Привет, я Костя, лид диджитал-дизайна в ОТП Банке. Навеяло на меня поделиться своими размышлениями и мыслями. Отсюда дисклеймер: всё, что будет написано ниже, — исключительно плод моей больной фантазии и не претендует на истину в последней инстанции. Но пообсуждать и поучиться чему-то в комментариях — буду рад! Милости просим, залетайте.

Что такое трендвотчинг?

Для начала разберем термин трендвотчинг. По сути это не просто наблюдение за новыми веяниями в дизайне (и не только в дизайне, но сегодня про него), а целая дисциплина. Он помогает отслеживать актуальные тенденции и адаптировать их под бизнес‑задачи. В мире digital‑дизайна, где всё меняется от «смотри, какая крутота» до «а, уже устарело» за пару дней, умение разбираться в трендах становится одним из ключевых навыков.

Для дизайнера это базовый навык. Без него инновационных решений не предложишь.

Откуда взялся трендвотчинг?

Когда интернет стал массовым, информация начала распространяться с космической скоростью. Компании и бренды заметили, что новые веяния формируют спрос. Так появилось желание не только следить за трендами, но и предугадывать их. В дизайне это особенно важно: кто первый внедрит удачное решение, тот задаёт стандарты. Со временем трендвотчинг превратился в системный инструмент, который помогает не тонуть в бесконечном потоке новых направлений.

Ну и как же не утонуть?

Тренды можно (и нужно) использовать, чтобы усиливать продукт, но важно соблюдать баланс между трендовостью и целесообразностью. Если продукт превращается в солянку модных решений, это уже не дизайн, а дизайнерская свалка.

Формула такая:

  1. Тренд должен решать задачу, а не просто выглядеть «прикольно»

  2. Нужно понимать, как он ложится в экосистему продукта

  3. Если тренд влияет на дизайн глобально, то он не должен устареть через месяц — ищите глубинные, а не поверхностные тренды

  4. Если тренд разовый, эмоциональный — думайте, а что будет через месяц, когда его уберете (ответ «ничего» — тоже ок, главное, чтоб интерфейс у вас не развалился)

Где искать эти ваши тренды?

Скорее всего вы это и без меня знаете, но я всё равно тут поделюсь, может, будет новая ссылонька для вас:

  1. Платформы и комьюнити

    • Dribbble, Behance — визуальные тренды

      • ➕: красивое

      • ➖: много концептов, далеких от реального UX, слишком большая часть вообще никогда даже не была в разработке

    • Awwwards, CSS Design Awards — подборки сайтов с актуальными паттернами

      • ➕: показывает тренды в реальных продуктах (можно трогать)

      • ➖: иногда слишком «премиумный» подход, который не всегда применим

    • Figma Community — UI-киты и эксперименты

      • ➕: можно сразу примерить готовые компоненты

      • ➖: качество бывает разным, относиться нужно крайне критически

  2. Исследования и отчёты

    • NNGroup, Nielsen, Google Material Studies — аналитика юзабилити и взаимодействий

      • ➕: основа для доказательной базы

      • ➖: суховато, без креатива

    • Accenture — отчёты по digital-трендам

      • ➕: понимание глобальных изменений в технологиях

      • ➖: слишком общий взгляд

  3. Технологии и новые возможности

    • AI-интерфейсы, генеративный дизайн

      • ➕: потенциал для будущих решений. Если долго обсуждать с тем же GPT и дать достаточно контекста, то и он натолкнет вас на интересное решение

      • ➖: пока что чаще это просто «шум»

    • Web3, AR/VR, метавселенные

      • ➕: перспективная ниша, в продукте точно привлечет внимание

      • ➖: пока нет массового применения

Итог: как работать с трендами?

  1. Фильтруем хайп от реальных изменений — не каждая новая фишка становится стандартом. Вспомним неоморфизм: красиво, но неудобно

  2. Анализировать, а не копировать — тренды надо адаптировать под аудиторию, бизнес-цели и продуктовый контекст

  3. Создавать тренды, а не только следовать им — лучшие дизайнеры не повторяют за другими, а предлагают новое

  4. Не злоупотреблять мимолетными трендами

    • Если добавили «приколюху» (например, енота на загрузку продукта), но это не ваш маскот — вовремя остановитесь

    • Не засоряйте продукт прошедшим хайпом, убирайте его на пике, чтобы пользователи следили за вашим продуктом, а не только за «фишками»

Комментарии (4)


  1. Aquahawk
    11.02.2025 13:04

     мире digital-дизайна, где всё меняется от "смотри, какая крутота" до "а, уже устарело" за пару дней

    А кто-нибудь реально делал хоть сколько-то длительный A/B тест, где в А группе было бы 10 обновлений интерфейса, а в B группе ни одного? У постоянных обновлений есть _доказанная_ эффективность?


    1. DiabloEN Автор
      11.02.2025 13:04

      Вообще, в продуктах это частая история - они постоянно измеряют показатели самых разнообразных метрик. Например, в нашем продукте был весьма едкий цвет на мобильных устройствах, и мы замеряли, как пользователи нас оценивают до и после изменения на конкретном экране

      Поэтому я бы даже сказал, что A/B тесты - это неотъемлемая часть для взрослых продуктов. Без них любое изменение - это просто гадание на кофейной гуще.


      1. Aquahawk
        11.02.2025 13:04

        Я вообще не про это, понятно что сейчас принято делать A/B тест по каждой фиче, вопрос не в этом, а в том что постоянное изменение не факт что идёт на пользу, никто не делает группу где например нет ни одного изменения интерфейса(кроме добавления нового) за полгода.


        1. DiabloEN Автор
          11.02.2025 13:04

          Тогда да, не правильно понял сначала. Но в некотором роде такие тесты, мне кажется, проводятся - например, если продукт замораживает изменения для части аудитории (из-за технических ограничений, юридических требований), то можно увидеть, как эта группа реагирует на отсутствие изменений в сравнении с теми, кто их получает. Но системно такие эксперименты вряд ли кто-то ставит конечно. Я во всяком случае такое не встречал.

          Да и если глобально, то меняются технологии, конкуренция, пользовательские ожидания и паттерны. Если оставить интерфейс нетронутым на полтора года (смотря какой конечно же, все зависит от ниши), но при этом конкуренты улучшат свой, можно получить эффект деградации какой нибудь метрики без видимой (на первый взгляд) причины.