Мы уже рассказывали о том, как устройства Lenovo помогают охотникам за ураганами и графическим дизайнерам. А сегодня хотим поделиться опытом интеграции наших решений в серьёзную Российскую государственную информационную систему. В конце 2013 года, за очень короткий срок – менее месяца, мы поставили 120 серверов в медицинские организации Краснодарского края. Все они благополучно работают в поликлиниках и стационарах до сих пор, но интереснее всего процесс прохождения всех классических формальностей. Так что это история не только про хорошую технику, но и про то, как победить систему: выиграть тендер, за месяц привезти в крупный регион большую партию серверов, настроить их и полностью удовлетворить заказчика и проверяющие органы. Подробности под катом.



Федеральная программа


Началось всё с того, что Минздрав РФ в 2011 году утвердил программу модернизации здравоохранения. На её основе регионы защищали свои локальные программы, в том числе касающиеся информатизации. В случае с Краснодарским краем требовалось создать базовую информационную инфраструктуру больниц – проложить локальные сети, подключить каналы связи, приобрести сетевое, серверное и компьютерное оборудование, оргтехнику. А затем на базе этой инфраструктуры внедрить медицинскую информационную систему для ведения электронных медицинских карт и историй болезни, информация из которых должна консолидироваться на региональном и федеральном уровнях. Крайним сроком выполнения всех работ было определено 31 декабря 2013 года.

И всё бы было хорошо, если бы в середине проекта медикам из Краснодара не пришлось столкнуться с недобросовестным поставщиком. Победитель в тендере привёз оборудование, не соответствующее требованиям государственного контракта, с более низкими характеристиками. По закону заказчик не просто не может, а не имеет права принимать такую технику. И, разумеется, представители Краснодарского края от неё отказались: так началась судебная тяжба, которая закончилась в пользу региона, но лишь осенью 2013 года, когда до завершения программы модернизации оставалась всего-навсего пара месяцев. Необходимо было срочно опять объявлять новый тендер и искать нового, очень быстрого поставщика серверов. Иначе отведённые на их приобретение деньги пришлось бы вернуть в федеральный бюджет, больницы остались бы без необходимого им оборудования и задача по внедрению медицинской информационной системы была бы не выполнена.



Нюансы и тендеры


Нужно сказать, что тендер – штука хитрая. С одной стороны, это просто аукцион, в котором побеждает тот, кто предложит подходящее под заявленные требования оборудование по самой низкой цене. С другой стороны, заказчики требования не выдумывают, а сначала изучают рынок – смотрят на все подходящие под задачу устройства от всех более-менее серьёзных производителей. В итоге в техническом задании запрашивается нечто усреднённое с границами «от» и «до», в которые попадает техника нескольких компаний. Кроме того, контракт нередко составляется так, что гарантийное обслуживание перекладывается с производителя на поставщика. Именно такой подход позволяет отсечь заведомо некачественное оборудование, которое кто-нибудь хочет по-быстрому продать и тут же про него забыть.

Техническое задание для нового тендера было составлено с учётом всех этих моментов. Под требования подходило не только оборудование Lenovo, но и других вендоров. Но в аукционах победила московская компания «Смартсити» именно с серверами Lenovo. Решающим фактором стали превосходящие требования заказчика характеристики оборудования Lenovo и возможность уложиться в крайне сжатые сроки: закрыть сделки до 31 декабря. То есть привезти оборудование в регион, пройти контрольную приёмку у заказчика, развезти по больницам, установить ПО, обновить, запустить, проверить работу, подписать акты передачи и ещё успеть получить деньги. Откровенно говоря, ничего подобного мы раньше не делали, но теперь знаем, что даже почти невыполнимые задачи нам и нашим партнёрам по плечу.


Задача


Конечно же, Lenovo и «Смартсити» не брали на себя задачу информатизации всех больниц и поликлиник Краснодарского края. Тендеров в рамках региональной программы было несколько – на создание локальных вычислительных сетей, на поставку компьютерного оборудования, на программное обеспечение, но нашей задачей стала именно поставка серверов, без которых всё остальное, по сути, работать не может. Тут опять уместно вспомнить про сроки: не успели бы с серверами до 31 декабря, не актуальным стало бы и всё остальное.

На тот момент у заказчика уже имелся опыт покупки серверов. В рамках той же программы, на самом её старте в 2011 году, для медучреждений Краснодарского края закупили порядка 70 серверов Aquarius. Поэтому заказчик смог очень точно обозначить свои потребности.

Во-первых, в больницах и поликлиниках региона не было практически никакой информационной инфраструктуры. Только разрозненные куски сетей и автономные рабочие места. При этом вариант купить каждому врачу хороший компьютер и набор необходимого ПО даже не рассматривался, на такое решение не хватало финансирования. Плюс не забываем про требования к работе с персональными данными. Их локальное хранение обходится дорого.

По сути, денег было ровно столько, чтобы купить один сервер на одну больницу. Так что базовая инфраструктура вырисовывалась следующая: в каждом медучреждении устанавливается сервер, на нём разворачивается система виртуализации, сервер терминалов, сервер приложений и сервер баз данных. И уже с этим работают тонкие клиенты, установленные на рабочем месте каждого врача. Средств на системное ПО не выделялось, так как изначально предполагалось использование только открытого софта.

Решение


Краснодарский край довольно большой. Внутри него 44 муниципальных образования и медицинские учреждения в них разные: от маленьких районных стоматологических поликлиник до огромных краевых больниц с большим числом корпусов. Разброс по количеству рабочих мест на учреждение получился очень существенным: от 5 до 300 и более. Поэтому с самого начала все точки поделили на шесть типов именно по этому критерию. От количества пользователей (и выделенного бюджета) зависел выбор характеристик оборудования.

  • Тип 1 (свыше 200 пользователей) и Тип 2 (от 100 до 200 пользователей). В рамках данного контракта серверы в эти учреждения не поставлялись, они уже были закуплены ранее.

  • Тип 3 (от 50 до 100 пользователей): ThinkServer RD540 (2 x Xeon E5-2620v2)

    Характеристики
    Два процессора Xeon E5-2620v2, 6 модулей памяти ECC Low Voltage RDIMM DDR3 ёмкостью по 8 Гбайт с тактовой частотой 1600 MГц, 4 жёстких диска по 300 Гбайт (2.5", 15K) с интерфейсом SAS 6 Гбит/с, заменяемых в горячем режиме, 1 контроллер LSI 9240-8i, 2 блока питания 80 PLUS® Gold по 800 Вт, заменяемых в горячем режиме, 1 контроллер BMC Management Controller с функцией iKVM.

  • Тип 4 (до 50 пользователей): ThinkServer RD540 (1 x Xeon E5-2603v2)

    Характеристики
    Один процессор Xeon E5-2603v2, 4 модуля памяти ECC Low Voltage RDIMM DDR3 ёмкость по 8 Гбайт с тактовой частотой 1600 МГц, 4 жёсткий диска по 500 Гбайт (2.5", 7.2K) с интерфейсом SATA 6 Гбит/с, заменяемых в горячем режиме, 1 контроллер LSI 9240-8i, 2 блока питания 80 PLUS® Gold по 800 Вт, заменяемых в горячем режиме, 1 контроллер BMC Management Controller с функцией iKVM.

Также были ещё два типа учреждений, в которые устанавливали системы хранения данных. Отчасти это те самые больницы, в которых уже работали серверы Aquarius, отчасти – точки с уже новыми серверами Lenovo.

На всё оборудование требовалось 3 года гарантии с выездом сервисного инженера на место установки оборудования.

Программное оснащение серверов типовое. В качестве операционной системы используется Linux CentOS. Каждый сервер виртуализирован на базе гипервизора Citrix XenServer, на основе которого развёрнуты виртуальные серверы терминалов NXSERVER, сервер баз данных MySQL и сервер приложений медицинской информационной системы МИС КПС «САМСОН».

Собственно, именно для обеспечения возможности работы с МИС и задумывалась программа модернизации. На медицинскую информационную систему завязана вся деятельность больницы. В ней создаются счета на оплату услуг, которые затем сдаются в страховые компании. Остановка программы означает риск, что деньги за оказанное пациентам лечение медучреждение своевременно не получит.

По 120 привезённым в Краснодарский край серверам на данный момент было всего 2 гарантийных обращения. Оба связаны с системами хранения данных: одно – на этапе запуска, а второе примерно через полгода после установки, то есть в середине 2014 года. Со своей стороны поставщик обратился в сервисные центры Lenovo, а мы возникшие проблемы решили в кратчайшие сроки. Ну а пользователи, то есть врачи, даже ничего не заметили – их работа не прерывалась, нареканий по качеству мы не получили.


Что в итоге?


Вот уже полтора года 120 серверов Lenovo благополучно работают в больницах и поликлиниках Краснодарского края. И, уверены, проработают ещё долго, тем более, что возможность функционального расширения была заложена изначально. Можно установить новые жёсткие диски, увеличить память, но такой потребности у заказчика пока не возникло.

Успех кампании обеспечили опыт и слаженная работа сотрудников российского офиса Lenovo, нашего партнёра и всяческое содействие со стороны IT-специалистов больниц. Словом, ровно так, как и должно быть.

Наши предыдущие посты:
» ThinkServer RD650: анатомия сервера нового поколения от Lenovo

Комментарии (21)


  1. brn
    12.05.2015 16:14
    +15

    А о чём статья? Ну привезли 120 серверов в регион, ну поставили их… а статья о чём? Какие знания она несёт посетителям данного ресурса?


    1. veakar
      12.05.2015 16:29
      +4

      о том, что компания может организовать такой заказ в реально сжатые сроки, при этом не возникнет заморочек ни с поставкой, ни с комплектацией и, самое важное, с органами, которые пристально следят за тем, как расходуются деньги федеральных программ
      И, поверьте, для гос структур очень важно, чтобы поставщик все сделал не только в срок и что оговаривалось, но и чтобы не возникло вопросов у органов

      И на этом ресурсе сидят те люди, которым этот момент весьма важен.

      Например, в этом конкретном примере, если бы краснодарцем не удалось в итоге с нами договориться и мы бы не сделали все как полагается, то все больницы края не получили бы ни-че-го. А деньги бы вернулись в гос. бюджет и когда там еще бы выделил на модернизацию инфраструктуры — никто не ведает.


      1. xlin
        12.05.2015 16:38

        Совершенно верно. Деньги просто бы ушли обратно и показали дулю. Был печальный опыт. Как то не подали заявку на модернизацию сети, так потом пришлось слезно вымаливать.

        З.Ы, Спасибо минздраву за программу модернизации 2012-2013. Она реально во всех регионах, хоть не много но помогла обновить парк серверов и клиентов.


      1. brn
        12.05.2015 16:46

        И, поверьте, для гос структур очень важно, чтобы поставщик все сделал не только в срок и что оговаривалось, но и чтобы не возникло вопросов у органов

        Про это в статье ни слова. только во вступлении.


      1. progchip666
        12.05.2015 17:58
        +2

        но и чтобы не возникло вопросов у органов

        может стоило печататься тогда в каком нибудь «Вестнике Следственного Комитета»?


    1. Boomburum
      12.05.2015 16:33

      Просто success story же, с информацией о конкретном оборудовании, выбранном для решения описанной задачи. Далеко не каждый вендор способен так подсуетиться.


      1. progchip666
        12.05.2015 18:00
        +2

        Далеко не каждый вендор способен так подсуетиться.

        Сегодня конкуренция за пересыхающую реку госинвестиций сильно обостряется, так что вендоры начали крутиться. Но даже если и так, следовало бы это в Мегамозге публиковать, а не на хабре.


  1. xlin
    12.05.2015 16:35

    А нам просто привезли сервера, воткнули их в шкафы и ушли. Вот вам и качество обслуживания. Далее настраивайте как хотите.
    Тоже завели их на виртуализацию, только на KVM, т.к. Citrix был тогда еще не совсем свободный с урезанными функциями.


    1. brn
      12.05.2015 16:45
      +2

      но нашей задачей стала именно поставка серверов

      Именно так судя по статье и было. Дальнейшая настройка осуществлялась теми кто выиграл другие тендеры.


  1. mvs
    12.05.2015 19:06
    +1

    А как же модные облака, виртуальные частные сети и прочее? Ну привезли сотню+ серверов, ну быстро привезли и гарантию обеспечили — и что? Отказались от откатов или вам их даже не предложили — в этом вся новость?

    Лично у меня именно такое разрозненное размещение оборудования (в каждую больницу-поликлинику по железке) вместо установки в 1-2 дата-центра, настройки общей инфраструктуры и подключения медучреждений вызывает подозрение в неэффективном использовании бюджета. Кроме того, на каждую железку в каждом месте установки нужен администратор, а это расходы на ЗП.


    1. Gray_Wolf
      13.05.2015 02:34

      Администратор необходим для обслуживания ЛВС и рабочих станций. Замена рабочих станций на тонкие клиенты скорее всего обошлась бы в утилизацию большей части бюджета на серверы.

      Зависимость работы мед. учреждения от работы каналов связи видится мне довольно сомнительным бонусом(а с качеством каналов связи в нашей стране страдают даже очень крупные заказчики выделяющие на них крупные бюджеты)


      1. mvs
        13.05.2015 12:09

        Замена рабочих станций на тонкие клиенты скорее всего обошлась бы в утилизацию большей части бюджета на серверы.
        Они и так были:
        Так что базовая инфраструктура вырисовывалась следующая: в каждом медучреждении устанавливается сервер, на нём разворачивается система виртуализации, сервер терминалов, сервер приложений и сервер баз данных. И уже с этим работают тонкие клиенты, установленные на рабочем месте каждого врача.


        1. Gray_Wolf
          13.05.2015 12:28

          Т.к. чуть выше написано:

          Во-первых, в больницах и поликлиниках региона не было практически никакой информационной инфраструктуры. Только разрозненные куски сетей и автономные рабочие места.

          я предположил что в данном случае упоминаются софтварные терминальные клиенты, т.к. работа на «автономном тонком клиенте» видится мне несколько дикой.

          Как пишет автор, серверы используются системой которая занимается ведением электронных мед.карт, проводить какое либо лечение без мед. карты очень «чревато», соответственно при использовании централизованного ЦОДа, в случае потери связи необходимо либо закрывать мед. учреждение либо иметь бумажную копию мед. карты, а это означает двойную работу (ведение эл. карты и бумажной).
          Так-что адекватной альтернативы «своего сервера» я в данном случае не вижу.


    1. lubezniy
      13.05.2015 14:33

      А потом начинаются мучения: дунул ураган по пути от учреждения в ДЦ, силовые воздушные линии замкнуло или порвало на фиг, электричество вырубилось, канал связи упал — всё стоит, пока не починят. И так по нескольку раз в год.


  1. ETegro_Technologies
    13.05.2015 13:44
    +1

    И всё бы было хорошо, если бы в середине проекта медикам из Краснодара не пришлось столкнуться с недобросовестным поставщиком.

    Поставщик оказался настолько «недобросовестным», что по итогам борьбы с чиновниками возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении заместителя министра здравоохранения края.

    А всё потому, что желание попилить 50% бюджета в свою пользу вредно для здоровья.


  1. sigmatik
    13.05.2015 14:30

    Не могли бы подробнее раскатать о гарантийном обслуживании? Его стоимость была включена в общую сумму контракта изначально? Или же в контракте просто было обозначено обязательное наличие гарантийного обслуживания поставляемой техники, и оно (выезд специалиста ) оплачивал ось по факту в случае возникновения гарантийного случая?


    1. Gray_Wolf
      13.05.2015 14:56

      По моему опыту гос. заказчик не имеет средств для оплаты чего-либо «по факту». Поддержка продаётся вместе с оборудованием (отдельной строкой или нет, не важно), в момент наличия соответствующего бюджета. В случаях когда поддержка не продаётся, многомиллионные системы просто внедряются и пылятся после ПСИ вплоть до момента какой-либо проверки или-же модернизации системы, когда помимо модернизации приходится предварительно восстанавливать систему «из руин».


    1. Jack_Mirror
      15.05.2015 11:01

      Все закупки компьютерного оборудования для больниц Краснодарского края, по программе модернизации, изначально предполагали поставку оборудования с расширенной гарантийной поддержкой. В расширенную гарантийную поддержку включались требования предоставления «горячей линии» поддержки (эл. почта, бесплатные звонки на номер 8-800-...), выезд технических специалистов поставщика на место установки оборудования, жесткие сроки реакции на обращения и решение возникающих проблем. Во многих больницах, особенно сельских, нет собственных ИТ-специалистов, поэтому подобные требования в контракте являются для них единственной возможностью оперативно решать проблемы с поломками гарантийного оборудования.


  1. reff
    13.05.2015 16:01

    Можете привести конфигурации серверов первого и второго типов?


  1. Dganic
    14.05.2015 07:25

    Я понимаю конечно что вы ставили железки, но может вкурсе, если это персональные данные, то какое сзи от нсд и шифрование каналов какими средствами выполнено?


    1. Jack_Mirror
      15.05.2015 11:03

      В регионе развернута ведомственная защищенная сеть «VipNet» для учреждений здравоохранения. Все серверы больниц посредством нее подключены к региональному ЦОДу при «МИАЦ».