Привет, Хабр! Главная причина откровенно плохого звучания дешёвых комбиков — маленький громкоговоритель, характеристики которого совершенно не подходят для формирования гитарного звука.

Но тогда почему любимые рок-группы вполне можно слушать, причём с удовольствием, через динамики, которые ещё меньше и дешевле? — Потому что в записи звук уже сформирован должным образом.

Сегодня я расскажу и покажу, как встроить в неполноценный комбоусилитель недостающий «формирователь» звучания, работающий в реальном времени без SMS и регистраций. Более того, он вообще аналоговый и построен на одной-единственной микросхеме.

Многие начинающие гитаристы приобретают либо получают в подарок от родственников широко рекламируемые комплекты из электрогитары и комбика. Очевидно, что всё в этих комплектах самое минимальное, но для начала должно хватить.



Однако вскоре наступает болезненное разочарование, после которого занятия музыкой нередко забрасывают, а гитарный комплект, с которым было связано столько надежд, выставляют на продажу. Либо идут покупать более годный усилитель.

Электрогитару из стартового набора в подавляющем большинстве случаев можно довести до ума, но вот комбик общепризнанно считается неприменимым, за редчайшими исключениями.



Почему крошечные динамики хорошего смартфона звучат не идеально, но вполне приемлемо, а огромный в сравнении с ними пятидюймовый громкоговоритель дешёвого комбика режет уши и вызывает мигрень?

И это составляет большую серьёзную проблему, которая портит жизнь не только окружающим начинающего гитариста, но и ему самому.

Дело в том, что даже хорошая игра с плохим звучанием воспринимается как плохая, настраивает слушателей против музыканта и внушает ему, будто у него ничего не получается, нет таланта, и лучше всё бросить.



И при чём тут вообще громкоговоритель? Ведь он всего лишь преобразует в механические колебания воздуха электрический аудиосигнал, разве нет?

▍ Из истории гитарного звука


На самом деле, это сложилось исторически. Во времена бурного расцвета джазовой музыки стала расти популярность шестиструнной испанской гитары, громкость которой была недостаточной на фоне духовых инструментов, барабанов, рояля и контрабаса.



Сначала гитары для джаза стали просто наделять огромными корпусами для эффективной передачи воздуху энергии колебания струн. Последние пришлось сделать очень толстыми, чтобы эта энергия не иссякала слишком стремительно.



Джазмены до сих пор играют на акустических и полуакустических инструментах с толстыми струнами, что определяет как характер звучания с мягкой перкуссионностью, так и приёмы игры без бендов (подтяжек) и глубоких вибрато.

Но даже огромная джазовая «банка» всё равно звучала недостаточно громко. Поэтому к ней стали приспосабливать звукосниматель и усилитель с акустической системой.



В те времена мощные громкоговорители были большими, с массивной мембраной, инерция которой оказывала значительное влияние на воспроизводимый звук.

Тогда они считались широкополосными, но по характеристикам были ближе к динамику современного сабвуфера, чем к тому, что мы понимаем под широкополосным динамиком сегодня.

Так называемый «кабинет» — инструментальная акустическая система с одним или несколькими специфическими громкоговорителями — стал ключевым фактором, определяющим звучание электрогитары.



Соответственно, при создании усилителей и звукоснимателей их делали такими, чтобы они хорошо звучали в кабинет. Если усилитель встроен в кабинет, то он называется комбоусилителем, или просто комбиком.

Сегодняшние дешёвые громкоговорители гораздо более широкополосные, что позволяет им воспроизводить музыку с качеством, далеко превосходящим старинные образцы. Однако гитарный динамик должен не повторять входной аудиосигнал в точности, а искажать его, причём определённым образом.



Получается, что хороший комбик можно создать с любым или почти любым громкоговорителем, если предусмотреть электронную симуляцию необходимых благозвучных искажений. Последняя может быть как цифровой, так и аналоговой.

▍ Простой аналоговый спикерсим


Одну из широко распространённых схем аналоговой симуляции гитарного громкоговорителя можно самостоятельно собрать из горстки деталей. Последняя доступна в виде радиоконструктора от омской компании «Гитарамания».



Кто-то может спросить: разве спикерсим предназначен не для подключения гитарного педалборда в линейный вход микшерной консоли или звуковой карты компьютера? При чём тут дешёвый китайский комбик?

Совершенно верно. После предусилителя, цепочки эффектов и симуляции оконечного усилителя, если таковая предусмотрена, аналоговый или цифровой спикерсим подготавливает гитарный сигнал к воспроизведению широкополосным аудиотрактом.

В качестве последнего может выступать и активная акустическая система. Иными словами, комбик с широкополосным громкоговорителем.

▍ Неужели до этого не догадались раньше?


Конечно же, догадались. Прекрасным примером может служить линейка карманных аналоговых комбиков Blackstar Fly, ведущим разработчиком которой является талантливый инженер Брюс Кейр, ранее работавший на компанию Marshall.



Судя по отзывам гитаристов, по качеству звучания эти малыши легко «затыкают за пояс» подавляющее большинство аналоговых микрокомбиков от других производителей. На Ютубе представлено множество видео со сравнениями звучаний, которые каждый может послушать и самостоятельно сделать вывод.

▍ Изучаем схему спикерсима


Симулятор инструментального громкоговорителя от «Гитарамании» представляет собой систему активных и пассивных фильтров, построенную вокруг одной микросхемы счетверённого операционного усилителя (ОУ) TL074.



Граничная частота входного пассивного фильтра верхних частот R1C1 составляет 125 герц.

Граничной частотой, или частотой среза простейшего RC-фильтра из двух компонентов принято называть такую частоту, при которой сопротивления переменному току резистора и конденсатора равны.

На данной частоте входной сигнал ослабляется в √2 раз, что соответствует -3 децибелам по логарифмической шкале.

При частоте входного сигнала 125 герц коэффициент передачи инвертирующего усилителя на ОУ U1A составит -12/(27*2) = -0.2(2). А при частоте, например, в 1.25 кГц получится -12/(27+2.7) = 0.4 — почти вдвое более высокая амплитуда сигнала на выходе U1A.

Зачем в этой схеме потребовался усилитель, который по определению ослабляет, а не усиливает сигнал? — Затем, чтобы обеспечить достаточно высокое входное сопротивление при очень низком выходном, необходимом для адекватной работы следующих далее схемотехнических узлов.

«Нагромождение» резисторов и конденсаторов вокруг операционного усилителя U1B представляет собой активный фильтр верхних частот с множественной обратной связью, тогда как на ОУ U1C и U1D построены активные фильтры нижних частот второго порядка.



Вместе это создаёт два резонансных пика в районах 100 Гц и 4 кГц с провалом амплитудно-частотной характеристики между ними. Это является грубым приближением к тому, что делает с аудиосигналом настоящий гитарный громкоговоритель.

На самом деле, пиков и провалов должно быть больше, поскольку внутри настоящего гитарного кабинета звуковые волны испытывают отражения от стенок, которые не демпфируют, в отличие от высококачественных акустических систем для звуковоспроизводящей аппаратуры.

Но даже такое предельно упрощённое решение способно заставить дешёвый китайский громкоговоритель звучать гораздо лучше. Тем более, что минимальное акустическое оформление у него есть.

▍ Исследуем комбоусилитель


После снятия задней крышки обнаруживаем, что на деле громкоговоритель ещё меньше, чем могло ожидаться увидеть в корпусе такой ширины и высоты.



При этом глубина кабинета, а, соответственно, и его объём, очень малы. Задняя стенка глухая, акустическое оформление закрытое. Поэтому в передней стенке предусмотрены два фазоинверторных отверстия.



Следует отметить, что этот маленький дешёвый комбик собран «по-взрослому», с соблюдением традиционных особенностей конструкции, характерных для гитарных комбоусилителей.



«Голова» — печатная плата со всей электроникой — смонтирована на шасси, выгнутом из стального листа и закреплённом в корпусе посредством двух винтов с резьбой М4.

Сам корпус изготовлен из ламинированных МДФ-панелей. Съёмная задняя крышка на четырёх шурупах окрашена в чёрный цвет, тогда как боковые стенки обтянуты «толексом» — виниловой плёнкой с фактурным рельефом.



Все углы корпуса снабжены пластиковыми бамперами, предохраняющими его от повреждений. При этом комбоусилитель ставится не на бамперы, а на ножки. Правда, последние пластиковые, а не резиновые.

Резиновые ножки являются более предпочтительными для инструментальных акустических систем, поскольку препятствуют скольжению и дребезгу.

Кроме того, некоторые производители гитарных кабинетов утверждают, что резиновые ножки эффективно передают вибрацию поверхности, на которой установлена акустическая система, что усиливает и улучшает звук. В случае моей самодельной активной акустики с вибрационным сабвуфером это действительно так.



На задней стенке комбоусилителя располагается удобный отсек для 9-вольтовой батарейки «Крона». К нему идут короткие провода, которые не помешает снабдить разъёмом на случай последующих вмешательств в конструкцию комбика с целью его дальнейшего совершенствования.



Также можно припаять разъём на провода громкоговорителя, потому что я не люблю снимать плоские ножевые клеммы.



Во-первых, от этого они часто расшатываются, даже если правильно отжимать пружинку шилом. И во-вторых, боюсь повредить сам громкоговоритель.

▍ Транзисторная «голова»


Плата усилителя изготовлена из дешёвого гетинакса, но при этом содержит «аудиофильскую» микросхему JRC4558, знакомую нам по гитарной педали Big Muff.



Нарядный красный тумблер выключателя питания погнут, но при этом прекрасно работает. Выправлять не буду, чтобы не доломать.

В качестве усилителя мощности применена микросхема AN7112 в винтажном SIP-корпусе с одним рядом выводов. Что интересно, её выходная мощность составляет всего-навсего полватта, тогда как восьмиомный громкоговоритель BLSQ-1001B маркирован как трёхваттный.



Всё это ничуть не мешает позиционировать Belcat G-5 как комбоусилитель мощностью 5 ватт! Такая вот китайская арифметика. Но не в мощности счастье, если речь идёт о комнатном гитарном усилителе. Полватта вполне достаточно.

Для защиты от подачи питания в неверной полярности на плате предусмотрен обратносмещённый выпрямительный диод. Отмечаю для себя, где находятся земля и +9 вольт питания.



Разрезаем дорожку между выходом регулятора тембра и входом регулятора громкости. В этот разрыв следует включить модуль симуляции гитарного громкоговорителя.



Чтобы наглядно продемонстрировать эффективность описываемой модификации комбика, я предусмотрю тумблер, с помощью которого вход регулятора громкости можно будет переключать между выходами спикерсима и регулятора тембра.



«Голова» комбоусилителя возвращена на место. Динамик присоединён к выходу усилителя мощности. Плата спикерсима закреплена на боковой стенке тремя шурупами.



Теперь можно соединить разъём батарейного отсека, установить заднюю крышку, закрепить её шурупами и опробовать модифицированный комбик в действии.

▍ Слушаем и обсуждаем результаты


Звуковая дорожка к данному видео записана на конденсаторный микрофон с большой диафрагмой Takstar PC-K320 через самодельный дифференциальный предусилитель с фантомным питанием прямо в аудиоинтерфейс компьютера без какой-либо постобработки.

Это не бинауральный микрофон, но в случае монофонического источника звука он и не нужен. Слушатель данной записи имеет возможность услышать рассматриваемый комбик так, будто находится в комнате рядом с ним.

Видео на Rutube
Видео на Youtube

Если звучание чистого канала при отключённом спикерсиме ещё можно назвать приемлемым, то при активации перегруза звук данного комбика становится нестерпимо «песочным».

Стереофоническая запись на Shure SM-57 в паре с каким-нибудь ленточным микрофоном может позволить «выжать» более-менее треш-метальное звучание, отдалённо напоминающее какой-нибудь Rectifier от Mesa-Boogie, даже с таким комбиком.

С одной стороны, описанный комплект микрофонов имеется в любой серьёзной студии, записывающей электрогитары. С другой стороны, он стóит гораздо дороже данного комбоусилителя, даже если речь идёт о китайских копиях культовых микрофонов. Но основная проблема совсем в другом.

Студийный трек, сделанный с помощью пары сильно «окрашивающих» звучание микрофонов, будет разительно отличаться от того, что воспринимает слушатель непосредственно в комнате или через конденсаторный микрофон с большой диафрагмой.

В случае данного ультрадешёвого комбика, его перегруженное звучание поистине отвратительно. Однако активация «волшебного» тумблера чудесным образом спасает положение. Приемлемым становится как чистый, так и перегруженный звук.

Более совершенный спикерсим способен на большее. В одной из следующих статей я расскажу, что ещё можно улучшить в комбиках с маленькими динамиками.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (12)


  1. panzerfaust
    18.06.2025 15:34

    Эти комбики и раньше-то не были хороши, а сейчас это позавчерашний день. Покупаем самую дешевую внешнюю звуковуху типа Midiplus или Behringer. Покупаем любую вменяемую JBL-like колонку. Или вообще наушники. Подключаем звуковуху к ПК, устанавливаем NAM - получаем звук хоть месы хоть оранжа почти даром.


    1. NekitGeek
      18.06.2025 15:34

      Только портативные колонки могут даже через провод давать задержку и отрубать усилитель в паузах.


      1. panzerfaust
        18.06.2025 15:34

        Подойдет любая широкополосная колонка. Можно хоть бумерский музыкальный центр заюзать. Иронично, что 40 лет назад тоже втыкались в музыкальные центры. Только через педаль Лель.


        1. avvor
          18.06.2025 15:34

          Я в бабушкину ламповую советскую магнитолу «Романтика», такая на ножках, высотой по пояс, там было радио, пластинки. Мне тогда казалось что звук был охеренным.


    1. SergeyEgorov
      18.06.2025 15:34

      Зачем в 2025 году покупать дешевую звуковую карту и женить ее с колонкой? Можно купить готовый Positive Grid Spark за условные 10-13 тысяч рублей и он будет и звуковой картой и Bluetooth колонкой и выдавать любой гитарный или басовый звук за свои смешные деньги и в нем есть встроенный аккумулятор и GO версия легко входит в карман.


      1. panzerfaust
        18.06.2025 15:34

        Да, отстал я от жизни. Интересная штука.


  1. goldexer
    18.06.2025 15:34

    Спасибо, это забираем в закладки и будем модить комбик! Действительно, после GuitarRig-а, даже через встройку, комбик звучит... кхм, отвратительно. Пришло время это исправить


  1. MountainGoat
    18.06.2025 15:34

    Много мусорных картинок делают мусорным сам текст.


  1. djglukbh
    18.06.2025 15:34

    это не статья, а какая-то ГПТшная дичь. 4558 аудиофильская? Сделать что-то из опилочного микрокомбика? а самое забавное - по сути переделки никакой не описано толком - работы выполняем больше, чем получаем по сравнению с б/у девайсом с Авито. Статья ради статьи.


    1. Lunathecat Автор
      18.06.2025 15:34

      4558 - любимая микросхема разработчиков гитарных педалей.


      1. djglukbh
        18.06.2025 15:34

        А причём аудиофилия и каличный 4558? Почему не tl072, 62? Смешно.


        1. Lunathecat Автор
          18.06.2025 15:34

          В частности, 4558 хорош для клиппинга о шины питания. Звучит приятнее, чем большинство других операционных усилителей.