Всем привет! Этой публикацией мы открываем блог компании Infobip на Хабре. После десяти лет работы по всему миру, со сложными техническими продуктами и сервисами по обмену сообщениями, мы решили, что уже пора делиться опытом, кейсами и видением настоящего и будущего мобильных технологий, облачных решений, коммуникаций и маркетинга.



Блог будет интересен техническим специалистам и маркетологам, а также всем, кто интересуется инновациями в IT индустрии. Будем рады вашим комментариям и размышлениям!

Довольно любопытным является тот факт, что и сегодня, в 2016 году старая добрая технология SMS остается самым распространенным каналом в мире коммуникаций. Более 4,75 млрд абонентов мобильной связи отправляют и получают SMS-сообщения.
Несмотря на рост проникновения мобильного интернета, продаж смартфонов, новых приложений, мессенджеров, есть сферы коммуникации, где полностью исключить SMS невозможно. Это, по-прежнему, одна из самых стабильных, надежных и предсказуемых технологий обмена сообщениями.


Конечно, мы не рассматриваем SMS лишь, как обмен сообщениями от человека к человеку (P2P). В нашем блоге речь пойдет в первую очередь об A2P трафике (то есть, от приложения к человеку), а также о двустороннем обмене сообщениями. A2P, казалось бы, — простейшая технология, но в зависимости от настроенных сценариев, она может способствовать росту лояльности текущей аудитории, возврату старых клиентов, увеличению вторичных продаж или частоты покупок, росту базы пользователей, увеличению эффективности маркетинговых кампаний, обеспечению принципиально иного уровня сервиса клиентов. У каждого бизнеса — свои актуальные задачи.

По данным Statista, общий объем рынка A2P (приложение-человек) и Р2А (человек-приложение) в 2016 году составит 1688 млрд сообщений, в 2017 – 1733 млрд, в 2018 – 1763 млрд.

Facebook, Apple, Google и другие инновационные компании используют технологию SMS и вряд ли планируют от нее отказываться в ближайшее время.

image
Марк Цукерберг не намерен отказываться от SMS. Источник фото: Gawker.com

Почтовые ящики пользователей перегружены, а обилие сообщений в них, не способствует концентрации внимания, если нужно передать что-то важное. В этом смысле SMS превращается в более надежное и важное средство для каких-то ключевых уведомлений. Потребители понимают ценность SMS для безопасности, проверки сделок, обновлений, и бизнес-сообщений. Опрос, проведенный International Customer Management Institute, показал, что 79% компаний убеждены, что их клиентам нужна sms-поддержка.

A2P SMS является прямой, личной и простой связью. Три критерия, которые выигрывают в данном случае.
Когда у вас 160 символов, трудно сообщить что-то лишнее, а краткость — сестра таланта, как писал А.П. Чехов.

Наш коллега из Аргентины Карлос Лосада рассказал, как в эру смартфонов используются SMS технологи в бизнесе и маркетинге и почему пользователями востребован этот канал коммуникации.

Верификация


Проверка пользователя – первый, но очень важный шаг для любой компании. Основная цель проверки — получение гарантии, что на «той стороне» есть смартфон и реальный человек. Эта гарантия позволяет запускать дальнейшую систему коммуникации с клиентами. SMS будет работать, когда другие методы не срабатывают.

Двухфакторная проверка подлинности


Безопасность и доверие – условие хорошего маркетинга. Двухфакторная аутентификация (2FA) с помощью SMS не является панацеей, но это довольно сильная мера безопасности. 2FA на основе SMS является понятной и простой для пользователей, чтобы помочь им сохранить свои аккаунты в безопасности.

Уведомления и обновления


Уведомления и текстовые оповещения возможны для практически всех мыслимых сценариев: тревожных сообщений, установки пакетов обновлений, напоминаний, заказа столика в ресторане, банковского баланса, статуса доставки из интернет-магазина. Открываемость таких SMS в восемь раз больше, чем в электронной почте, что делает этот канал практически безальтернативным во многих отраслях.

Мобильные акции и кампании


Текстовые сообщения дают возможность связаться с самыми преданными клиентами. Для них, это простейший способ взаимодействия с брендом. Речь, конечно, не о спаме, которого по статистике, к слову, 10% от всех маркетинговых sms сообщений, а о валидной базе пользователей в разнообразных программах лояльности. Лояльные клиенты склонны получать купоны, обзоры и обновления. Клиенты, таким образом, имеют более глубокую связь с вашим брендом. Например, по данным Hipcricket, 90% пользователей, участвующих в SMS программах лояльности, считают это полезным (выгодным) для себя.

При этом, связь SMS рассылки и CRM поможет сделать ваши маркетинговые предложения максимально индивидуальными. А значит, они уже не будут восприниматься, как спам.

Обслуживание и поддержка клиентов


Клиент-поддержка по SMS является непростой задачей. Для ее осуществления, нужно связать клиента и службу поддержки через двусторонний обмен сообщениями. Конечно, это не заменит индивидуальной консультации, но в ряде случаев, стандартизированные вопросы и ответы – это альтернатива ожиданию в очереди или получению ответов по электронной почте. В наших будущих публикациях мы еще вернемся к этой теме и расскажем несколько вариантов и кейсов по использованию этой технологии.

При этом, если P2P SMS трафик постепенно падает, то A2P – наоборот растет. Действительно, общаться сегодня с друзьями намного удобнее с помощью мессенджеров, в которых интегрированы всевозможные функции, отправка файлов, звуковых сообщений, смайлики, в конце концов. Многие «переключаются» на SMS только тогда, когда хотят быть уверенными, что абонент получит сообщение.

А в случае с бизнес решениями, здесь богатое поле возможностей и экспериментов. Мы будем рассказывать о них. Возможно, есть какие-то направления в теме мобильных коммуникаций, о которых вы хотите узнать больше? Пишите в комментариях, мы расскажем.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (21)


  1. funnybanana
    17.08.2016 07:02
    +2

    Начинал работать с смс, когда отправка одной SMS стоила 20 коп. image И компаний которые давали инструменты для СМС-рассылок можно было по пальцам пересчитать…

    Сегодня куда не плюнь все занимаются смс-рассылками, а отправка смс переваливает за 1.20 руб/шт. Хотя по логике конкуренция должна была обвалить стоимость этой услуги…

    P.S сейчас использую коммуникатор для рассылки и собственный софт к нему. (Если интересно подготовлю статью об этом)


    1. drakmail
      17.08.2016 11:07

      А я начинал, когда она стоила 7 копеек :-) На самом деле там проблема в операторах, судя по всему (drakmail.ru/2013/10/25/end-of-sms вроде тогда это и случилось)


    1. kilgur
      17.08.2016 14:06

      «По логике», да, цены должны снижаться, но операторы ежегодно поднимают цены на отправку смс («буквенный» трафик, не абонентский).


    1. newross
      17.08.2016 14:06

      Поблагодарите государство за рост цен. Благодаря регулирующим законом такое произошло.
      Тоже использую собственный велосипед из клайстера USB-модемов, и даже тут есть ограничение — 200 смс в час. О нем в открытую не говорят операторы, выяснилось путем пристрастного допроса инженеров.


      1. mihmig
        17.08.2016 15:12

        А если не кластер модемов, а один модем с хорошим охлаждением и мультиплексор для сим-карт (на базе ардуино)?


        1. newross
          17.08.2016 15:39

          Не вижу смысла. Стоимость 4 модемов меньше, чем арудины и мультиплексора. Решение отлаженное, работает без сбоев, а просто ради интереса ковыряться с ардуиной не хочется.


  1. xmaster83
    17.08.2016 08:08

    Я тоже софтину написал дополняет Астериск, правда использую собственные железки, получается по 2 копейки имхо дешевле. Вчера смс пришла: -Хьюстон, у нас проблемы. -Вас понял, заходите на запасной аэродром. от InternetSMS. Вопрос как найти автора? или хотя с какого сервиса?


  1. Savranskiy
    17.08.2016 14:06

    Добрый день!
    Спасибо за статью!
    Согласен с автором.
    Интересуют кейсы как без миллионов рублей реализовывать A2P <-> P2A.
    А к теме статьи — хотелось бы получить каких то полезных советов — как из «безмозглых» рассылок получить какую нибудь пользу ;) т.е. когда это будет показателем повышения продажи. Т.е. потраченные даже 1,2 р. на маркетинговое сообщение «покупателю» — должен каким то образом принести прибыль (а это как то еще и мониторить бы;), например как google.analytics )


    1. serkon
      17.08.2016 17:28

      Спасибо за отзыв и темы для новых публикаций! Мы обязательно напишем про маркетинговые решения и возможности sms рассылок. Этот канал воспринимается неоднозначно, от больших восторгов, до негативных комментариев. Очевидно, что рассматривать нужно реальные кейсы. Постараемся подобрать самые интересные.


    1. newross
      17.08.2016 17:30

      у меня свое решение P2A <-> A2P. Это реально прошлый век и актуально только для Африки совсем уж нищих стран. Разработка стоит дешево, но вот обслуживание из-за конских цен на SMS крайне дорогое. За 2014 ушло ~1.5 млн рублей в год.
      Перевел все на мобильное приложение — теперь горя не знаю. Расходы упали на порядок, клиенты меньше звонят — все видно наглядно.


      1. xmaster83
        17.08.2016 20:31

        mihming! используй openvox и не чего зависать не будет


  1. mihmig
    17.08.2016 14:36

    Стоимость смс у операторов серьёзно возросла (прочухали фишку)
    К сожалению, у т.н. «аггрегаторов» недостаточно высокая гарантия доставки СМС (за исключением конечно же подписок мошеннический/платный контент). Причём врут безбожно — смс «доставлена» в то время как телефон лежал выключенным рядом на столе.

    Сейчас исследую такие варианты отправки с реальных номеров ( с покупкой СМС у провайдеров «пакетами», стоимость от 10 коп.):
    1. USB-модем
    Недостатки — зависает, требуется сим-карта Преимущества — получение входящих

    2. Android-смартфон с программой
    Недостатки требуется сим-карта Преимущества — получение входящих

    3. ПО от провайдеров (например SMS via computer от МТС)
    Преимущества — подтверждение доставки, не требуется СИМ Недостатки — закрытый протокол, не удалось автоматизировать

    Вот никак не пойму — подтверждение доставки СМС — это СМС или какой-то служебный пакет, можно ли его «отловить» в Android-программе?


    1. newross
      17.08.2016 15:38

      USB-модемы не виснут. По крайней мере те, что у меня уже 3 года трудятся без какого либо перезапуска.


    1. UnixMaster
      17.08.2016 16:41

      3. ПО от провайдеров (например SMS via computer от МТС)
      Преимущества — подтверждение доставки, не требуется СИМ Недостатки — закрытый протокол, не удалось автоматизировать


      Попробуйте SMPP 3.4. Возможно это оно.
      Где-то я у МТС читал, что они поддерживают этот протокол.

      Из недостатков отметил бы еще цену. Если купить СИМ, то там относительно дешево можно купить пакет, куда включено много бесплатных СМС


    1. kilgur
      18.08.2016 09:29

      На прямых подключениях к операторам «фейков» нет, они появляются уже у «аггрегаторов», причем как по причине «заработать», так и по технических причинам (некорректный разбор статусов оператора).
      У 1 и 2 вариантов есть еще недостатки — цифровой номер отправителя, невысокая скорость отправки, более высокая вероятность блокировки как трафика, так и номера.
      В ПО от провайдера скорее всего используется протокол SMPP (v.3.4), он вполне себе открытый. Можно воспользоваться библиотекой под node.js — ссылка.
      Если действительно используется SMPP, то подтверждение доставки (статус сообщения) присылается в виде пакета deliver_sm. На android в программе SMS есть возможность включить «запрашивать отчет о доставке», правда не знаю — можно ли это поймать программно. С абонентским оборудованием провайдер общается уже по другим протоколам (не smpp).


    1. gguugguu5
      25.08.2016 17:36

      Хотелось бы вступиться за коллег. Да, у агрегаторов бывают некорректные положительные отчеты о доставке, некорректные отчеты бывают и у операторов, но как правило это связано с техническими особенностями подключения. Поскольку у нас более 900 операторов в сети по всему миру, то мы сталкивались с самыми разными вариантами. Самые типичные причины сбоев:
      1. Смартфон абонента может вернуть положительный отчет о получении SMS, хотя из-за внутреннего программного сбоя ее не отобразить.
      2. SMS-центр оператора может быть запрограммирован таким образом, что возвращает всегда положительный статус. Например, CDMA-сети и вовсе не поддерживают отчеты о доставке.
      3. Сбой в работе программного обеспечения в цепочке смс-провайдеров. Потому что напрямую подключиться ко всем операторам во всем мире вы не сможете, где-то у вас будут прямые подключения, где-то через агрегатора, где-то через цепочку провайдеров.
      Если возникли подозрения о недоставке, или абонент пожаловался на недоставку, обязательно обратитесь к своему провайдеру. Поверьте, провайдер за интересован в том, чтобы вы были довольны сервисом, а не в том, чтобы испортить отношения с клиентом из-за одного или даже нескольких недоставленных сообщений.


      1. mihmig
        26.08.2016 11:38

        Спасибо за подробную информацию.
        Можно Вас спросить как специалиста (см. вопрос выше) подтверждение доставки СМС (когда в смартфоне отправленное помечается двумя галочками) — это СМС или какой-то служебный пакет, можно ли его «отловить» в Android-программе?


        1. gguugguu5
          26.08.2016 17:13

          Михаил, это все-таки не наша тема, но наша разработка ответила мне следующее:
          Это пакет SMS-DELIVER, описанный в стандарте 3GPP TS 23.040 (см. https://en.wikipedia.org/wiki/GSM_03.40)
          В зависимости от версии Android, существуют разные методы работы с отчетами о доставке, но – в любом случае – их можно отловить и разобрать в вашем приложении. Для более подробной информации стоит обратиться к описанию Android API.
          Надеюсь, помогла.


        1. gguugguu5
          26.08.2016 18:33

          вот еще руководитель разработки push сервисов прислал более развернутый ответ (сам ответить не смог, потому что публикация уже старая считается):

          > Вот никак не пойму — подтверждение доставки СМС — это СМС или какой-то служебный пакет, можно ли его «отловить» в Android-программе?

          Android уже позаботился об этом, есть декларированные API в системе. Можно создать свое мобильное приложение, которое потенциальный пользователь может использовать вместо предустановленного для отправки СМС уведомлений
          Например, посмотреть этот метод:

          «https://developer.android.com/reference/android/telephony/SmsManager.html#sendTextMessage(java.lang.String, java.lang.String, java.lang.String, android.app.PendingIntent, android.app.PendingIntent)»

          Но в целом, использование GSM модемов и приложений для отправки СМС сообщений пользователям, используя P2P канал не очень логично, особенно когда есть SLA перед конечными пользователями (клиентами). Тем более, что операторы трактуют однозначно — A2P трафик должен отправляться через A2P каналы. Плюс при работе на модемах надо выстраивать самостоятельно всю инфраструктуру, а стоит ли оно того, когда можно воспользоваться API?


  1. SergFromSimf
    18.08.2016 14:19

    Сейчас сам использую USB-модем в качестве SMS-шлюза. Пока кол-во сообщений не превышает 100/сутки, но знаю что при большом количестве оператор блокирует симкарту. Обычно знакомые меняют на новую и продолжают работать. Кто-нибудь пробовал официально договориться с оператором? Насколько это затратно? По времени, по стоимости, по трудности. Какие трудности и нюансы. И стоит ли это делать при объемах порядка 1000/сутки? По SMS-пакетам больше 1000/месяц не нашел.


    1. newross
      18.08.2016 17:07

      в пике достигал 10 000 SMS в сутки, до 2014 года нормально проходило все никаких блокировок. Сейчас же есть ограничение на 200 SMS в час, свыше этого просто не доходят до получателей. И никаких блокировок нет. Правда симки оформлены на юр. лицо.