1. Комплаенс: почему это важно и как автоматизация меняет подход

В современном бизнесе требования к соблюдению норм и стандартов становятся неотъемлемой частью стратегического управления. Однако многие компании по‑прежнему воспринимают комплаенс как формальную обязанность, направленную лишь на выполнение минимальных требований регуляторов. Такой подход чреват серьезными рисками, начиная от штрафов и заканчивая потерей репутации. Разберем, почему комплаенс должен быть интегрирован в бизнес‑процессы, какие риски он помогает предотвратить и какую роль играет автоматизация с использованием SGRC (Security Governance, Risk Management and Compliance) — систем.

Комплаенс: больше, чем просто соответствие

Когда комплаенс выполняется «для галочки», компания может упустить критические риски. Формальный подход к защите данных без анализа реальных угроз приводит к утечке информации, штрафам и потере доверия клиентов. А также не стоит забывать, что руководитель всегда несет персональную ответственность за выявленные нарушения.

Все риски требуют комплексного подхода, который учитывает не только регуляторные требования, но и внутренние процессы компании.

Часто службы безопасности сталкиваются в своей работе с многочисленными аудитами. Несмотря на то, что есть «идеальный» шаблон хода действий, чаще всего в реальности все происходит по такому сценарию:

  • решение организационных моментов и определение уровня требований;

  • сбор всех ОРД связанных с направлением требований (КИИ, ИСПДн, ГОСТ);

  • запуск анкетирования и сбора свидетельств;

  • анализ собранных данных;

  • предоставление готовых рекомендаций и отчета (выпустить недостающие ОРД, закрыть невыполненные требования).

Чем же этот план плох? Есть четыре основных недостатка:

  1. Время — большое количество времени на сбор и анализ анкет, «складывание картинки», занятость специалистов ИБ и ответственных, которые кроме своей работы тратят время на описание текущей СУИБ, все тянут, умалчивают и боятся ответственности.

  2. Контроль сбора свидетельств — чем больше требований, тем больше нужно собрать.

  3. Дискретность — итог классического аудита — срез состояния на определенную дату, через день/неделя/месяц ситуация может измениться и уровень соответствия будет не актуальный

  4. Разрозненность работы IT и ИБ подразделения — необходимость через руководство контролировать сбор нужных документов, действий и защитных мер, объяснять их необходимость и целесообразность.

Чтобы избежать этих недостатков, необходимо придерживаться подхода, когда комплаенс интегрирован в бизнес‑процессы ИБ.

2. Жизнь в мире защитных мер.

Вся регуляторика, по своей сути, одинакова. Множество документов пересекаются и, выполнив одно из требований, можно закрыть часть соответствия сразу в нескольких документах. Если посмотреть статистику, которую мы посчитали в SECURITM, 20%-25% требований уникальны, 75-80% требований повторяются хотя бы раз, 46% — 62% одинаковы во всех приказах. Почему так?

Все требования регуляторов в области ИБ направлены на сокращение поверхности атаки и уменьшение возможностей злоумышленников. Отсюда мы приходим к одному из важных выводов — нужно жить не в мире требований и свидетельств, а в мире Защитных мер.

Контролируя защитные меры, выставляя задачи на внедрение и управление ими, мы можем привести Комплаенс в состояние готовности 24/7. И здесь нам поможет Автоматизация.

3. Роль автоматизации и SGRC-систем в управлении комплаенсом

Автоматизация — это ключ к эффективному управлению комплаенсом. Современные SGRC‑системы объединяют управление рисками, соответствие требованиям и корпоративным управлением в единой платформе. С помощью SGRC‑систем можно оперативно выявлять потенциальные риски, контролировать выполнение ключевых задач и автоматически формировать отчеты для регуляторов.

В SGRC SECURITM данные не просто собираются из разных источников, а обретают взаимосвязи, помогая синхронизировать несколько важных процессов и не тратить время на рутину. Карточки защитных мер связаны с модулем комплаенса. Их выполнение или поломка влияют на процент соответствия, а благодаря автоматизации задач по триггеру (например переход статуса «реализовано» в статус «поломка») своевременно назначаются задачи ответственным для решения данной ситуации, снижая операционную нагрузку.

В случае же со сбором отчетов — их автоматическая генерация в SECURTIM экономит не только время, но и нервы сотрудников ИБ, позволяя сосредоточиться на стратегических задачах, а не тонуть в бумажной рутине и таблицах.

Такой подход к комплаенсу можно назвать непрерывным. Если аудит отражает лишь единственный срез, то новая стратегия помогает видеть реальную картину соответствия в любом момент времени.

Много требований можно контролировать автоматически или полу‑автоматически. Например, использовать метрики от СЗИ и инфраструктуры, орг. реестров или собирать данные через опросы людей. Команда SECURITM собрала, скоррелировала между собой и опубликовала базу из 180+ стандартов и нормативных документов.

Внедрение автоматизации позволяет не только снизить затраты на выполнение требований, но и сделать управление более гибким и эффективным. Это не просто способ избежать проблем — это возможность построить устойчивую, прозрачную и надежную компанию.

Комментарии (0)