Студенты из Университета штата Огайо поработали вместе с производителями электромобилей Venturi, чтобы создать самый быстрый электромобиль в мире. Они разогнали The Venturi Buckeye Bullet-3 (VBB-3) на Солёном озере Бонневилль до 482 километров в час в 2015 году, и планируют поставить рекорд в 643,75 км/ч в 2016.

image

Автомобиль The Venturi Buckeye Bullet-3 оснастили двумя электрическими моторами мощностью каждый в 1500 лошадиных сил (1119 кВт). Энергию моторы получают от восьми больших литий-ионных аккумуляторов, которые ранее были установлены на Dallara IR03 IndyCar.

image
Электромобиль без карбонового корпуса

image
Один из двух двигателей мощностью 1500 лошадиных сил

image
Стенд для тестирования двигателя

За каждую из осей отвечает свой мотор. Команда студентов продолжает развивать силовой агрегат, особенно контроллер-инвертор, чтобы достичь мощности в 3000 лошадиных сил.

Глава команды Дэвид Кук отмечает, что технологий для создания моторов хватает. Важны источники питания и системы охлаждения. Система охлаждения в VBB-3 близка к замкнутой. Резервуар с водой заполняют льдом, масло проходит через моторы, и перед заездом моторы и инверторы охлаждены примерно до нуля по Цельсию. Всего 60 секунд нужно, чтобы температура поднялась до необходимой для старта.

Двухскоростные коробки передач специально были сделаны в Великобритании компанией Hewland. Для торможения используют композитные дисковые тормоза от Embraer-145 и парашют.

image
Электромобилю затормозить помогает парашют

Корпус из углеволокна также было проблематично сделать, потому что длина деталей составляла двенадцати метров. Нужно было большое оборудование. Корпус добавил лишние пятьсот тысяч — миллион долларов к бюджету.

В 2015 году на Солёном озере Бонневилль пилот Роджер Шоер разогнался до 463 километров в час, а позже — до 482 километров в час. Закончились заезды тем, что малинового цвета охлаждающая жидкость потекла на землю: лопнул резервуар с хладагентом.

image



image
Пилот VBB-3 — Роджер Шоер (Roger Schoer)

image
Коррозия на VBB-3 после пробега на Солёном озере в 2015 году

Стоит сказать, что впервые рекорд скорости выше 100 км/ч показал электромобиль «La Jamais Contente», за рулём которого сидел бельгиец Камиль Женатци. Мощность двигателя составляла 40 лошадиных сил.

image
Электромобиль «La Jamais Contente»

image
Вся команда, кроме водителя, набрана из Университета штата Огайо

image
Лидер команды — Дэвид Кук (David Cooke)

image
Руль

image
VBB-3 на Солёном озере Бонневилль

image
Другой проект от студентов — они победили в 2014 году приз в соревнованиях EcoCAR, сделав гибридным автомобиль Chevrolet Malibu

image
Под капотом Malibu — двигатель от Honda вместо GM

image
С двухколёсными транспортными средствами студенты также работают

Комментарии (23)


  1. ploop
    28.02.2016 13:04
    +4

    Закончились заезды тем, что малинового цвета охлаждающая жидкость потекла на землю: лопнул резервуар с хладагентом.

    Уфф… Я уж подумал, глядя на фотку, что закончилось всё печальнее.


    1. handicraftsman
      28.02.2016 14:53

      Я тоже


    1. LoadRunner
      29.02.2016 08:59
      +1

      А у меня первая мысль "Откуда там варенье?"


      1. Mad__Max
        01.03.2016 01:21

        Точнее сироп/компот (моя 1я мысль) — потому как на кровь как намекают выше это совсем не похоже — для любого видевшего хотя бы небольшую лужицу настоящей крови.


        1. ploop
          01.03.2016 08:19

          Там соль, она впитывает неплохо, так что на ней может всё выглядеть по другому. К примеру, похоже выглядит кровь на снегу.

          Ну и это всё-таки "первая мысль", а не выводы после детального анализа фотографии :)


  1. spmbt
    28.02.2016 13:17
    +3

    Не 643 км/ч, а 643,75, иначе цели не достигнут. Доли километра решают. )


    1. ivansychev
      28.02.2016 13:21

      Спасибо!


  1. dfgwer
    28.02.2016 13:50
    +2

    Плотность энергии литий-ионных аккумуляторов 0.72МДж/кг (с вики)
    значит теоретически максимальная скорость одноступенчатой ракеты машины при 100% переводе энергии в кинетическую, всего 1200м/с.
    Думал, будет меньше. Но все равно ограничение жесткое


    1. 01000110110010010010
      28.02.2016 16:01

      Передовые ячейки, стоимостью 6$ за штуку сегодня уже имеют плотность энергии выше.
      Например, для LG MJ1 плотность энергии 0.27 кВтч/кг.
      Литий-серные батареи (в этом году должна начаться продажа) имеют плотность 0.4 кВт
      ч / кг. (http://www.oxisenergy.com/)

      Другое дело, что батарея должна отдать всю свою энергию очень быстро — она деградирует и много энергии расходуется на нагрев. Интересно, что за элементы стоят в машине из топика.


  1. rPman
    28.02.2016 14:15
    -1

    Корпус добавил лишние пятьсот тысяч — миллион долларов к бюджету.
    Что в корпусе так заметно повышает стоимость?
    Карбоновая ткань стоит порядка 50$-100$ за килограмм, техпроцесс хоть и сложный но не на столько что за несколько (десятки) деталей требовать столько денег.


    1. mr_brain1979
      28.02.2016 16:01
      +2

      Линейные размеры деталей. Технология подразумевает изготовление болвана, затем матрицы, затем вакуумного пакета соответствующих размеров. Ну и самое главное, поделитесь, где это вы видели угольное волокно за 50-100$ За кг? По моей информации цена примерно в 10 раз выше…


      1. rPman
        28.02.2016 19:40

        первый же запрос в гугл углеволокно ткань выдает именно такие цены, где то 1.2..2 т.р. за квадратный метр (0.2..0.4 кг на м?)
        да, получается основные затраты это не волокно а производство формы? но если это не космическая промышленность то высокие давления и температура не нужны (хватит просто 1 атмосферы и вакуума) а значит можно не точить форму из металла а сделать что то подешевле из дерева, пластика и соплей.
        p.s. хотя так и получается, если деталей пара десятков то на каждую форму тратить 10-50к$


        1. irbius
          28.02.2016 20:26
          +2

          Из личного примера: Сделать матрицу для изготовления корок крыла авиамодели размахом 2м примерно 200-250 тыс. рублей стоило года три назад. При изготовлении матриц цена, похоже, прямо пропорциональна кубу, а то и ^4 размера. :)
          Рогожка (в смысле само стекло, уголь), разделитель, краска и смола — копейки. Автоклав, для снятия напряжений, размером 12 метров… Очень большой бюджет освоить поможет.
          С другой стороны не было бы такого бюджета, может быть сделали бы кожух модульным, т.е. из меньших панелей и уложились бы тысяч в 100, но зачем? Бюджет(грантом) же дают! :) Я бы тоже не морочился, снижать издержки, а заказывал там, где удобнее :)
          Уверен у них головняка с моторами и системой управления хватает, что бы еще и морочиться с кожухами-обтекателями.


          1. Bedal
            28.02.2016 22:33

            из меньших панелей — это прочный каркас, крепёж… напор на уровне земли при скоростях под 500 немаленький, и возмущений хватает.


  1. Konstantinus
    28.02.2016 20:30
    +1

    В свое время электомобили ставили рекорды скорости, обгоняя бензиновые аналоги. История может повторится ;)


    1. irbius
      28.02.2016 21:06

      В спортивных авиамоделях электрические моторные установки рвут ДВС :), скоро и в 1:1 так же будет :) Если лития хватит :) Хотя если на земле не найдут, то может быть и будет иметь смысл «пилить» астероиды!


      1. Mad__Max
        01.03.2016 01:30

        На стритрейсинге/драгрейсинге уже и в масштабе 1:1 электропривод рвет ДВС.
        На подходе полноценные авто/мото гонки на малые и средние расстояния.

        А лития хватит — темпы добычи не очень высокие (но растут ровно теми же темпами как растет платежеспособный спрос), но по имеющимся запасам все весьма неплохо.


    1. FForth
      28.02.2016 22:08

      Гонки в Фрмуле-Е должны поспособствовать этому процессу. :)


  1. Bedal
    28.02.2016 22:27

    При таком обзоре какой смысл в выступающей кабине? Техусловие на это есть? Лучше (безопаснее), наверно, было бы экран с разметкой под директорное управление.


  1. artsnz
    29.02.2016 08:20

    а в идеале вообще человека высадить на ближайшей остановке, дабы не покалечился и оставить внутри адруинку или малинку)


  1. Blaine_Mono
    29.02.2016 10:40

    А насколько вообще возможно организовать подведение электричества со стороны на такой скорости? По идее это позволит избавиться от аккумуляторов и повысить энерговооруженность. Или же весь смысл в том чтобы разогнаться от батарей?


    1. arheops
      29.02.2016 11:02

      Нереально. 2мватта мощности же. любая система удаленного подвода електричества будет требовать сверхмощного охлаждения.


  1. IntActment
    29.02.2016 12:05

    На втором фото непонятно, где заканчивается автомобиль и начинаются стеллажи.