Как за 20 минут составить техническое задание (ТЗ) на такую статью, которая будет максимально соответствовать вашим ожиданиям, и пойти пить чай. Объяснение плюс шаблон с примером (на зайцах). Может помочь и тем, кто часто дает техзадания на тексты для разного рода ресурсов / изданий, и тем, кто хочет написать статью сам, но иногда не в силах справиться с бардаком хаосом в голове.

Э-э, а почему бы просто не взять ТЗ из интернета?

Можно. Но не стоит. Да, инструкций о том, как написать ТЗ на текст, в интернетах полным-полно. Поправочка: практически все они ориентированы на SEO: весь смысл в этих техзаданиях идет от тайтлов-дескрипшенов-ключей, а содержание по факту остается куковать на задворках. Раз. 

Два: там, где постановка задач на тексты автоматизирована, тоже бывают свои погремушки. Например, простыня с большим количеством лишних слов, где описано все вплоть до межстрочного интервала (поставишь 1,15 вместо 1 — смертная казнь), — так, что в процессе чтения невольно начинаешь благоговеть забываешь, о чем надо написать. 

Да ну их всех, приходится выкручиваться самостоятельно. В шаблоне ниже хотя на первый взгляд и много пунктов, но можно справиться со всеми за 20-25 минут и потом не возмущаться: «Я статью хотел, а вместо нее получил переписанный пресс-релиз».

Последнее: можно написать техническое задание на текст не для автора, а для себя самого. Поможет разложить все куда надо и разгром в голове превратить в интерьер с картинки из икеевского каталога (светлая память последнему). 

Ответы на «зачем»

Пропускайте и переходите сюда, если нужен только шаблон.

Зачем делать техническое задание, если все и так ясно

Очевидная причина: если вы сами не знаете, что хотите сказать, читатели этого тем более не поймут. Иначе обращаемся к фольклору, где без ТЗ получается похожая, но другая аббревиатура. 

Реальный (почти) диалог

— Нам нужно написать статью о ёжиках.

— А зачем?

— Э-э-э? 

— Кто ее должен читать и почему он это должен, даже если не очень хочет? Есть причина?

— А-а-а… Ну, нам надо же статью, чтобы про нас не забывали, мы же ежами занимаемся…

— Её будут читать просто из чувства долга, потому что вы хотите, чтобы о вас не забыли?

— М-м-м...

*Конец диалога, занавес*

Неочевидная причина: по ТЗ вы потом будете оценивать сделанную работу. Следовательно, получите полное право гнобить исполнителя за то, что он пропустил пункт 77 или сделал не так, как указано в параграфе 14.1.

Сколько времени всё займет

20-30 минут, чтобы взять себя в руки шаблон и переписать его в расчете на свою задачу, просто-напросто отвечая в правой колонке на вопросы из левой. 

Придется ли при этом включать мозг? 

Чуть-чуть, но да. Зато:

  • не угрохаете кучу времени и нервов на фокус «ожидание vs реальность» и последующие переделки и переписывания;

  • получите готовый материал быстрее: почему-то работа идёт веселее, когда исполнитель понимает, чего от него хотят.

И почему это часто получается именно так? Удивительно
И почему это часто получается именно так? Удивительно
Про терминологию

Как вообще называть техническое задание на текст? Здесь кто во что горазд. Один говорит — «бриф», второй  —  «синопсис», а третий — вообще «брифинг». У меня — ТЗ: так понятнее, короче и даже суть отражает. 

Как не надо делать ТЗ

Делегировать техническое задание на текст ИИ

Стоп, вы же хотите получить статью для людей, а не для того, чтобы ее читал другой ИИ? Нам надо для людей и человеческим языком. А все эти ваши LLM нафуевертят нечто, что с виду будет выглядеть хорошо структурированным, а по факту представлять собой гнусно-формальную выжимку ТЗ из интернетов. Проверено. Максимум, что можно — оценить, как ИИ размышляет. Или взять ТЗ от него за основу и поверх написать свое, человеческое. То есть капитально переделать.

Отрывок из ТЗ на текст статьи от DeepSeek. Красиво оформлено, логично, местами даже верно, но уныло
Отрывок из ТЗ на текст статьи от DeepSeek. Красиво оформлено, логично, местами даже верно, но уныло. И как же без SEO-то

Дать исполнителю все материалы, которые найдутся. Совсем все

«Хочу статью о продукте, вот ссылки на наши презентации, 5 штук, вебинары (8 штук), техническую документацию, наши видеоролики и шестнадцать статей из разных изданий». Ну конечно, неделю исполнитель будет вдумчиво разбираться в этом завале — смотреть все трехчасовые вебинары и т.д. Хотя если за этот разбор заплатят, то да. Но 99.9% — нет. Поэтому отдавайте из фактуры только самое необходимое. 

Дать план / тезисы без объяснений, что и зачем

Почему люди хоть убей, но будут ваш будущий текст читать, ты, автор, догадайся сам. Эй, люди, ну хоть намекните, почему в читателях должно проснуться хотя бы любопытство? 

Допустим, из материалов ясно, что речь пойдет о BI-платформе с интегрированным ИИ. Хрустального шара или ссылки на него в комплекте к исходникам почему-то не предлагают, поэтому приходится искать конкурентное преимущество решения самостоятельно. Но далеко не факт, что угадаешь.

Такое тоже бывает
Такое тоже бывает

Перетаскивать фокус туда-сюда

То есть делать второстепенное важным. Например, в статье вы хотите рассказать о продукте, но в техзадании пишете и то, что у читателя должно остаться в голове впечатление о том, что компания — разработчик со столетним стажем, в рейтинге таком-то за 2025 год на первом месте, а её решения (но не то, о котором речь, а вообще) используют организации из списка Forbes. 

Получается как в идиоме с крестиком и трусами. Или одно, или другое. Да вы, главное, продукт сделайте годный, а дальше вами уже автоматом восхитятся. 

Отступление: возможный логичный выход из положения. Два варианта

Собрать все, что хотят сказать о компании, в один небольшой абзац, и:

а. если получится, включить в основную структуру текста, сделав к нему плавную подводку (обычно ближе к финалу материала);

b. если в повествование абзац ну никак не вписывается, сделать из него врезку (такой визуально выделенный и, по сути, самостоятельный элемент: его можно будет использовать и в других материалах компании). Врезку можно ввернуть куда-нибудь в середину статьи.

Ну и, собственно, оно. 

Техническое задание на текст 

Тема — разработка абстрактных шоколадных зайцев. Выделенное курсивом — опционально, можно игнорировать, если и так всё ясно.

Тема материала

Как мы быстро выпустили нового шоколадного зайца и сэкономили на разработке 100500 млн рублей, реальный опыт конструкторов по зайцам

Формат 

Статья (пост, новость и пр.) 

ЦА (целевая аудитория) — для кого статья, кто должен будет ее читать  

Конструкторы шоколадных зайцев, руководители отделов разработки зайцев, владельцы шоколадного бизнеса

Почему статью должны читать? Иначе — какую проблему читателей мы хотим помочь решить? 

Разработка и производство шоколадных зайцев сегодня — удовольствие дорогое, а люди хотят больше и разных. И, как назло, китайские зайцы тут как тут и оттягивают на себя неплохую долю рынка. 

Из статьи вы узнаете, как  можно сэкономить при разработке. У нас получилось, и у вас получится

О чем рассказываем, коротко

На чем именно можно сэкономить при разработке шоколадных зайцев (формы, технология, материалы, упаковка), чтобы вместо зайца не получился хомяк. Собственный опыт. Приводим цифры

Что именно рассказываем
(иногда это примерный план статьи, иногда — всего пара фраз, но емких )

1. Разработать нового шоколадного зайца — это дорого и становится еще дороже. 

2. Но сэкономить все равно можно. Вот как: 

a. (+пример из собственного опыта).

b. (+пример из собственного опыта).

c. (+пример из собственного опыта).

3. На чем нельзя экономить и чем обернется, если сделаете то, что нельзя (с примерами: не тот шоколад подобрал — такой ужас, ошибся с производителем формы — сякой ужас. Примеры из своего и чужого опыта. 

4. Заключение / вывод (краткий пересказ того, что выше, — для закрепления прочитанного) + плюшка: ссылка на наше исследование по рынку зайцев, скачивайте

Ваши корыстные либо бескорыстные намерения (можно смешать). Иначе:

Какие свои услуги/товары/продукты хотим этой статьей продать? 

или

Не будем ничего продавать, просто надоело смотреть, сколько людей наступают на одинаковые грабли с этой зайцеразработкой 

1. Реверс-инжиниринг китайских шоколадных зайцев.

2. Полный цикл разработки собственных шоколадных зайцев.

3. Подбор подрядчиков для непосредственного изготовления зайцев.

4. Подбор подрядчиков для разработки и поставки упаковки

Стиль текста 

Свободный / дружелюбный  (как будто вы хорошему знакомому объясняете) / официальный / научный / в стиле ToV (tone of voice, простите) компании/ на усмотрение автора 

Объем текста

5-10 тысяч знаков с пробелами

Где текст будет опубликован

Блог компании, блог на внешнем ресурсе, заказная статья в тематическом издании и пр.

Ограничения 

Ни в коем случае не упоминать г-жу Торт, например

Иллюстрации

Подберем или нарисуем сами / напишите ТЗ на них иллюстратору или промт для генерации

Дополнительно (референсы — ссылки на статьи, источники, пожелания)

1. Все материалы  (кейсы в том числе — для примеров) — на диске по ссылке.

2. Хорошие статьи есть на ресурсе «Шоколадное зайцеведение» (раз ссылка, два ссылка).

3. По техническим вопросам сверяйтесь с фундаментальным трудом Остерхазе  «Производство шоколадных зайцев от сотворения мира до наших дней». 

4. Если будут упоминаться данные исследований, обязательно перечислить их в примечаниях и вшить в текст ссылки на эти исследования

SEO-оптимизация 

Надо / не надо. Если да, то указать необходимые атрибуты (табличка по SEO для совсем ленивых есть здесь

CTA (call to action, он же призыв к действию)

Скачайте исследование по рынку зайцев бесплатно / Не надо никакого CTA, всех от этого уже тошнит

Контакт 

@_yazaja

Срок сдачи 

33 зайцебря 962 г. от р.З.

Можно копировать здесь, если зашло, а можно скачать табличку с ТЗ на текст отсюда (по ссылке — гугл-диск).

Ну и все, заполнили — и в продакшн. 

P.S. Почему здесь нет всех этих процентов уникальности, баллов по одному ресурсу, очков по другому сервису и т.д. Потому что почти любая статья, написанная нормальным автором для людей, будет уникальной на 99-100% (конечно, если в ней нет простыней из цитат или это не рерайт). Да и полезность всех этих сервисов достаточно относительна. Я не проверяю. Впрочем, это другая тема. 

А если у вас есть чем дополнить шаблон или чувствуете, что в нём надо для большей человечности что-то изменить, велкам в комментарии, доделаем.

Комментарии (0)