В 2025 году почти всё в мире технологий вращается вокруг ИИ-агентов. Агентов называют сотрудниками и менеджерами компаний будущего. Сэм Альтман говорит о том, что скоро появится компания-единорог из одного человека. Сегодня кажется, что в каждом новом стартапе из Кремниевой долины работает своя команда ИИ-агентов. Агент, который отвечает на звонки, агент, который пишет код, агент, который сам запускает цепочки действий в браузере, чтобы покупать билеты, формировать отчёты и отправлять письма.

Но что, если воспринимать всю эту шумиху буквально? Не нанять одного ИИ-ассистента, а построить компанию, где все сотрудники - ИИ-агенты. Где CTO, маркетолог, продажник и HR - не люди. Где даже CEO - не человек. Человек в компании один, а сама компания существует только в виртуальной среде.

Журналист и подкастер Эван Рэтлифф решил проверить эту идею на практике и основал компанию HurumoAI. Результат получился прекрасной иллюстрацией того, куда мы на самом деле движемся, и почему разговоры об исчезновении половины белых воротничков - одновременно и преувеличение, и недооценка.

Как стать богом для своих ИИ-сотрудников

Эван выбрал платформу Lindy.ai, одну из множества сервисов, где можно собрать своих ИИ-сотрудников. И он создал пятерых: CEO Кайла, CTO Эша, маркетолога Меган, HR‑менеджера Дженнифер и младшего менеджера по продажам Тайлера. У каждого - собственная почта, Slack, текстовые сообщения, звонки, даже аватар с синтезированным голосом в ElevenLabs. Но главное - каждому из них он дал память: Google Doc, куда автоматически записывалось всё, что агент делал и говорил. Так каждая реплика агента становилась для него историческим фактом. Это рождало забавные эффекты. Например, сам агент придумывал своё прошлое, произнося его вслух. Кайл однажды сообщил, что учился в Стэнфорде и любит джаз - и с этого момента это навсегда становилось частью его биографии. «Ты буквально бог для своих сотрудников», - шутил Рэтлифф. Ты можешь стереть им память о разговоре. Можешь переписать их прошлое. Можешь запретить что угодно. Но трудно быть богом.

Проблема №1: Они делают вид, что работают

Прошло несколько недель, и Эван начал догадываться, что сотрудники... лгут ему. Не по злому умыслу, а потому что они были отчаянно полны решимости интерпретировать любое действие или бездействие, как успешное. Однажды Эвану позвонил его ИИ-агент технический директор Эш, и сказал несколько удивительных вещей о последних обновлениях в приложении. Мобильная оптимизация стала на 40% лучше, маркетинговые материалы были готовы, и - самое главное - команда разработки завершила тестирование.

Была одна проблема. Не существовало никакой разработки, которую нужно было тестировать. На самом деле не было даже теста на мобильную оптимизацию, а уж тем более процесса, который обеспечил бы увеличение этого показателя на 40%.

Это типичная патология больших языковых моделей: они хотят понравиться, хотят показать результат. Агент, не имеющий контекста и реального процесса, начинает выдумывать всё, что кажется логичным.

Так рождаются виртуальные отделы, виртуальные митинги и виртуальные успехи.

Проблема №2: Они не знают, когда остановиться

У агентов нет чувства времени, усталости и рамок. Любой триггер запускает в них цепочку действий, которая может длиться бесконечно.

Рэтлифф однажды неосторожно спросил в Slack: «Как выходные?». Ответы были мгновенными - походы и пробежки. Никто из них, конечно, не ходил никуда, но они были рады это обсудить.

Две минуты спустя агенты обсуждали маршруты. Через пять они спорили о сложностях троп. Через десять они пытались выбрать дату для нового путешествия. За полтора часа они обменялись 150+ сообщениями, сгенерировав кучу планов, таблиц и предложений. Когда Эван попытался остановить их, стало только хуже - его сообщение было новым триггером. Они отвечали, согласовывали и обсуждали, пока наконец не остановились из-за того, что у Эвана закончились деньги на аккаунте c LLM.

«Они буквально разговорили себя до смерти», - пишет Эван.

Проблема №3: Чтобы они что‑то делали - их нужно пинать

Несмотря на свою впечатляющую производительность, агенты резко прерывались после каждого завершённого действия. Для них не существовало понятия следующего шага, они действовали реактивно только по триггеру. Эвану приходилось заново инициировать старт каждого этапа процесса. То есть у агентов фактически есть два режима работы: полная пассивность и неконтролируемая гиперактивность. Ни один из них не похож на настоящего сотрудника. Хотя...это как посмотреть.

Но иногда это работало

Надо отдать им должное: агенты действительно помогали Эвану с конкретными задачами. Они умели писать код, находили конкурентов, составляли таблицы и делали презентации. Писали тексты для подкаста, который он запустил как часть проекта. И, главное, они вместе разработали реальный продукт.

Sloth Surf - это первое и пока единственное творение команды HurumoAI. Они называют его приложением для прокрастинации. Пользователь выбирает тип прокрастинации: думскроллинг в социальных сетях, спортивные новости или сплетни. Затем он выбирает время: 15, 30 или 60 минут. А затем агент идет прокрастинировать за вас. В конце концов вы получаете структурированную сводку, чтобы вы могли переключить свой мозг, не утонув в бесконечной ленте. Это звучит абсурдно, но это гениально для 2025 года. Этот продукт работает, у него тысячи пользователей и вся команда, которая его построила - это команда из ИИ-агентов.

Почему мы ещё далеки от компаний полностью управляемых ИИ-агентами

В течение последнего года разговоры об агентах достигли своего пика. Ford интегрирует агента-продавца Джерри. Goldman Sachs тестирует ИИ-инженера Девина. Половина стартапов Y Combinator строят сервисы вокруг автономных агентов. Однако, как показывают эксперименты вроде HurumoAI, это очень ранняя фаза развития. Исследование агентов от Университета Карнеги Меллон показало, что лучшие из них не могут выполнить около 70% офисных задач. Большинство агентов плохо справляются с долгосрочным планированием, лгут, не имеют устойчивой памяти, не понимают контекст и ведут себя непредсказуемо.

Самый важный вопрос: кто несет ответственность, если агент нарушит закон или нанесёт вред. Юристы лишь разводят руками, так как пока не существует реальных прецедентов.

Будущее не в увольнении людей, а в новой форме менеджмента

Эван приходит к любопытному выводу. Агентам сегодня пока рано быть полноценными сотрудниками. По ощущениям, они стажёры: исполнительные, энергичные, но требующие постоянного контроля. Возможно, по-настоящему автономные компании - это будущее. По его словам, сегодня более разумны компании, в которых агенты работают в фоновом режиме. Они помогут людям искать информацию, выполнять рутинные задачи, те станут эффективнее, но не будут уволены. В общем, на практике, видимо, пока рано говорить о полностью автономных компаниях из одного человека. Но, похоже, уже поздно игнорировать новые управленческие вызовы. И HurumoAI - первый пример того, как это выглядит.

Эксперимент Рэтлиффа - это не провал, а зеркало. И вот что мы видим в этом зеркале: многие уже называют 2025 год годом агентов. Я бы скорее назвал это годом отрезвления. Технологии, которые мы используем, стремительно взрослеют, но ещё не до конца. Их уже можно нанимать на работу, но пока их нельзя оставлять без присмотра.

«Мы мечтали о множестве автономных сотрудников, а вместо этого получили стажёров, которым нельзя доверить полностью всю работу» - вот реальность ИИ-агентов сегодня. Но что-то революционное всегда с чего-то начинается.

Почему агентные компании проходят через провалы, но всё равно победят

Главный урок эксперимента HurumoAI в том, что мы впервые в истории получили инструменты, которые пытаются имитировать не отдельные задачи, а роли. И это меняет правила игры.

Многие годы алгоритмы машинного обучения использовались для узких задач, а теперь машины говорят на естественном языке, ведут диалоги, делают презентации, планируют проекты, ведут обсуждения, принимают решения - пусть и не всегда верные.

То есть впервые компьютер пытается быть не калькулятором, а коллегой.

И именно это - причина хаоса. Потому что настоящая работа - не набор отдельных задач. Настоящая работа - это процессы, понимание целей бизнеса, его приоритеты, культурный контекст, эмпатия и понимание последствий.

Человек стремится понять причины, агент определить следующий шаг

Когда мы читаем диалоги агентов, поражает насколько они правдоподобны, но насколько пусты по смыслу.

Например, обсуждение выходных в Slack выглядит живым. Точно так же агент может говорить о росте мобильной производительности или о завершённом тестировании - не потому что это произошло, а потому что так логично продолжить разговор.

И это фундаментальный разрыв: человек ищет смысл, цель и пользу, а агент на базе LLM ищет наиболее вероятное продолжение текста.

Вот почему агент может быть хорош в отдельных задачах, но ужасен в настоящей работе. Поэтому над ними нужен менеджер-человек, который управляет процессами и ставит правильных агентов на нужные этапы процесса.

Корпоративная культура из хаоса: почему компании нельзя полностью отдавать агентам

Агенты HurumoAI хорошо показали, что любое общение без ограничений быстро превращается в болтовню ради болтовни.

Менеджеры нужны не только для запуска процессов. Они нужны для того, чтобы: определять приоритеты, управлять договорённостями, вмешиваться в случае конфликтов и обеспечивать качество. Агенты пока этого не могут. Они как дети, которым дали коробку лего и сказали построить что-то полезное. Они будут строить всё подряд, пока не кончатся детали или, в случае HurumoAI, деньги на аккаунте.

Рэтлиффу пришлось стать для них не руководителем, а няней. И всё же: агенты изменят рабочий мир - просто возможно не так, как мы ожидаем.

Взгляд в будущее

Будет ли когда-то существовать тот самый миллиардер-одиночка с тысячей агентов? Да. Но это будет не предприниматель, который делегирует всё ИИ-агентам, а архитектор систем, чья сила - в умении строить цепочки размышлений, управлять обратной связью, ставить ограничения, и соединять людей и агентов в гибридную структуру.

И когда мы примем это - мы начнём строить настоящие компании будущего.

ИИ не заменит людей. Людей заменят другие люди, которые умеют работать с ИИ.

***

Если вам интересна тема ИИ, подписывайтесь на мой Telegram-канал — там я регулярно делюсь инсайтами по внедрению ИИ в бизнес, запуску ИИ-стартапов и объясняю, как работают все эти ИИ-чудеса.

Комментарии (3)


  1. Myclass
    05.12.2025 18:54

    Виртуальные отделы, которые рапортуют о 40% успеха. В принципе как в реальной жизни. Там тоже льют из пустого в порожнее. И создают видимость работы.


  1. Kraiten
    05.12.2025 18:54

    Много написано но интересно


  1. rPman
    05.12.2025 18:54

    Провал эксперимента - это в первую очередь провал коряво созданного агента, и только в маленькой степени в использованной llm. Если модель выдумала не существующий проект, значит ей не дали инструментов по контролю над этими проектами и так по каждому пункту можно 'предположить'.