Музыка должна делать фильм запоминающимся, придавать ему пикантности, душевности, то есть выделять в фильме самые главные моменты, впечатления от которых остаются с вами надолго.
Музыка в кино играет наиважнейшую роль. Она создает эмоционально-смысловое пространство, вовлекая нас в процесс просмотра киноленты. Музыка оставляет гигантский шлейф эмоционального восприятия, когда мы заканчиваем смотреть тот или иной фильм. С помощью правильной музыки, песни и исполнителя можно заставить зрителя с головой погрузиться в происходящее на экране.
Безусловно, сколько в мире людей, столько и мнений, однако с частью из них нельзя не согласится. Музыка некоторых фильмов проникает в самое сердце и оставляет только самые приятные впечатления. Лоренцо Перони (Lorenzo Peroni) составил свой собственный список, на первое место которого поставил фильм Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» со сногсшибательной музыкой Эннио Морриконе, где картинка на экране удивительно точно сопоставлена с музыкальными мотивами.
«В ходе трёхчасового вестерна мы начинаем замечать, что у каждого персонажа есть своя музыкальная тема, а это лишь подогревает интерес», – говорит Лоренцо.
Мартин Фокс (Martin Fox) добавляет, что из вестернов с композициями Эннио Морриконе также стоит выделить фильм «Хороший, плохой, злой».
Еще стоит отметить картину «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, которая стала такой популярной во многом благодаря саундтреку. Тарантино выбрал редкие стили 60-х и 70-х годов – рок-н-ролл, сёрф, соул и фанк – и возвел музыку во главу угла, давая ей время проявить себя и повлиять на зрителя.
А вообще многие тарантиновские фильмы отличаются своим музыкальным сопровождением. Аарон Джонсон (Aaron Johnson) решил выделить его криминальную драму «Джеки Браун», в которой «грамотно используется олдскульная R’n’B-музыка».
Лоренцо же, в свою очередь, отмечает фильм Люка Бессона «Голубая бездна». Для европейской версии фильма композитором выступил часто работающий с Бессоном Эрик Серра. «Концовка и саундтрек американской версии мне не понравились, – делится своими мыслями Перони. – Однако если вы посмотрите её первой, возможно, будете считать по-другому»
Что касается Мартина Фокса, то он поставил на первое место фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Он говорит, что у «Одиссеи» самый поразительный саундтрек, который он когда-либо слышал. «Музыка подобрана таким образом, что звучит одновременно знакомо и необычно, – восклицает Мартин. – Я не могу представить этот фильм без музыки Штрауса, Хачатуряна и Лигети».
Аарон Джонсон также затронул космическую тематику и выделил фильм «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». Это фильм, благодаря которому он полюбил классическую музыку: «Может это окажется сюрпризом, но первый эпизод – мой любимый фильм. Мне нисколько не стыдно за это!
Музыки Джона Уильямса там немного, но по мне каждый раз пробегают мурашки, когда я слышу «Duel of the Fates» во время битвы Дарта Мола с джедаями. То же самое происходит и во время битвы Энакина с Оби-Ваном».
На самом деле, в фильмах о космосе всегда поразительная музыка, которая позволяет прочувствовать всю глубину и необъятность бесконечного пространства. Нельзя не отметить потрясающего оскароносного композитора Ханса Циммера и его работу из фильма «Интерстеллар». Захватывающий материал!
Кстати, родился этот трек очень интересным образом. Кристофер, режиссер фильма, подошел к Хансу и спросил: «Ханс, если я напишу тебе пару предложений на листочке и больше не скажу ничего, ты согласишься поработать для меня один день?»
Циммер дал утвердительный ответ. На том листочке оказалась небольшая история про отца, покидающего своего ребенка, чтобы выполнить важное задание. Там был диалог, состоящий всего из двух реплик: «Я вернусь. – Когда?»
Еще Нолан привел цитату, которую Циммер как-то произнес во время ужина с ним и его женой в лондонском ресторане. «Тогда мы говорили о детях, – вспоминает Ханс. – Я сказал, что, когда у вас появляются дети, вы больше не можете смотреть на себя своими глазами, вы всегда смотрите на себя глазами своего ребенка».
Композитор, как и обещал, написал музыкальную тему, которую продемонстрировал Кристоферу. Тот пришел в восторг. Только после этого режиссер решил раскрыть сюжет фильма, описав колоссальную эпическую историю о космосе, науке и судьбе всего человечества. «Я сказал ему: «Крис, подожди секунду, я написал очень личную мелодию», на что он ответил: «Все, что связано с этим фильмом, очень личное», – рассказывает Циммер.
Вообще Ханс Циммер – выдающийся человек и уже не раз работал с Кристофером Ноланом: чего только стоит композиция «Time» к ленте «Начало»…
… и «The Dark Knight» к «Темному Рыцарю».
Еще он написал музыку к фильмам «Пираты Карибского моря» и мультфильму «Король Лев».
Кстати о фэнтезийных мирах. Думается, что все знают «Hedwig's Theme» Джона Уильямса из фильмов о Гарри Поттере. Эта мелодия является неотъемлемой частью киноэпопеи и своеобразной визитной карточкой серии.
Музыкальная тема как бы раскрывает идею магии и открывает мир волшебников для зрителей. Она является важной частью успеха истории, потому претерпевала некоторые изменения, например, Патрик Дойл, писавший музыку для «Кубка огня», сделал эту мелодию более мрачной и темной, постаравшись исключить из неё «детскость».
Другим популярным фэнтезийным миром является вселенная «Властелина колец». Музыку ко всем этим фильмам написал Говард Шор. Он получил Оскар за работу над саундтреком к фильму «Властелин колец: Возвращение короля».
Самыми популярными музыкальными темами трилогии стали «Shire», «The Fellowship» и «Rohan». Каждая из них повторяется в фильмах огромное количество раз в различных оркестровках, передавая разное настроение.
«Размах истории поражает воображение, потому и музыка достаточно сложна, – говорит Шор. – Музыка является частью истории – она показывает отношения между героями и культурами». Обычно для фильма композитору нужно написать 50-60 минут музыки – для третьей части трилогии Говард написал саундтрек длиной в 3,5 часа (суммарная длительность всех мелодий трилогии составляет примерно 11-12 часов).
Аджим Багван (Ajim Bagwan) тоже решил присоединиться к обсуждению этого вопроса и составил свой список фильмов с отличной музыкой и оригинальными композициями. Туда попал фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже». Вуди известен тем, что снимает отличные фильмы с идеально подходящим им саундтреком. Режиссер питает определенную слабость к джазу, поэтому в кинокартину был добавлен французский джаз.
Еще в его список попал фильм «Олдбой». Это уникальный фильм с оригинальным саундтреком, подпитывающим атмосферу тревоги и беспокойства и добавляющим глубины основным сценам.
В плейлисте Аджима также оказались саундтреки к фильмам «Беспечный ездок», «Крестный отец», «На игле», «В диких условиях», «Криминальное чтиво», «Доброе утро, Вьетнам», «Пятница». Еще большее их количество можно найти в блоге Аарона Эллиса (Aaron Ellis).
Традиция использовать музыку в фильмах появилась еще со времен немого кино, когда трансляция сопровождалась игрой пианиста в зале. Потом появились фильмы со звуком, и музыка стала обычным явлением.
Сегодня мелодия за кадром вплетается в наши переживания, подпитывает наши эмоции, поэтому композиторы выкладываются на 100%, чтобы у нас, зрителей, бежали мурашки по телу или текли слезы по щекам.
Комментарии (138)
valemak
24.02.2016 10:31+2Темы из "Интерстеллар" и "Хороший, плохой, злой" тоже иногда слушаю, но на меня лично наибольшее эмоциональное впечатление произвела баллада о трагической любви.
Простите, что в подборку приключений и фантастики вклиниваюсь вот с этим :)
johny24
24.02.2016 10:35+10Сколько людей, столько и мнений, но пожалуй дополню
Kjunow
24.02.2016 11:38+1Потрясающе! Спасибо вам за ссылку!
johny24
24.02.2016 12:09Тогда поделюсь еще такой версией, сыграно с душой и каподастром.
migelle74
25.02.2016 08:48На гитаре хорошо. Но так пронзительно, как скрипка в предыдущем видео, гитара сыграть не может.
johny24
25.02.2016 11:38Согласен, так, как пробирает скрипка, в этом произведении, ни одному инструменту больше не под силу.
JC_Piligrim
26.02.2016 21:28Под силу. Дудук, например, может потягаться со скрипкой в умении «пробирать». :)
a_batyr
24.02.2016 10:46Я ожидал увидеть в статье мюзиклы. Самые эпичные на мой вкус отрывки:
a_batyr
24.02.2016 10:52Видео отвалилось:
Shine: https://youtu.be/BXTH0QIC1LE
Shine: https://youtu.be/TaSdcdAAbZg?t=40
The Phantom of the Opera: https://youtu.be/XfTgCPUJwRkMaxALebedev
24.02.2016 13:19Это баг. Если отредактировать комментарий с видео — в отредактированном комментарии оно уже не показывается.
hzs
24.02.2016 11:06А мне очень нравится фортепианная музыка.
Сильно задела мелодия из Сумерек с офигенным фортепианным проигрышем. Случайно у жены услышал, когда она смотрела, пришлось все части посмотреть ради музыки.
Foolleren
24.02.2016 11:29Часто мне кажется, что именно фильм придаёт смысл саундтреку, зачастую услышав саундтрек раньше фильма, посмотрев фильм не нахожу ничего особенного в звуковой дорожке, а вот если первый раз услышать вместе с фильмом то срабатывает эффект утёнка.
AlexSam
24.02.2016 13:31+2Да, есть такое :)
singeorange
24.02.2016 22:39Это — да! Мне тоже нравится почти вся упомянутая музыка, но после ЭТОЙ… побежал срочно купил диск Tino & Tarantula и… был разочарован остальным контентом CD. Научило покупать впредь диски с саундтреками фильмов.
stigory
25.02.2016 04:59А иногда саундтреки издаются под присмотром режиссера. И обычный набор несвязанных композиций может превратиться в нечто концептуальное.
Для меня саундтрек к «Natural Born Killers» звучит как радиопостановка, живущая самостоятельной жизнью.
asvishnyakov
24.02.2016 11:31Музыка — всегда одна из главных составляющих фильмов, так что говорить что есть какие-то отделные фильмы запомнились своей музыкой — глупо. Да, есть мелодия Ghost Busters, которую все знают, но такая мелодия есть у огромного числа фильма, и зачастую она всплывает уже в отрыве от него. Вот, например, сейчас люди активно ищут ремикс Funnel of love из рекламы l'eau par Kenzo, а он вообще-то изначально из моего любимейшего фильма Only Lovers Left Alive.
atmega644
24.02.2016 18:33Funnel of love отлично вписывается в саундтрек Рок-н-рольщика в исполнении королевы рокабилли Ванды Джексон.
CaptainFlint
24.02.2016 11:39+1Странно, что никто не вспомнил "Профессионала" с музыкальной темой Эннио Морриконе.
Kjunow
24.02.2016 11:45А меня в свое время поразил саундтрек к animatrix. После просмотра я узнал о коллективе под названием Juno Reactor.
Trosp
24.02.2016 11:54Если гворить об аниме, для меня весь саундтрек к Death Note шедевр на шедевре.
SSNikolaevich
24.02.2016 18:33Если говорить о музыке в аниме, то я бы выделил Cowboy Bebop. Вот уж где музыка хороша. И, конечно же, фильмы студии Ghibli.
SilverHorse
24.02.2016 19:16В аниме просто прорва шикарной музыки, ко многим старым аниме саундреки писались с привлечением оркестров, а саундреки некоторых культовых франшиз сами впоследствии исполнялись в мире большой музыки, чего стоит только концерт Suzumiya Haruhi no Gensou в исполнении Токийского филармонического оркестра. Но даже без оркестровой музыки есть дикая куча саундтреков, которые заслуживают быть известными, например, саундтреки кеевских новелл и их экранизаций. Огромная проблема только в том, что аниме и вообще японская медиаиндустрия являются очень нишевыми явлениями и за пределами самой Японии практически неизвестны большинству, плюс к аниме-индустрии это же большинство людей по умолчанию относится как к "китайским порномультикам", считая в лучшем случае, что там не может быть ничего заслуживающего внимания. Грустно...
MiXaiL27
25.02.2016 09:45Раз уж речь зашла про аниме, то грех не вспомнить такую эпическую вещь, как «Hard Rock saves the Space» (Kachou Ouji — Legend of Black Heaven). В ost'е засветился сам Джон Сайкс. Отличились классические GitS, впрочем сериалы тоже очень хороши. Serial Experiments Lain интересны не только опенингом, но и в целом звуковым сопровождением.
Касательно фильмов я бы добавил «Облачный атлас» от Вачовски. Центральная композиция является не просто рефреном фильма, а его основной идейной составляющей.
Чуток пройдусь по игровой индустрии, да там есть свои шедевры, но меня по-настоящему зацепил ost «Transistor»: эта игра уникальна тем, что любой её момент можно просто остановится и наслаждаться потрясающим звуком!
ncix
24.02.2016 11:45+3А как же советское кино? 17 мгновений весны, например. Неуловимые мстители. Белое солнце пустыни. Приключения Шерлока Холмса.
Десятки прекрасных примеров!mlg
26.02.2016 16:11В "Джентльменах удачи" приставучая музыка.
Тогда и советскую мультипликацию стоило бы упомянуть. "Бременские музыканты", "Летучий корабль". Тоже много можно вспомнить. От белогривых лошадок как-то долго не мог отделаться:)
Analitik_Telecom
24.02.2016 11:48+3Первое, что приходит на ум и первое, что много лет назад запало в душу, это музыка финала "Профессионал" (Энио Морриконе, Chi Mai)
А вообще, огромное количество музыки. Если из детства — то музыка Дунаевского из фильма "Дети капитана Гранта", потом советское кино, потом зарубежные фильмы на видеомагнитофоне и еле добытых VHS, тема из "Рэмбо". Потом целая плеяда фильмов с музыкой Морриконе. Ну и конечно, Нино Рота и его музыка к фильму "Крёстный отец".
Anisotropic
24.02.2016 12:08+1Из действительно сильных OST:
Пекло — https://www.youtube.com/watch?v=NQXVzg2PiZw
А из просто запоминающихся:
Терминатор. Тут даже ссылку вставлять не нужно :)
isden
24.02.2016 12:08+3И почему-то никто еще не вспомнил про главную тему из Терминатора :(
Zapped
24.02.2016 12:15про Терминатора уже сказали…
добавлю ещё Oblivion (хотя эта тема на только на титрах, вроде, играет)…
впрочем, главная тема Терминатора — тоже, но менее легендарной она не стала
опс, промахнулся… хотел в главный тред
Assargin
24.02.2016 12:38+1О творчестве Ханса Циммермана и Лизы Джеррард впервые узнал из "Гладиатора". Очень сильный саундтрек.
ababo
24.02.2016 12:45+1Первое что сразу приходит на ум:
Tous les matins du monde (1991)
Blade Runner (1982)
Pride & Prejudice (2005)
Avitale
24.02.2016 12:55-1Добавлю в список Гарри Поттера (думаю, заглавную тему узнают все) и Облачный Атлас.
Zapped
24.02.2016 12:58Кстати о фэнтезийных мирах. Думается, что все знают «Hedwig's Theme» Джона Уильямса из фильмов о Гарри Поттере. Эта мелодия является неотъемлемой частью киноэпопеи и своеобразной визитной карточкой серии.
Музыкальная тема как бы раскрывает идею магии и открывает мир волшебников для зрителей. Она является важной частью успеха истории, потому претерпевала некоторые изменения, например, Патрик Дойл, писавший музыку для «Кубка огня», сделал эту мелодию более мрачной и темной, постаравшись исключить из неё «детскость».
MaxALebedev
24.02.2016 12:59+1Удивительно как никто не вспомнил это
Сериал, конечно. Но музыкальная тема ассоциируется однозначно.
liveor
24.02.2016 13:17+1Труп невесты (Corpse Bride)
До этого фильма, чесслово, на фоновую музыку (не считая каких-то ярко выделяющихся фрагментов) внимания практически не обращал.
zloydiadia
24.02.2016 15:25Аниме "Ghost in the Shell" (очень атмосферно), "Kowboy Bebop"(каждая серия со своей джазовой или рок-темой) "Samurai Champloo"(тоже для r&b) "The X movie" главная тема. и многие другие. очень многие фильмы выходят со "стандартной" оркестровой аранжировкой которая теряет свою индивидуальность. Из того же "Властелина колец" я быстрее вспомню тему Лориена, а из "Хоббита" — песню гномов, действительно необычные находки.
tourelle
24.02.2016 16:45После просмотра "Списка Шиндлера" (там эта тема играет в самом конце) даже захотелось снова научиться играть на пианино — настолько трогательной была мелодия:
monowar
24.02.2016 18:34+1Я вырос на советских фильмах, и первой мыслью была фамилия Рыбникова Алексея Львовича. Одна «Тема матери» из «Звездного мальчика» чего стоит. Композитор, написавший просто огромное количество гениальной музыки для отечественных фильмов.
Tomasina
26.02.2016 20:27О да, Рыбников — это гений. Вроде простые ноты, незатейливые мелодии, но слушать не надоедает.
FEHUKC
24.02.2016 18:34Ну мне совсем другие фильмы пришли на ум:
500 дней лета
Социальная сеть
Метод кнута/Whiplash (У нас перевели как «Одержимость»)
Амели
Трон 2 (Ну правда, что-что, а музыка подобрана очень атмосферно)
Ну правда я еще и более позднего поколения, судя по всему, так что вполне понятно, почему я не вспоминаю фильмы 80-90 годов.
arsenalbilbao
24.02.2016 18:34Хотелось бы увидеть в списке песни Морриконе из фильма «Легенда о пианисте» и еще легендарный сaундтрэк из сериала «Спрут».
Легенда о пианисте
Спрут
3adnica
24.02.2016 18:34Не могу не добавить, столько лет уже прошло, а до сих пор порой переслушиваю
3adnica
24.02.2016 19:20Видео сегодня подкачало…
Амели
Pitch Perfect исключительно за то, что открыл мне мир а капелла.
GaneevRR
24.02.2016 18:34А как же музыка с Терминатор 1,2, От заката до рассвета 1, Достучаться до небес, Смертельная битва 1. Извиняюсь, что не могу приложить ссылки на этот материал.
ciudak
24.02.2016 18:34Именно музыка с отрывками из фильмов наиболее сильно передает эмоции что заложенны режисером. Ну и моя подборка.
August Rush Rhapsody: www.youtube.com/watch?v=RJdQoI4_2Fo
5 Element:
Solex84
24.02.2016 18:34Мне нравится саундтрек к фильму Перл Харбор
video.mail.ru/mail/plugina57/1672/5221.html
dka700
24.02.2016 18:34-1Обычно киномузыка, особенно голливуд- хлам. Отдельно от картины, даже в случае с например интерстелларом, слушать ее смысла нет- это не музыка а именно саундтрек, то есть сопровождение.
Где музыка действительно хороша — в Бердмэне. Разгадка проста — там использована музыка Равеля (медленная часть фортепианного трио), симфония Рахманинова.
strangest
24.02.2016 18:34Если учитывать не только фильмы, но и сериалы, то отличная музыка в «Doctor Who».
riley_usagi
24.02.2016 18:34Лично для меня Терминатор единственный кинофильм, который запомнился именно благодаря музыкальному сопровождению. Конечно не только музыка в этом фильме прекрасна, но именно она напоминает клубничку на вершине пироженки.
В те годы на спецэффектах сложно было выехать, поэтому и было создано такое музыкальное сопровождение, которое полностью погружает зрителя в атмосферу отчаяния и безысходности..., которая ковыляет за тобой на стальной хромой ноге =)
Chosen_One
24.02.2016 18:34Танго-сцена из фильма «Запах женщины».
Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Lethal_Weapon
24.02.2016 18:34К фильмам дополню: «В осаде 2», «Последний самурай»
К аниме: «FLCL», «Grand prix no taka»
Sam_spb
24.02.2016 18:34Очень ожидал увидеть здесь и фильм «Мертвец» Джарамуша…
Хотя фильм и сам по себе очень примечателен, но на мой взгляд музыка Нила Янга там очень усиливает восприятие.
stigory
25.02.2016 04:53Вы еще альбом Янга «Dead Man» послушайте. Он вроде считается саундтреком к фильму. Но, по сути это отдельная авторская работа на тему фильма. В нем, кроме музыки Нила еще и Джонни Депп читает стихи Уильяма Блейка.
GreenDroid
24.02.2016 18:34Фильм у которого музыкальная тема гораздо лучше самого фильма — «Полицейская академия».
darkslave
24.02.2016 18:34кажется, список фильмов, запомнившихся по музыке, можно перечислять еще долго…
как не вспомнить Полицейского из Беверли- Хиллз?
SilverHorse
24.02.2016 18:59+2Столько комментов, и еще никто не вспомнил Титаник и Селин Дион...
https://www.youtube.com/watch?v=u871f6Pm3O0
xgarfieldx
24.02.2016 19:58Без музыки Зацепина комедии Гайдая потеряли бы какую-то долю своего очарования.
Sleepwalker_ua
24.02.2016 21:08+1Вспомнился Sucker Punch (Запрещенный прием)
https://youtu.be/BvW-biqz8yM
весьма атмосферные саундтреки, как по мне. В отрыве от фильма не все воспринимается корректно, но в самой картине звукоряд добавлял кучу впечатлений.
sith
24.02.2016 21:10Alan Silvestri — Predator — Soundtrack Music Suite 1987
https://youtu.be/-eDAoheZrY8
James Horner — Aliens Soundtrack — Main Title (OST)
https://youtu.be/RS0vTzkCByQ
The Bourne Identity Full Soundtrack (HD)
https://youtu.be/zx4Gb5TK0qw
Huluwu
24.02.2016 22:39Рекомендую OST к «Безвыходная ситуация» («Small apartments»). Пер Гессле великолепен.
m0sk1t
25.02.2016 02:10А я очень часто встречал этот трек как OST к фильмам и играм
https://www.youtube.com/watch?v=fwgNscjpHn4
stigory
25.02.2016 05:10Или проглядел или не нашел среди упоминаемых саундтрек к фильму «Ворон» с Брендоном Ли. В моем ТОП-100 он довольно часто переслушивается уже второй десяток лет.
Dum_spiro_spero
25.02.2016 08:49Кстати правила написания музыки к фильмам тоже меняются. Скажем идея, что герою должна соответствовать музыкальная тема (т.е. появление героя в кадре сопровождается обязательно «его» музыкой) осталась где-то в 70-80х. Примеры — тот же любимый «Профессионал» или «Звездные войны». Сейчас стало по другому.
Из грустного — технологии Голливуда добрались и до музыки. Примеры — музыка к «Games of thrones», «Пиратам карибского моря», и т.п… меняются темы, а звучание остается.
kli_men
25.02.2016 12:27Для меня уже много лет саундтрек из кинофильма Черный Орфей- эталон «души » фильма… особенно эта мелодия myzuka.org/Song/2375369/Antonio-Carlos-Jobim-Manha-De-Carnaval-Morning-Of-Carnaval
johny24
25.02.2016 15:27+2Какая замечательная статья, столько саундтреков нашел, которые искал, или только мотив помнил, но не знал откуда произведение, автору и всем комментаторам спасибо!
bigbrotherwatchingyou
27.02.2016 01:09Запомнились и порой отчетливо звучат в голове — саундтреки к «Я, легенда» James Newton Howard (он же написал треки и к «Водный мир» с К.Костнером), главная музыкальная тема в «Разделитель» Jean-Pierre Taieb, авторский треки Хьюстон в «Телохранитель» чертовски органично вписаны в киноленту, треки в фильме «Остров» Майкла Бэя, треки из фильмов Тиля Швайгера
dartraiden
27.02.2016 22:00Фильмы: Hans Zimmer — Dream Is Collapsing / Henry Jackman — First Class
Игры: Matt Uelmen — Tristram Theme / Glenn Stafford — Heaven's Devils / Jack Wall — A World Upside Down
Аниме: Full Metal Alchemist — Brothers
sisaenkov
Удивительно, что забыли про это:
valemak
Задевающей за живое музыки из кино очень много, так что "забыть" про тот или иной легендарный саундтрек очень легко :)