Привет! Меня зовут Елена Тупикова, я академический руководитель программы онлайн-магистратуры «Управление IT-продуктами» от Яндекса и МФТИ. В этой статье я расскажу, чем занимается продакт-менеджер в IT и для чего ему нужно разбираться в базах данных, языках программирования и машинном обучении. А ещё дам список технических навыков, которые нужны продакт-менеджеру для работы в IT.

Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается

Продакт-менеджер отвечает за реализацию и развитие продуктов. Внутри компании он может решать разные задачи и объединять разные функции: от разработки продукта до маркетинга — всё зависит от того, как устроены процессы в компании. Его главная задача — интегрировать потребности клиентов в стратегию продукта.

Зачем продакт-менеджеру технические навыки

Современные продукты технически сложные и включают в себя веб-сервисы, мобильные приложения, облачные платформы и интеграции, машинное обучение. Причины, по которым продакт-менеджеру стоит наращивать экспертизу в технической стороне разработки продукта:

  • Продакт-менеджер может запускать и развивать продукты на базе сложных технических решений, задавать правильные вопросы разработчикам — это помогает быстрее развивать продукт и даёт ему преимущество на рынке.

  • В бигтех-компаниях от продакт-менеджера сейчас часто ожидают глубокого понимания архитектуры решений, технологий, понимания того, как масштабировать продукты и интегрировать в них ИИ и машинное обучение.

  • Круг IT-компаний и команд, в которых может работать технический продакт, значительно шире, чем у коллег, которые не разбираются в технических нюансах продукта.

Накопить необходимую экспертизу можно и с опытом — вопрос, насколько быстро вы хотите расти в профессии. В онлайн-магистратуре «Управление IT-продуктами» есть специализация «Технический продакт-менеджер». Это специалист, который может более точно преобразовывать потребности заказчика в требования для команды разработки, оценивать риски выбранного варианта реализации и понимать последствия этих решений для продукта. Он разбирается в технических нюансах, понимает задачи и принципы работы продукта, его специфику и use-кейсы — когда и каким образом продукт используется.

Примеры реализованных продуктов, для которых нужны технические знания продакт-менеджера

Ниже я привела примеры реальных проектов, реализованных в крупных компаниях — Яндексе, «Сбербанке» и «Авито». Выпускники онлайн-магистратуры «Управление IT-продуктами» изучают дисциплины, которые в будущем помогут им работать над подобными задачами: архитектуру, модели, CI/CD, API-интеграции, аналитику и т. д.

  • Вертикали в Поиске Яндекса. В мае 2025 года Яндекс объединил в Поиске отдельные vertical‑модули — разделы для товаров, недвижимости и финансовых продуктов.

    Навыки продакта для реализации такого проекта: понимание поисковой архитектуры, классификаторов, API, индексации, пользовательских интеграций и машиногенерируемых подсказок.

  • Генеративные рекомендации в Яндекс Музыке и Маркете. В июне 2025 года Яндекс внедрил в Маркет и Музыку системы рекомендаций на базе генеративных моделей.

    Навыки продакта для реализации такого проекта: обучение моделей, pipelines для ML, сбор и обработка пользовательского поведения, метрики качества рекомендаций.

  • Яндекс: «Станция Стрит». 20 мая 2025 года была выпущена первая портативная умная колонка с защитой IP67, автономной батареей и офлайн-режимом.

    Навыки продакта для реализации такого проекта: продакту нужно взаимодействовать с hardware-инженерами, работать с прошивками, low-level аудио- и энергосистемами.

  • «Сбербанк»: автоматизация ресторанного бизнеса. 6 июня 2025 года «Сбер» запустил комплексный сервис для кафе и ресторанов: CRM, аналитику, сравнительный анализ с конкурентами, трафик-модели.

    Навыки продакта для реализации такого проекта: это решение включает облачную инфраструктуру, аналитические BI‑модули, API‑интеграции и требует участия сильного технического продакта.

  • «Сбербанк»: «Giga‑ассистент» для предпринимателей. На ПМЭФ-2025 «Сбер» представил персонального AI‑помощника «Giga‑ассистент», построенного на внутренней модели GigaChat.

    Навыки продакта для реализации такого проекта: продакту предстоит работать с нейросетевой моделью, API, интеграциями с бизнес-средой — наличие технической компетенции критично.

  • A/B‑платформа Trisigma от «Авито Тех». В марте 2025 года «Авито» выпустила (раньше внутренний, а теперь не только) инструмент для A/B‑тестирования. Trisigma позволяет продуктовым командам оперативно исследовать разные варианты интерфейса или функций и оценивать их влияние на конверсию и вовлечённость пользователей (например, при показе карточек).

    Навыки продакта для реализации такого проекта: глубокое понимание архитектуры, навыки работы с большими потоками данных и масштабируемыми облачными решениями, опыт работы с BI-инструментами и аналитическими платформами и т. д.

Какие знания и технические навыки пригодятся продакт-менеджеру

В таблице ниже — все компетенции, которые студенты получают в онлайн-магистратуре «Управление IT-продуктами» в рамках специализаций «Управление ростом продукта» и «Технический продакт-менеджер». Этот набор навыков составлен экспертами Яндекса и МФТИ на основе анализа рынка и актуальных требований работодателей.

Комментарии (0)