Каждый из нас хоть раз, но терпел поражение. Был ли это проигрыш в игре, потеря потенциальной работы, поражение в обмене мнениями… И вот новое исследование показало, что мозг вполне себе прогрессивно обучается на этих проигрышах. И определённая группа нейронов, связанная с обработкой поражений, впоследствии меняет наше будущее поведение.

Социальная иерархия. Размер и агрессия – это не главное
Исследователи из института науки и технологий Окинавы (OIST) в Японии решили выяснить, что происходит в мозге особей, устанавливающих социальную иерархию. А также разобраться, зависит ли положение на этой лестнице от других факторов, помимо размера и агрессивности.
Ученые наблюдали за самцами мышей. Эти животные формируют социальные иерархии через схватки один на один. В результате победители и проигравшие занимают свои места на лестнице доминирования. Хоть исследование и было сосредоточено на мышах, его результаты проливают свет на взаимодействия между людьми и нейронные связи, обуславливающие на наше поведение.
Можно подумать, что доминирование в животном мире определяется исключительно физическими характеристиками, такими как размер. Но, что интересно, похоже это выбор, основанный на предыдущем опыте. Нейронные схемы работы мозга, участвующие в принятии этих решений, хорошо сохранились и схожи как у мышей, так и у людей, поэтому, вероятно, можно провести полезные параллели.
Профессор Джеффри Уикенс, руководитель отдела нейробиологических исследований OIST и соавтор исследования.
Как путь неудачника помогает обучаться?
Чтобы исследовать, как формируются доминирование и социальный ранг, исследователи использовали стандартный тест с трубой. В нем двух животных загоняют в противоположные концы узкой трубки, и после столкновения доминирующая особь заставляет противника отступать.
Повторяя эти противостояния в течение нескольких дней, ученые установили четкие социальные иерархии внутри каждой отдельной клетки с парой мышей.
Затем ученые перегруппировали животных, собрав всех мышей-доминаторов в одной клетке, а подчиняющихся мышей в другой. И мыши начали заново перетряхивать иерархию. После состязаний некоторые ранее доминирующие мыши понижались в ранге, в то время как ранее проигравшие росли в социальной лестнице.
Самое главное! Когда мышей вернули в их первоначальные клетки, то приобретенное поведение закреплялось и транслировалось поверх старых отношений. Мышь-доминатор, потерпевшая поражение принимала роль проигравшего, а мышь, которая ранее подчинялась, теперь сама стала доминирующей фигурой, сохраняя и закрепляя свою власть.
Это связано с эффектами победителя и проигравшего. Те, кто побеждали, становились более доминантными в будущих соревнованиях, а те, кто проигрывал, — менее доминантными. В этом исследовании мы обнаружили, что «эффект проигравшего» можно объяснить активностью определённых клеток мозга, называемых холинергическими интернейронами.
Ведущий автор исследования Мао-Тин Сюй.
Работа мозга, нейронные связи доминирования и обучения на проигрыше
Было обнаружено, что холинергические интернейроны активно работают, при приобретении эффекта проигравшего, когда мыши теряли статус доминатора после проигрыша в соревнованиях, опускаясь ниже в социальном рейтинге.
Отслеживая активность мозга, команда обнаружила, что «эффект проигравшего» обусловлен определённой группой интернейронов в дорсомедиальном полосатом теле (ДМС), компоненте базальных ганглиев.
Уже известно, что эти холинергические интернейроны играют ключевую роль в поведенческой гибкости и адаптации. Когда исследователи заглушили их, мыши-«проигравшие» больше не принимали своё подчинённое положение в последующих встречах. Но мыши-победители продолжали занимать доминирующий статус и проявлять соответствующее поведение, несмотря на заглушенную работу этих нейронов.
Простыми словами: за последствия победы и поражения отвечают разные нейронные сети. Эффект проигравшего закрепляется холинергическими интернейронами на уровне путей принятия решений, в то время как доминантный статус держится на системах вознаграждений.
Люди, конкуренция, иерархия и обучение
Что это значит для нас с вами? Очевидно, что наши социальные взаимодействия гораздо более динамичны и многогранны. Но, учитывая, что эти клетки и нейронные схемы мозга сохраняются у всех видов, исследователи предполагают, что аналогичный «эффект неудачника» может работать и в нашем мозге, хотя его гораздо сложнее вычленить и изучить.
Социальная динамика человека, очевидно, гораздо сложнее. Начальник и деспот в семье может стоять на самом дне социальной иерархии на работе, и доминирующее/подчиняющее поведение будет меняться в зависимости от ситуации. Существует мало данных о нейронных сетях, участвующих в подобном гибком социальном поведении у людей. Однако сходство в структуре мозга у мышей и людей означает, что подобные исследования могут помочь нам в будущем глубже понять социальную динамику человека.
Ведущий автор исследования Мао-Тин Сюй.
Изменить поведение можно. Есть компенсаторные механизмы, как приведенный выше: в одном окружении ты царь и бог, а в другом – никто. И человек стремительно начинает «прокачивать» один из путей, или наоборот, застревает на ошибках, и создает мнение о себе, что он неудачник во всём только потому, что один раз провалил какое-то одно задание.
Вывод всего этого очень прост: мозг был и остается гибкой системой. Даже в рамках одного и того же вида деятельности можно менять противников, пока не найдешь прогресс и развитие. А если использовать при этом: понимание психологии, доступные бустеры, адекватный режим сна и питания, навыки, которые закрепляют дисциплину… То можно горы свернуть!
О мозге, поведенческих и психологических механизмах и ключам к ним – узнаете из материалов Neural Hack. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие статьи!