В этой статье я предлагаю свой экспертный взгляд на будущее антропоморфной робототехники. Он основан на анализе технологических трендов, состояния инфраструктуры и тех потребностей рынка, которые зачастую остаются неочевидными.

Немного о себе. Уже более десяти лет я занимаюсь разработками и исследованиями в области аддитивных технологий, промышленной автоматизации и робототехники. Руководил конструкторским бюро, создававшим различные типы автономных беспилотных летательных аппаратов, участвовал в разработке нейронных архитектур для управления роботами разных классов, включая беспилотные автомобили. Сегодня я возглавляю лабораторию, которая специализируется на прикладных исследованиях в сфере искусственного интеллекта и робототехники, в том числе в контексте медицинских технологий и систем спортивной реабилитации.

Текущий технологический ландшафт и его логика

Мы достигли важного рубежа, когда роботы перестали быть футуристическими концептами и стали массово производимыми устройствами. Современные системы способны самостоятельно передвигаться, взаимодействовать с окружающей средой и понимать контекст происходящего. Иначе говоря, сегодня аппаратные и программные возможности сошлись в точке, где достигнут минимально необходимый порог для следующего эволюционного шага — полноценной реализации антропоморфных роботов «в железе».

В данном случае я хочу сделать акцент именно на антропоморфной архитектуре. Безусловно, для узкоспециализированных задач — например, для складской логистики или сборочных линий — оптимальны иные архитектурные решения. Однако антропоморфные роботы обладают уникальным преимуществом универсальности, поскольку вся наша инфраструктура, особенно городская среда, создавалась человеком для человека — прямоходящего двуногого существа.

Лестницы, двери, лифты, пороги, тротуары, поручни — все элементы этой среды интуитивно приспособлены под нашу биомеханику. То же касается бытовых и профессиональных инструментов: от чайников и кастрюль до шуруповёртов и медицинских инструментов — всё рассчитано на пятипалые кисти определённого масштаба и диапазона усилий.

Простой пример: робот-помощник для дома, который убирает, готовит и моет посуду. Да, теоретически можно было бы создать устройство, в корпус которого изначально встроены пылесос, посудомойка и утюг. Возможно, в далёкой перспективе подобный комплекс окажется экономически оправданным. Но сегодня мы уже окружены огромным количеством готовых приборов, инструментов и устоявшихся сценариев их применения Антропоморфный робот в этом контексте — наиболее рациональный путь: он способен органично встроиться в существующую среду без ее радикального переустройства.

Однако инфраструктура это лишь одна сторона вопроса. Есть ещё один критически важный аспект, который на первый взгляд не так очевиден.

Чем человек принципиально отличается от машины? Плавность движений — задача, которую мы уже почти решили алгоритмически. Но наше фундаментальное отличие в другом: мы по своей природе неточны и «мягки». Все наши движения приблизительны и адаптивны. Мы не вычисляем и не следуем идеальной траектории — мы постоянно прицеливаемся и корректируем её в реальном времени, опираясь на обратную связь и реагируя на мельчайшие изменения ситуации. Мы не можем заранее предсказать с микронной точностью положение фаланги пальца на курином яйце, которое собираемся разбить о край сковороды. Живой человек из мяса «работает по факту», используя постоянную сенсорику и гибкую механику тела.

Подобная адаптивность раскрывается как ключевое преимущество лишь в противопоставлении со стерильной точностью робота. Физический мир по своей сути стохастичен и непредсказуем. Невозможно заранее вычислить порыв ветра или глубину, на которую стопа погрузится в подстриженный газон. А в случае физического контакта с живыми, мягкими существами — например, при рукопожатии или взятии человека за руку — исчезает даже теоретическая возможность предсказания спектра ответных микродвижений.

Классические сервомеханические приводы в такой среде требуют предельной точности, жёсткости и сверхчувствительной обратной связи, способной предоставлять абсолютные значения измеряемых величин. Всё должно быть измеримо, вычислимо и строго формализовано — иначе система теряет устойчивость. Знаменитая задача манипуляции куриным яйцом для робота до сих пор остаётся чрезвычайно сложной — как вычислительно, так и аппаратно.

И при этом живые руки выполняют такую задачу играючи. Их биомеханика изначально податлива, сенсорика распределена, а системы управления движением работают вероятностно и адаптивно. Именно это сочетание делает человека удивительно эффективным в задачах, где точные машины сталкиваются с принципиальными трудностями.

Переосмысление технологического стека: уроки биомеханики

Обратимся к биомеханике природы и посмотрим, как устроены живые системы на разных масштабах. Микроорганизмы, например, вовсе не имеют скелета и опираются на исключительно мягкую, податливую структуру тела. Насекомые же представляют собой противоположный подход: их организм заключён в жёсткую внешнюю оболочку, которая одновременно служит и защитой, и несущим каркасом для внутренних органов и мышечной системы. Наконец, позвоночные, такие как человек, обладают эндоскелетом — внутренним каркасом, к которому крепятся мягкие мышцы.

Эволюция не остановилась на одном универсальном решении — она адаптировала архитектуру под конкретный масштаб, среду обитания и функциональные задачи. В то время как природа нашла разные решения для разных условий, современная робототехника практически монопольно использует одну-единственную парадигму: «жёсткий скелет с навесными моторами». Мы пытаемся решать ею всё — от микрохирургии до антропоморфных манипуляций — используя один и тот же базовый конструктор: металлический вал, подшипник, редуктор, сервопривод.

Это исторически понятный путь, но важно признать: ограничивает нас не физика, а выбранный нами технологический стек. Между тем сама природа буквально подсказывает, каким должен быть робот, стремящийся к человеческой универсальности. Для качественного скачка в развитии антропоморфных роботов необходим аналог «мягкого тела» — систему, где упругость, податливость и распределённое усилие являются не багом, а фичей, заложенной на фундаментальном, аппаратном уровне.

Таким образом, мы закономерно приходим к архитектуре, в которой биомиметические актуаторы, воспроизводящие механику живых мышц, объединяются с каркасом, структурно повторяющим скелетную организацию крупного организма.

Нельзя сказать, что сама идея биомиметического подхода нова — исследования в этой области ведутся давно. Один из самых ярких примеров — проект Clone Robotics, где используется пластиковый скелет с натянутыми на него пневматическими искусственными мышцами.


Концептуально направление верное: архитектура, повторяющая скелетно-мышечную систему человека. Однако с технологической точки зрения пневматика является тупиковой ветвью для массовых антропоморфных роботов по нескольким причинам:

  • Низкий КПД: Значительная часть энергии тратится на сжатие воздуха и преодоление трения в стенках мышцы, а не на полезную работу.

  • Громоздкая инфраструктура: Требуется мощный и шумный компрессор, система клапанов и шлангов, что делает робота «привязанным» и крайне сложным для миниатюризации.

  • Проблемы с точностью и отзывчивостью: Воздух сжимаем, что вносит задержки и делает контроль позиции менее точным по сравнению с электрическими приводами.

  • Выглядит максимально крипово.

Таким образом, хотя пневматические мышцы и доказали саму возможность создания антропоморфных структур, они не являются решением для автономных, энергоэффективных и точных роботов будущего. Требуется принципиально иной привод, сочетающий биомиметику с электрической эффективностью и управляемостью.

В конечном счете, ключевой вызов заключается именно в технологии реализации искусственных мышц. Существует ряд различных направлений, на которых я предпочту не останавливаться, но по моему мнению, наиболее перспективными являются технологии ионных электроактивных полимеров (IEAP) и диэлектрические эластомерные актуаторы (DEA). Для читателей, желающих глубже погрузиться в тему, на Habr есть хорошая статья которая детально разбирает принципы их работы и сравнительные преимущества.

Какой бы метод ни использовался, важным остаётся одно — способность актуатора воспроизводить биомиметичную механику. Более того, управление такими «неабсолютными» приводами оказывается не просто близким к естественной моторике, но и прекрасно согласуется с типом управляющих сигналов, которые генерируют современные нейросетевые системы. В отличие от классической мехатроники, здесь не требуется длинная цепочка преобразований: выход нейросети → нормализованный уровень → цифровой сигнал → драйвер → ШИМ → ток в обмотках → вращение вала → редуктор → механическое движение манипулятора.

С искусственными мышцами структура управления становится куда более прямой: нейросеть генерирует уровень активации мышцы — и именно этот параметр непосредственно соответствует физической модели актуатора. В результате сам интерфейс управления перестаёт быть эмуляцией плавности и превращается в её аппаратную основу. Такая система не имитирует мягкость через сложные фильтры и алгоритмы, а изначально обладает гибкой, податливой и адаптивной механикой — буквально «мышечной» по своей природе.

Однако одной биомиметичности исполнения недостаточно. Естественные движения раскрываются во всей полноте только в паре с естественной обратной связью. Помимо информации о пространственном положении конечности, критически важна способность мышцы «чувствовать» себя — отслеживать собственное состояние, усилие сокращения и внешнее механическое воздействие в реальном времени.

На основании описанных теоретических предпосылок был проведён цикл исследований, основные итоги которого изложены ниже.

Архитектура мягкого тела: эволюция идей

Небольшая предыстория. В 2015 году я активно занимался изучением и развитием аддитивных технологий — не просто использовал их, а создавал новые принципы печати, методы переноса материалов, введения функциональных добавок и разрабатывал специализированные электропроводящие композиты. В этот период ко мне обратились представители центра детской кардиохирургии с задачей создать 3D-принтер, способный печатать сложные объёмные конструкции из мягкого силикона. В то время я активно работал с литьевыми силиконами и в процессе этих технических изысканий и родилась идея создать аналог биологических мышц на базе разрабатываемого оборудования.

Однако принцип работы первых прототипов был основан на классическом электромагнитном эффекте. В толщу силиконовой матрицы послойно вводились ферромагнитные добавки, которые затем, с помощью подвижной магнитной головки, намагничивались, формируя объёмные магнитные домены сложной геометрии. Совместно с Институтом химии новых материалов мы создавали токопроводящие наполнители для силиконов, которые также «впечатывались» в общую структуру, что позволяло слой за слоем формировать электромеханический аналог мышечного волокна.

Если отвлечься от технических нюансов и несовершенства материалов того периода, ключевая проблема этой концепции заключалась даже не в низком КПД что решаемо, а во взаимном влиянии ферромагнитных аддитивов друг на друга. Это делало невозможным создание мышц крупного размера и значительной мощности — частицы слипались, деформируя структуру, подобно тому, как слипаются магниты, и конструкция попросту теряла управляемость и устойчивость. Этот критический недостаток заставил искать принципиально иное физическое решение.

Вообще говоря, фундаментальных способов преобразования электрической энергии в механическое движение не так много. Помимо электромагнетизма, существуют электростатика, пьезоэлектрика, электрострикция, термомеханические эффекты и несколько более экзотических подходов, вроде ионного переноса в электролите. Свои дальнейшие исследования я сосредоточил на электростатике — как на методе, одновременно достаточно простом в реализации и способном обеспечить приемлемый КПД.

Принцип работы подобных актуаторов довольно прост. В самом упрощённом виде искусственную мышцу можно представить как две противоположно заряженные обкладки конденсатора. Под действием кулоновских сил эти обкладки притягиваются друг к другу, что и создаёт механическое движение.

Более эффективная геометрия подразумевает использование набора чередующихся обкладок, что радикально повышает плотность силы и общий коэффициент преобразования энергии в механическое движение.

Тем не менее у подобного подхода есть несколько принципиальных ограничений.

Во-первых, для эффективного преобразования кулоновских сил в механическое перемещение требуется крайне малое расстояние между обкладками. Причём сила притяжения падает пропорционально квадрату расстояния. Это означает, что при увеличении зазора всего в несколько раз эффективность падает на порядки. Альтернативой уменьшению зазора является повышение напряжения до единиц и даже десятков киловольт, что неприемлемо. Таким образом, эффективные рабочие расстояния в любом случае измеряются долями миллиметра, а чаще десятками микрон, что предъявляет высочайшие требования к точности изготовления.

Во-вторых, материал диэлектрика должен быть эффективно сжимаем. В идеале это могла бы быть жидкость, способная вытесняться из межэлектродного пространства при активации. Но такой подход радикально усложняет конструкцию: мышца перестаёт быть монолитной, появляются требования к герметизации, к обеспечению постоянного зазора между всеми слоями и к стойкости к гидродинамическим нагрузкам.

Инструментальные измерения в процессе экспериментов с наборными столбами, подтвердили гипотезу и симуляции. Сила была пропорционально слаба, а перемещение составляло единицы микрометров на диаметр.

Эффективным выходом из описанных ограничений является миниатюризация. Если диаметр элемента мышцы становится сопоставим с расстоянием между обкладками (порядка десятков микрон), то геометрия начинает работать на нас, а не против. В такой конфигурации податливому диэлектрику значительно проще сжиматься: лишний объём материала естественным образом вытесняется наружу из «расслабленного» объёма при активации.

Одновременно с этим малые размеры неизбежно приводят к резкому росту эффективности. Снижение расстояния между обкладками не только усиливает кулоновское притяжение (которое, напомню, обратно пропорционально квадрату расстояния), но и минимизирует паразитные механические деформации, делая преобразование энергии более прямым и предсказуемым.

 

Таким образом, миниатюризация перестала быть лишь способом повысить эффективность став фундаментальным физическим условием работоспособности электростатической мышцы.

Стало очевидно: если искусственная мышца должна быть мягкой, адаптивной и энергетически эффективной, то её основой должен быть не крупный привод, а микроскопический элементарный акт движения — инженерный аналог того, что биология давно решила в виде саркомера.

Синтетический саркомер: инженерная клетка движения

К этому моменту у меня сложилось чёткое, инженерно обоснованное понимание того, как должна быть устроена архитектура искусственной мышцы. И здесь, что закономерно, не пришлось изобретать ничего принципиально нового. Решение уже было создано природой: мощная биологическая мышца состоит из пучка отдельных миофибрилл, каждая из которых, в свою очередь, собрана из элементарных сократительных единиц — саркомеров.

Фундаментальным элементом, на котором я сосредоточил дальнейшие эксперименты, стало искусственное мышечное волокно, которое я, волюнтаристски, но методологически точно, именовал саркомитом. Основная концепция заключалась в модульности: отдельные саркомиты формируют пучки-фибриллы, а те уже объединяются в мышцы необходимой формы, объёма и мощности, позволяя инженерно задавать усилие, ход, скорость и механические характеристики системы.

Первоначально мы исследовали различные формы и размеры, определяемыми в первую очередь доступными техническими возможностями. Часть оборудования для экспериментов пришлось создавать с нуля.

С самого начала было очевидно, что самым сложным и критически важным аспектом является принципиальная возможность изготовления саркомитов с заданными геометрическими параметрами. Речь идёт об эффективных поперечных размерах порядка долей миллиметра при длине элемента от 5 до 50 мм. При этом межэлектродный зазор не должен превышать 40 мкм — иначе кулоновские силы становятся недостаточными, а эффективность резко падает.

Создание конденсатора с такими параметрами — технологический вызов сам по себе. Тем не менее, с помощью различных методик и ухищрений нам удавалось получать рабочие образцы, более-менее соответствующие целевым параметрам, с которыми и проводили свои эксперименты.

Симуляции показывали, что один саркомит диаметром 30мкм и длиной до 50 мм способен развивать усилие порядка 0,0005 Н при напряжении около 300 В — это предельное напряжение, которое волокно выдерживало без пробоя при используемых материалах. При этом относительное изменение длины составляло около 20%. Моделирование фибриллы диаметром примерно 1 мм, собранной из таких саркомитов, давало прогнозируемое суммарное усилие порядка 0,875 Н.

Однако физически несовершенные процессы изготовления первых образцов ухудшали экспериментальные показатели в десятки раз относительно расчетных значений. Несмотря на это, даже при столь значительном отклонении от модели, результат сохраняет практическую ценность.

Проще говоря, даже в наихудшем сценарии мышца, собранная из таких фибрилл и сопоставимая по размеру с указательным пальцем, способна развивать усилие, эквивалентное поднятию массы в несколько сотен граммов. И это — для прототипа, созданного, что называется, на коленке, без специализированного оборудования и с заметными ограничениями материалов и технологий.

При переходе к более совершенным производственным процессам, использованию высококачественных диэлектриков и применению аддитивов, повышающих диэлектрическую проницаемость, можно ожидать роста характеристик как минимум на несколько порядков, переводя технологию в практическую плоскость.

Поскольку интеллектуальная собственность находится на стадии оформления, я не могу раскрыть все детали устройства и производства саркомита. Однако архитектурную философию искусственной мышцы, которая, я уверен, станет новым отраслевым стандартом, можно и нужно обсуждать уже сейчас.

Как я уже отмечал, фундаментом этой архитектуры является модульность. Иначе говоря, подобно тому, как современные робототехнические системы опираются на типовой сервомотор как базовый компонент, в парадигме искусственных мышц аналогичной «атомарной» единицей становятся фибриллы. Экономически, технологически и практически нецелесообразно производить цельную мышцу под каждый конкретный сустав или механизм. Гораздо эффективнее использовать стандартизованный модуль — фибриллу, собранную из саркомитов, а затем конфигурировать из таких модулей актуаторы нужной формы, длины, силы и хода под конкретную анатомию или задачу.

Наконец, я подхожу к ранее затронутой теме обратной связи. Здесь саркомит раскрывает ещё одно фундаментальное преимущество: он изначально является сенсором. Любая его деформация, вызванная внешней нагрузкой или собственной активацией приводит к изменению межэлектродного расстояния, а значит и ёмкости. Это превращает отдельные саркомиты внутри фибриллы в распределённые чувствительные элементы, позволяющие считывать усилие, растяжение и состояние мышцы в реальном времени.

По сути, система управления получает аналог биологического проприоцептивного отклика, встроенного непосредственно в материю актуатора, без дополнительных датчиков и сложных интерфейсов.

В совокупности все эти свойства — модульность, масштабируемость, биомиметичность движения и встроенная сенсорная обратная связь — формируют фундамент естественного подхода к актуаторам. Саркомит, фибрилла и мышечный пакет образуют законченный, самодостаточный технологический уровень, на котором можно строить сложные, адаптивные и высокоэффективные механические системы.

Но мышца — это лишь один слой антропоморфной механики. Для того чтобы возник робот, способный к естественным движениям, взаимодействию с окружающей средой и выполнению человеческих задач, требуется целостная архитектура тела: скелет, мягкие ткани, фасции, кожа, распределённая сенсорика и интегрированная нейромоторная система.

Создание такой архитектуры — не просто инженерная задача, а переход к новому классу машин, где структура тела проектируется не по принципу механического конструирования, а по принципу анатомического моделирования. Если говорить упрощённо, антропоморфный робот будущего — это не «каркас с моторами под кожей», а организм, собранный из технологических аналогов анатомических систем.

Скелет задаёт опорную геометрию и точку крепления мышц. Фибриллы формируют мышечные массивы, обеспечивающие движение. Пакеты мягких тканей передают усилия, глушат вибрации, распределяют нагрузки. Искусственная кожа выполняет функции тактильного интерфейса и внешней защиты. А встроенная сенсорная сеть мышц, суставов и кожи обеспечивает роботу проприоцепцию — то самое чувство тела, без которого ловкость, безопасность и адаптивность превращаются в проблему чрезмерной вычислительной сложности.

С моей точки зрения, появление искусственных мышц неизбежно приведёт к смене парадигмы всей антропоморфной робототехники. Как только станет возможным массовое производство саркомитов и фибрилл, мы впервые приблизимся к созданию роботов, которые смогут безопасно работать рядом с человеком, взаимодействовать с реальным миром так же уверенно, как мы, и выполнять задачи, которые сегодня кажутся доступными только живой биомеханике.

Это не просто очередной шаг в развитии робототехники — это переход к инженерной анатомии, где мы перестаём строить машины и начинаем выращивать механические тела.
Я бы охарактеризовал это как концептуальный переход к робототехнике 2.0.

Комментарии (2)


  1. avshkol
    24.11.2025 13:39

    Хм, человечество только с большим трудом решило задачу управления андроидным роботом, у которого примерно 40 сервоприводов.

    Здесь же речь об управлении примерно 640 (!!!) слоями мышц, если делать андроида схожим с человеком, при этом каждая такая мини-мышца имеет свои параметры и не так стандартизирована, как сервопривод...

    А починка робота при неисправности одного глубоко залегающего слоя мышц - это вам не серврпривод заменить!


    1. Mulin Автор
      24.11.2025 13:39

      Конечно сложнее. Особенно если использовать классическую схему управления. Потому я и пишу о том, что управление тоже должно быть прямым с выходы нейронки каждой мышцей (понятно, через драйвера и все такое). А чинить то да))) Только это все технические моменты, которые не отменяют того факта, что нам это придется сделать.