Если 25 лет назад мне бы сказали слово Creative, то я бы автоматически ответил Sound Blaster. Эти карты де-факто стали стандартом для геймеров еще в 90-х, так что открыв почти любую игру тех лет, в настройках вы видели заветное словосочетание. Разумная стоимость и богатая функциональность — поддержка MIDI, встроенный музыкальный синтезатор, наличие порта для подключения джойстика, возможность воспроизводить цифровой звук — сделали SB невероятно популярной линейкой.
Но, помимо геймеров и разработчиков, была еще одна «секта» поклонников Creative Technology — музыканты. Специально для них выпускались абсолютно другие девайсы, которые не были известны широкой аудитории. Один из таких артефактов, звуковую карту E-MU 0404 формата PCI, мне удалось найти на барахолке, и сегодня я решил рассказать историю появления таких карт. Приятного чтения!

E-MU
1971 год, Калифорнийский технологический университет. Студент-микробиолог Дейв Россум (Dave Rossum) по просьбе своего учителя отправляется в лабораторию электронной музыки, куда только что доставили новейший модульный синтезатор от R. A. Moog Co:

Через некоторое время стало ясно, что никто из присутствующих в лаборатории не имеет понятия, как именно собрать и запустить этот музыкальный инструмент. Момент стал триумфом для Дейва, который легко справился с задачей. Более того, возникло сильное желание разработать уже свой собственный синтезатор. Закупив на все свободные деньги деталей, Россум построил первый прототип, названный Black Mariah.
Созданный на базе матричных переключателей, синтезатор регулировался исключительно напряжением. Издаваемый им звук был настолько плох, что автор выкинул девайс из окна библиотеки Калтеха. Последний разбился вдребезги на лужайке студенческого «дома» Dabney. Впрочем, ценные компоненты были сразу же извлечены из обломков — все же Дейв потратил свои деньги на их покупку. Этот эксперимент со сборкой собственного синтезатора вдохновил еще нескольких студентов присоединиться к разработке.
В процессе создания следующего прототипа участвовали Паула Батлер (Paula Butler), Марк Данцигер (Marc Danziger) и Марк Нильсен (Mark Nilsen). Дейв частенько уходил в пешие походы. И вот во время его отсутствия коллеги решили шутки ради собрать еще один прототип, который назвали Royal Hearn. У него была клавиатура из фольги и однопереходный транзисторный VCO (Voltage-Controlled Oscillator) в качестве простейшего генератора звука. Корпусом этому гаджету служила старая коробка из-под обуви.
Вскоре команда представила первый рабочий синтезатор — E-MU 25. Звук стал значительно лучше, однако девайс имел фиксированную переднюю панель, то есть не был модульным. E-MU — аббревиатура от слов Electronic Music, но вот откуда взялась цифра 25, никто не знает. Кстати, первое время название записывалось с греческой буквой мю — Eμ.

Летом к разработке присоединился школьный товарищ Дейва Скотт Уэдж (Scott Wedge). Он же стал инициатором создания бизнеса. Вместе они официально зарегистрировали компанию E-MU Systems и начали разработку модульного синтезатора, попутно продавая различные отдельные расширения для других электронных инструментов. Они поставлялись в виде уже собранных устройств и DIY-наборов.

Весной 1973 года увидел свет их модульный синтезатор E-MU Modular. Первый экземпляр был продан Эду Руднику (Ed Rudnick), который проявил недюжинный интерес к разработке синтезаторов и всячески пытался предложить свои услуги. В конце концов это ему удалось, и он занял пост директора по производству.
До начала 80-х годов E-MU проектировала сверхстабильные VCO, фильтры, аналоговые секвенсоры и полифонические клавиатуры. Сердцем последних служил процессор Zilog Z80, работавший на частоте 1 МГц. Скотт Уэдж разработал крутой программный секвенсор, помещавшийся в скромные 2 Кб памяти. К производству синтезаторов на заказ Дэйв привлек своего брата Джона. Последний вручную изготавливал шикарные деревянные корпусы из американского ореха, и это добавляло эксклюзивности.
Конкуренты не дремали, а внимательно изучали то, каким образом E-MU проектируют свои полифонические клавиатуры. В итоге их наработки и технологии были украдены позаимствованы другими компаниями, сделав продукцию последних дешевле и функциональнее. E-MU же в те годы помогали Sequential Circuits в создании их Prophet-5, ставшим лидером рынка и отраслевым стандартом:

Роялти от Sequential Circuits пару лет хватало не только на текущие расходы, но и на проектирование собственного «монстра», который был задуман как конкурент Prophet-5. На выставке AES в мае 1980 года E-MU показали свой Audity — 16-голосный полифонический аналоговый синтезатор с цифровой клавиатурой и секвенсором. Проблем у него было ровно две: адская цена в 70 000 $ и огромный вес около 90 кг:

Построен он был в единственном экземпляре, поскольку Sequential Circuits решила прекратить выплачивать роялти, что обеспечило мгновенную смерть проекта. Вот только в процессе работы над AUDITY было создано множество технологий, которые легли в основу нового продукта, ставшего хитом — Emulator I. Это была клавиатурная рабочая станция, использовавшая флоппи-диски в качестве памяти. Фактически это был простейший 8-битный сэмплер, но с его помощью владелец мог создать собственную библиотеку сэмплов и поделиться ею с другими музыкантами:

По современным меркам продажи этого гаджета провалились, первые версии разошлись в количестве 25 экземпляров. Цену, кстати, нельзя было назвать доступной — 9 500 долларов. Выход на рынок сопровождался непониманием технологии со стороны потенциальных покупателей. Так что в E-MU пошли на отчаянный шаг, выпустив модель с секвенсором и дополнив комплектацию 100 дискетами с готовыми сэмплами. Трюк сработал, и за следующий год удалось реализовать более 400 экземпляров.
Впереди была разработка второй и третьей версии Emulator. И вот с последней вышла совсем печальная история. Стоимость флагманской модели с 8 Мб памяти была аж 15 195 $, в то время как конкуренты (Akai, Casio и Ensoniq) были готовы предложить схожие характеристики за значительно меньшие суммы. В итоге Emulator III продали в количестве 120 экземпляров, и это очень сильно сказалось на финансовом положении компании.
К 1990 году кризис был преодолен, а в портфолио E-MU добавилась новинка — G-chip, ставший сигнальным процессором для звуковых карт Digidesign, IBM и Turtle Beach:

Увы, но на этом все проблемы не кончились. Компанию продолжали тянуть на дно финансовые обязательства, и это привело к тому, что в 1992 году E-MU стали искать инвестора и стратегического партнера. Переговоры велись со многими крупными корпорациями, в том числе Apple. Но финального результата удалось достичь лишь с Creative Technology, которые хорошо разбирались в этом бизнесе и прекрасно понимали, что компании вроде E-MU уже создали себе имя, известное среди музыкантов и артистов.
Спустя год Creative поглотила E-MU и буквально на следующий день избавилась от Скотта Уэджа. Его управленческие качества компании не требовались, а вот с Дейвом сотрудничество продолжили, ведь Creative сильно нуждалась в инженерах такого уровня. Деятельность E-MU в качестве отдельной компании прекратилась, но одновременно стала началом истории нового подразделения, занимавшегося созданием специализированных интегральных схем.
После поглощения
Новое — это хорошо забытое старое, решил топ-менеджмент Creative, дав добро на возобновление производства сэмплерной драм-машины SP1200. К тому моменту последняя не выпускалась уже три года. Зеленый свет зажегся и для ромплерного звукового модуля Proteus. Термин «ромплер» — ни что иное, как производное от ROM и sampler. Фактически это инструмент, воспроизводящий заранее подготовленные звуки из памяти однократной записи. В отличие от сэмплера, он не способен записывать аудио.
Параллельно с этим компания безуспешно попыталась выйти на рынок многоканальной записи и цифровых микшеров. Причиной провала стала конкуренция в лице Yamaha и Roland. Еще на пятки начинала наступать уже упомянутая Ensoniq, и Creative проделала с ней точно такой же финт, как и с E-MU — поглотила вместе с патентами и сотрудниками. Ресурсы бывших конкурентов E-MU и Ensoniq были объединены. Первым совместным проектом стала цифровая звуковая рабочая станция Ensoniq Paris.
Под этими громкими словами подразумевается комплекс из аппаратного и программного обеспечения. На уровне «железа» это была отдельная карта EDS-1000, модульное шасси MEC (Modular Expansion Chasis) с линейными картами и панель управления Control 16:



Система представляла собой воплощение гибридной идеи управления звуком до перехода к полной компьютерной обработке. С ее помощью можно было вести многодорожечную запись, микширование и наложение эффектов. Все это было реализовано на аппаратном уровне и обеспечивалось при помощи специализированных цифровых сигнальных процессоров DSP. Один из них лег в основу звуковой карты E-MU 0404 PCI.
Creative E-MU 0404
«Железо»

Пройдя долгий путь от создания аналоговых синтезаторов к постепенному переходу на цифровой звук, E-MU наконец-то обрела свою финальную форму. Больше не надо было громоздких шасси и отдельной панели для микшера. Все управление передано компьютеру, а обработка звука легла на плечи специализированных DSP-процессоров. За счет этого можно было резко снизить цены, сохраняя все фичи, присущие серьезным звуковым рабочим станциям.
Примерно за 100 долларов музыкант или артист мог купить карту, превращавшую его ПК в подобие профессиональной студии, и это сделало аудиокарты Creative E-MU столь популярными. Первые версии выпускались в форм-факторе PCI, а затем вышли и внешние звуковые карты, которые подключались по USB.
Штатный софт, идущий в комплекте на диске, разработан для использования на Windows 2000/XP. Так что устанавливать его я буду в ретрокомпьютер, о котором уже писал тут, на Хабре. Эта машинка на базе Pentium II прекрасно себя чувствует под управлением Windows 2000. Более новую XP я не ставлю по одной простой причине — оперативной памяти пока что лишь 64 Мб.

На плате вы не найдете привычных разъемов вроде Jack 3.5”, только специализированные, в которые идут breakout-кабели. Один для аналогового звука, другой — для цифрового. Первый дает 2 интерфейса для входа (L/R) и 2 для выхода (L/R). Все они форм-фактора Mono Jack 6.3”, привычного для любого музыканта. Например, можно подключить одновременно пару электрогитар, а звук вывести далее на усилитель:

Цифровой breakout-кабель чуть более интересен. Всего шесть разъемов — три пары вход/выход:
2 MIDI;
2 коаксиальных S/PDIF;
2 оптических S/PDIF.

Получается довольно универсальная комбинация, ведь к MIDI легко подключить полноразмерный синтезатор или отдельную клавиатуру. Коаксиальные разъемы идут для проигрывателей и ресиверов, а оптические чаще всего нужны для соединения с усилителем.
Я часто встречал их на разной аппаратуре, от телевизора до PlayStation, но реально ими пользоваться не приходилось. Здесь же для теста я приобрел кабель Toslink, детище японской корпорации Toshiba, и эксперимента ради переключил аудиовыход телевизора на оптический. Кончик волокна тут же загорелся красным светом.

Страшно подумать, но этому формату уже более 40 лет, и за все время он по факту не изменился. Это его сила и слабость. Круто то, что вы можете подключить оборудование из 2025 года к усилителю из середины 80-х — и все будет корректно работать. Но вот скорость обмена данными остается невысока. Не так давно на Хабре была очень интересная новость про IP-over-Toslink.
Многие думают, что в Toslink используется красный лазер, но смею вас заверить — это не так. Тут самый обычный светодиод. Поскольку формат потребительский, волокно чаще всего пластиковое и не превышающее 5 метров длины. На принимающей стороне расположен простой фоторезистор, превращающий импульсы света в биты данных.
Более никаких разъемов снаружи подключить к карте не представляется возможным. С другой стороны, оно и не нужно. Есть набор входов и выходов для широкого спектра музыкальных инструментов и аудиоаппаратуры. Но вот что с этим делать дальше, тут все решает программная часть. Пришла пора взглянуть на CD, идущий в комплекте.
Софт

Помимо драйверов, для аудиокарты здесь есть целый пак полезного софта:
E-MU PatchMix DSP;
diskWelder BRONZE;
Steinberg Cubasis;
Steinberg WaveLab Lite;
SFX Machine Lite.
Главенствующее место, разумеется, занимает E-MU PatchMix DSP, по сути основное приложение для управления интерфейсами. Дизайн его представляет стилизованное шасси MEC, куда можно размещать такие же виртуальные линейные карты. На каждую навешиваются различные индикаторы или эффекты. Их задают готовыми шаблонами или пользовательскими параметрами:

Помимо физических интерфейсов, карта может управлять 32 входами/выходами ASIO с минимальной задержкой. Это позволяет выстраивать сложные виртуальные пути прохождения аудиосигнала с промежуточной обработкой при помощи разнообразных эффектов. DSP не нагружает CPU и обеспечивает желаемый результат мгновенно:

Остальные приложения полезны для создания музыки и записи ее на физические носители, такие как компакт-диски. Увы, но с повсеместным развитием широкополосного доступа к интернету CD и DVD уже полностью потеряли свою актуальность.
PCI-карт vs современность
Почтенный возраст и программные ограничения делают применение таких PCI-карт почти невозможным в современных ПК. Так что если вам хочется попробовать в деле Creative E-MU 0404, то нужно будет не только найти рабочий экземпляр с breakout-кабелями, но и компьютер тех лет, когда Windows XP считалась совсем новой операционной системой.
Чуть более простое знакомство можно организовать, приобретя внешнюю USB-звуковую карту из той же линейки. Вот только удовольствие это недешевое, а с драйверами придется повозиться. Зато это позволит подключить электрогитару и сделать из компьютера весьма неплохой гитарный процессор или накинуть каких-либо эффектов вроде компрессора.
Подобные карты можно также приспособить под радиолюбительские нужды, например для работы с цифровыми видами связи. Широкий динамический диапазон — одно из основных преимуществ. Главное, не забыть про гальваническую развязку для защиты аудиотрактов устройств (гуглить по словосочетанию audio common ground isolator). Свой экземпляр я как раз планирую задействовать в паре с КВ-трансивером для работы по протоколу FT8.
А вы когда-нибудь пользовались подобным оборудованием? Было бы интересно узнать.
Комментарии (11)
TigerClaw
25.05.2025 11:00Да Креатив поглотила Emu, Ensoniq. А теперь и сами в не самом хорошем положении. Что у них последнее? Из внутренних звуковых карта без DSP на реалтеке. А из внешних G8 работа над ошибками G6. Уже очень долго ничего принципиально нового. Количество продукции сокращается. А к качеству есть вопросы.
Wesha
25.05.2025 11:00Креатив поглотила Emu, Ensoniq. А теперь и сами в не самом хорошем положении.
Несварение желудка, сэр!
Astroscope
25.05.2025 11:00Уже очень долго ничего принципиально нового.
Ловушка в том, что в звуковых картах едва ли возможно придумать что-то принципиально новое - многоканальный звук уже придуман и остался лишь вопрос лицензий на декодеры этого самого многоканального звука. Наращивать уровень качества звуковоспроизведения можно и даже хотелось бы, но массовый покупатель это не оценит, потому что для массового покупателя вполне хватает встройки, что есть на условно любой материнской плате - и это отнюдь не камень в огород массового покупателя, а признание заслуг инженеров, добившихся вполне приемлемого звука даже в настолько бюджетных решениях. То есть любой новый продукт будет всего лишь еще одной моделью, чье преимущество над уже имеющейся не сказать, что прямо таки очевидно, а еще конкуренты со всех сторон давят - про-аудио с одной стороны (и там толкотня локтями нешуточная), устройства для энтузиастов-меломанов с другой, странные дорогие вещи для фанатиков-аудиофилов с третьей. Пытаться сделать что-то "геймерское"? Ну, возможно, сейчас это тренд, когда все, что чуть лучше среднего, и из-за этого закономерно дороже, объявляется "геймерским" и обвешивается смешной атрибутикой. Геймерское кресло, геймерский монитор - давайте еще геймерскую саундкарту запилим.
А к качеству есть вопросы.
Заработать имя трудно. Потерять имя на копеечной экономии и неизбежных, как следствие, проблемах с качеством, легко.
Emu, Ensoniq
Казалось бы, клепайте себе про-аудио под этими брендами - там, повторюсь, толкотня локтями тоже нешуточная, но там хотя бы не конкурируешь со встройками, которых с сегодняшним подросшим качеством большинству достаточно. И там же не только интерфейсы - там вообще много чего можно делать и продавать. MIDI контроллеры, а то и вспомнить молодость брендов и вернуться к синтезаторам. Все виртуальное в компьютере, конечно, хорошо, но какой-нибудь максимально девятнадцатидюймовый Roland Integra 7 уже сколько лет в продаже?
TigerClaw
25.05.2025 11:00Да тут даже в игровой сфере застой. Мощности железа такие, что оказывается и нет особо смысла делать для геймеров DSP. Внимание даже на последних картах от креатива используется чип появившийся в 2011 году! И ничего нового нет. Только для внешних звуковых карт его переименовали. И да все развитие звука у креатива пошло в качество этого звук - нормальные ЦАПы, усилители для наушников, директ моде и прочее. А аппаратные DSP оказались просто не особо и востребованы в ПК для геймеров. И если в конце 90-ых DSP EMU10K1 прям реально разгружал центральный процессор обеспечивая в играх не повторимые эффекты, то позже это стало терять смысл.
paunch73
25.05.2025 11:00Позже вышла windows vista (и далее), в которой Microsoft убрали возможность аппаратной разгрузки directx и расширения его возможностей со стороны аудиокарты. А возиться с костылями в виде alchemy и openal не захотели ни пользователи ни разработчики. Если бы в креатив сделали какой нибудь (бесплатный?) звуковой движок для игр с реализацией всех своих харварных плюшек в обход directx, который бы стал популярным у игроделов, может быть тогда все было бы иначе.
Moog_Prodigy
25.05.2025 11:00Когда я открыл для себя ASIO, через SB Live, это был просто переход от палки-копалки сразу к межпланетным перелетам, если сравнивать ощущения. Все эти кривые спецификации XG, безумно дорогое , проприетарное железо - внезапно перестало быть нужным. Ну и софта к тому времени уже наклепали порядочно. Это я про создание музыки в общем. Аудиоредакторы и эффекты в компах были давно, но реалтайм - то, за что отваливали миллионы раньше. И стало возможным собирать буквально студийную стойку из блоков прям на компьютере, имея только этот компьютер и карту с asio. ПК требовались довольно нехилые по временам 2000 годов, но даже и так общая цена подобной сборки не шла ни в какое сравнение с реальным звуковым оборудованием. В частности именно из-за реалтайма очень страдали исполнители, задержка и вот это всё.
Эта штука настолько хороша, что ее можно применять даже сейчас. Собсна Creative после выпуска своей sblive спохватилась, что-де слишком хорошую карту сделали, перебор (вот как с нвидиа про SLI). Выпустили Gold - версию, и свернули.
Astroscope
Для FT8 вполне достаточно звуковой карты, встроенной в трансивер. Вообще довольно удобно, когда трансивер подключен одним USB кабелем и для аудио, и для CAT, и для FSK (RTTY). А с более старыми трансиверами вполне достаточно самой недорогой встройки.
Что же до сабжа, то как я понял из статьи, им не поддерживаются балансные входы и выходы. Это действительно так? Если да, то эта штука - знаковый, но исторический объект, имеющий ограниченную применимость в сегодняшних реалиях. Потому что если вы работаете с радио - неважно, вещание или аматорская радиосвязь, вы имеете дело с высокой напряженностью поля от обственного передатчика, а значит даже при самой что ни на есть недостижимой спектральной чистоте собственного сигнала у вас будут наводки. Решение - балансное подключение всего.
TigerClaw
Поздние USB модели точно имели балансный выход. PCI же версия имеет смысл сейчас только для коллекционеров и фанатов ретро.
Astroscope
Позже конкурентов немало навалилось. И, чего уж там, пусть небыстро, но качество звука тоже понемногу росло. Современные USB саундкарты (обычно говорят "интерфейсы" - как и на мультимедийные колонки говорят "мониторы"), даже самые что ни на есть бюджетные, вполне прилично звучат что по микрофонным/Hi-Z входам, что по линейным выходам. Это ни в коем случае не умаляет достоинств сабжа, просто всегда кто-то позже учтет твои наработки (и недоработки, куда уж без них) и сделает что-то похожее на твое, но лучше, а еще и сделает это эффективнее на основе чуть более новой элементной базы, и поэтому нередко еще и дешевле.
Поддерживаю.