Привет, Хабр! Тем, кто играет на гитарах, часто встречаются «плохие» инструменты — неудобные для игры, некрасиво звучащие, труднонастраиваемые, не строящие и не держащие строй, создающие посторонние призвуки.

Причина значительной доли таких случаев состоит не в качестве изготовления, фурнитуры или древесины, а в том, что инструмент не отстроен подобающим образом, причём многие параметры не являются азбучными эталонами, а должны соответствовать предпочтениям и стилю игры конкретного музыканта.

Параметры отстройки гитары взаимозависимы: настраивая одно, можно расстроить другое. Сегодня я расскажу и покажу оптимальную последовательность действий, которая поможет не испортить свой инструмент и не потратить слишком много времени.

Дорогие гитары обычно приходят к покупателю через дилера, в обязанности которого входит предпродажная подготовка инструмента и контроль его состояния перед отправкой, выдачей или размещением в магазине.



Что касается дешёвых инструментов, то они могут отправляться с фабрики неотстроенными и даже не прошедшими технический контроль.



Хотя ультрадешёвая электрогитара Tinar GT500, которая обошлась мне всего-навсего в 6760 рублей, включая доставку до пункта выдачи, пришла полностью отстроенной. В том числе, была отрегулирована машинка тремоло винтажного стратовского типа.



Но даже будучи отстроенными на фабрике, путешествуя и хранясь в плохой упаковке и неконтролируемом климате месяцами, дешёвые инструменты испытывают самопроизвольную деформацию древесины, особенно если последняя не была высушена должным образом перед изготовлением грифа и корпуса.



Слово «отстройка» придумано затем, чтобы отличаться от понятия настройки — придания струнам такой силы натяжения, чтобы высота тона извлекаемого звука соответствовала музыкальному звукоряду.

Настраиваем и подстраиваем свои гитары мы постоянно, тогда как отстроить инструмент в большинстве случаев достаточно один раз, периодически корректируя прогиб грифа, изменяющийся под действием влажности окружающего воздуха.

▍ Когда лады кусаются


Первое впечатление от взятого в руки инструмента, кроме его внешнего вида и массы, определяется краями ладов. Древесина накладки грифа со временем «дышит» — расширяется и сужается. Последнее часто приводит к тому, что острые края ладов начинают торчать и создавать дискомфорт при игре.

Если данная проблема выражена весьма сильно, то я начинаю её устранение при помощи алмазного надфиля, хотя профессионалы рекомендуют использовать обычный стальной надфиль с насечкой, поскольку он работает не так жёстко.



А наилучшим инструментом для таких случаев является набор специальных ластиков с разной зернистостью. Ими можно и полировать рабочую поверхность ладов, и очищать струны от грязи и окислов.



На самой накладке и её окантовке такие ластики чаще всего не оставляют следов, хотя в этом каждый раз нужно удостовериться заново. Зато полированную поверхность деки легко повредить. Поэтому в местах грифа ближе к деке следует соблюдать особую осторожность.

▍ Бережём звукосниматели


Перед любыми работами, которые могут вызвать появление металлической пыли, не помешает наклеить на звукосниматели малярный скотч.



Некоторые люди используют для очистки датчиков от ферромагнитного мусора сильный неодимовый магнит. Этого делать нельзя, особенно в случае со звукоснимателями, оснащёнными магнитами из сплава ЮНДК (алнико 5), которые легко размагнитить или перемагнитить.

▍ Очистка и пропитка накладки грифа


Лакированные кленовые накладки или цельнокленовые грифы нельзя обрабатывать лимонным маслом. Их следует очищать от грязи просто влажной салфеткой без спирта или специальным средством, предназначенным для таких накладок.



Накладки всех остальных разновидностей в случае лёгкого загрязнения достаточно обработать лимонным маслом, нанеся его с помощью пульверизатора или аппликатора и оставив на несколько минут. Я предпочитаю аппликатор, поскольку он действует аккуратнее.



«Лимонное масло» — это торговое название, под которым на самом деле продаются составы на основе нефтепродуктов с эфирным маслом лимона в качестве отдушки.



Переусердствовать не следует, так как под действием избыточного масла лады могут хуже держаться в древесине накладки. Далее стираем невпитавшиеся излишки масла тряпочкой, в качестве которой я использую одноразовую салфетку из нетканого материала.

Следует избегать попадания лимонного масла на деку и лакированные участки грифа во избежание порчи лакокрасочного покрытия.

Некоторые гитаристы вместо лимонного масла применяют полимеризующееся — льняное или подсолнечное. По их мнению, оно создаёт приятную на ощупь защитную плёнку на накладке грифа.



В случае сильного загрязнения, перед обработкой маслом накладку следует предварительно очистить при помощи специального средства или антибактериальной влажной салфетки на спиртовой основе.

Обрабатывать накладку грифа лимонным маслом следует не реже двух раз в год. В особенности это необходимо для накладок из древесины эбони, склонной к растрескиванию при высыхании.

▍ Настройка прогиба грифа


Натянутая струна прямая, а при прижатии на ладу она изгибается. Чтобы как открытая, так и прижатая на любом из ладов струна не задевала другие лады, гриф должен иметь совсем небольшой прогиб наподобие тетивы лука.

Проверка прогиба осуществляется следующим образом: струну зажимают пальцем или каподастром на первом ладу и в месте, где начинается дека.

Далее проверяем, висит ли струна над ладами, либо касается их. Для этого прижимаем её на девятом ладу. Если видно и слышно, что струна не касалась лада и коснулась его, причём её ход при этом совсем небольшой, то прогиб оптимален.

Если струна лежит на ладах, то прогиб слишком мал или вообще отрицательный. Это вызывает дребезг и гасит сустейн. Если ход струны слишком велик, то мы имеем избыточный прогиб.

Регулировка прогиба грифа осуществляется путём поворота гайки натяжения анкерного стержня. Поворот по часовой стрелке натягивает анкер и уменьшает прогиб, а против часовой — расслабляет и увеличивает.



Анкерная гайка акустической гитары обычно находится за последним ладом, и доступ к ней осуществляется через резонаторное отверстие — «розетку».



На большинстве электрогитар прогиб грифа регулируется также имбусовым (шестигранным) ключом, с доступом к гайке в основании пера грифа. Колодец гайки может закрываться крышечкой — «колокольчиком», для снятия которой придётся отвернуть два или три шурупа.



Существуют и более удобные несъёмные крышечки, которые можно просто откинуть, не повреждая древесину пера грифа откручиванием и закручиванием шурупов.



Анкерная гайка многих модерновых электрогитар расположена в основании грифа и выполнена в виде колёсика с отверстиями, позволяющими использовать для регулировки любой металлический стержень без необходимости расслабления струн.



Отметим, что Musima, Jolana и Kremona делали такие гайки уже много лет назад.



Регулировать натяжение анкера следует аккуратно и понемногу, чтобы не сорвать гайку и не повредить гриф. Иногда гайка заедает. Тогда может помочь «жидкий ключ» WD-40.

▍ Настройка высоты струн


Регулировать высоту струн всегда следует только после того, как достигнут оптимальный прогиб грифа, иначе последовательных итераций может потребоваться слишком много.

Высота струн над грифом сугубо индивидуальна для каждого музыканта. Чем струны ниже, тем играть легче, особенно быстрые пассажи. Однако ультранизкая высота струн ослабляет сустейн, а также делает трудным или даже невозможным глушение левой рукой.



Высота струн акустической гитары регулируется стачиванием нижнего порожка напильником, и делать это нужно с нижней, а не с верхней стороны.



Кстати, для извлечения удерживающих струны колышков существует специальный инструмент, который не повреждает их, в отличие от часто применяемых для этой цели пассатижей или кусачек.



Кобылки электрогитар бывают различных типов. На тюноматиках относительная высота струн изначально соответствует радиусу накладки грифа, и мы можем только поднять или опустить одну или обе стойки.



На бриджах стратовского и телекастеровского типов доступна индивидуальная регулировка высоты струн. Чтобы правильно расположить струны по радиусу грифа, применяются специальные шаблоны.



После настройки оптимальной высоты струн регулировочные винтики часто выступают за верхние края сёдел и царапают ребро ладони правой руки, особенно при выполнении приёма глушения.



В таком случае можно приобрести винтики нужной длины либо укоротить их с помощью отрезного круга в патроне дремеля или рычажного болтореза.



Далее следует скруглить обрезанный конец винтика. Это удобно делать алмазным надфилем, удерживая винтик на имбусовом ключе.



▍ Угол установки грифа


Случается, что гриф установлен так, что не позволяет добиться нужной высоты струн. Тогда угол между грифом и декой исправляют при помощи специальных прокладок.



Дешёвый и прочный вариант — латунный, дорогой и хрупкий (при хранении до установки) — кленовый.



Бывает и такое, что гриф плохо держится за счёт того, что крепящие его шурупы ввёрнуты не в его пятку, а в отверстия деки. Древесина отверстий грифа при этом просто «слизана».



Азиатские производители часто ленятся и просто сверлят пятку грифа и карман деки одним сверлом на 4 миллиметра, тогда как отверстие в последней должно быть 5-миллиметровым.



Ремонт крепёжных отверстий грифа производится путём вклеивания зубочисток с последующим сверлением 4-миллиметрового отверстия на нужную глубину.



▍ Настройка мензуры


После достижения желаемой высоты струн над грифом следует установить рабочую длину каждой струны, чтобы она компенсировала избыточное натяжение при прижатии на ладу.

Если прижатая на двенадцатом ладу струна звучит выше, чем извлечённый над тем же ладом флажолет, то её мензуру следует удлинить, а если ниже — укоротить.

На некоторых кобылках и радиус накладки, и компенсация натяжения струн заданы жёстко, и можно только придвинуть весь бридж ближе к стойке или отдалить от неё, закручивая или выворачивая винтики. Wilkinson GTB дополнительно предоставляет возможность подстройки мензуры второй и третьей струны.



Бридж телекастеровского типа оснащён сдвоенными сёдлами, позволяющими регулировать рабочую длину для каждой из трёх пар соседних струн.



С ними очень хорошо работают струны Alice AE536 и AE537, натяжение которых рассчитано на одинаковую длину первой и второй, третьей и четвёртой, пятой и шестой струны.



Для более традиционных комплектов струн лучше подходят компенсированные сёдла.



Иногда наилучшие результаты показывает сочетание компенсированных сёдел с обычными.



Для любителей низкого строя и струн кастомной толщины таких регулировок может оказаться недостаточным. Поэтому они предпочитают тюноматики и кобылки стратовского типа, которые могут снабжаться рамками, препятствующими боковому смещению сёдел.



После настройки мензуры может потребоваться совсем немного подкорректировать высоту струн, а в некоторых случаях даже прогиб грифа. В конечном итоге, вы получаете инструмент, наилучшим образом отстроенный именно под ваши предпочтения и стиль игры.

Со временем прогиб грифа может изменяться, но вам будет достаточно регулировать только его, не трогая бриджа и сёдел. Однако замена струн на комплект с другими параметрами потребует внесения корректив в настройки мензуры.

▍ Выравнивание ладов


Если на каких-то отдельных ладах струны вашей гитары звенят, то не следует спешить браться за напильник. Для начала, нужно убедиться, что лад вбит в гриф до упора.

Если это не так, то его можно аккуратно вдавить рукой или вбить лёгкой киянкой для пластиковых окон, причём обязательно сняв струны, иначе лад будет испорчен.



Более сложные работы по выравниванию ладов требуют специального инструмента, знаний и навыков, поэтому с такими вопросами лучше обратиться к гитарному мастеру или опытному гитаристу.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (46)


  1. eimrine
    14.05.2025 17:00

    Как зафиксировать колки чтобы они меньше самовольно раскручивались? Я думал червячный механизм умеет только в одну сторону передавать момент - но упругость струн делённая на силу трения металла в шестернях своё дело делает.


    1. BenGunn
      14.05.2025 17:00

      Это видимо совсем плохие колки либо вы наматываете слишком много струны и она работает как пружина.


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      Вы уверены, что это именно колки раскручиваются, а не растягиваются струны, прогибается гриф и так далее? Флажок колка удерживается винтиком. Затягивая этот винтик, делаем механизм более тугим. Ослабляя - наоборот.


    1. ThingCrimson
      14.05.2025 17:00

      Попробовать максимально убрать люфты в червячном механизме (особенно продольный, вдоль оси, архимедова винта). Ну или менять колки на хорошие (утешая себя тем, что даже на американском гибсоне стоят отвратительные колки DeLuxe, которые я поменял на Kluson 3+3 Revolution series G-mount — и теперь гитара держит строй железно).


      1. Lunathecat Автор
        14.05.2025 17:00

        Меня очень порадовали дешёвые локовые колки Kaynes. Только они поставляются без смазки. Нужно обязательно смазывать перед установкой.


        1. DarkDiMMu
          14.05.2025 17:00

          а чем мазать? и сколько? в наличии fender ClassicGear и они вообще не хотят крутиться в отличие от ибанезовских дешевых


          1. Lunathecat Автор
            14.05.2025 17:00

            У колка ClassicGear предусмотрено отверстие для смазки. Для подобных неразборных колков лично я пользуюсь маслом для велосипедных цепей. Оно прилипает к поверхностям и служит дольше.

            Также можно использовать бытовое смазочное масло для швейных машин, автомобильное моторное масло, вазелиновое масло (жидкий силикон). Масло для машинок для стрижки тоже подойдёт.

            Нельзя использовать полимеризующиеся масла - подсолнечное, льняное...

            Для колков, у которых есть доступ к механизму, лучше всего подходит консистентная смазка - Литол-24, бескислотный солидол, ШРУС, а также густая силиконовая смазка - моя любимая, так как она подходит и для пластиковых деталей.


            1. ThingCrimson
              14.05.2025 17:00

              Вместо моторного масла (которое достаточно текучее и обычно немного щелочное) я предпочитаю трансмиссионое — оно погуще, нейтральное, с антизадирными присадками (что бы это ни значило). Литровой бутылки ТАД-17И хватает ооочень надолго.

              В качестве консистентной смазки — густая силиконовая (silicon grease), продаётся в тех же автотоварах.


        1. ThingCrimson
          14.05.2025 17:00

          О, спасибо за наводку! Это они вот на АлиЭкспрессе? А то Gotoh Magnum Lock-Trad хороши, но и стОят соответственно...


          1. Lunathecat Автор
            14.05.2025 17:00

            Пожалуйста! Фирма та же, дизайн другой - https://alii.pub/779rai.


            1. ThingCrimson
              14.05.2025 17:00

              Понял, закажу на пробу один набор (и про необходимость разобрать-смазать не забуду). Спасибо ещё раз!


  1. victor_1212
    14.05.2025 17:00

    вместо лимонного масла - льняное или подсолнечное ...

    по опыту использования лучше смесь 50/50 льняное и тунговое, чистое льняное долго сохнет/полимеризуется (типа месяц и больше), или натуральную льняную олифу, которую можно сделать, если несколько часов кипятить льняное масло


    1. vesowoma
      14.05.2025 17:00

      Вам наверное попалось или фальсифицированное льняное масло, либо оно было стабилизировано антиоксидантами. Сохнет оно быстро, хотя возможно была низкая температура? Или доска была обработана пропиткой предварительно? Тунговое знаю в основном по отзывам, использовал один раз для пропитки, оно хорошо для разделочных досок, сохнет не в наружном слое, а и внутри, но придает запах. Олифа из льняного это как по мне кощунство, можно и подешевле, но это ИМХО, я льняным люблю салатики заправлять)


      1. victor_1212
        14.05.2025 17:00

        льняным пользовался много, как и олифой на его основе, обычно не меньше недели придется ждать, пленка будет через 2-3 дня но мягкая, если 3-4 слоя, то твердой будет примерно через месяц, в зависимости от породы дерева, на сухой оливковой например, температура и влажность важны, не ниже комнатной, и влажность лучше высокая, чем низкая, смесь с тунговым лучше чем скипидар, примерно так по опыту, насколько слышал качественную олифу для досок икон именно варили без добавления химии как сейчас,

        в салатики тоже отлично получается если масло свежее


      1. avk22
        14.05.2025 17:00

        Советовать тунговое и льняное масло без десятка страниц как этим пользоваться-злодейство. Столько гитар запорото такими советами.

        Во-первых это необратимо без цикли и наждачки. Во-вторых это необратимое покрытие которое меняет внешний вид и ощущение и есть нюансы.

        Тунговое масло отличная штука и красивый лёгкий в применении финиш который почти нельзя запороть кривыми руками, но есть нюанс без сиккативов оно полимеризуется только на древесине где много танинов. Например если намазать кленовый гриф чистым тунговым маслосюм. один слой будет сохнуть летом на солнце 1-2 недели. А их нужно 5-7. При том тоже масло на дуб можно за сутки 2-3 слоя. Но дуб редкое в гитарах дерево. Так что тут стоит смотреть на готовые составы вроде Даниша.

        Льняное если с ним не работаешь вообще лоторея с большой вероятностью получить вечно липкий гриф. Особенно классный бонус что оно умеет располимеризовываться в темноте. Вроде норм результат пролежала гитара в кейсе пару месяцев и снова липкая поверхность собирающая на себя грязь. Поэтому с льняным маслом если нет опыта, нет проверенного масла, лучше вообще не связываться ну а если мечта всей жизни именно в лен, стоит найти кто делает дудки, деревянную посуду итп. Отдать гриф или как минимум проконсультироваться.


        1. victor_1212
          14.05.2025 17:00

          верно, что начинать надо не с гитары, также верно что зависит довольно сильно от сорта дерева, только методом проб и ошибок на том дереве из которого гитара, про то что долго сохнет уже писал, вообще хорошая самодельная олифа намного лучше, но ее надо уметь варить, если не уметь то можно и пожар устроить, температура масла высокая брызгами обжечь и глаза и руки, не знаю что еще добавить, типа чтобы без злодейства :)


  1. drWhy
    14.05.2025 17:00

    Лепо. Прямо Les Guitares bien tempérées.
    Обратите внимание на лады.


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      "Хорошая" темперация отличается от привычной нам равномерной.


      1. drWhy
        14.05.2025 17:00

        Спасибо маэстро Баху и адептам.


      1. Daddy_Cool
        14.05.2025 17:00

        Не, не в том дело. Просто гитара не является инструментом с равномерно темперированным строем. Разная компенсация для струн с разным натяжением ситуацию улучшает, но не до конца.
        Ну и возможности перестройки ограничены. Как пример - на обычной классике если поставить жесткие струны, шестую перестроить в Ре (часто требуется) и на VII ладу сыграть Ля, то...она будет сильно высить.
        Ну и если проверить все ноты гитары (а не открытые струны) по тюнеру - то будет разница с равномерным строем.
        У этого товарища как раз попытка приблизить к тому, что должно быть на самом деле.
        А по хорошему нужно юзать true temperament guitar с кривыми ладами, но только со струнами одного натяжения.


        1. drWhy
          14.05.2025 17:00

          Там забавнее - быстросменные накладки на гриф, позволяющие переобуться сменить строй в паузе между композициями. Тут и до дисплея Брайля недалеко, для обучения и не только.
          Натурально "Он играет на похоронах и танцах Грэмми..."
          Таймкод 34:04.


          1. iShrimp
            14.05.2025 17:00

            Ультимативный вариант - Adjustable guitar от турецкого композитора и музыканта Tolgahan Çoğulu. Можно воспроизвести любой звукоряд, хоть 22 или 31 EDO, или просто добавить к стандартному звукоряду 1-2 лада в нужных местах.


            1. drWhy
              14.05.2025 17:00

              Красавчик, особенно на пару с Sinan Ayyıldız. Да и гитара хороша.


        1. Refridgerator
          14.05.2025 17:00

          Ещё более по-хорошему - овладеть исскуству бэндов, чтобы каждую ноту дотягивать до нужной частоты. Это же всё-таки гитара, а не пианино, где подобные фокусы невозможны. Ну а каждый скрипач знает, что вибрато - надёжный способ замаскировать фальшивую ноту.


          1. drWhy
            14.05.2025 17:00

            Пора мутить вибрато-(ф)лажолетто бэнд, однако.


  1. speshuric
    14.05.2025 17:00

    Совет, который мало где попадается. Если надо наскоро посмотреть, насколько ровные лады у только что взятой гитары (в магазине или при покупке с рук, например), то обычно специального инструмента под рукой нет. Но можно воспользоваться пластиковой картой (банковской или аналогичной по формату). Ставим её между струнами вдоль грифа перпендикулярно плоскости накладки грифа так, чтобы она накрывала 3 лада (1 в середине и 2 по краям) - если она ощутимо качается (с характерным тактильным тык-тык), то этот лад будет звенеть. Конечно, что надо проверять и по краям ладов и в середине. Наверху грифа прикладываем длинной стороной, внизу, где интервал между ладами меньше - короткой. Примерно за 10-20-30 секунд легко проверить весь гриф.


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      Я использую для этого специальный "рокер", но можно обойтись и банковской картой.


      1. speshuric
        14.05.2025 17:00

        Ну я как раз про случаи, когда инструментов нет под рукой.


  1. Vah-tang
    14.05.2025 17:00

    Не, это просто тюнинг. Уровень 1: снимаем струны и порожки (гриф если можно), и длинным ровным предметом, с наклеенной наждачкой, выравниваем лады. Уровень 2: Выдергиваем все лады - выводим в плоскость накладку, углубляем (если нужно) пазы ладов, втыкаем лады, и п1.


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      Ровным? В плоскость?


      1. iShrimp
        14.05.2025 17:00

        Можно хоть в переменный радиус, если изготовить брусок соответствующей формы (3D-печать в помощь). Главное, чтобы это не осложнило весь последующий процесс установки, полировки ладов и прочего.

        В плане удобства игры, лично для меня на акустике разница между плоским и выпуклым грифами минимальна. Может, профессиональные музыканты объяснят, какие ещё здесь есть нюансы.


        1. avk22
          14.05.2025 17:00

          Объективный минус малого радиуса - бенды глохнут. Плюсы: где-то между правдой и маркетинговой чушью- чуть проще барре зажимать, но те кто привык на классике играть вообще этого не замечают. Где действительно малый радиус сильно удобнее - когда зажимаешь в аккордах 2-3 струны большим пальцем. В остальном дело привычки и религии


      1. Vah-tang
        14.05.2025 17:00

        Я использую прямоугольный алюминиевый профиль 20х40х(700) с наклеенной тканевой наждачкой. Можно обрабатывать и акустический (закругленый) и классический (плоский) гриф. Для выравнивания накладки нужна более "грубая" шкурка, чем для ладов .


  1. swingaroo
    14.05.2025 17:00

    сверлят карман деки и пятку грифа одним сверлом на 4 миллиметра, тогда как отверстие в последней должно быть 5-миллиметровым.

    Вероятно, всё-таки, в первой. Более широкое отверстие в деке, чтобы не задерживать резьбу, более узкое в грифе.
    Ремонт крепёжных отверстий деки производится путём вклеивания зубочисток

    Наверное, всё-таки крепёжных отверстий грифа. Мы же гриф восстанавливаем.


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      Спасибо! Исправлено.


  1. jkelly
    14.05.2025 17:00

    по опыту стабильнее всего локовые колки в сочетании обычного фиксированного хардтейл бриджа, тюноматик еще фифти-фифти, а всякие тремоло системы вроде флойдроуза и готох это вообще от лукавого, нестроевич там будет преследовать до окончания времен, хоть усрись, хотя, конечно, зависит от музыки которую хочется играть, пантеру или стива вая ты без него особо не сыграешь

    если на гитаре стоит какой то клон фендеровского старого тремоло, то там еще кое как можно жить если залочить его по самые помидоры (вкрутить в упор в деку)

    в принципе больше не о чем беспокоится если хочется стабильного строя, это главные причины, остальное мелочи


    1. avk22
      14.05.2025 17:00

      Если правильно наматывать струны и не делать дайвов так что струны тупо с них спадывают, то колки на строй не влияют вообще никак даже всратые советские силуминовые без половины зубьев держат идеально, если струна под натяжением и не проскальзывает. Локовые колки просто позволяют этим не заморачиваться и вообще удобная штука.

      Самый большой враг строя это порожек на фиксах 99.9% это он. с тремолами добавляются ещё ножи пружины расплетающиеся струны итд.


  1. avk22
    14.05.2025 17:00

    Странно что в таком добротном гайде нет пункта о том как любую нестроящую гитару превратить в суперстабильный инструмент. За очень редким исключением когда медленно но постоянно струны сворачивают гриф в дугу как на пластиковых гитарах итп, за уплывание строя отвечает трение в порожке. Радикально лечится заменой на скользкие порожки типа tusq роликовые или можно получить тот же результат полирнув любой имеющийся ниткой с абразивом и потом капнуть смазки. Раньше графитная была сама ходовая но от нее грязь. Сейчас проще купить фторопластовую(тефлоновую) густую смазку. Ей же можно смазывать колки, машинки итп.


    1. sad_but_true
      14.05.2025 17:00

      Я поставил graphtech, стоит он конечно немало)


      1. avk22
        14.05.2025 17:00

        Они кстати внезапно на озоне проскакивают в 2-5 раз дешевле. Иногда получается выловить


  1. Daddy_Cool
    14.05.2025 17:00

    Так. Позвольте потоксичить?
    Те кто умеет это всё делать - им статья не нужна, а кто не умеет - ничего не сделает по статье, потому что подробностей мало, а они важны! В результате статья напоминает копирайтерские.
    "Регулировка прогиба грифа осуществляется путём поворота гайки натяжения анкерного стержня. Поворот по часовой стрелке натягивает анкер и уменьшает прогиб, а против часовой — расслабляет и увеличивает."
    Это написано на каждом заборе в интернете.
    Я просто большую часть жизни играл на классике где никакого анкера нет.
    Так вот у меня есть электрогитара, струны высоко.
    Что мне делать? Сделать десять оборотов гайки? Вот пишут, что нужно снять струны, чтоб гитара полежала сутки, и только потом крутить анкер. А потом опять ставить струны? И если не хватило то как? Итерационно? Или можно со струнами?
    Обычно проблемы не только в изгибе, но и в кривой накладке. А какая она должна быть? Ровная-прямая или с загибом? Те гитары которые мне нравились почему-то имели ровную накладку от первого до последнего лада (на глаз - брал гитару как ружьё и смотрел на гриф).
    Ну и снимать лады, выравнивать накладку... как и чем... как проконтролировать, что она ровная... в общем сложно это всё. Примерно как сову нарисовать.


    1. avk22
      14.05.2025 17:00

      На каждом заборе, но почему-то о том как и для чего нужен прогиб на грифе часто не знают даже музыканты с большим опытом и продавцы в музмагах, так что обратить внимание лишним не будет, а потоксить что нет подробностей это поддерживаю потому что мифов много.

      Прогиб нужен для того чтобы струны могли колебаться с большой амплитудой и не дребезжать, и чтобы в верхних позициях высота струн над грифом не росла. все прочие попытки крутить анкер для чего-то другого делают хуже чем можно сделать с тем же инструментом если знать что и зачем.

      Струны высоко конечно иногда можно решить анкером, но это порочный подход. На исправном инструменте делает хуже, на неисправнос нужно хорошо понимать что делать. В любо случае сперва выставляется прогиб по инструкции, потом высота струн на бридже если не стало хорошо нужно смотреть в чем причина и устранять ее, а не крутить что попало

      На классике которые современные и не брезгуют вырезами и прочими пьезодатчиками итд. анкер причем двусторонний обычное дело. С правильным прогибом и классика сильно удобнее. К слову даже на скрипичных он есть. Когда нет ладов беез него вообще грустно и выводить его столярным инструментом то ещё развлечение. В отличие от просто анкер покрутить.

      На накладку вообще пофиг, насколько пофиг гуглите картинки по словам сколопипованный гриф. Главное чтобы без струн лады в одной плоскости были и струнами+анкером гриф сгибался в нужном месте. Пока есть запас по высоте ладов накладку можно не трогать. Самостоятельно вообще не стоит, без спец инструмента на коленке и навыков можно только испортить.

      Крутить нужно аккуратно. Где-то по четверть оборота за раз и смотреть что происходит. Через силу не стоит, можно сорвать гайку и попасть на ремонт или у особо усердных анкер может вообще выйти из грифа посмотреть на того кто его крутит. Хороший способ избежать рисков что-то сломать согнуть гриф до нужнуго прогиба(только упор не за голову а до волюты, большинству гитар пофиг, а Гибсон и подобные могут не пережить) и повернуть анкер пока не почувствуется сопротивление. Струны снимать не нужно если страшно туго идёт можно ослабить если фокус с согнуть не получается.


      1. Daddy_Cool
        14.05.2025 17:00

        Ага! Про предварительно согнуть гриф интересно! Надо взять на вооружение, не знал.
        Насчет накладки. Вот буквально неделю назад зашел в музмагазин, пощупать гитарки. Там некая барышня выбирала гитару, ну и в результате попросила оценить то, что она присмотрела. Я пробежался по ладам... какие-то звенят, какие-то нет, и не на всех струнах, ясное дело. А продавец такой - ну можно анкер покрутить. Аха... И поднять струны. Это значит у гитары проблема с накладкой и/или точностью установки ладов по высоте. По идее они одинаковой высоты, а на самом деле не знаю. А счет на доли миллиметра.


        1. avk22
          14.05.2025 17:00

          Проблема редко именно в накладке бывает. Обычно в грифе а накладка за ним повторяет. Или наоборот если сильно разный материал, например композит и дерево один реагирует на влажность другой нет или просто разная просушка. Вот тогда может хитрый рельеф образоваться или лады повылезть как попало. Вообще Сейчас китайцы научились делать хорошо, что до смешного доходит если лет цадь назад подделки определяли по низкому качеству. То теперь тоже только наоборот, кривые маркеры, заусенцы на фурнитуре , кривые пикнарды итп признак оригинала :) с завода даже самые дешёвые выходят идеально. Но дешёвые часто из сырого дерева и после первой зимы их корежит


  1. tabishev
    14.05.2025 17:00

    Чем пропитывать накладку из микарты и нужно ли ее пропитывать?


    1. Lunathecat Автор
      14.05.2025 17:00

      Пропитка ей не нужна, а очищать проще всего детской влажной салфеткой без спирта и мыла.