Недавно компания Yahoo сообщила, что продаёт сотовому оператору Verizon свои основные профильные активы за 4,8 млрд. долларов. Это лишь немногим больше, чем Verizon в прошлом году заплатила за AOL? — другую потерпевшую неудачу компанию эпохи взлёта интернета.
Рыночная капитализация Yahoo в 2000 году составляла 125 млрд. долларов. Следующие 16 лет она постоянно снижалась, в основном из-за бездействия и упущенных возможностей.
Можно составить целый MBA-курс, исследуя все грубые стратегически ошибки, которые сделала Yahoo. Я сэкономлю вам некоторую сумму на обучение и дам краткую справку прямо здесь, за 5 минут.
Ошибка №1: руководство Yahoo решило, что оказаться в правильном месте в правильное время означает быть умным
Если бы Yahoo стартовал на год или два позже, то, скорее всего, ничего у него не вышло. Компания выросла, начав доминировать на рынке, в значительной степени на том, что Пол Грэм, соучредитель компании Y-Combinator, работавший в Yahoo, назвал «пирамидой по факту»:
«Инвесторы были воодушевлены интернетом. Одной из причин, которые их вдохновляли, был рост доходов Yahoo. Поэтому они инвестировали в новые интернет-стартапы. Стартапы использовали эти деньги для приобретения рекламы на Yahoo, чтобы получить трафик. Это вызывало ещё больший рост доходов для Yahoo и ещё больше убеждало инвесторов в ценности инвестиций в интернет.»
Растущие доходы от этой раскручивающейся петли обратной связи поддерживали мнение руководителей Yahoo, что они действуют умно и грамотно, тогда как на самом деле им просто везло.
Поскольку Yahoo был доминирующим веб-порталом, деньги доставались компании легко. Компания никогда не беспокоилась о том, чтобы создать сильную техническую среду, как делали Фейсбук и Гугл. В конце концов, зачем Yahoo должен инвестировать в базовые технологии, когда можно просто нанять больше торговых представителей, чтобы продавать больше баннерной рекламы?
Начальный успех Yahoo порождал у руководства завышенную самооценку и подталкивал к приобретению других компаний в предположении, что Yahoo сможет управлять этими компаниями лучше, чем компании делали это самостоятельно.
Ниже перечислены компании, которые Yahoo приобрёл:
• Geocities (3,6 млрд. долларов)
• Tumblr (1,1 млрд. долларов)
• Broadcast.com Марка Кьюбана (5,7 млрд. долларов)
Radio. On. The internet. Правильно — основано Марком Кьюбаном.
Broadcast.com и Tumblr получили широкую известность как два самых плохих приобретения за всё время и были, в основном, списаны в убыток. За менее чем 10 лет Geocities прошёл путь от третьего по посещаемости сайта в мире до прекращения работы везде, кроме Японии.
Что осталось от компании Geocities, приобретённой за 3,6 млрд. долларов…
Ошибка №2: Yahoo забыла, что привело её ко взлёту
Руководство Yahoo, отвлекаемое всеми этими приобретениями, пренебрегало своими жизнеспособными основными продуктами. Вот несколько многомиллиардных отраслей, которые достались новым участникам:
• Yahoo Mail проиграла GMail
• Yahoo Answers проиграл Quora
• Flickr проиграл Instagram
И самое унизительное из всего — Yahoo Search проиграл Google Search? — до такой степени, что в 2009 году Yahoo ликвидировало свой 13-летний поисковик в пользу лицензирования Bing Search, который Microsoft только что выпустила.
Во всех этих сервисах у Yahoo было многолетнее преобладающее лидерство с миллионами активных пользователей. Были средства. Был трафик. Они могли бы экспериментировать и совершенствовать эти сервисы. Но они не взяли на себя инициативу. Вместо этого они на каждом шагу избегали новых разработок и проектов.
Ошибка №3: Yahoo зарезала свою курицу, несущую золотые яйца, хотя она всё ещё несла их
В 2005 году г-н Джерри Янг, соучредитель Yahoo, сделал одно из самых выдающихся вложений в истории экономики — он приобрёл 40% китайского сайта интернет-торговли Alibaba за 1 млрд. долларов.
Сейчас Alibaba оценивается более чем в 200 млрд. долларов и продолжает расти. Это значит, что доля Yahoo в Alibaba должна бы быть около 80 млрд. долларов!
Учредитель Alibaba и гендиректор этой компании г-н Джек Ма готов поправить меня
Однако подождите. В 2012 году компания Yahoo продала значительную часть своих акций в Alibaba. В 2014 году было продано ещё больше.
Руководство Yahoo полагало, что это было очень разумно в то время, потому что прибыль от продажи составила несколько миллиардов долларов.
В настоящее время Yahoo имеет 15% акций Alibaba, но один только этот актив составляет 30 млрд. долларов — в шесть раз больше, чем весь основной бизнес Yahoo.
Но, конечно, смешанное чувство сожаления по 50-ти млрд. долларов, которые были просто отданы даром.
Ошибка №4: Yahoo переоценивала руководителей, которые были профессионалами среди профессионалов
Можно думать, что Марисса Майер была плохим гендиректором. Она действительно, в конце концов, руководила катастрофическим приобретением компании Tumblr в 2013 году и продажей акций Alibaba в 2014. И она сделала совсем немногое для того, чтобы замедлить падение Yahoo.
Но г-жа Майер выглядит просто бизнес-гением, если сравнить её с менеджерами, которые предшествовали ей.
Вместо того чтобы продвигать руководителей изнутри, Yahoo принял решение нанимать их из круга «профессиональных гендиректоров». И это делалось недостаточно разумно.
Скотт Томпсон начал своё пребывание в качестве генерального директора, уволив 2 000 человек. Затем он продал множество акций Alibaba (которые, как было сказано выше, сегодня стоили бы десятки миллиардов долларов).
Он так беспокоился о том, чтобы казаться достаточно компетентным для управления инфотехнологической компанией, что прямо лгал о наличии учёной степени в области информатики.
Сначала правление Yahoo сомневалось относительно этого обвинения, потому что оно исходило от активиста-акционера.
Но затем университет, который Томпсон посещал, публично объявил, что у них в то время даже не было программы по информатике.
Последовало публичное разбирательство, и Yahoo быстро уволила Томпсона. Он проработал всего лишь 130 дней. Однако, несмотря на всё сказанное, Yahoo, в конечном счете, выплатила ему за это время 7,3 млн. долларов.
А затем есть г-н Терри Семель, которого считают худшим генеральным директором за всё время.
Наверное, не такое выражение лица хотелось бы видеть у гендиректора вашей компании…
Семель не приобрёл Google, когда Yahoo получил вторую возможность сделать это. Затем он не сделал ничего, чтобы остановить Гугл, который разрушал многолетнее доминирование поисковой машины Yahoo.
Семель также неумело сработал в вопросе приобретения Фейсбука и DoubleClick (конкретно тех технологий, которые стали центральными элементами рекламной империи Гугл).
И после всех этих промахов г-н Семель внёс свой собственный вклад в «спасение»: он отклонил предложение Microsoft на 40 млрд. долларов по продаже Yahoo целиком.
Горький комизм ситуации ещё и в том, что за те 7 лет, что г-н Семель загонял компанию в землю, Yahoo выплатила ему полмиллиарда долларов.
Ошибка №5: руководство Yahoo позволило своим жизненным и деловым установкам ослепить себя по отношению к новым возможностям
Ларри Пейдж и Сергей Брин пытались продать Гугл в Yahoo в 1998 году. Они хотели получить 1 млн. долларов
Руководство Yahoo отклонило предложение, поскольку предпочитало, чтобы пользователи проводили больше времени на каталогах Yahoo, где на них будет действовать баннерная реклама. Улучшенный поиск — типа предложенного Гуглом — мог бы быстро увести пользователей с сайтов Yahoo.
Руководителям Yahoo не пришло в голову, что улучшение для пользователей могло бы, в конечном счёте, дать лучшие результаты для самой компании. Им также не пришло в голову, что Гугл может использовать эту технологию для конкуренции с Yahoo (что и произошло, как вы знаете).
Соучредитель Yahoo г-н Джерри Янг встретился однажды с учредителями Гугла Сергеем Брином и Ларри Пейджом. Поза г-на Янга — с учётом всего дальнейшего — довольно характерная.
Конечно, мы все знаем конец этой истории — Гугл стоимостью 500 млрд. долларов и раздербаненный Yahoo, проданный какой-то второстепенной компании за сотую долю от былых возможностей.
Тем, кто руководит компанией или планирует запустить новое дело, — учитесь на ошибках Yahoo. Отнеситесь к этим урокам серьёзно:
1. Не принимайте удачу — оказаться в нужном месте в нужное время — за интеллектуальные способности.
2. Не забывайте, что привело вас в то положение, в котором вы находитесь сегодня.
3. Не режьте курицу, несущую золотые яйца, пока она ещё делает это.
4. Не переоценивайте людей из профессиональной среды.
5. И — самое главное — не позволяйте вашим жизненным и деловым установкам делать вас слепыми по отношению к новым возможностям.
Комментарии (36)
NeoCode
01.08.2016 15:11+2Особо не пользовался, но помню как flickr сломали. Убрали пагинацию и добавили бесконечную прокрутку. Вместе с огромными объемами картинок, которые грузились целиком и только отображались уменьшенными, все это настолько дико тормозило, что пользоваться было невозможно (через пару лет какую-то пагинацию вернули, но не в полном объеме).
А по поводу неприобретегия гугла… думаю это некорректно так оценивать, еще неизвестно что было бы, если бы приобрели. Может не было бы сейчас ни яху ни гугла. Оценивать нужно только по реальным активам, по тому что реально есть, а не по мифической «упущенной выгоде».tmin10
01.08.2016 15:54+2Скорее всего, не как самостоятельная компания, а как часть yahoo, гугл, купленный за миллион, уже не достиг таких высот, как сейчас, особенно учитывая ошибки менеджмента.
snuk182
01.08.2016 15:29+3Я правильно понимаю, кроме их поискового движка, ничего инновационного у них не было никогда?
cadmi
02.08.2016 19:32У них и поискового движка не было.
Изначально yahoo был тупым каталогом, никакого «поиска» (в современном смысле, с crawl'ерами) не было вообще.
Потом поиск был на лицензированном Inktomi, который, на минуточку, отправил погулять с «первого места» Альтависту — боже, по лайку со всех старпёров, кто всех этих героев былых времён еще помнит в диком виде, а не в музеях :) Саму Альтависту они (yahoo) тоже купили, что отдельно доставляет. Но движок альтависты так никогда и не использовался на главной странице Yahoo.
Потом их поисковым движком был Google Search (муахаха). Потом yahoo собрали из всего ранее скупленного поискового какого-то кадавра из ужа и ежа. И какое-то короткое время на Yahoo Search было нечто «своё», после чего поиском стал Bing.
Чад, угар и содомия.
Anton_Barhan
01.08.2016 15:37+5Чем-то их история похоже на Рамблер. Тоже вышли первыми на рынок и тоже из-за ошибок управления не стали лидерами.
script88
01.08.2016 15:57+1Однако Рамблер перестал быть поисковиком и активно ведет свою деятельность в медиапространстве.
Anton_Barhan
01.08.2016 16:22Ну так и Yahoo только купили. Вполне вероятно, что Verizon как-то будут использовать этот актив. Не думаю, что их купили ради патентов.
megatron
01.08.2016 16:41Попытки есть, но поезд ушел. Достаточно глянуть количество инсталлов на их мобильных приложениях — слезы одни.
script88
01.08.2016 16:51Зачем мне смотреть на статистику инсталов, когда я могу видеть процесс в живую?! И скажу так, компания не умирает.
megatron
01.08.2016 17:07Думаю, сотрудники Яхи были такого же мнения. Бурная деятельность не означает верный путь.
script88
01.08.2016 17:12Ну вам то действительно виднее, чем сотрудникам компании.
vlad72
02.08.2016 05:51Сотрудники видят только свою работу.
SerafimArts
02.08.2016 06:36+1Лично у меня такое ощущение, что компания наконец из некоторого завядания (прямо как Yahoo) перешла на тропинку развития. Запуск новых проектов, у которых уже есть аудитория, переход с внешних сервисов на внутренние (не буду конкретизировать, но это один из случаев развития экосистемы, обратный Yahoo), запуск IT конференций, увеличение штата, открытие офисов и прочее-прочее.
Т.е. не бурная деятельность, как-будто всё кипит, а именно расширение и стабилизация компании, не то ощущение, что построили и теперь работать с этим, а именно развитие. Фиг знает как сформулировать, это лично по моим ощущениям, приятно довольно =)
SkyNET69
01.08.2016 16:53насчет активно, сомнительно, я от вас узнал что это теперь медиаплощадка, и популярна она только в России, тогда как конкуренты мейл и яндекс имеют большую долю в СНГ
script88
01.08.2016 17:03Большое кол-во проектов и все они охватывают большое кол-во аудитории. Советую ознакомится, если это интересно.
megatron
01.08.2016 17:14Я прикинул примерно, мобильная дневная аудитория будет тысяч 500 максимум. С этого денег не собрать даже на сервера.
script88
01.08.2016 17:19Какой смысл с вами продолжать дискуссию, если вы обладая минимальной информацией делаете неверные выводы?! Посчитайте для начала аудиторию lenta.ru и lj как минимум.
rstrelba
01.08.2016 16:30-1Ну да, в Рамблере помниться одним из руководителей был dolboeb Антон Носик.
Anton_Barhan
01.08.2016 16:40Был. Но это уже после 2000 года, когда от Рамблера мало что оставалось, по воспоминаниям очевидцев.
SerafimArts
02.08.2016 03:43+1А что с Рамблером не так? Афиша, Lenta.ru, Газета.ru, Чемпионат, Livejournal, Мослента, Price.ru, и куча других сервисов — это всё Рамблер. Так что он живёт, процветает и развивается ;)
Sheti
02.08.2016 14:44А на сколько эти сервисы актуальны? Лично я ни одним из них последние пару лет не пользовался. Походу они только на старой аудитории выезжают. Время LJ давно прошло. О них, кстати, тоже можно сочинить балладу, как пропустить окно возможностей. Тот же Price.ru успешно вытесняется Маркетом от Яндекс. Lenta.ru, насколько я слышал, успешно прижата и превратилась в очередное ничем не примечательное подконтрольное СМИ. Ту же медузу я встречаю куда чаще. Ну а всё остальные сервисы настолько местечковые, что если бы не реклама выше я бы и не узнал про них никогда.
Безусловно Рамблер ещё пяток лет протянет, как и Яху. Если кто помнит был такой поисковик Aport.ru потом его много лет мариновали и наконец превратили в очередной никому не нужный каталог товаров и услуг.script88
02.08.2016 14:54+2То, что вы не используете lj или не читаете lenta.ru, это еще не говорит о том, что посещаемость ресурсов низка. Я больше вам скажу, у lj с посещаемостью все хорошо, хотя я им тоже не особо пользуюсь, захожу почитать только одно юзернейма. На Afisha или рамблер касса, я достаточно часто покупал и покупаю билеты в кино. Много знакомых, которые покупают там билеты не только в кино но и на другие мероприятия.
AnBeeToSee
02.08.2016 16:33Есть статья, где один из инвесторов Рамблера говорит, что они всегда ориентировались на Yahoo. Итог такой же. Яндекс — лидер в РФ, а Рамблер из года в год перезапускает различные проекты в поисках чего-то. Хотя точно также в начале 2000-х Яндекс занимал гораздо меньшую долю рынка.
Плюс статья Ашманова «Жизнь внутри пузыря» интересная, имхо. Вероятно, подобные процессы были и в Yahoo.
springimport
01.08.2016 16:53+2У Yahoo очень крутое приложение погоды, будет обидно если закроют.
vlivyur
02.08.2016 11:34Ну разве что тем, что картинки мест показывает. Мне Weather Underground больше нравится, информативнее.
altima
03.08.2016 11:42Задним умом всегда проще судить.
По 3-му пункту особенно. Алибаба раньше или позже нужно продавать, Яху не финасовый фонд, чтобы держать слабо связанные с основным бизнесом активы. Весь вопрос когда.
Конечно, зная будущее легко говорить, что продали рано.
knaje
Мой первый почтовый ящик был на Yahoo в 1998 вроде году…