Привет! Меня зовут Герман Лышков, я руковожу проектами в диджитал-продакшене Далее. Если вам когда-то приходилось оценивать разработку сферического коня в вакууме, это статья для вас. Я расскажу, как это сделать и дам пару советов из личного опыта.
Далее работает по модели fixed price — бюджет проекта мы рассчитываем заранее, независимо от сроков. Перед разработкой в договоре проекта прописываем объем, содержание работ и техзадание, сроки реализации и стоимость. Это предсказуемая модель, которая удобна и для заказчика, и для вендора.
Но часто бывает так, что информации о проекте мало. Например, есть только список страниц и общее описание того, как это должно выглядеть. Тогда оценить по fixed price сложно, потому что непонятно, стоимость каких работ нужно рассчитывать. Ситуация со звездочкой, но справиться с ней можно.
Сначала была декомпозиция
Первый вопрос, который нужно задать, — «Каких данных не хватает для оценки?». Чтобы найти ответ, декомпозируйте проект по методу иерархической структуры работ.
| Структурная декомпозиция работ или Work Breakdown Structure — это метод планирования, когда большие задачи делят на мелкие по принципу иерархии. Например: проект → этапы → задачи → подзадачи | 
Разбейте проект на логические этапы от общего к частному и нарисуйте их в Miro или Draw.io. Должна получиться многоуровневая древовидная схема с детальным описанием всех блоков работ. Ваша цель — проанализировать ее и найти, какой информации не хватает на каждом уровне.
Пример: декомпозиция для разработки интернет-магазина

Уровень 1 — общая структура проекта. Определяем основные разделы: Главная, Каталог, О компании, Корзина, Личный кабинет.
Уровень 2 — структура страниц. Разбираем, какие блоки должны быть на каждой странице: карточки товаров, формы, баннеры.
Уровень 3 — функциональные элементы. Декомпозируем каждую страницу по тому, как работает фильтрация, как отображаются карточки товаров, какие кнопки и формы нужны.
Уровень 4 — логика взаимодействий. Определяем, какие блоки взаимосвязаны, где потребуется динамика и сложные сценарии.
Когда ясна задача проекта и примерный план, следующий шаг — понять, как нужно выполнить работы. На каркас из схемы нужно добавить «мясо».
Убираем все абстрактное
Разработка сайта или любого другого продукта — технический процесс с четкими требованиями. Например, одну административную панель можно написать сотней разных способов и программисты должны понимать, какой из этих вариантов ждет клиент. Если не выяснить это заранее, на проект уйдет больше времени, а для fixed price это — убытки.
Берегите нервы команды и заказчика — сразу убирайте слепые зоны и заменяйте все абстрактные описания на конкретные.
В каких ситуациях нужна конкретика
#1. Размытая формулировка, которую каждый понимает как хочет. «Сделайте красиво», «разработайте, чтобы не падало» — все это относительные пожелания.
| Было | Уточняем | Стало | 
| Нужен удобный интерфейс | Удобный для кого? По каким UX-паттернам? | Нужен сайт для аудитории 60+ с адаптацией для слабовидящих | 
#2. Список функций без описания логики их работы. Это не гуд, потому что от количества фич зависят сроки разработки, а следовательно и стоимость проекта в целом.
| Было | Уточняем | Стало | 
| Сделать каталог товаров с фильтрацией | По каким критериям идет фильтрация? Как работает сортировка? | Разработать фильтрацию по названию бренда, полу и возрасту, цене товара | 
#3. Нет описания ролевой модели и пользовательских сценариев. Непонятно, сколько ролей нужно создать в админпанели и какие права будут у юзеров.
| Было | Уточняем | Стало | 
| Разработать систему управления заказами | Кто будет использовать? Администратор, клиент, менеджер? | Создать систему с ролевой моделью: - Менеджер, который обрабатывает заказ  | 
#4. Скудное описание интеграций и технологий для реализации проекта. Без технических требований программисты просто не смогут выполнять свою работу.
| Было | Уточняем | Стало | 
| Написать интеграцию с Microsoft Dynamics AX | Какая будет версия ERP-системы? Какой вариант интеграции: SOAP или REST? Какие данные нужно передавать? Есть ли среда для тестирований передачи данных? | Разработать интеграцию со следующими требованиями: Версия — 9.1.0.4050 Передача по SOAP протоколу Данные для передачи: остатки товаров на складах, скидки на товары, информация о заказах | 
Если заказчик охотно и подробно отвечает на вопросы, вы сорвали джекпот, поздравляем. Так происходит всего в 10% случаев.
Обычно разработкой со стороны клиента занимается продакт-менеджер или продакт-оунер, он и так разрывается от количества текущих задач. Новый запуск для него — еще одна головная боль, которую хочется свести к минимуму. Он часто сам ждет предложений от подрядчика и смутно представляет результат. Сколько бы встреч вы ни назначали, сколько бы писем ни слали в почте, есть шанс увидеть вместо требований перекати-поле.
Требуем сами от себя
Когда перспективы туманны, описывайте проект сами по здравому смыслу и опыту. Если второго мало, советую такой план: делаете свой вариант декомпозиции —> просите у руководителя посмотреть —> идете к исполнителям за оценкой реализации.
Примеры блоков и элементов можно подглядеть у конкурентов. Все-таки в любом продукте есть каркас базовых элементов: страниц, блоков, форм, кнопок. Например, интернет-магазин обычно состоит из главной страницы, страницы товара, корзины, страницы профиля, страниц авторизации и оплаты. Возьмите этот список за основу и адаптируйте под свою ситуацию.
| Всегда обсуждайте проект с дизайнерами и разработчиками — это база. Ведь именно исполнители знают все нюансы реализации. Например, только программист подскажет, нужно ли обновлять версию языка или пока нет. Только дизайнер оценит, сколько уйдет на «сайт как у Apple». | 
Изучаем важные связи между элементами и прорисовываем взаимодействие тех, что не учтены, но типичны.
Например, для сайта с каталогом стоит учитывать уровни вложенности, возможные фильтры или блоки сопутствующих товаров — это часто не указано в ТЗ, но всегда нужно.
Какая структурная схема должна получиться
В идеале такая, чтобы глобальных вопросов по реализации проекта не осталось. После грамотной декомпозиции вы должны знать архитектуру проекта, примерные трудозатраты и зоны риска, а еще спланировать возможности для оптимизации.
Пройдитесь по этому чек-листу для проверки декомпозиции на адекватность.
Архитектура
- Описаны разделы продукта, страницы и блоки на них. 
- Описаны все функции. 
- Есть список повторяющихся элементов. 
Трудозатраты
- Есть оценка по времени для всех типов работ. 
- Описаны этапы, которые могут идти параллельно. 
- Есть список боттлнеков, когда уйдет больше времени на разработку. 
Зоны риска
- Указано, если требования размытые. 
- Описаны модули с непонятной реализацией, которые возможно придется корректировать. 
Возможности для оптимизации
- Есть план, как сократить время на разработку через шаблонные решения. 
- Описаны работы, которые можно сделать быстрее по аналогии с другими проектами. 
Если поставили плюсик напротив всех пунктов, поздравляю. Можно выдохнуть — самое сложное позади. Объем работы зафиксировали, сроки и этапы спланировали. Осталось только все посчитать.
Отвечаем на главный вопрос: ну, что там с деньгами?
Чем больше деталей вы учли во время структурной декомпозиции работ, тем точнее будет смета по проекту. Вы не пропустите разработку фичи или этап релиза и потом не потратите еще месяц на оформление допсоглашений.
Что обязательно добавить в смету
#1. Трудозатраты
Исходя из количества часов, посчитайте общую стоимость каждого этапа работ. Обязательно учтите технические сложности — время на них и стоимость устранения.
#2. Время на коммуникацию
Все встречи по проекту, согласования макетов, уточнения и правки повлияют на сроки и стоимость релиза. Заложите все это в смету заранее и добавьте запас времени, чтобы не просрочить запуск из-за 30 итераций макета для главной.
#3. Итоговая оценка
Посчитайте финальную сумму и посмотрите, укладывается ли она в рыночные ориентиры. Если речь не о тендере, то я иногда предлагаю клиенту несколько вариантов сметы с разным наполнением и стоимостью реализации.
Вывод
Декомпозиция — спасение для проектов по разработке сферических коней в вакууме:
а) вам не будут сниться кошмары о костылях, которые пришлось впихнуть в проект в последний момент.
б) ни у кого в команде не будет приступа атаческой паники от того, что нужно делать непонятно что непонятно когда.
в) в глазах заказчика вы профессионал и надежный партнер, у которого все схвачено.
г) вы с командой сделаете качественный и классный проект, которым можно гордиться.
Комментарии (14)
 - AlexZloj23.07.2025 16:13- Тут по сути описан use-case. Но это не весь проект. Потом выясняется что нужна многоценовость, система правил для скидок, подарков пользователи с разными правами. Интеграции с чем только можно. И в итоге проект выйдет в два или три раза сложнее, чем нарисовано  - Gallowwape Автор23.07.2025 16:13- Привет, здесь описан один из немногих примеров, как это обычно бывает, когда приходит тендер и его необходимо оценить и декомпозировать, понятное дело, что можно эту схему детализировать до бесконечности, зависит от масштаба проекта 
 
 - pavia23.07.2025 16:13- На а в чём этот подход отличается от предварительной договоренности по содержанию, объему, ТЗ, срокам работ. Только тем что весь расчёт, довольно трудоёмкий, делается в рамках приценки, и как правило неоплачивается. Пример с ИМ неудачный, так как это типовая вещь и лучше использовать готовое, шаблонное, но черт будет в нетиповых хотелках, которые в разы перекроют трудозатраты, и мы вернёмся к началу, оценки этих хотелок, поиска их стоимости, консультаций со специалистами. Повторю мы находимся в приценке, а суммы уже огого. Хорошо, увидев суммы клиент отказывается от части хотелок, происходит экономия, но кто компенсирует такой подход аналитики, консультаций, выбранный типовой ИМ с минимальной маржой?  - Gallowwape Автор23.07.2025 16:13- Данный кейс как правило используется для тендерных историй, когда вы не договоритесь об оплачиваемом ТЗ или содержанию или объему. Т.е вы либо готовы его делать, либо нет, в данном случае - готовы) Затраты на аналитику скомпенсируются в рамках проекта, либо будут списаны в рамках привлечения по консультации для Sales отдела  - pavia23.07.2025 16:13- Странный тендер без предварительных условий и параметров, такое разве бывает? Тендеры это не про реальную оценку, а про попадание в ожидание. 
 
 
 - Aarrtteemm23.07.2025 16:13- Зачем париться и что-то придумывать если нет чёткого ТЗ, кому нужен продукт в конечном итоге, вам или клиенту? Нет ТЗ, нет результата. 
 - ToJIka423.07.2025 16:13- Когда изначально мало информации, вы имеете дело с контрагентом, который в ИТ ничего не понимает. И, получается, до оценки проекта так или иначе нужно создать ТЗ, в котором достаточно информации, что и сделано в статье. В идеальном случае нужно заключать договор на разработку ТЗ, а уже потом на разработку по ТЗ. И вот тут у меня на практике несколько выборов: 1) отказаться от клиента вообще, 2) сделать авансом ТЗ и понадеяться на заключение договора, 3) разработать ТЗ за отдельную плату. В начале пути о первом варианте я вообще не думал как о допустимом, а сейчас это способ спокойно жить. Скоринг клиента в помощь. 
 
           
 
olku
Много лет назад клепали сайты и порталы всякие. Эмпирически пришли к формуле 1-2 дня на экран, это фронт, бек и база, иначе в конкурсе не победить. От этой метрики были выстроены процессы, скиллы и инструменты. Да, дашборды крадам рознь, но в среднем на то и получалось. Сейчас технологии другие, экран уже не совсем экран, а layout для всякого. Но есть ощущение, что ожидания все те же. Похоже на вашу статистику?
Vorchun
Все так, но иногда случаются лендинги и магазин с интеграцией. Тут, таки, чуть иначе )
olku
Интеграции тоже считали, 3-5 дней на внешнюю систему. Она идёт отдельной строкой, метод экранов к ней не применим. По факту она быстрее, особенно типовая, но закладывали риски отсутствия данных и доступа. Похоже на вашу статистику?
Vorchun
+/- да Мы работали с Битрикс. В целом, проекты однотипные. Если что-то прям непонятное, то или брали время обсудить конкретно этот момент, или брали 5-7 дней.
Опять же, мы говорим о "быстрой" оценке по основному профилю.
Если проект совсем кастомный - какой-нить ЛК - то считали через партнеров или продавали ТЗ и по нему уже оценку.
olku
Да, продавать проектную документацию это идеально, сейчас даже компании есть в которых только архитекторы - на входе mind dump клиента, на выходе arc42. Но к сожалению не всегда возможно.
marshinov
Можете привести пример компании, создающий arc42 по брифу на заказ? Никогда не сталкивался
olku
Пришлось покопаться в архивах. Было два интервью с такими, линк сохранился от одной https://www.linkedin.com/jobs/view/3683260438/