В последние десятилетия мы переживаем эпоху технологических прорывов, изменяющих привычные границы не только в науке и бизнесе, но и в самой философии. Статья, на которую я опираюсь, поднимает вопросы о достоверности знаний в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта, и призывает к попытке пересмотра эпистемологии, выходящей за рамки классических теорий.

  • Проблема достоверности как центральный эпистемологический вызов — в эпоху генеративных нейросетей становится практически невозможным отличить правду от лжи, поскольку «фальсифицированный» контент становится убедительным сам по себе.

  • Неустранимость галлюцинаций и конфабуляций ИИ как теоретический предел — фундаментальная теорема Майкла Левина доказывает, что любая языковая модель обязательно будет генерировать ложные факты, и это нельзя устранить полностью.

  • Риск коллапса нейросетей и деградации человеческого знания — через взаимное обучение сетей на своих галлюцинациях и потребление людьми этих искажённых данных, неизбежна деградация как ИИ, так и человеческого интеллекта.

  • Критика подтверждающего подхода (верификации) и необходимость смещения фокуса к фальсифицируемости — традиционный подход в системах фактчекинга «найти доказательства в пользу чего-либо» должен быть заменен на поиск опровержений (принцип фальсифицируемости Поппера).

  • Децентрализация и криптографически защищённые системы как условие объективности — один из ключевых тезисов: проверка достоверности должна быть независимой от централизованного администрирования, наемных экспертов, корпораций, государств и алгоритмов с предвзятостью.

  • Алгоритмы на основе анализа непротиворечивости — необходимы новые технические модели, где информационные «блоки» (факты) взаимосвязаны и противоречия между ними снижают, а сильные непротиворечивые связи повышают достоверность.

  • Репутационная ответственность как эпистемический механизм — люди, создающие утверждения, автоматически вменяются в ответственность через репутацию: чем надежнее автор готов «держаться за свои утверждения», тем выше его вклад в достоверность.

  • Эпистемическое соревнование как игра (теория игр) между научным знанием и фейками — все модели и версии конкурируют с различными точками зрения и победа отводится тем, кто устойчив к опровержению и противоречиям, а не тем, кто просто накапливает утверждения.

  • Конструктивный альтернативизм как онтологическая и гносеологическая позиция — существует множество гипотез, ни одна из которых не может быть «абсолютно истиной», но ценность гипотез определяется по их эвристическому потенциалу и устойчивости к опровержению.

  • Коллективный интеллект как онтологический и эпистемический антипод ИИ-монополии — только синтез человеческого коллективного интеллекта и алгоритмических систем, построенных по критериям фальсифицируемости и репутации, может стать гарантией устойчивого знания и доверия в цифровой киберэкономике.

Рассмотрим эти фундаментальные изменения через призму философии науки и эпистемологии, опираясь на работы таких мыслителей, как Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд и Имре Лакатош.

1. Поппер: фальсифицируемость как основной критерий научности

Карл Поппер утверждал, что единственным критерием, по которому можно судить о научности теории, является её фальсифицируемость — способность быть опровергнутой. Искусственный интеллект и нейросети, особенно генеративные модели, создают новые вызовы для традиционной эпистемологии. В частности, они генерируют «галлюцинации» — ложные, но очень правдоподобные утверждения, которые сложно отличить от правды. Это вызывает необходимость пересмотра концепции фальсифицируемости, так как многие утверждения, созданные ИИ, не могут быть легко опровергнуты стандартными научными методами.

Вместо подтверждения теории фактами, как это происходит в традиционной науке, мы получаем ситуацию, в которой нужно искать опровержения и ошибки в данных и алгоритмах. Это принципиально меняет подходы к научной верификации.

  • Прямое использование попперовского принципа: знание — это не подтверждения, а способность выдержать опровержения.

  • Система «гиперграфов знаний» с проверкой противоречий — это алгоритмическая форма попперовской фальсификации.

  • Галлюцинации ИИ являются примером непроверяемости — если мы принимаем высказывания без попытки их опровергнуть, мы теряем науку.

2. Кун: парадигмы и научные революции в цифровую эпоху

Томас Кун ввел концепцию научных парадигм, которые определяют общие подходы и методы работы в науке. Каждая парадигма начинает преобладать, затем сталкивается с аномалиями, которые не могут быть объяснены её рамками, и в конце концов происходит смена парадигмы. Традиционные подходы к проверке достоверности информации больше не соответствуют новым условиям. Искусственный интеллект создает новые «аномалии», как, например, нечеловеческие «галлюцинации» или ложные факты, которые невозможно просто игнорировать.

Необходим переход к децентрализованным и криптографически защищённым системам проверки фактов, что может быть рассмотрено как новый научный революционный переход, аналогичный парадигмальным сдвигам, описанным Куном.

  • Современная «парадигма достоверности» (где истина подтверждается авторитетом/верификацией) больше не работает в условиях ИИ.

  • Нужна новая парадигма — децентрализованная и репутационно-ориентированная проверка фактов.

  • Это можно рассматривать как переход к новой «нормальной науке» в условиях цифровой киберэкономики.

3. Фейерабенд: эпистемологический анархизм и новые формы знаний

Пол Фейерабенд выдвигал гипотезу о том, что научные методы не могут претендовать на универсальность и абсолютизм, и что в разных исторических и культурных контекстах существуют различные способы получения и утверждения знания. Он утверждал, что «всё подходит», если это приводит к продуктивным результатам. Подход, при котором данные и знания могут генерироваться с помощью глобального интернационального краудсорсинга без строгих рамок традиционных научных методов, гармонично согласуется с фейерабендовским «эпистемологическим анархизмом».

Это открывает путь для более гибких, неформальных и многогранных подходов к поиску истины, таких как коллективный интеллект, криптографически защищённые данные и многократно проверяемые гипотезы. Главное — не полагаться на одну систему доказательств, а принимать разнообразие методов, создавая при этом устойчивые и проверяемые блоки информации.

  • Существует множество конкурирующих гипотез, где истина не абсолютна, а относительна к устойчивости в игре опровержений.

  • Это близко к фейерабендовскому «anything goes» — но с четким уточнением: не всё подряд подходит, а только то, что хорошо обосновано и не опровергнуто.

  • То есть он встраивает анархизм в структурированный алгоритм (игру гипотез).

4. Лакатош: исследовательские программы и гиперграфы как новая структура знаний

Имре Лакатош предложил концепцию «исследовательских программ», которые составляют основу научных теорий. Важным элементом в этой теории является разделение «ядра» теории, которое не подлежит опровержению, и «пояса защиты», состоящего из гипотез, которые защищают ядро от опровержений. В цифровой киберэкономике это реализуется с помощью гиперграфов знаний, в которых факты и утверждения связываются между собой в рамках «защищённых» блоков, где любые противоречия снижают достоверность системы.

Гибкость этих «защитных» элементов позволяет системе адаптироваться, повышая её устойчивость к фальсификации и ошибкам. Такой подход напоминает лакатошевскую идею о том, что не теория должна быть «абсолютно истинной», а её способность адаптироваться и развиваться в ответ на новые данные.

  • Идея о том, что гипотезы выживают не как отдельные атомы, а как связанные блоки в гиперграфе, перекликается с лакатошевской концепцией «программы» с ядром и поясом защитных гипотез.

  • Противоречие внутри «программы» её ослабляет, согласованность — укрепляет.

5. Новые формы достоверности: коллективный интеллект и репутация

В традиционном научном процессе знание получало свою достоверность через экспертные оценки и проверку. Однако с развитием информационных технологий и искусственного интеллекта появляется новая концепция достоверности — репутация и коллективный интеллект. Особенно важна независимость децентрализованных систем, таких как блокчейн, которые позволяют каждому участнику сети проверять и подтверждать факты. Это может быть рассмотрено как переход от авторитарной верификации знаний (через научное сообщество или государственные органы) к более демократичному и «проверяемому» краудсорсинговому процессу.

Таким образом, концепция репутации, как ключевого элемента доверия в цифровом мире, становится эпистемологическим механизмом, который усиливает коллективный интеллект, а не зависит от монополий и авторитарных структур.

  • В условиях цифровой экономики «истина» теряет привязку к авторитету и становится проблемой доверия.

  • Это продолжение дебатов о «post-truth» и «epistemic trust» в современной аналитической философии науки.

  • Ответ заключается в конкретном решении — технологическая инфраструктура доверия на основе криптографии и децентрализации.

6. Итог: новые эпистемологические горизонты в условиях информационных технологий и искусственного интеллекта

Модели искусственного интеллекта, репутационные механизмы и криптографические технологии не просто изменяют способы работы науки и бизнеса — они провоцируют глубинные изменения в самой природе знания. Перспективы, открывающиеся перед нами, напоминают философские подходы от Поппера до Фейерабенда, которые ставят под сомнение идею об объективности и единой истине, предлагая вместо этого более гибкие, децентрализованные и взаимосвязанные подходы к познанию.

Эти изменения требуют нового понимания эпистемологии, которая должна учитывать не только проверяемость данных, но и степень доверия в условиях технологических и социальных изменений. Важно признать, что знание в XXI веке — это не только результат научных теорий, но и продукт сложных взаимодействий между людьми, машинами и данными.

  • Эпистемическая монополия ИИ (или государств и корпораций) недопустима.

  • Необходима модель коллективного интеллекта, где знание вырабатывается как результат взаимодействия множества акторов с разной репутацией.

  • Это ближе к современной «социальной эпистемологии» (Голдман, Фуллер).

Заключение:

В эпоху цифровых технологий и ИИ философия науки продолжает развиваться, и ключевые фигуры, такие как Поппер, Кун, Фейерабенд и Лакатош, остаются актуальными для осмысления новых вызовов. Эти мыслители предложили концепции, которые помогают нам ориентироваться в сложной реальности цифровой киберэкономики, где проверка данных, доверие и репутация становятся основными критериями достоверности знаний.

Сейчас, как никогда ранее, мы находимся на грани философской революции, где старые методы получения знаний пересматриваются и адаптируются к новым условиям. И это не просто вызов для науки — это вызов для всей нашей эпистемологии и способа мышления.

Комментарии (0)


  1. ildarz
    26.09.2025 11:47

    В частности, они генерируют «галлюцинации» — ложные, но очень правдоподобные утверждения, которые сложно отличить от правды. Это вызывает необходимость пересмотра концепции фальсифицируемости, так как многие утверждения, созданные ИИ, не могут быть легко опровергнуты стандартными научными методами.

    Если "галлюцинация" нефальсифицируема в принципе, то она тем самым автоматически не соответствует критерию Поппера. Если же не может быть "легко" опровергнута (что бы под этим ни подразумевалось), а "сложно" - может, то она ничем не отличается от аналогичных гипотез, выдвинутых человеком, и тем самым тут вообще нет ничего нового и никакой смены философии. А вопрос, стоит ли проверять такую гипотезу, выходит явно за рамки применимости критерия Поппера как такового.

    Современная «парадигма достоверности» (где истина подтверждается авторитетом/верификацией) больше не работает в условиях ИИ.

    В части подтверждения авторитетом то, что вы пишете, не "больше не работает", а не работало именно в подтверждении научной истины вообще никогда. Вот во всяких околонаучных терках, чесании ЧСВ, делении бюджетов и прочая - там работает, да. Но не в сфере собственно подтверждения истины (если мы говорим именно о науке, в других областях деятельности человека вполне применяется на практике). А вот верификация, напротив, всегда работала, работает и будет работать, вообще независимо от того, кем генерируются гипотезы, человеком или ИИ.

    Имре Лакатош предложил концепцию «исследовательских программ», которые составляют основу научных теорий. Важным элементом в этой теории является разделение «ядра» теории, которое не подлежит опровержению, и «пояса защиты», состоящего из гипотез, которые защищают ядро от опровержений.

    Здесь вы вообще фундаментально искажаете суть его воззрений. "Ядро" не "не подлежит опровержению", а не отбрасывается сразу при обнаружении противоречащих фактов, модифицируясь дополнительными гипотезами. Но при накоплении критичной массы противоречий либо дальнейшем отсутствии позитивных предсказаний оно может (и должно быть) отброшено.

    В традиционном научном процессе знание получало свою достоверность через экспертные оценки и проверку.

    Еще раз. В научном процессе экспертные оценки не являются критерием достоверности. Если вы пишете о какой-то области знаний, где они таковыми критериями являются, это не наука. В науке же экспертная оценка может быть, например, критерием перспективности гипотезы, который влияет на вероятность продолжения исследований в этом направлении, но никак не критерием достоверности.

    Таким образом, концепция репутации, как ключевого элемента доверия в цифровом мире, становится эпистемологическим механизмом, который усиливает коллективный интеллект,

    Концепция репутации, если ее использовать как "подтверждение" истины, не просто не помогает науке, а активно ей вредит.


  1. TimurSadekov Автор
    26.09.2025 11:47

    Если "галлюцинация" нефальсифицируема в принципе, то она тем самым автоматически не соответствует критерию Поппера.

    Именно поэтому ни одна нейронка не имеет права претендовать на достоверность. Сколько бы миллиардов не было вложено в ее разработку. И что бы ни говорили ее разработчики. Принцип "моя база данных или онтология достоверны, потому что они мои" — не может быть основой достоверности.


  1. TimurSadekov Автор
    26.09.2025 11:47

    По остальным Вашим замечаниям — я так понимаю, Ваша позиция "ничего менять не нужно". Ок. Но мой текст не об этом.


    1. ildarz
      26.09.2025 11:47

      Моя позиция в том, что наука работает не так, как вы описываете, а общепринятые концепции текущей философии науки вы просто искажаете, пытаясь их описать. А, как известно, garbage in - garbage out.


      1. TimurSadekov Автор
        26.09.2025 11:47

        А вы могли бы в одном абзаце описать как работает научный метод? Желательно в виде алгоритма.