image

В середине января Nokia дала «добро» университету Аалто на публикацию огромного архива ранее конфиденциальных документов. Открытие доступа к таким документам очень важно для понимания того, как Финляндия, в отрыве от остального мира, смогла создать свою философию дизайна для портативных устройств. Помимо весьма запоминающихся дизайнов, компания всегда старалась будто бы совершить прыжок во времени: какой концепт ни посмотри — все напоминают современные устройства. Правда, многие из концептов больше напоминали иллюстрации к какой-то научной фантастике. Но реализовать игровое устройство у них таки получилось в виде смартфона N-Gage. Благодаря обнародованным архивам, мы можем лишний раз убедиться, что маркетологи Nokia смотрели слишком далеко в будущее, игнорируя реалии тех лет. Привело всё это к тому, что N-Gage потерпела крах.

Но как зарождалась идея игрового смартфона? Да, на Хабре в последнее время уже вышли материалы про N-Gage, но они больше технические, и не затрагивают архивные материалы, как и не рассказывают про менее успешную платформу N-Gage 2.0. Эта же статья — больше про историю того, как Nokia пыталась позиционировать устройство и платформу.

Первые идеи игрового устройства у Nokia были ещё в конце девяностых, когда у Nintendo ещё не было Game Boy Advance, а Java-игры в телефонах ещё не появились. Концепции, которые вылились в презентации для внутреннего использования, тогда выглядели как что-то невероятно футуристическое, сейчас поражают тем, насколько финская корпорация точно попала своим видением гейминга будущего. Сенсорные экраны, вибрация, управление движениями — всё это было ещё в презентации от 1999 года. Одной же из ключевых фишек, которую уже в те годы продвигали к воплощению в реальность — мультиплеер из любой точки мира. Фичей с мультиплеером Nokia будет упорно продвигать будущую новинку — N-Gage.

image

Изначально компания не хотела делать что-то, что было хоть как-то похоже на телефон: концепты скорее походили на аналог Game Boy. Но здравый смысл подсказывал, что устройство должно больше походить на средство связи.

image

▍ Хау ду ю ду, феллоу кидс?


Но мало вдохновляться на дизайн — нужно ещё и правильно таргетировать продукт. Тут мы можем увидеть мудборд, в котором говорится, что устройство, вообще-то, «премиального» уровня, а целевая аудитория N-Gage — «активные геймеры, играющие в различные игры при различных обстоятельствах» в возрасте 18-35 лет (разброс, конечно, комический). В качестве приемлемых слов в маркетинговых материалах предлагали использовать в том числе и такие слова, как underground, independent и даже rebellious. Ну а среднестатистический покупатель игрового смартфона должен был смотреть в сторону концепт-кара Nissan Ideo, носить часы Storm Microcamera, хотеть купить очки Olympus Eye-Trek (стоимостью более тысячи долларов) и предпочитать обувь модного бренда Swear. Добивает всё весьма неоднородное представление того, кто же всё-таки ЦА будущего устройства: трёхмерная модель девушки японской дизайнерской компании, фотографии каких-то молодых людей на тусовке (олицетворение «создания сильных связей с друзьями») и скейтеров (по версии Nokia, так выглядят нонконформисты и борцы с системой), судя по всему, и в этот коллаж затесался даже персонаж из Final Fantasy: Crystal Chronicles. А ещё фото корейских киберспортсменов, скорее всего. Забавно, что названия некоторых устройств написаны с ошибками. Дядям и тётям в пиджаках, которые до этого делали средства связи, очень плохо понимали, как им делать игровое устройство, интересное молодым людям.

image

Судя же по другой презентации, подобное N-Gage устройство планировали пиарить через ночные клубы и другие подобные заведения для «альтернативной» молодёжи. И все эти презентации подавались на серьёзных щах, будто бы реально «Гагой» интересовались именно вот такие молодые ребята. Но это было абсолютно не так. Реальная аудитория N-Gage, которой были интересны игры — геймеры, представьте себе! Я и сам помню, как в 2003-2004 годах пускал слюни на этот дорогущий аппарат, читая обзоры на игры для «Гаги».

Изначально у N-Gage был дизайн с QWERTY-клавиатурой
image

image
image

image


На релизе дизайн приобрёл более «консольную» форму, в качестве игровых кнопок использовались крестовина и цифровые клавиши 5 и 7

Оригинальную N-Gage начали пиарить целым европейским туром в августе 2003-го. Журналистам профильных и не очень СМИ рассказывали, каким крутым будет устройство, что при цене за 299 баксов за сам смартфон и играм по 30–40 равных не будет.

Фото с одного из пресс-ивентов 2003 года: да, Nokia НЕИРОНИЧНО пиарила девайс так, что мем со Стивом Бушеми сам собой навязывается

Вау, да это же… Pandemonium и Tomb Raider, вышедшие ещё на PS1! А как же эксклюзивы?...

Однако даже у самых лояльных журналистов были вопросы. Когда на презентациях объявляли цену в 300 долларов, никто не аплодировал, стояла лишь неловкая тишина: Game Boy Advance — всё ещё самая продаваемая портативная консоль, а на прошедшей E3 2003 Sony анонсировали Playstation Portable. Саму консоль тогда не показали, но вот диск UMD вызвал бурные аплодисменты: все понимали, что консоль будет мощной. GBA, вышедшая в 2001-м, уже продавалась по сниженной до 80 баксов цене, а новенькая GBA SP в более компактном корпусе и подсветкой стоила не сильно дороже — ровно сто долларов. И казалось бы: ну 300 баксов — не так уж и дорого за смартфон на Symbian! Однако устройство рассматривали именно как консоль с возможностью использования в том числе и как смартфона.

Nokia 3650: та же платформа, что у N-Gage, но зато это полноценный смартфон, у которого ещё и камера была

Надо сказать, что Nokia очень старалась продвигать трубки, направленные на потребление контента. Среди них были и устройства с горизонтальной ориентацией. Проект носил название Seeds, и его целью было создавать мобильники, которые, как и N-Gage, должны были подходить для молодёжного сегмента. В документах всё так же говорилось, что целевая аудитория — нонконформисты, скейтеры и прочие «не такие, как все». Дизайн у устройств этого проекта был явно не от мира сего: то летающие тарелки, то пудреницы, то степ-секвесоры. В том же концепт-документе показывают устройство, которое выглядит по-разному, но явно предназначено именно для потребления контента. Интересно, что описывали такого рода устройство в том числе и как игровое. Позже концепт выльется в смартфон Nokia 7700, однако в продажу так и не поступит. Зато поступит доработанная версия, 7710: дизайн строгий, с намёком на то, что основной аудиторией должны быть дяди в пиджаках. Работало устройство на базе железа, которое было откровенно слабовато для довольно высокого разрешения тачскрина — даже система тормозила. Получился парадокс: стоил смартфон дорого, пользоваться было им не очень-то и удобно, да и весь софт был для стандартного Symbian Series 60, а не Series 90.

Но N-Gage всё-таки вышла в конце 2003-го. Это была катастрофа: никто не понимал, какой вообще смысл в этом устройстве. Если добавить ещё немного денег, можно было взять Nokia 3650 — весьма необычно выглядящий молодёжный смартфон на базе всё того же Symbian, но с камерой и ИК-портом (Bluetooth тогда был ещё в новинку). А главное — железо было то же, что у «Гаги». В США в первую неделю продаж на 100 проданных GBA приходилась одна Nokia N-Gage. Через три недели после начала продаж сеть магазинов GameStop начала делать скидки чуть ли не в сто баксов.

Вопросов к девайсу было много. Расположение разговорного динамика и микрофона сбоку корпуса не вызывало комфорта у потребителей — на Западе N-Gage прозвали taco phone, у нас — «чебурашкой». Что интересно, практически поступивший в продажу 7700 тоже предполагал звонки именно в таком варианте, а потому в промоматериалах устройство стыдливо демонстрировали с подключённой проводной гарнитурой для разговоров.

Но главной проблемой стали, конечно же, игры и их реализация: когда даже на презентациях показывали игры 6-7-летней давности и просили за них полную стоимость, у людей не возникало сильного желания снова покупать те же самые игры, которые ещё и выглядят и играются хуже. Более того, некоторые из них и вовсе работали буквально с покадровым фреймрейтом.

Не верьте этому рекламному ролику: в Red Faction совсем не такой высокий fps!

Тайтлы поставлялись на карточках MMC в боксах с мануалами — всё как у нормальных консолей. Вот только слот для карт памяти у «консоли» был один, и тот — под батареей. ПОД БАТАРЕЕЙ, КАРЛ! В ИГРОВОМ СМАРТФОНЕ, КАРЛ! То есть, ДА — чтобы запустить игру, вам нужно было выключить девайс, снять крышку, вытащить аккумулятор, вставить карту с игрой, проделать весь процесс в обратном порядке. Хотите поменять игру? Повторяете процесс. Ой, вам хочется послушать музыку или установить игры на карту памяти? ПЕРРР(ггхх-тьфу)КЕЛЕ!

Вот как оно было в оригинальной N-Gage...

… и как в QD

Nokia была непреклонна в своём веровании в N-Gage. Но они и не отрицали, что игровой смартфон получился, мягко говоря, очень спорным. Благодаря безупречной репутации, компании многое сходило с рук, и они могли себе позволить выпускать в широкую продажу концепт-фоны, сошедшие прямиком с презентаций концепт-артов, которыми абсолютно неудобно пользоваться (телефоны в виде палочек без клавиатуры и с маленькими экранчиками были верхом абсурда). Всего год спустя, в 2004-м, компания выпустит N-Gage QD с более «молодёжным» дизайном, на который, вообще-то, и ориентировались изначально, добавили горячую замену карт памяти и разговорный динамик на переднюю часть корпуса. Однако было уже поздно — Nintendo выпустила DS, Sony — PSP. Тратить 200 баксов на нЕмощное устройство 2003 года уже никто не хотел. А когда озвучили цену Playstation Portable в 250 долларов, всем стало понятно, что Nokia уже ничем не помочь.

Альтернативный дизайн QD. Кстати, на ранних этапах думали камеру добавить (в прототипах она была), но от неё отказались на релизе, надо было как-то удешевлять устройство

Главная беда Nokia была в том, что компания жила концептами, которые порой слабо вязались с суровой реальностью. Когда вышла N-Gage, мобильный интернет в европейской части мира был медленным и дорогим (в России — ОЧЕНЬ ДОРОГИМ). Но при этом одной из главных фич портативки был мультиплеер через сервис N-Gage Arena. Одно дело — локальный мультиплеер через Bluetooth, другое — онлайн. Западный мир был к этому абсолютно не готов. Даже в 2005 году, когда уже потихоньку внедрялись сотовые сети третьего поколения, не все имели устройства, поддерживающие 3G, и не все были готовы платить за загрузку контента. Однако Nokia стояла на своём: они анонсировали возможность загружать N-Gage-тайтлы на другие смартфоны Nokia — как через ПК, так и сразу через сотовую сеть.

Этой идее так и не было суждено сбыться. Куда более смешными выглядели рассказы о том, какое мощное железо у консоли, с демонстрацией крутой трёхмерной демки – хотя на самом деле, этого самого железа еле хватало на то, чтобы какая-нибудь Call of Duty работала хотя бы при пяти кадрах в секунду. Компании хватило смелости вернуться на E3 2006 с презентацией новых игр, которые теперь запускались и на других смартфонах.

Правда, N-Gage работала на базе Symbian 6, а приложения с этой ОС могли работать и на седьмой, и восьмой версии системы. Добрая часть библиотеки запускается и на других смартфонах, если железо позволяет. Правда, часть игр работает либо с артефактами графики, либо без звука. Но и это «лечится» установкой дополнительных библиотек. Некоторые могут и вовсе не запускаться — но тут уж ничего не поделать.

▍ Будущее платформы


Однако ещё в 2004 году Nokia начала думать, что дальше делать с брендом N-Gage. Все эти разговоры и демонстрации запуска игр N-Gage на других смартфонах компании были неспроста: в февральской презентации для внутреннего использования предлагалось назвать платформу, как N-Gage X или N-Gage+. Второй вариант, судя по всему, рассматривался более серьёзно. Более того, тогда впервые заговорили о приемнике оригинальной платформы. Смартфоны, совместимые с играми с оригинальной «Гаги», планировали обозначать серебряным логотипом со знаком +. Но был и оранжевый значок, на котором красовался не только «плюс», но и цифра 2. «Плюса» на серебряном фоне мы так и не увидели. Но вот оранжевый цвет появится спустя пару лет в рекламных материалах N-Gage 2.0.

image

2007 год стал для многих ударом: Apple показали первый iPhone. Раньше Nokia могла позволить себе выпускать даже самые нишевые продукты, но теперь в компании всерьёз забеспокоились. Реакция внутри компании была однозначной: все понимали, что хоть «Айфон» продукт и премиальный, но он будет популярным, несмотря на цену. И он стал популярным. Но Nokia всё равно продолжила выпускать кнопочные смартфоны, которые были дороже аппарата от Apple, но имели хорошие камеры и кнопки. Да, тогда сенсорные экраны всё ещё ассоциировались с чем-то на базе Windows Mobile или Palm и стилусом, люди с некоторым недоверием относились к новомодным айфонам.

image

И пока Apple выпустила один легендарный смартфон, Nokia выпустила N95 — другой смартфон, который станет не менее легендарным. Тогда же был анонсирован сервис N-Gage 2.0 — тот самый, в котором можно загружать игры, а оранжевый цвет — один из доминирующих в логотипах. В 2007—2009 годах выйдет несколько новых смартфонов от Nokia, которые будут с уже куда более чётким позиционированием: либо для бизнес-сегмента, либо с расчётом на молодёжь, имея ярко выраженную мультимедийную составляющую. Для N-Gage 2.0 вышло не так много игр, некоторые были улучшенными переизданиями с оригинальной N-Gage. Сами-то игры были вполне достойными, но их было катастрофически мало — никому сервис не был интересен, ведь у айфонов был сенсорный экран и 3D-ускорители во всех моделях. Финские смартфоны во времена первого айфона держались за счёт трёх важных моментов: во-первых, у людей было определённое недоверие к тачскринам, о чём я уже говорил. Во-вторых, Symbian и Nokia были привычными для многих потребителей: люди доверяли компании, а для операционной системы вышло уже немало приложений и игр. Ну и в-третьих, iPhone первого поколения поступил не на все рынки. В России смартфон от купертиновцев начнёт продаваться только со второго поколения — как и в Канаде, например.

В 2008-м N-Gage 2.0 таки выходит в открытый доступ. И на самом деле, история с этим сервисом у меня довольно личная. В конце 2009 года мне дарят всё ещё актуальный, но довольно бюджетный смартфон, Nokia 5320 XpressMusic. В нём было всё, что нужно шестнадцатилетнему подростку (уверен, что примерно на такую аудиторию и целились в Nokia): стильный, модный, молодёжный дизайн, качественный экран, стандартный 3,5 мм джек для наушников, хоть и средненькие, но камеры, и, конечно же, официальная поддержка N-Gage (не говоря уже о большой библиотеке приложений и других играх в принципе). Дополнительных кнопок для игр не было, в качестве них использовались кнопка перемотки треков назад (о да, выделенные кнопки управления плеером!) и кнопка вызова голосового помощника. Не очень удобно, но привыкнуть можно.

image

На фоне дорогущих айфонов, «Нокии» очень хорошо расходились: цены снижались быстро, но опыт использования аппаратов на Symbian оправдывал каждую вложенную копейку, и даже более. Увы, смартфон у меня появился лишь спустя полгода после закрытия платформы летом 2009. Игры стоили даже для России довольно демократично — от 6 до 10 евро за тайтл. Но у рядовых школьников, у которых денег особо не водилось, всё же были проблемы с покупкой. Для большинства игр в конце концов появился взлом — это хорошо, в том числе и для сохранения игровой истории. Часть игр так и осталась без взлома, и до сих пор нет желающих заняться взломом оставшихся тайтлов. В те годы, когда ещё не было нормального взлома для многих игр, мне бесплатно достался ключ для активации одной игры — тогда я выбрал Reset Generation. Отличная тактическая игра про спасение принцессы из чужого замка. В ней был мультиплеер, которым я периодически пользовался.

image

Если у первой N-Gage не было вообще никакой защиты, что стало огромной проблемой в виде пиратства, то в случае N-Gage 2.0 защита, наоборот, оказалась слишком радикальной: игры намертво привязывались по imei к устройству, на котором они были куплены. Когда геймеры узнали об этом, то стали закидывать Nokia гневными письмами — мол, это что получается, если мы новый телефон купим, игру тоже покупать заново надо? Ответ корпорации удивил: ну да, переборщили мы с защитой, как-нибудь в будущем уберём её. Но защиту не убрали. В 2011 году серверы N-Gage 2.0 были закрыты, а игры покупать стало невозможно. Вместе с закрытием платформы ушла в прошлое и её актуальность — уже вышло четвёртое поколение «яблочного» смартфона, а Android активно набирал популярность, составляя серьёзную конкуренцию другим мобильным операционкам. Ну а мобильные игры вышли на абсолютно другой уровень — как по геймплею, так и по графике.

Интерфейс приложения N-Gage 2.0, через которые игры запускались и покупались: по мере прохождения игры давали очки за получение ачивок, можно было добавлять друзей, просматривать списки лидеров
image

image

image


Не все запланированные игры как для оригинальной N-Gage, так и для её программной преемницы получилось выпустить. Первая «Гага» провалилась из-за полного непонимания, как позиционировать устройство, и что играм нужно больше оптимизации с тестированием, ну и попытки перепрыгнуть время тоже сделали злую шутку. Ни игрокам, ни разработчикам не нужно было игровое устройство, которое имело буквально пару-тройку эксклюзивов, работавших очень плохо, а само устройство было неудобным в использовании. Программный вариант «Гаги» опоздал с релизом, да и DRM сыграла злую шутку. Игр хороших тоже было ну очень мало.

N-Gage 2.0 предназначалась для мультимедийных смартфонов на базе Symbian 9 — ОС была несовместима с приложениями от предыдущих версий системы (если что, игры с оригинального консолизированного смартфона на новую ось нельзя было поставить). Да и само приложение N-Gage было совместимо лишь с избранными трубками, но в конечном счёте и на неподдерживаемые устройства научились устанавливать и приложение-установщик, и сами игры — буквально спустя день после окончания тестирования в рамках одной лишь Nokia N81.

▍ Немного о том, во что (и на чём) играть


Вероятно, читая этот материал, у вас, в зависимости от возраста и степени ностальгии, возникнет вопрос: а во что там играть и что лучше выбрать для игр?

Сразу скажу, что не так давно появился эмулятор Symbian EKA2L1, и многие (но не все) игры, в том числе с обоих N-Gage, можно пройти на ПК или Android. Но я всегда за оригинальный опыт, так что берите настоящую N-Gage, если есть возможность, её можно чуточку подразогнать. QD стоит дешевле, но остерегайтесь рефов с Aliexpress: вы рискуете получить консоль с плачевным состоянием как материнской платы, так и дисплея. Во времена ковида я таки взял с рук такой реф за небольшие деньги: на самом экране разводы и царапинки, корпус низкого качества, буквально расслаивается при использовании, а батарея держит совсем мало времени. Оригинальные корпуса могут стоить, как сама «Гага», учтите это. Что же касается N-Gage 2.0, лучше выбирать из двойных слайдеров типа N95: в режиме игры можно выдвинуть кнопки управления плеером и две из них будут игровыми. Сервис в своё время рекламировали на примере модели N81 — там было две дополнительные кнопки, которые в горизонтальном режиме были игровыми. Сейчас у меня лежит Nokia 5730 XpressMusic — правда, без рабочей батареи и с убитым корпусом. Зато там довольно крупный экран и дополнительные игровые кнопки есть!

image

Заострять внимание на всей библиотеке обеих платформ не буду – тема для отдельного материала (который рано или поздно будет), лишь приведу примеры действительно хороших игр (а они есть!). На оригинальной N-Gage первым делом крайне советую пройти Ashen: очень атмосферный шутер от первого лица, место которому — на нормальных консолях. Платформинг ужасный, fps низкий, но саундтрек и дизайн вытягивают.

image

Glimmerati — гоночная игра от создателей Flatout, Bugbear Entertainment. Вещь весьма средненькая, но для общего образования пойдёт.

image

А вот The Elder Scrolls: Shadowkey — эксклюзивная TES, нигде больше не выходившая. Для неё, кстати, есть фанатский перевод на русский.

image

Программная «Гага» для Symbian 9 тоже имела несколько весьма годных игр. Файтинг One, который в те годы поражал графикой и анимациями, Bounce Boing Voyage, платформер от Rovio (тех, что «злых птичек» потом сделают), Asphalt 3 (только не говорите, что не залипали в «Асфальты» в нулевые!), Hooked On: Creatures of the Deep (очень красивый и медитативный симулятор рыбалки).

Самое интересное, что по сей день продолжают находить билды игр для оригинальной N-Gage (в том числе и отменённые, вроде 8-Kings от Argonaut Games). В финском музее видеоигр открылась экспозиция, посвящённая неудачному игровому смартфону, вышла книжка про этот провал. Для финнов история N-Gage — история довольно личная, что ли.

Очень длинное видео про экспозицию на финском. Примерный перевод можно получить, если включите автоматические субтитры с переводом

image

image

Мораль сей басни такова: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Даже если уже накосячили, но кредит доверия имеется. Но печальнее всего осознавать, что когда-то давно Nokia хотела сделать не просто игровой смартфон, а целую консоль, судя по документам. Некоторые наброски не просто удивляют — они несколько пугают: на скетчах изображено нечто похожее на Nintendo Switch, и само устройство описывается как имеющее отсоединяемые контроллеры. А сам планшет имеет подставку, подозрительно напоминающую ту, что будет у Switch 2.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (2)


  1. grvelvet
    06.02.2025 15:53

    Как амбиции и маркетинг Nokia уничтожили N-Gage Nokiа


  1. SonOfRageAndLove
    06.02.2025 15:53

    Вообще говоря, на фоне цены на 6600 цена на N-Gage была вполне себе демократичной. Другое дело, что в обязательном порядке нужно было приобретать и bluetooth-гарнитуру (уже были очень приличные "одноухи" от SonyEricsson). Но я вот в свое время схватил N-Gage именно поэтому - возможностей больше, чем у 6600 (камерой я и тогда, и сейчас не пользуюсь), а цена ниже.