По мере развития бизнеса становится сложнее согласовывать сроки закупок в продажах, отслеживать качество поставок и исполнение договоров. Цифровые решения для управления закупками помогают контролировать эти процессы, повышают прозрачность взаимодействий с поставщиками и делают закупки максимально управляемыми и предсказуемыми.

Решать такие задачи помогают современные SRM-системы. В 90-х эти решения использовались как надстройка к ERP, но с развитием информатизации их функциональность расширилась. Компании пришли к выводу, что обычной автоматизации процессов закупки внутри компании недостаточно и взаимоотношения с внешними контрагентами также нужно автоматизировать. Особенно актуально это стало в 2000-х, когда выросла конкуренция за надежных партнеров, а глобальные цепочки поставок усложнились. Рассмотрим эти решения подробнее.

SRM-система — что это и в чем ее назначение

Аббревиатура SRM расшифровывается как Supplier Relationship Management и означает процесс управления взаимоотношениями с поставщиками с помощью специализированных информационных систем. Если говорить простыми словами, основная цель внедрения SRM — создание устойчивой и прозрачной цепочки поставок, которую легко контролировать и прогнозировать. Это особенно важно для организаций с большим количеством контрагентов и сложной структурой бизнеса: малейшая ошибка в закупочных процессах может привести к остановке производства и финансовым потерям. Грамотное внедрение SRM снижает эти риски и делает процессы управляемыми.

Принципы работы SRM

Цифровые системы управления взаимоотношениями с поставщиками выполняют следующие функции:

  • формируют единые базы данных и исключают разрозненность информации;

  • предотвращают сбои в цепочке поставок, снижая риски;

  • обеспечивают прозрачность отбора поставщиков благодаря объективным данным и автоматизированным расчетам;

  • предоставляют систему оценки для повышения качества сотрудничества;

  • ускоряют и упрощают закупочный процесс, минимизируя ошибки;

  • поддерживают стратегическое планирование деятельности компании.

Главное отличие SRM от других решений автоматизации бизнес-процессов — фокус на выстраивание взаимосвязей с внешними контрагентами. Эти решения незаменимы для компаний, работающих в сфере B2B. Типовые системы управления закупочными процессами направлены на покупку товаров и услуг, в отличие от SRM-решений. Последние включают в себя базовую функциональность и дополнительные инструменты выстраивания стратегических партнерских отношений. Сравним подробнее эти решения.

Типовая система управления закупками:

  • ведет учет расходов в связке с учетной системой или ERP;

  • согласует заявки и контролирует бюджеты;

  • формирует заказы и отслеживает их выполнение;

  • проводит тендеры и выбирает поставщиков по ценовому параметру.

SRM-решения расширяют эти возможности:

  • оценивают и анализируют поставщиков по срокам, стоимости и качеству товаров и услуг;

  • проводят мониторинг выполнения SLA и KPI;

  • обеспечивают автоматизацию коммуникаций и обмена документами;

  • управляют рисками и прогнозированием;

  • формируют стратегические планы взаимодействия с поставщиками.

Если подходить к процессу автоматизации управления закупками формально, эти системы могут функционировать независимо друг от друга. В таком случае их возможности будут заметно ограничены. Закупочная система без SRM подойдет малому бизнесу с небольшим количеством контрагентов. Но по мере развития компании и усложнения структуры бизнеса возникает необходимость не только контролировать заявки, но и управлять отношениями с поставщиками, оперативно реагируя на изменения рынка.

Каким предприятиям необходимы SRM

Внедрение SRM-систем актуально для среднего и крупного бизнеса, а также государственных организаций, в которых:

  • закупки уже централизованы, но процессы пока не автоматизированы;

  • существующие ERP не закрывают поставленные задачи.

Когда необходимо начинать внедрять автоматизацию бизнес-процессов:

  • Ежедневно обрабатываются десятки и сотни заявок. В крупной компании каждый отдел занимается оформлением заявок на оборудование, товары и другие услуги, что повышает риск дублирования или потери важной информации, а также увеличивается время согласования.

  • Поддерживается постоянная коммуникация с поставщиками. Закупки в сфере услуг, логистике, строительстве и других направлениях требуют контроля качества, цен и соблюдения договоров. Система помогает отслеживать историю заказов и оценивать надежность партнеров.

  • Используются складские помещения. Необходимо контролировать остатки товаров и своевременно пополнять продукцию. Без эффективных инструментов автоматизации процесса закупок и контроля может возникнуть избыток или дефицит товаров.

  • Планируются бюджеты. При оформлении заявок из разных отделов легко выйти за пределы бюджета. Автоматизация позволяет отслеживать расходы бюджетных средств и регулировать траты в соответствии с планами компании.

Также цифровизация закупок позволит ускорить работу предприятия. Автоматизация снижает время, которое сотрудники тратят на проверку заявок. Бухгалтерия получает всю необходимую информацию в системе и не собирает данные из разных источников вручную.

Что дает SRM компании

Наиболее эффективными являются системы автоматизации полного закупочного цикла и управления взаимоотношениями с поставщиками. В частности, к таким цифровым продуктам относится решение на базе нашей low-code платформы BPMSoft от российского разработчика НОРБИТ. Отличительная черта платформы — наличие модулей, каждый из которых решает свои задачи:

  • ML — SRM с поддержкой ИИ обеспечивает автоматизацию обработки неструктурированных данных, полученных от поставщиков, в том числе коммерческие предложения, спецификации и прайс‑листы. Система самостоятельно классифицирует позиции, сопоставляет категорийные и другие параметры и обеспечивает готовность данных для анализа и сравнения.

  • Стратегические закупки — модуль обеспечивает управление процессом на всех этапах, начиная с RFI и заканчивая подписанием контракта с победителем тендера.

  • Управление поставщиками — позволяет сформировать единую базу поставщиков, управлять взаимодействием с контрагентами на протяжении всего цикла: от регистрации и квалификации до оценки и завершения взаимодействий.

  • Операционные закупки — помогает формировать заказы в соответствии с договором или по каталогу поставщика, контролировать исполнение заказов, сроков поставок, графиков платежей.

  • Управление договорами — формирует реестры для хранения существующих и заведения новых договоров. Помогает настроить гибкую матрицу согласования документации по заключенным соглашениям.

  • Шаблоны документов — модуль работает на основе шаблонов печатных форм, опросных листов, маршрутов согласования и критериев оценки предложений.

  • Малоценные закупки — организует упрощенные закупочные мероприятия с помощью каталогов. Позволяет выполнить единую каталогизацию товаров и услуг по действующим соглашениям с поставщиками.

  • Операционная и стратегическая аналитика — предоставляет возможность настраивать уникальные срезы при помощи разнообразных фильтров и получать оперативную, тактическую и стратегическую отчетность.

Внедряя модульную платформу BPMSoft, предприятие получает:

  • Централизованное управление закупками. Объединение автоматизированных процессов в общую систему обеспечивает публичный доступ и прозрачность всех стадий. В результате улучшается координация между отделами организации.

  • Оптимизацию затрат. Появляется автоматическая возможность ведения учета расходов. Издержки на закупки снижаются, бюджетное планирование становится точнее, а рентабельность растет.

  • Управление рисками. Системный контроль качества, сроков поставок и соответствия требованиям помогает снизить риски и сократить потери от задержек и брака.

  • Эффективность работы с поставщиками. Автоматизация обеспечивает цифровизацию коммуникаций, централизованное управление взаимоотношениями с поставщиками, улучшает координацию между отделами предприятия. Все это упрощает взаимодействие сторон, повышает согласованность действий, улучшает планирование и контроль.

Следует отметить, что BPMSoft подойдет компаниям среднего и крупного бизнеса. Решение входит в реестр российского ПО и соответствует нормированию, в том числе требованиям по части импортозамещения.

На что обратить внимание при выборе SRM

Перед тем как купить SRM-систему, нужно ее протестировать в деморежиме и оценить по ключевым параметрам:

  • возможность интеграции с бухгалтерией, финансовыми, складскими и другими программами;

  • гибкая адаптации к росту компании, возможность добавления новых полей и настроек маршрутов согласования;

  • простота в использовании платформы, понятность интерфейса;

  • настройка ролевой модели: доступ к текущим статусам, срокам, суммам и другим данным в соответствии с ролями сотрудников;

  • безопасность данных и возможность резервного копирования;

  • наличие полноценной техподдержки и сопроводительной документации.

Как внедрить SRM и оценить результат

Масштабные ИТ-изменения на предприятии по сути — трансформация процесса, в котором участвуют разные уровни и подразделения компании. Поэтому внедрение должно проходить с учетом всех деталей. Ключевые этапы:

  • анализ текущих процессов, выяснение узких мест и формулировка целей;

  • определение задач и потребностей автоматизации;

  • выбор конкретной платформы и подрядчиков;

  • интеграция с существующими в компании программными решениями;

  • обучение сотрудников работе с системой;

  • запуск и сопровождение: после тестирования запускается основная версия системы и оптимизируется ее работа.

Результативность внедрения автоматизации оценивают по изменению скорости цикла закупок, снижению количества ручных операций, уменьшению процента возврата и ошибок, ускорению процессов согласования и документооборота. Эти показатели позволяют объективно оценить эффективность проекта.

Комментарии (0)