным, что ключевым фактором развития ИТ-архитектуры организаций является решение двух фундаментальных задач ИТ в условиях увеличения сложности, объемов вычислений и роста нагрузки.

Рис 2. Что еще двигает развитие ИТ? По моему мнению☺
Рис 2. Что еще двигает развитие ИТ? По моему мнению☺

Итог

Теперь понятна траектория развития ВТБ от клиент-серверных технологий Новой Афины, БИСквита, ЦФТ, к трехзвенке ВТБ24 Online, BSS и Siebel и текущему состоянию 4++ — омниплатформа и остатки предыдущих поколений ИТ-архитектуры, сервис-провайдеры: ЦФТ и другие системы в архитектуре предыдущего поколения. Такая архитектура приспособлена под омниканальное обслуживание, любого количества клиентов во всех доступных, на текущий момент, технологических каналах и тех, которые появятся в будущем.

Рис 3. Моя ИТ-родинаКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 3. Моя ИТ-родина
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение


Итак, от Луки Пачоли мы пришли к микросервисной ИТ-архитектуре поколения 4++, с остатками систем предыдущего поколения. Устраним эти остатки и получим архитектуру поколения 5.0. Тему поколения 4++, подробнее рассмотрим позже. Потерпите, пожалуйста.

Что дальше? Текущая точка развития определена, перед тем как погружаться в детали, нужно посмотреть на текущие цифровые тренды и какие требования к ИТ-архитектуре из них вытекают, кроме двух фундаментальных задач ИТ, которые мы обсудили выше.

Комментарии (0)