Всем привет!
Хочу рассказать о самом большом и долгом для нас исследовании, которое мы провели в 2024 году по новой HR программе — Бадди для новых сотрудников.
Меня зовут Таня, я аналитик‑исследователь в отделе HR исследований и автоматизации в ГК ANCOR. Занимаюсь исследованиями два года, активно изучаю UX и стараюсь внедрять исследовательскую культуру в наши процессы и многочисленные HR продукты. Участвую в разработке продуктов и одновременно с этим провожу исследования на разных этапах. Статья затронет и разработку новой программы, и само исследование.
Про адаптацию в компании
За последние 2–3 года процесс адаптации новых сотрудников был полностью переработан и максимально автоматизирован: начали с создания реестров, дошли до чат‑бота в Telegram, кастомизированного Личного кабинета адаптации сотрудника и его руководителя. А теперь и программы Бадди*, о которой будет данная статья.
*Программа Бадди — программа, направленная на поддержку новых сотрудников в процессе адаптации. Новому сотруднику назначается опытный коллега — Бадди, который помогает освоиться в компании, понять внутренние процессы, познакомиться с корпоративной культурой и быстрее стать частью команды.
Предпосылки переработки процесса адаптации и разработки программы Бадди
Конечно же результаты исследования! Большое исследование всего процесса адаптации в 2020 году стало началом всех новых проектов и исследований в этой пятилетке.
Одним из результатов данного исследования было выражение: «Человеку нужен человек».
Цель дальнейших исследований на старте разработки программы: выявить зоны, в которых новички или их руководители испытают сложности, либо же мы (HR), чего-то недополучаем (например, некоторые наши новички не очень-то знают Миссию компании или понимают структуру после 3-х месяцев адаптации, а нам это важно).
Далее продуктовой командой был создан предполагаемый путь Бадди, что и стало основой программы. Стало понятно, какие мероприятия он должен проводить с новичком и его руководителем и когда нужно, чтобы он их проводил. Для нас это был CJM взаимодействия всех ролей программы (нового сотрудника, его руководителя, Бадди и координатора программы). Следом появился портрет Бадди, план отбора и темы для обучения. Не будем углубляться в сам процесс разработки программы.
У команды остались вопросы: а мы вообще правильно все сделали? Или это НАШ идеальный путь, который может быть далеко не идеальным, а даже вообще не рабочим. А сотрудники захотят быть Бадди? А найдется ли нужное количество таких «добровольцев»? А руководители будут делегировать что-то Бадди? С этим множеством вопросов мы и пошли в исследование.
Подготовка к исследованию
Cформулировали цели исследования, прописали с командой многочисленные гипотезы.
Цель №1. Апробировать механику взаимодействия Бадди, новичка и руководителя в период адаптации нового сотрудника (первые 3 месяца в компании).
Здесь всё, что связано с взаимодействием трех ролей программы: количество обращений, факт проведения встреч с сотрудником и руководителем, польза от этих встреч, в общем нужно было понять - всё ли было разработано в программе по реальным потребностям новых сотрудников и их руководителей и по реальным возможностям подготовленных нами Бадди. Все ли встречи проведут, в какой последовательности и в какое время. Здесь мы предполагали, что в нашем заложенном пути будут корректировки и ожидали на выходе получить некий CJM.
Цель №2. Дособрать потребности, с которыми обращаются руководитель и новичок к Бадди в данный период.
У нас уже было достаточное понимание того, чему нужно обучить Бадди, чтобы тот мог поддерживать и новичка, и руководителя, но мы были уверены, что со временем потребности могут меняться/добавляться.
Цель №3. Проверить готовность сотрудников выступать в роли Бадди для новичков.
Здесь мы не могли и предположить сколько откликов мы соберем и насколько они будут подходящие для нас.
Стало понятно, что эти гипотезы можно проверить только на пилотном запуске программы.
Метод исследования
Адаптированные дневники (шаблон будет дальше) + еженедельные встречи по итогам заполнения + в конце 3-х месяцев глубинное интервью. А еще респонденты участники заполняли различные опросы.
Это было не классическое дневниковое исследование, где сразу после взаимодействия с продуктом пользователь делает запись в дневниках. Для нас был важен весь адаптационный день сотрудника, поэтому именно в конце рабочего дня мы просили его сделать записи.

Нам было важно учитывать загрузку респондентов, особенно руководителей.
Путь адаптации, как и длительность программы 3 месяца, а еще мы зависим от найма и выхода новых сотрудников, поэтому было четкое понимание, что игра в долгую, но мы старались не думать, что начинаем исследовать мы зимой, а закончим летом.
Респонденты
У нас было шесть троек (новичок + его руководитель + Бадди) на двух исследователей. Будет интересно услышать ваше мнение по поводу количества респондентов для такого исследования.
Дневники
Дневник был в Excel. Один лист равен одной недели адаптации. Всего получилось 8 листов для нового сотрудника и 8 листов для Бадди.

Мы ежедневно проверяли заполняемость дневников после 17:30.
Лайфхак – поставить респондентам напоминание в календарь и прикрепить ссылку. Очень хорошо повлияло на заполняемость!
Дневник для нового сотрудника (один день)

Дневник для Бадди (один день)

Дневники были составлены таким образом, чтобы можно было:
Посчитать количество вопросов по дням и неделям
Сравнить вопросы и их количество между респондентами
Проверить помог ли Бадди с тем или иным вопросом
Узнать, кто инициировал общение
Оценить отношение Бадди к его загрузке по программе и дрг.
Итоги исследования
Отчет для продуктовой команды включал следующие темы:
Эффекты от программы (здесь были договоренности с продуктовой командой о целевых показателях + цитаты респондентов из глубинок после дневников)
Скорректированный путь Бадди (мы показали каким путь был в планах команды, а каким оказался по итогам исследования)
Информацию по нагрузке Бадди (количество обращений и взаимодействия)
Рекомендации по набору и отбору Бадди (проанализировали количество откликов, какие были итоги мотивационного интервью при отборе и как Бадди себя показал в пилоте)
Рекомендации по подготовке Бадди (здесь взяли вопросы, на которые Бадди не смог ответить новичку)
Демотивация и мотивация Бадди (на глубинках задавали вопрос: когда ты готов взять следующего новичка? Взяли итоги глубинок и еженедельных встреч, посмотрели настроения участников, их обратную связь (особенно тех, кто решил уйти из программы)
Расскажу об интересных итогах, но не обо всех
Половину всех бытовых вопросов нового сотрудника взял на себя Бадди и закрыл собой 90% таких вопросов.
Руководители не инициировали общение с Бадди вообще :)
План-график обязательных встреч Бадди и нового сотрудника «поехал», встречи Бадди проводили по своим ощущениям и вообще весь путь им казался очень растянутым.
На 3 месяц взаимодействие Бадди и новичка стремилось к нулю и становилось больше формата «дружеского общения».
Бадди был демотивирован из-за невовлеченности руководителя в процесс.
Во время исследования случились кейсы, которые вообще не были предусмотрены в программе: уход нового сотрудника, уход Бадди и последующая смена Бадди, Бадди для сотрудника на полной удаленке.
Ощущения после
Первая мысль – это что все? Вторая - уже полгода прошло?
Меня, как исследователя, результаты очень порадовали, было много кейсов, которые в целом в программе не проработаны, было много неожиданных инсайтов, а еще было много ответов на вопросы продуктовой команды! Сам дизайн исследования и его проработка доставили особое наслаждение? Это исследование точно стало одним из самых запоминающихся.
Что я бы изменила
Точно не жалела Бадди и нового сотрудника и на всякий случай встречалась в третий месяц на еженедельных встречах тоже. Всё-таки у меня ощущение, что могли чего-то не узнать.
Не проводила бы опросы. Ну и правда, зачем с таким количеством респондентов, да еще и с новыми сотрудниками, которые поставить 4-ку стесняются (об этом уже хочется написать статью).
Мне кажется хорошее исследование вышло, а главное продуктовая команда получила ответы на вопросы и уже поработала по рекомендациям. Готовимся в следующем месяце запускать программу ?
Для финала картинка про трудозатраты :-)

Спасибо тем, кто дочитал! Надеюсь, вы нашли что-то полезное для себя. Это моя первая статья про исследования, буду рада любым вашим комментариям и рассуждениям!
А для связи ТГ: tanya_mixeyy
Комментарии (5)
RozaLarina
13.02.2025 10:57Очень круто весь процесс исследования расписали!
А что было самым сложным в этом исследовании?
Rhbnbr
13.02.2025 10:57Для быстрого погружения в новую систему очень полезен институт наставничества, если руководитель сам не может выполнить полностью эту роль. Но наставник - это специалист которого назначил руководитель.
Вообще HR-ы часто очень часто просто придумывают ненужную активность.
На прошлом месте работы, через два месяца как я начал работать мой руководитель резко уволился. На проекте я остался один. На меня легло куча обязанностей, к которым я и не стремился и не был готов. Но приходилось справляться.
И тут, через 3 месяца, когда кончился испытательный срок, приходит письмо от HR-ров с поздравлением и вопросом: Как я считаю, готов ли я уже к самостоятельной работе или еще нет. Я ощутил это как издевательство
Kudriavyi
От Бадди (еще и с большой буквы), к концу статьи стало рябить в глазах. И вообще звучит ужасно. Buddy - это друг, близкий человек, приятель, с которым можно пива жахнуть в кабаке. Мне сразу вспомнился Канадский язык в версии Южного парка.
tanya_mixey Автор
Спасибо за обратную связь! Интересный комментарий, особенно про кабак)
Для нас Бадди это устойчивое название роли в программе.