Заметил, что в последнее время министерство связи и массовых коммуникаций стало бросать в какие-то крайности. Вялая и непоследовательная позиция ведомства чем-то напоминает поведение ветреной девицы, не способной определиться за богатого ей выходить замуж или за любящего. Сначала оно против «пакета Яровой» – «вы что, операторам связи грозят такие убытки»! Потом они за – «ничего ведь страшного пока не произошло, закон рамочный, давайте быстрей внедрять и отстаньте от Чемпионата мира – ему ничего не грозит».
Причин такого поведения может быть несколько. Возможно, это отсутствие у молодого министра необходимого для должности его уровня влияния, а возможно, забота о делах государственных страдает из-за интересов его подчиненных, большинство из которых являются выходцами из коммерции. «И вот встречаются в курилке Василий Петрович, бывший в Ростелекоме, и Павел Николаевич, бывший в Билайне, и начинают торговаться, кому «пакет Яровой» принесет пользу, а кому вред». А Минкомсвязи, на секундочку, отвечает за такие важные для страны направления, как развитие и модернизация систем связи, информационная безопасность населения, строительство инфраструктуры информатизации и стимулирование новых технологий, таких как 5G.
На днях министерство в очередной раз продемонстрировало свою позицию а-ля «Буду — не буду – нет, все-таки буду», отказавшись от идеи регулировать работу операторов VoIP.
Операторы связи vs OTT
В правом углу ринга What’s App, Viber и пр., командой в 10-15 человек запустившие свои приложения из гаража, паразитирующие на сетях связи операторов, лишающие их доходов, отнимающие рабочие места у связистов, продающие себя Facebook’у за миллиарды долларов и отвергающие любые попытки поставить под сомнение их успех «мы тут заработали миллиарды, а вы просто завидуете, попробуйте также, вам нужен лишь гараж и пара компьютеров».
В синем – страдальцы операторы связи, терпящие убытки от OTT-сервисов, ведь раньше ты отправлял 10 смс в день, а сегодня заходишь в Telegram и можешь даже картинку приложить.
Началось все с того, что страдальцы-операторы, используя весь свой лоббистский ресурс, в течение нескольких лет начали проталкивать идею о необходимости регулирования интернет-мессенджеров, делая акцент на целом ряде страшилок, начиная от «там террористы общаются» до «будете получать спама больше, чем сообщений».
Следом за операторами о необходимости регулирования OTT стало заявлять и Минкомсвязи.
Чаша терпения была переполнена и у операторов «закипело», когда OTT-сервисы начали предоставлять услуги голосовых вызовов. Немного побомбив, операторы прикинули и поняли, что введение OTT-сервисами голосовых вызовов представляет для них возможность зайти с другой стороны – со стороны регулирования «приземления» VoIP на фиксированные или мобильные номера. Регулирование в данном случае по большому счету означает вынужденное получения нумерации VoIP операторами. А получение нумерации = зависимость от государства.
И вот в мае Минкомсвязь опубликовала проект постановления правительства, изменяющий схему взаимодействия операторов связи в России, из которого следовало, что операторы VoIP не смогут присоединяться к местным, зоновым и другим сетям.
Лоббируют все, а выигрывает всегда Ростелеком
В начале августа из новой версии проекта, устанавливающего правила взаимодействия операторов, исчез пункт о звонках абонентов VoIP в сети других операторов. Но остался пункт о необходимости платить компенсацию операторам, занимающим существенное положение (более 25% нумерной емкости в регионе), а в большинстве регионов это «Ростелеком».
Операторы переполошились и сгоряча вообще предложили отменить институт существенных операторов как таковой.
***
В общем, не получат операторы мобильной связи никакого VoIP-регулирования, да и, скорее всего, будут вынуждены платить существенным операторам компенсацию. Ведь так или иначе звонки из Skype на фиксированные номера производятся из сети конкретного оператора связи.
В итоге регулирование VoIP и OTT, которое уже давно назрело, из-за непоследовательной позиции Минкомсвязи отложилось на неопределенный срок, что в перспективе, на мой взгляд, может стать причиной снижения показателей одной из самых развитых отраслей в России и сокращения рабочих мест. Ведь любая связь — она не из воздуха.
Комментарии (24)
nikitastaf1996
09.08.2016 16:50+2Предоставлять нормальные услуги? Стать интернет «провайдерами»?
GreyhoundWeltall
10.08.2016 08:36This is silovoi business.
Зачем пытаться делать «честную» конкуренцию, работать, «потеть» в конце концов — если можно просто пролоббировать свои интересы и получить плюшки сразу?
xirahai
10.08.2016 08:59Цивилизованные операторы давно уже спрогнозировали тенденцию убывания привычных ранее услуг голосовой связи, межгорода, смс и ммс — в сторону интернет траффика. И формируют новую модель бизнеса в соответствии с общемировым развитием прогрессивных технологий, переход в перспективе к основному доходу от интернет-провайдинга. Те кто решат встать на пути прогресса — в долгосрочной перспективе пойдут на дно, а в краткосрочной конечно могут потрепать всем нервы, особенно пользуясь гос. поддержкой.
dtBlack
10.08.2016 09:11Увы, но одно другому не мешает. Можно сейчас начать готовиться к реструктуризации постепенно наращивая то, что нужно нарастить и тд. Но при этом лоббировать то, что нужно сейчас, что бы побольше прибыли получить на уходящей технологии.
dtBlack
09.08.2016 18:22Статья про то как плохи лоббисты, но при этом нет ссылок на сами проекты закона, зато есть ссылки на то как поняли отдельные журналисты эти поправки (кто их знает кто кого танцует там).
Хуже того в статье нет даже упоминания названия проекта поправок. Попробовал поискать.
На сайте министерства за август только один проект, так что буду считать что именно о нем в статье.
Там нет упоминания VoIP, но есть упоминания сетей связи специального назначения, и по сути описывается возможность получить номера не только «операторам связи», но и ИП и выше упомянутым сетям связи специального назначения.
В принципе в указанном проекте на мой неискушенный взгляд нет ничего криминального и плохого. Но если есть еще какой то проект, то скиньте ссылку на него.
Moog_Prodigy
09.08.2016 19:09Все доходные монополии контролируются совсем не рыночными механизмами. И даже не всегда законными. Мы живем в то время, когда «законно» не значит «справедливо» или «честно». Все покупается и продается, даже закон.
Интерполируя дальше, живя в квартире с голыми стенами, без телефонов и компьютеров, вам будут приходить огроменные счета «за упущенную прибыль». Пока что этим занимаются специально обученные гопники типа правоторговцев. В теории никто не мешает этим заниматься и провайдерам.
А мир, где все честно, я представляю немного с ужасом. Ведь этот коммунизм, не одной стране придется заплатить жизнями людей за такое — иметь, прости господи, _свой_ хард с фильмами, музыкой и данными. Это напрямую задевает интересы «облачников». У вас нет родственников в другом городе? Платите штраф, раз вы не пользуетесь межгородом.
Далеко идущие перспективы. Ох, и страшно же! А ведь я думал что ничего не боюсь.
Ruckus
Что-то не очень понятно на какой вы стороне и что значит последнее предложение в вашей статье? Оплата интернет трафика != оплата за связь? Назовите мне причины, по которым голосовые вызовы и текстовые сообщения у мобильных операторов до сих пор не приравнены по стоимости к трафику, который используется для передачи этих данных? Или они сами не умеют теми же каналами вещать, что и мэссенджеры? А может все эти должности в несколько строк кода и правда пора сокращать и давать людям более толковые рабочие места нежели просиживание стула попой?
Mr_Costello
Трафик же не из воздуха рождается… Операторы строят сети, платят за спектр. И в этот процесс вовлечены тысячи специалистов. Отсюда и невозможность конкурировать по цене с мессенджерами, которые приходят на все готовенькое.
gr1mm3r
За трафик или канал связи, ЕМНИП, мы платим абонентскую плату. На нашу абонплату и идет расширение сети провайдера. Поэтому неуместное сравнение о «паразитирующих ОТТ» на сетях провайдера. Как потребитель я заплатил за услугу и использую её в рамках существующего договора.
Ruckus
А я, простите, за интернет кому плачу? Как будто скайпу… Так то я и свой мессенджер могу написать, но линия связи в любом случае уже оплачена оператору, а вот почему там от типа данных цена зависит для меня вопрос, если бы звонок по мобилке стоил бы так же как трафик со звонка в скайпе была бы конкуренция, ан нет, ценник почему-то на голос завышают.
Mr_Costello
Ну тогда готовьтесь к повышению цены трафика:) За растущую нагрузку ведь должен кто-то платить, если не хотят OTT.
hdd992
Их доходы от абонентской платы и не использованного людьми трафика, смс и минут звонков с лихвой покрывают их расходы на ближайшие годы. Поэтому не скоро еще. Единственное повышение можно ждать при принятие стандартов в пакете Яровой
Mr_Costello
Попробуйте в фойе гостиницы, где много детей, использовать Wi-Fi. Условия равные, только они смотрят видео, а вы не можете из-за этого почту проверить.
hdd992
В нормальных гостиницах, простите «бомжовского» интернета, не способного вытянуть много пользователей не будет. Плюс ко всему, почту можно и в 2G сетях проверить и скорости WI-Fi тут не к чему
Ruckus
А они и не должны. Я когда сайты открываю идет тот же трафик. С голоса тот же трафик. С SMS и MMS тот же трафик. И самое главное — я за него уже заплатил! Может теперь каждый сайт им пошлять будет за то что его с мобильного открыть можно? А там еще и видео онлайн можно посмотреть? Тогда пусть за десятерых платит. Каждое мобильное приложение, которое лезет в сеть пусть тоже платит?
Оператор связи предоставляет клиентам услуги связи, за которые КЛИЕНТ платит обозначенную сумму и пользуется в пределах договора. С какого лешего не являясь клиентом данного оператора я должен ему платить? За что? За то что мой пользователь пользуется вашими услугами связи? Так он, простите, их вам же и оплатил, а мы с вами вообще в отношениях не состоим.
А так можно с производителей шин деньги брать за то, что их на вашу машину возможно установить, а она асфальт на платных дорогах портит этими самыми шинами. Что-то очень похожая логика выходит, только здесь еще появляются производители конкурирующих шин, которые стоят в разы дороже и качество у них в разы ниже, но налог не платят, потому, что им эти самые платные дороги принадлежат.
sevikl
вот если вы обоснуете цифрами (вы же аналитик) то, что трафик сейчас продается потребителям с большой субсидией, так как субсидия компенсируется диким оверпрайсом на смс, и при всём этом оператор живет на адекватные проценты прибыли — тогда и будем готовиться к повышению цены трафика. молотилок языком хватает, аналитиков с цифрами мало.
VBKesha
В среднем за 1 смс оператор хочет от 1 до 1.5 рубля. Длинна 1 смс = 160 байт.
В одном мегабайте можно поместить около 6550 смсок. Соответственно за один мегабайт переданной информации оператор хочет получить не много не мало 6500 рублей. Да с такими ценами на передачу данных трудно конкурировать.
Ruckus
Автор почему-то не понимает, что звонки и смс это такой же трафик как интернет (мэссенджеры и иже с ними) и оплачивает его в любом случае клиент.
VBKesha
Мне кажется что всё он понимает, просто 6500 за мегабайт это круто а когда месенджеры это отбирают, это явно печалить операторов.
Да кстати звонки это далеко не такой же трафик как интернет и смс.
Звонки это гарантированная выделенная полоса трафика, с гарантированой задержкой(в идеале конечно). И по идее она должна стоить в разы дороже СМС/Интернета.
Однако же если посчитать то голосовой канал от 9.6Кб/с до 64Кб/с то есть минута разговора сожрёт от 576Килобайт до 3840 килобайт, что при цене от 1 до 6 рублей за минуту выходит что самое дорогое будет 0,26 рубль/мегабайт до 10 рубль/мегабайт.
Что в целом и близко к цене мегабайта на тарифах «для разговоров».
В итоге на смс они из воздуха деньги делали, а с приходом месенджеров халява начала уплывать, вот и плачут. Странно не могу вспомнить сильно ли они переживали когда WAP умирал, тарифы там тоже были достойные.
sevikl
сильно. я когда купил нокию н9 узнал, насколько сильно — с боем назад 3 тысячи выбивал за 20 минут интернета.
AVX
10 секунд вап трафика после открытия встроенных карт ovi на телефоне nokia c5-00 в 2010м году — минус 900р…
Конечно, я сам был виноват — не посмотрел, через что открывается (автоматом точка доступа через wap прописалась).
Serena14
Украина.
Относительно недорогой тариф (65 грн\месяц). 700 мб 3g инета, 700 SmS, безлимка в сети и что-то там бесплатное на другие сети.
За все время все МБ использовал лишь один раз, зато SmS — по 500-600 в месяц «уходит» легко, месенджерами, кроме Skypе, не пользуюсь.
Интересно, при таком раскладе оператор, видимо, не в накладе и при этом умудряется не ныть…
Я понимаю, что немного разная территория, которую надо покрывать, да и вообще — масштаб, но 1 рубль за SmS — это реально свинство.
sevikl
за все технические тонкости я плачу столько сколько требует договор с оператором. что я делаю поверх канала оператора не должно заботить никого кроме меня.
ZoomLS
Мы уже платим за все услуги связи. С чего мы ещё что-то должны платить? А то, что мы делаем с нашим трафиком, это их не касается вообще!