Всем привет! Немного расскажу о себе: меня зовут Марина, в разработке я уже больше 10 лет, училась тоже на программиста, и уже на 1ом курсе начала работать по специальности. Я обожаю программировать, но в какой‑то момент этого стало мало, и я стала тимлидом. У меня было много разных команд, разнопрофильных, продуктовых. Сейчас я начальник отдела, и у меня в отделе больше 30ти человек. Я менторю тимлидов и продолжаю вести продуктовые команды. Я люблю свой продукт и могу говорить о нем часами. Моя сильная сторона — умение находить подход к людям и вести их. Но всегда это получалось больше интуитивно, и что бы научить этому других нужно сначала разобраться для себя что же именно я делаю и почему это работает. Поэтому мне очень важно Ваше мнение, было ли это полезно и что из моих выводов полная чушь.
Иногда тебе кажется, что ты обычный член команды, такой же винтик системы, как и все. Вы так же общаетесь с командой, у вас есть свои приколы, иногда очень жесткие и черные. Ты так же ходишь с ребятами в бар и на квизы, часто скидываете друг другу мемы. Но однажды ты слышишь: — Марина так сказала. Как самый важный довод при споре по рабочим вопросам, истина в последней инстанции. И тебя это пугает, потому что ты тоже человек, ты не хочешь, чтобы они делали так, как ты сказала, а что бы сами подумали и нашли правильное решение. И тут до тебя наконец‑то доходит что твое мнение не одно из равных, а самое значимое. И теперь тебе нужно очень внимательно следить за тем, что ты говоришь и насколько хорошо люди тебя поняли.
Люди начинают на тебя ориентироваться — даже если ты этого не хочешь. Твои шутки уже имеют подтекст и могут повлиять на твою команду. Нельзя отменить влияние — оно идёт по умолчанию вместе с ответственностью.
 
Это можно легко проверить. Присмотритесь к разным командам, каждая сильно похожа на своего тимлида, имеет неповторимый вайб, и подход к работе, уровень ответственности и вовлеченность. 

Как‑то раз меня разбудили посреди ночи 30го декабря, сломалась часть нашего функционала, из‑за конца года. И все моя команда была на связи, все пытались как‑то помочь, воспроизвести баг, найти закономерности. У меня получилось быстро все исправить, но без команды в ту ночь я бы не справилась. Никто не просил их это делать, никто не собирался оплачивать эту работу. Они сами заметили активность в чате и решили помочь. Я хочу верить, что это именно потому, что мне не все равно.
Самое сильное что ты можешь сделать, это не объяснять, а показать. Если ты хочешь, чтобы за тобой шли — не командуй, будь примером. Не говори «делай хорошо» — делай сам хорошо. Не говори «не надо токсичить» — держи границы, когда тебе самому плохо. Не говори «будь смелым» — покажи, как ты признаешь свои ошибки. Люди не хотят, чтобы ими управляли. Но они готовы следовать за тем, кто живёт по тем же правилам, что и озвучивает. Когда ты первая говоришь «я не права» — это даёт разрешение другим не бояться ошибок. Когда ты уходишь в отпуск и правда не читаешь телеграм — это сигнал, что отдых — норма, не слабость. Когда ты уважительно говоришь с джуном, все начинают делать так же. Когда ты сама готова разруливать конфликты, не отстраняясь — команда начинает делать то же. Когда ты показываешь процесс принятия решений, команда учится думать стратегически, предлагать идеи, а не только закрывать тикеты.
Для меня лидерство — это не «я знаю лучше». Я не всегда знаю как лучше, ведь я тоже человек и могу ошибаться, все что я могу это показать пример, поддержать и дать пространство для роста.
«Просто вопрос?»
Как‑то на встрече мы обсуждали серьёзный баг: главная страница была недоступна у части клиентов, на определенных устройствах, и мы заметили это слишком поздно. Я просто спросила разработчика:
 — А почему мы не увидели это в Графане?
Мне реально было интересно. Без упреков, без давления. Я хотела понять. И тут я вижу — человек напрягся. Стал угрюмым и занял оборонительную позу. Он начал резко объяснять:
— В Кибане всё есть и этого достаточно, эта ошибка появляется раньше, когда еще не успело подгрузиться приложение!
Он сказал это таким тоном и так резко, что я почувствовала себя полной дурой. Сильно позже я поняла, выяснив все нюансы до меня дошло: я задала вопрос — а он услышал «почему ты облажался?». Оказывается, дело было не в том, что я спросила, а в моем коронном взгляде, что бы это не значило…
Для меня это был момент, когда я впервые по‑настоящему почувствовала: всё, ты уже не просто «своя в команде». Ты — Лид. Даже если ты всё ещё разговариваешь по‑доброму и шутишь в баре. Всё, что ты говоришь и как, уже несёт вес. Даже если ты сама его не чувствуешь. Вот еще один пример, когда мое внутреннее ощущение ситуации не совпало с реальностью:
«Ты же опытный разработчик»
Однажды на дейлике, я смотрела на результаты ресёрча и поняла — всё не так. Там не было реальных задач, не было конкретных шагов, только общие мысли. Я сказала:
 — Давай всё переделаем. Нужно не что ты думаешь по этому поводу, а конкретные шаги, сабтаски для выполнения задачи. И ещё добавила: — Ты же опытный разработчик. Ты давно этим занимаешься. Ты знаешь, как нужно делать. Всё было по делу. Но видимо мой тон и манера речи сделали свое дело. Со стороны это выглядело очень плохо, когда я посмотрела на команду, я поняла — звучало это как разнос. Человек действительно собрался, сделал как надо, включился. Но если спросить у этого разработчика, он расскажет совсем другую историю, что я просто уничтожила его на этой встрече. Прошло уже два года, но он все помнит до сих пор, говорит это было жестко. Я потом долго ощущала чувство вины, потому что сделала это прилюдно. Потому что забыла — я уже не просто «Марина из команды». Мои слова звучат громче, чем я думаю. Даже когда я говорю тихо.

Внутренний стержень
Когда я была студенткой, я увлекалась походами в горы. И у нас была поговорка, чтобы узнать человека, нужно сходить с ним в поход. На работе я тоже стараюсь обращать внимание как люди реагируют в стрессовых ситуациях. Это о многом говорит. Конечно, есть те, кто уходит в себя и замыкается, есть те, кто теряется и не знает, что делать, а есть люди, которые просто берут и делают. Это конечно опыт, но и большой самоконтроль.
 И когда ты становишься лицом команды, в такие моменты ты опора для всех. Если ты сломаешься, или будешь сильно нервничать, то это место не для тебя. Ты не лидер, потому что ты «лид». И не потому, что ты в чате, или на внутреннем сайте обозначен как TeamLead. Ты лидер, если люди за тобой идут. Потому что видят: ты справляешься, ты держишься, ты умеешь. Им с тобой спокойно. Или хотя бы понятно.
И чтобы быть таким лидером, тебе не нужно устраивать разносы на дейлике, не нужно доказывать, что ты тут главный, когда кто‑то тебе поперёк слово сказал. Я думаю, что это не сила, а неуверенность. И каждый раз, когда кто‑то начинает доказывать, что он тут главный, это всегда выглядит глупо и слабо. И даже немного жалко. Потому что сильный лидер — не орёт. Не угрожает. Не шантажирует. Не манипулирует. Он честно говорит, то, что думает и какие будут последствия. Он держит лицо. Не требует подчинения. Он вызывает уважение. Он разбирается в ситуации. Ищет причину, а не виноватых. Он решает проблемы, а не создает их. И если в тебя прилетел камень — ты не обязан кидать в ответ. Иногда достаточно просто посмотреть спокойно и сказать: «Ты серьёзно?» Или вообще промолчать. И люди сами всё поймут.
Это и есть та самая «тихая сила». Она не кричит, не требует, не рвёт. И все знают: на него можно опереться.
Инцидент
Выходной день. Что‑то серьёзно сломалось. Всё в панике. Я, как всегда, сплю и меня будит звонок. Я сначала испугалась и запаниковала, но собралась с мыслями и сделала всё, что могла. Выяснила детали, организовала работу ребят, мы проверили все логи, продебажили прод во время ошибки и ничего не нашли. А потом баг сам взял и исчез. Как пришел неожиданно — так и ушёл. И вроде бы всё нормально. Но я чувствовала себя пустой. Беспомощной. Никчемной. Как будто я — вообще ничего не контролирую. И тут мне пишет мой руководитель: «Chill, всё нормально ж)))» Это меня мгновенно успокоило. Не анализ, не допрос, не «почему не предусмотрели». Просто — спокойствие. И у меня как будто щелкнуло что‑то в голове: «А, ну да. Ничего страшного не случилось. Мои переживания не помогут. В понедельник со всем разберемся.» И вот в тот момент я подумала: Я хочу быть такой же стеной для других.
Последовательность
И самое важное, что до меня дошло не с первого раза: Людям не нужно, чтобы ты была идеальной. Им нужно, чтобы ты была понятной. Чтобы они знали: если ты пообещала — ты сделаешь, если косяк — ты не будешь орать, а разберешься, если ты что‑то сказала — ты так и думаешь, если ты сегодня спокойна — ты не взорвешься завтра без причины. Последовательность это и есть безопасность. Стабильность это и есть сила. Особенно когда всё вокруг пылает, дедлайны горят, прод катится в ад, а ты такая:
 «Да, у нас баг.
 Да, мы устали.
 Да, это неприятно.
 Но давайте разберёмся спокойно.»
И в этот момент люди начинают тебе верить. Потому что они видят — ты не паникуешь. Ты не усиливаешь хаос. Ты его гасишь. И вот за этим — идут. Не за громкими словами. А за этой вот внутренней ровностью. Ты должен держать себя всегда, держать лицо, свою реакцию, свои эмоции под контролем. Потому что она уже влияет. А ещё — уметь признавать, что перегнул, что ошибся. И уметь потом поговорить, и честно извиниться. Не «отыграть назад», а по‑настоящему показать, что ты раскаиваешься.
Я очень эмоциональная и живая. Я громко смеюсь и обычно все что я думаю видно по моему лицу. Я вижу косяк — и я злюсь. Я вижу несправедливость — и меня трясет. И каждый раз, каждый день я учусь держать себя. Не потому, что не испытываю эмоций, а потому что я больше не просто участник разговора. Мои эмоции теперь — это атмосфера всей команды. Я не хочу, чтобы эффективность команды зависела от моего настроения, чтобы говорили, спроси ее об этом завтра, она не в духе сегодня. Я должна четко выстроить границы. Если у меня что‑то случилось, что бы моя команда не искала причины в их поведении или их проступках. Я не идеальная. Иногда срываюсь. Но каждый день я учусь быть той, на кого можно опереться. Не потому, что я должна. А потому что я хочу.
Лидер, это человек, за которым повторяют, даже бессознательно, он умеет контролировать свои эмоции, быть опорой для команды, самым стабильным и неизменным звеном. Но при этом оставаться живым человеком.
Спасибо, что дочитал(а)! Будет очень интересно узнать Твое мнение, с чем согласен(а), а что вообще было мимо.
Комментарии (50)
 - today_cus09.07.2025 09:56- Людям не нужно, чтобы ты была идеальной. Им нужно, чтобы ты была понятной. Чтобы они знали: если ты пообещала - ты сделаешь, если косяк - ты не будешь орать, а разберешься, если ты что-то сказала - ты так и думаешь, если ты сегодня спокойна - ты не взорвешься завтра без причины - А потом они забывают как думать своей головой, по каждому пустяку бегут к Марине. И на Марину перекладывают всю ответственность. И когда руководство выше спросит у сотрудника за его косяк, он ответит "Так мне Марина сказала так делать" 
 И тут два варианта:
 Хороший руководитель спросит, есть ли у подчиненного своя голова. Потом правда подчиненный всему отделу растрепит, что накосячила Марина, а он получил.
 Плохой руководитель пожурит Марину за неправильный совет) - WhoIsJohnGolt09.07.2025 09:56- Мне кажется, здесь подмена понятий. "Быть понятным" не равно "делать за других". А перекладывание ответственности работает только если ты позволяешь такое делать, потому что обратную связь при попытке никто не отменял. - А статья хорошая, прочитал с удовольствием, спасибо автору  - today_cus09.07.2025 09:56- "Мне кажется, здесь подмена понятий. "Быть понятным" не равно "делать за других"" 
 Да почему же подмена понятий? Я не говорил про делать за других.- "А перекладывание ответственности работает только если ты позволяешь такое делать" 
 Ну тоже спорно. Лидер всегда будет нести больше ответственности. Потому что его слова порой принимают как догму.- "А статья хорошая" 
 Тут не спорю)) - Valankor09.07.2025 09:56- Суть статьи в том, что так не будет. - Если лидер демонстрирует способность признавать ошибки и переделывать, то команда будет перенимать подход. И сотрудник в команде не скажет про свой косяк "Это мне Марина сказала". Его не поймут коллеги в команде. И он не сможет сказать "Меня Марина подставила. Накосячила, а я виноват". Ему не поверят, потому что так не бывает у Марины. В этом суть лидерства и той вытекающей стабильности и продуктивности команды. 
 
 
  - Trivial_manager09.07.2025 09:56- Ну, вообще-то, если Марина сказала так сделать, то с Марины и спрос. И вообще, в абсолютно любом случае, спросить "почему ты так сделал" или вообще предъявить за что угодно может только Марина. В народе это называется субординация и это абсолютно нормально. Это не даёт подчинённому возможности "получить" и "растрепать всему отделу, что Марина накосячила, а он получил". В основном, потому что "получить" он может только от Марины. 
 
 - DSSilver09.07.2025 09:56- Все верно. Пожалуй, можно добавить только это:   - astenix09.07.2025 09:56- Лидер должен управлять всем процессом, чтобы тянуть лямку было предсказуемо, проще и эффективнее.  - fromcodetopeople Автор09.07.2025 09:56- Согласна, но мне не нравится фраза "тянуть лямку". Мы так много времени проводим на работе, я уверенна что она должна приносить удовольствие  - ReadOnlySadUser09.07.2025 09:56- Так себе уверенность) Работа должна хотя бы не раздражать и не вгонять в тоску, да. Удовольствие от работы - это для мазохистов) Моя бы воля - я бы никогда не работал)  - a1111exe09.07.2025 09:56- Удовольствие от работы - это для мазохистов - Удовольствие от работы это когда делаешь, что тебе нравится, и тебе за это платят. Причём тут, вообще, мазохизм? Вот принципиальное несогласие быть в ситуации "работаешь" + "нравится" - тут действительно можно проследить сходство с мазохизмом...  - ReadOnlySadUser09.07.2025 09:56- Я не нахожусь в принципиальном отрицании состояния "работа нравится". Нравится - радуйтесь) Я скорее выступаю против всеобщего лозунга, что работа ДОЛЖНА нравиться. - Я продвигаю идею, что не любить работать - это вполне нормально и ничего плохого в этом нет.  - a1111exe09.07.2025 09:56- Я скорее выступаю против всеобщего лозунга, что работа ДОЛЖНА нравиться. - Такое впечатление, что под "работа должна нравиться", вы понимаете "неважно, чем ты занимаешься за деньги, это должно тебе нравиться". Что абсурд, конечно. - На деле, практическо/прагматический смысл лозунга "работа должна нравиться" таков: сделай максимум возможного при выборе специальности, чтобы впоследствие работа по этой специальности тебе нравилась. Вы имеете что-то против этого? - От себя скажу, что успешный выбор такой специальности, чтобы работа по ней давала удовольствия больше, чем раздражения, это, несомненно, большой успех. К которому имеет смысл стремиться. Потому что, когда работа только раздражает - это путь в выгорание. А выгорание это самый натуральный метафорический пушной зверь. Если лично вы с этим зверем не встречались, то можете не понять. А тем временем, выгорание убийственно. 
 
 
 
 
 
 
 - Idakopas09.07.2025 09:56- дело было не в том, что я спросила, а в моем коронном взгляде - Может, я что‑то недопоняла, но, по‑моему, обидеться на «не тот взгляд» — это перебор со стороны сотрудника.  - vlaubenshtein09.07.2025 09:56- Это современный тренд. Люди не работают, а хотят, чтобы их облизывали. Ой, на меня не так посмотрели, ой, замотивируйте меня работать, и т.п. Слишком расслабились.  - Nullix09.07.2025 09:56- Ага, а раньше просто терпели и на кухнях после работы обсуждали какой начальник м#дак. Теперь это все сразу высказывается начальнику, и это круто!  - vlaubenshtein09.07.2025 09:56- Не надо терпеть. Но сейчас сотрудники обнаглели вконец. Сейчас как в статье - ты на меня не так посмотрел, ты не тем тоном мне сказал. Я проходил несколько курсов по коммуникациям, так там всерьез учат руководителей общаться с подчиненными в ключе "я заметил, что ты сегодня какой-то грустный, расскажи что случилось?" или "ты сделал мне замечание при всех, ты считаешь меня некомпетентным, давай обсудим это, почему ты так себя ведешь" и т.п. 
 Я не спорю, это норм, но чем дальше я слушал курс, тем этого становилось все больше. Я слушал этот курс без наушников и моя супруга, находясь со мной в комнате, невольно тоже его слушала. В какой-то момент, когда меня уже стало тошнить от этой чрезмерной вежливости она высказала тоже самое вслух (она руководитель 10+ лет), что это курс с какими-то розовыми пони, смузи и пр. И это уже какой-то бред. Курс, кстати, известный, не буду называть его.
 А однажды на этом курсе я встретил своего бывшего руководителя. Она тоже подключилась онлайн и слушала. И в какой-то момент она не выдержала и написала в чат "такое ощущение, что сотрудники не работать на работу приходят". После чего отключилась.
 Она совершенно права. Руководитель должен дать адекватные условия труда, корректно общаться с сотрудниками (если те, конечно, не сели на шею) и т.п. Но никак не бегать за ними, мотивируя и ухаживая.- Если тебя, как сотрудника, что-то не устраивает - подойди и скажи прямо. Но не забывай о том, что руководитель не Бог, он не может решить все твои проблемы. А если ты считаешь своего руководителя некомпетентным или он тебя, в принципе, не устраивает - двери на выход всегда открыты. А то сейчас начинают прямо говорить, что у меня руководитель слабенький и пр. Приходи с этим к вышестоящему и скажи ему. Но так никто не делает, потому что боятся. И увольняются тоже единицы. Чаще всего терпят и ведут себя паршиво. 
 Все это на основе моего собственного опыта как специалиста, частично я таким был сам раньше. А сейчас я на другой стороне. И вижу в людях себя прошлого. - Nullix09.07.2025 09:56- Я не был руководителем, так что могу говорить только с позиции сотрудника. - А если ты считаешь своего руководителя некомпетентным или он тебя, в принципе, не устраивает - двери на выход всегда открыты. - Тут разве не зеркальная ситуация? Если не нравится как работает сотрудник и не хочется "бегать за ними, мотивируя и ухаживая", то почему бы его не уволить? - В какой-то момент, когда меня уже стало тошнить от этой чрезмерной вежливости она высказала тоже самое вслух (она руководитель 10+ лет), что это курс с какими-то розовыми пони, смузи и пр. И это уже какой-то бред - Безусловно могут быть крайности с "приторной вежливостью". Но это нормально. Дойдя от крайности до крайности начинаешь видеть середину. - В общем, я выступаю за прозрачные отношения между сотрудником и руководителем, где все могут высказать свое мнение друг от друге в вежливой и корректной форме. И я рад, что сейчас все идет именно к этому. Не без крайностей, но крайности со временем сгладятся =)  - vlaubenshtein09.07.2025 09:56- Если не нравится как работает сотрудник берут и увольняют. Все верно. Да, высказать можно и нужно, но не в таком ключе, что ты токсичишь, но работаешь тут. А на деле у тебя рук-ль слабый, плохой, му.ак и т.п. Но ты почему-то его терпишь.  - kalitkinvlad09.07.2025 09:56- А на деле у тебя рук-ль слабый, плохой, му.ак и т.п - Не понятно, зачем увольняться из-за чудака руководителя, если можно корпоративными способами заставить его уйти на другую должность или просто поменять свое поведение. Что за самопожертвование?  - vlaubenshtein09.07.2025 09:56- Я не встречал ситуаций, чтобы руководство прислушивалось к мнению сотрудников. На моей памяти убирали только , когда руководитель не удовлетворял вышестоящего. 
 
 
  - ABRogov09.07.2025 09:56- Безусловно могут быть крайности с "приторной вежливостью". - Но эти крайности всегда лучше крайностей с "озверелым хамством". Объективно, ничего плохого в вежливости нет. Вообще странная претензия. Вероятно она возникает, когда человек понимает, что его собственный нативный "уровень вежливости (т.е. хамство) сильно отстает. 
 
 
 
 
  - fromcodetopeople Автор09.07.2025 09:56- Я понимаю что его могло задеть, иногда и взгляда хватает, все зависит от человека и уровня его тревожности. Сам сотрудник из это истории один из моих лучших ребят 
  - legolegs09.07.2025 09:56- Ну взгляд начальника в сложившейся команде - сам по себе высказывание. Он вполне может нести ээээ бизнес-смысл, также, как устный приказ или назначение человеку таски в условной жире. На назначение на фикс бага тоже можно обидеться. 
 Я даже разовью свой пример. Вот вам назначили фичу, вы заботали тему, написали код. Хлоп - там баг. И его, допустим, вешают не вам фиксить. Это в каком-то контексте может быть высказывание "вы не справляетесь, за вами исправит коллега, в котором больше уверенности даже несмотря на то, что вы изучали тему, а он нет". Вы можете обидеться, если это несправедливо, или огорчиться, если это справедливо, но огорчительно. И это не будет снежинковость.
 Взгляд тоже может нести дополнительный смысл, например оценку способностей или степень важности задачи.
 Другое дело, что у взрослого человека шкала обидок до заполнения и истерики происходит довольно долго. Зумер из анекдотов про нежных зумеров расплачется после третьего неодобрительного цокания языком, а бородатый патриарх пошлёт на три буквы после двух месяцев каждодневных придирок. Но предел есть у каждого.
 
 - Iknwpwd09.07.2025 09:56- Хорошая статья. Я в тестировании 12 лет, развивал отдел до 30 человек ровно по тем же принципам, что вы описали и тоже чисто интуитивно. Когда увольнялся, люди с других отделов писали, что у меня самые лучшие процессы, отличные коллеги и вообще какого черта я ухожу, надеялись, что будет так во всей компании.  - fromcodetopeople Автор09.07.2025 09:56- да, мне очень хочется придумать способ как это можно маштабировать и научить других применять те же методы  - sfinks77709.07.2025 09:56- Это слабо масштабируется, на мой взгляд. При достаточном уровне делегирования и возникновения среднего звена управления между настоящим лидером и непосредственными исполнителями, всегда найдется менеджер среднего звена, который все испортит и температура станет средней по больнице. Причины тому - разные склады характеров, разный жизненный опыт и разная мотивация на работу. А научить не нервничать и сдержанно реагировать на превратности рабочего процесса практически невозможно. Потому, подобный уровень взаимопонимания в команде - заслуга начальников отделов, работающих непосредственно с исполнителями и досконально знающих свой штат и предмет деятельности. Более того, я был свидетелем, когда подобный классный начальник отдела стал директором и, к сожалению, все предприятие не смогло стать тем эффективным отделом под управлением талантливого технического руководителя, а стало только хуже, поскольку природная ответственность за результат, поиск взаимопонимания со средним звеном, попытки ручного управления всей махиной в несколько тысяч человек привели к бесславному увольнению с должности. Короля, как ни крути, играет свита и она разная у начальника отдела и у директора предприятия.  - Naivic09.07.2025 09:56- Нужно просто стричь этот газон двести лет. То есть, нужно просто собирать коллектив (особенно на управленческих позициях). Лично у меня никогда не получалось делать это с темпом выше чем один-два человека в год. За пять-десять лет можно собрать очень хорошую команду, не подверженную эффекту death-in-the-middle. 
 
 
 
 - Hash34509.07.2025 09:56- Откликается статья во многом, спасибо за качественный живой материал. - Последние 13 лет в роли проявленного лидера в работе, отзывается многое. Хоть мы и из разных отраслей экономики 
 - Naivic09.07.2025 09:56- Красавишна :) 
 Все очень точно и по делу. Однако, хотел бы кое-что добавить.
 Лидеру приходится стоять между командой и более высоким начальством. Это требует определенного мужества. Ты не можешь сказать "это они накосячили". Все косяки команды - это твои личные косяки. И ты отвечаешь за команду полностью.
 И еще. Твоя команда - твои правила. Это касается в первую очередь кадров - ты должен иметь полномочия найма и увольнения. Каждый имеет право оценивать твоих людей как ему хочется, но только твоя оценка имеет последствия в кадровом смысле.
 То же самое касается бюджета - у тебя должен быть бюджет, и тебе придется этим заниматься, иначе будешь постоянно сталкиваться с проблемой согласования - будь то повышение зарплаты своим людям, или покупки нужных инструментов (да хоть маркерной доски в офис).
 И, конечно, это касается процессов. У меня были ситуации, например, когда высшее начальство хотело "оптимизировать" работу команды путем введения контроля времени приходов-уходов (как водится, для начала - потом наверняка и тайм-трекеров, и до дресс-кода дожили бы). В такой ситуации нужно уметь отстоять то, что ты сам считаешь правильным.
 То есть, ты получаешься как бы такой царек в своем отдельном царстве. Вопрос: а кто же такое потерпит у себя в организации?
 Ответ простой. Тебе позволят это, если во-первых твой начальник - тоже правильный лидер, именно с таким пониманием. И, во-вторых (и в-главных!), ты со своей командой даешь нужный результат.
 Здесь ситуация двухуровневой взаимной зависимости. Во-первых, ты являешься опорой для своих людей, а они должны быть твоей опорой. Во-вторых, ты являешься участником управленческой команды, и в этом качестве должен быть опорой для своего лидера, а твой лидер должен поддерживать тебя.
 Это непросто, но именно так желательно выстраивать отношения на любой менеджерской позиции - от тимлида до CTO. Когда это получается - работа менеджера из каторги становится удовольствием. - fromcodetopeople Автор09.07.2025 09:56- Спасибо, очень интересные размышления, тянет на отдельный пост, думаю вам стоит об это написать 
  - Hash34509.07.2025 09:56- Всё по делу, спасибо. - На этом моменте я разошелся со своим работодателем. Человек связанный с госпостами хотел командовать этим всем сам но через меня. Вопреки нашему договору с ним. Банальный вопрос премий за год превращался в войну на часов 6 - Я ему уже говорю зачем тебе платить мне тонну денег если моя работа руководить тебе не нужна? - Вообщем желаю никому не работать со старыми маразматиками из кабинетов.  - Naivic09.07.2025 09:56- Знакомая ситуация. Да, бывает так, что лидер не нужен. Нужен "передаст" распоряжений свыше. Да, госуха этим особенно страдает. Главное тут не ошибиться с местом работы, или как можно быстрее исправить ошибку если уж довелось промахнуться. 
 Удачи!
 
  - Trivial_manager09.07.2025 09:56- Ну я бы поспорил. - Никто не даст вам сходу титул царька. Очень редко, когда у менеджера среднего звена есть свой бюджет и возможность менять корпоративные правила. Да, у него есть свой небольшой пулл ответственности где он может и должен принимать решения, но часто он ограничен сверху. - Я бы сказал, что тут действует та же самая идея с мягкой силой, только в обратном направлении, когда мы задаем вопросы и предлагаем изменения наверх, а не вниз под служебной иерархии. - Но, чтобы к этому придти надо, как правило, заслужить доверие, т.е. пожить по существующим процессам и показать результат. А потом уже взрывать существующие процессы. 
 
 - TashM09.07.2025 09:56- "И каждый раз, каждый день я учусь держать себя." А Вы уверены, что останетесь той самой Мариной, в результате этих самокопаний и улучшений? Если за плечами Марины много успешных лет и дружных команд, тогда может именно такой и надо оставаться?  - Naivic09.07.2025 09:56- Вопрос философский. Я, например, считаю что работу всегда можно сделать лучше. А чтобы сделать работу лучше - всегда надо сначала сделать себя лучше. То есть, нет доблести в том, чтобы всегда оставаться таким какой ты есть сейчас. 
 Опасения понятны, потому что в погоне за улучшением - всегда можно ухудшить. Так что осторожность на этом пути нужна максимальная. Но стоять на месте из-за таких опасений - это просто тупик.
 
 - ahdenchik09.07.2025 09:56- TL;DR для аллергиков: 
 Автор делится личным опытом перехода от простого разработчика к тимлиду, акцентируя внимание на важности понимания своей роли и влияния на команду. Статья подчеркивает необходимость осознанного подхода к коммуникации, поскольку каждое слово и действие руководителя воспринимается иначе, чем раньше. Приводятся практические советы по формированию доверия и уважения среди членов команды путем личного примера, честности и последовательности действий. Важным аспектом является управление эмоциями и поддержание стабильности в сложных ситуациях, что способствует созданию атмосферы безопасности и уверенности в команде. Автор призывает лидеров развивать внутреннюю силу и стабильность, чтобы стать надежной опорой для своих коллег. Статья заканчивается призывом к обсуждению и обмену мнениями читателей.
 - Paultec09.07.2025 09:56- Постарался потратить на это «творчество» меньше, чем его автор (что было сложно с учетом того, что это компиляция ответов ChatGPT на неумело составленные запросы). Но как директор больших ИТ подразделений в международных компаниях и некоммерческих организациях скажу - держитесь от советов такого «лидера» подальше: если человек не в состоянии даже грамотно управлять genai (составить простой промпт) - как ей можно доверять управление людьми?!? 
 - diogent09.07.2025 09:56- Как часто любят говорит много где,ни разу на хабре комент не оставлял,хоть и читаю давно.... - Но тут тронуло,так как осознал что все жто проделывал уже в 4 компаниях в отделах,хотя и не был лидом,просто один из самых опытных, часто даже лида. - И команда начинала со временем перенимать привычки,навыки и ссылаться на меня,так сказать был не формальным лидом. - Видимо мне уже от этого не уйти и не быть просто сотрудником(винтиком),да и не раз от коллег,друзей и жены постоянно довыды,забудь,тебе уже не быть просто мидлом/синьором и тд.Тебе только путь в лиды и уже не убежишь,ну такой у тебя склад характера..... 
 - Nyaunix09.07.2025 09:56- Порой были фразы в мою сторону "Я могу тебя уволить когда захочу, ты понимаешь это?!?", но один из лидов изменил мой взгляд на подобное фразой о других лидах "живут так, словно имеют власть над жизнью другого, но они такие же обычные люди". После этого общение с лидами стало восприниматься проще. 
 - GordonFreemann09.07.2025 09:56- Не надо заигрывать с подчинёнными, это ни к чему хорошему не приведет. Другая крайность - быть злобным боссом - можешь остаться без команды. Баланс на острой грани - остаться человеком и уважение иметь)). 
 
           
 


Glavatskiy
Спасибо вам за этот текст, очень внятно и по делу разложили то, что у меня было "на подкорке", как говорится. В закладки, однозначно!
fromcodetopeople Автор
Спасибо большое! Это очень мотивирует продолжать!