Привет, меня зовут Андрей Кузьминых. Я технологический предприниматель, запускаю ИИ-стартапы и внедряю искусственный интеллект в компаниях. Некоторое время назад я работал в Сбере в роли директора по данным и ИИ, где мы с командой анализировали огромные массивы данных, строили ML-модели, создавали управленческие дашборды и рекомендательные сервисы. Но одним из самых интересных и нестандартных проектов стало создание первого в России корпоративного приложения для знакомств среди сотрудников – SberDating. Идея родилась из стремления помочь людям найти тех, с кем можно установить нечто большее, чем просто деловые отношения, – друзей, собеседников, а возможно, и любимого человека. Но чтобы понять, как мы к этому пришли, нужно вернуться на пять лет назад.
Если вам интересна тема ИИ, мои кейсы и опыт, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делюсь инсайтами, практическими советами и последними новостями из мира искусственного интеллекта.
Давайте поможем дата-инженерам найти счастье
В 2019 году я возглавил команду дата-инженеров в Сбере. Начав знакомиться с командой, я заметил, что ребята выглядят… уставшими. Конечно, все они были профессионалами, их стаж в компании был больше моего, но в их глазах читалась некоторая потерянность. Когда я пообщался с ними чуть дольше, стало ясно, что им просто одиноко. У кого-то не хватает времени на личную жизнь, а кто-то уже забыл, что такое знакомство вне рабочих чатов и совещаний. Люди вокруг получали зарплату, выполняли задачи, но не были по-настоящему счастливы.Был у меня в команде один коллега, назовем его Лёша. Парень умный, преподавал в университете, любил театр, но была у него проблема: с личной жизнью как-то не складывалось. Он пробовал знакомиться в Tinder, и, по его словам, потратил более 30 тысяч рублей за неделю на свидания с девушками. Впрочем, особого успеха он не имел. К тому же он был очень занят: работа, подготовка лекций — лишнего времени у него почти не оставалось. Как-то он высказал мысль, что ему помог бы сервис, способный подобрать не просто случайных людей, а тех, кто разделяет его интересы и ценности.
Так уж вышло, что мы с командой занимались задачами анализа данных в стратегическом департаменте, используя HR-данные. Поэтому у нас были подробные сведения обо всех сотрудниках банка: общая информация, образование, результаты психологических тестов, финансовые и социально-демографические данные, а также цифровой след сотрудников из различных корпоративных систем. Мы использовали эту информацию для управленческих дашбордов, проведения ad-hoc аналитики, выдачи рекомендаций для принятия стратегических решений руководством компании, и для разработки ML-моделей для оценки эффективности команд и прогнозирования оттока персонала.
Скучно? Возможно, снаружи так и казалось. Но у меня всё больше укреплялась мысль: эти данные — настоящий клад, позволяющий персонализировать опыт каждого сотрудника. Не только сделать HR-процессы эффективнее, но и помочь людям в чём-то более личном.
После многочисленных бесед с коллегами на тему одиночества, непонятности и прочего у меня возникла идея пет-проджекта: я решил попробовать применить машинное обучение для организации знакомств внутри компании. Не секрет, что в больших корпорациях люди часто остаются в своём «пузыре»: они общаются с определенным кругом лиц, редко заводят новые знакомства, хотя совсем рядом могут быть десятки, а то и сотни людей, близких им по духу. Фактически я решил построить дейтинг на ML.
Идея корпоративного дейтинг-сервиса
В «Записках "ботаника", или почему у меня нет девушки» преподаватель кафедры бизнес-аналитики НИУ ВШЭ Армен Бекларян применил аналогию с уравнением Дрейка, чтобы оценить вероятность встречи «второй половинки». Проанализировав демографические показатели, уровень образования и субъективные параметры привлекательности, он оценил возможность найти идеальную пару в Москве «всего» в 6 раз вероятнее, чем встретить инопланетянина на просторах Млечного Пути. Подобные расчеты иллюстрируют ограниченность математических моделей в вопросах человеческих отношений. Понятно, что задача сложная, но возможно ли как-то повысить эту вероятность?
Мы с моим коллегой, full stack-разработчиком, подались в корпоративный акселератор SberUp с этой идеей. Нас отобрали среди 1500 других команд. Мы представили проект под названием VanLav, в котором планировали использовать алгоритмы машинного обучения, чтобы подбирать «идеального партнера». Мы решили дополнительно собрать данные о совместимости: начали формировать анкеты, проводить личностные тесты, выяснять ценности и интересы участников. Ключевой посыл состоял в том, чтобы подобрать человека, с которым вы говорите «на одном языке», с кем хочется пообщаться вживую, сходить на кофе, а может, и сразу отправиться в ЗАГС.
Внутри акселератора мы прошли через несколько отсевов, каждый из которых становился для нас вызовом. Нас научили анализировать рынок, правильно формировать ценностное предложение, считать unit-экономику, а также уверенно презентовать продукт перед инвесторами и топ-менеджментом банка.
Первоначально VanLav был ориентирован на внешний рынок, но у нас зародилась мысль: а почему бы не протестировать наши алгоритмы прямо внутри Сбера? Мы решили обкатать MVP на сотрудниках банка, прежде чем выходить на открытый рынок. Так появилась идея SberDating – корпоративного дейтинг-приложения, которое стало отдельным продуктом, первым подобным решением в России.
На первый взгляд может показаться, что создавать дейтинг-приложение внутри корпорации – странная задумка. Но если подумать глубже, всё встаёт на свои места. Работа – это место, где мы проводим львиную долю своего времени. Здесь уже существует базовый культурный и ценностный фильтр, ведь сотрудников отбирают не только по профессиональным навыкам, но и по соответствию корпоративной культуре. Это означает, что вероятность встретить человека близкого по духу внутри компании может быть выше, чем где-то «в городе», где фильтров практически нет.
Найди и удали
Мы работали над проектом после основной работы. Поэтому, часто засиживались по ночам: я отвечал за базу данных и алгоритмы, а мой коллега разрабатывал бэкенд и фронтенд (python + react). SberDating отличался от массовых дейтинг-сервисов тем, что мы применили целый ансамбль из десяти ИИ-моделей. Зачем так много? Для повышения разнообразия мэтчей и увеличения вероятности успешного совпадения. Мы подбирали людей, учитывая сходство интересов, психотип и другие факторы.
Мы старались абстрагироваться от формальных параметров: должность, география или подразделение банка – все это отходило на второй план. Главное – характер, интересы, ценности, жизненный подход. Такое смещение фокуса на «внутренний мир» человека позволило найти те сочетания, которые в обычной рабочей обстановке могли бы никогда не всплыть на поверхность.
Особенно важным элементом стала личностная типология. Мы опирались на модель «Большой пятёрки», известную в HR-практиках по всему миру. В результате появилась интеллектуальная система подбора, которая не просто сводила похожих людей, но и учитывала нюансы их личностей. К примеру, интроверт и экстраверт могут быть интересны друг другу при ряде условий, а два человека с близким ценностным профилем имеют повышенные шансы на развитие осознанных знакомств.
В отличие от массовых дейтинг-приложений, где пользователь бесконечно свайпает, SberDating был построен вокруг идеи «осознанного дейтинга». Мы ввели ограничение в 10 лайков в день. Психологи подсказывают, что человек способен адекватно воспринять и оценить примерно десяток потенциальных вариантов за определенный период. Благодаря этому ограничению пользователь не «проваливается» в бесконечный поток анкет, а вдумчиво изучает каждую, оценивает интересы, читает описание, смотрит фото.
Цель проста: «Найди и удали». Мы хотим, чтобы человек нашел «своего» человека и вышел из приложения в реальную жизнь, где уже можно сходить на кофе, обсудить общие хобби или заняться совместным проектом. На этом фоне SberDating стал не просто дейтинг-сервисом, а своеобразным социальным экспериментом по осознанным знакомствам внутри компании.
Успешный запуск: 6000 регистраций за день
Несмотря на усталость, мы выложились по полной, успели в заданные сроки и смогли запустить наш продукт. апуск был приурочен ко Дню всех влюблённых – 14 февраля. Этот маркетинговый ход оказался весьма символичным и эффективным: в первый же день в приложении зарегистрировалось около 6000 человек. Нам даже пришлось экстренно докупать расширенный пакет писем для рассылочного сервиса, так как мы ожидали максимум тысячу человек.
Среди историй успеха встречались самые неожиданные сценарии. Один сотрудник обнаружил в SberDating свою давнюю знакомую из детского сада, с которой не виделся много лет. Другой установил приложение, забыл о нём, а спустя некоторое время получил сообщение от коллеги – так завязалось общение, переросшее в настоящую дружбу. Ну а наш Леша в первый же день нашел спутницу для похода в театр.
На демо-дне я вышел с питчем, в котором рассказывал историю Лёши. Я показал его путь: от бессмысленных трат в Tinder до использования нашего приложения, где он смог встретить девушку, с которой общался долго и с удовольствием. На этой эмоциональной истории все поняли, что проблема реальна и мы действительно можем что-то изменить. История Лёши «зацепила» и продемонстрировала, что наш продукт — не абстрактная идея, а конкретное решение реальных болей сотрудников. Мы победили в акселераторе и нам предложили инвестиции в 2 млн рублей (которые я в итоге не взял).
Что дальше?
Важно отметить, что исходно наше решение могло работать только на сотрудниках. Именно наличие внутренних данных о персонале, цифрового следа, профилей и результатов тестов позволило нам сделать столь точную и интересную систему рекомендаций. Однако мне очень хотелось выйти за пределы корпорации и попробовать что-то во внешнем мире.
Я запустил VanLav – телеграм-бот с анонимными голосовыми знакомствами, который решал ту же проблему: соединять людей на основе их интересов, характеров, голосовых сообщений. Обратная связь от пользователей была позитивной, но я быстро столкнулся с вопросом монетизации. Мне казалось, что такой формат либо должен быть изначально платным, либо встроенным в функционал уже существующей крупной социальной сети, где есть обширная база пользователей. Сам по себе маленький бот не давал достаточно возможностей для заработка, а привлекать пользователей было сложно. В итоге я не понял, как на этом сделать масштабный бизнес.
После этих экспериментов и завершения проекта с ИИ-трансформацией Сбера я принял решение покинуть компанию и стать техническим директором венчурной студии, которая создает стартапы на базе искусственного интеллекта. Это новый этап моей карьеры, о котором я планирую рассказать в следующей статье.
История SberDating – это пример того, как данные и машинное обучение могут быть не только инструментом оптимизации бизнес-процессов, но и средством, помогающим быть счастливее. Мы начали с команды дата-инженеров, которые были погружены в рутину, и через несколько лет месяцев к созданию продукта, который реально повлиял на жизни людей. Среди историй, что я услышал позже, – благодарности тех, кто благодаря нашему приложению обрёл спутника (или спутницу) жизни. Это не может не вдохновлять.
Комментарии (25)
sentimentaltrooper
20.12.2024 13:39Киберпанк (Сберпанк) который мы заслужили. Дзайбацу лучше знает с кем вам спать и не дай Бог с членом другой корпорации.
Vsevo10d
20.12.2024 13:39Нутк они сделали это для укрепления корпоративных связей. Дальше сделают программу доступного жилья молодым, а следом - корпоративные детские сады "Сберенок" и бесплатные сотрудникам платные школы с айти-курсами и финтехом от Сбера для раннего вкатывания. Кадры нужно выращивать смолоду, знаете ли. Бездетным будут помогать по ДМС аффилированной клиникой репродуктивных технологий, специально для этого поощрять у сотрудников донорство яйцеклеток и порчуги - тоже своего рода банк.
mister_xen
20.12.2024 13:39Очень плохой технический писатель у вас...
Я в итоге так и не понял, тоесть сотрудник бухалтер Галичка из Сбера может знакомится только с сотрудником колей бугалтером из Сбера? Если это так зачем на Хабре эта статья, а не в вашем Сбер корпоративном сайте?
Какой алгоритм мэтчинга используется?
И самый главный вопрос, как у вас так быстро четко прям с ходу получилось попасть в СберАП? Я открыл сайт, там нужен минимум регистрации компании, или ИП, размер штата, декларации, какой доход и т.д. Тоесть СберАП как понимаю это не VC на ранних стадиях. Или вы тоже из сберу и как бы по блату (кумовству) прошли?
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Про технического писателя. В моем случае нет отдельного технического писателя — я являюсь автором статьи. Статья написана с целью поделиться опытом и рассказать историю проекта. У нее стоит метка "Кейс".
Про сам дейтинг-сервис. В статье указано, что речь идёт о внутрекорпоративном сервисе SberDating, ориентированном на сотрудников одной компании с дальнейшем выходом на рынок под названием VanLav.
Про алгоритм мэтчинга. В общих чертах использовался ансамбль методов: коллаборативная фильтрация, семантический поиск, бустинги и несколько классификаторов. Цель статьи — рассказать о концепции и запуске, а не подробно раскрывать технические детали. Если вам это интересно - поставьте плюс и я постараюсь подготовить отдельный материал об этом.
Про участие в SberUp. В 2019 году формат корпоративного акселератора SberUp предполагал участие без необходимости иметь зарегистрированную компанию или ИП, а тем более без требований о наличии дохода. Подробности этого формата были доступны на момент проведения. Подозрения о «кумовстве» — это ваше предположение без фактического основания.
Bender_Rodrigez
20.12.2024 13:39Интересно, из 6000 зарегистрировавшихся в вашем приложении, сколько нашли то, что хотели - только Леша и тот персонаж со знакомой из детского сада? Есть ли общая статистика по результатам? Два мэтча из 6000 - это ничто и если бы они замэтчились в Тиндере, было бы тоже самое и никакого ИИ не надо.
ОК, сервис внутренних знакомств.
Представьте себе, что замэтчились два сотрудника - один, который имеет симпатию к мэтчу, вторая просто недолюбливает его или считает его своим конкурентом и замэтчила его чисто, чтобы притереться и слить его из конторы, чтобы расчистить себе путь в менеджеры. И вот, они встречаются - он думает, что у них все идет как надо, а как только он начинает намекать на близость, она сразу бежит к HR и заявляет о харассменте.
Как вы решаете вопрос харассмента в таких ситуациях, как ваш ИИ решает эту проблему?
А если он/она просто ревнивая, то они тоже могут обявить о харассменте, сексулизированном насилии и т.д., ну чисто, чтобы отпугнуть конкурентов и у мэтча не осталось бы другого выбора, а заодно и под каблук загнать, порядочно слив карму, ведь на него уже и так все косо посматривают.
Или, та же самая ситуация, но у нее уже есть мэтч из этой же конторы, с которым у нее/него уже сложились отношения, при этом первый мэтч об этом не знает (или знает, но остается в тени). И вот, они встречаются - он думает, что у них все идет как надо, но она потом его сливает и "начинает" встречаться в тем, с кем уже замэтчилась до этого. Первый чувствует предательство, измену, обман, его перфоманс улетучивается, вторые - идут на повышение и избаляются от омега-конкурента, профит компании уменьшается, его ценность для компании тоже, профессиональная атмосфера исчезает, человек выгорел, в лучшем случае.
Подобная же ситуация под названием "ловля козлов", когда девочки притворяются, что заинтересованы в отношениях, а потом, когда мэтч начинает намекать на близость, они привлекают HR или других коллег, чтобы они "объяснили ему, как надо, а как не надо" - даже далеко ходить не надо.
Что если какой-нибудь менеджер решил подослать "подсадную утку" к конкуренту, чтобы разузнать подробности его личной жизни и личные тайны, чтобы потом использовать это как компромат?
Другая крайность - все в Сбере перетрахались.
По мне, так это, конечно, лучше, чем предыдущие варианты, особенно если все остались довольны, никто не обманут, команда становится более сплоченой, отношения становятся более доверительными, все ждут пополнения коллектива и т.д.
Но, как происходит интергация новых сотрудников в коллектив?
Если сотрудники образовали пару и остались в конторе, они чувствуют себя более уверенно, даже самоуверенно, поскольку компания может считать их благонадежными вдвойне, следовательно у них может сложиться впечатление, что они более достойны и имеют больше прав на повышение в должности/зарплате, что они имеют некий особый социальный статус и авторитет в компании, а их действия по отношению к окуружающим и новичкам будут обусловлены их собственными меркантильными интересами, что позволит им избаляться от конкурентов и прокладывать себе дорогу наверх практически любыми способами, ведь они уже нашли все, что им нужно, для них основная цель становится заработать как можно больше денег, а теперь им можно таскать их в четыре руки, и как можно легче, а не перфоманс или профит компании.
Как ИИ позволяет избежать оскорблений в адрес друг друга, мол, "да ее уже весь отдел технической поддержки...", "да он кАзел, он кинул Клаву из отделения Сбера на Камчатке... да мы эту сволочь в нашем Мухосранске проучим..." и т.д.
Так уж вышло, что мы с командой занимались задачами анализа данных в стратегическом департаменте, используя HR-данные. Поэтому у нас были подробные сведения обо всех сотрудниках банка: общая информация, образование, результаты психологических тестов, финансовые и социально-демографические данные, а также цифровой след сотрудников из различных корпоративных систем.
Как это позволит мэтчить свингеров, людей практикующих куколд, букакке там (или буккаке, как правильно поправляет просвещенный народ здесь) или просто желающих протрахаться в уютный вечер с пятницы на понедельник, неужели и такая информация есть внутри копроративных систем Сбера?
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Могу прокомментировать вопрос, касающийся статистики:
- Общее количество пользователей было около 20 тыс человек;
- DAU на пике 3 тыс человек;
- Количество мэтчей около 50 тыс;
- В результате опроса выяснилось, что более 400 человек нашли партнера для долгосрочных отношений;
- 10 человек зарегистрировали брак - все они написали слова благодарности;
- Одна пара позвала на свадьбу.
NickNal
20.12.2024 13:39Так мы узнали, что либо в Сбере нет отдела комплаенса, либо его не зовут на акселераторы)
Что-то вспомнились времена в консалтинговой фирме из недружественной страны - там бы такое сразу завернули, ибо харассмент и конфликты интересов из всех щелей
А по-человечески - идея классная, конечно)
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Спасибо, с комплаенсом и кибербезопасностью действительно пришлось повозиться. Внутренний продукт получилось согласовать на уровне президента банка.
kanasero
20.12.2024 13:39потратил более 30 тысяч рублей за неделю на свидания с девушками
Вот это первая и главная его ошибка. Возможно, именно поэтому он до сих пор одинок.
kanasero
20.12.2024 13:39Мы ввели ограничение в 10 лайков в день.
Идея внутрикорпоративной монетизации — ввести платную подписку, снимающую такое ограничение и добавляющую еще ряд функциональных возможностей. Плату за подписку списывать со счета будущей зарплаты. И не благодарите за идею :)
sshmakov
20.12.2024 13:39Занятно, а вот сотрудники говорят, что такое приложение было, но поддержка его прекратилась. Они ошибаются?
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Да, это так. В конце статьи я отметил, что ушёл из Сбера. Уходя, передал сервис на поддержку внутренней корпоративной платформе, но вскоре их команда перестала им заниматься.
xenon
20.12.2024 13:39VanLav – телеграм-бот с анонимными голосовыми знакомствами
Как это выглядит? Пользователь как-то звонит боту и общается с живыми людьми как в голосовом анончате? Или обмен голосовухами через бота?
Dataist Автор
20.12.2024 13:39пользователи записывали анонимное голосовое сообщение длительностью до одной минуты, при мэтче у них открывался анонимный чат внутри бота
sergey-gornostaev
20.12.2024 13:39Он до сих пор работает? Я поспрашивал коллег про этот сервис, но слышал о нём только один, который спросил "А оно разве не умерло в бете?"
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Корпоративный сервис функционировал с 2019 до конца 2021 года, пока я работал в Сбере. В бете не умерло, наоборот, запустили довольно успешно
LexD1
20.12.2024 13:39интроверт и экстраверт могут быть интересны друг другу при ряде условий, а два человека с близким ценностным профилем имеют повышенные шансы на развитие осознанных знакомств
Казалось бы, да, но нет. Точнее, не всегда.
Всё это много сложнее, чем кажется на первый (и второй, и третий) взгляд.
Закуска может либо дополнять алкоголь, либо оттенять его.
А в описанной ситуации, личные отношения между сотрудниками одной организации?
Ну, такое.
Из своего (небольшого) опыта.
Знакомиться в интернете — бесполезная трата времени и денег. Только вживую.
В скобках замечу, что такие деньжищи как 30т.р. никогда бы не потратил. Ибо для таких сумм есть варианты поинтересней.
Интроверты с экстравертами (редко, но бывает) уживаются очень даже успешно.
Знакомиться на работе — палка о двух концах. Для меня скорее нет, чем да.
P.S. А чего в итоге инициатива-то загнулась?
ripandtear
20.12.2024 13:39Из своего опыта - знакомиться вживую - бесполезная трата времени и денег (было два негативных "кейса"). Свою теперь уже жену встретил на сайте знакомств. Двое детей.
LexD1
20.12.2024 13:39Опыт у всех разный. Как и характер. И многое другое.
Ни в коем разе не собираюсь спорить, лишь оставил отзыв к публикации.
В любом случае было небезынтересно.
Dataist Автор
20.12.2024 13:39Не могу сказать, что "инициатива загнулась". Проект достиг неплохих результатов, помог многим людям, а я в итоге покинул компанию. В ближайшем будущем планирую запустить новый дейтинг-проект.
LexD1
20.12.2024 13:39Насколько я понял, инициатива загнулась в Сбере.
А новый дейтинг-проект это новый дейтинг-проект. Как понимаю, будет уже не в Сбере.
Nurked
Надо бы до кучи вам ещё запустить ПорноСбер и Сберлодильник (холодильник от Сбербанка). Чтобы вы уже точно знали, кто что ест и кто на что фапает.
Zindrome
Ну кстати я когда в ВК работал, который еще тогда назывался Мейлом, наивно не понимал, почему гороскопы мейл ру есть, а порно мейл ру нет.
HellQwer
Вообще, кто на что фапает важно! Я не представляю каково редким девиантам, как они ищут знакомства. Ну и для общего случая много важной инфы.