Аналитики Changellenge >> из тех людей, кто знает все и обо всем. Еще бы, работая над каждым новым кейсом, они изучают огромное количество источников со всей планеты и берут интервью у экспертов из лидирующих компаний отрасли. Поздравляем всех: эти ходячие энциклопедии решили делиться своими знаниями со всеми желающими. В первом выпуске ликбеза по разным отраслям бизнеса от Changellenge >> — краткий обзор нефтегазовой сферы, ее текущего состояния и перспектив.
Нефтегазовый рынок переживает сложные времена. Превышение предложения над спросом на углеводороды привели к падению цен на нефть. Но популяция Земли растет, а технологии стремительно развиваются – поэтому спрос на энергоресурсы будет неуклонно увеличиваться и кризис перепроизводства не может затянуться на долго. Большинство существующих сегодня технологий ориентированы именно на углеводородные источники энергии. Перевод их на альтернативные возобновляемые энергоресурсы займет продолжительное время и потребует привлечение значительных финансовых вложений. Объем спроса на углеводородное топливо еще долго не будет сокращаться.
Когда превышение предложения над спросом изменится на противоположную картину, нефтяным компаниям будет необходимо что-то предложить своим покупателям. Но и здесь скрыт целый комплекс проблем. Эра легкой нефтедобычи закончилась, и добыча углеводородных ресурсов становится все трудней и дороже. Запасы приходится извлекать на труднодоступных месторождениях, географически удаленных от мест переработки и потребления ресурсов, из глубоко залегающих пластов с плохими коллекторскими свойствами. Такие месторождения требуют больших инвестиций, но могут содержать в себе ценные востребованные ресурсы. Поэтому уже сейчас, не смотря на финансовые сложности и нестабильность экономики, нефтегазовым компаниям следует задумываться о капиталоемких проектах, которые позволят им удержаться на плаву в будущем.
Один из перспективных вызовов для нефтегазового сектора – добыча газового конденсата. Газоконденсат – элитный нефтепродукт. При ректификации конденсата получается практически идентичная к получаемой из сырой нефти продукция, но ограниченная только легкими низкокипящими фракциями. По сравнению с нефтью газоконденсат — более высококачественное сырье для топлива, так как из него можно получить больше высококачественного бензина. На заре нефтяной промышленности в США газоконденсат даже без переработки использовали вместо бензина в качестве топлива для заправки автомобиля. При переработке из газового конденсата выделяют нафту, газойль, и другие компоненты, которые используют для получения различных топлив, таких как котельное топливо, дизельное топливо, реактивное топливо и высокооктановый бензин. Ароматические углеводороды, мономеры и олефины, получаемые из конденсата, используются в качестве полуфабрикатов для нефтехимического производства пластмасс, волокон тканей и синтетических каучуков.
Прогноз совокупного роста глобального спроса на жидкие топлива до 2035 года.
Источник: BP Energy Outlook 2035
По данным BP Energy Outlook 2035, спрос на газоконденсат будет заметно увеличиваться в ближайшие годы и может достигнуть 5 миллионов баррелей к 2035 году, что значительно превысит спрос на биотоплива и составит порядка четверти от глобального спроса на жидкие углеводородные топлива. В структуре спроса на газовый конденсат лидерские позиции занимают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые при низком объеме производства являются одними из крупнейших потребителей конденсата (около 30 млн т). В частности, на Индию приходится 18 % от этого объема, на Южную Корею – 33 %, на Японию – 34 %. В Южной Корее потребление газового конденсата за 2014 год выросло на 10 % за счет спроса со стороны нефтеперерабатывающих и химических предприятий. Аналогичная ситуация наблюдалась в Индии (+8 %) и Японии (+19 %).
Газоконденсатные залежи распространены широко по всему миру и содержат значительную часть углеводородных ресурсов планеты. Наиболее известны Карачаганаское месторождение в Казахстане, Северное месторождение в Катаре, переходящее в Южный Парс в Иране, Купиагуа в Колумбии, Хасси-Рмель в Алжире, Панхандл-Хьюготон в США и Гронинген в Нидерландах. Свое место на рынке газового конденсата занимает и нефтяная отрасль России. Наиболее известными и масштабными здесь являются Штокмановское месторождение в Баренцевом море, Уренгойское, Вуктыкульское и Оренбургское газоконденсатные месторождения.
Мировыми лидерами по производству газового конденсата являются Северная и Южная Америка (47 %), далее следуют страны Ближнего Востока (31 %) и Европа (11 %). Среди стран по объему производства с большим отрывом лидируют США (почти 146 млн т в 2014 г., 31 % мирового выпуска), второе место занимает Саудовская Аравия (91 млн т), далее Канада (32,4 млн т), Россия в мировом рейтинге на 2014 год находится на четвертой строчке.
Россия, второй по величине производитель нефти в мире, в 2016 году по данным Bloomberg может сохранить добычу на близком к постсоветскому рекорду уровне за счет газоконденсата. Добыча газоконденсата в России стабильно растет на протяжении последних 6 лет с средним темпом около 8 % в год. Значительная часть конденсата добывается тремя компаниями – «Газпром» (58 %), «Новатэк» (19 %) и «Роснефть» (6 %), оставшаяся приходится на операторов СРП (Сахалин) и крупнейшие ВИНКи.
При добыче газоконденсата, чрезвычайно важного для России ресурса, необходимо высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение, не всегда доступное вследствие экономических и политических ограничений сегодняшней ситуации. Дефицит транспорта, в том числе трубопроводного для транспортировки газоконденсата из удаленных сложных в эксплуатации районов часто становится причиной того, что добыча там не рентабельна. Несмотря на это в 2014 году в России было добыто 26,2 млн тонн газоконденсата, из них 2,38 млн тонн – на шельфе. Лидерами в шельфовой добыче на Российском шельфе остаются компании Sakhalin Energy и Exxon. Замыкает тройку лидеров компания “Черноморнефтегаз» работающая на шельфе Крыма и добывшая в 2014 году 61,4 тысячи тонн газоконденсата. Однако в начале 2015 года добыча на шельфе показала снижение темпов на 3 %. Прирост добычи газоконденсата в начале 2015 года происходил за счет материковых месторождений и опережал темпы прироста за тот же период предыдущего года.
Сверхлегкая нефть в 2016 году может стать основным источником роста нефтедобычи в России, компенсировав продолжающееся уже несколько лет падение производства на ключевых месторождениях, запущенных еще в советскую эпоху. Основной объем добычи газоконденсата в России приходится на Уральский федеральный округ- около 70 %, здесь же сосредоточены и основные производственные мощности по стабилизации газового конденсата. Добыча газоконденсата в России в этом году может вырасти на 17 %, при этом основной прирост обеспечат новые месторождения в Западной Сибири.