Эксплуатировать существующую ИТ-архитектуру или нам нужен переход на другую ступеньку развития. Остаться в 4 поколении, потом сделать 4+/-, потом, как принято в военной авиации, 4++/-, 4++/- с хвостиком, с бантиком и т.д. или переходить на поколение 5. Идем пешком или бежим?
Еще немного архитектурной лирики. ИТ-архитектура не висит в воздухе, она должна соответствовать требованиям. Это фундаментальное свойство. Какие сейчас требования, что именно нужно бизнесу? Четко сформулировать трудно, даже сам бизнес формулирует, что-то, но нужно понять, что это значит. Попробуем, замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» и разработать архитектуру типовой цифровой трансформации типовой организации. Рассматривать будем на примере ИТ-архитектуры ВТБ.
Общая структура СЦТ
Итак, сейчас на рынке происходит массовая движуха. Искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое. Кажется, броуновское движение, — но попробуем систематизировать. В качестве модели предлагаю типовую стратегию цифровой трансформации (у нас и критерии оценки есть, будет интересно – пишите в комментариях и это осветим излучателем). В ней представлены ключевые тренды, если что-то забыл — приглашаю к дискуссии.
Типовая стратегия цифровой трансформации (ТСЦТ), что это такое? Двумя словам, ТСЦТ — это то, куда и зачем идет организация (например, ваша мой читатель).
Архитектура ТСЦТ выглядит следующим образом:
вызовы рынка, цели, задачи, направления — это общая система координат ТСЦТ;
наше положение или траектория в этой системе координат — это активности, в рамках которых, мы достигаем определенных целей.
Общая структура (архитектура) такая – теперь пройдем краткий курс по ТСЦТ.
Вызовы
Вызовы — это то, что необходимо учитывать, чтобы не оторваться от реальности. Это необходимо, но недостаточно. Нужна еще суверенность в принятии решений: никакой поставщик технологии, продукта или оборудования не должен мешать нам двигаться по намеченной траектории. Перефразировав З. Бжезинского: «Если ваша стратегия зависит от какого-то поставщика, то это точно ваша стратегия?»
Это гигиена, но мы организация, зарабатывающая на сервисах, предоставляемых клиентам. А значит сервис клиенту должен быть удобен. Нужно сформировать у него ощущение, что ему созданы уникальные условия. Если это так, то увести у нас такого клиента очень затруднительно. Клиент клиентом, но и внутри у нас должно быть эффектно и надежно.
Цели
Итак, мы суверенны, клиент доволен и в нашем королевстве полный порядок. Понятно, но, что нужно для ответа на эти вызовы? В СЦТ определены следующие цели:
Суверенитет или импортозамещение:
— Очень важно понимать, что это не указ Президента или Правительства. Зарубежные решения могут просто выключиться или сливать данные на сторону. Тогда комфорт клиента и эффективность уже не актуальны. Полную гарантию можно иметь только с суверенными, отечественными решениями.-
Что по довольному клиенту:
— Качественный, актуальный сервис по всем возможным цифровым каналам. Можно, конечно, подписывать договор ипотеки на гербовой бумаге, золотым пером и чернилами из моллюсков, которым византийские императоры красили свои пурпурные одежды, но большинство предпочтет удаленную цифровую подпись;— Некоторые считают, что данные — это нефть 21-го века. А значит нужен новый уровень управления данными: собрать, очистить, обработать и воспользоваться результатом этой обработки, например, на основе данных о перемещении людей, выбрать места для размещения офисов;
В части эффективности:
— Находить новые точки роста на основе бизнес-моделей;
— Выводить продукты на рынок. Сейчас на рынке сложилась ситуация расширения бизнеса. Если мы будем долго раскачиваться, то придем к шапочному разбору.
Направления
Вызовы определяют в каких направлениях мы движемся для достижения целей:
Суверенитет — сквозная тема, не буду комментировать;
Цифровые решения — выбор между ЭЦП и золотым пером с моллюсками очевиден;
Для цифровых решений нужна цифровая инфраструктура — они не могут «висеть» в воздухе;
Безопасность — все понятно, нужна также, как и суверенитет;
Модель управления должна всегда соответствовать ситуации на рынке и в стране;
Кадры — человеческий капитал, это ключевое направление. Даже самому совершенному самолету нужен пилот. Без людей — все груда железа;
Остальные направления — мы же в государстве живем. Регулятор — это святое.
Добавляйте свое, если есть – принцип, кажется, понятен.
Итог
Так выглядит система координат ТСЦТ. Где же мы сейчас в этой системе координат? Наше положение — это инициативы, которые мы предпринимаем в этом пространстве.
Смотрите на свои программы и проекты, там точно решаются цели вашей СЦТ. СЦТ — система координат развития любой приличной организации, затрагивающая различные виды деятельности организации, но нас будет интересовать именно ИТ-архитектура. СЦТ позволяет нам получить требования к ИТ-архитектуре, которые в ней должны быть утверждены.
Мы закончили постановку задачи:
Определились с терминами в части ИТ-архитектуры;
Рассмотрели траекторию развития корпоративной архитектуры финансовых организаций, от Луки Пачоли, до микросервисной архитектуры и главные факторы изменений: сложность и нагрузка;
Определили в СЦТ систему координат, в которой развивается ИТ-архитектура ВТБ в детали которой мы погрузимся в следующей части нашего курса.
itGuevara
Написано так, как будто ровно этого же не было 30 лет назад. Зачем понадобились новые термины для старых концепций?
Vrunov Автор
Не соглашусь, я уже трудился 30 лет назад, так что хорошо помню. 30 лет назад не было мобильных телефонов, возможность по обработке данных, геолокации, в Телебанке ГутаБанка (правда это 25 лет назад), который многоми эволюциями теперь ВТБ Online было около 30 тысяч сессий в сутки(!). Сейчас мы находимся находимся на смене технологического уклада.
Конечная точка пока не понятно, но вектор движения и следующий шаг уже понятен. Если это так, то нужна СЦТ. Как с Жванецкого в "Одесском параходе" - "Разве это экипаж? Они все плывут в разные стороны". Это если говорить про организацию, такую как ВТБ, но даже Правительство РФ требует таких стратегий, т.к. у него есть своя, и оно как-то рассчитывает что и мы выровняется и на следующем технологическом этапе наша Родина не будет похожа на "Одесский пароход". Конечно и 30, и 100, и даже 1000 лет назад, были стратегии в этом ничего нового нет, я и не говорил про новый термин. Я ввел термин типовая, т.к. СЦТ обязательный артефакт любой трансформации(без нее никак), а раскрыть СЦТ ВТБ я , по вполне понятным причинам не могу, я просто сделал такую среднестатистическую и назвал ее типовой. Вот и все. Ответил на вопрос?
itGuevara
Про термин «цифровая трансформация». Этот термин что-то новое описывает?
Я не про термин «цифровая трансформация ГутаБанка», а про «цифровая трансформация".
Стандарт Advanced Mobile Phone System (AMPS) разработан в Bell Labs в 1983 году. Развертывать коммерческой сети цифровой сотовой связи (2G) начали в 1993 году на D-AMPS как замена аналоговой AMPS (1G) – это разве не «цифровая трансформация»?
Когда становится сложно продавать 20 лет одно и тоже, то периодически нужно менять хотя бы вывеску.
Изначально были Департаменты / Управления Информатизации (до появления информатизации – Управления механизации), потом их переименовали в Департаменты автоматизации (и связи) или «Информационных технологий», сейчас мода на Департаменты цифровизации (цифрового развития, digital-технологий) или Цифровой трансформации. А концептуально то что изменилось? «Дижитализации» 30 лет назад не было что-ли? «вы не понимаете, это другое» (мем).
Вспомним, что «цифровое предприятие» (digital enterprise) – это «новости» от 1988 – 1994 года из «уст» профессора Шеера (ARIS, 1992):
1988 CIM: Computer Integrated Manufacturing: Computer Steered Industry, CIM: Компьютерно-интегрированное производство: Компьютерное управление промышленностью
1994 CIM: Towards the Factory of the Future / На пути к фабрике будущего
Если это не про цифровую трансформацию, то про что? Это я больше по критике этого пафосного термина, вынесенного в заголовок статьи.
Вы про YouTube и еще десятки подобных?
Посадка Бурана в полностью в автоматическом режиме и современные autonomous aircraft? Беспилотные автомобили Яндекса?
gimatdinov
Тут, как я понял, речь идет о конкретной "движухе", а именно реализации "Методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием" (https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/).
Люблю и ненавижу такие документы :) Как и "Редкая птица долетит до середины Днепра", так и редкий человек поймет такие документы.
Надо как-нибудь в качестве эксперимента принести такой документ на собеседование, дать кандидату 30 минут на изучение, потом пусть расскажет, что понял, или лучше схему нарисует :)
itGuevara
Так и вопрос к автору, что он понимает под «цифровой трансформацией», вынесенный в заголовок его статьи. Переход с одной цифровой АБС на другую такую же цифровую (более цифровую)? Кстати, чем лучше омниплатформа ВТБ (внутри собственная АБС видимо) чем ЦФТ DBI?
Вообще какие конкретно проекты ВТБ автор относит к Цифровой трансформации (ЦТ)? Я считал примерами ЦТ: переход от аналога к цифре, например, от AMPS к D-AMPS, от «бумаги» к СЭД, внедрение ДБО и т.п. Этого сейчас нет в банке? Незначительно увеличить (или снизить) уровень автоматизации пары бизнес-процессов – это и есть ЦТ?
Хотелось бы про «омниканальность в ВТБ». Я несколько раз писал жалобы на почтовый адрес ВТБ, но их не принимали, отсылая меня в другие каналы: в «форму обратной связи» или в мобильное приложение. Это и есть омниканальность? Не нужна мне такая омниканальность. Вообще, омниканальность применительно к АБС ВТБ – это про что? Полагаю, что «омниканальность» - чисто маркетинговый термин (и маркетинг ВТБ так вроде говорит) и к ИТ-архитектуре отношение не имеет, там иные термины (SOA, ESB и т.п.).
Насколько я понял из второй части ставится знак равенства «Омниплатформа ВТБ» и микросервисы (Поколение 5), а далее:
Мои попытки написать на email банка ВТБ не попали в его «омниканальность»?
Еще пример "омниканальности ВТБ" в офисе ВТБ. Высвечивается на табло номер моего талона в кассу ВТБ, но подходит девушка из канала «Привилегия» (тоже омниканал?) и говорит – «я иду вне очереди, жди». Заводит \ выводит из кассы своего привилегированного клиента, кассир жмет кнопку «следующий» (на табло появляется новый номер) и мне она (которая из Привилегии) говорит: Вам теперь нужно взять Новый талон … т.е. талон в конец очереди. Кассир только "жмет плечами" и сочувствует.
Если называть вещи своими именами, то ни о каких 4++ речи в проектах импортозамещения обычно не идет, т.к. это в подавляющих случаях или «откат назад» (иногда очень далеко) или «поменять шило на мыло». Пример первого (BPM): заменить ARIS на Business Studio \ Process Studio, пример второго (WFE): bpm'online на bpmSoft.
Кстати, отечественные решения могут ровно также «просто выключиться» (сами закроются или «их закроют»). Тут более-менее гарантия только у Open Source или proprietary.
Про Мет Рекомендации. Подобные документы – достаточно безобидные (бумага все стерпит). Куда хуже, когда МинЦифры в своих документах делает с ошибками «копии-паст» из Международных стандартов.
Если четко следовать документам МинЦифры, то ЭП в РФ вообще работать не будет, см.
например, пункт №6 приказа №472 весь с ошибками. На примере Content-type:
И если бы разработчики софта ЭП смотрели не в RFC, а в приказы МинЦифры, то надежнее было бы «подписывать золотым пером».
Пара определений из Мет Рекомендаций Минцифры:
Например, «мобильные технологии (с использованием мобильных устройств)» - как упомянутый выше AMPS – судя по определению тоже "цифровая технология"?
И где в проектах Цифровой трансформации банка (ВТБ или иного) комплексное преобразование его бизнес-модели? Полагаю, что даже внедрение цифрового рубля бизнес-модель банка не изменит: считай плюс еще одна валюта добавится, причем не думаю, что выгодная для коммерческого банка.
Vrunov Автор
Согласен у нас и есть такой документ, за все хорошее и навстречу решениям ХХVII и 19-ой партКонференции. Мы как раз проанализировали и структурировали. И получилось
В 3-ем эпизоде обезличенная СЦТ. Поэтому и типовая. Кстати мы идем по ней.
По сути вытащили из высокоуровнего документа требования к архитектуре вообще. И получили вектор технологического развития по которому и нужно двигаться
Более того, мы разработали методику оценки ИТ-ландшафта организаций Группы ВТБ на соответствие этой стратегии. Набор квантитативных критериев
Нормировали их по цветам светофора
И теперь можем просто считать по первичке об ИТ-ландшафте.
И оценили несколько организаций - это уже секрет. Закончим - напишу статью, но получилось симпатично. Если интересно. Методика универсальная, ее можно адаптировать к любой организации.
Даже в абстрактной воде можно ловить рыбу, нужно только подобрать приманку и проводку. На том и стоим.
Vrunov Автор
Понял. Сейчас термин "цифровая трансформация" в информационном поле. Не я его ввел в оборот, просто использую тот термин, который понятен.Сейчас, как я и писал выше, идет фазовый переход. Больший акцент на цифровое самообслуживание, есть уже законодательно подтвержденные возможности удаленных сделок, чего не было 10 лет назад, мы умеем, ну кто умеет, автоматически масштабироваться под всплески активности клиентов, нам нужно выводить новые сервисы (надежные сервисы) за недели. Сейчас у нас по 9 релизов в сутки. Все что Вы говорите по багаж, верно, можно еще подкинуть, но суть в другом, мне кажется сейчас накапливается критическая масса знаний и умений, которые выведут нас на новую парадигму (как у т.Куна). Именно сейчас созрел переход к 5-му поколению. На настаиваю на номере поколения, принимайте свою классификацию, неПриниципиально. Ключевое накопилась критическая масса и я попытался осмыслить, точнее изложить свои соображения по этому поводу.
Про продажи - Вы правы при капитализме нужно постоянно оборачивать в новую обертку старый продукт. За все приведенные примеры их авторы конечно получали зарплату. Это понятно, я-то ничего не продаю, раздаю бесплатно. Даже не предлагаю присоединяться, наоборот я приглашаю к дискуссии. И наша переписка весьма лестна для меня, именно дискуссии я и хотел. Мне ни лайки и не просмотры, нужно чтобы текст прочитали пару десятков заинтересованных, мы бы собрались в кружок о подумали бы вместе. Один в поле не воин, подняться побежать в атаку конечно кто-то должен первым, но если не услышал за спиной топота ног - может рано вылез из окопа.
Про отключить я не совсем имел в голове YouTube. Если его выключат, ну и что, да найти рецепт копчения грудинки в смокере будет сложнее, но нестрашно, тем более все мои источники такой информации уже подключились и к отечественным площадкам. Я заполнил слова моего руководителя (ВВК для тех, понимает :) ), мысль была следующая : импортозаместиться нужно не потому, что указ, КПЭ и т.д. а потому что может отключиться криптография, аналитика - это еще полбеды - видно, а если начнет сливать информацию, а мы и не знаем. Тут отличите импортозамещения от ИТ-суверенитета. Видимо как я понятно написал.
Про Буран. Я сам из Калининграда (МО), мой отец проектировал турбопривод в Энергии(ракета такая). Он человек, он заложил в машину частичку пилота. При посадке рядом с Бураном летел самолет в нем тоже был пилот (Станкявичус кажется), который контролировал посадку. Мой брат с его(Снакявичуса) сыном в летном учился. Мир тесен:) Тут мы выходим на дискуссию робот-человек. Конечно рутинные задачи должен решать автомат, как в случае с Бураном, но что-то значимое, на мой взгляд может достичь связка , а не противопоставление. Есть искусственный интеллект( с ним тоже все носятся, хотя придумано все было относительно давно), если естественный, тут единство и борьба противоположностей, и приходим к гибридному интеллекту "человек-машина". Машина взлетает и садится, как в современных гражданских самолетах, но неШтатные решения за человеком, машина позволяет сконцентрировать на необычном.