Поделюсь своими мыслями про управление, с акцентом в ИТ. Кто такой лидер и как управлять командой интеллектуалов (а большинство ИТ сотрудников – это интеллектуалы). ИТ команду далее в статье буду называть более общим термином – команда интеллектуалов. Под это определение попадает большинство профессий, где мозг, интеллект и творческий подход являются ключевыми качествами.
Хороший руководитель – должен быть лидером для своей команды. В противном случае работа будет идти по формальному признаку и серьезных результатов будет достичь очень сложно. Кто же такой лидер? В моем понимании Лидер – это визионер, который видит перспективы, невидимые другим и способен зарядить свою команду своей верой. При этом команда чувствует себя причастной к созданию чего-то значимого.
Говорить о необходимых качествах лидера или всегда работающих подходах к управлению достаточно сложно. Понятия “необходимый” и “всегда” – это абсолют, а когда речь заходит о людях, то абсолютных понятий становится очень мало. Метод управления, который работает с одним сотрудником, станет настоящей катастрофой для другого. Ниже я выбрал те качества и подходы, которые акцентированы на внутреннем мире руководителя/лидера и которые ведут от состояния административный руководитель к состоянию лидер команды. Пункты пересекаются и ссылаются друг на друга, формируя мой подход, выработанный за десятилетия управления командами интеллектуалов.
Не быть мудаком. Есть много руководителей диктаторов, которые успешны в своей роли. Они успешны несмотря на то, что являются мудаками. И это действительно работает, во многих направлениях русского человека мотивируют три вещи: Жёсткая Дисциплина, Справедливость, Материальная заинтересованность. Но говоря об ИТ (здесь именно ИТ) – руководителю-мудаку-диктатору будет сложно. Команда будет разбегаться при сегодняшнем наличии большого числа предложений на рынке и высокой конкуренции среди работодателей.
Так кто же такой мудак? Я использую два теста для обнаружения мудаков:
Тест № 1: чувствует ли себя «объект» угнетенным, оскорбленным, выдохшимся или униженным после разговора с предполагаемым мудаком? В частности, возникает ли у «объекта» ощущение вины?
Тест № 2: намечает ли предполагаемый мудак в качестве «объекта» своего ядовитого выпада человека менее влиятельного, чем сам?
Отвечать за свои слова и быть честным. Что такое настоящая честность: поступать правильно, когда мы уверены, что никто не узнает, как мы поступили. Тайное часто становится ясным, и достаточно один раз обмануть людей, и доверие будет очень сложно восстановить.
Быть готовым к постоянному развитию, что особенно важно при работе с интеллектуалами и в ИТ. Если ты не в курсе последних тенденций, то быть авторитетом и управлять будет сложно. А команду зачастую нужно подталкивать экспериментировать с новыми технологиями и внедрять новые процессы. Всем людям свойственна боязнь изменений и задача лидера двигать команду вперед. Не обязательно знать технические детали технологий, нужно понимать какие процессы она может поменять. При этом насаждать чуждые компании и команде технологии и процессы не стоит. Но то, что приживется и спровоцирует виток роста и развития, настоящий лидер постоянно ищет и внедряет у себя в команде и компании.
Для меня слабый руководитель тот, кто стремится сохранить, а не преумножить, называю его – руководитель-сторож. Будьте любопытными, посещайте конференции, общайтесь с коллегами из других компаний и всячески поощряйте аналогичные активности внутри ваших команд. Любая замкнутая структура в XXI веке – будь то общество, команда или отдельная компания, – которая варится в своем соку, не обменивается информацией, товарами, услугами и впечатлениями с внешним миром, резко отстает в своем развитии и хиреет.
Быть гибким и готовым к изменениям в меняющихся условиях. Проблемы начинаются не тогда когда все соответствует нашим ожиданиям, а когда что-то идёт не по плану. Мозг выстраивает будущее и, если что-то меняется, он не готов перестраиваться. Очень важно уметь менять свои действия, если ситуация развивается не по плану. Резюмируя одной фразой: “Не стоит влюбляться в план.” Это действительно сложно – чем человек профессиональнее, тем мозг начинает сильнее туннелировать. И здесь спасает только постоянная работа над собой: делать паузы перед принятием решения, внимательно слушать свою команду, общаться с внешним миром.
Видеть общую картину. Магия – это знать то, что другие не знают. И это действительно похоже на магию, когда ты понимаешь логику работы окружающего мира и можешь принимать решения в условиях неопределенности. При этом лидеру не нужно бояться ошибаться, нужно знать о возможной неудаче и планировать ее. Человек, не подозревающий о возможности провала, может стать камнем, лежащим на пути велосипеда истории. Еще раз повторюсь, что при обсуждении и до принятия решения нужно внимательно слушать и слышать свою команду. Не превращаетесь в самодура. Помните, что уверенность (здесь самоуверенность) – это главная угроза единству и быстрый путь к титулу руководитель-мудак.
Руководитель должен уметь заткнуться. К сожалению, многие руководители понимают под управлением выражение «руководить языком». Хуже того, большинство подчиненных привыкли никогда не возражать руководителям. В итоге вы можете наблюдать, как многие из нас, руководителей, превращаются в профессиональных болтунов. Мы думаем, что для того, чтобы руководить командой, достаточно наполнять воздух вокруг вас своими мыслями. Но для этого есть свое место и время, и чтобы наполнять воздух чем-нибудь стоящим, мы должны уметь собирать и обрабатывать данные. Молча! Анализировать информацию можно только молча. Еще раз: слушайте и слышьте свою команду!
Уметь собирать и вести вперед команду. Профессиональный лидер управляет рисками и окружает себя сильной командой. Не важно куда плыть, важно с кем. Если у вас есть чёткая цель, но слабая команда, то ваш корабль потерпит крушение в первой же буре. А если команда сильная и слаженная, то вы пройдете все шторма и доберетесь до цели, неважно первоначальной или скорректированной во время плавания).
Ваша команда, профессионалы, которыми вы себя окружили – это лучший источник информации, который сильно поможет в принятии решений в условиях неопределенности. И каждый профессионал силен в своей области – давайте членам вашей команды работать по тем направлениям, где они сильны. Усиление сильных сторон, это не только правильно с точки зрения достижения результата, но и фундаментальное уважение к личности. Переход от некомпетентности к посредственности отнимает существенно больше энергии и сил, чем доведение первоклассного исполнения до совершенства.
Не быть жадным до успехов. Делитесь славой со своей командой, продвигайте своих лидеров.
Создавать среду, где каждый понимает свою значимость и как он может влиять на результат. Не получится мотивировать команду без стратегического взгляда, ясных целей и ценностей. Обязательно умение объяснять сложное простым языком, чтобы “магия” стратегии стала понятна каждому члену команды.
С точки зрения прозрачности и понимания влияния команды на результат помогает оцифровка процессов работы – когда каждый может в любой момент посмотреть прогресс движения к цели, увидеть текущие показатели работы свои и всей команды. Максимальная прозрачность и возможность в каждом процессе дойти до “костей”, позволяет всей команде видеть, как и кто влияет на выполнение показателей и идентифицировать проблему. Представьте едущий автомобиль, у которого спущено одно колесо. Если в команде есть спущенное колесо, то мы будем двигаться вперёд так же неуклюже. Прозрачность показателей позволит руководителю и самой команде увидеть проблемный участок/сотрудника и инициировать принятие корректирующих мер на самых ранних этапах. Чтобы такой подход работал важна атмосфера в которой люди не боятся ошибаться. Вполне возможно, что “спущенное колесо” просто поставлен на участок, в котором он не профессионал и/или который ему не интересен. Ситуация может быть исправлена перестановками внутри команды.
Резюмирую: не создавайте «цепочку непричастности» – конвейер, на котором ни один участник процесса в итоге не несёт полной ответственности за то, что создала команда.
Не боятся сложностей. Если у тебя нет серьезных проблем, то ты, скорее всего, ничем серьезным не занимаешься. Сложности – это нормально для команды, которая нацелена на большой результат. Да и как показывает опыт, если тебе не страшно, значит ты неправильно оцениваешь ситуацию ))).
Быть ленивым. Люди по своей природе ленивы, справедливости ради стоит сказать, что это особенность, а не дефект. Качество кажется спорным, но для руководителя очень важное. Чтобы делегировать и ставить задачи – нужно уметь быть лодырем. При этом руководитель это тот, что отвечает за результат. Задача лидера состоит не в том, чтобы взять абсолютно всю работу на себя, а чтобы поставить напротив каждой задачи правильное имя; и это имя, по возможности, не должно быть вашим именем. Когда вы назначите ответственных, кто-нибудь в команде обязательно спросит: «Эй! А почему в списке нет твоего имени?» Ваш ответ должен быть примерно таким: «Потому что я – тот человек, который должен убедиться в том, что всё это вместе будет двигать нас вперед, и потому что я – тот человек, которого уволят, если этого не произойдет!». И команда должна понимать, что за результат отвечает лидер и прикроет команду в случае провала. Помним: выигрывает команда, проигрывает руководитель. А если у команды нет результата, то это означает, что у команды нет руководителя.
Быть готовым к одиночеству и зависти. К сожалению, современная корпоративная культура не терпит как успехов, так и провала. И в том и в другом случае – вы будете оставаться в одиночестве. Если вам плюют в спину, остается только радоваться – значит вы впереди )).
В заключение: важно оставаться собой. Не нужно пытаться понравиться всем – в итоге ты не будешь нравится никому. У руководителя должен быть контакт и понимание с лидерами своей команды и со своим директором. Поэтому подбор своих непосредственных подчиненных дело максимальной важности, как и понимание, что со своим руководителем у вас получится сформировать конструктивное взаимодействие.
Комментарии (2)
nikitka_rr
20.06.2025 11:57Команда будет разбегаться при сегодняшнем наличии большого числа предложений на рынке и высокой конкуренции среди работодателей.
Биполярное расстройство всей индустрии?
MaximusPrimie
Ваши "сысли" понятны. Но есть нюансы. Всё что вы описываете и якобы делитесь описано в учебниках по управлению персоналом. миллион и один раз. Где четко сказано, что для каждой отрасли и для каждого конкретного коллектива в конкретной ситуации нужен свой стиль управления. Второй момент большинство людей думает про себя, поэтому большинство руководителей те кем вы их назвали. Как говорится ничего личного, это просто карьерный рост. Не дашь показатели, самого выкинут. Вот и вся история и гораздо короче чем вы написали.