Привет, Хабр! Поиски самой культовой из советских электрогитар, наконец, завершились успехом, да ещё каким! В моё распоряжение попал отлично сохранившийся инструмент с новыми современными ладами, но при этом с полностью оригинальной электроникой.

Удивительно, но факт: богатый набор звучаний данного изделия советской промышленности не огорчил, а совсем напротив, весьма порадовал.

Конечно, это инструмент не для металла и не для шреда, но в более лёгких музыкальных стилях с ним вполне возможно не только записывать треки в студии, но и выступать на сцене.

▍ Промышленный шпионаж и винтажные автомобили


Первые чувства, которые вызвал во мне новоприобретённый великий и ужасный инструмент, как ни странно, оказались весьма позитивными.



Форма смотрится гармонично. Все углы корпуса приятно скруглены. Имеются анатомические скосы с обеих сторон корпуса.



Трещины лакокрасочного покрытия выглядят благородно и приятны на ощупь. Общее впечатление — как от винтажной японской электрогитары, что на самом деле неудивительно. Отправной точкой для разработки дизайна «Уралов» стал внешний вид модели SG5 от компании Yamaha, выпускавшейся с 1966 года.



Скопировано было многое: нулевой лад, перо и окантовка грифа, форма ретейнера, конструкция кобылки, машинки тремоло и звукоснимателей, компоновка органов управления на пикгарде. А обводы корпуса отразили зеркально, чтобы из перевёрнутой офсетной вариации на тему Fender Stratocaster получилась неперевёрнутая.



Вместо удобного тумблера Ямахи Урал получил заедающие и не всегда срабатывающие переключатели типа П2К. Причина такой инновации состоит в том, что в СССР вплоть до конца 1980-х годов тумблеры ассоциировались с приборами, станками и устаревшей бытовой техникой, тогда как люксовая аппаратура была с клавишами и кнопками.

Это напоминает американскую моду устанавливать рычаг переключения передач на рулевую колонку. Данного тренда не избежала даже отечественная «Волга» ГАЗ-21.



Суть в том, что рычаг управления коробкой-автоматом в престижных автомобилях стали размещать на рулевой колонке, и владельцы менее дорогих легковушек с обычной механической коробкой захотели, чтобы у них было так же.

▍ Разве в СССР были фирмы?


Лично мне очень нравится градиентная раскраска пера грифа и особенно корпуса. Это трёхцветный «санбёрст», что переводится с английского как «выгоревший на солнце». Моему Уралу достался набор из красного, жёлтого и чёрного цветов.



В среде коллекционеров самыми красивыми считаются чёрно-зелёные Уралы, но они попадаются относительно редко.

Мне повезло: шелкография на алюминиевом шильдике сохранилась просто прекрасно. Данный экземпляр электрогитары представляет собой образец модели номер 650, артикул 422.



Присутствует Знак качества СССР, что для таких мелкосерийных изделий опытного производства является весьма нехарактерным. Что интересно, на более поздних инструментах этот знак был закрашен чёрной краской, после чего новые шильдики стали изготавливать без Знака качества.

Буква «У», стилизованная под изображение ноты на фоне нотного стана в верхней части шильдика, является логотипом Свердловской диплома II степени фирмы клавишных музыкальных инструментов «Урал».

Именно так: казалось бы, идеологически чуждым словом «фирма» в Советском Союзе называлась не только «Мелодия», выпускавшая виниловые пластинки с записями советских шлягеров, но и некоторые другие предприятия.



Моя электрогитара произведена после 1978 года, поэтому на её шильдике мы не увидим упоминания о дипломе II степени, а также орфографической ошибки «РСФСР ММП республиканская промышленное объединение по производству музыкальных инструментов». Отмечу, что на старых шильдиках с этой ошибкой Знака качества не было.

Также мы видим обозначение нового на тот момент республиканского стандарта РСТ РСФСР 508-75. Ранее электрогитары производились по ТУ 205 РСФСР 931-75 и ТУ 205 РСФСР 932-75. По всей видимости, появление Знака качества было обусловлено именно переходом с ТУ на РСТ.

▍ Интересные подробности


И наконец, как полагается потребительскому товару, выпущенному в условиях плановой экономики, шильдик содержал информацию о цене (185 рублей) и серийный номер 57170.

За 185 рублей в те времена можно было купить двухскоростной мопед «Рига-12» с рабочим объёмом двигателя 49 кубических сантиметров или катушечный магнитофон третьего класса сложности «Соната-308», либо слетать на самолёте из Москвы в Магадан.



Серийный номер 57170 свидетельствует о том, что электрогитара произведена в 1981 году, причём перед нами один из последних красивых Уралов, выпущенных фабрикой.



После 1982 года с пера грифа исчезла надпись «Урал». Отмечу, что на моём экземпляре эта надпись, как и орнамент в виде «Дерева Жизни» на накладке в стиле электрогитар Стива Вая, выполнены самоклеящейся плёнкой на режущем плоттере. Так захотел один из предыдущих владельцев инструмента.



Так что мне неизвестно, была ли надпись «Урал» стёрта с пера грифа, либо её там не было изначально. В чём можно быть уверенными, так это в том, что орнаменты со звукоснимателей были стёрты, о чём свидетельствуют характерные царапины.



Насколько мне известно, данные звукосниматели «нового» типа («старотипные» выглядели как на Ямахе SG5 и имели по три, а не по два винта регулировки высоты) всегда выпускались только с орнаментом.



По какой причине его стёрли, история умалчивает. Либо он не нравился владельцу инструмента, либо это произошло в ходе избавления от желтизны, к которой пластик корпусов таких звукоснимателей был чрезвычайно склонен.



Лично я нахожу такую желтизну благородной, но на вкус, цвет и звук товарищей нет. И вообще, мне грех жаловаться, ведь предыдущий владелец гитары установил на её гриф новые лады, сделав её вполне играбельной.

Конечно, для шреда этот инструмент не предназначен по определению, зато играть блюз, блюз-рок, инди и тому подобное на нём можно, причём с большим удовольствием.

Возвращаясь к вопросу красоты, с 1986 года электрогитара Урал модели 650 получила новый артикул с добавочным индексом 422р и стала более аскетичной.



Лакокрасочное покрытие стало одноцветным, без градиентов, которые ранее наносились вручную. Кто-то скажет, что это удешевление сделало инструмент более стильным, но мне так не кажется. Чёрный стратокастер — это другое.



Как вы могли уже заметить, кроме ладов, предыдущий владелец заменил пикгард на угольно-чёрный, изготовленный из матового листового винипласта. Также взамен утерянных или испорченных электрогитара получила новые ручки переменных резисторов.



Уродливый ураловский ретейнер, на котором часто застревали струны, уступил место на пере грифа паре современных роликовых, а пятиштырьковый разъём ОНЦ-РГ-5 на пикгарде — гнезду под джек, причём в качестве шайбы под последний установлен настоящий советский медный пятак, начищенный до блеска.



Ещё вы могли заметить, что в месте перехода грифа в перо отсутствует колодец регулировочной гайки анкера. Нет его и на конце грифа, окантованном таким же белым пластиком, как и накладка.



Неужели перед нами очередная советская электрогитара без анкерного стержня, либо с нерегулируемым компрессионным анкером, как Тоника? — А вот и нет! Доступ к регулировочной гайке открывается, если отвернуть шильдик.



В отличие от Форманты и той же Тоники, некплейт здесь не предусмотрен. Гриф просто прикручен к корпусу на четырёх шурупах, у которых даже шлиц под плоскую отвёртку пропилен не по центру.



Однако инструмент держит строй, хоть и не идеально. В этом его можно сравнить с самыми дешёвыми китайскими электрогитарами из коробки. Но там, в отличие от Урала, есть некплейт, и проблема нестабильности грифа решается рассверливанием отверстий кармана деки и ремонтом отверстий в пятке грифа.



Со всякими Террисами, Харлей-Бентонами ученических серий и разными нонеймами мне приходится производить эти нехитрые операции довольно часто, и результат всегда радует.

Белая пластиковая окантовка ураловского грифа в некоторых местах неряшливо выступает за его геометрию. Не знаю, что это: заводской брак, последствия многолетних воздействий на древесину или побочный эффект замены ладов. Но играть не мешает.



Боковых маркеров ладов на окантовке изначально не было. Их кто-то когда-то подрисовал перманентным чёрным маркером.



Струнозацеп с машинкой тремоло и кобылка сохранились аутентичные, и выглядят как новенькие. Рычага нет, и это хорошо. Не сомневаюсь, что пользование таким вибрато расстроит инструмент моментально и сильно.



Оригинальные пуговицы (грибки, бобышки) крепления ремня не сохранились. Вместо них установлены сверкающие хромированные.



И наконец, мы подходим к тому аспекту, который лично меня интересует в винтажных гитарах больше всего. И здесь Урал не разочаровал.

▍ Особенности темброблока


Все три звукоснимателя этой электрогитары одинаковые, но в омических сопротивлениях обмоток наблюдается значительный разброс, связанный, очевидно, с низкой точностью изготовления:

  • нек — 4.9 кОм,
  • средний — 4.4 кОм,
  • бридж — 4.5 кОм.

Северный магнитный полюс везде обращён в сторону струн. Как и в Форманте, здесь не предусматривалось подавление синфазных магнитных помех способом противофазного включения обмоток противоположно подмагниченных датчиков.

Если трёхпозиционные и пятипозиционные переключатели стратокастеров, телекастеров и лесполов с давних времён предоставляют выбор готовых комбинаций звукоснимателей с подавлением синфазных помех, когда такое возможно, то философия советских электрогитар предусматривает отдельный выключатель для каждого датчика.

На зарубежных инструментах такое решение тоже встречалось: вспомним джазмастеры, мустанги и ягуары.



Три кнопки с фиксацией в верхней части пикгарда Урала включают звукосниматели — каждый из трёх индивидуально. Три таких же переключателя П2К снизу служат модификаторами тембра, также по одному на каждый датчик.



Бриджевый «высокочастотный» датчик включается в цепь только через последовательные конденсаторы. Эту схему явно создавали разработчики бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры, а не музыкальных инструментов.

Не зная о том, что бриджевый звукосниматель является верхнечастотным сам по себе, поскольку находится под тем местом струны, где амплитуда колебаний высоких гармоник максимальна, а низких — минимальна, инженеры решили сделать датчик высокочастотным, включив его через фильтр верхних частот.

Гитарист может выбирать, через какой из двух конденсаторов подключается бриджевый звукосниматель — 6.8 нанофарада или 1 нанофарад. То же самое верно насчёт среднего датчика, только там предоставляется выбор между 6.8 и 250 нФ. Большая разница, которую хорошо слышно.

Нековый «басовый» датчик включается через полосовой фильтр в верхнем положении модификатора, либо через фильтр нижних частот в нижнем. Последнее создаёт весьма джазовое звучание.

Привычный регулятор тона на этом инструменте не предусмотрен. Разработчики посчитали, что он не требуется, ведь три ручки громкости, по одной на «высокочастотный», «среднечастотный» и «басовый» звукосниматели, — это уже трёхполосный эквалайзер. Четвёртый переменный резистор регулирует общую громкость.

▍ Как это звучит?


Не знаю, во что включали свои Уралы те гитаристы, которые возненавидели ураловский темброблок и переделали его во что-то иное. С нормальным гитарным трактом большинство комбинаций переключателей вполне применимы в разных музыкальных контекстах. Кроме металла, конечно.

Видео на Rutube
Видео на Youtube

Ценность данного темброблока состоит в том, что переключаемые фазосдвигающие цепочки позволяют создавать разные комбинации с подъёмами и завалами определённых участков частотного спектра. Можно получить и назальный «твэнг» телекастера, и звонкое стратокастеровское «стекло», и разные другие специфические звучания.

Однако запоминать комбинации шести нажатых и отжатых кнопок сложно, и ориентироваться в них неудобно даже при записи в студии, не говоря уже о выступлении на сцене.

Кстати, давайте посчитаем, сколько всего этих комбинаций. Старшим двоичным разрядом будет нековый звукосниматель, младшим — бриджевый.

  1. 001 — действует 1 модификатор, получается 2 варианта,
  2. 010 — 2 варианта,
  3. 011 — 2 модификатора, 4 варианта,
  4. 100 — 2 варианта,
  5. 101 — 4 варианта,
  6. 110 — 4 варианта,
  7. 111 — 3 модификатора, 8 вариантов.

2 + 2 + 4 + 2 + 4 + 4 + 8 = 26 действующих положений переключателей! Плюс надо помнить, что модификатор выключенного звукоснимателя не действует. Мало какому музыканту понравится такой неудобный интерфейс управления его инструментом.

Тем не менее, мы рассмотрели и послушали частицу истории электрогитаростроения, которая сделала свой вклад и в музыкальную культуру, и в творческое развитие многих людей.

Кто-то стал совершенствоваться в технике игры и двигаться к заветной мечте о лучшем инструменте. Таком, как Musima Lead Star I или Jolana Disco. А кто-то стал модифицировать электрогитары или даже создавать свои собственные.

Напишите, какие электрогитары производства СССР или стран социалистического лагеря были у вас или у ваших знакомых гитаристов.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (12)


  1. galapagos
    20.02.2025 11:38

    Ты, Рейган, нас в натуре ****.

    А если двинешь на Россию танки,

    Навстречу выйдут батальоны панков,

    Вооружённые гитарами «Урал»** (R)

    ** Гитара Урал даже при неполном размахе достигает силы удара 25-ти килотонн.

    — «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе»


    1. Refridgerator
      20.02.2025 11:38

      Факты о гитаре Урал

      ▪ Чтобы взять простейший ля-минор на «Урале», нужно совершить 12 подвигов Геракла.
      ▪ Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
      ▪ В каждую гитару «Урал» встроены все примочки мирa, переключаемые секретными кодами, вводящимися с помощью ручек.
      ▪ Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках.
      ▪ Гопники недолюбливают металистов. Гопники боятся милиции. Но по-настоящему ужасаются только гитар «Урал».
      ▪ Ни один музыкант в мире не смог разбить о сцену гитару «Урал» — легче проломить саму сцену. Ее можно уронить с балкона 14 этажа, она даже не поцарапается. Все гитары «Урал», которые ломались — дешёвая китайская подделка. Рекомендуется к просмотру краш-тест, проведенный металлистами «Облачный край» в 1987 году на фестивале в Подольске.
      ▪ Гитары «Урал» обычной серии такие тяжёлые потому, что дерево там спрессовано с гигантским коэффициентом сжатия. Поэтому на одну гитару «Урал» уходит целая роща.
      ▪ Из-за своей огромной плотности гитара «Урал» тонет во ртути.
      ▪ Говорят, среди бесчисленных ручек и переключателей на гитаре «Урал» есть детонаторы атомных бомб, заложенных в странах загнивающего капитализма.
      ▪ Гитарой «Урал» можно рубить дрова. Ей ничего не будет.
      ▪ Только ТРУЪ мега-гитарист способен играть на гитаре «Урал» так же быстро и легко, как и на остальных. ТРУЪ мега-гитаристов в мире четыре: Джими Хендрикс, Сергей Маврин, пьяный Вассерман и Чак Норрис.
      ▪ Если грузовик «Урал» столкнется с мотоциклом «Урал» на максимальной скорости, то они вместе сольются в звукосниматель гитары «Урал» такой же массы, как и грузовик с мотоциклом. Это и есть обычный способ производства звукоснимателей гитары «Урал».
      ▪ VIP-модели гитары «Урал» изготавливаются из кирпича.
      ▪ Гитары «Урал» были сняты с производства, так как их признали оружием массового поражения.
      ▪ Для комфортной игры на гитаре «Урал» требуются титановые медиаторы.
      ▪ Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
      ▪ Нойзмарины в вахе вооружены именно гитарами «Урал».
      ▪ Главная мечта Ингви Мальмстина — гитара «Урал».
      ▪ Чак Норрис — единственный в мире человек, который может играть на специальной модели гитары «Урал» с рычагом погружения. Потому что, чтобы звук хоть капельку поменялся, надо нажимать на рычаг с силой 18 слонов.
      ▪ Фендер Ягуар — дешевый закос под «Урал», И НИИПЁТ, ЧТО ОН ВЫШЕЛ РАНЬШЕ!!!
      ▪ Говорят, что бас-гитары «Урал» плохо звучат. Ничего подобного, они просто издают ТАКИЕ БАСОВЫЕ НОТЫ, которые человеческое ухо не может услышать.
      ▪ В детстве Сергей Маврин сломал руку именно тогда, когда попытался сделать подтяжку на гитаре «Урал».
      ▪ Гитара «Урал» не расстроится, если её держать за середину струны на весу. У держателя тупо оторвется рука, и гитара размозжит его ногу.
      ▪ В секретном бункере в центре Земли содержится прототип гитары «Урал ИКС-ИКС-ЭЛЬ». У нее 10000 регулировочных ручек и шесть рычагов тремоло. Весит она тысячу мегатонн и занимает площадь футбольного поля. Инженер, который её изобрёл, испугался своего творения и повелел затащить в бункер.
      ▪ Если натянуть струну гитары «Урал» в качестве тетивы в луке, то мощность выстрела будет в 5 раз сильнее выстрела из снайперской винтовки.
      ▪ Ингви Мальмстин рубит быстрейшие соляки на своем стратокастере, однако на гитаре «Урал» он сможет сыграть разве что «Кузнечика», и то, медленно.
      ▪ Если Чак Норрис или толпа слонов прижмет рычаг тремоло на специальной модели гитары «Урал» до конца, поставит на него снаряд и отпустит, то снаряд долетит до Альфа-Центавра.
      ▪ Гитара «Урал» способна выдержать удар ногой с разворота Чака Норриса.
      ▪ Гитарой «Урал» можно укрыться от ядерного взрыва.
      ▪ Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.
      ▪ Гитары «Урал» работают на чистом плутонии.
      ▪ Гитара «Урал» отлично звучит без комбика, но на слишком благородных частотах, недоступных уху человека.
      ▪ Если разобрать гитару «Урал», то из всех деталей можно будет построить АЭС и две ЭВМ, и ещё лишние детали останутся.
      ▪ Любая музыка, которая играется на гитаре «Урал», автоматически становится тяжелым металом.
      ▪ Чак Норрис ушибся всего один раз в жизни, когда в порыве гнева попытался разбить гитару «Урал» ударом ноги с разворота. Повторных попыток не было, чтобы не позориться.
      ▪ Арматура изначально была изобретена для того, чтобы служить струнами гитаре «Урал», но потом Сергей Маврин предложил использовать её для строительных нужд.
      ▪ Если гитару «Урал» сбросить с пятого этажа, то она пробьёт земной шар и вылетит с другой стороны, но не остановится на этом и улетит дальше в космос.
      ▪ Единственный способ уничтожить гитару «Урал» — это бросить её в сверхмассивную чёрную дыру в центре Галактики. Хотя есть предположение, что это гитара «Урал» уничтожит сверхмассивную чёрную дыру в центре Галактики, а не наоборот. Достоверно известно лишь, что гитару «Урал» может уничтожить только другая гитара «Урал».
      ▪ Ингви Мальмстин, пытаясь перекинуть гитару «Урал» через плечо, получил тройной перелом и вывих плеча, а гитара тем временем проломила сцену и ушла под землю.
      ▪ Из колковой механики гитары «Урал» можно собрать МКС, большой адронный коллайдер и трактор «Беларусь».
      ▪ Если вам предлагают гитару «Урал» за 30 долларов — не берите. Если вам предлагают гитару «Урал» бесплатно — не берите. Если вам предлагают гитару «Урал» и еще 30 долларов — можете взять, но знайте, что ваша музыкальная жизнь будет убита.
      ▪ Если вы видите, как по улице идёт человек с гитарой «Урал» и размахивает ею, то вам показалось — это гитара «Урал» размахивает этим человеком.
      ▪ Бас-гитара «Урал» — единственный в мире инструмент, на котором возможно сыграть «коричневую ноту». В принципе, любая нота, сыгранная на оном, является «коричневой».
      ▪ Если гитару «Урал» специфическим образом расстроить, то она идеально настроится, но никто ещё не смог этого сделать, так как на это могут уйти многие годы.
      ▪ При попытке подстроить шестую струну на гитаре «Урал» многие получали вывих плеча и перелом пальцев на левой руке.
      ▪ Именно на гитаре «Урал» при вращении всех её бесчисленных регуляторов впервые поймали вражеские частоты американских и прочих радиостанций, которые нещадно пытались глушить в Империи Зла.
      ▪ Многие, возможно (но не факт), будут говорить вам фразы следующего содержания: «Драться гитарой — это последнее дело». Но вы как честный её обладатель должны знать, что драться именно гитарой «Урал» далеко не последнее дело.
      ▪ Звук, издаваемый гитарой «Урал», не подключенной к усилителю, способен вызвать землетрясение и цунами.
      ▪ В 1978 году гитару «Урал» пытались экспортировать за океан, однако корабль, гружёный всего лишь одной гитарой, затонул.
      ▪ В дополнение к бензогитаре «Урал» советские инженеры недавно выпустили дизель-синтезатор
      ▪ До сих пор не известна электронная начинка гитары «Урал», так как снять накладку на деку не представляется возможным, а лак, которым покрыта гитара, не удается пробить ни одним существующим орудием.
      ▪ Если подключить гитару "Урал", то обесточится половина Москвы.
      ▪ Если начать играть на бас-гитаре "Урал", то сперва съедут соседи, а затем передохнут все тараканы в радиусе десяти километров. Ну или наоборот.
      ▪ Гитара "Урал" до 1992 года использовалась как гудок на паровозах, но потом паровозам запретили использовать гудки, слышимые с другого континента.


      1. vadimk91
        20.02.2025 11:38

        Ого, вот это текст. Охотно верю, что сообщество любителей этой гитары было очень популярным))


  1. ThingCrimson
    20.02.2025 11:38

    Моя первая электрогитара (приобретена в 1989 с рук за 50 рублей) согласно гравировке на некплейте «Арт. 230БЛ» вроде «Аэлита-1» из города Борисова. Очень тяжёлая, с неимоверно толстым грифом и плохо держащими колками с открытой механикой, тремя синглоподобными звучками (которые радио ловили только в путь), шестиклавишным тембрблоком с четырьмя потенциометрами, типа тремоло струнодержателем и деревянным порожком на двух винтах, неизбежным пятиштырьковым разъёмом — в общем, ничего хорошего о ней не могу сказать, кроме того что «первая».

    Как она не отбила во мне напрочь желание играть — не знаю. А, на неё я ещё поставил единственно доступные мне тогда «Струны для акустических и электро гитар», с плоской обмоткой и чудовищным калибром (как бы не 014-060) — в результате подушечки пальцев левой руки я укрепил до такой степени, что открывал практически любую бутылку пива просто пальцами, весьма эффектный трюк.

    Когда в 2000 я обрёл вторую электрогитару (Squier Standard Stratocater) — это было просто как чудо! С тех пор почти на ней не играю, но храню как память.


    1. Refridgerator
      20.02.2025 11:38

      О да, я помню эти плоские струны) А для бас-гитар мы брали струны от пианино.


      1. ThingCrimson
        20.02.2025 11:38

        Да, струны тогда были явно не расходник, как сейчас (басовых струн в продаже не видел никогда, наверно считалось «ты попробуй компектные износить-то!»). Сам я до варение в кипятку не дошёл; но капитальная чистка со спиртом — делал.


  1. pkchlov
    20.02.2025 11:38

    Была у меня такая гитара (а точнее бас в исполнении с индексом "Г" - в гитарном корпусе с рогами, был еще и Л - а ля леспол).
    На удивление легкий, удобный, эргономичный и стильный инструмент. Со следующими нюансами - ужасная накладка грифа (емнип из бука), которая буквально не держала лады, и странноватенькая электроника.

    Некплейт со знаком качества и длинным названием завода на черном фоне, кстати был (привинчен сверху), у автора просто недокомплект.
    В целом допускаю что после замены накладки (и анкера) и ладов урал мог бы быть весьма неплох


    1. Lunathecat Автор
      20.02.2025 11:38

      Декоративный шильдик есть. Толстого некплейта у Уралов не предусматривалось.


  1. Refridgerator
    20.02.2025 11:38

    Не знаю, во что включали свои Уралы

    Во всё, во что втыкается - например, в магнитофон заместо магнитной головки. Про существование кабинетов и ламповых, чисто гитарных усилителей мы тогда и не подозревали.


  1. hondurasez
    20.02.2025 11:38

    "Пятак" больше похож на четвертак, пятаки были рыжими и неизбежно темнели. А 25 копеек были беленькими и почти не темнели. По размеру они примерно одинаковые.


    1. vadimk91
      20.02.2025 11:38

      AFAIR 25 - это купюра была, рублей, а монетки 20-15-10 копеек


      1. ThingCrimson
        20.02.2025 11:38

        Вы верно вспомнили — в те годы (1975+) монеты были 1 - 3 - 5 копеек (жёлтые), 10 - 15 - 20 - 50 копеек - 1 рубль (серебристые); купюры 1 рубль (жёлтый), 3 рубля (зелёный?), 5 рублей (синий?), 10 рублей (красный), 25 рублей (фиолетовый). Про 50 рублей и потом 100 — слыхал, но видеть не довелось.