Сейчас можно наблюдать очень интересную ситуацию на рынке — монстры мобильной рекламы постепенно уходят в тень, а на смену им приходят молодые, более продвинутые компании со свежим взглядом на монетизацию. Ещё вчера золотым стандартом в области монетизации приложений были Admob или Chartboost.
Сегодня традиционные рекламные сети с оплатой за действие (установку или клик) уже не могут в полной мере конкурировать с RTB биржами и оплатой за показы.
RTB — это стандарт, который описывает программный алгоритм продажи каждого рекламного показа в вашем приложении через аукцион на одной из бирж. Крупнейшие RTB биржи, которые занимаются мобильным трафиком — MoPub, Smaato, OpenX, TapSense и некоторые другие.
RTB биржи по сути своей очень похожи на финансовые биржи, такие как Nasdaq или ММВБ. С одной стороны они обслуживают пользователей, желающих продать показы в своих приложениях (или ценные бумаги), а с другой стороны — рекламодателей, которые хотят эти показы (или ценные бумаги) купить. Задача биржи — соединить друг с другом продавца и покупателей и организовать аукцион, на котором побеждает тот, кто предложит более высокую цену за показ.
Цена за показ определяется программно на основании множества разных факторов. Биддер (программа, которая делает ставки) анализирует информацию о показе — географическое расположение пользователя, модель его устройства, версию ОС, список приложений, который установлены у пользователя, историю поисковых запросов и, по возможности, пол и возраст пользователя.
Пример торгов
Приложение: эй, биржа, есть свободное место, могу показать рекламу.
Биржа: эй, рекламодатели, есть свободное место, кто хочет показать рекламу?
Рекламодатель 1: даю $2, потому что это мужчина 25 лет в центре Москвы с айфоном, ему может быть интересна поездка на такси.
Рекламодатель 2: даю $1, потому что у меня идет глобальная медийная компания и я готов покупать любой трафик по такой цене.
Рекламодатель 3: даю $10, потому что пользователь два дня назад искал новую Toyota, а у меня как раз сейчас распродажа автомобилей.
Биржа: эй, приложение, покажи-ка рекламу 3-го рекламодателя, он выиграл.
Казалось бы, идеальный вариант для всех. Ситуация, когда все выигрывают. Но здесь есть несколько подводных камней.
Дело в том, что весь RTB устроен в пользу рекламодателя. На первый взгляд это не очень очевидно, но давайте разберемся подробнее.
Аукцион второй цены
Как вы думаете, сколько заплатит рекламодатель, который поставил $10 и выиграл аукцион? Думаете, $10? Как бы не так! Весь рынок устроен так, чтобы у рекламодателя всегда были лучшие условия, чем у продавца. В действительности рекламодатель заплатит $2.01. Почему так происходит? Потому что вступает в силу правило аукциона второй цены — выигрывает рекламодатель, который поставил более высокую ставку, но платит он не ту сумму, которую заявил, а ту сумму, которая была обозначена следующим после него рекламодателем плюс 1 цент.
Получается забавная ситуация. Рекламодатель определил для себя бюджет — он готов платить по $10 за показ. А платит по $2.
Нечестно? Ещё как.
Как же добиться честной цены и заставить рекламодателя заплатить столько, сколько он в действительности планировал?
Очень просто — посадить подсадную утку, которая будет называть цену, максимально приближенную к победителю. Таким образом, по правилам аукциона победитель будет вынужден покупать показ практически по той цене, которую он озвучил. Подобным образом очень эффективно с аукционом второй цены на Admob и RTB биржах борется компания Appodeal.
Информация о пользователях
Стандарт RTB предполагает, что рекламодатели должны взаимодействовать со специальными компаниями, которые называются DMP (Data Management Platform), чтобы получать больше информации о пользователях. Из известных мне DMP платформ — Bluekai, Flurry, Personagraph, Datamonk. То есть после того, как биржа объявила аукцион, происходит следующий диалог:
Биржа: эй, рекламодатели, есть свободное место, кто хочет показать рекламу?
Рекламодатели (все хором): эй, DMP, что это за пользователь?
DMP: вроде мужчина, кажется 25-40 лет, точно не уверен, но, вроде, интересуется Toyota.
То есть по факту достоверность данных, которые приходят от DMP, до сих пор крайне низкая. DMP выдвигает некоторые предположения, но зачастую они оказываются ошибочными. В результате многие рекламодатели вовсе отказываются от использования DMP, опираясь только на информацию, которая доступна напрямую от приложения, такую как модель устройства и географическое расположение.
Для того чтобы позволить рекламодателям ставить более высокие ставки, приложение должно самостоятельно собирать информацию из первых рук о своих пользователях. Такие данные можно напрямую передавать рекламодателям, повышая таким образом стоимость своего трафика.
Существует два основных способа сбора достоверной информации о пользователях:
1. Социальные сети. Самый простой и удобный способ сбора информации. Добавьте логин через Facebook или Vk в своё приложение, запросите разрешение получать персональную информацию пользователя и вуа-ля — точнейшие данные о пользователе у вас на руках. Передавайте эти данные рекламодателям и наблюдайте, как они постепенно увеличивают ставки на ваш трафик. Самое сложное здесь — придумать, для чего нужна авторизация через Facebook/Vk в приложении.
2. Опросы. Предложите своим пользователям какой-то бонус за заполнение опросника. Например, пообещайте им, что они получат бета-версию вашей новой игры. Или выдайте игровой валюты. Есть много способов замотивировать пользователя заполнить опросник.
Хотите продавать трафик в RTB? Позаботьтесь о том, чтобы собрать данные о пользователях.
CPI vs CPM
Забавно получается. Традиционные сети работают по модели CPI. То есть, не важно, сколько раз реклама была показана. Сделка состоится только тогда, когда произойдет установка приложения. Честно? Для рекламодателя — да. Но не для продавца.
Дело в том, что когда рекламодатель платит за установку, он начисто лишен мотивации поработать над конверсией своих баннеров и посадочных страниц. А зачем? Оплата же всё равно за установки. Вот и наблюдаем ситуации, когда откручено 10000 показов, за которые не получено ни единого цента. При этом у продавца нет никакой возможности влиять на конверсию рекламы. В лучшем случае он может заблокировать рекламодателя, чья реклама плохо конвертируется и всё.
CPM модель — совсем другая. Она снимает риски с продавца, перекладывая их на рекламодателя. Хочешь покупать рекламу в моём приложении? Позаботься о том, чтобы твоя посадочная страница хорошо отображалась на телефоне у пользователей, а баннер был интерактивным и высокого разрешения. CPM заставляет рекламодателей думать. При этом, у рекламодателя, в отличие от продавца, есть возможность влиять на конверсию своего продукта.
Можете себе представить, чтобы радио или ТВ-реклама оплачивалась с оплатой за действия? Это нонсенс!
Рынок мобильной рекламы полностью откажется от CPI/CPC и перейдет в CPM в течение ближайших нескольких лет.
Бонус про pacing
Большинство рекламодателей имеют настройку, сколько денег они хотят потратить в течение одного дня.
Так, даже самый крупный рекламодатель не пытается ставить ставки на все возможные показы. Вместо этого он покупает показ, а затем отсиживается некоторое время, пока не наступит время потратить еще немного денег в соответствии с его настройками. Эти настройки на стороне рекламодателя называются pacing.
Почему это нужно знать продавцу? Да потому что мобильная реклама — это не совсем тоже самое, что веб, и это нужно учитывать, чтобы эффективно продавать трафик.
Заходя на сайт, пользователь ожидает увидеть рекламу мгновенно, поэтому и биржа должна отдать рекламу мгновенно, выбрав из того, что у неё есть.
Мобильный RTB — совсем другое дело. Пользователь запустил приложение. Но ведь ему не нужно показывать сразу рекламу. Можно спокойно себе в фоне организовывать аукционы один за другим, пока не найдется тот рекламодатель, чья ставка продавца действительно устроит. Как правило у продавца есть около минуты перед тем, как потребуется непосредственно показать рекламу. За 1 минуту можно запросто организовать десяток аукционов, что существенно повышает шансы получить хорошее предложение от рекламодателей.
Насколько это вообще эффективно?
Очень эффективно. Доход от приложений при правильной настройке возрастает до 3-х раз.
Комментарии (19)
offline15
10.05.2015 21:40+2Я являюсь DSP и покупаю трафик у Smaato (порядка 400 миллионов аукционов в день), могу с уверенностью сказать, что 99% трафика — шлак, из которого наверное порядка 80% просто фальсификация, остальные 19% продаются с помощью таких вот систем как ваш Appodeal по завышенной цене (завышена в десятки раз). Что бы узнать какова реальная цена места, нужно потратить n-ую сумму, после которой обычно выясняется что реальный eCPM равен нулю. В каждой стране пересчитать хорошие места можно на пальцах одной-двух рук. С помощью них и зарабатываем копейки. Может быть это конечно проблема Smaato, но что то мне подсказывает что в других местах не лучше.
golubevpavel Автор
11.05.2015 01:04Изучите опыт таких DSP, как Get.io, Drawbridge, Tinkoff, MdotM, FractionalMedia, AppLovin и других.
Они закупают трафик в RTB в огромных количествах, успешно конвертируя их в инсталлы для своих клиентов.offline15
11.05.2015 12:33За всё время работы DSP в самый удачный день получилось конвертировать 2,000 инсталяций, это при том, что наша фирма одна из самых больших в плане рекламодателей аппликаций (AppNext) соответсвенно рекламировались и оптимизировались аппликации на любой вкус. Самое интересное, бывают места, цены в которых доходит до абсурдно высоких, а на деле трафик с этого места полностью фейковый. Держится такое место день-два, потом закрывается, но к этому моменту ты уже просадил на него баксов 50. И такие места каждый день появляются. Проблема в том, что стать паблишером не нужно давать кредитку, достаточно нового емэйла. Самому SSP это тоже выгодно, он не возвращает деньги, а просто не выплачивает их паблишеру.
Если у Вас другой опыт, поделитесь пожалуйста.golubevpavel Автор
11.05.2015 12:38Я смотрю с позиции SSP.
Мы в Appodeal не закупаем трафик через RTB, мы только занимаемся его продажей.
Наша задача — дорого продавать трафик наших пользователей. Отсюда и статья.
Я выше привел примеры DSP, которые регулярно на протяжении многих месяцев покупают у нас в больших объёмах и по довольно высоким ценам из одних и тех же приложений.
Есть, конечно, и приложения, которе после небольших тестов отключают. Но есть и много таких, в которых стабильно выкупают трафик.offline15
11.05.2015 12:48Вы сами по себе тоже являетесь SSP? Или вы просто подключены ко всем SSP и трафик ваших апликаций можно купить в одном из них, в том же Smaato?
golubevpavel Автор
11.05.2015 12:50Мы продаём трафик вообще всем, кто его покупает: обычным рекламным сетям, RTB биржам (на MoPub, Smaato, TapSense нас можно найти), напрямую DSP по CPM и немного крутим сами офферы. У нас 100% инвентарь полноэкранка под Android сейчас.
golubevpavel Автор
11.05.2015 12:40А вот интересно, какая у вас получается конверсия из кликов в инсталлы на RTB?
offline15
11.05.2015 12:46Клики нас особо не интересуют потому как наша фирма работает только с CPI, соответственно наш DSP пытается купить трафик что бы его eCPM был выше чем цена CPI которую платят нам. Для примера назову цифры в Индии после траты около $100,000 на эту страну в Smaato: CTR 2.4%, CR 0.9%. eCPM около 0.07 центов.
golubevpavel Автор
11.05.2015 12:47Это баннеры или полноэкранка?
offline15
11.05.2015 12:48Банеры 320х50, richmedia
golubevpavel Автор
11.05.2015 12:51А есть подобные use cases для полноэкранки?
offline15
11.05.2015 12:56На данный момент наш DSP покупает только 320x50, поэтому про полноэкранки ничего не могу сказать, хотя наша компания в принципе занимается в основном полноэкранками, но статистики всей компании у меня нет.
golubevpavel Автор
11.05.2015 12:59А у меня обратная ситуация. Нет статистики по 320х50.
Если будете закупать фуллскрины на RTB, поделитесь результатами.
А я в свою очередь дам информацию, как только начнем продавать 320х50.
gleb_kudr
11.05.2015 21:26С точки зрения владельца приложения с большим количеством траффика. Что сейчас лучше всего ставить для хороших рейтов? Или прямые контакты с рекламодателями?
golubevpavel Автор
11.05.2015 23:10Рейты — это очень непостоянная величина, они зависят от очень многих факторов и меняются быстрее, чем можно подумать.
Я публиковал статью на Хабре месяц назад, которая является развернутым ответом на ваш вопрос.
Rumlin
off
Обратил внимание на странные банеры от Яндекса. Сейчас мне предлагает подавители GPS. До этого еще ряд экзотических предметов. Не разу Яндекс не попал даже близко в то, что я бы хотел купить. Имхо сейчас бы не стал бы платить за рекламу Яндексу, если бы мне надо было что-то продать. Попробовал сейчас поискать «ракетный двигатель купить». Думал предложений не будет :) Теперь подожду банеров. /off
По теме
Социальные сети. Многие ли из читателей этой статьи, как пользователи ПО, вводят свой реальный аккаунт? У меня для таких случаев есть фейковые спам-аккаунты в соцсетях привязанные на спам-email. Живут они там своей жизнью и мне не мешают рекламой. Например для установки приложений из Google Play отдельный аккаунт.
Опросы — участвовал. Заполнял будто я арабский шейх. :) Честно ответят только школьники, может быть.
vkurylovych
Гики и параноики юзают фейковые аккаунты, но миллионы обычных пользователей свои родные :)
Igor_Sib
Школьники — это самые богатые арабские шейхи и супермены, а так же опытные финансовые аналитики и знающие себе цену кинокритики. По опросам.