Как за 20 минут составить техническое задание (ТЗ) на такую статью, которая будет максимально соответствовать вашим ожиданиям, и пойти пить чай. Объяснение плюс шаблон с примером (на зайцах). Может помочь и тем, кто часто дает техзадания на тексты для разного рода ресурсов / изданий, и тем, кто хочет написать статью сам, но иногда не в силах справиться с бардаком хаосом в голове.
Э-э, а почему бы просто не взять ТЗ из интернета?
Можно. Но не стоит. Да, инструкций о том, как написать ТЗ на текст, в интернетах полным-полно. Поправочка: практически все они ориентированы на SEO: весь смысл в этих техзаданиях идет от тайтлов-дескрипшенов-ключей, а содержание по факту остается куковать на задворках. Раз.
Два: там, где постановка задач на тексты автоматизирована, тоже бывают свои погремушки. Например, простыня с большим количеством лишних слов, где описано все вплоть до межстрочного интервала (поставишь 1,15 вместо 1 — смертная казнь), — так, что в процессе чтения невольно начинаешь благоговеть забываешь, о чем надо написать.
Да ну их всех, приходится выкручиваться самостоятельно. В шаблоне ниже хотя на первый взгляд и много пунктов, но можно справиться со всеми за 20-25 минут и потом не возмущаться: «Я статью хотел, а вместо нее получил переписанный пресс-релиз».
Последнее: можно написать техническое задание на текст не для автора, а для себя самого. Поможет разложить все куда надо и разгром в голове превратить в интерьер с картинки из икеевского каталога (светлая память последнему).
Ответы на «зачем»
Пропускайте и переходите сюда, если нужен только шаблон.
Зачем делать техническое задание, если все и так ясно
Очевидная причина: если вы сами не знаете, что хотите сказать, читатели этого тем более не поймут. Иначе обращаемся к фольклору, где без ТЗ получается похожая, но другая аббревиатура.
Реальный (почти) диалог
— Нам нужно написать статью о ёжиках.
— А зачем?
— Э-э-э?
— Кто ее должен читать и почему он это должен, даже если не очень хочет? Есть причина?
— А-а-а… Ну, нам надо же статью, чтобы про нас не забывали, мы же ежами занимаемся…
— Её будут читать просто из чувства долга, потому что вы хотите, чтобы о вас не забыли?
— М-м-м...
*Конец диалога, занавес*
Неочевидная причина: по ТЗ вы потом будете оценивать сделанную работу. Следовательно, получите полное право гнобить исполнителя за то, что он пропустил пункт 77 или сделал не так, как указано в параграфе 14.1.
Сколько времени всё займет
20-30 минут, чтобы взять себя в руки шаблон и переписать его в расчете на свою задачу, просто-напросто отвечая в правой колонке на вопросы из левой.
Придется ли при этом включать мозг?
Чуть-чуть, но да. Зато:
не угрохаете кучу времени и нервов на фокус «ожидание vs реальность» и последующие переделки и переписывания;
получите готовый материал быстрее: почему-то работа идёт веселее, когда исполнитель понимает, чего от него хотят.

Про терминологию
Как вообще называть техническое задание на текст? Здесь кто во что горазд. Один говорит — «бриф», второй — «синопсис», а третий — вообще «брифинг». У меня — ТЗ: так понятнее, короче и даже суть отражает.
Как не надо делать ТЗ
Делегировать техническое задание на текст ИИ
Стоп, вы же хотите получить статью для людей, а не для того, чтобы ее читал другой ИИ? Нам надо для людей и человеческим языком. А все эти ваши LLM нафуевертят нечто, что с виду будет выглядеть хорошо структурированным, а по факту представлять собой гнусно-формальную выжимку ТЗ из интернетов. Проверено. Максимум, что можно — оценить, как ИИ размышляет. Или взять ТЗ от него за основу и поверх написать свое, человеческое. То есть капитально переделать.

Дать исполнителю все материалы, которые найдутся. Совсем все
«Хочу статью о продукте, вот ссылки на наши презентации, 5 штук, вебинары (8 штук), техническую документацию, наши видеоролики и шестнадцать статей из разных изданий». Ну конечно, неделю исполнитель будет вдумчиво разбираться в этом завале — смотреть все трехчасовые вебинары и т.д. Хотя если за этот разбор заплатят, то да. Но 99.9% — нет. Поэтому отдавайте из фактуры только самое необходимое.
Дать план / тезисы без объяснений, что и зачем
Почему люди хоть убей, но будут ваш будущий текст читать, ты, автор, догадайся сам. Эй, люди, ну хоть намекните, почему в читателях должно проснуться хотя бы любопытство?
Допустим, из материалов ясно, что речь пойдет о BI-платформе с интегрированным ИИ. Хрустального шара или ссылки на него в комплекте к исходникам почему-то не предлагают, поэтому приходится искать конкурентное преимущество решения самостоятельно. Но далеко не факт, что угадаешь.

Перетаскивать фокус туда-сюда
То есть делать второстепенное важным. Например, в статье вы хотите рассказать о продукте, но в техзадании пишете и то, что у читателя должно остаться в голове впечатление о том, что компания — разработчик со столетним стажем, в рейтинге таком-то за 2025 год на первом месте, а её решения (но не то, о котором речь, а вообще) используют организации из списка Forbes.
Получается как в идиоме с крестиком и трусами. Или одно, или другое. Да вы, главное, продукт сделайте годный, а дальше вами уже автоматом восхитятся.
Отступление: возможный логичный выход из положения. Два варианта
Собрать все, что хотят сказать о компании, в один небольшой абзац, и:
а. если получится, включить в основную структуру текста, сделав к нему плавную подводку (обычно ближе к финалу материала);
b. если в повествование абзац ну никак не вписывается, сделать из него врезку (такой визуально выделенный и, по сути, самостоятельный элемент: его можно будет использовать и в других материалах компании). Врезку можно ввернуть куда-нибудь в середину статьи.
Ну и, собственно, оно.
Техническое задание на текст
Тема — разработка абстрактных шоколадных зайцев. Выделенное курсивом — опционально, можно игнорировать, если и так всё ясно.
Тема материала |
Как мы быстро выпустили нового шоколадного зайца и сэкономили на разработке 100500 млн рублей, реальный опыт конструкторов по зайцам |
Формат |
Статья (пост, новость и пр.) |
ЦА (целевая аудитория) — для кого статья, кто должен будет ее читать |
Конструкторы шоколадных зайцев, руководители отделов разработки зайцев, владельцы шоколадного бизнеса |
Почему статью должны читать? Иначе — какую проблему читателей мы хотим помочь решить? |
Разработка и производство шоколадных зайцев сегодня — удовольствие дорогое, а люди хотят больше и разных. И, как назло, китайские зайцы тут как тут и оттягивают на себя неплохую долю рынка. Из статьи вы узнаете, как можно сэкономить при разработке. У нас получилось, и у вас получится |
О чем рассказываем, коротко |
На чем именно можно сэкономить при разработке шоколадных зайцев (формы, технология, материалы, упаковка), чтобы вместо зайца не получился хомяк. Собственный опыт. Приводим цифры |
Что именно рассказываем |
1. Разработать нового шоколадного зайца — это дорого и становится еще дороже. 2. Но сэкономить все равно можно. Вот как: a. (+пример из собственного опыта). b. (+пример из собственного опыта). c. (+пример из собственного опыта). 3. На чем нельзя экономить и чем обернется, если сделаете то, что нельзя (с примерами: не тот шоколад подобрал — такой ужас, ошибся с производителем формы — сякой ужас. Примеры из своего и чужого опыта. 4. Заключение / вывод (краткий пересказ того, что выше, — для закрепления прочитанного) + плюшка: ссылка на наше исследование по рынку зайцев, скачивайте |
Ваши корыстные либо бескорыстные намерения (можно смешать). Иначе: Какие свои услуги/товары/продукты хотим этой статьей продать? или Не будем ничего продавать, просто надоело смотреть, сколько людей наступают на одинаковые грабли с этой зайцеразработкой |
1. Реверс-инжиниринг китайских шоколадных зайцев. 2. Полный цикл разработки собственных шоколадных зайцев. 3. Подбор подрядчиков для непосредственного изготовления зайцев. 4. Подбор подрядчиков для разработки и поставки упаковки |
Стиль текста |
Свободный / дружелюбный (как будто вы хорошему знакомому объясняете) / официальный / научный / в стиле ToV (tone of voice, простите) компании/ на усмотрение автора |
Объем текста |
5-10 тысяч знаков с пробелами |
Где текст будет опубликован |
Блог компании, блог на внешнем ресурсе, заказная статья в тематическом издании и пр. |
Ограничения |
Ни в коем случае не упоминать г-жу Торт, например |
Иллюстрации |
Подберем или нарисуем сами / напишите ТЗ на них иллюстратору или промт для генерации |
Дополнительно (референсы — ссылки на статьи, источники, пожелания) |
1. Все материалы (кейсы в том числе — для примеров) — на диске по ссылке. 2. Хорошие статьи есть на ресурсе «Шоколадное зайцеведение» (раз ссылка, два ссылка). 3. По техническим вопросам сверяйтесь с фундаментальным трудом Остерхазе «Производство шоколадных зайцев от сотворения мира до наших дней». 4. Если будут упоминаться данные исследований, обязательно перечислить их в примечаниях и вшить в текст ссылки на эти исследования |
SEO-оптимизация |
Надо / не надо. Если да, то указать необходимые атрибуты (табличка по SEO для совсем ленивых есть здесь) |
CTA (call to action, он же призыв к действию) |
Скачайте исследование по рынку зайцев бесплатно / Не надо никакого CTA, всех от этого уже тошнит |
Контакт |
@_yazaja |
Срок сдачи |
33 зайцебря 962 г. от р.З. |
Можно копировать здесь, если зашло, а можно скачать табличку с ТЗ на текст отсюда (по ссылке — гугл-диск).
Ну и все, заполнили — и в продакшн.
P.S. Почему здесь нет всех этих процентов уникальности, баллов по одному ресурсу, очков по другому сервису и т.д. Потому что почти любая статья, написанная нормальным автором для людей, будет уникальной на 99-100% (конечно, если в ней нет простыней из цитат или это не рерайт). Да и полезность всех этих сервисов достаточно относительна. Я не проверяю. Впрочем, это другая тема.
А если у вас есть чем дополнить шаблон или чувствуете, что в нём надо для большей человечности что-то изменить, велкам в комментарии, доделаем.