2025 год. Весь игровой мир сходит с ума в ожидании GTA VI — новой главы культовой серии, которая определила целую эпоху видеоигр. Я, как истинный фанат Rockstar, прошел все части GTA: от топорной 2D-версии Grand Theft Auto до технологичного монстра в лице GTA V.

И вот однажды, разбирая старый хлам, я наткнулся на реликвию прошлого — процессор Intel Pentium 4. В далеком 2004 году мой отец играл на нем в GTA: Vice City и San Andreas с ультра настройками. Тогда этот камень был в рядах топового железа, но сегодня он, скорее, музейный экспонат, чем рабочий инструмент.

В предвкушении шестой части мне захотелось устроить себе ностальгический челлендж. Проверить, сможет ли аналог моего первого «игрового» компьютера запустить GTA V — игру, которая даже на минималках требует как минимум Core 2 Quad? В тексте расскажу, что у меня получилось.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:
Сборка ретро-ПК, или как я воскрешал музейный экспонат
Великое противостояние: GTA V vs Pentium 4
Попытка запуска, или танцы с бубном
Неожиданные открытия
Минимальная рабочая конфигурация для GTA V
Уроки ретро-гейминга

Сборка ретро-ПК, или как я воскрешал музейный экспонат


Дисклеймер: эксперимент проходил на майских праздниках. В тот момент я не планировал писать статью, поэтому разобрал ретро-ПК и раздал оборудование владельцам. Спустя время коллеги предложили поделиться результатами и детально описать весь процесс — это и вдохновило меня на написание статьи.

К сожалению, я не зафиксировал процесс на фото — собрал и разобрал без съемки. Зато нашел изображения, максимально приближенные к реальности. Надеюсь, вам будет интересно.

После того, как нашел Intel Pentium 4, я решил поискать другие части компьютера. Из глубин кладовки были извлечены реликвии эпохи CRT-мониторов и дискет.

  • Процессор: Intel Pentium 4 3.0 GHz (Northwood Socket 478) — «Горячий как ад, медленный как черепаха».


Процессор Intel Pentium 4.

  • Видеокарта: NVIDIA® GeForce® 6800 GT (256 MB GDDR3, AGP 8x) — «256 МБ памяти — роскошь 2004 года!».


NVIDIA® GeForce® 6800 GT. Источник.

  • Оперативка: 1 ГБ DDR400 — «Да, один гигабайт. Нет, этого мало».
  • Жесткий диск: Seagate Barracuda 80 ГБ (IDE 7200 RPM) — «И да, он громче, чем PS4 на взлете».
  • ОС: Windows XP SP3 — «Последняя ОС, которая еще хоть как-то дружит с этим железом».


Рабочий стол Windows XP SP3. Источник.

Оказалось, что подключить это чудо техники к современному монитору — уже квест, потому что у них несовместимы интерфейсы. Современные мониторы имеют HDMI, DisplayPort и USB-C, тогда как старый компьютер использует DVI/VGA.

На время эксперимента я одолжил у соседа старый ЭЛТ-монитор. А чтобы он заработал, попросил у знакомых переходник DVI/VGA. Но это не все сложности: пришлось объяснять девушке, почему в комнате теперь стоит «этот уродливый ящик».


Когда система наконец запустилась, меня встретил родной экран Windows XP с той самой заставкой Bliss — и в этот момент накатила волна ностальгии.


Заставка Bliss. Источник.



Великое противостояние: GTA V vs Pentium 4


Важное уточнение: в статье я пытаюсь запустить оригинальную PC-версию GTA V 2015 года (~65 ГБ). Современная Enhanced Edition (2025) занимает 105 ГБ и требует еще более мощного железа — даже мы не настолько безумны, чтобы пробовать ее на Pentium 4! Системные требования к Legacy и Enhanced версиям формально одинаковы, но по факту обновленный движок еще сильнее нагружает систему.

GTA V 2015 года занимает около 65 ГБ, а наш IDE-диск итак уже забит системой. Попытка установить игру с внешнего USB-накопителя провалилась: из-за низкой скорости USB 1.1 процесс установки становится бесконечным — примерно 2% в час. Пришлось временно подключать жесткий диск через IDE-шлейф от другого компьютера. Ну и, конечно, удалять все лишнее — прощайте старые сохранения Sims. В результате установка длилась около 14 часов.

Узнав об этом безумном эксперименте, мои коллеги решили помочь. Они привезли мне старые кулеры «на всякий случай», запасной блок питания, а также бутылку успокоительного.

Попытка запуска, или танцы с бубном


Мне казалось, что самое проблемное — это найти или установить оборудование, но я никогда еще так сильно не ошибался. Когда игра оказалась на диске, началось самое интересное. Официально GTA V требует как минимум Windows 7, DirectX 10.1 и многоядерный процессор. У нас же ничего из этого нет.


Системные требования к оригинальной GTA V, которые были актуальны в 2015. Источник.

Первая попытка запуска с параметром -dx9 закончилась сообщением «Требуется Windows 7 или новее». Файл игры в формате .exe привел лишь к синему экрану смерти — видимо, драйвера AGP-видеокарты не готовы к таким экспериментам. Попытка использовать DXVK для эмуляции Vulkan тоже провалилась, Pentium 4 не поддерживает необходимые инструкции SSE2.

В этот момент мой компьютер напоминал старую «Ладу», которую пытаются завести в -30 °C. Скрипит, гремит, но не заводится.

Даже если бы нам каким-то чудом удалось запустить игру, что мы бы увидели? Скорее всего, слайд-шоу с частотой до пяти кадров в секунду и разрешение 800×600. Физика работала бы через раз, машины пролетали бы сквозь здания, текстуры напоминали бы смазанную акварель, а полиция вообще бы не появлялась — AI просто не загрузился бы в память.

Я даже представил, что могло быть в теории, если бы мы запустили GTA V на Intel Pentium 4. Давайте пофантазируем.

Первая миссия (пролог)
  • Кат-сцена с Майклом и Брэдом — 1 FPS, звук отстает на 10 секунд.
  • Перестрелка в банке — полиция не появляется, т. к. AI не грузится.
  • Побег — машины проваливаются сквозь текстуры.

Открытый мир
  • Разрешение 800×600, если повезет.
  • Текстуры как в Minecraft: пиксели размером с машину.
  • Пешеходы не двигаются, как застывшие статуи.
  • Вода — синий прямоугольник без физики.

Понятное дело, что это уже не игра, а сплошное мучение. Я бы даже название поменял на GTA: PowerPoint Edition.

Неожиданные открытия


Хотя GTA V так и не запустилась, эксперимент подарил немало забавных моментов, превратив обычную проверку железа в небольшое офисное приключение.

Первым делом процессор решил поставить личный температурный рекорд — стрелка датчика уверенно доползла до 98°C. «На таком жаре можно яичницу пожарить», — шутили коллеги, наблюдая за показателями. Впрочем, это было только начало. Старый кулер, работая на пределе, выдал настоящий звуковой перформанс — его рев напоминал то ли взлетающий истребитель, то ли дрель соседа за стеной в шесть утра. Но, как ни странно, это не раздражало, а лишь добавляло эксперименту атмосферности.

Зато GTA: San Andreas шел как по маслу, будто машина времени перенесла нас прямиком в 2004 год. Контраст между играми был поразительным: пока GTA: San Andreas безупречно работала на древнем Pentium 4 (как в моем детстве), GTA V даже не смогла запуститься. Старый ПК будто «помнил» игры своей эпохи и охотно их запускал, но «отказался» принимать новое. Совсем как человек, который живет в прошлом и отказывается принимать современные тренды.


GTA: San Andreas на Pentium 4. Источник.

Атмосферу дополнили офисные ставки. Коллеги, заинтригованные авантюрой, заключали пари: выдержит ли древний компьютер три часа непрерывной работы или отправится в цифровое небытие? Споры разгорались почти так же жарко, как перегруженный процессор.

В итоге, несмотря на провал основной миссии, день прошел весело. Железо напомнило о себе во всей красе — греющее, ревущее, но все еще бодрое. И кто знает, может, в следующий раз повезет с более современной игрой или хотя бы с вентилятором помощнее.

Хотя эксперимент с GTA V провалился, это не значит, что на Pentium 4 нельзя поиграть. GTA: San Andreas идет на нем просто идеально, Half-Life 2 — вполне терпимо, если не бегать. Need for Speed: Most Wanted 2005 года, The Sims 2 (без дополнений) и Warcraft III — все эти игры отлично чувствуют себя на этой платформе.

Минимальная рабочая конфигурация для GTA V


Если Pentium 4 — это провал, то какое самое слабое железо потянет GTA V? Давайте соберем «ультрабюджетную» сборку, которая запустит игру хотя бы на минималках — даже если это будет слайд-шоу.

Процессор
Intel® CoreTM 2 Quad Q6600 или AMD Phenom X4 9850.

Это минимум по требованиям Rockstar, хоть и с Hyper-Threading. На более слабых CPU, даже Core 2 Duo, игра крашится или выдает 1-5 FPS.

Видеокарта
NVIDIA GTX 750 Ti или AMD HD 7770 (1 ГБ VRAM).

GT 730 (DDR3) или Intel HD Graphics — не потянут. Игра либо не запустится, либо упадет до пяти FPS. HD 6670 (1 ГБ) — возможно, но разрешение будет 800×600. GTX 750 Ti — оптимально, т.к. поддерживает DX11 и имеет хоть какую-то мощность.

Оперативная память
4 ГБ DDR2/DDR3.

Меньше — смерть. При 2 ГБ игра вылетит при загрузке города. При 4 ГБ запустится, но будут лаги. При 8 ГБ уже можно комфортно играть. Мы ищем предел, поэтому остановимся на 4 ГБ.

Жесткий диск
HDD 7200 RPM (SSD не обязателен, но поможет).

IDE-диски — слишком медленные, игра будет тормозить при загрузке текстур.

SATA HDD — хорошее решение, но лучше выбрать SSD, если у вас есть.

ОС
Windows 7/10 (32-bit или 64-bit)

Windows XP не подойдет, т. к. игра требует DX10.1. Лучше выбрать Windows 7 x64, у него меньше проблем с драйверами.

Наверное, вы сейчас подумали, что решение найдено. Но увы, нет… Попытка запустить современную игру на устаревшем компьютере напоминает эксперимент по оживлению Франкенштейна — вроде что-то работает, но каждое движение дается с невероятным трудом. При разрешении 1024×768, а то и вовсе 800x600, мир Лос-Сантоса предстает перед игроком в минималистичном виде: угловатые тени, размытые текстуры и едва различимые детали вдалеке.

Фреймрейт колеблется между 15 и 25 кадрами в закрытых помещениях, но стоит выйти на улицу — и цифры пугающе падают до 10-15 FPS. Быстрая езда на машине превращается в русскую рулетку: то ли успеет подгрузиться следующий участок дороги, то ли игра зависнет в самый неподходящий момент. Текстуры периодически «плывут», полицейские замирают на месте, а пешеходы и вовсе исчезают. Процессор явно не справляется с нагрузкой, а видеокарта отчаянно сигналит о нехватке памяти.

Конечно, энтузиасты нашли несколько способов улучшить ситуацию. Специальные модификации вроде LowSpecGamer Edition безжалостно режут графику, оставляя от оригинальной игры лишь бледную тень. Опытные пользователи копаются в конфигурационных файлах, отключая тени, частицы и другие «лишние» эффекты. Самые отчаянные идут на разгон процессора и видеокарты, рискуя превратить системный блок в миниатюрную печь. И конечно же — ни одного лишнего процесса в фоне, ведь каждая капля ресурсов на счету.

Но правда в том, что даже все эти ухищрения не сделают игру по-настоящему комфортной. Абсолютный минимум для хоть какого-то подобия игрового процесса — это Core 2 Quad, GTX 750 Ti и 4 ГБ оперативной памяти. Все, что слабее — это уже не игра, а мучение. Для более-менее стабильных 30 кадров в секунду на минималках потребуется хотя бы i3 или i5 с GTX 1050 и 8 ГБ ОЗУ.

Если же ваш компьютер не дотягивает даже до этих скромных требований, возможно, это знак свыше — пора пересмотреть свои игровые предпочтения. В конце концов, GTA: San Andreas по-прежнему остается отличной игрой, которая запустится даже на самом скромном железе. А что касается GTA V — возможно, стоит подождать апгрейда, чтобы в полной мере насладиться всеми ее достоинствами.

Уроки ретро-гейминга


Этот трехдневный марафон стал не просто забавным экспериментом, а настоящим путешествием во времени, которое заставило задуматься о том, как стремительно меняются технологии и мы вместе с ними.

Совершенно очевидно, что прогресс не остановить — то, что двадцать лет назад считалось вершиной инженерной мысли, сегодня выглядит музейным раритетом. Мощный когда-то Pentium 4 теперь едва справляется с задачами, которые современные процессоры решают в фоновом режиме.

Но что удивительно — ностальгия оказалась сильнее, чем я предполагал. Запах нагретого системного блока, характерный треск IDE-винчестера, шум кулера, работающего на пределе… Казалось бы, мелочи, но они пробуждали в памяти целый пласт воспоминаний — первые пройденные игры, бессонные ночи за компьютером, азарт от каждого нового апгрейда.

Осознание того, как изменилась геймерская культура, пришло само собой. Раньше мы искренне радовались скромным 30 кадрам в секунду при разрешении 800×600, считая это верхом плавности. Сегодня же некоторые игроки возмущаются, если FPS падает с 60 до 59 — настолько изменились стандарты и ожидания.

Теперь я жду GTA VI с еще большим нетерпением, но с одной важной оговоркой — играть в нее буду только на современном железе. А верного «старичка» Pentium 4 отправлю на заслуженный отдых…


Обложка GTA VI. Источник.

P.S. Моя девушка до сих пор не может понять, зачем я потратил три дня на «этот ваш дурацкий компьютер». Но настоящие геймеры меня поймут.

Был ли у вас опыт запуска современных игр на старых компьютерах? Делитесь своими ответами в комментариях! Мне будет интересно почитать.

Комментарии (31)


  1. IIopy4uk
    06.06.2025 08:13

    TL;DR:

    Запустить не смогли, никаких интересных исследований не было произведено.

    сэкономил вам 8 минут жизни