О том, что брендам надо в мессенджеры заговорили еще в начале 2015 года. Почему так? Начнем с качества аудитории. Первое, у мобильной аудитории есть деньги. Второе, практически феноменальные возможности таргетинга (местоположение, покупки, поисковые запросы и вплоть до снятия физиологических данных (в перспективе). И наконец, мессенджеры — это, пожалуй, самый короткий путь от знакомства с брендом к покупке.
На переднем технологическом фланге, как водится — Япония, Южная Корея, Китай. Здесь есть свои фавориты, позволяющие забыть о существовании веба как сущности. Заказать еду, такси, билеты, бронировать и оплачивать отели, знакомиться с новостями, играть, звонить и отправлять сообщения – все это не выходя за пределы одного мессенджера. На Западе, да и у нас с этим построже: есть мессенджеры для звонков, есть для секретной переписки, есть для общения с родственниками, а есть для контакта с коллегами. Главное не перепутать.
Но это прямо сейчас. В случае такого взрывного роста (который можно сопоставить, пожалуй, только с недавней эпохой зарождения соцсетей) хочется понимать куда все движется и как будет развиваться. Стало, известно, что Google в режиме строгой секретности разрабатывает мобильное чат-приложение в основе которого лежит технология искусственного интеллекта. Летом даже писали о том, ученые корпорации разработали онлайн-робота, который на основе анализа диалогов из фильмов пытается общаться с людьми.
Это всё, конечно, занимательно, но нам в маркетинге и PR всего важнее цифры. В феврале мессенджер Павла Дурова Telegram достиг отметки 100 млн ежемесячных пользователей.
Аудитория WhatsApp – 1 млрд, а Facebook Messenger совсем недавно достиг 800 млн.
Отлично. А что у нас? Суммарно, по оценкам J’son & Partners Consulting, мобильными мессенджерами в России пользуются почти 60% обладателей смартфонов, что составляет 50–60 млн человек. За первенство на нашем рынке борются WhatsApp и Viber – их ежемесячная активная аудитория составляет около 30-50 млн человек. Далее, с большим отрывом следуют Skype, Facebook Messenger и другие.
Вот мы, наконец, и приблизились к основному вопросу «что с этим делать?» Зависит от мессенджера.
Например, Viber позволяет рекламодателям оплачивать брендированные наборы стикеров, которые пользователи устанавливают на смартфоны. Кроме того, в мессенджере есть паблик чаты, в которых бренды могут коммуницировать со своей аудиторией (для этого достаточно на вашем сайте указать ссылку на эту группу). Особенно это будет актуально, если вы работаете с аудиторией из регионов – пользователю будет проще и привычнее воспользоваться мессенджером.
А вот, Facebook Messenger планирует разрешить издателям и официальными СМИ делиться новостями. Уже в этом апреле компания представит инструмент для распространения новостного контента. Кроме того, недавно стало известно о том, что Facebook обсуждает с авиакомпаниями показ объявлений о туристических рейсах, ну, а про интеграцию с Uber не слышал только слепоглухонемой или далекий от отрасли человек.
У Telegram в России не такая широкая аудитория (1% от пользователей приложения), как у WhatsApp и Viber, зато, пожалуй, самые заманчивые возможности – боты, информационные каналы, группы и открытая лицензия, позволяющей использовать и модифицировать его код.
Буквально недавно прошла новость, что «Тинькофф Банк» создал неофициальный клиент, соединив код MoneyTalk и код Telegram. Forbes (американский) запустил бота, который отвечает на вопросы читателей и отправляет информацию по запросу. Бот «Медузы» умеет показывать последние новости, популярные новости, искать информацию по сайту, а еще выдает по запросу случайный материал про котиков. Бот «Сбербанка» предоставляет информацию по отделениям, банкоматам, курсам валют и контактам банка. И ха-ха! Бот «Почта России» позволяет получить информацию о тарифах и услугах, а еще говорят, что он шустрый. Создание бота занимает до 4 недель, а стоимость на разработку колеблется от 50 до 500 тысяч рублей.
Но одно дело, прогнозы и чужие кейсы, а другое собственный опыт. С середины февраля я подписалась на популярные и интересные мне тематические каналы в Telegram – Юрия Сапрыкина о культуре, Гриши Пророкова о науке и технологиях, NeuroScienceRu о нейронауках и др., а также создала собственный канал «Пиар Отчёт» о методах продвижения в digital-среде и готова поделиться впечатлениями как со стороны, пользователя, так и со стороны PR-специалиста.
Как потребитель информации, я в полнейшем восторге, я практически ушла с других площадок и вот уже месяц получаю свой необходимый информационный минимум из мессенджера. Почему это произошло? Минимум лишнего информационного шума, отсутствие рекламы, формат располагающий к лаконичным и четким формулировкам, а еще стикеры и gif-анимация. Это ода минимализму. И да я чувствую, что за этим будущее.
С точки зрения, специалиста по продвижению меня не может не радовать хороший органический рост аудитории каналов и характеристики ее охвата. Внимание, барабанная дробь. Для каждого отдельного поста средний процент охвата составляет от 60 до 90% аудитории канала. Здесь, правда, следует отметить, что аудитория самых популярных каналов в Telegram сегодня составляет несколько тысяч пользователей, но вы только задумайтесь о мере ее лояльности (даже при отключении звукового оповещения телефон уведомит вас об обновлении вибрацией), кроме того, количество пользователей мессенджера в России продолжает расти. Сам Марк Цукерберг прогнозировал увеличение числа пользователей Telegram до 5 млрд человек к 2030 году.
И возвращаясь к изначальному вопросу этого обзора, считаю надо брать. Для всех специалистов по продвижению мессенджеры – это новый черный. И еще хочу напомнить про «эффект пионера», сегодня любая интеграция бренда с мессенджерами является годным инфоповодом, будь то запуск бота или иная разновидность интеграции. Так, давайте, не упустим этот чудесный момент.
Комментарии (10)
AngelovaPro
16.03.2016 15:30-3"новый чёрный" — устойчивое словосочетание, синоним актуальности.
А как потребителя, RSS абсолютно устраивает — в feedly у меня собраны все профессиональные подписки. А вот занимательную информацию и новости удобнее черпать из каналов Telegram (дело здесь, мне кажется в форме подачи контента, новости сюда сопровождаются максимально лаконичными комментариями, написанными простым человеческим языком).
Extrapolator
17.03.2016 12:00+1new black — это американский слэнг, дословно переводить на русский нельзя.
Лично для меня, «новый черный» — это отсылка к сериалу Orange is the new black. В русском языке уже устоялся перевод «хит сезона». Поэтому статью лучше было бы было назвать «Мессенджеры — хит сезона».
a_nikushin
17.03.2016 14:55+1Вы пишите «У Telegram в России не такая широкая аудитория (1% от пользователей приложения)», т.е, 1 млн. человек?
Откуда взята эта цифра?
AngelovaPro
17.03.2016 14:56-1Вот ссылка, коллеги делали официальный запрос https://daily.afisha.ru/technology/507-kak-telegram-prevrashaetsya-v-socset-i-za-kakimi-kanalami-nuzhno-sledit/
teifo
18.03.2016 14:04«Здесь, правда, следует отметить, что аудитория самых популярных каналов в Telegram сегодня составляет несколько тысяч пользователей, но вы только задумайтесь о мере ее лояльности (даже при отключении звукового оповещения телефон уведомит вас об обновлении вибрацией)»
уведомления отключаются полностью при желании.
Про количество просмотров вы лукавите. На тех каналах, которые у меня есть, из общей массы подписчиков, процент просмотров обычно не более 1-10%. Тут конечно нужно смотреть по аудитории, но если бизнес начнет тупо слать рекламу плохого качества, то пользователи скорее сбегут и заблокируют к чертям таких умников. В мессенджер надо приходить с пользой для каждого конкретного пользователя, потому что вы входите в его личное пространство и там можно или хорошо себя зарекомендовать или навсегда получить черную метку.AngelovaPro
18.03.2016 14:24Почему же лукавлю? На приведенных мной в тексте примерах именно такой процент охвата. А насчет подхода к контенту — полностью с вами согласна.
john_samilin
А вас, как потребителя контента, RSS чем не устраивает?
И кстати, что такое "черный"? Хотя бы старый
shpaker
Сравнивать каналы и RSS это какое-то странное заболевание