Почему-то, если ты 8 часов залипаешь в World of Warcraft — ты «геймер». А если 8 часов подряд заливаешься в баре — ты уже зависимый. Так может, это просто разная форма одной и той же проблемы?
Геймер как удобная маска
- В IT (и не только) модно быть геймером. 
- Это звучит круто, современно, техно. 
- 
Но что часто стоит за этим? - Не 1 час перед сном — а 4, 5, 8 часов, каждый день. 
- Проседание продуктивности. 
- Игнор реальной жизни, ответственности, планов. 
 
Просто признать: «я слабый и не умею останавливаться» — сложно. А «я геймер» — звучит норм. Безопасно. Даже гордо.
Исследования это подтверждают: Обсуждается, как чрезмерное увлечение видеоиграми может привести к нарушению регуляции дофамина и зависимости
Царь в игре — лузер в жизни
- В игре — ты бог, у тебя легендарная броня, топовый рейтинг, все уважают. 
- В жизни — ты стесняешься выйти из дома, боишься устроиться на работу, избегаешь разговора с соседями. 
И это не выдумка. Это частая трагедия: игра становится костылём для самооценки.
Исследования это подтверждают: Исследование выявило связь между игровой зависимостью и нарциссическими чертами личности, а также низким уровнем самоконтроля
Киберспорт как иллюзия
- Многие прикрываются тем, что якобы «тренируются» или «играют ради развития». 
- 
Только киберспорт: - Доступен 0.01% игроков. 
- Требует жесткого режима, самоотдачи и дисциплины. 
- Не включает 98% популярных игр. 
 
Если ты фармишь скины в Valorant по 5 часов в день — это не тренировка. Это — привычка, заменившая тебе жизнь.
Игры и дофаминовая ловушка
- Каждая сессия — это быстрый и лёгкий дофамин. 
- 
Игры почти всегда дают: - Простую цель 
- Быстрый отклик 
- Ложное ощущение прогресса 
 
Контраст: в реальной жизни, чтобы получить "level up", нужно работать месяцами, а то и годами. В игре — 30 минут.
Мозг не различает, откуда дофамин. Но последствия — различаются радикально.
Исследования это подтверждают: Игровая зависимость и эмоциональное переедание
Почему «часик перед сном» — миф
С играми не было бы проблем, если бы это выглядело так:
- Сделал все дела за день 
- Разобрался с задачами 
- Позанимался спортом 
- Пообщался с близкими 
- И вот уже вечером — часик поиграл, для расслабления 
Но такого почти не бывает. Игры затягивают. Слабых — особенно. Тебе кажется, что ты под контролем. Но на деле:
- «ещё одна катка» 
- «сейчас точно последний бой» 
- «сейчас только сундук открою» 
И вот уже 3 часа ночи, завтра ты невыспавшийся, злой и опять ничего не сделал из важного. Потому что игры — это дофаминовый плевок прямо в мозг. Моментальный кайф без усилий. А мозг начинает это любить. Слишком сильно.
Игры и деформация мышления
- Уход от реальности → снижение стрессоустойчивости. 
- Иллюзия контроля: «в игре я крут» → «в жизни всё бесит». 
- Формируется «мышление потребителя» — получаю кайф, когда хочу, ничего не делая. 
- Отсюда инфантилизм, зависимость от стимуляции, неспособность к рутине. 
Почему это особенно опасно для IT-сферы
- Высокий уровень стресса. 
- Удалёнка, свободный график. 
- Много мужчин и женщин 25–40, которые «ещё не определились с жизнью». 
- Игры становятся не отдыхом, а альтернативой настоящей жизни. 
Люди прокачивают свои MMORPG-персонажи до максимума, но даже не могут расписание тренировок себе составить.
Агрессия и эмоциональные срывы
- Многие думают, что «игры помогают расслабиться». Но реальность часто другая. 
- Слив катки, не тот дроп, токсичные тиммейты, рандом не на твоей стороне — и вот уже геймер кидает мышку об стену, орёт матом и вымещает злость на родных. 
В играх тебе дают иллюзию контроля. Когда ты его теряешь — психика не выдерживает.
Исследования это подтверждают: Вербальная агрессия и принятие решений
Проблемы в отношениях
- 
Геймерство разрушает пары: - Прогулка с девушкой → "я не могу, сегодня ивент" 
- Разговоры превращаются в монологи. 
- Совместное время — как обязанность, а не радость. 
 
Если кнопка «Start» важнее живого человека рядом — это уже не хобби, это зависимость.
Виртуальные отношения: новый уровень деградации
- Люди встречаются в играх, женятся на персонажах, строят виртуальные семьи с теми, кого никогда не видели и даже не слышали. 
- Всё чаще игроки называют это настоящими отношениями. 
Дофамин есть. Ответственности нет. Но и любви тоже.
Отрыв от реальности
- 
Люди выдумывают себя заново: - Врут, кем работают. 
- Придумывают, где живут. 
- Рассказывают о несуществующей «успешной» жизни. 
 
- Потому что в игре можно всё. Но именно это «всё» мешает развиваться в реальности. 
Вывод
Ты — не слабый, если играешь.
Ты — слабый, если не можешь остановиться.
Игры — как алкоголь: не зло, пока ты контролируешь их, а не наоборот. И если честно себе сказать: «я не отдыхаю, я прячусь» — это может быть первым шагом к настоящему взрослению. И пока мы продолжаем называть это «хобби» — тысячи людей прожигают свою жизнь, проживая чужую.
Никаких запретов. Только осознанность. Хочешь играть — играй. Но сначала прокачай своего настоящего персонажа — себя. Разумеется, не все игроки попадают в эту ловушку, некоторые способны совладать с собой и держат самоконтроль, но это скорее редкость, чем норма.
Уровни в жизни сложнее, чем в игре. Но и награды — по-настоящему ценные. А выход из зависимости — это первый эпик квест, который стоит пройти.
Комментарии (63)
 - SeveR3110.06.2025 13:48- Странно обвинять в этом компьютерные игры, если уход в них - это реакция на проблему в реальном мире и надо бороться не с играми, а с тем, что побуждает людей пить/курить/играть ради снятия стресса. - Ну и будем честны - зависимость от компьютерных игр, если она не переходит в лудоманию, ощутимо лучше алкогольной, наркотической или никотиновой :) хотелось бы сравнения и почему именно геймеры заслуживают такого звания, а не другие категории зависимых, иначе как-то однобоко, будто каждый играющий - ненормальный, а другие зависимости это не больший бич современного общества  - apxapuyc10.06.2025 13:48- Я преодолел никотиновую и алкогольную зависимости, но игровую зависимость, хотя и осознаю, преодолевать и не думаю. Убери у меня и эту зависимость - и что останется от меня? - Опять же, иллюзия контроля. Я могу спокойно отказаться от очередной катки в Мир Танков и лечь на диван, чтобы посмотреть аниме. Или приготовить себе поесть. Или домашние дела другие поделать. Да я вообще могу уехать на выходные к родным и почти не подходить там к ПК. Всё под контролем. Вернувшись, я включаю ПК и захожу в игру. - Причём Мир Танков тут опционален. Я просто почти всегда моно-ориентирован, хотя и перепробовал кучу жанров и проектов. Я стал геймером ещё в девяностые. Сотни и тысячи часов в Shamus, Digger, Arcanoid, Need for Speed, Jurassic War, Starcraft, Warcraft, Black Desert Online, ArcheAge, War Thunder, Civilization, Ancient Domains of Mystery, Master of Orion, Minecraft и тд и тп. В каждое время у меня планы, связанные с конкретным проектом. - Игры не посадили мне печень, и не убили лёгкие. И даже не игры виноваты в моём плохом зрении, а скорее запойное чтение. Ожирение тоже следствие лишь неправильного питания и малоподвижного образа жизни, но никак не увлечения играми. Я уже молчу про одиночество. Я не отказываюсь видеть в играх проблему - я отказываюсь видеть решение в уходе от них. 
  - fen-sei10.06.2025 13:48- Странно обвинять в этом компьютерные игры, если уход в них - это реакция на проблему в реальном мире и надо бороться не с играми, а с тем, что побуждает людей пить/курить/играть ради снятия стресса. - Производители алкоголя - уже бьют тревогу, что зумеры употребляют алкоголя на порядок меньше, чем другие поколения, и пугают государство потерей доходов из-за снижения доходов с акциза.  - SeveR3110.06.2025 13:48- Ну перестали пить - начали скуриваться, учитывая, что за последние 5 лет у нас в районе все пивные переквалифицировались в вейпшопы. Дело не в соотношении плохих привычек, а что есть очевидно более пагубные, чем геймерство (ну и будет честны, из них даже можно вынести пользу, если не играть в игры-сервисы) 
 
  - RedHead10.06.2025 13:48- >это реакция на проблему в реальном мире - Да нет, дело не в реакции на проблему. Просто был доступен дофамин, который можно получить без усилий. Человек повторил это действие сотни раз и в итоге сформировал в мозге прочную нейронную цепь. - Можно ли назвать бесцельную жизнь проблемой? Вопрос открытый. Думаю, меньше 1% людей имеют долгосрочную цель, не связанную с потреблением. И менее 5% действительно ведут ежедневный список дел. Все они уязвимы к легкому дофамину. 
 
 - Bunyaz3910.06.2025 13:48- Ну так почти про любые увлечения можно сказать. Понятно что всё хорошо в меру, но отдыхать же как то надо 
 - Japskiddin10.06.2025 13:48- Ого. Берём громкий заголовок, тезисно выписываем минусы, которые удобно подбиваются плюсами "правильного" мнения (обосновыввть необязательно) и вот статья готова. И добавить щепотку эмоционального окраса, чтобы читающий игрок ощутил себя неловко. - Если человек хочет в выходной или после трудового дня отдохнуть за любимой игрой - это его выбор. Потому что игры это не только та поверхностая сторона, которую описали в статье, но также и искусство, которое увлекает так же, как и чтение хорошей книги или поход в музей (пришла мысль, что точно в таком же свете можно состряпать статью про эскапизм в книгах). - И лучше уж пусть так, чем шататься по подъездам с бутылкой водки и пинать двери в надежде, что домофон внезапно возьмёт и откроет её.  - outlingo10.06.2025 13:48- Списки не надо выписывать, их LLM сгенерирует по запросу, только надо запрос поагрессивней, чтобы оно не боялось токсичить и хейтить 
  - MainTrain10.06.2025 13:48- Не ну а чё нам, авторам посредственного контента. - А если серьезно: смешивать разные виды игр, раскладывать факты удобным образом. - Так увлечься можно чем угодно, любым хобби. Человек увлекающийся автомобилями с "горящими" глазами будет рассказывать какие они классные, как они круто устроены внутри, сводить все разговоры к этому, мечтать и строить планы об автомобиле мечты 
 
 - fox_boogie_man10.06.2025 13:48- Онлайн-игры и сюжетные оффлайны - это два разных вида игр. 
 Всё вышеописанное вполне применимо к первым, которые бесконечны по сути и способны засосать всерьёз и надолго.
 А вот игры типа всякого рода ведьмаков, масс эффекты и прочая - это больше похоже на чтение книги или просмотр фильма, только удовольствия получаешь больше, т.к. принимаешь непосредственное участие в сюжете. Не вижу никакого вреда от них. Они конечны. Прошёл, удовольствие получил, и на этом всё. - apxapuyc10.06.2025 13:48- О, я в своё время много провёл именно в оффлайн играх. Ancient Domains of Mystery как пример бесконечных возможностей.  - fox_boogie_man10.06.2025 13:48- Ну, в оффлайн играх есть такой жанр, как песочница. 
 Эти да, тоже могут засосать напрочь и ковыряться в них можно до бесконечности. :)
 Но лично мне такое не заходит - они просто надоедают со временем.
 
  - olku10.06.2025 13:48- Первая мысль про оффлайн сюжетки - дерево посадить, семью завести, квест на диплом. А тут вот оно что... 
  - Gwilwo10.06.2025 13:48- Я вот зачастую от книги/просмотра получаю больше удовольствия. Того же ведьмака 3 смотрел прохождение с удовольствием, но от мысли сесть и поиграть - блевать тянет. 
 
 - rybkin_kotik10.06.2025 13:48- А почему бы "реальную жизнь", в свою очередь, не рассмотреть как некую зависимость? Скажем, самую главную в иерархии зависимостей. А дальше вспоминаем "Повесть о Ходже Насреддине": 
 "...если великий эмир не захочет казнить этого главного укрывателя, <...>, то справедливо ли будет тогда предавать казни малых укрывателей?"
 А еще, черт возьми, как глубокомысленно звучать будет:
 Ты — не слабый, если живешь.
 Ты — слабый, если не можешь остановиться.
 - Nyaunix10.06.2025 13:48- Не так давно подсел, точнее 3 года назад и до сих пор не слез, мозг отказывается даже признавать существование мысли что есть другой путь в жизни, но жизни без этого уже не представлю. Хотя живу нормально, с виду не сказать что зависим, но частенько вспоминаю виртуальные события и думаю "а как бы тут поступить?", порой это занимает большую часть времени мышления. - При этом разнообразия этого добра навалом, все начиналось с Unreal, но это оказалась верхушка айзберга, мой мозг взорвался когда дотронулся до С++, а затем от Линуса начитался про чистый Си, после чего полез дальше копать и узнал про ассемблеры, архитектуры процессора(привет всем кто ждет ARM на пк как и RISC-V), сейчас на растик засматриваюсь, но пока нужно доделать нынешние любимые, родные душе проекты. - А да, все начиналось с желания разработать свою игру и сделать свой майнкрафт(тысячи потраченых часов на майн) - только лучше(до сих пор иду к этому). 
 - NickNill10.06.2025 13:48- А что ещё чаще - лузер в играх и лузер в жизни :) или например геймеры под солями и с бутылкой пива )) - Чем бы не тешилось лишь бы не вешалось - Поговорим о зависимости от фильмов и сериалов ещё, особенно американских... - Потом мол зависимость от книг ("книги читает? Наверное ума нет, сам идею не придумает"). - Закончим зависимостью от воды, её тоже надо как то решать, питаться чисто воздухом и солнцем. - Так то посмотреть, получится человек - существо зависимое от рождения. Лишь набор зависимостей разный, у кого игры, у кого бабки, девки, у кого быстрая езда и прыжки с парашютом... - Тут кстати многие благодаря играм, фильмам или порно целую отрасль разработали, что можно на Хабре писать всякие вещи, а не на заборе. - Ну а так то жизнь без смысла, кто-то не ищет смысл а играет в игры. Люди вообще постоянно играют в игры, только не всегда компьютерные 
 - RavenStark10.06.2025 13:48- Ок, а минусы среди перечисленного будут? - Если так называемая реальность не устраивает, если в ней нет того, что нужно, того, что хочется, куда еще податься? "Нас спасали игры, спасали книги, спасало все, что могло спасать..." ©  - solarscream10.06.2025 13:48- В реальности по определению есть всё, что нужно. Корень проблемы лишь один - капиталистическая экономика сверхпотребления, в которой поколение за поколением выращивают по сути своей безвольных потребителей лёгкого дофамина. Тенденция четкая, об этом даже Сапольски с Черниговской приводили информацию. Лёгкий дофамин повсюду: компьютерная игра, доставка еды на дом, фастфуд, общая незаинтересованность в окружающем мире, деградация. И всё это работает в комплексе, т.к. одно неизбежно подцепит за собой другое. А такими легче управлять. Идеальный инструмент по выращиванию электорального стада с использованием высоких технологий.  - RavenStark10.06.2025 13:48- Нет. В реальности нет очень многого. Она ограничивает, а не дает возможности. И не в экономике дело, в физике, скорее, и в устройстве самой реальности. - А, ну и общество с природой человеческой тоже не добавляют хорошего. - Так что вся эта ерунда с дофамином и "управлением" не о том.  - solarscream10.06.2025 13:48- Хоспаде, да вы зомбак-софист самый натуральный, что с вами вообще можно адекватно обсуждать...  - RavenStark10.06.2025 13:48- Прелестно. Отсутствие аргументов и переход на личности. Показательно. - То есть, вам даже в голову не приходит, что людям может действительно не хватать чего-то в реальности вокруг? И что именно эту нехватку и пытаются скомпенсировать? Легкий дофамин, my ass... - "В реальности по определению есть все, что нужно" - По какому определению? - Кому нужно? - Демагогия одна. 
 
 
 
 
 - WispRushForever10.06.2025 13:48- Исследования это подтверждают: Исследование выявило связь между игровой зависимостью и нарциссическими чертами личности, а также низким уровнем самоконтроля - Дети, которых зачали авторы статьи на радостях, что статью accepted, в этом году школу закончили. Актуальные исследования... И выводы, надо сказать, сильно отличаются от заявленных в статье. И когорта - преимущественно корейцы, даром что статья опубликована в European Psychiatry. - Остальные манускрипты посвежее. Сама статья автора, на мой взгляд, поверхностная, и не исследует проблему, а, скорее, транслирует популярные заблуждения и стереотипы. 
 - HiItsYuri10.06.2025 13:48- И ведь этот откровенный нейрослоп имеет положительную оценку...(На данный момент) 
 - alextrof9410.06.2025 13:48- У никотиновой, алкогольной и нарко зависимостей есть минусы посерьёзнее, чем у видеоигровой, сериальной и книго зависимостей. Все первые влияют на здоровье в первую очередь, при этом напрямую, а не опосредованно типа "времени на пробежку меньше остаётся". - Да, и зависимостями второе трудно назвать. Исключения, конечно, есть, но это редкость, чтобы человек искал способ съэкономить на еде, чтобы купить в Стиме новую "дозу" в первую очередь. - Можете меня назвать предвзятым и игрозависимым (с моим то стажем в десятки тысяч часов, 2тб установленных прямо сейчас игр, доступных по 3м кликам, игровым компом, 2мя ВР шлемами, 2мя рулями, авиасим-джойстиком, 3мя геймпадами), но... Вместо игры я сейчас пишу этот комментарий... Еле держусь прям, чтоб игру не запустить! (нет XD) - Лучше я буду видеоигрозависимым, чем типичным подпивасом перед телеком, которые обычно как раз против видеоигр.  - RedHead10.06.2025 13:48- Абсолютно все равно, что тот что другой жмет свою "педальку" чтобы получить дофамин и не может получать дофамин другим путем. В профиль все зависимые это крысы в ящике Скиннера. Суть в том что каждое потребление объекта зависимости усиливает нейросвязь. Со временем она превращается в доминанту. Каждая сессия игрулек делает условное удовольствие от мороженного, прогулки, спорта и т.п. уже не 7\10, а 6\10. Потом 5\10 и т.д. Потом эти дела уже не рассматриваются как источники удовольствий.  - cruiseranonymous10.06.2025 13:48- Каждая сессия игрулек делает условное удовольствие от мороженного, прогулки, спорта и т.п. уже не 7\10, а 6\10. Потом 5\10 и т.д. - или не делает. Эффект новизны от "давно мороженки не было" только усиливается от длительного перерыва, а игры - приедаются. - Обратное тоже верно, если постоянно жрать мороженку - оно, в теории, тоже дешёвый дофамин - но ведь приестсят. Захочется другого. В играх это пытаются замаскировать разнообразием циклов, но так то и простомороженку можно постепенно менять на всё более парфэ с начинками.  - RedHead10.06.2025 13:48- Зависимость от "короткого дофамина" (как в случае с играми или алкоголем) не просто снижает удовольствие от самого этого действия, но и подавляет способность получать удовольствие от "длинного дофамина" и реальных достижений в жизни. Мозг, привыкший к легкому и быстрому дофамину, перестает выделять энергию на сложные и долгосрочные задачи, воспринимая их как невыгодные. Жизнь "становится унылой серой портянкой". - Нас не удивляет лудоман, который меняет один игровой автомат на другой. Но мы спокойно воспринимает игромана. который меняет одну игрульку на другую. 
 
  - alextrof9410.06.2025 13:48- Стоп. Как это каждая сессия в игру уменьшает удовольствие от других процессов? Обычно работает как раз наоборот, удовольствие именно от процесса зависимости уменьшается, отчего алкаши в запой уходят, а наркоши старчиваются. - Не надо тут понятия подменять и думать, что никто не заметит. - И... С играми как раз наоборот выходит: чем больше играешь - тем меньше хочешь играть. Даже вон понятие относительно новое появилось - "игровая импотенция". Покажи мне наркомана, который при обилии наркотиков и практическом отсутствии плохих последствий, воротил бы от них нос. Хотя бы одного такого покажи! - Вот и разрушилась статья и аргументация об свой же громкий заголовок.  - RedHead10.06.2025 13:48- Рецепторы завариваются. Попробуй есть одно и то же блюдо 24/7, очень скоро ты перестанешь чувствовать его вкус. - Игры перестают приносить прежнее удовольствие, потому что дофаминергическая система уже не способна реагировать на них с той же интенсивностью. Это вынуждает человека либо искать все более сильные стимулы в игре, либо переключаться на другие зависимости. - У наркоманов другая причина, это снятие абстинентного синдрома. Условно ежедневные дела дают 0..10 удовольствия. Героин дает +300 на первый раз. +150 на второй, +75 на третий и т.д. Обычные дела дают 0..+3 после первого приема. -10..0 после второго. -30..-10 после третьего. Дальше прием наркотиков идет чисто чтобы не сидеть в минусах, а не ради удовольствий.  - alextrof9410.06.2025 13:48- Вот, чтобы не сидеть в минусах торчки и повышают дозу. Теперь покажи мне геймеров, которые с "игровой импотенцией" повышают количество часов игры. Да, они начинают ныть об этом в интернете, но уже не играют, или играют куда меньше. - Либо, повторю, покажи мне торчка, который при обилии наркотиков воротит от них нос. - Игр за прошедшие только лет 5-10 выпущено достаточно, чтобы всю жизнь играть без перерыва в "свежатину", и они продолжают выпускаться и продолжают быть доступными как по цене в синем Стиме, так и их можно нелегально достать за бесплатно в "зелёном Стиме", что в РФ каждый второй школьник умеет. - Дофамин от игр ничем не отличается от дофамина от сериала, книги, тиктоков, хобби, мороженного, просмотра ТВ, и так далее. Он естественный, синтезируемый от внешних раздражителей самим организмом. И... Он не вызывает зависимости, потому что не вызывает вот этого самого абстинентного синдрома. Он не замещается вводимыми в организм химическими веществами любого рода. - Я ж сказал, что статья об свой же заголовок разнесена. 
  - dv0ich10.06.2025 13:48- Условно ежедневные дела дают 0..10 удовольствия. Героин дает +300 на первый раз. +150 на второй, +75 на третий и т.д. Обычные дела дают 0..+3 после первого приема. -10..0 после второго. -30..-10 после третьего. Дальше прием наркотиков идет чисто чтобы не сидеть в минусах, а не ради удовольствий. - Откуда вы берёте эту бредятину, из агиток 90-х годов? - ПАВ принимают и чтобы не сидеть в серотониновой яме, и чтобы снова залезть на серотониновую гору - одновременно. Поэтому наркотические зависимости такие мощные. - Да, толерантность растёт, но никакого "чтобы не сидеть в минусах" и близко нет. Может сократиться длительность кайфа, может несколько побледнеть интенсивность кайфа, но кайф всё равно есть. Чтобы кайфа не было совсем, а был только выход в ноль - такого я не видел даже у совсем отбитых торчей, которые совершенно не знают меры. Впрочем, это ещё постараться надо, чтобы принимать ПАВ с такой частотой и в таких количествах, чтобы толер вырос до заоблачных значений. В случае с какой-нибудь травкой ты просто получишь головную боль (если будешь курить много раз в день) или тошноту с тяжёлым сном (если выкуришь за раз слишком много), в случае со стимуляторами ты поймаешь психоз или чего похуже, а в случае с герычем - просто сдохнешь. 
 
 
  - bonArt010.06.2025 13:48- Классные аксиомы. По личному опыту или умных книжек начитались? В которых, разумеется, тоже всё аксиоматично. 
 
 
 - guryanov10.06.2025 13:48- Хоть и странная статья, тоже плюсанул и вот почему: - Не могу сказать, что супер-зависимый геймер, играю только в одиночные игры, из последнего - киберпанк (в третий раз), смута, the outer worlds, старкрафт II тоже перепрошел. - Но у меня всегда периоды когда я играю - это периоды крайне низкой производительности и плохого настроения. Кажется, что игры это приятный отдых, но на деле это оказывается не так, они как-то незаметно тратят твои силы и на следующий день на работе уже не можешь так хорошо и эффективно выполнять задачи, нет хороших идей, нет мотивации делать рутинную работу и.т.д. - Ну то есть не играя я нормально работал и параллельно делал ремонт в квартире, когда он был закончен на 90% расслабился и решил немного поиграть, в результате остаток сильно затянулся, на работе стало хуже. И так всегда. Не играя можно параллельно с работой что-то делать, либо работать по 12 часов для карьерного роста. С играми это всегда стагнация. - "Часок" вечером всегда выливается в 2-3 часа (больше не могу, так как дети), при этом на сон остается меньше времени. Всегда какая-то печаль по поводу потраченного времени, потом хочется побыстрее уже дойти игру до конца и забить на это, в-общем ничего хорошего. - Ну и когда-то в молодости еще помню был период когда очень хотел что-то изучить или запрограммировать, не помню уже и никак не мог, считал, что не хватает времени. Потом вышел Fallout 4 и я за неделю наиграл 80 часов. Короче оказывается что в теории можно работая фуллтайм потратить в неделю еще 2 неделю фуллтайм на что-то еще.  - turbotankist10.06.2025 13:48- Ну против всего бреда про игровую зависимость есть одно явление - "игровая импотенция". - Она рано или поздно сама наступает. И всё - как отрезало, больше не играешь. Алкоголики и лудоманы с таким не сталкиваются. - А ещё если не играешь - просто несколько часов в телефоне посидеть легко. 
 
 - WhileTrueDoEnd10.06.2025 13:48- Игры - одна из лучших форм эскапизма, которая еще и приводит(автор статьи будет в шоке) к УСПЕХАМ в жизни. А наркотиками можно назвать все, что не в меру. Статья - ниочемная пропаганда для детей младше 10 лет 
 - gshamshurin10.06.2025 13:48- [Теория_заговора] 
 Целевая аудитория поста это не весь Хабр. Вполне возможно, автор пытается через Хабр закинуть мысль конкретному пользователю Хабра же. И подкрепить ценность тезисов через плюсы к статье.
 [/Теория_заговора]
 - bogolt10.06.2025 13:48- Автор а теперь пожалуйста тоже самое про Книги/Фильмы/Шахматы  - fen-sei10.06.2025 13:48- Во время пика популярности Гарри Поттера психологи продавали родителя курсы лечения от книжкой зависимости. 
  - bonArt010.06.2025 13:48- Смотрите, как зашоренные заминусовали.) - А ведь и книги для неокрепшего детского разума - мощный таймкиллер. А уж сериалы дадут фору играм и для окрепшего взрослого разума. Но кто ж усомнится в пользе художественной литературы и в художественной же ценности синематографа? - Меж тем, видеоигры прекрасно заменяют и превосходят и то, и другое. 
 
 - fen-sei10.06.2025 13:48- Идеальный досуг с точки зрения противников видеоигры выглядит вот так: - Да, и для товарища военкома - польза, когда все такие. 
 - RedHead10.06.2025 13:48- Игра — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Игровые навыки – абсолютно бессмысленные компетенции, которые не приводят к капитализации ресурсов, денег или связей в реальной жизни. - В отличие от реальной жизни, которая предлагает бесконечный набор эффективных траекторий для достижения результата, игры всегда имеют одну самую короткую (или очень малое количество) дорогу к победе - Люди, понимающие, как устроены игры (разработчики, геймдизайнеры, эксперты), в них не играют. Для них это рутина, работа, не приносящая дофамина. - Умные люди вообще в игры не играют. Если человек способен к анализу, он видит "дыры" в иллюзиях игр, и ему становится неинтересно. - Разработчики игр закладывают в них механизмы, которые эксплуатируют баги ЦНС игрока. Например, геймдизайнер может создавать иллюзию определенного игрового опыта для манипуляции эмоциями игрока. 
 Яркий пример - в играх типа Doom полоска здоровья ненастоящая. Нижние 20% ХП на самом деле 80% от 100%, а верхние 80% это на самом деле 20%.- Однообразность и предсказуемость игр делает их идеальным способом съебаться от реальности и избежать неприятных эмоций, таких как тревога, одиночество или разочарование. - Зависимость от короткого дофамина приводит к супрессии дофаминергической системы, что выражается в общей апатии, хронической усталости, депрессии и неспособности радоваться реальной жизни. Мозг, привыкший к легкому дофамину, перестает выделять энергию на сложные, но по-настоящему вознаграждающие задачи. - Результаты в игре подстраиваются под игрока: если вы слишком много выигрываете, система будет подсовывать вам слабых союзников и сильных противников, и наоборот. В современном мире игра играет игрока, а не игрок игру.  - bonArt010.06.2025 13:48- Книга — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Поход в музей — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Кино в жанре артхаус — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Поклейка и покраска танчиков — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Опера — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Чтение и комментирование Хабра — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией. - Для начала, разобрались бы в предмете обсуждения. Плюсы и минусы, значимость и бесполезность. Авось, и не пришлось бы так глупо косплеить помесь Милонова с Мизулиной.  - RedHead10.06.2025 13:48- >Книга - Художественная литература это бесполезное занятие и трата времени, не имеющая практической ценности или глубокого смысла. - От неё нет пользы, кроме поставки эмоций. - Специализированная литература при этом в 50 раз информативнее художки. - Любой фильм, как и литература, — это по факту комикс или сказка, и изучать жизнь по ним — плохая затея. - Художка это реализация различных "хотелок" хомо-сапиенсов, и ничего больше за этим не стоит. - У думающих людей нет спроса на художественные фильмы или телевидение, так как они сами выбирают, о чём им думать. - В худлитре ничего нового придумать нельзя, все сюжеты давно известны (их всего около 42) и на каждый написаны десятки тысяч книг. Успешный писатель просто берёт уже ходовые истории и переписывает их на современный лад. - Из минусов: Мозг читателя художественной литературы может пытаться "научиться" несуществующим состояниям. - Люди, у которых есть над чем работать и о чем думать, не нуждаются во внешних впечатлениях от художественных произведений. - Чем больше человек узнаёт о мире, тем менее интересны ему становятся художественные книги, сериалы, фильмы, игры. - Чтение худлитры, игры могут быть способом избегания реальности или замены реальных действий, так как мозг получает "халявные гормончики", не выполняя действия в реале. - фильмы - Фильмы и сериалы сильно влияют на психическое здоровье, обучая беспомощности и отсутствию действия в момент накала страстей - Фильмы создают невалидное восприятие окружающего мира и занимают время. - Модели поведения из книг/фильмов не будут работать в реальной жизни, так как реакции людей там прописаны в сценарии, а у реальных людей сценария нет. - Большинство людей, которые ничего не создают, имеют пустую жизнь и занимают время сериалами, играми, соцсетями. 
 
  - Ilya_Lizard10.06.2025 13:48- То есть шахматы, сёги, го, шашки и вообще абстрактные стратегии - то, что уже столетия составляет костяк золотого фонда игр человечества - нынче уже и не игры, поскольку опровергают каждый пункт. - Они и полезные жизненные навыки и компетенции дают, и разработчики играют в них постоянно, и максимально далеки от однообразия. По поводу ума так и просто смешно - у людей, носящих высшие шахматные звания, альцгеймер почти невозможно вовремя диагностировать - поскольку их деменция на тестах показывает результат, как у других - нормальная когнитивная деятельность. - При том что да - эти игры хобби на всю жизнь, люди ради совершенствования в шахматах или го могут пожертвовать многим из того, что мы считаем "нормальной" частью жизни. 
  - turbotankist10.06.2025 13:48- Однообразность и предсказуемость игр делает их идеальным способом съебаться от реальности и избежать неприятных эмоций, таких как тревога, одиночество или разочарование. - Нужно терпеть тревогу и одиночество смотря в им в лицо? - Если все будут продуктивными и не тратить своё время на фигню - мир бы впал в кризис перепроизводства. Даже эффективные миллиардеры имеют тупые и дорогие увлечения 
 
 - bonArt010.06.2025 13:48- Привет, Хабр! - Меня зовут <имя фамилия> и я <вызывающее доверие наименование профессии и учёной степени>. Сегодня я хочу поговорить о проблеме <наименование проблемы>. - Посетите что ли курс публичных выступлений, прежде чем поднимать остросоциальные вопросы. Особенно с такими жёлтогазетными лозунгами. - А так, не в гейминге дело. И не в алкоголе. И не в наркоте. Человек, не вовлечённый в общественно-полезную деятельность, всегда отыщет путь к саморазрушению. 
 - RocketRatchet10.06.2025 13:48- не было бы проблем, если бы это выглядело так: - Сделал все дела за день - Разобрался с задачами - Позанимался спортом - Пообщался с близкими - В конце добавьте пункт, которым хотите заняться в свободное время, хобби. А, стойте, неужели проблемы с прошлыми пунктами могут быть и без игр? Да не, бред какой-то. Как и вся статья. "Заставь дурака богу молиться - он весь лоб расшибёт" - к автору вполне применимо. Любое занятие без знания меры может быть вредным, даже чтение, которое во времена распространения у широких масс церковью так же порицалось 
 - Rafriell10.06.2025 13:48- Ну давай тогда всех кто любит футбол, просто смотреть телик сутками. Те кто залипает в смартфон целый день называть торчками, а почему нет? 
 - PjaniyAdmin10.06.2025 13:48- Благодаря играм попал в ИТ. Стало интересно как это работает. - Вообще проблема игр в большинстве случаев преувеличение. Если завести блокнотик и записывать случаи когда ты тупо аутируешь в телевизор/бульварный роман/соц сети и т.д. и записывать случаи когда играешь, то вдруг можно обнаружить что у окружающих психические приступы агрессивного поведения случаются именно во время компьютерных игр на единицу времени. - Тем временем заядлые туристы, к примеру не считаются проблемой в обществе, и неважно что в понедельник их от алкоголиков можно отличить только по отсутсвию перегара. Так же спят на работе в понедельник, так же ходят потому что гдето что-то болит после падения с велика/нерассчитанного рюкзака и т.д, такие же опухшие, а то и в бинтах. Были у меня такие товарищи, алкоголики в пятницу вечером пить, а эти кудато ехать, в понедельник у алкоголиков похмелье, у туристов недосып, отравление, подвернутые ноги.. :) - Так что иры это времяприпровождение, как просмотр телевизора, телик часа 3 посмотреть вечером - не является проблемой почему-то. - Ключевой момент адекватная оценка последствий вызываемых любым времяприпровожением и не важно какое оно. 
 - lrmpsm5310.06.2025 13:48- Торчки сегодня - мефедронщики. А играть можно пару часов после работы по пятницам. И при этом ты так же геймер 
 
           
 






IvanProvinciaTver
Глубоко разобраться в теме - опасно для жизни:
Полное исследование - Высокий уровень стресса.
Черри-пикинг: Удалёнка, свободный график.
Много мужчин и женщин 25–40, которые «ещё не определились с жизнью исследователя» и идут по пути научпопера.
Научпоп становится не отдыхом, а альтернативой настоящему исследованию.
Достаточно просто придумать громкий заголовок и рубать плюсики.
Vladimir_III
Это байт чтобы набрать классы!
Ilya_Lizard
Отдельный ужас в том и состоит, что этот поток стереотипов из 80-х годов до сих пор набирает плюсы.