Мы не будем тратить время на банальности и писать о важности резюме при отборе на работу – ты прекрасно понимаешь все это сам. В Интернете на эту тему есть масса статей и тысяча примеров. Но нам показалось, что самого главного никто не говорит, и потому нам захотелось составить для тебя подробное, доходчивое, а главное, честное руководство.
Что написать
В западной культуре резюме называют CV – Curriculum Vitae, то в переводе с латыни означает «жизнеописание». И правда: из твоего резюме потенциальный работодатель должен составить впечатление не просто о твоем предыдущем карьерном пути, но и о том, что ты из себя представляешь как личность. С другой стороны, интерес к этой самой личности у человека, который читает твое резюме, отнюдь не праздный. Ему важно понять, соответствуешь ли ты духу компании, сможешь ли разделить ее ценности и справишься ли со своими будущими обязанностями.
Постарайся отразить не то, что ты делал, а то, что ты сделал – говори о результате, о своих достижениях. Причем фокусироваться нужно на конкретике, в идеале – на цифрах. Например, напиши не просто «Был SMM-менеджером нескольких групп Вконтакте», а приведи доказательства своего профессионализма: «За неделю увеличил количество подписчиков на 10 тысяч человек». Если ты работал в консалтинге, вспомни все и пиши: «Успешно реализовал 9 консалтинговых проектов: 5 для FMCG-компаний, 3 для нефтегазовых предприятий и 1 pro bono для городской администрации».
Что делать тем, чья работа была рутинной и по определению не могла принести ощутимых результатов? Сосредоточьтесь на том, что вы исполняли все идеально. Например: «За время моей работы помощником бухгалтера фирма успешно прошла 2 аудиторских проверки».
В общем и целом в твоем CV должны быть отражены:
1. Имя и фамилия. Возраст ты указывать не обязан, но разве можно его стесняться? Указание пола обычно выглядит нелепо, поскольку чаще всего легко устанавливается из имени, а еще занимает лишнюю строчку.
2. Здесь же, ближе к началу, укажи свои контакты – номер телефона, адрес электронной почты (приличный, строгий, заведенный на хорошем почтовом сервисе). Признаком хорошего тона будет оставить здесь и ссылку на свой деловой профиль в LinkedIn. Кстати, дай ссылку и на свои профили в Facebook и Вконтакте – если, конечно, они вообще приличны. Скорее всего, твое имя и так будут «пробивать» по социальным сетям – так почему бы не облегчить HR-менеджеру работу?
3. В блоке об опыте работы размести все свои прошлые должности в обратном хронологическом порядке. Напиши не только названия компаний и своих позиций в них, но и, очень кратко, свои должностные обязанности без лишней «воды», только самый важный опыт, который может пригодиться тебе на потенциальном новом месте работы. Обязательно укажи и сроки пребывания в каждой должности. Но учти: непостоянные работники, часто скачущие с места на место, вызывают у кадрового отдела только недоверие – потому, если ты за последний год сменил восемь мест работы, расскажи только о паре самых важных. Это не ложь: ты просто выделил ключевое и не стал отвлекать внимание на несущественное.
4. Приведи информацию о своем образовании – не начинай с подготовительной школы, укажи сразу ключевое – дипломы бакалавра и магистра, может даже твою ученую степень. Постарайся заполнись графу о дополнительном образовании – курсах, вебинарах, летних школах, которые дали тебе подходящий опыт. Здесь же обязательно отметь, что ты участвовал или даже побеждал в конкретных кейс-чемпионатах – HR крупных компаний все чаще обращает на это большое внимание.
5. Если опыта и достижений еще совсем немного, расскажи о своих навыках. Опиши, с каким софтом ты умеешь работать, на каких языках разговариваешь и что в работе у тебя получается лучше всего.
6. Удели пристальное внимание подготовке раздела о хобби. Именно он лучше всего опишет тебя не как работника-машину, а как разностороннего, талантливого человека, с которым будет интересно работать. Остерегайся указывать здесь откровенно маргинальные и общественно опасные увлечения (Хотя у кого их нет? Шутка). Но и не пытайся подогнать все под вакансию – в резюме стажера в отдел аудита будет гораздо ярче выглядеть строка о любви к парапланеризму, чем намек на то, что ты обожаешь калькуляторы. Потенциальным коллегам приятно узнать уже на этапе резюме, что с вами можно обсудить самые лучшие склоны для катания на доске, например, или где лучше покайтить. Кроме того, не секрет, что многие увлечения расскажут о вас больше, чем вы сами. Поразмыслите сами, о чем вам могут сказать фразы из резюме «Победитель марафона We Run Moscow 2014 на дистанции 10 км» или «Увлекаюсь гаджетами. Разобрал и собрал iPhone 6. Работает». Главное правило — в самом конце и кратко.
Как структурировать
Важнейший аспект твоего резюме – его структура. Она должна быть очень четкой, логически выверенной и практичной. Как этого добиться?
Специально для тебя мы нарисовали макет идеального с точки зрения структуры резюме — посмотри на картинку внимательно, хорошенько запомни и воспользуйся этим шаблоном в самое ближайшее время.
А теперь объясним подробнее:
1. Сразу после своего имени и контактных данных приведи Career Summary: выдержку из всего того, что ты напишешь ниже. В этой графе ты должен ответить на вопросы: кто ты, что ты делаешь и в чем твои преимущества? Немногие добавляют Career Summary в резюме – а ведь именно оно покажет тебя грамотным человеком, умеющим выделять главное и уважающим сотрудников HR.
2. Дальше пойдет блок Work Experience. В нем ты должен указать в обратном порядке свои предыдущие места работы. Выглядеть это должно примерно так: название компании, твоя должность в ней, годы работы; сфера деятельности компании; твои достижения в компании.
3. Затем, также в обратном порядке расскажи о своем образовании. Структура примерно та же: ВУЗ, твоя степень, годы обучения, твоя специализация.
4. Наконец, перейди к Additional Information. В первую очередь расскажи о своих лидерских качествах и участии во всевозможных клубах и студенческих организациях (релевантных для вакансии, конечно). Укажи, в каких конкурсах и кейс-чемпионатах ты принимал участие и чего в них добился. Расскажи о своем уровне знания языков, а затем перейди к хобби. И помни: структура, структура, четкая структура!
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Твое резюме прочтут до конца 10% эйчаров. Поэтому сразу начинай с главного и пиши о ключевых и актуальных вещах. Иными словами, если ты хочешь стать консультантом по стратегии, не стоит писать в первых строчках резюме о том, что ты вел проекты в операционном консалтинге. Напиши о своем опыте в стратегическом консалтинге в самом начале, даже если его объем меньше, чем в операционном.
Как оформить
Нет ничего хуже, чем неструктурированное резюме с нарушенной логикой повествования. Хотя нет, есть: неструктурированное резюме с нарушенной логикой повествования и уродливой версткой. Половина времени, которое ты потратишь на резюме, должна уйти на его «причесывание» — форматирование и строгое украшение.
Что стоит сделать:
1. Уместить все в одну страницу. Нужно, чтобы все твои несомненные достоинства легко ухватывались одним беглым взглядом, без всякого переворачивания страницы. С вероятностью 99% вторую страницу твоего CV вообще никто не увидит.
2. Проследи за тем, чтобы шрифт был удобным для чтения и приятным глазу, за тем, чтобы междустрочные интервалы не менялись от строки к строке, а выравнивание текста в разных абзацах было одинаковым. В общем, отформатируй все так, чтобы не раздражать глаз читателя.
3. Добавь стильные, но строгие детали, которые отличат твое резюме от вороха других. Никаких котят, вензелей и пестрых орнаментов, если только ты не претендуешь на позицию главного креативщика – но и в этом случае свое творческое начало лучше проявить в прикрепленном портфолио. Добавь пару ярких акцентов, лаконичных разделителей – и страница приобретет гораздо более профессиональный вид.
4. Если хочешь, вставь подходящую фотографию – текст с иллюстрациями лучше закрепляется в памяти читателя. Не нужно использовать свой детский снимок из зоопарка или сканировать фото на паспорт. Просто вставь такое фото, которое лучше всего выразит все то, что ты написал в самом тексте.
5. Когда тебе покажется, что резюме уже совсем готово, отложи его на пару дней, а затем внимательно вычитай. Скорее всего, ты найдешь пару опечаток и несуразностей, которые не увидишь сразу.
Взгляните на иллюстрацию ниже — мы приводим его как пример резюме, очень удачного для тех, кто только начинает свою карьеру. Оно очень наглядно и инфографично, а, кроме того, оно хорошо структурировано и со вкусом оформлено.
Сильными сторонами этого шаблона стоит воспользоваться тем, у кого еще мало опыта реальной работы. Здесь много внимания уделено конкретным навыкам, личностным качествам, опыту подработок и прослушанным курсам. Такое резюме описывает его владельца как аккуратного, обстоятельного человека, который многое умеет и уже готов стать полноценным сотрудником компании.
И другое важное замечание: автор приведенного нами примера замечательно лаконичен — а значит, умеет выделить самое главное и ценит время своих потенциальных работодателей.
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Используй простые слова и конструкции, и люди потянутся к трубке, чтобы тебе позвонить и познакомиться. Найди всем понятные легкие слова, заменяющие профессиональные термины. Время похвастаться тем, что ты их знаешь, у тебя будет на собеседовании. Возьми за правило: одно предложение длиной максимум в одну строчку. Тем самым ты снизишь риски, что человек не поймет сути написанного и не дочитает до конца. А еще простота и легкость – это просто приятно.
Как отправить
Отправляя резюме, помни о том, что оно лишь прилагается к письму. Если ты неправильно напишешь само письмо, его могут не прочитать, вообще не открыть или просто не увидеть в почте. Не забудь еще в теме письма указать, что ты претендуешь на определенную должность.
Основную часть послания составит сопроводительное письмо. Не будь спамером, который составляет одно резюме, копирует одно письмо и шлет его всем без разбора. Подход спамера, конечно, даст тебе больший охват, но откликов ты получишь существенно меньше. Все просто: твое письмо четко дает понять, сколько времени ты потратил на сбор информации и подготовку. А это, в свою очередь, демострирует мотивацию и умение анализировать. В общем, если резюме сделано кое-как, а в письме сказано просто «Я вам подойду», тебе вряд ли ответят.
Подойди к каждому письму индивидуально, веди себя не как спамер, а как маркетолог. Что под этим подразумевается?
1. Не пиши письмо в стиле «Дорогая редакция!». Обратись по имени к тому человеку, который будет читать письмо – например, директору HR-отдела. Узнать, как его зовут в наши дни несложно – поищи имя в описании вакансии, на сайте компании, проведи микрорасследование в Фейсбуке и на на LinkedIn.
2. Покажи, что ты заинтересован именно в этой вакансии. Ключевые моменты, доказывающие, что ты – идеальный кандидат, можешь продублировать и в теме письма. Не нужно писать о том, что ты всегда мечтал связать свою жизнь со сферой налогообложения: меньше пафоса, больше прагматики.
3. Объясни, почему ты хотел бы начать работу именно в этой компании. Ненавязчиво продемонстрируй свою осведомленность в ее положении на рынке, статусе и ярких кейсах, но ни в коем случае не начинай петь дифирамбы. Тот, кто будет читать твое письмо, должен понять, что ты хорошо разбираешься в вопросе, уважаешь компанию и хочешь с ней сотрудничать.
4. Тот же индивидуальный подход нужно применить и при корректировке твоего резюме. Перед каждой отправкой проследи за тем, чтобы твое резюме максимально подходило под конкретную вакансию. В зависимости от нее выдвигай на передний план тот или иной опыт, подчеркивай определенные навыки. Даже раздел о твоих личные качествах и хобби должен периодически претерпевать некоторые корректировки в зависимости от корпоративных ценностей компании. Твои эмоциональность, артистичность и умение петь пригодятся для креативного отдела рекламного агентства, а вот эйчару коммерческого банка они вряд ли понравятся.
5. Вернемся к письму. На всякий случай напоминаем: будь вежлив и доброжелателен! Не забудь поздороваться, попрощаться и вообще вести себя прилично – как ни странно, некоторое количество кандидатов совершенно не понимают всей важности этого аспекта. Но и не переборщи, не рассыпайся в извинениях и всяких «заранее огромное спасибо, хорошего дня, вечера и последующей ночи». Все это – лишний текст, который не несет особого смысла, но утомляет человека, который его читает.
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Инвестируй время в изучение корпоративных фишек и особенностей компании, включая исследование профайла рекрутера в LinkedIn. Это даст тебе ворох информации для создания эффективного инструмента, и к тому же у тебя появятся поводы для дополнительной коммуникации с тем же рекрутером или менеджерами компании, скажем, на дне карьеры.
Мы намеренно не предлагаем тебе готовых решений: готовое – значит, универсальное, то есть лишенное индивидуальности, осмысленности и вообще никакое. Потренируйся, составь с учетом наших советов не одно резюме, а три, пять – каждое следущее будет только лучше. Удачи тебе в поиске работы!
Больше интересных статей ищите тут: changellenge.com/category/mag
Оригинальная статья тут: changellenge.com/your-cv
Комментарии (14)
Cront
19.02.2016 11:58+2Я бы рекомендовал сходить тому кто писал эту статью на курсы о том, как писать резюме которое устроит на работу. Все что вы тут написали, существует в стандартном шаблоне Word — самая примитивная конструкция, нужная, что бы встать в конец очереди.
Хобби, Facebook, Вконтакте — это в лучшем случае не нужно, а в худшем может навредить…
Хорошая статья для тех, кто делает вид, что ищет работу.
NYMEZIDE
19.02.2016 13:53+1Профессиональные навыки в процентах — один придумал — все начали копировать себе.
Как можно оценить себя в процентах в этом постоянно изменяющимся мире?
Не проще ли перечислить эти навыки, и указать опыт работы для каждого? Будет куда информативнее.alexbra
19.02.2016 19:01А еще можно добавить когда последний раз использовал. У меня тоже РНР 4 года опыт, но последний раз писал не нём лет 7 назад
artemalexpetrov
19.02.2016 15:06+1К примеру резюме.
Как можно оценить свой навык в процентном соотношении? Где та грань, которую можно принять за 100%?Changellenge
19.02.2016 15:07-1Проценты — это условность. Они скорее должны показать, что вы уже что-то неплохо умеете и при этом понимаете, что вам есть куда расти.
a0ff
19.02.2016 19:07Насколько я помню, в большинстве мест, куда я устроился работать, моё резюме прочитали от начала и до конца несколько раз (на разных уровнях и итерациях).
Статья явно должна помочь устроиться студентам, не более.
Самое простое и быстрое, что можно сделать — заполнить резюме на ХедХантер, и выгрузить оттуда в pdf-формате.
x_sourer
27.02.2016 01:32Кстати интересная тема по поводу ползунков с процентами, вопрос к методике оценки и возможность подтверждения подлинности. К примеру, указать тип по типологии MBTI или оценку по Хогану? Никто не экспериментировал?
По своему опыту знаю, что в навыках необходимо указывать только то, что имеет реальный практический опыт, а не аббревиатуру, которая у всех на слуху.
Фотография пока еще полезна, помогает идентифицировать анкету и соискателя.
Еще открытый вопрос — есть ли понимания насколько развиты в России сервис по профессиональной подготовке резюме, слышал, что в США с определенного уровня позиций самостоятельно их никто не составляет.idlhero
27.02.2016 15:27А я вот слышал, что у них вообще мало кто занимается тем, в чем не разбирается. Бытовые приборы сами не ремонтируют, одежду не чинят, с заменой ГСМ не заморачиваются… У нас, всё же, больше распространён подход "хоть кое-как, но сам сделаю, зачем кому-то платить".
x_sourer
27.02.2016 15:33Была еще история, как лучший программист конторы нанимал на свои задачи индусов.
alexbra
Интересно то, что карьерные консультанты из Долины рекомендовали мне убрать фото из резюме. Там такое требование считается дискриминацией. Т.е. тебя должны выбрать по навыкам, а не по тому как ты выглядишь
Changellenge
У них считается, в России пока не считается. Фото поможет запомниться HR-специалисту.
alexbra
К сожалению. Прокладки в виде рекрутеров очень часто не пропускают тех, кого взял бы руководитель и фото бывает тому причиной. Я работал в HR и видел как по фото фильтровали людей.
idlhero
Стоит ли внимания контора, руководство которой делегировало принятие решений тому, кто фильтрует людей по фото?