
Сейчас музыка живет в приложениях и ваших плейлистах. Чтобы послушать великую классику или модный рэп, достаточно сделать пару кликов. И все это онлайн, а если хотите оффлайн-решение, из облака музыка сразу скачивается на телефон. Но всего 100 лет назад каждая проигранная мелодия требовала механики, а в 80-е она только начинала цифровизироваться.
В этой подборке пройдем путь главных устройств, которые меняли не только формат хранения звука, но и саму жизнь. Детали внутри.
Фонограф / граммофон
Как часто на неделе вы задумываетесь о Римской империи о том, как на балах конца XIX века танцевали? Под какую музыку это происходило и кто или что ее тогда играло?
Музыка не была фоном для пробежки как сейчас, а была механическим чудом, записанным вручную. Именно фонограф и граммофон позволили музыке превратиться в вещь, доступную каждому в собственном доме. Первые попытки записать звук на цилиндры принадлежали Кро и Эдисону в 1877 году.
Как же работала технология? Звук рождался благодаря игле, без капли электроники. Принцип их работы основан на механическом преобразовании звуковых волн в физическую форму, а затем обратно в звук.

В первых фонографах звук записывался на вращающийся цилиндр, покрытый мягким восковым слоем. При записи звуковые колебания передавались игле, которая прорезала микродорожки (царапины) с переменной глубиной и шириной на поверхности воска. Эти дорожки были физической анаграммой звуковой волны. По сути, физический аналог колебаний звука. При воспроизведении игла вновь проходила по этим микрорельефам, двигаясь вверх и вниз или в стороны, в зависимости от типа записи (вертикальная или горизонтальная).
Колебания иглы передавались на диафрагму или мембрану, которая преобразовывала колебания в звук. Цилиндр вращался с помощью заводного механизма с пружиной, контролировавшего скорость прокрутки.
Эмиль Берлинер пошел дальше: он заменил неудобные цилиндры на плоские диски и запатентовал граммофон 26 сентября 1887 года. Первые пластинки делали из цинка, потом перешли на эбонит, а позже на шеллак — материал становился лучше по мере развития технологии. Резец, связанный с вибрирующей мембраной, вырезал на лакированном диске спиральный след, который при тиражировании переносился на пластинку. А при заводе пружины диск крутился, игла бежала по спирали и превращала вырезанные колебания обратно в звук. Звуковая дорожка вырезалась по спирали от внешнего края к центру.

Главное техническое преимущество — поперечная запись. Она снизила искажения в разы и дала более громкое, чистое воспроизведение. Граммофон стал более популярным проигрывателем.

Selectel Tech Day — 8 октября
Разберем реальный опыт IT-команд, технический бэкстейдж и ML без спецэффектов. 15 стендов и интерактивных зон, доклады, мастер-классы, вечерняя программа и нетворкинг. Участие бесплатное: нужна только регистрация.
Винил и проигрыватель
Продолжением граммофона стал проигрыватель виниловых пластинок. Проигрыватель — это электрофон с электромотором, приводом и электронной схемой усиления звука. Вибрации иглы преобразовывались в электрические сигналы, которые проходили через фонокорректор и усилитель для того, чтобы слушать музыку через внешние колонки или наушники. Конечно, как и в случае с граммофоном, необходим был материал, на который все бы записывалось. Им была виниловая пластинка — плоский диск из поливинилхлорида с нанесенной спиральной аналоговой канавкой.

При этом воспроизведение винила — процесс тонкий и требующий точной настройки тонарма, выбора качественного картриджа и правильного давления иглы, чтобы сохранить качество звука и избежать износа пластинки. Тонарм — это сбалансированная и отрегулированная деталь, обеспечивающая движение иглы по дорожке.

Особенность винила в том, что запись здесь аналоговая, то есть звук хранится в непрерывной форме, близкой к естественным звуковым волнам. Из-за этого многие ценители винила говорят о так называемом «теплом звуке» — мягком, насыщенном и живом звучании, которое сложно полностью воспроизвести с помощью цифровых форматов.
Радио и транзистор
Почти каждый слышал, что радио изобрел Александр Попов — имя давно стало символом российского вклада в эту революционную технологию. Еще в 1895 году, показывая свой прибор, он передавал сигналы азбукой Морзе на расстояние до нескольких сотен метров. Для того времени это было настоящее чудо техники — возможность без проводов передавать информацию. Однако Попов больше был ученым-изобретателем, который сосредоточился на практических экспериментах и не спешил оформлять патенты или создавать бизнес.

Параллельно в Англии молодой итальянец Гульельмо Маркони работал над подобной идеей: он был не только инженером, но и предпринимателем, который видел не только техническую, но и коммерческую выгоду изобретения. В 1896 году Маркони подал первый патент на радиосвязь и уже через несколько лет смог отправить радиосигнал через Атлантический океан — факт, который сделал его знаменитым по всему миру.
Между тем, Попов оставался в Научной академии России и не стремился к продаже своих устройств. Но именно Попова большинство ученых считают пионером в создании радиосвязи.

В начале XX века появились первые AM- и позже FM-радиостанции. Музыка и новости шли из эфира. Первые радиоприемники были основаны на электролампах. Минусов было достаточно: устройства требовали питания, высокого напряжения и выделяли много тепла. Лампы выступали главными элементами, усиливая слабые радиоволны и превращая их в звуковой сигнал. Такой приемник был далеко не портативным — весил он нередко несколько килограммов и требовал электричества.
Транзистор в 1947 году стал решением проблемы. Он смог заменить лампу в радиоприемнике и при этом занимал гораздо меньше места. Появились карманные «транзисторники», которые можно было носить с собой и слушать музыку или новости в любом месте — от парка до транспорта. Этот переход открыл новую эру для массовой культуры.
Интересно, что в переходный период создавались гибридные лампово-транзисторные модели, где мощные усилительные каскады оставались на лампах, а остальные элементы на транзисторах. Но уже к 1960-м годам лампы окончательно уступили место.
Магнитофоны
Магнитофон дал музыке новую жизнь благодаря записи на магнитную ленту. Скорость ее движения влияет на качество звука. При высокой скорости звук получается более детализированным, захватываются высокие частоты, а шум и искажения становятся менее заметны. Для бытовых магнитофонов скорость обычно составляла 19 см/с, а для профессиональной записи — 38 см/с и выше. Чем быстрее движется лента и чем она шире, тем больше звуковой информации можно уловить и воспроизвести. То есть, это обеспечивает широкий частотный диапазон и богатую динамику.

В основе работы — принцип магнитной индукции. Аудиосигнал преобразуется в переменное магнитное поле, которое записывается на магнитную ленту с помощью записывающих головок. При воспроизведении магнитная лента проходит через воспроизводящую головку, где магнитные вариации конвертируются обратно в электрический сигнал.

Важно, чтобы лента двигалась с одинаковой скоростью. Любые скачки или вибрации вызывают искажения и шумы, заметные слуху. Поэтому профессиональные студийные магнитофоны оснащались системами подвески, механизмами против вибрации и моторами с контролем скорости. Это и создавало максимально чистый и натуральный звук.
Магнитофоны подарили музыку многим поколениям в по-настоящему живом и натуральном звучании, которое сложно воспроизвести цифровыми форматами без потерь. В свою очередь, качество записи многократно усиливалось за счет профессионально подобранного эквалайзера RIAA и тщательно настроенных усилителей.
Аудиокассета, Walkman
Формат, который появился в 1963 году и быстро завоевал мир своей компактностью и мобильностью — аудиокассета. Ее основой служила магнитная лента шириной всего 3,81 мм, на которой записывался звук. Лента двигалась со скоростью около 4,76 см в секунду. Это сохраняло высокое качество записи при компактных размерах. Внутри кассеты три или четыре дорожки — это два стереоканала, записанных в одном или двух направлениях.

Ленты делятся на три основных типа:
I — феррооксидные (стандартные),
II — хромовые (повышенного качества),
IV — металлические (самое высокое качество, применяемое в профессиональном звуковоспроизведении).
Каждый тип имеет свои особенности и требования по работе с магнитофоном. По мере того как лента движется, магнитные частицы на ней намагничиваются в соответствии с входящим аудиосигналом. Качество этого механизма и тип магнитной ленты часто влияли на чистоту звучания.

С появлением портативного Walkman от Sony в 1979 году аудиокассета получила новую жизнь. Теперь музыка всегда с собой. Walkman подарил свободу перемещения под музыку, и это кардинально изменило привычки слушателей, вводя новое понятие личного музыкального пространства. Бумбоксы с мощными встроенными динамиками, создавали общественные музыкальные зоны, особенно в субкультурных кругах хип-хопа 80–90-х, когда громкое уличное звучание стало символом свободы и протеста.
CD и Discman — начало цифровой массовости
Цифровая эпоха музыки началась с компакт-диска (CD) и портативного проигрывателя — Discman. В 1982 году первые коммерческие CD-проигрыватели появились на рынке от компаний Sony и Philips, а в 1984 году Sony выпустила знаменитый портативный Discman D-50, который стал первым массовым устройством для цифрового аудио вне дома.

Принцип работы CD основан на оптическом считывании цифровой информации, записанной на диск в формате PCM (Pulse Code Modulation). На поверхности компакт-диска расположена спиральная дорожка, состоящая из гладких участков и ямок (pit), которые кодируют цифровой звук в виде последовательности нулей и единиц. Лазерный луч, направленный на диск, отражается от этих участков и воспринимается фотодетектором, который превращает отражения в электрический цифровой сигнал.

Цифровой формат подарил музыке невероятную чистоту и стабильность воспроизведения по сравнению с аналоговыми носителями. Отсутствие механического контакта позволяет избежать привычных для винила и магнитных лент царапающих тресков и шумов, а высокая точность кодирования звука обеспечивает максимально достоверное воспроизведение оригинальной записи.
Discman же стал портативной революцией, давая возможность слушать цифровую музыку в удобном формате.

Хотя первый Discman по размеру сравнивали с четырьмя коробками для компакт-дисков и он был достаточно тяжелым, это устройство открыло эру мобильного цифрового звука. Благодаря дальнейшему развитию технологий компакт-диски и портативные плееры обрели более компактные и функциональные формы, что сделало цифровую музыку массовым и повсеместным явлением.
MP3-плееры и iPod
Что позволит сохранить тысячи треков на встроенной флеш-памяти или жестком диске? Для этого понадобится несколько сотен CD-дисков. Спасли положение MP3-плееры. Это устройства, которые используют сжатые аудиоформаты (MP3, AAC) для хранения и воспроизведения музыки в цифровом виде. Они работают с файлами, где звук преобразован в последовательность цифровых данных. Управление музыкой происходит через меню с возможностью сортировки, создания плейлистов и случайного воспроизведения (shuffle), что значительно меняет привычный способ прослушивания — теперь слушатель выбирает, как и что слушать.

Apple iPod, появившийся в 2001 году, стал стандартом MP3-плееров. Он использовал встроенный жесткий диск для хранения музыки. Что повысило вместимость в несколько раз по сравнению с флеш-накопителями того времени. В основе работы iPod лежит простая, но эффективная схема: музыка загружается с помощью программы iTunes, хранится на диске в формате AAC или MP3 и выводится через встроенный аудиочип. Для управления интерфейсом iPod применялось механическое колесо прокрутки (Click Wheel), позволявшее быстро листать треки, регулировать громкость и выбирать плейлисты.
Аппаратно iPod содержал центральный процессор, контроллер хранения, аудиокодек и встроенный аккумулятор. Энергопитание и оптимизация софта позволяли слушать музыку до 20 часов без подзарядки. Благодаря компактности и удобному интерфейсу, iPod сделал музыку персональной, доступной всегда и везде, что сильно повлияло на культуру прослушивания и погружение пользователя в собственный музыкальный мир.
Периферия Bluetooth
Все этапы развития привели нас к школьникам с колонками на полную громкость Bluetooth-колонкам и наушникам. С развитием стандартов Bluetooth и появлением новых аудиокодеков — SBC, AAC, aptX, LDAC — качество передачи звука заметно выросло. Каждый кодек преследует разные задачи: SBC является универсальным и широко поддерживаемым, AAC работает лучше на устройствах Apple и обеспечивает лучшее качество при одинаковом битрейте, aptX и LDAC позволяют передавать звук высокого разрешения с минимальной задержкой.

Встроенные аккумуляторы существенно расширили мобильность колонок и наушников — теперь они способны работать до 20 часов и больше, избавляя пользователя от поиска розеток. При этом емкие батареи квалифицированно управляются электроникой, чтобы оптимизировать нагрузку и продлить срок службы.
Немаловажная часть — защита от воды и пыли по стандартам IPX5 и выше. Конструкция и материалы учитывают экстремальные условия, будь то пляж, поход или спортивная тренировка.
Наушники с Bluetooth сегодня отличаются компактностью, удобством использования и функциями активного шумоподавления. Версия Bluetooth 5.x и особенно Bluetooth LE Audio (начиная с 5.2) значительно снижают энергопотребление.

LE Audio вводит новый кодек LC3, который способен обеспечить высокое качество звучания при меньшем битрейте. Кроме того, поддержка многопотоковой передачи (Multi-Stream Audio) позволяет синхронно отправлять отдельные звуковые потоки на каждый наушник, устраняя задержки и улучшая стереоэффект.
Другие функции — это расширенная поддержка True Wireless Stereo (TWS) с улучшенной синхронизацией левого и правого канала, возможность подключения сразу нескольких пар наушников к одному источнику, а также интеграция с функциями голосовых ассистентов и микрофонами для звонков.
Что ждет в будущем
История прослушивания музыки — это история постоянного технического прогресса и совершенствования форматов и устройств. Крупные изменения в прослушивании музыки были неоднократно. Появление магнитной ленты, электронные носители и аудиокодеки сделали музыку более доступной. Интернет обеспечил глобализацию музыки и сам стал ее носителем. Ранее можно было определить регион по звучанию, а сегодня границы между стилями стерты благодаря свободному распространению и смешению культур.
В будущем музыка может стать еще более персонализированной и интегрированной в тело человека — например, через чипы, встроенные под кожу, которые будут напрямую передавать звук или создавать индивидуальные звуковые ощущения. Искусственный интеллект уже сейчас способен создавать полноценные композиции, а с развитием технологий сможет и интегрироваться в IoT, а потом уже и человека. Что думаете по этому поводу? Делитесь мнением в комментариях.
Комментарии (0)

jahma48
23.09.2025 12:26>>Но всего 100 лет назад каждая проигранная мелодия требовала механики,
После этих слов предвкушал статью про пианолы и прочее механические инструменты(

Bunyaz39
23.09.2025 12:26Очень хорошо подмечено про Walkman - он не просто сделал музыку портативной, он создал концепцию личного звукового пространства, до него музыка всегда была общей, а после стала индивидуальным саундтреком к жизни

k4ir05
23.09.2025 12:26Так личное звуковое пространство создают наушники. А вот Walkman сделал его портативным. К сожалению, встречаются индивиды, использующие портативность музыки без личного звукового пространства.

ksv_ksv
23.09.2025 12:26Не знаю как в столице,но у нас современное фм радио слушать просто невозможно-битрэйт просто ужаснейший. Звучание в формате .wav времен до мп3 доставляет просто эстэтическое удовольствие. Так что не только в ламповости дело. Как зашумлен мп3 можно визуально увидеть аналогию с форматом рисунков .jpеg, где вокруг одной точки оригинального изображения раскиданы несколько артефактных точек более мелкого калибра. То есть вокруг каждой ноты формата мп3 будут звоны и реверберации из таких артефактов. И чем ниже битрэйт,тем плачевней результат.

IgnatF
23.09.2025 12:26А вы попробуйте послушать mp3 через нормальную звуковую карту и через хороший усилитель с нормальной акустикой.

hondurasez
23.09.2025 12:26И с нормальным битрейтом. 320 звучит вполне убедительно.

IgnatF
23.09.2025 12:26Насчет битрейта. Почему то старые мр3 начала нулевых отлично играют и на низких его установках. Нынче может и этот процесс упростили.

DenisDangerous
23.09.2025 12:26не играют. 192кбит и хуже отлично слышно артефакты, даже на китай цапе-свистке за косарь с какими нибудь KZ гибридами за 2к. Другое дело что на встройке с наушниками за 500р пох 128кбит или лосслесс, на таком железе не услышать разницу

Grey83
23.09.2025 12:26У 128кб/с и на встройке с наушникамм за 500р будет слышно разницу с loseless, если его не делали из mp3 с низким битрейтом, конечно.
Хотя это ещё от самой музыки зависит.
hondurasez
23.09.2025 12:26Конечно, будет. 128 вообще слушать невозможно, хотя в те времена, когда такие битрейты были актуальны, казалось, что вполне ничего :)

k4ir05
23.09.2025 12:26То есть вокруг каждой ноты формата мп3 будут звоны и реверберации из таких артефактов.
Откуда там дополнительные звоны и реверберации возьмутся? Там же наоборот, уменьшается информация и звук упрощается.

Survtur
23.09.2025 12:26Потому что обычно там синусоиды и их амплитуды. Множители синусоид подобраны так, чтобы они гасили друг друга в нужном месте. Если инфы мало, они друг друга хуже гасят.
Пример со JPEG-сжатием был отличный. Откуда берётся гало вокруг чёрной точки на белом фоне при сильном сжатии? Отсуда, что чёткие края при таком вот lossy сжатии - требуют больше информации, чем "примерно тут точка".
k4ir05
23.09.2025 12:26Если я правильно понял, это вызывает эффект реверберации (как-бы размазывание и смешение нот). Такое я слышал. Но вот звонов ещё ни разу не замечал.

Grey83
23.09.2025 12:26Как часто на неделе вы задумываетесь
о Римской империио том, как на балах конца XIX века танцевали? Под какую музыку это происходило и кто или что ее тогда играло?Её играло живые музыканты, потому как устраивать балы и не использовать живых музыкантов - это нонсенс.
Да и устройства воспроизведения как бы были слабоваты по мощности, чтобы достаточно громко воспроизводить запись для таких мероприятий, кмк.Эти дорожки были физической анаграммой звуковой волны.
Как бэ анаграмма - это совсем другое, это разные слова/фразы составленные из одного и того же набора букв.
В граммофоне и виниловых пластинках используется один и тот же принцип записи звука (разве что винил в стерео научили даже, емнип), а разнесены как будто там принципиальная разница имеется помимо устройств воспроизведения.
Вся статья выглядит а-ля «в огороде бузина, а в Киеве - дядька».

hondurasez
23.09.2025 12:26винил в стерео
100%
в огороде бузина
мне больше непонятно превознесение автором винила и других аналоговых носителей, как эталонных.

IgnatF
23.09.2025 12:26Да потеряли мы звук. Нынче звук это мол одна колонка с басами, которая еще через узкий канал блютус работает. Слово Стерео оно вообще в историю ушло.

DenisDangerous
23.09.2025 12:26деградация полная. а норм ХайФай аппаратура нынче как класс отсутствует, сейчас это оверпрайс железки для аудиошизоидов верующих что золото вносит чистоту звука через цифровой кабель. Сраный сиди плеер за 70+к, да вы че курите? сиди привод в пк и хорошую карту и результат будет куда лучше и в разы дешевле...

Grey83
23.09.2025 12:26Оверпрайс железки - это HiEnd, а не HiFi.
Потому что к HiFi конкретные технические требования имеются, в отличии от.

shadrap
23.09.2025 12:26как-то опущена тема с источником записи.. , со времен СД качество записи стало "прилично напоминать естественное" , я намеренно попускаю винил , т.к. это сложная тема. Но например, у меня есть несколько записей на СД любимого концерта №2 тов. Рахманинова и только одна впечатляет особо - СД записан студией DECCA - если сесть и закрыть глаза - то четко представляется сцена - где какие инструменты - где рояль , каков его размер и тп итд.. , причем , проверял много раз на других людях , это не субъективно. Все СД данного исполнителя оригинальные и качественные записи, но вот так, звучит только один , есть пара наших - они не плохие , но то рояль звучит , как будто он размером с дом ,то духовые бегают с места на место .... , а подключив мр3 с очень высоким битрейтом и вроде как не плохим источником я вообще никакой сцены не смог определить , потом повторил эксперимент с онлайн потоком живого концерта и вроде и сцена есть и она более менее реальна , но звук раскрашен так , что слушать не хочется...
AlexNixon
Пока будущее идет в обратную сторону и в тренде снова винил и айподы
KoZzzik
будущеене более чем, Ностальгия по прошлому
K0tm4n
Ну не скажите. Как человек, прошедший с VideoCD через DivX/XviD и DVD к цифровому телевидению , я хорошо замечаю те самые квадратики, что формируют изображение. И хоть канал связи "жирнеет" год от года, но коммерческие структуры продолжают экономить на пропускной способности и качество материала становится печальным. На радио крутят Мр3, из ведущих сжатие делает шепелявых людей (Шура угадал с будущим), ускоренная реклама, что игра "Испорченный телефон" - это отторгает. Отсюда желание вернуться к звуковой чистоте, что даёт винил и компакт диск, единственные форматы без сжатия звука.
Хороший пример: на радио "Серебряный дождь" по субботам (если не ошибаюсь) есть передача в которой крутят музыку с винила. Можно послушать передачу и сделать для себя выводы о звуке, ведь из всего звукового тракта (источник/студия, эфир, радиоприемник, колонки/наушники) сменится лишь источник, а железо будет тем же.
frozzzen
20 лет назад на FM станциях обязательным прибором был компрессор, чтобы запихать широкий динамический диапазон музыкального сигнала с винила или компакт-диска в радиоканал. А нонеча не то, что давеча. "Прогресс" привел к адово пережатой музыке прямо "из коробки". Всё уже зажато-пережато звуковым инженером при сведении в студии. Главное, чтобы громче орало. Исключение из правила составляет музыка к фильмам для большого экрана. Не путать с сериалами для Нетфликс.
Рик Рубин, Металлика, война громкостей, и вот это вот всё.
IgnatF
Как бы если не ошибаюсь у FM частота передачи всего 15- 15 000 герц, там просто в теории не передать звук с винила ламповый. Плюс нынче все радиостанции наверное на цифровых каналах работают. Тут больше наверное эффект психологии работает.
evtomax
Винил - это всегда грязный звук. Вместо нормального металлического звука тарелок - шипение. Вместо жирных перегруженных гитар - сухой скрежет, будто пропустили через примитивный транзисторный усилитель.
AlexNixon
У тех, кто застал винил, по нему чаще нет ностальгии. Просто всех потихоньку задалбывают стриминговые сервисы с их закидонами и от них потихоньку начинают отказываться в пользу старого доброго пиратства или физ носителей. Пока это доли процента пользователей, но в будущем ситуация может измениться.
Впрочем, это все не про технику.
IgnatF
Ну есть люди кто и не уходил на стриминг. Куча сервисов, где можно все послушать и скачать. Проблема потом в скаченном не запутаться.
Grey83
Если давать скачаным файлам нормальные имена (или даже ещё и по папкам сортировать), то такой проблемы не должно быть.
Вроде ещё имеются программы-каталогизаторы.
frozzzen
CDDB работает 30 лет уже. Собственно, автоматическое тегирование музыки было одной из киллер-фич связки Apple iTunes+iPod.
Существуют базы и по виниловым дискам. Есть также приложения для смартфона вроде CDandLP. Для винды см. AudioRanger и вокруг него.