Эксплуатировать существующую ИТ-архитектуру или нам нужен переход на другую ступеньку развития. Остаться в 4 поколении, потом сделать 4+/-, потом, как принято в военной авиации, 4++/-, 4++/- с хвостиком, с бантиком и т.д. или переходить на поколение 5. Идем пешком или бежим?
Еще немного архитектурной лирики. ИТ-архитектура не висит в воздухе, она должна соответствовать требованиям. Это фундаментальное свойство. Какие сейчас требования, что именно нужно бизнесу? Четко сформулировать трудно, даже сам бизнес формулирует, что-то, но нужно понять, что это значит. Попробуем, замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» и разработать архитектуру типовой цифровой трансформации типовой организации. Рассматривать будем на примере ИТ-архитектуры ВТБ.
Общая структура СЦТ
Итак, сейчас на рынке происходит массовая движуха. Искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое. Кажется, броуновское движение, — но попробуем систематизировать. В качестве модели предлагаю типовую стратегию цифровой трансформации (у нас и критерии оценки есть, будет интересно – пишите в комментариях и это осветим излучателем). В ней представлены ключевые тренды, если что-то забыл — приглашаю к дискуссии.
Типовая стратегия цифровой трансформации (ТСЦТ), что это такое? Двумя словам, ТСЦТ — это то, куда и зачем идет организация (например, ваша мой читатель).
Архитектура ТСЦТ выглядит следующим образом:
вызовы рынка, цели, задачи, направления — это общая система координат ТСЦТ;
наше положение или траектория в этой системе координат — это активности, в рамках которых, мы достигаем определенных целей.
Общая структура (архитектура) такая – теперь пройдем краткий курс по ТСЦТ.
Вызовы
Вызовы — это то, что необходимо учитывать, чтобы не оторваться от реальности. Это необходимо, но недостаточно. Нужна еще суверенность в принятии решений: никакой поставщик технологии, продукта или оборудования не должен мешать нам двигаться по намеченной траектории. Перефразировав З. Бжезинского: «Если ваша стратегия зависит от какого-то поставщика, то это точно ваша стратегия?»
Это гигиена, но мы организация, зарабатывающая на сервисах, предоставляемых клиентам. А значит сервис клиенту должен быть удобен. Нужно сформировать у него ощущение, что ему созданы уникальные условия. Если это так, то увести у нас такого клиента очень затруднительно. Клиент клиентом, но и внутри у нас должно быть эффектно и надежно.
Цели
Итак, мы суверенны, клиент доволен и в нашем королевстве полный порядок. Понятно, но, что нужно для ответа на эти вызовы? В СЦТ определены следующие цели:
Суверенитет или импортозамещение:
— Очень важно понимать, что это не указ Президента или Правительства. Зарубежные решения могут просто выключиться или сливать данные на сторону. Тогда комфорт клиента и эффективность уже не актуальны. Полную гарантию можно иметь только с суверенными, отечественными решениями.-
Что по довольному клиенту:
— Качественный, актуальный сервис по всем возможным цифровым каналам. Можно, конечно, подписывать договор ипотеки на гербовой бумаге, золотым пером и чернилами из моллюсков, которым византийские императоры красили свои пурпурные одежды, но большинство предпочтет удаленную цифровую подпись;— Некоторые считают, что данные — это нефть 21-го века. А значит нужен новый уровень управления данными: собрать, очистить, обработать и воспользоваться результатом этой обработки, например, на основе данных о перемещении людей, выбрать места для размещения офисов;
В части эффективности:
— Находить новые точки роста на основе бизнес-моделей;
— Выводить продукты на рынок. Сейчас на рынке сложилась ситуация расширения бизнеса. Если мы будем долго раскачиваться, то придем к шапочному разбору.
Направления
Вызовы определяют в каких направлениях мы движемся для достижения целей:
Суверенитет — сквозная тема, не буду комментировать;
Цифровые решения — выбор между ЭЦП и золотым пером с моллюсками очевиден;
Для цифровых решений нужна цифровая инфраструктура — они не могут «висеть» в воздухе;
Безопасность — все понятно, нужна также, как и суверенитет;
Модель управления должна всегда соответствовать ситуации на рынке и в стране;
Кадры — человеческий капитал, это ключевое направление. Даже самому совершенному самолету нужен пилот. Без людей — все груда железа;
Остальные направления — мы же в государстве живем. Регулятор — это святое.
Добавляйте свое, если есть – принцип, кажется, понятен.
Итог
Так выглядит система координат ТСЦТ. Где же мы сейчас в этой системе координат? Наше положение — это инициативы, которые мы предпринимаем в этом пространстве.
Смотрите на свои программы и проекты, там точно решаются цели вашей СЦТ. СЦТ — система координат развития любой приличной организации, затрагивающая различные виды деятельности организации, но нас будет интересовать именно ИТ-архитектура. СЦТ позволяет нам получить требования к ИТ-архитектуре, которые в ней должны быть утверждены.
Мы закончили постановку задачи:
Определились с терминами в части ИТ-архитектуры;
Рассмотрели траекторию развития корпоративной архитектуры финансовых организаций, от Луки Пачоли, до микросервисной архитектуры и главные факторы изменений: сложность и нагрузка;
Определили в СЦТ систему координат, в которой развивается ИТ-архитектура ВТБ в детали которой мы погрузимся в следующей части нашего курса.
itGuevara
Написано так, как будто ровно этого же не было 30 лет назад. Зачем понадобились новые термины для старых концепций?
Vrunov Автор
Не соглашусь, я уже трудился 30 лет назад, так что хорошо помню. 30 лет назад не было мобильных телефонов, возможность по обработке данных, геолокации, в Телебанке ГутаБанка (правда это 25 лет назад), который многоми эволюциями теперь ВТБ Online было около 30 тысяч сессий в сутки(!). Сейчас мы находимся находимся на смене технологического уклада.
Конечная точка пока не понятно, но вектор движения и следующий шаг уже понятен. Если это так, то нужна СЦТ. Как с Жванецкого в "Одесском параходе" - "Разве это экипаж? Они все плывут в разные стороны". Это если говорить про организацию, такую как ВТБ, но даже Правительство РФ требует таких стратегий, т.к. у него есть своя, и оно как-то рассчитывает что и мы выровняется и на следующем технологическом этапе наша Родина не будет похожа на "Одесский пароход". Конечно и 30, и 100, и даже 1000 лет назад, были стратегии в этом ничего нового нет, я и не говорил про новый термин. Я ввел термин типовая, т.к. СЦТ обязательный артефакт любой трансформации(без нее никак), а раскрыть СЦТ ВТБ я , по вполне понятным причинам не могу, я просто сделал такую среднестатистическую и назвал ее типовой. Вот и все. Ответил на вопрос?
itGuevara
Про термин «цифровая трансформация». Этот термин что-то новое описывает?
Я не про термин «цифровая трансформация ГутаБанка», а про «цифровая трансформация".
Стандарт Advanced Mobile Phone System (AMPS) разработан в Bell Labs в 1983 году. Развертывать коммерческой сети цифровой сотовой связи (2G) начали в 1993 году на D-AMPS как замена аналоговой AMPS (1G) – это разве не «цифровая трансформация»?
Когда становится сложно продавать 20 лет одно и тоже, то периодически нужно менять хотя бы вывеску.
Изначально были Департаменты / Управления Информатизации (до появления информатизации – Управления механизации), потом их переименовали в Департаменты автоматизации (и связи) или «Информационных технологий», сейчас мода на Департаменты цифровизации (цифрового развития, digital-технологий) или Цифровой трансформации. А концептуально то что изменилось? «Дижитализации» 30 лет назад не было что-ли? «вы не понимаете, это другое» (мем).
Вспомним, что «цифровое предприятие» (digital enterprise) – это «новости» от 1988 – 1994 года из «уст» профессора Шеера (ARIS, 1992):
1988 CIM: Computer Integrated Manufacturing: Computer Steered Industry, CIM: Компьютерно-интегрированное производство: Компьютерное управление промышленностью
1994 CIM: Towards the Factory of the Future / На пути к фабрике будущего
Если это не про цифровую трансформацию, то про что? Это я больше по критике этого пафосного термина, вынесенного в заголовок статьи.
Вы про YouTube и еще десятки подобных?
Посадка Бурана в полностью в автоматическом режиме и современные autonomous aircraft? Беспилотные автомобили Яндекса?
gimatdinov
Тут, как я понял, речь идет о конкретной "движухе", а именно реализации "Методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием" (https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/).
Люблю и ненавижу такие документы :) Как и "Редкая птица долетит до середины Днепра", так и редкий человек поймет такие документы.
Надо как-нибудь в качестве эксперимента принести такой документ на собеседование, дать кандидату 30 минут на изучение, потом пусть расскажет, что понял, или лучше схему нарисует :)