
История поративной консоли PSP Go от Sony — пример того, как передовые идеи опережают время. И в результате не реализуются, поскольку «рынок решает» иначе, чем планировали разработчики. Компактная консоль казалась шагом в будущее портативного гейминга, но осталась в тени более успешных конкурентов.
В этой статье мы вспомним, как появилась эта модель и какие технические решения в ней воплотили. Почему консоль не стала массовой, хотя энтузиасты до сих пор охотятся за ней на вторичном рынке. Ну и разберем ее. Детали под катом.
Мне консоль досталась случайно, я ее пытался починить, но пока безуспешно. Если получится, сделаю вторую часть статьи. Ну а пока давайте глянем, что это за устройство и что с ним не так.
От анонса до полок: надежды и реальность
PSP Go представили 2 июня 2009 года на волне успеха оригинальной PlayStation Portable. Последняя с 2004 года радовала геймеров мощной начинкой и богатой библиотекой игр, способной соперничать с домашними консолями. Sony решила переосмыслить платформу. Отказалась от UMD-дисков в пользу цифровых загрузок через PlayStation Network. Все для того, чтобы создать универсальное устройство для игр, музыки и видео.
Корпус стал на 56% меньше по объему и на 43% легче предшественников, а выдвижная панель с джойстиком и стрелочками сделала ее удобнее для многих. Габариты — всего 128×56,3×16,5 мм. Они позволяли удобно носить консоль в кармане, в отличие от более громоздких старших моделей. Запуск состоялся 1 октября в Северной Америке и Европе, а в Японии — в ноябре, где привязанность к портативным устройствам могла подстегнуть интерес.

Эйфори�� от анонса на E3 быстро угасла, когда консоль столкнулась с рыночными проблемами. За первые недели в США продали 100 000–145 000 шт. — скромный результат для Sony, рассчитывавшей на миллионы. Оригинальная PSP к тому времени разошлась тиражом около 80 млн. К февралю 2010 года продажи упали до 6 000–10 000 устройств в месяц, а общий тираж по миру не превысил нескольких сотен тысяч.
Тогда как PSP-3000 собрала около 17 млн покупателей, ценящих привычные физические носители. В общем, производство свернули в апреле 2011 года, и модель осталась нишевым продуктом. Сегодня на вторичном рынке консоль стоит от 150 $ за базовую версию до 400 за модифицированные экземпляры, привлекающие энтузиастов возможностями для кастомизации.
Проблемы начались с отсутствия поддержки UMD-дисков. Владельцы старых моделей не могли использовать свои коллекции, а повторная покупка игр в цифровом формате отпугивала экономных пользователей. В 2009 году не у всех был стабильный интернет. Библиотека PSN на старте была ограниченной, а загрузка контента занимала много времени. Даже обмен дисками, популярный среди геймеров, стал невозможен, что подорвало социальную составляющую платформы.
В то же время рынок уже менялся: Nintendo DS с двумя экранами и стилусом привлекал семьи и новичков, а смартфоны вроде iPhone 3GS предлагали дешевые приложения через App Store, не требуя отдельного устройства. В Японии дела шли чуть лучше благодаря местным хитам, но даже там новинка не оправдала ожиданий. Она не предложила значительных отличий от предшественников, кроме 16 ГБ встроенной памяти и Bluetooth для периферии. Запуск показал, что инновации требуют правильного момента, так что на этом этапе с девайсом пришлось попрощаться.

Играйте в Minecraft и получайте бонусы в панели управления
Потратить бонусы можно, например, на развертывание облачного сервера для хостинга своего сайта, приложения или Telegram-бота.
Техническая начинка: мощь в компактном корпусе
Архитектура PSP Go унаследовала основу оригинальной PSP, но была оптимизирована для компактности и энергоэффективности, чтобы сохранить производительность в небольшом корпусе. Центральный чип Allegrex на базе MIPS R4000 с частотой 333 МГц мог снижаться до 33 МГц для экономии заряда.
Он включал сопроцессоры: один для операций с плавающей запятой (IEEE 754) для физики в играх, другой — с векторным блоком VFPU для 3D-графики, обеспечивая до 33 миллионов полигонов в секунду. Графический движок GE обрабатывал текстуры и эффекты с буфером eDRAM в 2 МБ, что позволяло запускать такие тайтлы, как God of War: Chains of Olympus, с впечатляющей детализацией.
Основные характеристики
Экран: 3,8-дюймовая TFT-панель, 480×272 пикселей, 16:9, базовый сенсорный слой для меню, яркость 200 нит, чувствителен к бликам.
Процессор: Allegrex (MIPS R4000), 333 МГц, с FPU и VFPU для 3D-расчетов.
Графика: GE с 2 МБ eDRAM, поддержка текстур, альфа-блендинга, до 33 млн полигонов/сек.
Память: 16 МБ DDR SDRAM (система), 64 МБ VRAM (графика), 16 КБ скрэтчпад.
Хранение: 16 ГБ NAND-флеш, слот Memory Stick Micro (с расширением).
Связь: Wi-Fi 802.11b (PSN), Bluetooth 2.0 EDR (наушники), USB 2.0.
Аудио: стереодинамики, микрофон, VoIP, 48 кГц/16 бит.
Батарея и габариты: литий-ионная, 6–9 часов работы, 128×56,3×16,5 мм, 158 г.

Память распределялась рационально: 16 МБ RAM для системы, 64 МБ VRAM для графики, плюс скрэтчпад для быстрых операций. Хранение на флеше заменило UMD, а слот Micro-карт позволял наращивать объем. Связь обеспечивала Wi-Fi для сети, Bluetooth для периферии и USB для зарядки.
Батарея поддерживала баланс между производительными играми, а легкий корпус с клавиатурным слайдером не терял удобства. Но меньший экран по сравнению с 4,3-дюймовыми предшественниками иногда казался тесноватым. В целом, начинка отражала амбиции Sony создать мощный мультимедийный гаджет для своего времени.
Разбираем и смотрим, что внутри
Свой экземпляр консоли я получил примерно пару недель назад. Купил на барахолке, только не оффлайн, а онлайн. Приобрел как нерабочую, с диагнозом «заряжается, но не включается». Как оказалось, продавец меня обманул. В реальности внутри не было ни батарейки, ни коннектора для нее. Кто-то оторвал и то, и другое.
Кроме того, кто-то уже копался внутри, но несмотря на это ничего особо ужасного я не увидел. К моменту написания статьи я восстановил средний контакт коннектора на плате (он был оторван). Без него консоль не может включиться, поскольку он отвечает за термодатчик. Если нет сигнала от датчика, ничего не включается.
Батарейку я заказал, но что-то там произошло и она задержалась. Поэтому решил написать первую часть статьи в таком виде, показав, что же внутри приставки. А вторая будет уже о ремонте.
Разбирается она легко. Нужно всего лишь открутить шесть винтиков крестовой отверткой, убрать шлейфы и все прекрасно снимается. Вот так выглядит плата сверху и снизу.
Из проблем не заметил пока ничего, кроме уже описанной проблемы с коннектором. Единственное, на металлический экран, показанный снизу слева, попала вода. На плате следов коррозии нет. Так что я думаю, что все дело именно в коннекторе и батарейке. Но я, конечно, не уверен в этом.
Я проверил плату — короткого замыкания нет, так что с работой девайса все должно быть окей. Если нет, буду смотреть, что за элемент не дает консоли включиться, кроме отсутствующего коннектора.
Кстати, если у вас была такая консоль — расскажите, как она вам? Все ли устраивало, не было ли глюков? И если она ломалась, например, не включалась, как решали проблему. На этом пока все, не переключайтесь!
Yoti
Вступление, я так понимаю, писала нейросеть? Потому как информация в целом верная, но собрана воедино абы как.
Какой "оригинальной"? Вся линейка PSP сама по себе является оригинальной. Если имелась ввиду конкретная модель PSP-1000, то нет, PSP Go унаследовала от PSP-3000.
Что за слой такой?
4 МБ, как и у всех моделей после PSP-1000.
64 МБ на всё вместе. Отдельная память для графики уже указана пунктом ранее.
С каким ещё расширением? Слот сам по себе это расширение для ПЗУ.