![image](https://habrastorage.org/webt/hd/xf/_h/hdxf_hvm1qrazobnsztjm2eujue.jpeg)
В середине января Nokia дала «добро» университету Аалто на публикацию огромного архива ранее конфиденциальных документов. Открытие доступа к таким документам очень важно для понимания того, как Финляндия, в отрыве от остального мира, смогла создать свою философию дизайна для портативных устройств. Помимо весьма запоминающихся дизайнов, компания всегда старалась будто бы совершить прыжок во времени: какой концепт ни посмотри — все напоминают современные устройства. Правда, многие из концептов больше напоминали иллюстрации к какой-то научной фантастике. Но реализовать игровое устройство у них таки получилось в виде смартфона N-Gage. Благодаря обнародованным архивам, мы можем лишний раз убедиться, что маркетологи Nokia смотрели слишком далеко в будущее, игнорируя реалии тех лет. Привело всё это к тому, что N-Gage потерпела крах.
Но как зарождалась идея игрового смартфона? Да, на Хабре в последнее время уже вышли материалы про N-Gage, но они больше технические, и не затрагивают архивные материалы, как и не рассказывают про менее успешную платформу N-Gage 2.0. Эта же статья — больше про историю того, как Nokia пыталась позиционировать устройство и платформу.
Первые идеи игрового устройства у Nokia были ещё в конце девяностых, когда у Nintendo ещё не было Game Boy Advance, а Java-игры в телефонах ещё не появились. Концепции, которые вылились в презентации для внутреннего использования, тогда выглядели как что-то невероятно футуристическое, сейчас поражают тем, насколько финская корпорация точно попала своим видением гейминга будущего. Сенсорные экраны, вибрация, управление движениями — всё это было ещё в презентации от 1999 года. Одной же из ключевых фишек, которую уже в те годы продвигали к воплощению в реальность — мультиплеер из любой точки мира. Фичей с мультиплеером Nokia будет упорно продвигать будущую новинку — N-Gage.
![image](https://habrastorage.org/webt/km/n2/vr/kmn2vrdxuef-qgeutgszizd4gj4.jpeg)
Изначально компания не хотела делать что-то, что было хоть как-то похоже на телефон: концепты скорее походили на аналог Game Boy. Но здравый смысл подсказывал, что устройство должно больше походить на средство связи.
![image](https://habrastorage.org/webt/0m/dd/a2/0mdda2lidn-2uh_kq3pr52hynzk.png)
▍ Хау ду ю ду, феллоу кидс?
Но мало вдохновляться на дизайн — нужно ещё и правильно таргетировать продукт. Тут мы можем увидеть мудборд, в котором говорится, что устройство, вообще-то, «премиального» уровня, а целевая аудитория N-Gage — «активные геймеры, играющие в различные игры при различных обстоятельствах» в возрасте 18-35 лет (разброс, конечно, комический). В качестве приемлемых слов в маркетинговых материалах предлагали использовать в том числе и такие слова, как underground, independent и даже rebellious. Ну а среднестатистический покупатель игрового смартфона должен был смотреть в сторону концепт-кара Nissan Ideo, носить часы Storm Microcamera, хотеть купить очки Olympus Eye-Trek (стоимостью более тысячи долларов) и предпочитать обувь модного бренда Swear. Добивает всё весьма неоднородное представление того, кто же всё-таки ЦА будущего устройства: трёхмерная модель девушки японской дизайнерской компании, фотографии каких-то молодых людей на тусовке (олицетворение «создания сильных связей с друзьями») и скейтеров (по версии Nokia, так выглядят нонконформисты и борцы с системой), судя по всему, и в этот коллаж затесался даже персонаж из Final Fantasy: Crystal Chronicles. А ещё фото корейских киберспортсменов, скорее всего. Забавно, что названия некоторых устройств написаны с ошибками. Дядям и тётям в пиджаках, которые до этого делали средства связи, очень плохо понимали, как им делать игровое устройство, интересное молодым людям.
![image](https://habrastorage.org/webt/_i/hx/f3/_ihxf3nflzfwwjwvnqml-idw_go.jpeg)
Судя же по другой презентации, подобное N-Gage устройство планировали пиарить через ночные клубы и другие подобные заведения для «альтернативной» молодёжи. И все эти презентации подавались на серьёзных щах, будто бы реально «Гагой» интересовались именно вот такие молодые ребята. Но это было абсолютно не так. Реальная аудитория N-Gage, которой были интересны игры — геймеры, представьте себе! Я и сам помню, как в 2003-2004 годах пускал слюни на этот дорогущий аппарат, читая обзоры на игры для «Гаги».
Изначально у N-Gage был дизайн с QWERTY-клавиатурой
![image](https://habrastorage.org/webt/dl/ji/wx/dljiwxopc-jihxybmqdtyyl-ita.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/0p/qo/rg/0pqorglejm73j5u0eph-wgkp2w0.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/dl/ji/wx/dljiwxopc-jihxybmqdtyyl-ita.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/go/_i/eb/go_iebcn8meyjeumwtmfv5jd5zg.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/5_/_9/li/5__9li2bum2tqzqqlmd4mxbf4ny.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/cq/w3/ae/cqw3aesqbudhwawstfppq20w5ao.jpeg)
Оригинальную N-Gage начали пиарить целым европейским туром в августе 2003-го. Журналистам профильных и не очень СМИ рассказывали, каким крутым будет устройство, что при цене за 299 баксов за сам смартфон и играм по 30–40 равных не будет.
![](https://habrastorage.org/webt/id/b7/q0/idb7q09rzpap0il5uxqwpqyxava.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/z_/gc/fh/z_gcfh2ndjc6tok6o7kreeiwq3o.jpeg)
Однако даже у самых лояльных журналистов были вопросы. Когда на презентациях объявляли цену в 300 долларов, никто не аплодировал, стояла лишь неловкая тишина: Game Boy Advance — всё ещё самая продаваемая портативная консоль, а на прошедшей E3 2003 Sony анонсировали Playstation Portable. Саму консоль тогда не показали, но вот диск UMD вызвал бурные аплодисменты: все понимали, что консоль будет мощной. GBA, вышедшая в 2001-м, уже продавалась по сниженной до 80 баксов цене, а новенькая GBA SP в более компактном корпусе и подсветкой стоила не сильно дороже — ровно сто долларов. И казалось бы: ну 300 баксов — не так уж и дорого за смартфон на Symbian! Однако устройство рассматривали именно как консоль с возможностью использования в том числе и как смартфона.
![](https://habrastorage.org/webt/ue/ox/un/ueoxunsejppgauy28qtdxtfbadq.jpeg)
Надо сказать, что Nokia очень старалась продвигать трубки, направленные на потребление контента. Среди них были и устройства с горизонтальной ориентацией. Проект носил название Seeds, и его целью было создавать мобильники, которые, как и N-Gage, должны были подходить для молодёжного сегмента. В документах всё так же говорилось, что целевая аудитория — нонконформисты, скейтеры и прочие «не такие, как все». Дизайн у устройств этого проекта был явно не от мира сего: то летающие тарелки, то пудреницы, то степ-секвесоры. В том же концепт-документе показывают устройство, которое выглядит по-разному, но явно предназначено именно для потребления контента. Интересно, что описывали такого рода устройство в том числе и как игровое. Позже концепт выльется в смартфон Nokia 7700, однако в продажу так и не поступит. Зато поступит доработанная версия, 7710: дизайн строгий, с намёком на то, что основной аудиторией должны быть дяди в пиджаках. Работало устройство на базе железа, которое было откровенно слабовато для довольно высокого разрешения тачскрина — даже система тормозила. Получился парадокс: стоил смартфон дорого, пользоваться было им не очень-то и удобно, да и весь софт был для стандартного Symbian Series 60, а не Series 90.
Но N-Gage всё-таки вышла в конце 2003-го. Это была катастрофа: никто не понимал, какой вообще смысл в этом устройстве. Если добавить ещё немного денег, можно было взять Nokia 3650 — весьма необычно выглядящий молодёжный смартфон на базе всё того же Symbian, но с камерой и ИК-портом (Bluetooth тогда был ещё в новинку). А главное — железо было то же, что у «Гаги». В США в первую неделю продаж на 100 проданных GBA приходилась одна Nokia N-Gage. Через три недели после начала продаж сеть магазинов GameStop начала делать скидки чуть ли не в сто баксов.
Вопросов к девайсу было много. Расположение разговорного динамика и микрофона сбоку корпуса не вызывало комфорта у потребителей — на Западе N-Gage прозвали taco phone, у нас — «чебурашкой». Что интересно, практически поступивший в продажу 7700 тоже предполагал звонки именно в таком варианте, а потому в промоматериалах устройство стыдливо демонстрировали с подключённой проводной гарнитурой для разговоров.
Но главной проблемой стали, конечно же, игры и их реализация: когда даже на презентациях показывали игры 6-7-летней давности и просили за них полную стоимость, у людей не возникало сильного желания снова покупать те же самые игры, которые ещё и выглядят и играются хуже. Более того, некоторые из них и вовсе работали буквально с покадровым фреймрейтом.
Не верьте этому рекламному ролику: в Red Faction совсем не такой высокий fps!
Тайтлы поставлялись на карточках MMC в боксах с мануалами — всё как у нормальных консолей. Вот только слот для карт памяти у «консоли» был один, и тот — под батареей. ПОД БАТАРЕЕЙ, КАРЛ! В ИГРОВОМ СМАРТФОНЕ, КАРЛ! То есть, ДА — чтобы запустить игру, вам нужно было выключить девайс, снять крышку, вытащить аккумулятор, вставить карту с игрой, проделать весь процесс в обратном порядке. Хотите поменять игру? Повторяете процесс. Ой, вам хочется послушать музыку или установить игры на карту памяти? ПЕРРР(ггхх-тьфу)КЕЛЕ!
![](https://habrastorage.org/webt/uz/tf/h_/uztfh_idwozf7why9gjjhtsshwa.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/6j/8j/sf/6j8jsfv--3r7t9qsmqmgw7vx6wm.jpeg)
Nokia была непреклонна в своём веровании в N-Gage. Но они и не отрицали, что игровой смартфон получился, мягко говоря, очень спорным. Благодаря безупречной репутации, компании многое сходило с рук, и они могли себе позволить выпускать в широкую продажу концепт-фоны, сошедшие прямиком с презентаций концепт-артов, которыми абсолютно неудобно пользоваться (телефоны в виде палочек без клавиатуры и с маленькими экранчиками были верхом абсурда). Всего год спустя, в 2004-м, компания выпустит N-Gage QD с более «молодёжным» дизайном, на который, вообще-то, и ориентировались изначально, добавили горячую замену карт памяти и разговорный динамик на переднюю часть корпуса. Однако было уже поздно — Nintendo выпустила DS, Sony — PSP. Тратить 200 баксов на нЕмощное устройство 2003 года уже никто не хотел. А когда озвучили цену Playstation Portable в 250 долларов, всем стало понятно, что Nokia уже ничем не помочь.
![](https://habrastorage.org/webt/m9/n3/x8/m9n3x8ieh7ihmnds7ekvurpvgfy.jpeg)
Главная беда Nokia была в том, что компания жила концептами, которые порой слабо вязались с суровой реальностью. Когда вышла N-Gage, мобильный интернет в европейской части мира был медленным и дорогим (в России — ОЧЕНЬ ДОРОГИМ). Но при этом одной из главных фич портативки был мультиплеер через сервис N-Gage Arena. Одно дело — локальный мультиплеер через Bluetooth, другое — онлайн. Западный мир был к этому абсолютно не готов. Даже в 2005 году, когда уже потихоньку внедрялись сотовые сети третьего поколения, не все имели устройства, поддерживающие 3G, и не все были готовы платить за загрузку контента. Однако Nokia стояла на своём: они анонсировали возможность загружать N-Gage-тайтлы на другие смартфоны Nokia — как через ПК, так и сразу через сотовую сеть.
Этой идее так и не было суждено сбыться. Куда более смешными выглядели рассказы о том, какое мощное железо у консоли, с демонстрацией крутой трёхмерной демки – хотя на самом деле, этого самого железа еле хватало на то, чтобы какая-нибудь Call of Duty работала хотя бы при пяти кадрах в секунду. Компании хватило смелости вернуться на E3 2006 с презентацией новых игр, которые теперь запускались и на других смартфонах.
Правда, N-Gage работала на базе Symbian 6, а приложения с этой ОС могли работать и на седьмой, и восьмой версии системы. Добрая часть библиотеки запускается и на других смартфонах, если железо позволяет. Правда, часть игр работает либо с артефактами графики, либо без звука. Но и это «лечится» установкой дополнительных библиотек. Некоторые могут и вовсе не запускаться — но тут уж ничего не поделать.
▍ Будущее платформы
Однако ещё в 2004 году Nokia начала думать, что дальше делать с брендом N-Gage. Все эти разговоры и демонстрации запуска игр N-Gage на других смартфонах компании были неспроста: в февральской презентации для внутреннего использования предлагалось назвать платформу, как N-Gage X или N-Gage+. Второй вариант, судя по всему, рассматривался более серьёзно. Более того, тогда впервые заговорили о приемнике оригинальной платформы. Смартфоны, совместимые с играми с оригинальной «Гаги», планировали обозначать серебряным логотипом со знаком +. Но был и оранжевый значок, на котором красовался не только «плюс», но и цифра 2. «Плюса» на серебряном фоне мы так и не увидели. Но вот оранжевый цвет появится спустя пару лет в рекламных материалах N-Gage 2.0.
![image](https://habrastorage.org/webt/az/sv/8z/azsv8zhmhh0ty9zprk9dvcjdwb4.png)
2007 год стал для многих ударом: Apple показали первый iPhone. Раньше Nokia могла позволить себе выпускать даже самые нишевые продукты, но теперь в компании всерьёз забеспокоились. Реакция внутри компании была однозначной: все понимали, что хоть «Айфон» продукт и премиальный, но он будет популярным, несмотря на цену. И он стал популярным. Но Nokia всё равно продолжила выпускать кнопочные смартфоны, которые были дороже аппарата от Apple, но имели хорошие камеры и кнопки. Да, тогда сенсорные экраны всё ещё ассоциировались с чем-то на базе Windows Mobile или Palm и стилусом, люди с некоторым недоверием относились к новомодным айфонам.
![image](https://habrastorage.org/webt/tx/2d/jn/tx2djnmzsz5guu2gmdqmvnpx5hq.jpeg)
И пока Apple выпустила один легендарный смартфон, Nokia выпустила N95 — другой смартфон, который станет не менее легендарным. Тогда же был анонсирован сервис N-Gage 2.0 — тот самый, в котором можно загружать игры, а оранжевый цвет — один из доминирующих в логотипах. В 2007—2009 годах выйдет несколько новых смартфонов от Nokia, которые будут с уже куда более чётким позиционированием: либо для бизнес-сегмента, либо с расчётом на молодёжь, имея ярко выраженную мультимедийную составляющую. Для N-Gage 2.0 вышло не так много игр, некоторые были улучшенными переизданиями с оригинальной N-Gage. Сами-то игры были вполне достойными, но их было катастрофически мало — никому сервис не был интересен, ведь у айфонов был сенсорный экран и 3D-ускорители во всех моделях. Финские смартфоны во времена первого айфона держались за счёт трёх важных моментов: во-первых, у людей было определённое недоверие к тачскринам, о чём я уже говорил. Во-вторых, Symbian и Nokia были привычными для многих потребителей: люди доверяли компании, а для операционной системы вышло уже немало приложений и игр. Ну и в-третьих, iPhone первого поколения поступил не на все рынки. В России смартфон от купертиновцев начнёт продаваться только со второго поколения — как и в Канаде, например.
В 2008-м N-Gage 2.0 таки выходит в открытый доступ. И на самом деле, история с этим сервисом у меня довольно личная. В конце 2009 года мне дарят всё ещё актуальный, но довольно бюджетный смартфон, Nokia 5320 XpressMusic. В нём было всё, что нужно шестнадцатилетнему подростку (уверен, что примерно на такую аудиторию и целились в Nokia): стильный, модный, молодёжный дизайн, качественный экран, стандартный 3,5 мм джек для наушников, хоть и средненькие, но камеры, и, конечно же, официальная поддержка N-Gage (не говоря уже о большой библиотеке приложений и других играх в принципе). Дополнительных кнопок для игр не было, в качестве них использовались кнопка перемотки треков назад (о да, выделенные кнопки управления плеером!) и кнопка вызова голосового помощника. Не очень удобно, но привыкнуть можно.
![image](https://habrastorage.org/webt/cz/ug/bx/czugbx-jjmifz5w2vbdenztalgg.jpeg)
На фоне дорогущих айфонов, «Нокии» очень хорошо расходились: цены снижались быстро, но опыт использования аппаратов на Symbian оправдывал каждую вложенную копейку, и даже более. Увы, смартфон у меня появился лишь спустя полгода после закрытия платформы летом 2009. Игры стоили даже для России довольно демократично — от 6 до 10 евро за тайтл. Но у рядовых школьников, у которых денег особо не водилось, всё же были проблемы с покупкой. Для большинства игр в конце концов появился взлом — это хорошо, в том числе и для сохранения игровой истории. Часть игр так и осталась без взлома, и до сих пор нет желающих заняться взломом оставшихся тайтлов. В те годы, когда ещё не было нормального взлома для многих игр, мне бесплатно достался ключ для активации одной игры — тогда я выбрал Reset Generation. Отличная тактическая игра про спасение принцессы из чужого замка. В ней был мультиплеер, которым я периодически пользовался.
![image](https://habrastorage.org/webt/6m/z-/li/6mz-lihmplsd6cnxxpicehceuz8.png)
Если у первой N-Gage не было вообще никакой защиты, что стало огромной проблемой в виде пиратства, то в случае N-Gage 2.0 защита, наоборот, оказалась слишком радикальной: игры намертво привязывались по imei к устройству, на котором они были куплены. Когда геймеры узнали об этом, то стали закидывать Nokia гневными письмами — мол, это что получается, если мы новый телефон купим, игру тоже покупать заново надо? Ответ корпорации удивил: ну да, переборщили мы с защитой, как-нибудь в будущем уберём её. Но защиту не убрали. В 2011 году серверы N-Gage 2.0 были закрыты, а игры покупать стало невозможно. Вместе с закрытием платформы ушла в прошлое и её актуальность — уже вышло четвёртое поколение «яблочного» смартфона, а Android активно набирал популярность, составляя серьёзную конкуренцию другим мобильным операционкам. Ну а мобильные игры вышли на абсолютно другой уровень — как по геймплею, так и по графике.
Интерфейс приложения N-Gage 2.0, через которые игры запускались и покупались: по мере прохождения игры давали очки за получение ачивок, можно было добавлять друзей, просматривать списки лидеров
![image](https://habrastorage.org/webt/7i/rl/b3/7irlb3pimvvb9ee95jh-n8t_kve.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/6n/yi/e6/6nyie6zh_dk18htt-6csyntu62g.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/-q/zz/f2/-qzzf2ptm5trm4e8_1d4panu-ym.jpeg)
Не все запланированные игры как для оригинальной N-Gage, так и для её программной преемницы получилось выпустить. Первая «Гага» провалилась из-за полного непонимания, как позиционировать устройство, и что играм нужно больше оптимизации с тестированием, ну и попытки перепрыгнуть время тоже сделали злую шутку. Ни игрокам, ни разработчикам не нужно было игровое устройство, которое имело буквально пару-тройку эксклюзивов, работавших очень плохо, а само устройство было неудобным в использовании. Программный вариант «Гаги» опоздал с релизом, да и DRM сыграла злую шутку. Игр хороших тоже было ну очень мало.
N-Gage 2.0 предназначалась для мультимедийных смартфонов на базе Symbian 9 — ОС была несовместима с приложениями от предыдущих версий системы (если что, игры с оригинального консолизированного смартфона на новую ось нельзя было поставить). Да и само приложение N-Gage было совместимо лишь с избранными трубками, но в конечном счёте и на неподдерживаемые устройства научились устанавливать и приложение-установщик, и сами игры — буквально спустя день после окончания тестирования в рамках одной лишь Nokia N81.
▍ Немного о том, во что (и на чём) играть
Вероятно, читая этот материал, у вас, в зависимости от возраста и степени ностальгии, возникнет вопрос: а во что там играть и что лучше выбрать для игр?
Сразу скажу, что не так давно появился эмулятор Symbian EKA2L1, и многие (но не все) игры, в том числе с обоих N-Gage, можно пройти на ПК или Android. Но я всегда за оригинальный опыт, так что берите настоящую N-Gage, если есть возможность, её можно чуточку подразогнать. QD стоит дешевле, но остерегайтесь рефов с Aliexpress: вы рискуете получить консоль с плачевным состоянием как материнской платы, так и дисплея. Во времена ковида я таки взял с рук такой реф за небольшие деньги: на самом экране разводы и царапинки, корпус низкого качества, буквально расслаивается при использовании, а батарея держит совсем мало времени. Оригинальные корпуса могут стоить, как сама «Гага», учтите это. Что же касается N-Gage 2.0, лучше выбирать из двойных слайдеров типа N95: в режиме игры можно выдвинуть кнопки управления плеером и две из них будут игровыми. Сервис в своё время рекламировали на примере модели N81 — там было две дополнительные кнопки, которые в горизонтальном режиме были игровыми. Сейчас у меня лежит Nokia 5730 XpressMusic — правда, без рабочей батареи и с убитым корпусом. Зато там довольно крупный экран и дополнительные игровые кнопки есть!
![image](https://habrastorage.org/webt/do/da/yw/dodaywajjykarpihcjafgcsvnmo.jpeg)
Заострять внимание на всей библиотеке обеих платформ не буду – тема для отдельного материала (который рано или поздно будет), лишь приведу примеры действительно хороших игр (а они есть!). На оригинальной N-Gage первым делом крайне советую пройти Ashen: очень атмосферный шутер от первого лица, место которому — на нормальных консолях. Платформинг ужасный, fps низкий, но саундтрек и дизайн вытягивают.
![image](https://habrastorage.org/webt/lv/x5/ke/lvx5kei1xgfxdcj5zzbtrqu6cyy.jpeg)
Glimmerati — гоночная игра от создателей Flatout, Bugbear Entertainment. Вещь весьма средненькая, но для общего образования пойдёт.
![image](https://habrastorage.org/webt/jp/5z/uf/jp5zufxa_crqucdlkhykfappyi0.jpeg)
А вот The Elder Scrolls: Shadowkey — эксклюзивная TES, нигде больше не выходившая. Для неё, кстати, есть фанатский перевод на русский.
![image](https://habrastorage.org/webt/nc/wm/be/ncwmbe9vlifooa_picobww-kgqe.jpeg)
Программная «Гага» для Symbian 9 тоже имела несколько весьма годных игр. Файтинг One, который в те годы поражал графикой и анимациями, Bounce Boing Voyage, платформер от Rovio (тех, что «злых птичек» потом сделают), Asphalt 3 (только не говорите, что не залипали в «Асфальты» в нулевые!), Hooked On: Creatures of the Deep (очень красивый и медитативный симулятор рыбалки).
Самое интересное, что по сей день продолжают находить билды игр для оригинальной N-Gage (в том числе и отменённые, вроде 8-Kings от Argonaut Games). В финском музее видеоигр открылась экспозиция, посвящённая неудачному игровому смартфону, вышла книжка про этот провал. Для финнов история N-Gage — история довольно личная, что ли.
Очень длинное видео про экспозицию на финском. Примерный перевод можно получить, если включите автоматические субтитры с переводом
![image](https://habrastorage.org/webt/wu/si/d4/wusid4zmvhnaq1y0stkx1c50izc.png)
![image](https://habrastorage.org/webt/2t/2j/ef/2t2jefrktfur2jfpmuq893c4oek.png)
Мораль сей басни такова: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Даже если уже накосячили, но кредит доверия имеется. Но печальнее всего осознавать, что когда-то давно Nokia хотела сделать не просто игровой смартфон, а целую консоль, судя по документам. Некоторые наброски не просто удивляют — они несколько пугают: на скетчах изображено нечто похожее на Nintendo Switch, и само устройство описывается как имеющее отсоединяемые контроллеры. А сам планшет имеет подставку, подозрительно напоминающую ту, что будет у Switch 2.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
![](https://habrastorage.org/webt/yo/se/km/yosekm4h_f7y7oia-ghbbpc0phi.png)
Комментарии (2)
SonOfRageAndLove
06.02.2025 15:53Вообще говоря, на фоне цены на 6600 цена на N-Gage была вполне себе демократичной. Другое дело, что в обязательном порядке нужно было приобретать и bluetooth-гарнитуру (уже были очень приличные "одноухи" от SonyEricsson). Но я вот в свое время схватил N-Gage именно поэтому - возможностей больше, чем у 6600 (камерой я и тогда, и сейчас не пользуюсь), а цена ниже.
grvelvet
Как амбиции и маркетинг Nokia уничтожили
N-GageNokiа