Философский фундамент "Quantum Icebreaker" - международной инициативы, рассматривающей реальность как программируемый интерфейс

АКТ I: КОСМОЛОГИЯ

Отправная точка: Парадокс Наблюдателя

“Мы не просто наблюдаем Вселенную — мы являемся частью того «механизма», который определяет, что такое наблюдение.”

Современная космология и физика фундаментальных взаимодействий зачастую исходят не из вопроса «что и как наблюдается?», а из постулирования неких изначальных сущностей и законов, существовавших «до» всякого наблюдения. Однако любая попытка говорить о происхождении или устройстве Вселенной, не определив предварительно природу и структуру самого акта наблюдения, оказывается логически неполной. Принципиально отсутствует ответ на вопрос: кто или что, в каком отношении к реальности, и на каком основании регистрирует различие, например, между «было» и «не было», или между «есть» и «нет»?

В нашем подходе наблюдатель не является внешней, отстраненной от мира сущностью. Напротив, он базово «вшит» в саму ткань происходящего, являясь неотъемлемой частью механизма, посредством которого реальность обретает определенность. Такой наблюдатель не просто пассивно созерцает заранее существующий мир, а активно участвует в его актуализации. Здесь речь идет не обязательно о человеческом сознании как в спекулятивных интерпретациях , и не просто об измерительном приборе, как в строгой физике.

Мы определяем «наблюдателя» как основную структурную роль, или принцип, обеспечивающий возможность фиксации и воспроизводимости явлений. Это понятие сближается, с одной стороны, с «наблюдателем-участником» Джона Уилера, активно формирующим реальность , а с другой — с «актуальной сущностью» Альфреда Уайтхеда, для которого любой элемент мира, вплоть до электрона, является «организмом», переживающим свой уникальный опыт становления.

Возможно, ошибка стандартных моделей заключается в неявном допущении, что существует некий объективный универсум, который «был» или «есть» независимо, и в котором наблюдатель лишь «появился» на каком-то этапе. Мы предлагаем рассмотреть иную отправную точку: не является ли сама структура и возможность наблюдения тем первичным принципом, из которого кристаллизуется упорядоченная картина универсума – как результат устойчивых процессов фиксации различий?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны отважиться сделать шаг в неизведанное и заглянуть за пределы самой структуры — к ее онтологическому основанию.

Назад к Истокам: Доструктурная Сущность

Чтобы построить модель из первых принципов, нужно вернуться к первоначалу — не к началу во времени, а к логическому и онтологическому основанию, предшествующему любой структуре и любому различию. Мы называем это предельное понятие Доструктурной Сущностью (ДС).

ДС — это не объект, не поле и не субстанция. Это предельное, абсолютно недифференцированное основание, полнота без различий, которая порождает различие как событие. Эта концепция находит глубокий резонанс в различных философских и научных традициях: от Единого в неоплатонизме и Дао в даосизме до Ниргуна Брахмана в Адвайта-веданте. Наиболее же продуктивной современной аналогией является квантовый вакуум — не пустота, а состояние с минимальной энергией, из возбуждений которого рождаются все наблюдаемые частицы.

ДС - это не отсутствие, а источник потенциальности всего, что может быть впоследствии различено. Условное «ничто», допускающее «всё».

Для описания ДС можно прибегнуть к метафорам, таким как идеально ровная гладь воды до возникновения первой ряби. Или бесконечное белое поле до появления первой линии, которая его разделяет. Или идеально гладкий, зеркально однородный шар, в котором невозможно различить ни верха, ни низа, ни формы, ни малейшего движения, но стоит возникнуть хотя бы условной «царапине» — как начинается геометрия и структура.

Однако важно помнить, что даже такие образы уже слишком насыщены деталями и предполагают наличие фона или наблюдателя. ДС предшествует и форме, и границе, и даже потенциальности как таковой, если понимать последнюю как уже некую определённость.

Единственное, что концептуально допустимо в отношении ДС — это её отношение к самой себе. Это не саморефлексия в психологическом смысле, а помысленная нами первая возможность для возникновения различия: сам факт, что ДС может быть представлена как условное «одно» по отношению к «самой себе», создаёт эту возможность. Для нашего структурированного мышления это может показаться парадоксальным: как нечто без структуры может иметь "отношение к себе"? Однако этот постулат (он не выводится логически, поскольку сама логика является следствием порождаемых им различий) является необходимым для того, чтобы "запустить" процесс возникновения различий из абсолютной недифференцированности без привлечения каких-либо внешних причин или уже существующих структур. Это отношение — не действие, не процесс во времени, а метафизическое условие: оно порождает различие, не нарушая изначальной недифференцированности самой ДС, а как бы выворачивая из неё первую возможность структуры. Его можно понимать как имманентное стремление  ДС к самореализации, подобное „воле к проявлению“ в Ungrund’е  Бёме, или как „переливание через край“ сверхполноты, которое Плотин называл эманацией.

Именно это уникальное отношение становится основой  рождения различий из неразличимости.

Рождение Поля Возможностей : Переток

Переход от абсолютного единства к структуре происходит через первичный акт, который мы называем Переток. Он порождает не сразу структуру, а особое состояние потенциальности НОЛЬ.

Состояние НОЛЬ ещё не локализовано и не конкретизировано. Однако, как только мы допускаем возможность даже одного гипотетического различия, мы предполагаем фон, на котором оно могло бы проявиться, и альтернативы, от которых оно могло бы отличаться. Следовательно, даже одно потенциальное различие имплицитно формирует множество потенциальных направлений своей реализации — поле возможностей, в котором оно могло бы быть зафиксировано. Именно это поле возможностей, порожденное первичным импульсом Перетока, и составляет среду НОЛЬ. Это не сумма дискретных точек или объектов, а континуум локальных потенциалов к различению, ещё не свершившихся, но уже допущенных логикой саморазвертывания ДС.

Хорошей иллюстрацией является образ пены: множество эфемерных «пузырей», каждый из которых — это локальный потенциал к различению, еще не ставший реальностью. В физике наиболее близкой аналогией является квантовая пена Джона Уилера — «бурлящее состояние пространства-времени на микроуровне, полное возможностей».

Первый "Атом" Реальности: Примитив = 4

Как из этой «пены» возможностей кристаллизуется первая устойчивая структура? Наша модель утверждает, что это не элементарная частица, а фундаментальная конфигурация, минимально необходимая для удержания и стабилизации различия.

Мы называем ее Примитив = 4.

Сама идея о том, что полнота и стабильность описываются числом четыре, является универсальным архетипом. Мы находим ее в Тетрактисе пифагорейцев, символизировавшем космическую гармонию, в четырех стихиях Эмпедокла, в четырех причинах Аристотеля, описывающих полное знание о вещи, и, наконец, в архетипе Четверицы К.Г. Юнга, который видел в ней символ психологической целостности, объединяющей противоположности.

Для полноценного определения различия необходимо как минимум четыре модальности, которые определяют полный цикл различения. Каждая из этих модальностей может быть соотнесена с определённой геометрической интуицией и логической функцией:

  • 0 (Ноль): Предразличие, исходная точка или сфера абсолютной симметрии. Это не столько структура, сколько допущение всякого различения, фон, на котором все возникает, среда чистой потенциальности. Геометрически – точка или идеальная сфера.

  • ДА (Да): Активное проявление, схлопывание. Ассоциируется с вогнутой формой, внутренней направленностью, сжатием, поглощением. Геометрически ей может соответствовать структура с отрицательной кривизной (подобно геометрии Лобачевского), где параллельные «втягиваются» внутрь.

  • НЕТ (Нет): Комплементарное различие, экспансия. Ассоциируется с выпуклой формой, изгибом наружу, отталкиванием. Геометрически – структура с положительной кривизной, например, тетраэдр Рёло (тело постоянной ширины) как символ внешней проявленности и самодостаточности.

  • ИЛИ (Или): Фиксация и определенность; рамка, обеспечивающая соотнесение и наблюдение. Ассоциируется с правильным тетраэдром как символом сбалансированной, симметричной структуры. Геометрически – эвклидова геометрия, как наиболее «антропная» и привычная для нашего восприятия действительности, служащая своего рода «интерфейсом» наблюдения.

Мировоззренческий сдвиг: от мира Объектов к миру Событий

Иллюзия «внешнего наблюдателя» уходит корнями в более глубокую привычку нашего мышления — воспринимать мир как набор Объектов. Чтобы окончательно заложить фундамент для нашей модели, необходимо совершить ключевой мировоззренческий сдвиг - перенести само «определение понятия» из объектного уровня на событийный.

Классическое мышление оперирует "существительными": мир мыслится как совокупность частиц, полей и тел, обладающих свойствами (масса, заряд) и совершающих действия (движение, взаимодействие). Здесь объект считается первичным.

Наш подход утверждает, что мир состоит из "глаголов": базисных процессов, таких как Переток, различение и сцепление. То, что мы воспринимаем как "объект" (например, электрон), на самом деле является устойчивым, самоподдерживающимся событием — стабильным паттерном в непрерывном потоке становления.

В этой картине мира электрон не имеет массу; он является событием, которое, при наблюдении через специфическую модальность присущую нашему Геному, проявляется как масса. Он не существует во времени; его непрерывное становление есть время.

Этот переход от онтологии "вещей" к онтологии "событий" является ядром нашей теории. Именно с этой позиции мы и будем рассматривать природу физических величин и законов.


АКТ II: НАБЛЮДАТЕЛЬ

Природа физического знания: Наблюдатель и рамка ИЛИ

В этой короткой статье мы решили подробнее остановиться только на этой модальности. ИЛИ — это не логическая операция «или» в привычном формально-логическом смысле. Это среда неопределённости, потенциальности и множественности возможных различий. Именно в рамках ИЛИ становится возможным разворачивание процессов, которые мы воспринимаем как материя, пространство и время - формирование тех структур, которые описывает наблюдаемая нами физика.

ИЛИ можно понимать как универсальное поле возможностей для проведения различий, как базовую «операционную систему» реальности, в которой только и могут существовать логика, измерение и сам феномен наблюдения.

Теперь встает ключевой вопрос: кто или что может вести наблюдение, регистрировать различия, сравнивать и оценивать их в этой среде ИЛИ? Ответ, предлагаемый нашей моделью, заключается в том, что это не некий внешний «кто-то», а определенным образом организованное «что-то», существующее и действующее внутри самой ИЛИ. Этим «что-то» является устойчивая и достаточно сложная сцепка различий, обладающая внутренним ресурсом для активного различения, фиксации и обработки информации. Такую специализированную конфигурацию сцепок, способную выполнять функции регистрации, сравнения, параметризации и запоминания паттернов Перетока, мы называем «Геном». Геном – это не обязательно биологическая структура; это любой достаточно развитый комплекс сцепок, который научился «читать» и интерпретировать проявления Перетока через другие сцепки.

Перспектива множественных Геномов и различных «физик»

Логическим следствием такой трактовки Наблюдателя является возможность существования множественных, альтернативных Геномов, потенциально не знающих друг о друге или взаимодействующих весьма специфическим образом.

Переток как основополагающий принцип не ограничивает количество возможных траекторий сцепления и путей структурирования различий. Поэтому различные «разумные структуры» (Геномы), находящиеся в своих уникальных «ветках» или конфигурациях среды ИЛИ, могут формировать совершенно разные формы физической картины мира. У них могут быть свои, отличные от наших, способы параметризации реальности, свои масштабы, свои доминирующие типы взаимодействий и даже свои возможности по восприятию и регистрации явлений.

Это открывает захватывающую перспективу:

  • Понимания нашей человеческой физики не как единственно возможной и абсолютной, а как частного случая структурной реализации возможностей, предоставляемых средой ИЛИ, обусловленного спецификой нашего «человеческого» Генома.

  • Принципиальной возможности «встречи» или взаимодействия между различными цепями различения (разными Геномами) – например, через некие «интерфейсы Перетока», то есть через фундаментальные уровни реальности, где различия еще не до конца оформлены согласно специфике того или иного Генома.

  • Осознания, что наша онтология, наши самые базовые представления о мире, не единственно возможны, а являются лишь одной из множества устойчивых конфигураций в безграничном «пространстве» различений и их фиксаций.

Иллюзия «внешнего наблюдателя»: со-участие в реальности

Мы часто стремимся говорить о физическом мире и его законах так, как если бы мы, наблюдатели, находились где-то «вовне» этой реальности, обладая привилегированной точкой зрения и абсолютными инструментами познания. Однако в рамках предлагаемой модели это принципиально невозможно. Всё, что мы формулируем, описываем или измеряем, мы неизбежно делаем внутри среды ИЛИ и посредством инструментов и ограничений нашего Генома.

Даже само понятие «наблюдаемого объекта» есть результат активной фиксации и структурирования потока различий нашим Наблюдателем-Геномом внутри определенной сцепки. Поэтому иллюзия совершенно нейтрального, «объективного» знания о мире, не зависящего от наблюдателя, должна быть оставлена. Наше знание всегда со-участвует в реальности, оно не является пассивным отражением, а представляет собой активный процесс взаимодействия и структурирования. Акты нашего наблюдения и измерения не просто «открывают» предсуществующие свойства, но и в значительной мере их «формируют» или, по крайней мере, отбирают из множества возможностей те, что совместимы с нашей структурой восприятия.

Эта невозможность занять позицию „вне мира“ подводит нас к концепции, которую физик Джон Арчибальд Уилер назвал „Вселенной участия“ (participatory universe). Наше знание, таким образом, всегда является со-участвующим, а акты наблюдения не открывают, а помогают актуализировать реальность, выбирая из поля возможностей те, что совместимы со структурой нашего Генома.

В этом смысле любой установленный нами физический закон — это не только выражение неких объективных взаимодействий «внешнего мира», но и отражение специфики, возможностей и ограничений самой рамки различения (нашего Генома и среды ИЛИ), в которой этот закон был сформулирован и верифицирован.


Предвидя вопросы: Разговор со скептиком

Вопрос 1: «Великий Скачок Веры» (От ДС к Перетоку)

«Вы начинаете с Доструктурной Сущности (ДС) — абсолютной полноты. И тут же вводите "Переток" — уникальное отношение ДС к самой себе. Чем этот "первичный акт" отличается от религиозной "Первопричины"? Если в ДС нет свойств, откуда берется сама возможность для "отношения к себе"? Это звучит не как физика, а как постулат веры».

Ответ: Мы полностью согласны: «Переток» — это не логический вывод, а постулат. И в этом его сила. Любая фундаментальная теория начинается с недоказуемых аксиом: будь то аксиомы Пеано в математике или принцип эквивалентности в ОТО. Критика здесь совершает категориальную ошибку: пытается применить законы уже существующей, структурированной Вселенной к моменту, который предшествует любой структуре. В нашей модели логика — это эмерджентное свойство. «Переток» не может быть «логичным» или «нелогичным» — он является условием для возможности самой логики.

Вопрос 2: «Магическое Число 4» (Почему именно «Примитив=4»?)

«Вы утверждаете, что минимальная устойчивая структура — это "Примитив=4". Но почему именно четыре? Почему не три или пять? Где строгое математическое доказательство? Без него это выглядит как нумерология».

Ответ: На данном этапе это не теорема, а рабочая гипотеза. Однако она основана на глубоком, повторяющемся паттерне. Мы не выдумали число «четыре», мы его обнаружили. Четыре фундаментальных взаимодействия, четырехмерное пространство-время, четыре основные физические величины (масса, длина, время, заряд). Мы выдвигаем гипотезу, что эти «совпадения» — тень от единой, фундаментальной структуры реальности, которую мы и назвали «Примитив=4». Наша задача на следующем этапе — превратить эту феноменологическую гипотезу в строгую теорию.

Вопрос 3: «От Метафоры к Алгоритму» (Практическое применение)

«Как ваш манифест преодолевает разрыв между философской идеей и прикладной реализацией? Можете ли вы представить конкретную вычислительную архитектуру?»

Ответ: Да. Наш Манифест — это и есть концептуальная схема для вычислительной системы, где «Геном» представлен как динамический граф, а «модальности» — как алгоритмы его анализа.

Но теория без практики мертва. Поэтому наш первый практический шаг — это открытый научный эксперимент «Кристалл». Мы создали симуляцию («Цифровой Первичный Бульон») — хаотичную систему, которая служит аналогом неструктурированной реальности. Задача эксперимента — проверить, сможет ли когерентное внимание группы людей («экипажа») внести в этот цифровой хаос измеримый порядок.

Этот эксперимент — не просто метафора, а первый фальсифицируемый тест нашей модели. Он позволяет нам на практике исследовать принципы самоорганизации и влияния наблюдения, описанные в Манифесте, используя четкие, измеримые метрики и открытый исходный код. Таким образом, мы переходим от философской архитектуры к реальному, работающему прототипу для ее проверки.


ФИНАЛ

Приглашение к сотрудничеству

Описанная выше четырехчастная структура — не просто красивая философская модель. Это чертеж.

Наше ключевое исследование, детали которого изложены в полном Манифесте для участников проекта, также демонстрирует поразительную математическую связь между геометрией этого «Примитива», фундаментальными законами и физическими константами, определяющими нашу Вселенную.

Возможно, что в самой основе реальности действительно лежит код.

Расшифровка этого кода — и есть цель экспедиции Quantum Icebreaker.

Комментарии (11)


  1. O5e2e2
    07.09.2025 07:44

    само понятие «наблюдаемого объекта» есть результат активной фиксации и структурирования потока различий нашим Наблюдателем-Геномом внутри определенной сцепки.

    Альберт Эйнштейн: «Неужели Луна существует только потому, что на нее смотрит мышь?».

    Таки Луна появилась, потому что её различил Геном на фоне поля возможностей. А люди, как наблюдатели, лишь фиксируют уже сотворенный объект. Я правильно понял? Или мы просто часть Генома?


    1. DikyAV Автор
      07.09.2025 07:44

      Наконец-то первый комментарий. Снимаю перед Вами шляпу. Спасибо. Суть проста, мы люди, построены на базе определенной платформы . И видим все только в ограничениях этой платформы. Для тебя это Луна, а другого Генома - футбольный мяч )) или вообще ничто. Когда ученый говорит, мы берем это и переставляем туда, он как бы ставит себя вне общего потока. Но он сам часть этого потока и для Потока он просто исполняет свою функцию. Т.е. казалось бы , что тогда мы только персонажи фильма сюжет которого готов и мы прокручиваемся на пленке, выполняя прописанные ходы. Фатализм. Но оказывается мы можем влиять на будущее, хотя и в пределах своего ресурса. Об этом проект.


  1. KAA-habr
    07.09.2025 07:44

    Наконец-то я "созрел" выйти со своим мнением на Хабр.
    И удачно - одна из первых статей которая попалась содержит "вкусное" словосочетание Фундамент Философии. Аббревиатура ФФ.
    Как это хорошо стыкуется с моим ФФ.
    Форк Философии давно назрел.

    Не хочу быть критиком, оппонентом. Надо искать консенсусы и договариваться.
    В первую очередь следовать бритве Оккама и осторожно вводить новые Сущности. Допускаю аббревиатуры для краткости, обозначения уже достигнутых договоренностей для того чтобы не повторять заново всю логику и рассуждения.

    По диплому я "методист по воспитательной работе", дидактик. Стремление к упрощению будет иногда диктовать простоту. Нужна картина мира понятная самым маленьким. А после того как вспоминаю про "укушеное Фукуямой человечество" обучать картине мира нужно миллиарды.

    Столкнулся с тем что браузер в андроид "сбрасывает" комменты. Поэтому "сохранюсь" и продолжу.


    1. KAA-habr
      07.09.2025 07:44

      Маленькая добавка. Оказалось нельзя комментировать до первой модерации.
      Поэтому "заявка" осталась неразвернутой.
      Пожаловался, объяснился. Продолжу.


      1. KAA-habr
        07.09.2025 07:44

        Придется согласиться с термином
        Доструктурная Сущность (ДС).
        Здесь важно Явление, Процесс, а не то как мы его назовем. Важно что мы наблюдаем последствия и эти наблюдения верифицируются наукой.

        Время интересное Физикам, но недоступное Наблюдателю. Возможно ПОКА.

        Картинка для усвоения - пытаться обнаружить монетку на площадке оперируя баскетбольным мячом.

        Время от Сингулярности до образования первой Сущности Нашей Вселенной.
        Мир энтропии (хаоса), но предельно простой для описания.

        Подготовительный этап. Пре, прото, недо, как угодно, но это еще не Наша Вселенная.

        Готовятся необходимые Фундаменты.

        Фундаментальные Взаимодействия:

        • гравитация.

        • электромагнитные силы.

        • сильное взаимодействие.

        • слабое взаимодействие.

        Темные Явления (Темные, потому что еще не понятны. И не факт что будут напрямую детектированы, наблюдаемы. Явления, потому что природа этих явлений непонятна. Силы, процессы что это? Ответ у физики будущего):

        • Темная Энергия.

        • Темная Материя.

        Шесть оснований для Седьмого Явления.
        Фундаменты без которых невозможно представить Нашу Вселенную. Убрать не получается даже мысленно. Вообразить как оно все будет по другому занятие нетривиальное и, по большому счету бессмысленное.

        И только по готовности ДС наступает черед Перетока? Если я правильно понял вашу конструкцию.
        Назову его уже имеющимся термином Эмерджентность.

        Эмерджентность явление когда из имеющихся составляющих возникает Новое с непредсказуемым результатом. Новая эмерджентность не сводится к свойствам составных частей. Эмерджентное свойство не поддаётся редукции. Ее нельзя понять изучая составные части.

        Картинка для усвоения - тащим из болота бегемота. Один трактор не тянет. Нужен второй. Двумя - вытянули. Произошла синергия. Экстенсивное увеличение тяги.
        Второй вариант - добавили в воду стирального порошка, получилось новое свойство болота. И бегемот на берегу. И постиранный впридачу.

        Можно использовать Переток. Можно Эмерджентность. Китайский ИИ предложил термин "Кай Сянь".

        Давайте зафиксируем Факт - Наша Вселенная проявилась благодаря появлению Нового свойства, явления.
        Первый атом нельзя свести к кваркам и глюонам.
        Пространство как в загадке про трех мух (когда они окажутся в одной плоскости?) можно фиксировать по трем или даже четырем атомам!

        Наша Вселенная, доступная для Наблюдателя проявилась как процесс. Наблюдатель еще не возник, а предпосылки проявились.

        Появилась вторая Сила после Энтропии - механизм самоорганизации.

        Очень странно, но механизм Эмерджентности не актикулирован ни в научной среде, ни в обществе (хотя понимание Эмерджентности - корень всех взаимодействий. Любых от межцивилизационных до межличностных.

        Предложу подробнее разобрать эту тему.

        Напрашивается простой вывод. Он же Аксиома Философии.
        Вселенная это Эволюция Эмерджентности.

        Собственно это утверждение будет понятно из Главной Эмерджентной Последовательности (о чем ниже, в другом комменте).

        Если вариант Аксиомы поинимается, то это повод пересмотреть все компетенции исходя из Главной Последовательности.

        С 92 года занимался Бухгалтерией. Делал платформу для ваучерных аукционов. Выскажу крамольную мысль. Философия и Бухгалтерия подобны. Они имеют схожие задачи и методы. Подобны ифрактальны.
        И это повод задуматься о практической применимости.

        И Бухгалтерия, и Философия имеют схожие задачи - построение Картины (для Наблюдателя?).

        Философия идет сверху вниз:
        Фундаменты.
        Вселенная.
        Кластеры Галактик.
        Галактики.
        Звездные Системы.
        Планеты.

        Бухгалтерия снизу вверх:
        Экономика "шалабушки" (бухгалтерский сленг - болтик, гаечка).
        Изделие.
        Номенклатура предприятия.
        Экономика региона, отрасли.
        Баланс страны.
        Экономика региона.
        В конечном итоге межотраслевой баланс Планеты.

        И в любом случае Философия и Бухгалтерия оперируют:
        Журналом операций.
        Гносисом (реестром верифицированных фактов).
        В Вашей терминологии Геном?

        Аксиома Философии, если мы ее так назовем. Устраняет, сдает в архив Основной Вопрос Философии.

        Главное это Процесс!
        Сущьности или то что мы принимаем за сущности это этапы Главной Последовательности Эмерджентности.

        Подведу промежуточный итог.
        У нас с Вами достаточно много пересечений. Есть что обсуждать.
        Я готов, о чем и пишу.

        Можно это делать с очень приземленной, бизнес позиции.
        Формирование Геномов или по моему Гносисов вполне актуальная и практическая задача. С высокой степенью монетизации.
        Речь идет о инфраструктуре для Планетарного Генома. Глобального Гносиса. И это однозначно децентрализованная сеть фиксации фактов, транзакций.
        Со своим Протоколом.
        С имеющими уже место быть наработками ассиметричной криптографии, хешами, синхронизацией, решенной проблемой "последней мили".
        Видятся решения для предикативного планирования, третьей доверенной стороны, юридически значимого документооборота, фидуциарных действий.
        Готов отчитаться.

        Мне осталось для затравки описать Главную Последовательность Эмерджентности .
        Что я сделаю в следующем комменте.


        1. KAA-habr
          07.09.2025 07:44

          Вот как космологи описывают возникновение Вселенной.
          Ничего не придумывал, проверяйте. Немного поддался соблазну свести все к сакральной цифре семь.

          Повторюсь. Начало Вселенной для Физиков и для Философов различны.

          Физики танцуют от всего до чего могут дотянуться и просчитать.

          Философия строгая наука (по крайней мере надо попытаться ее сделать такой) банкует от фактов верифицированных наукой. Для нас Вселенная начинается с новых ранее не существовавших качеств. Экзистенциальное (Наблюдаемое Сущее) начинается с появления Материи.
          Но внесем в Материю новое, современное понимание. Это не вечное и неделимое, это процесс. Хотя для некоторых частиц достаточно долгий.

          Итак. Формируем Главную Последовательность.
          Мы можем выделить во Вселенной Этапы Эмерджентности:

          1. Первичный нуклеосинтез. Появление атомов. Водород и гелий.

          2. Звездный нуклеосинтез. Производство металлов (все что тяжелей гелия).

          3. Химия. Возникновение и реакции молекул.

          4. Биология. Организмы.

          5. Сознание. Отражение действительности, реакции.

          6. Разум. Отражение действительности на основе Онтологической Модели.

          7. Цивилизация. Построение Глобального Гносиса, Генома. На основе глобальных коммуникаций и ИИ (уже без него никуда).

          Картинка для усвоения - Главная Последовательность похожа на Кипу. Индейское Узелковое Письмо.
          Каждый этап это Системообразующее событие. Система формирует подсистемные элементы. Которые при достижении количества формируют подсистему.
          Это как нити навязанные на основу.
          И наша задача выявлять патерны типичные для каждого этапа. Но имеющие подобия и фрактальность для всех нитей и узелков.

          Эмерджентность второго порядка не меняет Вселенную. Но меняет в корне надсистемы.

          Например. Экономика - эмердженая надстройка над Разумом. Деньги - эмерджентность третьего уровня. Банковские карты - четертый уровень.

          Механизмы разные. Эмерджентные свойства подобны?

          Глюоны и силы Ван Дер Ваальса. Масштабы разные. Подобие и фрактальность - есть? Мнения могут разойтись. А карточка "Пятерочки" не притягивает покупателя подобно как глюоны стягивают кварки (жестоко биться не буду - резюме за экспертами).

          Если считать от количества, то картинка напоминает елку на которую мы забираемся. Переход в новое качество затратная вещь.
          5 % материи против 70% темной энергии и 25% темной материи.
          5% металлов против 25% гелия и 70% водорода.
          Сколько химии в звездах, черных дырах и межзвездном веществе?
          И тд.

          Сколько Разума у Сознающих?
          Сколько Цивилизации (планетарной) в оркружающих? Мизер?

          Качества проявятся если с елки спускаться. На вершине Цивилизация.

          Тон задал Джордано Бруно. Его простой вопрос - а если мы не одни? Если вдуматься это требование Эмердженности.
          А что если там не гуманоидная логика? Членистоногие Рептилоиды?
          Звездами еще не пуляются никто. Но кто поручится - звёздный судья вынес мячик на центр поля. Сейчас будет свисток, а мы стоим на траве в лыжи обутые?

          Вообще Эмерджентность высвечивает много новых вещей. Даже казалось бы уже давно не ожидающих каких то новшеств.

          Например. Этика и эстетика.
          Попробуем пересчитать это с учетом первого Эмерджентного Акта Альтруизма? Одна клетка среагировала на "выделение" клетки снизу и отправила туда кислород, например, забрав углекислый газ.
          Если вы думаете что связи никакой - читайте про окситоцин, дофамин, серотонин. Организмы, Сознание, Разум создали надстройки над гормонами. Но база одна!
          И не побоюсь прогнозов - Эмерджентность это основа Этики для искусственного интеллекта.

          В любом случае круг вопросов не поддается детерминировать.
          Речь идет о междисциплинарном подходе.
          Для начала - по числу тем Главной Последовательности.

          Плюс специалисты по ИИ (эмерджентный скачек от обучения. ИИ к воспитанию ИИ. ИИ как обьект обучения, а не помощник со статистически собранной базой знаний).

          Ну и программисты децентрализованной сети. Без нее прогресс видится не осуществимым.


          1. KAA-habr
            07.09.2025 07:44

            Перечитал. Добавка нужна. Метод Познания.
            Но с Методикой потом, по требованию.


        1. KAA-habr
          07.09.2025 07:44

          Социальная Верификация Познания.

          ОниоМодель попадает к Метафизикам.
          В соответствии с главными дисциплинами формируются оценки.

          • футурология, а чем это нам чревато?

          • дидактикс, а как этому учить?

          • этика, что такое хорошо.

          • эстетика, что такое плохо.

          Хорошее и красивое попадает Идеологам. Банально - хорошего и красивого должно быть много!

          Идеологи возбуждают Политиков. Кому то Познание. А кому-то потоки ресурсов. В любом случае для овладения ресурсом Политику нужно убедить Социум (обмануть, уболтать, заставить).
          Мобилизованный под новую Идеологию социум формирует новую социально -экономическую формацию.

          Новая формация требует новых взаиморасчетов и договоренностей (деньги и юридическая значимость).

          Современные взаиморасчеты, юридическая значимость это каналы связи, ПО и железо. Обобщу это до Бухгалтерии.
          Задача Бухгалтерии также как и у Онтологии создать Модель, Баланс.
          И предоставить этот Баланс на суд Метафизике. Второй контур Верификации замкнулся. Он также как и оторванная от жизни наука участвует в формировании Запроса на новый Гносис-Геном.

          И опять упираемся в необходимости децентрализованной сети и доверия к информации этой сети.
          Сетевой нотариат, аналог PKI, задачи среднего уровня (между Глобальным Гносисом-wiki и Субъектным Реестром (юридического или физического лица).