Эксплуатировать существующую ИТ-архитектуру или нам нужен переход на другую ступеньку развития. Остаться в 4 поколении, потом сделать 4+/-, потом, как принято в военной авиации, 4++/-, 4++/- с хвостиком, с бантиком и т.д. или переходить на поколение 5. Идем пешком или бежим?

Еще немного архитектурной лирики. ИТ-архитектура не висит в воздухе, она должна соответствовать требованиям. Это фундаментальное свойство. Какие сейчас требования, что именно нужно бизнесу? Четко сформулировать трудно, даже сам бизнес формулирует, что-то, но нужно понять, что это значит. Попробуем, замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» и разработать архитектуру типовой цифровой трансформации типовой организации. Рассматривать будем на примере ИТ-архитектуры ВТБ.

Общая структура СЦТ

Итак, сейчас на рынке происходит массовая движуха. Искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое. Кажется, броуновское движение, — но попробуем систематизировать. В качестве модели предлагаю типовую стратегию цифровой трансформации (у нас и критерии оценки есть, будет интересно – пишите в комментариях и это осветим излучателем). В ней представлены ключевые тренды, если что-то забыл — приглашаю к дискуссии.

Типовая стратегия цифровой трансформации (ТСЦТ), что это такое? Двумя словам, ТСЦТ — это то, куда и зачем идет организация (например, ваша мой читатель).

Архитектура ТСЦТ выглядит следующим образом:

  • вызовы рынка, цели, задачи, направления — это общая система координат ТСЦТ;

  • наше положение или траектория в этой системе координат — это активности, в рамках которых, мы достигаем определенных целей.

Общая структура (архитектура) такая – теперь пройдем краткий курс по ТСЦТ.

Рис 1. Шаблон типовой стратегии цифровой трансформацииКликните на картинку, чтобы увеличить изображение
Рис 1. Шаблон типовой стратегии цифровой трансформации
Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение

Вызовы

Вызовы — это то, что необходимо учитывать, чтобы не оторваться от реальности. Это необходимо, но недостаточно. Нужна еще суверенность в принятии решений: никакой поставщик технологии, продукта или оборудования не должен мешать нам двигаться по намеченной траектории. Перефразировав З. Бжезинского: «Если ваша стратегия зависит от какого-то поставщика, то это точно ваша стратегия?»

Это гигиена, но мы организация, зарабатывающая на сервисах, предоставляемых клиентам. А значит сервис клиенту должен быть удобен. Нужно сформировать у него ощущение, что ему созданы уникальные условия. Если это так, то увести у нас такого клиента очень затруднительно. Клиент клиентом, но и внутри у нас должно быть эффектно и надежно.

Цели

Итак, мы суверенны, клиент доволен и в нашем королевстве полный порядок. Понятно, но, что нужно для ответа на эти вызовы? В СЦТ определены следующие цели:

  • Суверенитет или импортозамещение:
    — Очень важно понимать, что это не указ Президента или Правительства. Зарубежные решения могут просто выключиться или сливать данные на сторону. Тогда комфорт клиента и эффективность уже не актуальны. Полную гарантию можно иметь только с суверенными, отечественными решениями.

  • Что по довольному клиенту:
    — Качественный, актуальный сервис по всем возможным цифровым каналам. Можно, конечно, подписывать договор ипотеки на гербовой бумаге, золотым пером и чернилами из моллюсков, которым византийские императоры красили свои пурпурные одежды, но большинство предпочтет удаленную цифровую подпись;

    — Некоторые считают, что данные — это нефть 21-го века. А значит нужен новый уровень управления данными: собрать, очистить, обработать и воспользоваться результатом этой обработки, например, на основе данных о перемещении людей, выбрать места для размещения офисов;

  • В части эффективности:
    — Находить новые точки роста на основе бизнес-моделей;

    — Выводить продукты на рынок. Сейчас на рынке сложилась ситуация расширения бизнеса. Если мы будем долго раскачиваться, то придем к шапочному разбору.

Направления

Вызовы определяют в каких направлениях мы движемся для достижения целей:

  • Суверенитет — сквозная тема, не буду комментировать;

  • Цифровые решения — выбор между ЭЦП и золотым пером с моллюсками очевиден;

  • Для цифровых решений нужна цифровая инфраструктура — они не могут «висеть» в воздухе;

  • Безопасность — все понятно, нужна также, как и суверенитет;

  • Модель управления должна всегда соответствовать ситуации на рынке и в стране;

  • Кадры — человеческий капитал, это ключевое направление. Даже самому совершенному самолету нужен пилот. Без людей — все груда железа;

  • Остальные направления — мы же в государстве живем. Регулятор — это святое.

Добавляйте свое, если есть – принцип, кажется, понятен.

Итог

Так выглядит система координат ТСЦТ.  Где же мы сейчас в этой системе координат? Наше положение — это инициативы, которые мы предпринимаем в этом пространстве.

Смотрите на свои программы и проекты, там точно решаются цели вашей СЦТ. СЦТ — система координат развития любой приличной организации, затрагивающая различные виды деятельности организации, но нас будет интересовать именно ИТ-архитектура. СЦТ позволяет нам получить требования к ИТ-архитектуре, которые в ней должны быть утверждены.

Рис 2. Стратегия цифровой трансформации: требования к ИТ-архитектуре организации
Рис 2. Стратегия цифровой трансформации: требования к ИТ-архитектуре организации

Мы закончили постановку задачи:

  • Определились с терминами в части ИТ-архитектуры;

  • Рассмотрели траекторию развития корпоративной архитектуры финансовых организаций, от Луки Пачоли, до микросервисной архитектуры и главные факторы изменений: сложность и нагрузка;

  • Определили в СЦТ систему координат, в которой развивается ИТ-архитектура ВТБ в детали которой мы погрузимся в следующей части нашего курса.

Комментарии (4)


  1. itGuevara
    27.12.2024 11:07

    Типовая стратегия цифровой трансформации (ТСЦТ), что это такое? Двумя словам, ТСЦТ — это то, куда и зачем идет организация (например, ваша мой читатель).

    Архитектура ТСЦТ выглядит следующим образом:

    Написано так, как будто ровно этого же не было 30 лет назад. Зачем понадобились новые термины для старых концепций?


    1. Vrunov Автор
      27.12.2024 11:07

      Не соглашусь, я уже трудился 30 лет назад, так что хорошо помню. 30 лет назад не было мобильных телефонов, возможность по обработке данных, геолокации, в Телебанке ГутаБанка (правда это 25 лет назад), который многоми эволюциями теперь ВТБ Online было около 30 тысяч сессий в сутки(!). Сейчас мы находимся находимся на смене технологического уклада.

      Конечная точка пока не понятно, но вектор движения и следующий шаг уже понятен. Если это так, то нужна СЦТ. Как с Жванецкого в "Одесском параходе" - "Разве это экипаж? Они все плывут в разные стороны". Это если говорить про организацию, такую как ВТБ, но даже Правительство РФ требует таких стратегий, т.к. у него есть своя, и оно как-то рассчитывает что и мы выровняется и на следующем технологическом этапе наша Родина не будет похожа на "Одесский пароход". Конечно и 30, и 100, и даже 1000 лет назад, были стратегии в этом ничего нового нет, я и не говорил про новый термин. Я ввел термин типовая, т.к. СЦТ обязательный артефакт любой трансформации(без нее никак), а раскрыть СЦТ ВТБ я , по вполне понятным причинам не могу, я просто сделал такую среднестатистическую и назвал ее типовой. Вот и все. Ответил на вопрос?


      1. itGuevara
        27.12.2024 11:07

        Про термин «цифровая трансформация». Этот термин что-то новое описывает?

        Не соглашусь, я уже трудился 30 лет назад, так что хорошо помню. 30 лет назад не было мобильных телефонов, возможность по обработке данных, геолокации, в Телебанке ГутаБанка (правда это 25 лет назад), который многоми эволюциями теперь ВТБ Online было около 30 тысяч сессий в сутки(!).

        Я не про термин «цифровая трансформация ГутаБанка», а про «цифровая трансформация".

        Стандарт Advanced Mobile Phone System (AMPS) разработан в Bell Labs в 1983 году. Развертывать коммерческой сети цифровой сотовой связи (2G) начали в 1993 году на D-AMPS как замена аналоговой AMPS (1G) – это разве не «цифровая трансформация»?

        Когда становится сложно продавать 20 лет одно и тоже, то периодически нужно менять хотя бы вывеску.

        Изначально были Департаменты / Управления Информатизации (до появления информатизации – Управления механизации), потом их переименовали в Департаменты автоматизации (и связи) или «Информационных технологий», сейчас мода на Департаменты цифровизации (цифрового развития, digital-технологий) или Цифровой трансформации. А концептуально то что изменилось? «Дижитализации» 30 лет назад не было что-ли? «вы не понимаете, это другое» (мем).

        Вспомним, что «цифровое предприятие» (digital enterprise) – это «новости» от 1988 – 1994 года из «уст» профессора Шеера (ARIS, 1992):

        1988 CIM: Computer Integrated Manufacturing: Computer Steered Industry, CIM: Компьютерно-интегрированное производство: Компьютерное управление промышленностью

        1994 CIM: Towards the Factory of the Future / На пути к фабрике будущего

        Если это не про цифровую трансформацию, то про что? Это я больше по критике этого пафосного термина, вынесенного в заголовок статьи.

        Зарубежные решения могут просто выключиться …

        Вы про YouTube и еще десятки подобных?

        Даже самому совершенному самолету нужен пилот. Без людей — все груда железа;

        Посадка Бурана в полностью в автоматическом режиме и современные autonomous aircraft? Беспилотные автомобили Яндекса? 


        1. gimatdinov
          27.12.2024 11:07

          Тут, как я понял, речь идет о конкретной "движухе", а именно реализации "Методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием" (https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/).
          Люблю и ненавижу такие документы :) Как и "Редкая птица долетит до середины Днепра", так и редкий человек поймет такие документы.
          Надо как-нибудь в качестве эксперимента принести такой документ на собеседование, дать кандидату 30 минут на изучение, потом пусть расскажет, что понял, или лучше схему нарисует :)