Почему-то, если ты 8 часов залипаешь в World of Warcraft — ты «геймер». А если 8 часов подряд заливаешься в баре — ты уже зависимый. Так может, это просто разная форма одной и той же проблемы?
Геймер как удобная маска
В IT (и не только) модно быть геймером.
Это звучит круто, современно, техно.
-
Но что часто стоит за этим?
Не 1 час перед сном — а 4, 5, 8 часов, каждый день.
Проседание продуктивности.
Игнор реальной жизни, ответственности, планов.
Просто признать: «я слабый и не умею останавливаться» — сложно. А «я геймер» — звучит норм. Безопасно. Даже гордо.
Исследования это подтверждают: Обсуждается, как чрезмерное увлечение видеоиграми может привести к нарушению регуляции дофамина и зависимости
Царь в игре — лузер в жизни
В игре — ты бог, у тебя легендарная броня, топовый рейтинг, все уважают.
В жизни — ты стесняешься выйти из дома, боишься устроиться на работу, избегаешь разговора с соседями.
И это не выдумка. Это частая трагедия: игра становится костылём для самооценки.
Исследования это подтверждают: Исследование выявило связь между игровой зависимостью и нарциссическими чертами личности, а также низким уровнем самоконтроля
Киберспорт как иллюзия
Многие прикрываются тем, что якобы «тренируются» или «играют ради развития».
-
Только киберспорт:
Доступен 0.01% игроков.
Требует жесткого режима, самоотдачи и дисциплины.
Не включает 98% популярных игр.
Если ты фармишь скины в Valorant по 5 часов в день — это не тренировка. Это — привычка, заменившая тебе жизнь.
Игры и дофаминовая ловушка
Каждая сессия — это быстрый и лёгкий дофамин.
-
Игры почти всегда дают:
Простую цель
Быстрый отклик
Ложное ощущение прогресса
Контраст: в реальной жизни, чтобы получить "level up", нужно работать месяцами, а то и годами. В игре — 30 минут.
Мозг не различает, откуда дофамин. Но последствия — различаются радикально.
Исследования это подтверждают: Игровая зависимость и эмоциональное переедание
Почему «часик перед сном» — миф
С играми не было бы проблем, если бы это выглядело так:
Сделал все дела за день
Разобрался с задачами
Позанимался спортом
Пообщался с близкими
И вот уже вечером — часик поиграл, для расслабления
Но такого почти не бывает. Игры затягивают. Слабых — особенно. Тебе кажется, что ты под контролем. Но на деле:
«ещё одна катка»
«сейчас точно последний бой»
«сейчас только сундук открою»
И вот уже 3 часа ночи, завтра ты невыспавшийся, злой и опять ничего не сделал из важного. Потому что игры — это дофаминовый плевок прямо в мозг. Моментальный кайф без усилий. А мозг начинает это любить. Слишком сильно.
Игры и деформация мышления
Уход от реальности → снижение стрессоустойчивости.
Иллюзия контроля: «в игре я крут» → «в жизни всё бесит».
Формируется «мышление потребителя» — получаю кайф, когда хочу, ничего не делая.
Отсюда инфантилизм, зависимость от стимуляции, неспособность к рутине.
Почему это особенно опасно для IT-сферы
Высокий уровень стресса.
Удалёнка, свободный график.
Много мужчин и женщин 25–40, которые «ещё не определились с жизнью».
Игры становятся не отдыхом, а альтернативой настоящей жизни.
Люди прокачивают свои MMORPG-персонажи до максимума, но даже не могут расписание тренировок себе составить.
Агрессия и эмоциональные срывы
Многие думают, что «игры помогают расслабиться». Но реальность часто другая.
Слив катки, не тот дроп, токсичные тиммейты, рандом не на твоей стороне — и вот уже геймер кидает мышку об стену, орёт матом и вымещает злость на родных.
В играх тебе дают иллюзию контроля. Когда ты его теряешь — психика не выдерживает.
Исследования это подтверждают: Вербальная агрессия и принятие решений
Проблемы в отношениях
-
Геймерство разрушает пары:
Прогулка с девушкой → "я не могу, сегодня ивент"
Разговоры превращаются в монологи.
Совместное время — как обязанность, а не радость.
Если кнопка «Start» важнее живого человека рядом — это уже не хобби, это зависимость.
Виртуальные отношения: новый уровень деградации
Люди встречаются в играх, женятся на персонажах, строят виртуальные семьи с теми, кого никогда не видели и даже не слышали.
Всё чаще игроки называют это настоящими отношениями.
Дофамин есть. Ответственности нет. Но и любви тоже.
Отрыв от реальности
-
Люди выдумывают себя заново:
Врут, кем работают.
Придумывают, где живут.
Рассказывают о несуществующей «успешной» жизни.
Потому что в игре можно всё. Но именно это «всё» мешает развиваться в реальности.
Вывод
Ты — не слабый, если играешь.
Ты — слабый, если не можешь остановиться.
Игры — как алкоголь: не зло, пока ты контролируешь их, а не наоборот. И если честно себе сказать: «я не отдыхаю, я прячусь» — это может быть первым шагом к настоящему взрослению. И пока мы продолжаем называть это «хобби» — тысячи людей прожигают свою жизнь, проживая чужую.
Никаких запретов. Только осознанность. Хочешь играть — играй. Но сначала прокачай своего настоящего персонажа — себя. Разумеется, не все игроки попадают в эту ловушку, некоторые способны совладать с собой и держат самоконтроль, но это скорее редкость, чем норма.
Уровни в жизни сложнее, чем в игре. Но и награды — по-настоящему ценные. А выход из зависимости — это первый эпик квест, который стоит пройти.
Комментарии (53)
SeveR31
10.06.2025 13:48Странно обвинять в этом компьютерные игры, если уход в них - это реакция на проблему в реальном мире и надо бороться не с играми, а с тем, что побуждает людей пить/курить/играть ради снятия стресса.
Ну и будем честны - зависимость от компьютерных игр, если она не переходит в лудоманию, ощутимо лучше алкогольной, наркотической или никотиновой :) хотелось бы сравнения и почему именно геймеры заслуживают такого звания, а не другие категории зависимых, иначе как-то однобоко, будто каждый играющий - ненормальный, а другие зависимости это не больший бич современного общества
apxapuyc
10.06.2025 13:48Я преодолел никотиновую и алкогольную зависимости, но игровую зависимость, хотя и осознаю, преодолевать и не думаю. Убери у меня и эту зависимость - и что останется от меня?
Опять же, иллюзия контроля. Я могу спокойно отказаться от очередной катки в Мир Танков и лечь на диван, чтобы посмотреть аниме. Или приготовить себе поесть. Или домашние дела другие поделать. Да я вообще могу уехать на выходные к родным и почти не подходить там к ПК. Всё под контролем. Вернувшись, я включаю ПК и захожу в игру.
Причём Мир Танков тут опционален. Я просто почти всегда моно-ориентирован, хотя и перепробовал кучу жанров и проектов. Я стал геймером ещё в девяностые. Сотни и тысячи часов в Shamus, Digger, Arcanoid, Need for Speed, Jurassic War, Starcraft, Warcraft, Black Desert Online, ArcheAge, War Thunder, Civilization, Ancient Domains of Mystery, Master of Orion, Minecraft и тд и тп. В каждое время у меня планы, связанные с конкретным проектом.
Игры не посадили мне печень, и не убили лёгкие. И даже не игры виноваты в моём плохом зрении, а скорее запойное чтение. Ожирение тоже следствие лишь неправильного питания и малоподвижного образа жизни, но никак не увлечения играми. Я уже молчу про одиночество. Я не отказываюсь видеть в играх проблему - я отказываюсь видеть решение в уходе от них.
fen-sei
10.06.2025 13:48Странно обвинять в этом компьютерные игры, если уход в них - это реакция на проблему в реальном мире и надо бороться не с играми, а с тем, что побуждает людей пить/курить/играть ради снятия стресса.
Производители алкоголя - уже бьют тревогу, что зумеры употребляют алкоголя на порядок меньше, чем другие поколения, и пугают государство потерей доходов из-за снижения доходов с акциза.
SeveR31
10.06.2025 13:48Ну перестали пить - начали скуриваться, учитывая, что за последние 5 лет у нас в районе все пивные переквалифицировались в вейпшопы. Дело не в соотношении плохих привычек, а что есть очевидно более пагубные, чем геймерство (ну и будет честны, из них даже можно вынести пользу, если не играть в игры-сервисы)
RedHead
10.06.2025 13:48>это реакция на проблему в реальном мире
Да нет, дело не в реакции на проблему. Просто был доступен дофамин, который можно получить без усилий. Человек повторил это действие сотни раз и в итоге сформировал в мозге прочную нейронную цепь.
Можно ли назвать бесцельную жизнь проблемой? Вопрос открытый. Думаю, меньше 1% людей имеют долгосрочную цель, не связанную с потреблением. И менее 5% действительно ведут ежедневный список дел. Все они уязвимы к легкому дофамину.
Bunyaz39
10.06.2025 13:48Ну так почти про любые увлечения можно сказать. Понятно что всё хорошо в меру, но отдыхать же как то надо
Japskiddin
10.06.2025 13:48Ого. Берём громкий заголовок, тезисно выписываем минусы, которые удобно подбиваются плюсами "правильного" мнения (обосновыввть необязательно) и вот статья готова. И добавить щепотку эмоционального окраса, чтобы читающий игрок ощутил себя неловко.
Если человек хочет в выходной или после трудового дня отдохнуть за любимой игрой - это его выбор. Потому что игры это не только та поверхностая сторона, которую описали в статье, но также и искусство, которое увлекает так же, как и чтение хорошей книги или поход в музей (пришла мысль, что точно в таком же свете можно состряпать статью про эскапизм в книгах).
И лучше уж пусть так, чем шататься по подъездам с бутылкой водки и пинать двери в надежде, что домофон внезапно возьмёт и откроет её.
outlingo
10.06.2025 13:48Списки не надо выписывать, их LLM сгенерирует по запросу, только надо запрос поагрессивней, чтобы оно не боялось токсичить и хейтить
MainTrain
10.06.2025 13:48Не ну а чё нам, авторам посредственного контента.
А если серьезно: смешивать разные виды игр, раскладывать факты удобным образом.
Так увлечься можно чем угодно, любым хобби. Человек увлекающийся автомобилями с "горящими" глазами будет рассказывать какие они классные, как они круто устроены внутри, сводить все разговоры к этому, мечтать и строить планы об автомобиле мечты
fox_boogie_man
10.06.2025 13:48Онлайн-игры и сюжетные оффлайны - это два разных вида игр.
Всё вышеописанное вполне применимо к первым, которые бесконечны по сути и способны засосать всерьёз и надолго.
А вот игры типа всякого рода ведьмаков, масс эффекты и прочая - это больше похоже на чтение книги или просмотр фильма, только удовольствия получаешь больше, т.к. принимаешь непосредственное участие в сюжете. Не вижу никакого вреда от них. Они конечны. Прошёл, удовольствие получил, и на этом всё.apxapuyc
10.06.2025 13:48О, я в своё время много провёл именно в оффлайн играх. Ancient Domains of Mystery как пример бесконечных возможностей.
fox_boogie_man
10.06.2025 13:48Ну, в оффлайн играх есть такой жанр, как песочница.
Эти да, тоже могут засосать напрочь и ковыряться в них можно до бесконечности. :)
Но лично мне такое не заходит - они просто надоедают со временем.
olku
10.06.2025 13:48Первая мысль про оффлайн сюжетки - дерево посадить, семью завести, квест на диплом. А тут вот оно что...
rybkin_kotik
10.06.2025 13:48А почему бы "реальную жизнь", в свою очередь, не рассмотреть как некую зависимость? Скажем, самую главную в иерархии зависимостей. А дальше вспоминаем "Повесть о Ходже Насреддине":
"...если великий эмир не захочет казнить этого главного укрывателя, <...>, то справедливо ли будет тогда предавать казни малых укрывателей?"
А еще, черт возьми, как глубокомысленно звучать будет:
Ты — не слабый, если живешь.
Ты — слабый, если не можешь остановиться.
Nyaunix
10.06.2025 13:48Не так давно подсел, точнее 3 года назад и до сих пор не слез, мозг отказывается даже признавать существование мысли что есть другой путь в жизни, но жизни без этого уже не представлю. Хотя живу нормально, с виду не сказать что зависим, но частенько вспоминаю виртуальные события и думаю "а как бы тут поступить?", порой это занимает большую часть времени мышления.
При этом разнообразия этого добра навалом, все начиналось с Unreal, но это оказалась верхушка айзберга, мой мозг взорвался когда дотронулся до С++, а затем от Линуса начитался про чистый Си, после чего полез дальше копать и узнал про ассемблеры, архитектуры процессора(привет всем кто ждет ARM на пк как и RISC-V), сейчас на растик засматриваюсь, но пока нужно доделать нынешние любимые, родные душе проекты.
А да, все начиналось с желания разработать свою игру и сделать свой майнкрафт(тысячи потраченых часов на майн) - только лучше(до сих пор иду к этому).
NickNill
10.06.2025 13:48А что ещё чаще - лузер в играх и лузер в жизни :) или например геймеры под солями и с бутылкой пива ))
Чем бы не тешилось лишь бы не вешалось
Поговорим о зависимости от фильмов и сериалов ещё, особенно американских...
Потом мол зависимость от книг ("книги читает? Наверное ума нет, сам идею не придумает").
Закончим зависимостью от воды, её тоже надо как то решать, питаться чисто воздухом и солнцем.
Так то посмотреть, получится человек - существо зависимое от рождения. Лишь набор зависимостей разный, у кого игры, у кого бабки, девки, у кого быстрая езда и прыжки с парашютом...
Тут кстати многие благодаря играм, фильмам или порно целую отрасль разработали, что можно на Хабре писать всякие вещи, а не на заборе.
Ну а так то жизнь без смысла, кто-то не ищет смысл а играет в игры. Люди вообще постоянно играют в игры, только не всегда компьютерные
RavenStark
10.06.2025 13:48Ок, а минусы среди перечисленного будут?
Если так называемая реальность не устраивает, если в ней нет того, что нужно, того, что хочется, куда еще податься? "Нас спасали игры, спасали книги, спасало все, что могло спасать..." ©
WispRushForever
10.06.2025 13:48Исследования это подтверждают: Исследование выявило связь между игровой зависимостью и нарциссическими чертами личности, а также низким уровнем самоконтроля
Дети, которых зачали авторы статьи на радостях, что статью accepted, в этом году школу закончили. Актуальные исследования... И выводы, надо сказать, сильно отличаются от заявленных в статье. И когорта - преимущественно корейцы, даром что статья опубликована в European Psychiatry.
Остальные манускрипты посвежее. Сама статья автора, на мой взгляд, поверхностная, и не исследует проблему, а, скорее, транслирует популярные заблуждения и стереотипы.
HiItsYuri
10.06.2025 13:48И ведь этот откровенный нейрослоп имеет положительную оценку...(На данный момент)
alextrof94
10.06.2025 13:48У никотиновой, алкогольной и нарко зависимостей есть минусы посерьёзнее, чем у видеоигровой, сериальной и книго зависимостей. Все первые влияют на здоровье в первую очередь, при этом напрямую, а не опосредованно типа "времени на пробежку меньше остаётся".
Да, и зависимостями второе трудно назвать. Исключения, конечно, есть, но это редкость, чтобы человек искал способ съэкономить на еде, чтобы купить в Стиме новую "дозу" в первую очередь.
Можете меня назвать предвзятым и игрозависимым (с моим то стажем в десятки тысяч часов, 2тб установленных прямо сейчас игр, доступных по 3м кликам, игровым компом, 2мя ВР шлемами, 2мя рулями, авиасим-джойстиком, 3мя геймпадами), но... Вместо игры я сейчас пишу этот комментарий... Еле держусь прям, чтоб игру не запустить! (нет XD)
Лучше я буду видеоигрозависимым, чем типичным подпивасом перед телеком, которые обычно как раз против видеоигр.
RedHead
10.06.2025 13:48Абсолютно все равно, что тот что другой жмет свою "педальку" чтобы получить дофамин и не может получать дофамин другим путем. В профиль все зависимые это крысы в ящике Скиннера. Суть в том что каждое потребление объекта зависимости усиливает нейросвязь. Со временем она превращается в доминанту. Каждая сессия игрулек делает условное удовольствие от мороженного, прогулки, спорта и т.п. уже не 7\10, а 6\10. Потом 5\10 и т.д. Потом эти дела уже не рассматриваются как источники удовольствий.
cruiseranonymous
10.06.2025 13:48Каждая сессия игрулек делает условное удовольствие от мороженного, прогулки, спорта и т.п. уже не 7\10, а 6\10. Потом 5\10 и т.д.
или не делает. Эффект новизны от "давно мороженки не было" только усиливается от длительного перерыва, а игры - приедаются.
Обратное тоже верно, если постоянно жрать мороженку - оно, в теории, тоже дешёвый дофамин - но ведь приестсят. Захочется другого. В играх это пытаются замаскировать разнообразием циклов, но так то и простомороженку можно постепенно менять на всё более парфэ с начинками.
RedHead
10.06.2025 13:48Зависимость от "короткого дофамина" (как в случае с играми или алкоголем) не просто снижает удовольствие от самого этого действия, но и подавляет способность получать удовольствие от "длинного дофамина" и реальных достижений в жизни. Мозг, привыкший к легкому и быстрому дофамину, перестает выделять энергию на сложные и долгосрочные задачи, воспринимая их как невыгодные. Жизнь "становится унылой серой портянкой".
Нас не удивляет лудоман, который меняет один игровой автомат на другой. Но мы спокойно воспринимает игромана. который меняет одну игрульку на другую.
alextrof94
10.06.2025 13:48Стоп. Как это каждая сессия в игру уменьшает удовольствие от других процессов? Обычно работает как раз наоборот, удовольствие именно от процесса зависимости уменьшается, отчего алкаши в запой уходят, а наркоши старчиваются.
Не надо тут понятия подменять и думать, что никто не заметит.
И... С играми как раз наоборот выходит: чем больше играешь - тем меньше хочешь играть. Даже вон понятие относительно новое появилось - "игровая импотенция". Покажи мне наркомана, который при обилии наркотиков и практическом отсутствии плохих последствий, воротил бы от них нос. Хотя бы одного такого покажи!
Вот и разрушилась статья и аргументация об свой же громкий заголовок.
RedHead
10.06.2025 13:48Рецепторы завариваются. Попробуй есть одно и то же блюдо 24/7, очень скоро ты перестанешь чувствовать его вкус.
Игры перестают приносить прежнее удовольствие, потому что дофаминергическая система уже не способна реагировать на них с той же интенсивностью. Это вынуждает человека либо искать все более сильные стимулы в игре, либо переключаться на другие зависимости.
У наркоманов другая причина, это снятие абстинентного синдрома. Условно ежедневные дела дают 0..10 удовольствия. Героин дает +300 на первый раз. +150 на второй, +75 на третий и т.д. Обычные дела дают 0..+3 после первого приема. -10..0 после второго. -30..-10 после третьего. Дальше прием наркотиков идет чисто чтобы не сидеть в минусах, а не ради удовольствий.
alextrof94
10.06.2025 13:48Вот, чтобы не сидеть в минусах торчки и повышают дозу. Теперь покажи мне геймеров, которые с "игровой импотенцией" повышают количество часов игры. Да, они начинают ныть об этом в интернете, но уже не играют, или играют куда меньше.
Либо, повторю, покажи мне торчка, который при обилии наркотиков воротит от них нос.
Игр за прошедшие только лет 5-10 выпущено достаточно, чтобы всю жизнь играть без перерыва в "свежатину", и они продолжают выпускаться и продолжают быть доступными как по цене в синем Стиме, так и их можно нелегально достать за бесплатно в "зелёном Стиме", что в РФ каждый второй школьник умеет.
Дофамин от игр ничем не отличается от дофамина от сериала, книги, тиктоков, хобби, мороженного, просмотра ТВ, и так далее. Он естественный, синтезируемый от внешних раздражителей самим организмом. И... Он не вызывает зависимости, потому что не вызывает вот этого самого абстинентного синдрома. Он не замещается вводимыми в организм химическими веществами любого рода.
Я ж сказал, что статья об свой же заголовок разнесена.
dv0ich
10.06.2025 13:48Условно ежедневные дела дают 0..10 удовольствия. Героин дает +300 на первый раз. +150 на второй, +75 на третий и т.д. Обычные дела дают 0..+3 после первого приема. -10..0 после второго. -30..-10 после третьего. Дальше прием наркотиков идет чисто чтобы не сидеть в минусах, а не ради удовольствий.
Откуда вы берёте эту бредятину, из агиток 90-х годов?
ПАВ принимают и чтобы не сидеть в серотониновой яме, и чтобы снова залезть на серотониновую гору - одновременно. Поэтому наркотические зависимости такие мощные.
Да, толерантность растёт, но никакого "чтобы не сидеть в минусах" и близко нет. Может сократиться длительность кайфа, может несколько побледнеть интенсивность кайфа, но кайф всё равно есть. Чтобы кайфа не было совсем, а был только выход в ноль - такого я не видел даже у совсем отбитых торчей, которые совершенно не знают меры. Впрочем, это ещё постараться надо, чтобы принимать ПАВ с такой частотой и в таких количествах, чтобы толер вырос до заоблачных значений. В случае с какой-нибудь травкой ты просто получишь головную боль (если будешь курить много раз в день) или тошноту с тяжёлым сном (если выкуришь за раз слишком много), в случае со стимуляторами ты поймаешь психоз или чего похуже, а в случае с герычем - просто сдохнешь.
bonArt0
10.06.2025 13:48Классные аксиомы. По личному опыту или умных книжек начитались? В которых, разумеется, тоже всё аксиоматично.
guryanov
10.06.2025 13:48Хоть и странная статья, тоже плюсанул и вот почему:
Не могу сказать, что супер-зависимый геймер, играю только в одиночные игры, из последнего - киберпанк (в третий раз), смута, the outer worlds, старкрафт II тоже перепрошел.
Но у меня всегда периоды когда я играю - это периоды крайне низкой производительности и плохого настроения. Кажется, что игры это приятный отдых, но на деле это оказывается не так, они как-то незаметно тратят твои силы и на следующий день на работе уже не можешь так хорошо и эффективно выполнять задачи, нет хороших идей, нет мотивации делать рутинную работу и.т.д.
Ну то есть не играя я нормально работал и параллельно делал ремонт в квартире, когда он был закончен на 90% расслабился и решил немного поиграть, в результате остаток сильно затянулся, на работе стало хуже. И так всегда. Не играя можно параллельно с работой что-то делать, либо работать по 12 часов для карьерного роста. С играми это всегда стагнация.
"Часок" вечером всегда выливается в 2-3 часа (больше не могу, так как дети), при этом на сон остается меньше времени. Всегда какая-то печаль по поводу потраченного времени, потом хочется побыстрее уже дойти игру до конца и забить на это, в-общем ничего хорошего.
Ну и когда-то в молодости еще помню был период когда очень хотел что-то изучить или запрограммировать, не помню уже и никак не мог, считал, что не хватает времени. Потом вышел Fallout 4 и я за неделю наиграл 80 часов. Короче оказывается что в теории можно работая фуллтайм потратить в неделю еще 2 неделю фуллтайм на что-то еще.
WhileTrueDoEnd
10.06.2025 13:48Игры - одна из лучших форм эскапизма, которая еще и приводит(автор статьи будет в шоке) к УСПЕХАМ в жизни. А наркотиками можно назвать все, что не в меру. Статья - ниочемная пропаганда для детей младше 10 лет
gshamshurin
10.06.2025 13:48[Теория_заговора]
Целевая аудитория поста это не весь Хабр. Вполне возможно, автор пытается через Хабр закинуть мысль конкретному пользователю Хабра же. И подкрепить ценность тезисов через плюсы к статье.
[/Теория_заговора]
bogolt
10.06.2025 13:48Автор а теперь пожалуйста тоже самое про Книги/Фильмы/Шахматы
fen-sei
10.06.2025 13:48Во время пика популярности Гарри Поттера психологи продавали родителя курсы лечения от книжкой зависимости.
bonArt0
10.06.2025 13:48Смотрите, как зашоренные заминусовали.)
А ведь и книги для неокрепшего детского разума - мощный таймкиллер. А уж сериалы дадут фору играм и для окрепшего взрослого разума. Но кто ж усомнится в пользе художественной литературы и в художественной же ценности синематографа?
Меж тем, видеоигры прекрасно заменяют и превосходят и то, и другое.
fen-sei
10.06.2025 13:48Идеальный досуг с точки зрения противников видеоигры выглядит вот так:
Да, и для товарища военкома - польза, когда все такие.
RedHead
10.06.2025 13:48Игра — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Игровые навыки – абсолютно бессмысленные компетенции, которые не приводят к капитализации ресурсов, денег или связей в реальной жизни.
В отличие от реальной жизни, которая предлагает бесконечный набор эффективных траекторий для достижения результата, игры всегда имеют одну самую короткую (или очень малое количество) дорогу к победе
Люди, понимающие, как устроены игры (разработчики, геймдизайнеры, эксперты), в них не играют. Для них это рутина, работа, не приносящая дофамина.
Умные люди вообще в игры не играют. Если человек способен к анализу, он видит "дыры" в иллюзиях игр, и ему становится неинтересно.
Разработчики игр закладывают в них механизмы, которые эксплуатируют баги ЦНС игрока. Например, геймдизайнер может создавать иллюзию определенного игрового опыта для манипуляции эмоциями игрока.
Яркий пример - в играх типа Doom полоска здоровья ненастоящая. Нижние 20% ХП на самом деле 80% от 100%, а верхние 80% это на самом деле 20%.Однообразность и предсказуемость игр делает их идеальным способом съебаться от реальности и избежать неприятных эмоций, таких как тревога, одиночество или разочарование.
Зависимость от короткого дофамина приводит к супрессии дофаминергической системы, что выражается в общей апатии, хронической усталости, депрессии и неспособности радоваться реальной жизни. Мозг, привыкший к легкому дофамину, перестает выделять энергию на сложные, но по-настоящему вознаграждающие задачи.
Результаты в игре подстраиваются под игрока: если вы слишком много выигрываете, система будет подсовывать вам слабых союзников и сильных противников, и наоборот. В современном мире игра играет игрока, а не игрок игру.
bonArt0
10.06.2025 13:48Книга — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Поход в музей — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Кино в жанре артхаус — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Поклейка и покраска танчиков — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Опера — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Чтение и комментирование Хабра — это вид непродуктивной деятельности, которая даёт эмоции, но не даёт реального результата, являясь иллюзией.
Для начала, разобрались бы в предмете обсуждения. Плюсы и минусы, значимость и бесполезность. Авось, и не пришлось бы так глупо косплеить помесь Милонова с Мизулиной.
RedHead
10.06.2025 13:48>Книга
Художественная литература это бесполезное занятие и трата времени, не имеющая практической ценности или глубокого смысла.
От неё нет пользы, кроме поставки эмоций.
Специализированная литература при этом в 50 раз информативнее художки.
Любой фильм, как и литература, — это по факту комикс или сказка, и изучать жизнь по ним — плохая затея.
Художка это реализация различных "хотелок" хомо-сапиенсов, и ничего больше за этим не стоит.
У думающих людей нет спроса на художественные фильмы или телевидение, так как они сами выбирают, о чём им думать.
В худлитре ничего нового придумать нельзя, все сюжеты давно известны (их всего около 42) и на каждый написаны десятки тысяч книг. Успешный писатель просто берёт уже ходовые истории и переписывает их на современный лад.
Из минусов: Мозг читателя художественной литературы может пытаться "научиться" несуществующим состояниям.
Люди, у которых есть над чем работать и о чем думать, не нуждаются во внешних впечатлениях от художественных произведений.
Чем больше человек узнаёт о мире, тем менее интересны ему становятся художественные книги, сериалы, фильмы, игры.
Чтение худлитры, игры могут быть способом избегания реальности или замены реальных действий, так как мозг получает "халявные гормончики", не выполняя действия в реале.
фильмы
Фильмы и сериалы сильно влияют на психическое здоровье, обучая беспомощности и отсутствию действия в момент накала страстей
Фильмы создают невалидное восприятие окружающего мира и занимают время.
Модели поведения из книг/фильмов не будут работать в реальной жизни, так как реакции людей там прописаны в сценарии, а у реальных людей сценария нет.
Большинство людей, которые ничего не создают, имеют пустую жизнь и занимают время сериалами, играми, соцсетями.
Ilya_Lizard
10.06.2025 13:48То есть шахматы, сёги, го, шашки и вообще абстрактные стратегии - то, что уже столетия составляет костяк золотого фонда игр человечества - нынче уже и не игры, поскольку опровергают каждый пункт.
Они и полезные жизненные навыки и компетенции дают, и разработчики играют в них постоянно, и максимально далеки от однообразия. По поводу ума так и просто смешно - у людей, носящих высшие шахматные звания, альцгеймер почти невозможно вовремя диагностировать - поскольку их деменция на тестах показывает результат, как у других - нормальная когнитивная деятельность.
При том что да - эти игры хобби на всю жизнь, люди ради совершенствования в шахматах или го могут пожертвовать многим из того, что мы считаем "нормальной" частью жизни.
bonArt0
10.06.2025 13:48Привет, Хабр!
Меня зовут <имя фамилия> и я <вызывающее доверие наименование профессии и учёной степени>. Сегодня я хочу поговорить о проблеме <наименование проблемы>.
Посетите что ли курс публичных выступлений, прежде чем поднимать остросоциальные вопросы. Особенно с такими жёлтогазетными лозунгами.
А так, не в гейминге дело. И не в алкоголе. И не в наркоте. Человек, не вовлечённый в общественно-полезную деятельность, всегда отыщет путь к саморазрушению.
RocketRatchet
10.06.2025 13:48не было бы проблем, если бы это выглядело так:
Сделал все дела за день
Разобрался с задачами
Позанимался спортом
Пообщался с близкими
В конце добавьте пункт, которым хотите заняться в свободное время, хобби. А, стойте, неужели проблемы с прошлыми пунктами могут быть и без игр? Да не, бред какой-то. Как и вся статья. "Заставь дурака богу молиться - он весь лоб расшибёт" - к автору вполне применимо. Любое занятие без знания меры может быть вредным, даже чтение, которое во времена распространения у широких масс церковью так же порицалось
IvanProvinciaTver
Глубоко разобраться в теме - опасно для жизни:
Полное исследование - Высокий уровень стресса.
Черри-пикинг: Удалёнка, свободный график.
Много мужчин и женщин 25–40, которые «ещё не определились с жизнью исследователя» и идут по пути научпопера.
Научпоп становится не отдыхом, а альтернативой настоящему исследованию.
Достаточно просто придумать громкий заголовок и рубать плюсики.
Vladimir_III
Это байт чтобы набрать классы!
Ilya_Lizard
Отдельный ужас в том и состоит, что этот поток стереотипов из 80-х годов до сих пор набирает плюсы.