Беспилотные «Камазы» на российских дорогах — всё более реальная перспектива. Главное доработать технологию до практического вида, а обильное финансирование разработки обеспечит государство. Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках. Пригодятся машины и в армии для доставки пушек и ракетных установок на место — возможно, оружие тоже оснастят дистанционным управлением.
Минпромторг готов компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 г. будет организовано серийное производство беспилотных «Камазов» 100 шт. в год. Проект постановления правительства опубликован на портале regulation.gov.ru, пишут «Ведомости».
В качестве разработчика системы автономной системы управления выступает Cognitive Technologies. Сотрудники этой компании год назад ответили на вопросы редакции GeekTimes.
Напомним, что в 2016 году начинается тестирование «Камазов» с беспилотной системой управления на дорогах общего назначения. В ближайшие месяцы грузовик без водителя выйдет на трассу М11 Москва – Санкт-Петербург, тестирование продлится до 2018 года.
Во время тестов будет организован автопоезд из 5–10 «Камазов», при этом водитель будет управлять лишь первым из них, и только в сложных условиях. Остальные грузовики должны автоматически копировать движение головной машины.
Если всё пройдёт удачно, тесты продолжатся на высокоскоростных дорогах от Хельсинки и Бреста до Пекина.
Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.
Проект «Высокоскоростные автотранспортные коридоры для беспилотных транспортных средств» получил финансирование 10 млрд руб. из бюджета в прошлом году. В этом году на беспилотники «Камаз», ГАЗ и «АвтоВАЗ» запланировано ещё 2,2 млрд. Теперь же Минпромторг предлагает ещё и дополнительное финансирование.
По условиям Минпромторга, оплатить из бюджета можно расходы на НИОКР, зарплату сотрудников (всего над проектом должно работать не менее 300 человек, 100 рабочих мест должны быть новыми), лизинговые платежи за оборудование и проч.
Источники, близкие к компании, говорят о том, что к 2021 году смогут создать только частично беспилотные «Камазы» с автоматической коробкой передач, а полностью автономные грузовики появятся примерно в 2030 году.
Вице-президент группы ГАЗ выразила сожаление, что проект финансирования предусматривает обязательное условие наличия полного привода у машины. Таким образом, господдержку получат только беспилотные грузовики, но не автобусы.
Комментарии (71)
Firz
08.02.2016 12:31+28«Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.»
Как уже не раз шутили в подобных статьях, во всем остальном мире это называют просто «дорожной разметкой».jery_jary
08.02.2016 16:08+2Мне больше нравиться сам подход — во всём мире переоборудуют или создают с нуля легковые автомобили, что уменьшает опасность при сбое системы. А тут решили наверняка: затупил комп — хана тебе, если был поблизости… Не спасёшься. Очень напоминает ситуацию с бочками с водой «у них», и бетонным блоком «у нас» на развилках и съездах…
Simplevolk
08.02.2016 17:57Видимо, в первую очередь, такая технология нужна государству как военная- подвозить грузы, боеприпасы к полю боя без водителя.
Во-вторую очередь, это можно использовать как автономные грузовики на гражданке.
П.С. интересно, а кто будет снимать сливки? П.С. слышал, что залог успеха Кремниевой долины был в том, что патенты оставались у фирм, их получивших.alexxisr
08.02.2016 21:54+1Если задача подвозить грузы на поле боя, то грузовик обязан уметь двигаться без разметки.
А если оно не будет способно передвигаться без специально размеченных дорог, то зачем полный привод?Sleepwalker_ua
08.02.2016 22:11Сначала научат по разметке, потом и без разметки… Так проще, что-то вроде эволюционного развития, когда сначала псевдоИИ полагается на датчики местности + заранее проложенную дорогу, а потом уже учится идти только «по приборам». Ну и поле боя всякое может быть, к тому же никто не отменял всякие там марш-броски, переброски грузов между городами в мирное время и прочее. Война — это не только танки в поле грохотали…
habcerga1
08.02.2016 21:55Зная безотказную работу автомобилей произведенных в РФ, что будут делать когда тупо заглохнет машина или случится еще что-нибудь во время движения? То есть каждые 1000км будут какие-нибудь сервисные центры где в случае отказа системы будут находиться специалисты для выезда или это будет входить в специальную страховку для таких авто и это ляжет на плечи страховых компаний?
StarCuriosity
08.02.2016 21:59+1Вы-таки хотите плановую экономику? А, если нет, то подумайте о том, что «Камаз» — наиболее успешный российский автопроизводитель и, соответственно, может позволить себе заглядывать дальше в будущее, чем другие.
GeckoPelt
08.02.2016 16:25+1Еще понадобятся роботизированные автомобили, которые зимой реагенты на дорогу высыпают, чтобы другие робомобили могли по конфигурации хрючела на дороге догадаться, где там под хрючелом роборазметка.
И еще не раскрыта тема с обычной дорогой в сельской местности, когда летом вроде асфальт вполне нормальный, а зимой три колеи, так что если навстречу едет авто, кто-то должен выбраться на обочину :)Firz
08.02.2016 17:20+1Про три колеи все просто, беспилотник — усиленный камаз, проблемы индейцев шерифа не волнуют)
Segmentq
08.02.2016 12:37+3А что без разметки слабо? Такие вливания и опять пшик.
GreyPhantom
08.02.2016 21:55Может просто железных дорог настроить? Вроде локомотивы уже умеют автоматически ездить.
build_your_web
08.02.2016 12:52+2Сейчас много говорят о том, что раз уж такие тяжелые времена для страны настали, то теперь точно воровать меньше будут, что теперь то уж точно задумаются про эффективность гос. экономики.
И потом натыкаешься на такие статьи… 4 млрд руб. на разметку для беспилотников… как пилили, так и пилят.Unrul
08.02.2016 13:43+4Вполне вероятно, что сейчас масштабы и наглость распилов только увеличатся. Все будут пытаться урвать хоть что-нибудь и смыться, пока совсем не накрыло. :)
Shtucer
08.02.2016 13:03+1«Государство полностью оплатит производство беспилотных «Камазов»» «Главное доработать технологию». Эээ… опять телега впереди лошади.
4dmonster
08.02.2016 13:06+2Минпромторг готов компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 г. будет организовано серийное производство беспилотных «Камазов» 100 шт. в год.
ClearAirTurbulence
08.02.2016 15:40Ну да, через пару месяцев выяснится, что часть затрат он готов компенсировать авансом, потом еще через год — незаметно выплатит все средства под обещания, а в 2021 году кто об этом вспомнит?
AlexanderS
08.02.2016 13:07+5Логично. Какие дороги — такие и беспилотники… Танк (для Арматы вроде же заявили в перспективе беспилотный режим)… Камаз… =)
4dmonster
08.02.2016 13:09+2Учитывая то, что требуют полный привод, можно предположить: местность, где разметку нанесут, и считать дорогой.
AlexanderS
08.02.2016 13:49+6Армате можно просто указать азимут и дальность.
San_tit
08.02.2016 17:22не такая и простая задача, как вам кажется, выдержать идеально прямую траекторию на пересеченной местности (автоматически, естественно)
AlexanderS
08.02.2016 20:08Я как-то сам пару игрушечных «тележек» на ардуине делал. Я понимаю, что всё там непросто)
dzzh
08.02.2016 22:33Сначала на поле боя будет выбегать дивизия солдат с кисточками и наносить беспилотную разметку, потом, ориентируясь на эту разметку, на поле будут выезжать беспилотные камазы, уничтожать противника и на обратном пути забирать роту с собой.
lucid_lynxx
09.02.2016 02:53-1#зануда мод: вкл.
Выбежала дивизия специально обученных боевых маляров (примерно 10-12тыс. человек) разметку наносить, а после громогласной победы беспилотные камазы забрали роту выживших (100-150 штыков).
Goodzonchik
08.02.2016 13:21+1Если автомобили автоматически копируют действия головного автомобиля, то получается, что если первый поедет без разметки (так как этот бывает на наших дорогах, особенно зимой) то и остальным эта разметка не нужна. И наверное начнутся ужасные вещи, если кто-то вклиниться в эту колонну, например при обгоне, или если часть колонны будет отделена светофором, надеюсь тут не будет «копирования действий», а то колонна КАМАЗов летящих на красный свет быстро станет звездо на ютюбе.
AlexanderS
08.02.2016 13:44+4а то колонна КАМАЗов летящих на красный свет быстро станет звездо на ютюбе
Ага. Прям картину представил) Как будет начинает мигать зеленый, последние Камазы начинают нервничать, сигналить впередиследующим чтобы побыстрее значит проехали, а то как же мы — одни что ли останемся? И колонна так шустро хоп — и перекресток прям впритирку друг к другу проезжает. Типа мы готовы хоть к пчёлам в улей — лишь бы только в коллектив)
rodial
08.02.2016 14:37+3Правила движения в колонне
5.4.1. тот, за кем влезла машина, должен постепенно начать сбавлять скорость, предварительно включив аварийки, дабы дать понять, что человеку следует выехать из колонны.
9.1.2. Ведущий должен убедиться, что перекресток успевают проехать все, иначе следует:
– либо остановиться и подождать когда появится возможность проехать всем;
– либо проехать частью и включив аварийки припарковаться, если имеется место для остановки, и подождать оставшихся, после чего начать движение, или проехать частью колонны и снизить скорость до 30–40 км/ч, если нет места для остановки.
Правила не очень сложные, думаю записать их в код не составит труда.
MyFearGear
09.02.2016 03:01+1У них скорость реакции не 0,2 сек как у человека, а гораздо меньше, так что они могут дистанцию сократить до считанных сантиметров и всё, никто не вклинится
Smbdy_kiev
08.02.2016 13:21+4У меня почему-то не выходит из головы бородатая шутка про «свои» ПДД для КАМАЗов — выехал на перекрёсток, если нет другого КАМАЗА, можно ехать. А если серьёзно, не совсем понял, как будет работать оно «для доставки пушек и ракетных установок на место», если «Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.» Разметка в чистом поле? о_О
rmrahimov
08.02.2016 13:59+2А меня больше расстраивает отсутствие финансирования для автобусов, тягачей и такси.
В городах и при перевозке грузов на трассе беспилотные технологии принесут гораздо больше пользы.
В боевых условиях можно и оператора посадить в бункере. Пусть рулит удаленно камазом.
vKreker
08.02.2016 14:17+1Совершенно не понимаю, как можно оттачивать беспилотные технологии на автомобиле, столкновение с которым почти всегда приводит к летальному исходу.
ClearAirTurbulence
08.02.2016 15:43Ну так дешевле же, а то пришлось бы, чуть что, новый беспилотник собирать. А так кувалдой подправил, покрасил, и снова в бой.
tmin10
08.02.2016 16:36Лидар скорее всего пострадает: он стоит на бампере и закрыть его особо нельзя. А штука достаточно дорогая.
HOMPAIN
08.02.2016 17:57-1Тут они писали, что Лидар на машины ставиться не будет. geektimes.ru/post/247504
Хотя судя по их статьям и по направлениям работы на их сайте, можно не боятся за столкновения. Навряд ли их камаз когда-нибудь выйдет на дороги.
Sol_boy
08.02.2016 14:42+1Хм.
Федеральное дорожное агентство отказалось от новых строительных дорожных проектов в 2016 году из-за падения цен на нефть и сокращения на этом фоне расходной части бюджета России…
и в то же время
Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.vervolk
08.02.2016 15:26Разметка наносится на уже существующих дорогах. Отказались от строительства новых дорог.
BelBES
08.02.2016 14:45+5Что-то по поводу этого КАМАЗа столько разговоров, а никаких демо, с пруфами того, что система хотя бы на уровне POC работает, по сути и нету. Как и публикаций за авторством сотрудников этой компании. Зато все с упоением обсуждают принцип «наименьшего зла» относительно аварийных ситуаций…
tretyak_andrey
08.02.2016 15:38+3Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.
Ага. Испытания еще не начались, а 4 млрд уже тратят не один год, судя по формулировке
NINeOneone
08.02.2016 15:40+1Что-то тут не чисто.
>Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках
>обязательное условие наличия полного привода у машины
Много ли у стандартных грузоперевозчиков полноприводных машин? Нет. Значит нацелена не на массовый рынок, осталось найти подтверждение, что рынок в РФ как обычно тот, что не окупается.
rockin
08.02.2016 16:56А эти господа не хотели бы сначала попробовать на чём-то… поменьше?
Например, любой авто класса А. В Индии опять же можно приобрести «самый дешевый автомобиль».
Если эти автомобили начнут ездить по нашим дорогам, я реально продам автомобиль и пару лет понаблюдаю, как оно в реальности.
Наши дороги ведь таковы, что даже человек часто разметки не видит, то жидкой грязью все завалит, то вместо разметки навалы из снега, то разметку вообще просто смоет или просто новый асфальт положат, а разметку нарисуют через пару месяцев.
prika148
08.02.2016 17:15Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках.
Нас ждут новые забастовки дальнобойщиков? (Имею в виду живых дальнобойщиков)
dom1n1k
08.02.2016 22:37Какая нафиг разметка? Я думал, что беспилотные Камазы могут быть полезны где-то на стройплощадках, в карьерах, промзонах и пр.
RomanStrlcpy
08.02.2016 23:14Вспоминается шутка про водителя-ученика, у которого интересуются где он будет тренировать навыки езды по городу, дабы не оказаться поблизости. А ещё знаете как страшно когда ты едешь по трассе 90-100, а тебя тут груженный камаз опережает на скорости 110-120.
cattheblack
09.02.2016 07:46+2Лет 7 назад общался с господином, который, как оказалось позже, был сибирским губернатором (на форуме сразу не понять, кто подошёл с вопросом), он описал юзкейс. Зимой по замёрзшим рекам двигаются грузовики. Снабжение. И при поломке водитель замёрзнет насмерть с гарантией. В этом случае очень к месту придётся именно беспилотный грузовик. А если он сможет ещё и по дорогам ездить, пусть и только с евроразметкой, это хороший плюс. Вот такой взгляд в будущее. Может, и правда распил сплошной, но не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.
alexeyz
09.02.2016 11:18Непонятно, как будет решаться проблема навигации на дороге при изменении погодных условий — сильный дождь или снег. Все эти грузовики будут останавливаться на обочине, ожидая, когда разметка снова будет видна? Если так, то вероятно двигатель не будет заглушаться или потребуется ВСУ. А если зима и мороз, то возникнет проблема сможет ли грузовик самостоятельно завестись.
habcerga1
09.02.2016 14:30-2Для этих целей через год выделят сотни тысяч миллиардов чтобы составить общую базу всех дорог в РФ, и по этой базу совместно с ГЛОНАСС и будут они ориентироваться ( ну хотябы на ОРТ )
Pchelga
09.02.2016 16:18«Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.»
Специальная разметка в стране, в которой на большей ее части 2/3 года лежит снег? В стране, в которой за 200км от столицы любая разметка занесена в красную книгу? Это не просто бред, это уже шизофрения. Если машина не сможет передвигаться по 99,9% территории то на какой черт она вообще нужна?!?
Ушел плакать…
webzuweb
Интересно почитать статью с фото и примерной сметой. Может кто-нибудь может выложить фото с М11. Где эта разметка и в чем ее функциональность?
OnelaW
Мне статья напомнила старый анекдот «как мартышку учили разговаривать»
pod
В аду отдельный котел для тех, кто упоминает анекдоты, но не рассказывает, о чем они.
dmitrymaximov750546
Ходжа Насреддин как-то подрядился научить ишака за 20 лет читать коран.
И пообещал это сделать бухарскому эмиру за двадцать тысяч таньга.
А на удивленные вопросы отвечал: за 20 лет или эмир, или я, или ишак… кто-нибудь из нас умрет.
OnelaW
Попали в плен немец, китаец и русский, им и говорят если научите за месяц обезьяну разговаривать отпустим если нет голову с плеч. Первый немец, весь месяц кормит поит обезьяну ну скажи хоть слово ну скажи молчит месяц прошёл отрубили голову, китаец также кормит поит без результатов месяц прошёл -чо научил обезьяну разговаривать, — нет поил кормил ни как не хочет сука разговаривать, отрубили голову. Последний русский думает ну чо я буду на неё еду переводить лучше сам перед смертью поем от души а ей ни чо ни дам, прошёл месяц -ну чо научил обезьяну разговаривать, -нет поил кормил ни как ни хочит сука разговаривать, обезьяна в углу — Ой 3.14дит, ой 3.14дит,