Раньше, в эпоху VHS, чтобы записать передачу на видеомагнитофон пока вас нет дома, нужно было поставить кассету, выставить время записи и молиться, чтобы ничего не сбилось. Иначе любимый фильм или шоу можно было потерять. Потом появились цифровые видеорекордеры (DVR), и все словно стало проще: включил запись одним нажатием, а потом смотри когда удобно. 

В этой статье расскажем, как именно DVR изменили телевидение и как эти удобные «магнитофоны нового поколения» все-таки ушли в прошлое. Детали внутри. 

Зачем перешли с пленки на диск 

Давным-давно,  в далекой далекой галактике на заре эпохи телевидения зрители были полностью привязаны к расписанию эфира. Чтобы посмотреть любимую передачу, нужно было быть у телевизора в точно назначенное время. Первые записи появились с видеомагнитофонами (VHS) в 70-х годах. В СССР достать такой аппарат было задачей со звездочкой — его могли легко обменять на автомобиль. Это считалось очень дорогим удовольствием. В 70-х видеомагнитофоны в принципе не могли стать массовым продуктом из-за чрезвычайной дороговизны как устройств, так и носителей. 

Несмотря на удобство записи, VHS требовали от пользователя некоторых навыков, помимо простой настройки таймера. Чтобы записать передачу, нужно было вставить кассету в видеомагнитофон. После этого механика устройства заправляла магнитную ленту, чтобы она соприкасалась с головками записи и воспроизведения. Левый двигатель был предназначен для натягивания магнитной ленты, правый — обеспечивал движение. А по характерным звукам — щелчки, переключения — пользователь понимал что устройство работает правильно.

Источник. 

Когда запускали кассету, лента перемещалась с левой катушки на правую. При считывании магнитного отпечатка звуковые и видеоголовки посылали его на экран. Если нужно было поставить запись заранее, следовало вручную запрограммировать таймер устройства на начало и конец записи. При этом всегда был риск ошибки, и если время было выставлено неправильно или вещание сдвинулось, часть передачи могла не записаться. Сложности также усугублялись техническими сбоями. При нажатии кнопки «Пауза» лента останавливалась, однако головки продолжали работать, что приводило к отключению звука и изображения. И если во всей этой механике наступал сбой, то без базовых знаний починить прибор было трудно.

Помимо этого, аналоговые записи на магнитной ленте со временем теряли качество из-за износа, механических повреждений и воздействия магнитных полей, а сами кассеты занимали много места для хранения. Такой формат ограничивал гибкость в управлении контентом и подталкивал к поиску новых цифровых технологий.          

Первые бытовые ВМ  (если вы подумали о виртуальных машинах — нет, сейчас не про них) и кассетные форматы, такие как Sony U-matic и Panasonic NV-2000, представляли собой сложные и дорогие устройства. Они подходили, скорее, для профессионалов и телевизионных студий. 

Sony U-Matic VP-2000. Источник.
Sony U-Matic VP-2000. Источник.
Panasonic NV-2000. Источник.
Panasonic NV-2000. Источник.

Стандарт VHS, разработанный JVC в 1976 году, стал революцией благодаря своей простоте и доступности. Его возможности превосходили предыдущие форматы по стоимости и длительности записи. В СССР первые массовые видеомагнитофоны появились в конце 1970-х — в основном, это были модели «Малахит» и «ВК-1/2», произведенные в Москве и Латвии. Первым отечественным кассетным видеомагнитофоном считается «Электроника-ВМ-12», запущенный в производство в 1983 году.

ВМ «Малахит». Источник.
ВМ «Малахит». Источник.
ВМ «ВК-1/2». Источник.
ВМ «ВК-1/2». Источник.

Переход был необходим и стал возможен благодаря появлению в 80-х годах первых цифровых видеокамер, которые записывали видео в новом формате. Для новых устройств был нужен новый формат и в середине 90-х им стал MiniDV. Он использовал внутрикадровое сжатие и цифровую магнитную ленту шириной 6,35 мм. Видео получалось сопоставимым по уровню с профессиональным контентом, а при перезаписи и монтаже качество не менялось.

В отличие от аналогового VHS, MiniDV обеспечивал значительно лучшую четкость изображения, точную цветопередачу и цифровой звук. Важной особенностью была возможность напрямую загружать видеозаписи в компьютер через интерфейс FireWire (IEEE 1394) для дальнейшего редактирования. Несмотря на то, что первые цифровые камеры поначалу стоили дороже, их технология нашла спрос у пользователей.

Источник.

Помимо MiniDV, в тот период появились форматы Digital8 и DVD-камеры, которые записывали видео на 8-миллиметровые магнитные ленты и оптические диски соответственно. 

Этот шаг создал технологический фундамент для появления DVR — устройств с цифровым хранением на жестких дисках, автоматизацией записи и функционалом, которого не могли дать ни VHS, ни даже MiniDV.

DCR-DVD101-камера, записывает на 3-дюймовые диски DVD-R и DVD-RW. Источник.
DCR-DVD101-камера, записывает на 3-дюймовые диски DVD-R и DVD-RW. Источник.

Вы думаете только сейчас, в эру контента и потребления люди так подсели на просмотр сериалов и кинотеатров? Нет, в 1990-х с первым ростом количества каналов и сериалов, люди хотели смотреть и записывать передачи. Но старый формат не был шибко удобным, и первые цифровые видеорекордеры знали, как это решить.

К концу 90-х цифровая обработка видео и возможности хранения наконец-то дозрели до массового применения и на рынок вышли первые DVR. Одним из пионеров стала американская компания TiVo, выпустившая в 1999 году устройство, которое позволяло записывать эфир с ТВ-программ. Приставка автоматически планировала запись сериалов и даже ставила на паузу эфир. Интерфейс был понятным и удобным, поиск по записям работал легко. 

Источник.

Похожие решения появились у ReplayTV и у кабельных операторов в начале 2000-х, когда последние начали интегрировать DVR прямо в свои сервисы.

Источник.

В России волна цифрового и кабельного телевидения началась чуть позже и цифровые рекордеры прижились только к 2010. Тогда же массово стали появляться сетевые приставки. 

Облачная инфраструктура для ваших проектов

Виртуальные машины в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске с оплатой по потреблению.

Подробнее →

Как это работало технически и какие ограничения возникали

Цифровой видеорекордер (DVR) — это по сути компьютер, ответственный за запись, сохранение и воспроизведение видео и аудио. Устройство принимает видеосигнал, как правило в аналоговых форматах. Использ��ет видеопотоковые стандарты: HD-TVI, HD-CVI, AHD или CVBS через коаксиальный кабель. Дальше он оцифровывает его для последующего сжатия и записи на жесткий диск. HDD специально адаптирован для круглосуточной работы под высокими нагрузками.

Источник.

В ранних цифровых видеорекордерах сигнал в первую очередь попадал на аналоговый фронтенд. Для оцифровки видеопотока согласовывали уровни, фильтровали помехи и выделяли синхроимпульсы. Если камера уже обладала цифровым выходом, использовался интерфейс SDI (Serial Digital Interface), стандартизированный SMPTE. Он позволял передавать несжатое цифровое видео с минимальной задержкой и без дополнительной нагрузки на аналого-цифровой преобразователь (A/D). А стандарт Rec.601 преобразовывал видео в цветовое пространство YCbCr. 

Существовало два основных подхода записи: первый — полностью несжатая запись по стандартам наподобие D-1 с битрейтом около 100 Мбит/с, требовавшая мощных устройств хранения и механической точности. Второй — компромиссные форматы, например, Digital Betacam, применявшие 10-битное представление YUV 4:2:2 и внутреннюю DCT-компрессию с битрейтом примерно 90 Мбит/с, экономившие место, но ограничивавшие возможности постпродакшена.

С появлением MPEG-2 внедрили блочную обработку с DCT и межкадровую компрессию через motion estimation и motion compensation — кадры разбивались на макроблоки, коэффициенты квантовались, и за счет структуры GOP (с I, P, B кадрами) битрейт значительно снижался. 

Например, в системах видеонаблюдения DVR сама по себе взаимодействует с системами контроля доступа (СКУД), охранно-пожарной сигнализацией, IT-инфраструктурой предприятия (через VLAN, QoS), системами хранения (NAS, SAN) и решениями кибербезопасности (аутентификация, SIEM).

Использование DVR для видеонаблюдения. Источник.
Использование DVR для видеонаблюдения. Источник.

Сегодня мы пользуемся онлайн-кинотеатрами и потоковыми площадками, которые используют облачные технологии для хранения и трансляции видео. Получить контент стало проще, а управлять им можно через мобильные приложения и веб-интерфейсы.

Дальнейший рост числа каналов и качества трансляций обеспечил стандарт DVB-T2 и развитие быстрого интернета. Провайдеры, в свою очередь, стали предлагать абонентам умные сервисы: персональные рекомендации на основе просмотров, динамичную рекламу, которая адаптируется под каждого зрителя, и гибкие тарифы, чтобы каждый мог выбрать оптимальный пакет каналов и сервисов.

Все улетело в облака и стриминг

Главной причиной перехода от локальных DVR-коробок к облачным решениям стала экономическая и техническая масштабируемость. Модели DVR для продажи традиционно строились на физических устройствах. Они ловили ограничения в объеме хранилища и сложности масштабирования. Увеличение числа каналов или объема записи требовало установки новых дисков или смены устройств. Так что, всему виной новые технологии и улучшенное качество. 

С одной стороны, правообладатели регулярно предъявляли претензии к платформам, из-за функций пропуска рекламы (skip) и планирования записи передач. Кабельные операторы, с другой стороны, ценили удобство DVR для пользователей, но переживали из-за нарушений бизнес-моделей на базе рекламы. Многие ограничивали функции skip или отключали автоматическую запись, чтобы сохранить доходы.

Стоимость DVR-устройств оставалась высокой из-за дорогого аппаратного обеспечения — жестких дисков, процессоров для кодирования видео и интерфейсов. Модель монетизации через продажу железа или подписку на облачные сервисы не обеспечивала массовой доступности, особенно на фоне растущей конкуренции со стороны стриминговых платформ и сервисов VOD (Video on Demand).

Дополнительные сложности создавала необходимость интеграции систем условного доступа (Conditional Access, CA) и цифровых защит DRM. Появляется необходимость регулярно проверять, обновлять, настраивать и исправлять программное обеспечение и оборудование, чтобы все работало стабильно и защищено. Это требует времени и специалистов, а значит – увеличивает общие расходы на эксплуатацию устройства.

Облачные решения решили эти проблемы: все обновления и техническая поддержка централизованы, нет нужды в локальном обслуживании, а доступ к записи возможен с любого устройства и места с интернетом. Классические примеры: Amazon Prime Video, Apple TV+, YouTube TV. Они предоставляют хранилище с удаленными записями и удобным управлением с любых устройств, будь то десктоп или телефон.

Выводы

Рынок облачных сервисов в России и мире продолжает расти быстрыми темпами — по прогнозам, к 2025 году рост российского сегмента облаков составит 25-30% в год с общим объемом рынка около 200 млрд рублей. Современные вещатели все больше интегрируют видеоаналитику, искусственный интеллект и персонализацию рекламы, повышая эффективность и качество сервиса.

Возможно, видеозапись и потоковое вещание перестанут быть простым сохранением кадров и трансляцией видео, а превратятся в полноценные интеллектуальные платформы. Все процессы, от записи до анализа и хранения будут контролироваться искусственным интеллектом.

Будущее развитие облачных технологий и ИИ радикально трансформирует медиаиндустрию и видеонаблюдение, превращая традиционные системы в умные и адаптивные платформы.

А вы как думаете, останутся ли у физических видеорекордеров шансы в мире, где все уходит в облако? Или их исход определен какой-нибудь барахолкой? Делитесь мыслями в комментариях.

Комментарии (30)


  1. Moog_Prodigy
    20.10.2025 12:28

    У старых рекордеров шансов уже практически нет. С появлением нормальных компьютеров видео стало оцифровываться, а где оно будет лежать - в облаке, на флешке, на жестком диске или вообще не лежать а только передаваться - это уже не так и важно. Так что лишь как музейные экспонаты. Вот аналог местами будет применяться (лента, проволока) в узкоспециализированных применениях.

    Вот есть у меня две видеокамеры - одна из них как раз стандарта VHS, 1990 года выпуска. Матрица для тех лет - отличная, да и по сегодняшним меркам тоже неплохая, несмотря на небольшое разрешение. И я ее использую в роли камеры, только какие кассеты? Видеосигнал захватываем и в комп.

    А есть вторая видеокамера 2012 года выпуска. Там уже fullHD и в качестве накопителя там внутри жесткий диск уже. С нее уже готовые видео бери и забирай, и сразу в программу монтажа. Ну и какие после этого miniDV с таким то удобством?


    1. Javian
      20.10.2025 12:28

      MiniDV и жёсткий диск одинаковые по удобству - в обычном сценарии использования требуется скопировать с камеры весь отснятый материал.


      1. Moog_Prodigy
        20.10.2025 12:28

        А скорость? Но в чем прикол, я могу с камеры вообще не копировать, а открыть ее каталог прям в видеоредакторе - vegas, shotcut. Пусть скорость не очень, но usb2 тянет, и это скорость хардов и есть. А еще я могу на ее хард закачать любое ПО и архивы, потому что это таки внешний хард без обязательств и облаков.


        1. Javian
          20.10.2025 12:28

          HDV до 100 Мб/с. DV до 50.

          mDV кассеты тоже могли данные залить, и использовать как backup, но это был хак.


          1. sovbez
            20.10.2025 12:28

            а ещё было устройство АРВИД, которое превращало бытовой видеомагнитофон в стример. 4 гига можно было записать на VHS-кассету


        1. nixtonixto
          20.10.2025 12:28

          На кассету miniDV лет 20 назад записывал через камеру, если не ошибаюсь, 10 ГБ данных с парой ГБ информации для восстановления, и в те времена это был очень приличный объём. HDD в ноутбуках тогда был 20...40 ГБ.


      1. Di-den
        20.10.2025 12:28

        MiniDV можно положить в коробочку, коробочки в пустой блок от сигарет и отложить лет на 15-20 обработку и просмотр. За это время появляются RTX 4080, нейроалгоритмы обработки и апскейла видео и желание этим заняться.


        1. Javian
          20.10.2025 12:28

          Уже сейчас я эти записи в Topaz Video закинул для апскейла - интересный результат. Но интереснее получилось когда я в Topaz Photo закинул фотографии Siemens C65 - вот там получилось интересно. Неправда, но красиво :)


  1. vvzvlad
    20.10.2025 12:28

    @Boomburum смотри, еще LLM-статья. Прошлая была тут

    Странные нечеловеческие обороты:
    "Когда запускали кассету, лента перемещалась с левой катушки на правую. При считывании магнитного отпечатка звуковые и видеоголовки посылали его на экран" Какииииих, какиииииих магнитных отпечатков?? Какие видеоголовки?? Она одна там, нет там никаких звуковых и видео.
    "MiniDV обеспечивал значительно лучшую четкость изображения, ... Важной особенностью была возможность напрямую загружать видеозаписи в компьютер через интерфейс FireWire (IEEE 1394)". Загружать. С кассеты прям?
    "А стандарт Rec.601 преобразовывал видео в цветовое пространство YCbCr. " Стандарт. Преобразовывал. Что?
    "Кабельные операторы, с другой стороны, ценили удобство DVR ... Многие ограничивали функции skip или отключали автоматическую запись, чтобы сохранить доходы." Операторы ограничивали?

    Фактические ошибки:
    "Левый двигатель был предназначен для натягивания магнитной ленты, правый — обеспечивал движение". Кудааа, кудаааа он его натягивал? Можно сказать для "для протяжки", но ведь тут вроде правый "обеспечивал движение"... Один двигатель вращал магнитную головку, блин. Именно этот двигатель обеспечил революции в записи видео на магнитную ленту. До этого все было куда сложнее: https://t.me/vvzvlad_lytdybr/626
    "При нажатии кнопки «Пауза» лента останавливалась, однако головки продолжали работать, что приводило к отключению звука и изображения." — изображение оставалось, но причем тут это вообще в контексте записи? Зачем нажимать кнопку пауза?
    "Если нужно было поставить запись заранее, следовало вручную запрограммировать таймер устройства на начало и конец записи." — а на DVR не так что ли, блин? Не надо вручную указывать что хочешь записать? Там сложность в нечеловеческих интерфейсах этих таймеров на магнитофонах
    "Первые бытовые ВМ ... представляли собой сложные и дорогие устройства. Они подходили, скорее, для профессионалов и телевизионных студий. " — выше абзацем речь шла про пользовательские магнитофоны с помощью которых телепередачи записываются. Причем тут системы для студий?
    "В СССР первые массовые видеомагнитофоны появились в конце 1970-х .... «Малахит» и «ВК-1/2», произведенные в Москве и Латвии. Первым отечественным кассетным видеомагнитофоном считается «Электроника-ВМ-12», запущенный в производство в 1983 году." Значит, в конце 70 в москве производились магнитофоны, а в 83 был произведен первый отечественный? Конечно, москва не россия, но чтоб настолько?
    "В России волна цифрового и кабельного телевидения началась чуть позже и цифровые рекордеры прижились только к 2010." Какие такие цифровые рекордеры в 2010 году в россии? Какая такая волна кабельного телевиденья? Кабельного не было, может, за исключением центров крупных городов, DVD и кассеты в аренду сдавали, а в 2010 эти компании уже успешно помирали и все переходило в интернет.
    "Существовало два основных подхода записи: первый — полностью несжатая запись по стандартам наподобие D-1 с битрейтом около 100 Мбит/с, требовавшая мощных устройств хранения и механической точности." Какоооооой, какоооооой механической точности? При чем тут механическая точность, речь же про битрейт?
    "В ранних цифровых видеорекордерах сигнал ..... Если камера уже обладала цифровым выходом, использовался ...." Откуда взялась камера? Речь же только что была про бытовые DVR?
    "Например, в системах видеонаблюдения DVR сама по себе взаимодействует с системами контроля доступа (СКУД), охранно-пожарной сигнализацией, IT-инфраструктурой предприятия (через VLAN, QoS), системами хранения (NAS, SAN) и решениями кибербезопасности (аутентификация, SIEM)." Ооооо, привет нейросеть. Ноль контекста, ноль понимания что DVR для пользователей это не тоже самое, что DVR для видеонаблюдения
    "Сегодня мы пользуемся онлайн-кинотеатрами и потоковыми площадками, которые используют облачные технологии для хранения и трансляции видео. .... Дальнейший рост числа каналов и качества трансляций обеспечил стандарт DVB-T2 " Так эээ, онлайн-кинотеатры или DVB-T2?
    "С одной стороны, правообладатели регулярно предъявляли претензии к платформам, из-за функций пропуска рекламы (skip) и планирования записи передач. Кабельные операторы, с другой стороны, ценили удобство DVR для пользователей, но переживали из-за нарушений бизнес-моделей на базе рекламы. " Каким платформам? Выше речь про онлайн, но причем тут критика DVR(судя по пропуску рекламы и планированию записи). Какое, в жопу, нарушение бизнес-модели на базе рекламы У КАБЕЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ? Они деньги за кабель берут, алло, весь смысл кабельных сетей в сша был в том, что много телеканалов без рекламы, но ты за них платишь.
    "Дополнительные сложности создавала необходимость интеграции систем условного доступа (Conditional Access, CA) и цифровых защит DRM. Появляется необходимость регулярно проверять, обновлять, настраивать и исправлять программное обеспечение и оборудование, чтобы все работало стабильно и защищено." Где, блин, что настраивать? Эталонное предложение, в котором нет смысла. Вода от LLM

    На вопрос в заголовке не отвечает, конечно же.


    1. vvzvlad
      20.10.2025 12:28

      @Doctor_ITпосмотрите плиз, тоже


    1. Cheddar1789
      20.10.2025 12:28

      Значит, в конце 70 в москве производились магнитофоны, а в 83 был произведен первый отечественный? Конечно, москва не россия, но чтоб настолько?

      Видите ли, что "ВК-1/2", что "Малахит" — не кассетные, а бобинные видеомагнитофоны. Это даже на картинке видно. А первый отечественный кассетный появился в 1983. Так и в статье написано.


    1. Wolframium13
      20.10.2025 12:28

      Нейровода, когда дошёл до описания "сложности включения видеомагнитофона" с описанием того, что видеомагнитофон сам делает, чуть не утонул в ней.


    1. techno_mot Автор
      20.10.2025 12:28

      Здравствуйте! Спасибо, что уделили столько вниманию моему тексту, но про LLM-ность не принимается :) 

      Специально для любопытствующих делюсь источниками:

      "Когда запускали кассету, лента перемещалась с левой катушки на правую. При считывании магнитного отпечатка звуковые и видеоголовки посылали его на экран" 

      Какииииих, какиииииих магнитных отпечатков?? Какие видеоголовки?? Она одна там, нет там никаких звуковых и видео.

      Источник: МГ педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

      Запись звука и изображения начинается со стирания информации, ранее записанной на ленте. Этот процесс осуществляется с помощью магнитной головки Г1, подключенной к выходу генератора стирания. Сигналы головок Г2, Г3, предназначенных для записи-воспроизведения звука, поступают на вход канала звукового сопровождения, где соответствующим образом обрабатываются. Запись и воспроизведение сигнала управления осуществляются с помощью головки Г4.

      Сигнал изображения записывается с помощью ряда функционально связанных блоков, образующих канал записи. Основным элементом канала являются видеоголовки записи ВГ, установленные на вращающемся барабане. Эти головки используются и при воспроизведении записанной информации, тогда они входят в состав канала воспроизведения. Канал изображения включает в себя каналы записи и воспроизведения.

      Источник: The Video Cassette Recorder (VCR).

      Параграф: "Heads. The minimum heads required for video and audio registration are two heads for video and one for audio (mono). Three video heads on the head drum allow still picture without distortion and slow motion... Hi-fi stereo audio recording via frequency modulation requires 2 additional audio heads on the head drum instead of one separate audio head for mono".

      Перевод: "Головки. Минимальное количество головок, необходимых для записи видео и звука, — это две головки для видео и одна для аудио (моно)... Запись Hi-Fi стерео звука с помощью частотной модуляции требует 2 дополнительных звуковых головок на барабане головок вместо одной отдельной звуковой головки для моно". 

      Единственное, как можно дополнить, для точности: Когда запускали кассету, лента перемещалась с левой катушки на правую. При этом видео- и звуковые головки считывали с нее магнитные сигналы, которые затем обрабатывались электроникой видеомагнитофона и преобразовывались в видео и аудио, передаваемые на экран и динамики телевизора. 

      Идем дальше:

      "MiniDV обеспечивал значительно лучшую четкость изображения, ... Важной особенностью была возможность напрямую загружать видеозаписи в компьютер через интерфейс FireWire (IEEE 1394)". 

      Загружать. С кассеты прям?

      Вот тут даже описывается пошаговый план.

      Источник: How to Transfer MiniDV Tapes to Your Computer

      The DIY Approach: Step-by-Step Guide to Transfer MiniDV to Computer

      If you're up for the challenge and have all the necessary equipment, you can transfer your MiniDV tapes to your computer at home. Here's a step-by-step guide on how to do it:

      • Use the appropriate cable (USB or Firewire) to connect your MiniDV camcorder or tape deck to your computer.

      • Turn on your MiniDV device and set it to playback mode. If you're using a camcorder, open it and set it to VCR mode.

      • Insert your MiniDV tape into the camcorder or tape deck.

      • Launch the video recording software on your computer and select the input device from the software settings menu (tape deck or camcorder)

      • On your computer, click the "Capture" or "Record" button in your video capture software.

      • Press 'Play' on your camcorder or tape deck.

      • Check that the video is playing in the capture window of your video editing software.

      • The software will record the video as it plays on your MiniDV device, creating a digital copy on your computer.

      • Monitor the capture process to ensure it runs smoothly.

      • Once the tape has finished playing, click 'Stop' in the capture window.

      Although this approach may be a bit slow, it gives you complete control over the transfer process. But keep in mind, it does demand some technical expertise and patience since you'll need to spend hours by your computer, closely monitoring the transfer of each cassette tape.

      Вот еще пара примеров:

      "А стандарт Rec.601 преобразовывал видео в цветовое пространство YCbCr. " 

      Стандарт. Преобразовывал. Что?

      Объясняю: Слово «преобразовывал» упростило смысл. Полноценно может звучать так: «описывал метод преобразования, который реализуют устройства и программы».

      Rec.601 — это стандарт (рекомендация ITU), которая формально задает математические формулы преобразования цветового пространства из RGB в YCbCr. В этом смысле говорят, что видео «преобразуется по стандарту Rec.601».

      Источник: Rec. 601 или BT.601 (или ее прежнее название CCIR 601 ), — это стандарт, первоначально выпущенный в 1982 году CCIR (организацией, которая с тех пор была переименована в Международный союз электросвязи — Сектор радиосвязи) для кодирования чересстрочных аналоговых видеосигналов в цифровую видеоформу.

      "В СССР первые массовые видеомагнитофоны появились в конце 1970-х .... «Малахит» и «ВК-1/2», произведенные в Москве и Латвии. Первым отечественным кассетным видеомагнитофоном считается «Электроника-ВМ-12», запущенный в производство в 1983 году." 

      Значит, в конце 70 в москве производились магнитофоны, а в 83 был произведен первый отечественный? Конечно, москва не россия, но чтоб настолько?

      Это значит, что модели выпускали и раньше (бобинные), но первым советским КАССЕТНЫМ ВМ считается «Электроника-ВМ-12» со стандартом VHS.

      Источник: Видеомагнитофон «Малахит» — первый серийный малогабаритный видеомагнитофон наклонно-строчного типа, созданный в СССР. 

      "Кабельные операторы, с другой стороны, ценили удобство DVR ... Многие ограничивали функции skip или отключали автоматическую запись, чтобы сохранить доходы." 

      Операторы ограничивали?

      Да.

      Источник: В 2012 году телесети Fox, NBC и CBS подали иски против Dish Network из-за ее функции AutoHop DVR, которая автоматически пропускала рекламу. Сети утверждали, что пропуск рекламных роликов нарушает закон и «разрушает фундаментальные основы телевизионной экосистемы», поскольку они полагаются на доходы от рекламы. Судебные дела, подобные этому, показывают, что операторы и правообладатели вмешивались в работу цифровых видеорегистраторов, чтобы защитить доходы. Например, Time Warner ограничила перемотку вперед на определенных каналах и программах по запросу.

      Еще и тут можно почитать. Если хотите обсудить более детально, напишите в личные сообщения.

      Мы в Selectel не используем нейросети для генерации контента. Давайте смотреть на все немного проще, неточности — это не повод называть каждый текст нейросетевым. Да, они бывают, и могут появляться в ходе перевода иностранных источников. Но, если вы прочитаете источники, можно понять, что не во всех ваших пунктах эти самые неточности подтверждаются.

      Есть рекоме��дации по улучшению материала? Можно просто поделиться ими в комментариях или в личных сообщениях :)


      1. vvzvlad
        20.10.2025 12:28

        Ххахахахахахах. Вы же просто засунули мой комментарий в perplexity или что-то похожее, и попросили найти ошибки? Я много с ним работаю, его ответ именно так и выглядит.

        Я в жизни не поверю, что вы использовали эти источники, когда писали статью, потому что человек, способный работать с информацией на таком уровне, ни за что не напишет такую чушь с такими формулировками, как в статье. Ну невозможно, читая эти источники, говорить про "магнитный отпечаток", "стандарт преобразовывал" и так далее, это нейросетевой слоп.

        Про аудио принимается, это я на основе бетакама и двкама предположил. Не принимается все еще оборот "звуковые и видеоголовки посылали его на экран", потому что никто его не посылал на экран, его надо усилить и преобразовать. Я рад, что вы сформулировали правильно, но претензия-то в том, что вы (точнее не вы, а ллмка) не сделала это в статье, а редактор это пропустил, потому что ему пофиг.
        Про магнитофон тоже принимается, не увидел.

        Идем далее. "Вот тут даже описывается пошаговый план.", и тут же в тексте "Use the appropriate cable (USB or Firewire) to connect your MiniDV camcorder". Напомню полную цитату из исходного текста:

        Для новых устройств был нужен новый формат и в середине 90-х им стал MiniDV. Он использовал внутрикадровое сжатие и цифровую магнитную ленту шириной 6,35 мм. Видео получалось сопоставимым по уровню с профессиональным контентом, а при перезаписи и монтаже качество не менялось.

        В отличие от аналогового VHS, MiniDV обеспечивал значительно лучшую четкость изображения, точную цветопередачу и цифровой звук. Важной особенностью была возможность напрямую загружать видеозаписи в компьютер через интерфейс FireWire (IEEE 1394) для дальнейшего редактирования.

        Речь идет про стандарт, а потом вдруг про возможность загружать записи в компьютер. FireWire это часть стандарта MiniDV? MiniDV было просто загружать на комп, потому что он изначально цифровой. А уж интерфейс дело десятое — вон вы сами приводите цитату где написано "Use ... USB or Firewire .. to connect .. camcorder". Важная особенность стандарта — это то, что он цифровой, блин. Стандарт цифровой, а не магнитная лента цифровая. Магнитная лента это порошок на пленке, она не может быть цифровой или аналоговой, она просто лента. Максимум она может быть спроектирована под цифровой формат. А вот стандарт уже цифровой, и это его важная особенность, потому что это позволяет загружать его на комп и монтировать без потери качества. А вы (ах да, не вы) пишите чушь, а когда вас за нее критикуют, приносите в ответ цитату, которая опровергает ваш первоначальный тезис, но неспособны даже понять, что цитата воюет на стороне оппонента. Почему? Да потому что цитату вам тоже нашла нейросеть, которая неспособна подумать, в чем же именно ее обвиняют. Вот я щас засунул свой комментарий в перплексити и попросил проверить, обоснованы обвинения или нет, и знаете что оно мне выдало?

        Ровно то же, что вы пытаетесь доказать.
        Блин, если бы мне такой текст предьявили бы, я бы чем угодно клялся бы, что это нейросеть и что я дурак не проверил, лишь бы не признавать что этот текст был написан мной осознанно, потому ну, это расписаться же собственоручно в профнепригодности как писателя буквами.

        Объясняю: Слово «преобразовывал» упростило смысл. Полноценно может звучать так: «описывал метод преобразования, который реализуют устройства и программы».

        Rec.601 — это стандарт (рекомендация ITU), которая формально задает математические формулы преобразования цветового пространства из RGB в YCbCr. В этом смысле говорят, что видео «преобразуется по стандарту Rec.601».

        Источник: Rec. 601 или BT.601 (или ее прежнее название CCIR 601 ), 

        Оставим "упростило смысл", которое гугл находит лишь в неком "Словарь русского языка Полиграфресурсы, 1999" и которое не применятся более нигде. И что слово "преобразовывал" никакой смысл не упрощало, потому что оно суть есть часть смысла, без него предложении вовсе не имеет смысла: "А стандарт Rec.601 видео в цветовое пространство YCbCr". Наличие этого слова не делает проще.

        Перейдем к аргументации. Вы опять неспособны понять, что же именно не так в предложении "А стандарт Rec.601 преобразовывал видео в цветовое пространство YCbCr". Вам говорят "так неправильно", и вы делаете из него моструозную конструкцию "А стандарт Rec.601 описывал метод преобразования видео в цветовое пространство YCbCr, который реализуют устройства и программы". По сути верно, но получилась адская хрень. Хотя абсолютно валидной правкой было бы простое "В стандарте Rec.601 видео преобразовывалось в цветовое пространство YCbCr".

        Еще раз: это не претензия к стилю как к таковому. Это аргумент в пользу того, что текст нейросетевой слоп, потому что человек в жизни не может ТАК написать. Ну не может. Ну вот за 15 лет опыта в написании текстов я не видел такого. Я видел копирайтеров-идиотов, неспособных понять о чем они пишут, я видел шаблонных писателей, которых можно заменить скриптом, потому что они лишь вставляли новые фамилии в старые новости, но вот такого в такой концентрации в одной статье я не видел. Точнее как, видел, вот в последние пару лет — в статьях, которые генерировали ллм-ки. И вы даже не соизволили вживую ответить на мой комментарий, вы прислали вместо себя ллмку, потому что ну опять же, не пишут так живые люди.

        "Кабельные операторы, с другой стороны, ценили удобство DVR ... Многие ограничивали функции skip или отключали автоматическую запись, чтобы сохранить доходы." 

        Операторы ограничивали?

        Да.

        Иииииии... И вы опять приносите ссылку на источник, который противоречит вашим словам, но опять не понимаете этого.
        Кабельные операторы не могли ограничивать функцию skip или отключить автоматическую запись. Они не производитель. Кабельные операторы могли подать в суд на производителей, что они и делали.
        "Судебные дела, подобные этому, показывают, что операторы и правообладатели вмешивались в работу цифровых видеорегистраторов, чтобы защитить доходы. " — это опять писали не вы. Это писала нейросеть, потому что опять же, живой человек, который прочитал источник и понял его, не могу написать что кто-то вмешивался в работу DVR, потому что там ни слова, ни полслова об этом. Не могли они вмешиваться в работу, потому что они просто показывали рекламу. Нельзя по видео вмешаться в DVR. Они подавали в суд на производителей и некоторые производители действительно ограничивали перемотку рекламы.

        Это простейшее логическое построение, которое тут не осиляет нейросеть — "я кручу колесами, когда еду по шоссе" не имеет смысла, потому колесами крутит машина, а я а)рулю б)машиной, а не колесами.

        "Кабельные операторы же выступали против автоматической записи и функции перемотки рекламы и добились в этом определенных успехов — после нескольких судов эти функции были отключены для их каналов". Вот в чем смысл.

        И кстати, Fox, NBC и CBS — это не кабельные операторы, это телесети, которые broadcast. Буковка, блин, B, в середине названия об этом не то, что намекает, она орет об этом благим матом, Columbia Broadcasting System, National Broadcasting Company, American Broadcasting Company!

        Итого: 16 моих претензий, из которых 2 штуки мои ошибки, итого 14. Из них вы ответили на 3, и, ну, сделали только хуже.


    1. MaFrance351
      20.10.2025 12:28

      Левый двигатель был предназначен для натягивания магнитной ленты, правый — обеспечивал движение

      Так ещё и не было в VHS (во всяком случае, практически во всех) никаких "левых" и "правых" двигателей.

      За движение ленты там отвечал один-единственный мотор, вал которого был тонвалом (который и задавал скорость движения ленты), и от него же через пассик крутились катушки в кассете.


      1. vvzvlad
        20.10.2025 12:28

        Ну там был привод самой головки еще, она же вращается.


      1. ccapt
        20.10.2025 12:28

        нет, конечно. двигателя как минимум два. в продвинутых видеомагнитофонах - больше. двигатель головки и двигатель лентопротяга это вообще устройства сильно разные и не совместимые по характеристикам. вы, наверное не знаете (не помните), что это не аудиомагнитофон, в котором головка неподвижна (как опция - реверсивная). в видеомагнитофоне головка сканирует ленту, для чего вращается с очень приличной скоростью. и это обеспечивается своим двигателем, и никак по-другому.


        1. MaFrance351
          20.10.2025 12:28

          Ну это да. Но у головки отдельный привод, он отвечает за вращение БВГ, а не перемотку ленты.

          Вообще, в VHS двигателей минимум три: на головки, на перемотку ленты и на привод заглатывающего механизма.


        1. vvzvlad
          20.10.2025 12:28

          Но они никак не "левый и правый"


  1. id_Alex
    20.10.2025 12:28

    Отвечая на вопрос автора: Да, различные Видео-рекордеры конечно же останутся! Но, исключительно у коллекционеров, у таких - кто коллекционирует и другие форматы записи аудио и видео (винил, катушки, кассеты). Для души. В качестве предметов интерьера.

    VHS магнитофоны давно выкинуты. Комбайн VHS/DVD-R магнитофон пока еще стоит в качестве предмета интерьера у родителей. Несколько лет назад его даже включал чтобы "оцифровать" (сбросить на DVD-R) старые записи с камеры Video8.


    1. Javian
      20.10.2025 12:28

      Есть VHS, на которые высокий спрос из-за использования аудиофилами в качестве как HiFI аудиомагнитофонов.


      1. id_Alex
        20.10.2025 12:28

        У аудиофилов сейчас очередной ренессанс Виниломании! У ортодоксов мини всплеск интереса к катушечным магнитофонам (катушки естественно должны быть записаны с винила). Про vhs как исто��ник Hi-Fi если честно я не слышал даже тогда, когда такие VHS - видео магнитофоны со стерео звуком продавались. Ну кроме как для воспроизведения видео со стереозвуком с Лазер дисков!


        1. Javian
          20.10.2025 12:28

          Как пример Hifi видеомагнитофона первая ссылка в поисковике - Philips VR6860 Match Line HI-FI Stereo https://www.drive2.ru/c/592498504857823682/
          Вторая ссылка ведет на dzen, где более подробные тесты - Возможности HI-FI видеомагнитофона с примерами звука. Суть таже - использовать копию с винила на магнитофон чтобы не изнашивать диски.https://dzen.ru/a/YcR4QbfSokvHIeAfhttps://dzen.ru/a/YcR4QbfSokvHIeAf


          1. id_Alex
            20.10.2025 12:28

            Как пример Hifi видеомагнитофона первая ссылка в поисковике - Philips VR6860 Match Line HI-FI Stereo https://www.drive2.ru/c/592498504857823682/

            Пост от 2021 года. Ну ок - единицы возможно и будут заниматься подобной "ерундой" 8-).


            1. Javian
              20.10.2025 12:28

              Сейчас мало кто пишет - всё в личных встречах, в телеграмме иногда на вегалаб и т.п. редких ресурсах.


              1. id_Alex
                20.10.2025 12:28

                Ранее вы сказали про "высокий" спрос на подобные гаджеты. Ну опять ОК - не мониторю ни вегалабы ни тем более не знаю телеграм-каналов подобных, не говоря уж про личные встречи с владельцами VHS!


                1. Javian
                  20.10.2025 12:28

                  По ценам на Авито можно увидеть. Если vhs не отдают даром, то это один из тех что со спросом.


                  1. id_Alex
                    20.10.2025 12:28

                    Ценник на авито - не равно "высокий спрос". Тем более высокий ценник. Некоторые продавцы рисуют ценник "отбалды", ну вот хочется им столько денег. И не важно за какую вещь - старый никому не нужный хлам или модный и популярный гаджет.


      1. ccapt
        20.10.2025 12:28

        да не было и нет у аудиофилов этого высокого спроса. тем более, HiFi это не к аудиофилам. этим занимался мало кто, а с повсеместным распространением цифры перестали и они. может быть, единичные любители антиквариата остались.


        1. Javian
          20.10.2025 12:28

          Авито сейчас

          Музыка на кассетах и катушках, на DAT, VHS

          Весь лот

          Bидeoкаccеты Е-180 запись с фирмeнногo винила

          Deep Purplе Mark I Mark II
          Modern Таlking 1 аlbum 2 album

          Deер Рurplе Madе in Japаn
          Мodern Talking 3 аlbum 4 album

          нa видeoкacсeтaх запись cделaнa нa Раnasoniс FS-NV200 (S-VHS). Kачecтвенный HiFi звук.

          400 p

          —==========================

          DАT кaсceтa DDS2 120 метров
          Вpeмя звучaния 4 часа.
          Для DАТ магнитофонов.
          Запись выполнена на профессиональной аппаратуре с исходных катушечных лент в формате 38/2.
          Записано:
          Неnry Маnсini - Тhе Рink Раnthеr - 1963
          Nаnсy Sinаtrа - Вооts - 1966
          Еllа Fitzgеrаld - Еllа Swings Ligthly - 1958
          Vаriоs Diаmоnd Vоiсеs оf thе 50' Vоl 1
          Тhе Dоrоthy Аshby Тriо - Jаzz Наrrist Ехtrаоrdinаry - 1961
          Sоnny Rоllins (джаз, саксофон)
          Jаquе Сhаillеy - Меssе "Оrbis fасtоr"

          НА ЗАКАЗ ЗАПИШУ Любой репертуар
          пишите

          Катушки металлические Аmрех оригинал