В Госдуме прошёл круглый стол, где обсудили нормативно-правовое регулирование использования беспилотных транспортных систем (БПТС) в Российской Федерации. Подготовлен пакет изменений в федеральный закон, Правила дорожного движения, гражданский кодекс, УК РФ и КоАП РФ.

Поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной думой до конца 2016 года. В этом случае Россия станет второй страной в мире после США, где беспилотному транспорту разрешат передвигаться по дорогам общего пользования.

С инициативой внесения поправок в нормативно-правовые акты выступила комиссия по развитию стратегических информационных систем при комитете Госдумы по науке и наукоёмким технологиям (председатель комиссии — депутат КПРФ Дмитрий Новиков).

В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты Госдумы, представители профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, предприятия-разработчики беспилотных транспортных систем, представители научных и общественных организаций.

В ходе круглого стола принято несколько важных решений. Главное, дано определение самому понятию беспилотное транспортное средство (БПТС).

Беспилотное транспортное средство — механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя

Предлагается разрешить БПТС передвигаться по дорогам общего пользования, если в кабине находится водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим. При этом «запрещено полностью передавать беспилотнику контроль за движением транспортного средства по дорогам общего пользования».

В ПДД включат понятия «беспилотное транспортное средство» (БПТС), «водитель БПТС», а в положении ПДД об общих обязанностях водителей добавят обязанности водителя БПТС находиться на водительском месте БПТС в течение всего времени его использования и быть готовым в любой момент перейти на ручной режим управления.

Всю ответственность в случае ДТП несёт водитель беспилотного автомобиля, соответствующие поправки внесут в статьи ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, Правила дорожного движения и КоАП.

Требования к БПТС
  1. Наличие «чёрного ящика» (самописца) для фиксации параметров движения автономного автомобиля, а также ведения видео- и аудиозаписи дорожной обстановки.
  2. Наличие опознавательного знака «Беспилотное дорожное транспортное средство».

Пока что разработки БПТС в России ограничены самоходным оружием и грузовиками КамАЗ.


Беспилотный танк «Уран-9» оснащён автоматической пушкой 2А72 калибра 30 мм, пулемётом калибра 7,62 мм, а также противотанковыми ракетами «Атака»

К концу 2016 года обещают выпустить 6-метровый беспилотный электроавтобус Volgabus.

Инициативы по развитию БПТС в прошлом году аккумулированы в рамках дорожной карты AutoNet (один из проектов «Национальной технологической инициативы»). В планах — формирование высокоскоростных транспортных коридоров с выделенными полосами для роботизированных большегрузов, проект «Интеллектуальный карьер» по безлюдной добыче и перевозке полезных ископаемых с применением роботизированных карьерных самосвалов.


Беспилотный самосвал БелАЗ-75131

В этом году должны появиться первые опытные участки карьерных разработок, где будет отрабатываться добыча и перевозка полезных ископаемых группами по 2-3 беспилотных самосвала.

Комментарии (109)


  1. lostpassword
    31.03.2016 15:42

    Интересно, а в США на текущий момент беспилотники тоже разрешены только с обязательным присутствием водителя?


    1. DaveDee
      31.03.2016 18:22
      +3

      Пока да.
      На обкатку такой сложной технологии нужно десятилетие, естественно у нас придется обкатывать чуть ли не с нуля, условия то намного хуже.


      1. cyberly
        31.03.2016 18:44
        +3

        В плане, хуже? Для того, чтобы технология дала сбой из-за качества дорог, достаточно хотя бы одной плохой дороги, на которой эта машина рано или поздно окажется… Ну, хоть одна-то плохая дорога у НИХ наверняка есть?


        1. ximaera
          31.03.2016 19:07

          Да дохрена и больше. Правда, в окрестностях Маунтин-Вью нет (или почти нет).


        1. artyfarty
          31.03.2016 20:15
          +3

          еще как есть. В Бостоне дороги прям как родные.


    1. mortimoro
      31.03.2016 21:19

      Да, я где-то видел статью, в которой шла речь о том, что в США беспилотникам разрешили передвигаться только в присутствии водителя в салоне. Не знаю, распространяется ли этот закон на все США или только на конкретный штат, но поводом послужила первая авария, в которой виновником оказался гугломобиль.

      Бред конечно, ибо теряется суть беспилотника в принципе, но в случае чего судиться с конкретным человеком проще, чем с огромной корпорацией.


      1. Vjatcheslav3345
        31.03.2016 21:46
        +3

        Впереди паровозов или автомобилей, не помню уже сейчас, ходил человек с флагом, потом бояться этого транспорта перестали и это правило отменили, — отменят и сегодняшние ограничения, некоторое время спустя.


        1. Mithgol
          31.03.2016 21:51

          Впереди автомобилей, как гласит англоязычная Википедия. (Она упоминает и о проекте закона, который требовал бы от автомобилиста в сельской местности при приближении к крупному рогатому скоту как можно скорее разбирать автомобиль на составные части и прятать их, чтобы вид автомобиля не пугал крупный рогатый скот и тем не нанёс ущерба сельскому хозяйствованию в стране.)


          1. Vjatcheslav3345
            01.04.2016 09:38

            Лифтов наверное тоже боялись когда то


            1. Vjatcheslav3345
              01.04.2016 09:43

              Я вот помню — в начале 20 века живой лифтер в лифте был обязательно.
              Только не надо называть меня долгокоптящей небо «Тортиллой».


      1. egigd
        01.04.2016 04:23
        -1

        Ну почему же бред?.. Пилоты в кабине самолёта тоже быть должны… Хотя автопилот уже давно умеет сажать самолёты едва ли не лучше, чем пилоты (говорят, что автопилот Бурана оказался даже лучше самых опытных пилотов), да и взлетать его научить раз плюнуть, только из соображений чтобы самолёт случайно сам не улетел этого не делают.
        Автопилот позволяет водителю не уставать. Он что-либо делает только в крайне редких сложных для автоматики ситуациях, а остальное время отдыхает. Требование находится именно на водительском месте совершенно не мешает отдыхать (если, конечно, оно грамотно спроектировано).


        1. Vjatcheslav3345
          01.04.2016 10:43

          Работодатели плачут: теперь им нужно будет платить зарплаты, больничные и отпускные за отдых на работе.


        1. mortimoro
          01.04.2016 12:25

          Бред, потому что теряется суть беспилотника — на него выкинуто немеряно денег, проведена колоссальная работа, выполнено тестирование на тысячах километров дорог, а в итоге все равно надо в салоне держать водителя.

          Водитель устанет от безделия больше, чем от дороги, потому что если он не будет причастен к управлению автомобилем, он начнет расслабляться, зевать, спать, читать книги и при возникновении той ситуации, которая произошла с гугломобилем, просто не успеет быстро среагировать и включиться в работу.


          1. egigd
            01.04.2016 13:17

            Теряется вся суть автопилота — на него выкинуто немеряно денег, проведена колоссальная работа, выполнено тестирование на миллионах километров авиалиний, а в итоге все равно надо в кабине держать пилота.
            Пилот устанет от безделия больше, чем от пилотирования, потому что если он не будет причастен к управлению самолётом, он начнет расслабляться, зевать, спать, читать книги и при возникновении внештатной ситуации, просто не успеет быстро среагировать и включиться в работу.


            1. ploop
              01.04.2016 15:41

              Всё, что вы сказали про пилота, по большей части правда :)
              И в этом проблема: постоянные тренировки пилотов дороги для компаний, а со временем их навыки "замыливаются" на рутинной работе. Именно рутина и усталость часто приводит к проблемам, вплоть до катастроф.
              И я тоже свободно засну за рулём, будь машина на автопилоте. Так что либо брать управление самому, либо пусть едет автомат и не трогает меня. Другое дело, если она остановится и спокойно просигнализирует "хозяин, тут дорога кончилась, по ухабам сам давай"


              1. Vjatcheslav3345
                01.04.2016 17:02

                Ну хотя бы технический и заводской транспорт, трактора на сельхозработах, будут беспилотными.


              1. egigd
                01.04.2016 19:01

                И чего? Автопилот теперь бесполезен?..


                1. ploop
                  01.04.2016 19:27

                  Нет, не бесполезен. Однако, автономка была бы лучше.


                  1. egigd
                    01.04.2016 19:46

                    Ну вот. Значит никакая суть не теряется, всё нормально. Да, можно и лучше, но для начала вполне сойдёт.


            1. mortimoro
              01.04.2016 18:06

              Абсолютно некорректное сравнение, я считаю: если у самолета откажет автопилот или другое оборудование, и на борту не окажется пилота, способного перехватить управление на себя или устранить неисправность, катастрофа неминуема — погибнут все пассажиры. В случае с автомобилем, он просто остановится и будет ждать, пока за ним приедут. Даже если он перекроет движение, это не смертельно, хоть и неприятно.

              К тому же, на самолете времени для реагирования больше — даже если заглох двигатель, на принятие решения и попытку исправить ситуацию останется не менее минуты. На дороге ситуация меняется в течение долей секунды.


              1. egigd
                01.04.2016 19:02

                Вы не поняли суть разговора.
                Он о том, что мой оппонент заявляет, что при необходимости сидеть на водительском кресле автопилот не имеет никакого смысла. А вовсе не о том, что я заявляю, что без водителя слишком опасно.


  1. fedorro
    31.03.2016 15:43
    -9

    На них же могут ездить террористы, и прочие социально-опасные элементы — запретить, однозначно!


    1. berezuev
      31.03.2016 16:52
      +4

      Вот вы сейчас вообще к чему это написали?


      1. fedorro
        31.03.2016 17:03
        -1

        Просто сарказм на тему запрета биткоинов и прочих высокотехнологичных штучек, которые в тех же США, например, считают нормой.


        1. Labunsky
          31.03.2016 19:53
          +6

          Даже сарказм должен быть к месту


          1. fedorro
            31.03.2016 20:08
            +2

            Понял, спасибо за разъяснения.


    1. PiOnEr85
      31.03.2016 17:04

      Удивительно читать новость о том, что что-то собираются разрешить. Но полагаю они хорошенько всё обдумают и введут так ~20 обязательных справочек, налог, акциз и т.п.


      1. AFakeman
        31.03.2016 19:30
        +5

        >~20 обязательных справочек

        А что вы имеете против строгого контроля над автоматическими металлическими махинами, которые будут ездить на больших скоростях по дорогам общего пользования?


        1. JediPhilosopher
          31.03.2016 19:43
          +1

          То что наверняка будет как с беспилотниками. Регистрация их и в США обязательна, но там это можно сделать из дома через интернет, а у нас — только лично в Москве в Росавиации (которая судя по отзывам знакомых летчиков малой авиации — тот еще коррупционный и бюрократический звездец), обивая пороги и доказывая что не верблюд, при этом обязанный показывать несуществующие в природе документы.


          1. artyfarty
            31.03.2016 20:17
            +1

            Ну, автомобили у нас и сейчас нужно ставить на учет в оффлайне, тоже мне новости. Записаться можно онлайн впрочем. И в мск есть отделения, где на учет можно поставить круглосуточно.


            1. MTyrz
              01.04.2016 09:39

              Ага.
              Только когда я ставил в круглосуточном, как выяснилось, надо было приехать туда в рабочее время днем, чтобы получить талончик, который давал право поставить автомобиль на учет ночью.


              1. artyfarty
                01.04.2016 13:32
                +1

                Талончик можно по интернету получить. Точнее талончик на талончик.


              1. braineater
                01.04.2016 14:10

                Это еще хорошо. Мне вообще сказали что на ночь только через госуслуги можно записаться.


        1. ksr123
          01.04.2016 04:36

          Да вот как-то алгоритмам, основаным на математике, по сути, доверия больше, чем к людям… чье поведение с трудом поддается стандартизации, предсказаниям и т. п.


    1. motpac
      31.03.2016 17:04
      +2

      нет сомнений, что какой-то известный питерский депутат выступит с таким заявлением!


      1. pavnev
        31.03.2016 22:10

        Этот питерский депутат выступит по причине бездуховности водителя.


  1. delfi
    31.03.2016 16:09

    «В планах — формирование высокоскоростных транспортных коридоров с выделенными полосами для роботизированных большегрузов»

    Если их должно не отделить от основной трассы, то как и на дорогах в городе, найдутся умники, припарковавшиеся, чтобы пописать сбегать или еще чего…


    1. IvanT
      31.03.2016 16:14
      +3

      Зачем отделять? Если умник «сбегал пописать» и на его машину наехал камаз, то это не проблема камаза. учитывая его массу. На трамвайных путях ведь не паркуются. И тут привыкнут.


      1. delfi
        31.03.2016 16:28

        Я тоже подумал об этом, но новенькое ведро, висящее на камазе придется менять. Ну и если там будет ехать самосвал, то будет еще веселее.

        А вообще интересно, вряд ли будет две полосы в одну сторону. В случае поломки авто или еще каких-то трудностей — встанет вся трасса беспилотников до момента приезда механиков, буксира.


      1. sapper
        31.03.2016 16:31

        Вы явно не жили в Краснодаре. Да и в других городах такое регулярно случается.


        1. IvanT
          31.03.2016 16:33
          +3

          Водители трамваев у вас добрые просто. И полицейские тоже.


          1. Oberon812
            31.03.2016 16:57
            +8

            Роботизированные трамваи исправят это упущение.


            1. IvanT
              31.03.2016 16:58
              +7

              И роботизированные полицейские! :)


            1. artyfarty
              31.03.2016 20:19

              Московские трамваи-троллейбусы и так двигаются как неумолимые роботы.


          1. anloop
            31.03.2016 17:13
            +2

            Просто вбейте в гугле «трамвай 13 новосибирск» ^_^


            1. neco
              31.03.2016 18:38
              +2

              это конечно хороший пример ;)
              но я хочу заметить, что 13-й маршут трамвая самый длинный в нск ~24км, и один из самых частоходящих — интервал движения 3-5 мин.
              так что не удивительно что он чаще остальных попадает в дтп, статистика...


    1. AllexIn
      31.03.2016 16:40

      Ни разу не видел на магистрали таких умников.


    1. Cast_iron
      31.03.2016 17:05

      Они существующие не могут содержать в надлежащем состоянии, а тут новые собираются строить.
      Или как с маршрутными средствами поступят — путем урезания существующих полос на нынешних дорогах.


  1. BuriK666
    31.03.2016 16:26

    "водитель БПТС" это как?


    1. ploop
      31.03.2016 16:30
      +4

      Вот тоже не понимаю. Если есть "водитель", он несёт всю ответственность, то в чём разница с обычными ТС? То есть, кому какое дело, у меня сама машина едет, или я ей рулю, когда ПДД не нарушаются, а в случае нарушения отвечаю я, как водитель?
      В моём понятии беспилотное авто — полностью автономное авто, куда может сесть человек без права управления (например, ребёнок) и добраться до нужной точки. А вот чья будет ответственность в случае проблем как раз и надо решить законотворцам.


      1. raptor
        31.03.2016 16:42
        +8

        Ну это можно рассматривать как переходные правки в законодательство. Рано еще доверять полностью БПТC, а привести законодательство, что бы они могли хотя бы пробовать развиваться, стоило. Думаю как будет все более менее успешно — еще раз поменяют.


        1. AllexIn
          31.03.2016 16:43
          -1

          А зчем нужен закон в текущем виде?
          Если полностью отвечает водитель — что такое БПТС и зачем вообще это дополнительное определение?


          1. FirExpl
            31.03.2016 17:05
            +7

            Этот закон в текущем виде явно создавался для разработчиков систем автоматического движения автомобилей. Если его примут — это однозначно будет положительным событием.
            Вот если, когда на рынке появятся массовые беспилотные решения, закон оставят в таком виде, то тогда будет плохо, но до этого момента ещё дожить надо.


          1. cyberly
            31.03.2016 17:13
            +5

            Вероятно, для того чтобы в ПДД было определение для автомобилей с «продвинутым круиз-контролем» (автоматическое движение в полосе и т.п.), которые вот-вот пойдут в продажу (если еще не пошли). Как с электровелосипедами, появились электровелосипеды — появилось определение.


            1. AllexIn
              31.03.2016 17:15
              -2

              На дорогах есть машины с велобагажниками. Давайте сделаем определение таких машин в ПДД.
              Не моуг понять зачем это определение, что оно уточняет и зачем?


              1. cyberly
                31.03.2016 17:21
                +3

                Ну, для машин, например, с прицепами, есть отдельные положения… А закон нужен, я думаю, чтобы убрать все возможные спорные толкования: кто может быть допущен к управлению, кто отвечает в случае ДТП и т.д.


          1. JediPhilosopher
            31.03.2016 19:45
            +1

            Так наверное затем и нужен. Чтобы окончательно и недвусмысленно указать что в случае ДТП виноват будет все-таки владелец, а не производитель. Решение спорное, но зато хоть какая-то определенность.


            1. ploop
              31.03.2016 19:54

              Ну, по текущим законам, в случае ДТП всё равно будет виноват владелец, так как автопилот (определения которого нет в законе) по сути можно приравнять к тому, что водитель отпустил органы управления и машина катилась сама.
              Скорее да, закон поможет разработчикам на начальных этапах.


          1. egigd
            01.04.2016 04:31
            -1

            Затем, чтобы было чётко указанно, что отвечает водитель. А то начнутся суды, дескать я тут ни при чём, в моей тачке автопилот, я его включил и пересел на заднее сиденье (вспоминаем известное видео с Tesla S), машина сама врезалась. А так этому товарищу сразу закон под нос: нельзя тебе, мил человек, было на заднее сиденье перелазить, и отвечаешь за всё ты, а не программист компании.


      1. AllexIn
        31.03.2016 16:42
        -5

        Зашел на гиктайм, увидел заголовок — порадовался. Начал читать — стал радоваться еще больше… Мол, вот! ВОТ! Адекватный закон решили сделать!
        Но нет, опять все через жопу.
        ПРидумали закон, который ничем не отличается от того что уже есть и не решает спорные ситуации, в которых основная проблема...


        1. ploop
          31.03.2016 16:47
          +9

          В США такой же закон, автономные авто не разрешены.


        1. BelBES
          31.03.2016 20:54
          +3

          Что тут неадекватного? С таким законом я, например, могу в гараже собрать беспилотный автомобиль и тестировать его на дорогах общего пользования неся всю ответственность. Это уже хороший такой шаг вперед по направлению прогресса...


          1. AllexIn
            31.03.2016 20:56

            А без этого закона вам что мешает?


            1. egigd
              01.04.2016 04:52
              -2

              Тупые ГАИшники. Теперь вы им в наглую морду сможете ткнуть соответствующий пункт ПДД.


          1. diller61
            01.04.2016 14:51

            не можете, по закону это будет переоборудование ТС — автоматически запрет на эксплуатацию со стороны ГИБДД


      1. tersuren
        31.03.2016 20:43

        В сертификации. В текущем законодательстве автономная машина не проходит одобрение типа транспортного средства.


        1. AllexIn
          31.03.2016 20:57

          А можно критерий, по которому машина с автопилотом забраковывается при сертификации без этого закона?


          1. dizh
            01.04.2016 12:33
            +1

            Вмешательства в рулевое управление, тормозную систему и т.п. запрещены.


            1. AllexIn
              01.04.2016 12:56

              И новый закон это меняет?


    1. firexel
      31.03.2016 17:08
      +2

      Больше подходит "Оператор БПТС"


    1. taumag
      31.03.2016 21:20

      Резервный органический водитель БПТС


  1. KinsleR
    31.03.2016 17:05
    +4

    В гуглмобилях же на данный момент тоже обязательно присутствие водителя…


  1. SLY_G
    31.03.2016 21:09

    А беспилотному белазу вообще достаточно только gps-навигатора.


    1. Murmurianez
      31.03.2016 21:41
      +1

      Угу, и кратчайшим маршрутом между двумя точками)


      1. Abiboss
        01.04.2016 09:24

        Даже карты грузить и оплачивать не надо — просто строить между двумя точками прямую и ехать по ней


        1. SunX
          01.04.2016 12:45

          Ну все же в природе встречаются такие явления, как горы, большие ямы, водоёмы, Белазы, поезда и куча другой сложнопроходимой местности. Так что думаю даже для Белаза ехать по прямой до конечной точки далеко не всегда хорошая идея.


          1. pda0
            01.04.2016 17:31
            -1

            Просто современные Белазы недоработаны. Беспилотный должен быть ещё крупнее, оборудован бронелистами, шипами и автоматическими пушками, для обеспечения беспрепятственного проезда.


  1. SGordon123
    31.03.2016 21:18
    +1

    Категорию то в права добавят, ну как механика, автомат, водитель БПТС?


    1. teifo
      01.04.2016 07:01

      Водитель БПТС скорее нет. Смысле же в том, что в такую машину можно сесть любому человеку и доехать до любого места. Раз владелец это только материальное ответственное лицо, тогда это больше момент страховки. Купил в магазине/с рук авто, застраховал и все. А вот размер страховки будет разный, для покупателя с правами меньше, а для тех, у кого прав нет, выше.


      1. Cast_iron
        01.04.2016 09:44
        +1

        Думаю, всё-таки заставят пока пассажира иметь соответствующую категорию в правах


      1. imrunner
        01.04.2016 10:46

        SGordon123, вероятно, имел в виду водителя, «который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим».


  1. Serger08
    31.03.2016 21:18
    +2

    С полгода назад с мужиком из автошколы разговорился про автопилоты. Потом вижу он грустит… Ну я понял, что не стоило так резко…
    А теперь вона оно как! Второй шаг. Причём на уровне законодательства.


  1. Microlab960
    31.03.2016 21:20

    В России и новость про то, что что-то разрешили, а не запретили.
    У меня прямо когнитивный диссонанс.


  1. smart_pro
    31.03.2016 21:20

    Пусть катятся по правой полосе, больше 60-110 ехать не будут


  1. RusTech
    31.03.2016 21:20
    +2

    По нашим дорогам я бы конечно предпочёл передвигаться на «Уран-9»


  1. bubendima
    31.03.2016 21:47
    +2

    Все-таки Россия будет третьей страной, где разрешат БПТС
    www.caradvice.com.au/429519/south-australia-opens-doors-to-public-driverless-car-tests-with-new-laws


    1. Mithgol
      31.03.2016 21:54
      -2

      «Чёрт возьми, и здесь обскакали!» (© антисоветский анекдот)


    1. LeoPlus
      31.03.2016 21:59
      +1

      Там только один штат :-) Так что у России всё же есть шанс стать первой СТРАНОЙ, где разрешат БПТС. Ну, если не в вязываться в дискуссии что такое "штат" :-)


  1. LeoPlus
    31.03.2016 21:47

    Удивиьельно! Законодательная инициатива обогнала действительность! Не ожидал! Честно говоря, был уверен, что появятся беспилотники, пригодные для езды по дорогам, а законодатели будут лет десять не замечать этого факта.
    Ну что же, тем быстрее нужно допиливать технологии! Думаю, дороги с роботами будут гораздо безопаснее, чтом дороги с бомбилами. Вопрос только, куда девать столько водителей?


    1. Lomil
      31.03.2016 22:32

      Обычное такси вымрет, но интересно, что будет делать Uber и его многочисленные клоны? Заказывать у производителей спец. версии автомобилей? Или сами попробуют?


      1. orlovpyotr
        31.03.2016 23:48
        +1

        Uber интересуется возможностью покупки автомобилей с автопилотом

        www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=%D0%A3%D0%B1%D0%B5%D1%80+%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82&newwindow=1&tbm=nws


      1. teifo
        01.04.2016 07:08

        С чего бы ему вымирать? Такси с живыми водителями скорее станет очень дорогой услугой. Тут и форма у водителей, и машины как под ретро так и под современные стили, и подбор водителя по внешнему виду, и обслуживание, как-то открывание закрывание дверей, сопровождение до двери и от двери, развлечение беседой и любые другие доп. услуги. Сперва роботы — это дорого, модно и интонационно, потом роботы — это дешево и привычно. Внимательнее читайте фантастические книги, там это уже обсуждали неоднократно.


        1. ploop
          01.04.2016 08:29

          Может быть, просто живой водитель как доп. сервис.
          Но само по себе такси не вымрет, так как по сути ничего не изменится: либо человек покупает себе робомобиль и передвигается на нём, являясь владельцем (что не дёшево), либо вызывает роботакси добраться от точки А до точки Б. Всё как сейчас.


        1. Abiboss
          01.04.2016 09:31

          Ага, новая (платная) услуга, развлечение беседой:
          — Сам-то чем дышишь?
          — У меня в Одессе SL500 был
          — Запиши номер, если нужна будет икра по дешевке
          — А я им говорю: пять тонн не объем для меня
          — Тут села одна, вся в брюликах
          — В 87 взял шоху, даже у бандитов не было
          — Пацаны над движком поколдовали, иномарки сливают
          — У меня сдачи нет


          1. teifo
            01.04.2016 14:27

            Если рассматривать тот вариант будущего, когда такое такси будет доступно только очень богатым людям, то я надеюсь они будут вести более интеллектуальные беседы.


            1. LeoPlus
              01.04.2016 17:12

              "Нет, чтобы понять Чёрный квадрат Малевича, нужно отъездить 20 комплектов покрышек" :-)


      1. Gryphon88
        01.04.2016 11:22
        +1

        Спорно, что вымрет, как вариант — в водители начнт набирать ещё менее квалифицированных, меньше знающих город и слабее говорящих на русском водителей, просто чтобы водительское место заполнить.
        Было уже много новостей, что сделали роботов-офциантов и робобарменов, где-то в Японии даже есть рестораныы без живых официантов. При этом обычные официанты никуда не исчезли и не подорожали.


  1. Mithgol
    31.03.2016 22:02

    В планах — формирование высокоскоростных транспортных коридоров с выделенными полосами для роботизированных большегрузов
    Кто-то внимательно прочёл «Витки» («Coils») Желязны и Сэйберхэйгена.

    (Интересно отметить, и отмечаю, что год издания «Coils» вон там указан как 1982, вон там как 1981, а вон там как 1980. По крайней мере, в настоящее время; может быть, затем авторы различных статей Википедии постепенно придут к общему мнению.)


    1. ksr123
      01.04.2016 04:46
      +1

      Он все ж Саберхаген в русской традиции. Да и если произносить, вряд ли там будет «хэйген»


  1. Nyakator
    01.04.2016 12:33
    -1

    Меня наоборот эта ситуация жутко пугает, а не радует. Уверен, что технологию обкатают за 5-10 лет и сотни миллионов людей останутся без работы и каких-либо перспектив. А заявлять, что такого рода автоматизация — это хорошо, и создает для людей больше новых интересных рабочих мест, это тоже самое, что утверждать, будто бы растущая популярность автомобилей в начале прошлого века позволило занять лошадям больше новых интересных отраслей.


    1. ploop
      01.04.2016 12:42

      Так вы людей жалеете, или автомобили? Тогда при чём тут лошади?
      То-то я смотрю кучеры забастовку сегодня устроили, дороги перекрыли :)
      Любая автоматизация оставляет людей без работы. Начиная от создания фабрик, изобретения конвейера, любой промышленный рост в итоге сокращает количество людского труда на единицу продукции. И да, это хорошо. Это не происходит в одну минуту по взмаху волшебной палочки, а постепенно, так же беспилотники не заполнят дороги за один/пять/десять лет, а через поколение, и нормальные люди вполне себе приспособятся.


      1. Nyakator
        01.04.2016 12:49

        Люди несомненно приспособятся, психики так устроена, что к любому дерьму адаптируется, экономика выигрывает, но жизнь становится хуже.


        1. Faer
          01.04.2016 17:40
          +1

          Жизнь не становится хуже постоянно, просто иногда она бывает более спокойной. Раньше вот она была хуже чем вам представляется и вовсе не из-за прогресса — точно так же как прогресс жизнь менялась, но чаще по другим причинам. Не заберет работу прогресс — заберет старость, немощность, болезни, войны или еще какое несчастье. И только прогресс борется и дает шанс победить все эти факторы.
          А тем, кто стоит на месте или медленно идет вперед, «всегда» будет плохо, пока они сами не начнут двигаться быстрее. От собственного решения, или нужды — не важно.


      1. Vjatcheslav3345
        02.04.2016 10:01

        Некоторую, например опасную, работу лучше все таки отдать машинам, а людей переобучить.
        Вот, например, вспомним про опасные шахты и транспорт в них: вагонетки и подземные трактора, управляемые сейчас людьми, вот фотка, трактор на снимке чем то напомнил о стиле «паропанк»: https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fdocent.msk.ru%2Flj%2Ftytyri010313%2F11tytyri010313.jpg&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80&noreask=1&pos=1&lr=36&rpt=simage

        https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fkycoal.homestead.com%2F1_hauling_6.jpg&text=%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=25&lr=36&rpt=simage


        1. Vjatcheslav3345
          02.04.2016 10:10

          Вот здесь можно глянуть и на другую технику — в том числе подземные самосвалы

          http://loveopium.ru/neobychnoe/podzemnyj-muzej-tyutyuri.html

          https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB&img_url=http%3A%2F%2Fcarsenc.com%2Fuploads%2Fatlas-copco%2Fatlas-copco-t4w%2Fatlas-copco-t4w-01.jpg&pos=3&rpt=simage

          https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB&img_url=http%3A%2F%2Fwww.spets-avto.kz%2Fdoc%2Fimages%2F2014%2Ffahrzeuge%2Fslp6.jpg&pos=87&rpt=simage


    1. braineater
      01.04.2016 14:26

      Неолуддизм?


  1. ImMetatron
    01.04.2016 16:45

    На крыше авто камера как будто сняли с видеонаблюдения, за неимением лучшего.


    1. igorp1024
      01.04.2016 20:36

      Да статья-то первоапрельская.


    1. cyberly
      01.04.2016 20:55

      Ну, они же не для Kikcstarter'а прототип делали.

      И вообще, это и правда может быть лучший вариант из готовых: отапливаемый защищенный бокс, приемлемое качество ночной съемки, интерфейс удаленного управления трансфокатором и кронштейн можно как угодно крутить и затянуть нормальной гайкой.