Здравствуй, «Мегамозг»!
Данную публикацию хотелось бы посвятить одной ИТшной магистерской программе, студенткой которой я являюсь и которая, с моей точки зрения, единственная, из представленных на рынке, не является сугубо технической и позволяет ребятам с различным бэкграундом, при наличии огромного интереса к сфере ИТ и желании прикладывать усилия к самообразованию, получить знания и навыки, позволяющие развиваться в этой среде.
Получив степень бакалавра по, ну очень общему, направлению «Менеджмент», я почувствовала, что этого определённо недостаточно. Я понимала необходимость сфокусироваться на одной конкретной области и сузить предмет изучения, а имея большой (и основной) интерес к области информационных технологий и желание работать в данной среде (не технарем), я столкнулась с существенной проблемой — практически все заявленные программы на образовательном рынке, связанные с областью ИТ, нацелены либо на адских технарей, либо на товарищей с опытом работы от 2х-3х лет и имеющих нереальный управленческий опыт (программы MBA).
Однажды я повстречалась с совершенно новой, эксперементальной магистерской программой «Менеджер информационных технологий» факультета Высшая школа бизнеса МГУ и решила рискнуть.
Итак, что же вообще мы изучаем и что такое «ИТ менеджмент»? Все мы живем в век информации, нестандартных бизнес-решений и инновационных подходов, где, как и прежде, «кадры решают все». При условии, что эти кадры правильно подготовлены. ИТ менеджмент это управление компьютером? Нет, компьютером управляет программа. Это управление программой? Программу пишет программист. Так “управление ИТ” – это управление программистами? Не только. Есть еще масса других вещей. ИТ-менеджмент это очень обширная область знаний, в которой, помимо непосредственно ИТ-вопросов, менеджер сталкивается с управлением персоналом, управлением финансами, управлением производством, продажами, PR и многим-многим другим.
Другими словами — ИТ менеджер это некое звено, стоящее между техническими и бизнес специалистами, осуществляющий эффективное и продуктивное взаимодействие между ними.
В общем, учебный план состоит из двух частей и часть предметов преподается на английском языке:
Общие дисциплины:
Специфические дисциплины:
Что же меня привлекло в ней и какие моменты в итоге оправдываются?
За первый семестр мне удалось прокачать нехилый сил по оптимизации бизнес процессов, программированию и по пониманию среды ИТ, но, всё-таки, проучившись один семестр, основным недостатком программы для меня, пока что стал один, но важный факт — её эксперементальность и новизна:
Не буду забегать вперёд и расхваливать программу — жизнь покажет, какой вклад она внесёт в моё профессиональное развитие. Однако то, что благодаря ей я ощущаю реальный рост скила управленческих и специфических навыков — факт.
Официальный сайт МГУ им. Ломоносова
Официальный сайт факультета Высшая школа бизнеса
Официальный сайт магистерской программы: «Информационный менеджмент»
Официальная группа ВШБ Вконтакте
Данную публикацию хотелось бы посвятить одной ИТшной магистерской программе, студенткой которой я являюсь и которая, с моей точки зрения, единственная, из представленных на рынке, не является сугубо технической и позволяет ребятам с различным бэкграундом, при наличии огромного интереса к сфере ИТ и желании прикладывать усилия к самообразованию, получить знания и навыки, позволяющие развиваться в этой среде.
Получив степень бакалавра по, ну очень общему, направлению «Менеджмент», я почувствовала, что этого определённо недостаточно. Я понимала необходимость сфокусироваться на одной конкретной области и сузить предмет изучения, а имея большой (и основной) интерес к области информационных технологий и желание работать в данной среде (не технарем), я столкнулась с существенной проблемой — практически все заявленные программы на образовательном рынке, связанные с областью ИТ, нацелены либо на адских технарей, либо на товарищей с опытом работы от 2х-3х лет и имеющих нереальный управленческий опыт (программы MBA).
Однажды я повстречалась с совершенно новой, эксперементальной магистерской программой «Менеджер информационных технологий» факультета Высшая школа бизнеса МГУ и решила рискнуть.
О чём программа?
Итак, что же вообще мы изучаем и что такое «ИТ менеджмент»? Все мы живем в век информации, нестандартных бизнес-решений и инновационных подходов, где, как и прежде, «кадры решают все». При условии, что эти кадры правильно подготовлены. ИТ менеджмент это управление компьютером? Нет, компьютером управляет программа. Это управление программой? Программу пишет программист. Так “управление ИТ” – это управление программистами? Не только. Есть еще масса других вещей. ИТ-менеджмент это очень обширная область знаний, в которой, помимо непосредственно ИТ-вопросов, менеджер сталкивается с управлением персоналом, управлением финансами, управлением производством, продажами, PR и многим-многим другим.
Другими словами — ИТ менеджер это некое звено, стоящее между техническими и бизнес специалистами, осуществляющий эффективное и продуктивное взаимодействие между ними.
Учебные дисциплины
В общем, учебный план состоит из двух частей и часть предметов преподается на английском языке:
Общие дисциплины:
- Управленческая экономика
- Метазадачи менеджмента
- История и методология управления
- Стратегический менеджемент
- Корпоративные финансы
- Организационное поведение
- Стратегический маркетинг
- Управление изменениями
- Методы исследований в менеджменте
- Управление персоналом
- Управленческое консультирование
Специфические дисциплины:
- Правовые аспекты и антикоррупционные меры в управлении ИТ
- Использование информации для принятия управленческих решений
- Стандарты предоставления сервисов ИТ (ITIL)
- Архитектура предприятия
- Основы разработки и интеграции ПО
- Основы оптимизации инфраструктуры
- Современные методы представления информации
- Управление ИТ-безопасностью
- Управление разработкой и реализацией ИТ-стратегии
- Финансовый учет и оценка эффективности ИТ
- Управление знаниями
- Управление проектами в области разработки и внедрения ПО
- Управление проектами ИТ
- Управление ИТ в банках и финансовых организациях
- Практический опыт управления ИТ в крупных проектах
- Управление ИТ в сервисных организациях
- Инновации и исследования в области ИТ
- Аудит ИТ
- Управление бизнес-процессами с использованием ИТ (ВРМ)
Положительные стороны программы
Что же меня привлекло в ней и какие моменты в итоге оправдываются?
- Во-первых — Высшая школа бизнеса МГУ, является официальным партнером СОДИТ (Союз ИТ-директоров России), а президент этого Союза является куратором программы «ИТ менеджмент», что даёт ей огромное преимущество: такая вот связь с представителями бизнеса даёт понимание факультету о требованиях рынка, о том, как лучше составить программу и процесс обучения. Более того, содержание её программы, пока что, единственное в России, полностью соответствует требованиям нового профессионального стандарта «Менеджер по информационным технологиям» (утвержден приказом Минтруда России N 716н от 13.10.2014)
- Во-вторых — сочетание технических и управленческих дисциплин. Для меня, как для менеджера, по образованию, наибольший интерес представляют такие специфические предметы, как: архитектура предприятия, BPM, основы программирования и системного администрирования, стандарты IT и др., которые в большом объёме и интенсивно преподают в ВШБ. Для моих коллег — технарей — основную ценность имеют противоположные программы: финансовый менеджмент, стратегическое управление, организационное поведение, лидерские навыки и прочие, прокачивающие скил управленца.
- В-третьих — возможность прохождения международной стажировки и практики в области информационного управления. Летом планируется поездка в Южную Корею (Сеул), а в течении учебного семестра студентам, желающим пройти практику предоставляют возможность по-стажироваться в одной из компаний-партнёров.
Недостатки программы
За первый семестр мне удалось прокачать нехилый сил по оптимизации бизнес процессов, программированию и по пониманию среды ИТ, но, всё-таки, проучившись один семестр, основным недостатком программы для меня, пока что стал один, но важный факт — её эксперементальность и новизна:
- Да, с одной стороны, может это и плюс — новизна вызывает гибкость программы, предоставляет студентом возможность быть услышанными и повлиять на учебный процесс, но с другой — ощущается нестабильность: основной коллектив преподавателей-практиков из бизнес среды ИТ только формируется, что приносит не только позитивные результаты, но и небольшие разочарования.
- Также, эксперимент в таких образовательных начинаниях, часто подразумевает малую численность студентов на потоке. Наши 18 человек представляют собой некий дисбаланс бэкграундов (технарей меньше чем людей с экономико-гуманитарным образованием), что ограничивает возможность передачи разнородного опыта и совместно достигать синергии в обучении. Понятно, что эта проблема решится уже со следующего года — из-за растущего интереса к программе школа планирует расширять поток до 35-40 человек, но жаль, что этот эксперимент так отразился именно на нас.
В качестве итога
Не буду забегать вперёд и расхваливать программу — жизнь покажет, какой вклад она внесёт в моё профессиональное развитие. Однако то, что благодаря ей я ощущаю реальный рост скила управленческих и специфических навыков — факт.
Официальный сайт МГУ им. Ломоносова
Официальный сайт факультета Высшая школа бизнеса
Официальный сайт магистерской программы: «Информационный менеджмент»
Официальная группа ВШБ Вконтакте
Комментарии (5)
kolbasa3100
07.03.2016 14:47О! Я был у этих ребят на дне открытых дверей в том году. В целом, тогда сложились положительные впечатления и от куратора и от их планов. Но что сказать — пока что, как пишет Анастасия, действительно не понятно с ИТ-менеджментом. Направление, которое они планируют развивать и правда новое — в Рашке альтернатив, ну по крайней мере я не встречал пока что — но мне кажется оно перспективное — время покажет.
msnre
08.03.2016 12:01за первый семестр мне удалось прокачать нехилый сил по оптимизации бизнес процессов, программированию и по пониманию среды ИТ
новизна вызывает гибкость программы, предоставляет студентом возможность быть услышанными и повлиять на учебный процесс
Наши 18 человек представляют собой некий дисбаланс бэкграундов
numberfive
Анастасия, вы не хардкорный технарь и не обычный менеджер, в вашем резюме кроме учебы нет пока ничего интересного.
70% информации в посте скопировано с сайта программы, вы проучились там семестр, велью всего поста стремится к нулю