
Задумывались ли вы, с какими сложностями сталкиваются китайские геймеры? Чёрные рынки, запреты на игровые консоли, повсюду цензура и попытки ограничивать несовершеннолетних — всё это в той или иной мере до сих пор остаётся актуальным в КНР.
Китайская народная республика — воистину, страна контрастов. В весьма прогрессивной стране, где всё что угодно можно оплатить в один клик через единое приложение, поезда развивают огромные скорости, а смартфоны складываются втрое, во главе политического устройства стоит коммунизм со всеми вытекающими. В стране имеется так называемый «великий китайский файрволл», благодаря которому заблокирован доступ к огромному количеству известных нам сайтов, любые неодобрительные отзывы о государстве моментально удаляются из соцсетей, а на площади Тяньаньмэнь ничего не случилось. Цензура действует не только на любое упоминание политики простыми гражданами: всё, что неугодно партии, официально китайцам не доступно. Любое осуждение государства, любые темы, способные вызвать вопросы об определённых территориях, чрезмерное насилие и обнажёнка не дают пройти через госкомиссию, которая тщательно смотрит каждый фильм. Если что-то кому-то не нравится, то фильм может получить запрет не только на показ и распространение, но и даже на факт обсуждения киноленты. Порой для китайского проката авторам приходится заниматься самоцензурой, которая может выглядеть не очень органично. На такой шаг идут потому, что все прекрасно осознают потенциал китайского проката — это огромные деньги. Ведь когда речь идёт про попсовое попкорновое кино для широких масс вроде марвеловского «Доктора Стрэнджа», проще поменять происхождение персонажа, сделав ему кельтское, а не тибетское происхождение. А ещё китайцы не любят, когда американцы показывают в фильмах свою военную мощь: Top Gun: Maverick, конечно же, не попал в прокат Китая. Не помогла даже самоцензура — на куртке главного героя международной версии были флаги Японии и Тайваня, а в трейлере для Китая их заменили на нечто другое. Впрочем, попасть в прокат это фильму не помогло, а Tencent, которые вложили 12,5% бюджета, вышли из спонсирования, побоявшись, что фильм может повредить репутации партии.

Почему я решил начать свой рассказ про видеоигры в Китае с кино? Да потому что ситуация с кинематографом идеально иллюстрирует то, что государство разрешает, а что — нет.
▍ Наши дни
Китай, будучи государством с традиционными устоями, смачно приправленными тотальной цензурой, полностью провалило путь «мягкой силы». В то время как Япония и Южная Корея захватывали умы молодых людей своей современной культурой, в КНР шли своей дорогой. Первые попытки зайти на западную аудиторию начинались ещё в середине десятых. В Steam начали появляться на английском ролевые игры в жанре сянься — в нём сплетаются традиционные боевые искусства, медицина, даосизм, мифология и все остальные элементы культурных особенностей Китая. Xuan-Yuan Sword, Sword and Fairy — эти серии существуют с девяностых, но на английском стали выходить не так давно. Они очень красивы, весьма достойно сделаны.

Не то чтобы эти игры популярны на Западе, но они сделаны по лекалам скорее японских ролевых игр. Жанр сянься в последнее время стал популярен у девушек благодаря писательнице Мосян Тунсю. Почему у девушек? Да потому что помимо захватывающих сюжетов, автор сначала шутками-намёками писала про «крепкую мужскую дружбу», а в какой-то момент стали появляться и довольно подробные описания подобных взаимоотношений. Каким образом партия одобрила подобное — большая загадка. Но романы писательницы стали популярны и за рубежом, в том числе и в России.

Вообще до середины десятых западной аудитории сянься были известны в первую очередь благодаря японской серии Dynasty Warriors (Shin Sangoku Musou), в которой вольно пересказывается сюжет классического китайского романа «Троецарствие». А вот серия Romance of the Three Kingdoms (Sangokushi) роман пересказывает куда более формально, без экшена и магии — это спокойные стратегии. Правда, официально очень долго эти серии не были доступны в Китае из-за консольного бана (о нём ещё поговорим), а игры переводились народными умельцами.

▍ Анимешная лудомания
Но одними уся и сянься сложно достичь успеха. В то время как у нас есть тенденция «отвечать» Западу, у китайцев есть тенденция «отвечать» японцам. В 2017 году вышла Azur Lane, как альтернатива Kantai Collection, карточной игре, где также были антропоморфные девушки-корабли. Azur Lane получилась крайне успешной фансервисной гачей, по ней даже было снято аниме в Японии. Аналогичного успеха достигла и Girls' Frontline. Формула та же: миленькие аниме-девочки в миллитари-тематике, гача-механики, которые способны высосать все деньги — вот и весь успех. Аниме совместного производства с японцами также имеется. Сюда же можно вписать ещё одну гачу, Arknights: не милитари, но аниме-адаптации есть.

Самым успешным тайтлом, в который сыграли миллионы игроков по всему миру, стал Genshin Impact. Выйдя в сложный период пандемии Ковида, игра моментально стала популярной: чересчур сильно вдохновлённая The Legend of Zelda: Breath of the Wild, «Геншин» давала основной геймплей как в нинтендовской «Ботве», но на бесплатной основе, а запустить игру можно на чём угодно.
Вся монетизация завязана на гача-механике, и работает она весьма успешно уже пятый год подряд. Рецепт успеха прост: помимо затягивающих механик, взятых у популярной японской игры, в «Геншине» есть много фансервиса. Цензура есть, но весьма минимальна: в основном она коснулась одной героини, которой пришлось уменьшить грудь и сделать чуть менее откровенный наряд. MiHoYo, создатели игры, никогда не говорили прямо о подобных изменениях, но все всё прекрасно понимают: компартия не дремлет, а иметь проблемы с государством никто не хочет.

Кстати, весьма иронично, что MiHoYo планировали выпустить игру на Switch, но порт был отменён. Можно лишь гадать, почему так получилось: Genshin неплохо работает на консоли, если установить Android. Возможно, Nintendo не дала «добро». А может, и правда не смогли оптимизировать должным образом. Но это ведь не так важно — компания за пять лет выпустила ещё две крайне популярных гачи с милыми анимешными девочками (и мальчиками тоже): Honkai: Star Rail и Zeneless Zone Zero. Но китайцы не были бы китайцами, если бы они не скопировали ещё что-нибудь. Какими бы крутыми дизайны персонажей в ZZZ ни были, геймплей подозрительно смахивает на другой нинтендовский эксклюзив, Astral Chain.
В ролике хорошо показано сходство между двумя этими играми
▍ Как играть, когда запрещают не мама с папой, а отец нации?
Правительство Китая уже давно залезает своим гражданам чуть ли не в трусы: начиная от ограничений на одного ребёнка в семье, заканчивая тем, как этого ребёнка занять. Видеоигры в Китае девяностых — это те же фамиклоны, что и у нас, проникавшие в КНР с территорий недружественного Тайваня.

Официального рынка видеоигр в стране не было, чёрным импортом завозили официальные консоли, но позволить их себе могли немногие. Покупательская способность росла, и в нулевые Китай стал одной из главных точек скопления пиратской продукции на актуальные платформы. И это несмотря на то, что в 2000 году государство практически полностью запретило игровые консоли. Оно очень боялось, что у детей будет зависимость от игр, учиться перестанут. Правда, не учли тот факт, что технологии стали быстро развиваться, и очень скоро появились интернет-кафе, а компьютеры в целом стали доступными, а их уж точно не запретишь. Ни серый маркет существовал: Playstation 2 пользовалась спросом, её чиповали, покупали пиратку и играли. В 2003 году Sony решила попробовать выйти на китайский рынок с «белой» PS2: консоль называли не иначе как «компьютерная развлекательная система», не упоминая ни слова про игры. Компания провела две презентации в 2003-м, но представителей минкульта на них не было. В ноябре того же года Sony всё же выпустила консоль в продажу, но в очень ограниченном виде — купить её можно было лишь в пяти крупнейших городах страны: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Чэнду. Однако полноценный запуск был отложен из-за того, что консоль попала под бан. Представители китайского подразделения Sony пытались договориться с государством, но безрезультатно. Всего было выпущено от 10 до 17 игр, у всех них имеется продакт-код, начинающийся с SCCS, а DVD-плеер залочен на китайский регион. Для сравнения, в Гонконге и Тайване в то же время вышло больше трёхсот тайтлов.

2007 год — партия решила, что будет круто ввести ограничения для несовершеннолетних игроков: если при регистрации указывались данные несовершеннолетнего, то игрок был условно ограничен во времени. Играешь три часа — набираешь вдвое меньше опыта. Играешь пять часов подряд — опыт не получаешь вообще. Помогло ли это в борьбе против зависимости? Нет, конечно.
В 2019-м государство снова решило бороться с игровой зависимостью среди детей и подростков, введя строгие временные лимиты для несовершеннолетних в онлайн-играх. До 2021 года можно было играть по 90 минут в день по будням, но теперь — лишь по выходным, с восьми до девяти вечера. Ну на этот раз ведь зависимость побороли? По официальной статистике — да. По англоязычным источникам — статистика вообще не поменялась. Стоит отметить ещё и тот факт, что все эти ограничения вводились ещё и с целью борьбы с близорукостью. Но правда в том, что близорукость развивается не только из-за долгих игровых сессий, но и из-за огромных нагрузок на глаза при учёбе — школьники учатся до вечера, потребляя тонны текстовой информации, состоящей из мелких иероглифов. Но государство считает, что виноваты игры! Надо сказать, что в той же Японии нагрузка у учеников не меньше, уровень близорукости тоже очень высок — однако в игры играть никто не запрещает. Вот только и у японцев времени на игры или что-то ещё нет — не верьте аниме и дорамам.
Полностью отрицать существование «игровой зависимости» нельзя. В конце концов ВОЗ даже признали существование этой самой «зависимости» (но к ВОЗ в целом есть немало вопросиков). Да, есть ребята, которые действительно зависимы от сетевых игр, и для них есть даже рехаб-центры, где с подростками работают психологи.
▍ Ай Че? Ай ни че!
Nintendo, в свою очередь, в отличие от конкурентов, умудрилась официально продавать свои консоли и игры начиная с 2003 года. Помогли связи: тогда тайваньско-американский предприниматель и инженер Вэй Йен, в девяностых успевший поработать старшим вице-президентом в Silicon Graphics, технологии которых использовались в Nintendo 64, сумел договориться с самой Nintendo о том, чтобы выпустить… Nintendo 64. Тогда была создана дочерняя компания iQue, а Nintendo дала зелёный свет на производство «своей» консоли. Важно отметить, что такое сотрудничество было взаимным: впоследствии Йен поможет в создании графического чипа для Gamecube и разработке Wii Remote.
Ноябрь 2003 года — тогда же, когда Sony пыталась выйти на официальный китайский рынок, появляется iQue Player, Nintendo 64 в корпусе, чуть больше, чем геймпад оригинальной консоли. Как такое вообще возможно, что на рынке, где есть запрет консолей, официально выходит китайская версия нинтендовской консоли? Японцы просто обвели коммунистов вокруг пальца, лицензировав консоль как образовательный продукт.


Правда, iQue Player успеха не возымел: игры нужно было загружать на специальный флеш-картридж через терминалы iQue Depot (сами же игры продавались в виде гифткарт, на которые были напечатаны коды активации, вводимые в терминал). Терминалы, правда, даже в Пекине считались редкостью — слишком дорогими были эти устройства.

В какой-то момент iQue даже выпустила приложение iQue@Home для ПК. Как раз интернет стал распространяться, и программа должна была решить проблему с дистрибуцией игр. И да, это была первая консоль Nintendo, которая имела собственную «операционную систему», обновление этой самой системы, возможность загрузки игр по сети и демок. Но опять же, кому нужна была устаревшая консоль, на которую вышло всего 14 игр, а объём картриджа был настолько мал, что геймерам приходилось выбирать, что закачивать на этот самый картридж.

Так что несмотря на все усилия, направленные на старания по тому, чтобы сделать игры доступными во всех смыслах (Star Fox 64 была даже с дубляжом, а Animal Crossing имела китайский ввод, основанный на западной версии игры с Gamecube, где была полноценная виртуальная qwerty-клавиатура), Player провалилась полностью: кому была нужна консоль с маленькой библиотекой игр (пусть и локализованных), без возможности нормально приобрести игру, не говоря уже о том, как её спиратить? Консоль, кстати, всё же взломали — в 2018 году, научившись загружать любые игры. Мешал только нюанс с нестандартным расположением аналогового стика и крестовины — немало игр было заточено как раз под нестандартное расположение стика посередине.
Озвучка в Star Fox 64 на китайском
Почему Nintendo захотела выпустить устаревшую консоль в 2003 году? Вероятнее всего, потому что компания рассчитывала, что игры для консоли с нестандартным картриджем не будут пиратить. И они оказались правы! Правда в том, что китайцам даром этот «Плеер» не нужен был.
После такого эксперимента iQue договорились с японцами о том, что будут выпускать их консоли под своим брендом.

Game Boy Advance (SP, кстати, у нас в стране можно было найти как раз с шильдиком iQue), DS. GBA выпускалась с шильдиком и копирайтами Nintendo и выпускалась недолго (чиновникам портативку представили как «КПК»), SP уже была со своим, локальным логотипом.
Gamecube, Wii и Wii U в стране не было (ну, официально). Wii планировали выпустить к Олимпийским играм в Пекине 2008 года, даже локализацию системы сделали, но до релиза так и не дошло из-за ужесточения законов.

Wii хотели зарегистрировать как «мультимедийный интерактивный плеер», но не прокатило. Консоль так и не поступила в официальную продажу, зато другие ушлые китайцы решили на этом заработать, сделав клоны.

А вот 3DS — была! Правда, только в варианте XL, а онлайн-магазин eShop был недоступен. Интересно то, КАК новая портативка продвигалась в стране. Только две игры были выпущены самой iQue: Super Mario 3D Land и Mario Kart 7. Обе были предустановлены на консоли.

Ещё десять — силами гонконгского и тайваньского подразделений Nintendo. В этих десяти тайтлах была поддержка как традиционного, так и упрощённого китайского языка. И так уж совпало, что эти десять игр вышли примерно в то время, когда Вэй Йен покинул iQue и компания на 100% отошла Nintendo — это был 2013 год. А уже на следующий, 2014-й, КНР сняла 14-летний консольный бан.
Wii, как мы понимаем, выпущена не была, зато iQue решила сделать кое-что поинтереснее: портировать игры с Wii на… Nvidia Shield. Произошло это в 2017 году — аккурат, когда вышла Switch (с которой тоже не всё так просто в Китае). Если кто-то не в курсе, то железо Switch и домашнего Shield практически одинаково. На консоль вышло пять игр от Nintendo: New Super Mario Bros. Wii, Punch-Out, The Legend of Zelda: Twilight Princess, Super Mario Galaxy и Donkey Kong Country Returns. Реализовано всё посредством официальной эмуляции (Mario Galaxy на Switch тоже работает через эмуляцию). Зачем Nintendo понадобилось делать эмулятор Wii для Shield? Конечно, это лишь моя догадка — но, вероятно, для того, чтобы опробовать портирование Wii-игр путём эмуляции на Switch.
Ах да, Switch тоже официально вышел в Китае, и со своей спецификой. Запуском консоли занималась Tencent, имеющая огромное влияние на игровую индустрию во всём мире. Nintendo и в этот раз решили, что напрямую лезть во всю эту кашу из запретов не стоит — пусть в этом всём разбирается компания, которая куда лучше понимает специфику локального рынка. Итог: Switch вышел с регион-локом, на нём можно запускать только те игры, которые разрешены государством. Впрочем, с появлением взлома консоли появилась и утилита, позволяющая превратить залоченную консоль в «международную».
Кстати, с Playstation 4 и 5 ситуация схожая — консоли тоже имеют региональную блокировку. Правда, её легко обойти, имея товарища, который может создать вам аккаунт на консоли другого региона, перенести его на флешку, а вы этот аккаунт восстановите на своей китайской Playstation.
Существовал ли «консольный бан» в КНР? Да, существовал. Официальных поставок консолей и игр в Китай не было вплоть до 2014 года. Но несмотря на существование официального запрета, чёрные рынки были заполнены «вражескими» версиями консолей и игр из Японии, Тайваня, Гонконга и Сингапура, а пиратство давало возможность геймерам проходить актуальные игры: лицензия стоила дорого, пиратка — либо вовсе бесплатна, либо стоила копейки.
В 2021 году в КНР стала доступна своя версия Steam. Для того, чтобы ею пользоваться, при регистрации необходимо указать свои личные данные — имя, номер ID-карты (считайте, паспорт в виде карточки), номер телефона. Зачем всё это надо? Таким образом партия пытается бороться с «игровой зависимостью», отсекая несовершеннолетних, а заодно не пуская игры, которые не прошли проверку цензурой. Правда, мало кто пользуется официальным китайским «Стимом».

Сквозь многочисленные блокировки и запреты, геймеры всё равно пробиваются к международной версии магазина. У этого есть свои недостатки: особо патриотичные граждане КНР могут занижать рейтинг играм, если им не нравятся действия разработчиков. Тайваньский хоррор Devotion и вовсе пришлось убрать из-за многочисленных жалоб чересчур патриотически настроенных геймеров. Дело в том, что материковый Китай не любит две вещи: независимость Тайваня и обзывательство Си Цзиньпина «Винни Пухом» вместе с оскорблениями.

Не помогла и замена текста на пожелание счастливого нового года — игра уже тонула в негативном ревью-бомбинге униженных и оскорблённых китайцев. Devotion убрали из Steam, и лишь спустя пару лет GOG вместе с Red Candle анонсировали релиз Devotion на своей платформе. Но туда, судя по всему, добрались неуёмные китайцы: мол, поступили «жалобы от геймеров», и мы решили игру у себя не выпускать. История закончилась тем, что хоррор выпустили в физическом виде эксклюзивно на территории Тайваня, а в цифре игру можно купить лишь на сайте разработчика.
А в 2024-м, когда на The Game Awards главную награду взяла Baldur’s Gate 3, а не Black Myth: Wukong, первая подверглась ревью-бомбингу. Мол, как же так — у нас же такая крутая игра, а какой-то там Свен Винке позволяет себе оскорблять наш «Вуконг»?! Глава Larian Studios вряд ли преследовал цель оскорбить китайскую игру, но игроков из Поднебесной очень легко задеть.

Если их патриотические чувства задеты — они не стесняются писать негативные отзывы в огромных количествах — просто потому что могут. Так, страница Monster Hunter World в Steam стала площадкой для негативных высказываний из-за того, что в фильме 2020 года по мотивам серии игр один из героев шутит шутку, отсылающую к расистскому высказыванию про азиатов. Life Is Strange: True Colors не понравилась китайцам потому, что в игре можно найти флаг независимого Тибета (КНР считает Тибет своей территорией, а флаг запрещён как символ сепаратизма).
Совсем недавно случился скандал, связанный с новой гачей, целевая аудитория которой — девушки. Infinity Nikki выглядит очень красиво, она так и манит своей кукольностью. Но вот незадача: с одним из последних апдейтов разработчики переписали сюжет, сделав его совсем уж невнятным, а монетизация стала просто чудовищной. Сотни жалоб вообще везде — что в чисто китайских соцсетях, что на международных площадках. Игроки буквально призывают к бойкоту игры — но китайцы решили не церемониться, и… просто стали банить всех, кто оставляет негативные отзывы в официальном Discord-сервере, а в Steam появилось подозрительно много накрученных отзывов от ботов. Довольно показательная ситуация, в которой никто из разработчиков уже и не скрывает, что игру сделали, чтобы выманивать побольше денег.

Современная КНР — весьма противоречива с точки зрения игровой индустрии. Корпорации из Поднебесной пустили свои корни повсюду, поглощая и западные игровые студии. Цензура никуда не делась, она продолжает китайцам мешать играть во многие игры официально. Большинство граждан КНР не особо пользуются средствами обхода блокировок — они предпочитают с ними не заморачиваться, ибо всё популярное блокируется очень быстро. Даже молодёжь предпочитает получать всю информацию через призму официальной госповестки. А на повестке всегда одно: Китай един, Китай лучше всех, Япония плохая. Так что абсолютно лютые истории, когда на китайских игровых фестивалях среди косплееров по какому-нибудь Геншину затёсывается дурачок с косплеем на убийцу премьер-министра Японии Синдзо Абэ, воспринимаются нормально и даже с юмором.
Правда, стоит понимать, что далеко не все китайцы повёрнуты на политике. Те, кто менее подвержен идеалам партии, смотрят аниме, играют в японские игры. Ситуация схожа с тем, что у нас — пока одни китайцы чуть ли не требуют у разработчиков перевода на китайский, другие — играют на английском, например. Видеоигры (как и кино) — это искусство, и оно должно объединять. Так что наравне с зацензурированными фильмами и играми всегда будет присутствовать пиратство, а коллекционеры будут продолжать покупать диски на рынках и онлайн-магазинах.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (4)
Ihrimon
23.05.2025 09:05А в 2024-м, когда на The Game Awards главную награду взяла Baldur’s Gate 3, а не Black Myth: Wukong
Baldur’s Gate 3 победила годом ранее, в 2023. А в 2024 главную награду отдали игре Astro Bot.
Объявляет победителя прошлогодний призёр, вот Свен Винке и вышел на сцену, где у него была возможность что-то сказать. Он сказал пару слов об игровой индустрии, а китайские игроки посчитали, что это он Вуконга пытается унизить, в отместку устроили ревью-бомбинг Baldur’s Gate 3 и других игр Larian Studios.
unreal_undead2
23.05.2025 09:05Китайский гейминг - это в основном всё таки мобилки и местные магазины приложений (включая встроенные в супераппы типа WeChat), а не консоли и Steam.
FenixFly
Как жестко автора корежит от китайского правительства. Минус миска рис и кошкожена