2017 год обещает стать годом прорыва для омниканальных коммуникаций. Во многих сферах, например, в ритейле, это понятие знакомо уже давно. Другие отрасли всерьез об омниканальности начали говорить только в прошлом году.



Проблема в том, что немногие из руководителей или топ-менеджеров, даже понимая, что их компании нужна омниканальность, знают, с какой стороны подойти к задаче. Часто попытки внедрить омникальность в коммуникациях выглядят очень неуклюже. Вспоминаются истории десятилетней давности, когда маркетинговые отделы уже знали, что бренд надо продвигать в социальных сетях, но понятия не имели, как это делать. Так сегодня и с омниканальностью. Многие понимают, что она нужна, но не знают, как и откуда начинать.

Поэтому мы подготовили краткий гайд о том, что такое омниканальные коммуникации, и как правильно их внедрить в ваш бизнес. После изучения базовой информации вы сможете верно оценить, в каких новшествах нуждается ваша компания.

Но для начала разберемся с терминологией.



Это определение из «Википедии». И лучше всего о новизне термина в наших реалиях говорит обсуждение этой статьи и ее статус — «предлагается к удалению». На странице обсуждения, видно, что по мнению некоторых участников необходимы доказательства, «что тема статьи достойна иметь место в википедии». А ведь есть еще и «мультиканальность»!

Омниканальность и мультиканальность


На первый взгляд, омниканальность ничем не отличается от мультиканальности, так как она тоже подразумевает использование более чем одного инструмента для связи с клиентами. Однако есть существенная разница – в мультиканальных коммуникациях каналы существуют независимо друг от друга и часто вообще никак не связаны. Один отдел компании может позвонить клиенту, не зная, что он уже написал письмо в другой отдел. Более того, бывает такое, что сотрудники одного отдела не имеют понятия о том, каким был результат общения клиента с другим отделом.

В случае с омниканальностью для связи с клиентами используется сразу множество каналов, однако благодаря использованию единой системы создается впечатление непрерывного сеанса общения, и клиенты это сразу видят и, что немаловажно — ценят.

Самый важный элемент омниканальности – это единая матрица, вне которой коммуникаций быть не должно. Важно помнить, что клиенту все равно, каким способом он связывается с вашей компанией или с кем конкретно разговаривает. Для него это все этапы общения с брендом в целом.

Оптимизация бизнес-процессов


Во многих компаниях разные департаменты используют собственные каналы для общения с клиентами и игнорируют другие. Так, маркетинг может делать рассылку с новостями, а служба поддержки отвечать на телефонные звонки, но если вы обратитесь к ним по вопросу вне их компетенции, то вас попросят использовать другой канал связи. «Обратитесь в службу поддержки по телефону», «Свяжитесь со своим менеджером», «Оставьте заявку через форму на сайте»… такие отписки клиенты получают регулярно. Почему клиент должен сам думать о том, с какой стороны подходить к бренду? Почему компания не может распутать свой внутренний клубок коммуникаций?



Чаще всего ответ звучит так: «Мы так привыкли, нам так удобнее». На самом деле уже сегодня существуют системы, способные самостоятельно распределять входящие коммуникации, вне зависимости от того, каким каналом воспользовался клиент. К примеру, если в письме есть слово «Проблема», то, скорее всего, клиенту нужна служба поддержки, а значит, туда его и нужно переадресовать. Это не так сложно, как кажется. Омниканальность – это способность понимать, чего ожидает клиент, и делать то, что он ожидает.

Для того, чтобы понять, насколько важно предупреждать желания клиента, надо осознать, что от этого зависит процветание компании. Если каждый сотрудник будет понимать, что каждый потерянный клиент (или упущенный потенциальный) – это его ответственность, омниканальность станет очевидным решением.

Омниканальность – это не «всё и сразу»


Начало работы с омниканальными коммуникациями не означает, что вам придется использовать сразу все доступные каналы одновременно. Достаточно будет начать с тех, которыми вы уже пользуетесь, интегрировав их в единую систему. Если вы используете только голосовую связь и электронную почту, объедините сначала их, а потом уже думайте над добавлением SMS и push-уведомлений.

Всегда лучше начинать постепенно и с того, что вам знакомо, лишь потом пошагово расширяя функциональность.

Пора составить план


Переходим к самому главному этапу – составлению плана внедрения омниканальных коммуникаций. Чтобы помочь вам в этом, мы создали шаблон стратегии по внедрению омниканальности, который вы можете заполнить самостоятельно.


Скачайте шаблон и создайте план коммуникации

Стратегия состоит из следующих частей:

Инвентарь. Здесь перечислите все коммуникационные инструменты, которыми вы пользуетесь на данный момент. Если инструментом пользуются разные группы сотрудников – внесите этот инструмент в таблицу для каждой из них. В нашем примере электронной почтой пользуются отделы маркетинга, клиентской поддержки и продаж, и у всех у них разные задачи. Такое подробное описание необходимо, если вы хотите получить полную картину того, какие коммуникации нужны вашему бизнесу.

Заинтересованные стороны. Кто должен быть участником процесса? Предыдущая таблица показала, какие отделы общаются с клиентами. Теперь надо выделить ответственных. Вносите сюда не только сотрудников, которые непосредственно занимаются коммуникациями, но и всех, кто участвует в создании контента.

Интеграция. Как ваши системы будут обмениваться информацией с единым центром и друг с другом? Это может быть как очень легко организовать, так и достаточно сложно. Также важно учитывать потенциал будущего развития. И именно здесь может быть потрачена весомая часть вашего бюджета, однако без интеграции не будет омниканальности.

Другие инструменты. Что-то осталось в стороне? Как социальные медиа участвуют в процессе коммуникации? Может, у вас есть и другие инструменты общения с клиентами, в которых содержится ценная информация?

Этапы. Здесь надо расписать процесс внедрения по фазам. И здесь тоже важно все просчитать наперед, чтобы не было сюрпризом, так как внедрение каждого нового функционала, которого у вас раньше не было, может потребовать как финансовых ресурсов, так и затрат времени.

Сообщения. А теперь изучите все типы сообщений, которые вы планируете рассылать, и определитесь, кому и в каких ситуациях они должны отправляться. Этот этап планирования также может использоваться и в дальнейшем для планирования коммуникационных кампаний.

И о технологиях


Вы обратили внимание, что мы почти не говорили о том, какие технологии вам понадобятся для внедрения омниканальности? На самом деле, технологии – это не самая сложная часть задачи. Уже существуют продвинутые решения для большинства нужд. Но прежде чем приступить к их использованию, надо принять факт, что все клиенты – существующие и потенциальные – это ответственность каждого сотрудника компании, и общаться они должны с единым брендом, а не изолированными отделами.

Время начинать?


В конце февраля компания Infobip запустила OMNI-решение, которое позволит легко объединять все каналы общения с клиентом, чтобы его опыт сотрудничества с вами был гладким и беспроблемным. Все функции представлены в одном интуитивном веб-интерфейсе. Если вы решили внедрять технологии для омниканальных коммуникаций в своем бизнесе, свяжитесь с нами, и мы поможем оценить свои потребности, выстроить стратегию и подготовить план работ. А если сомневаетесь, подскажем, нужно ли это вашему бизнесу на данном этапе.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. imbasoft
    03.03.2017 10:18

    Подскажите пожалуйста, чем ваша идея отличается от использования обычной CRM с историей коммуникаций с клиентом?


    1. ibcis
      03.03.2017 13:01
      +1

      Наше решение не идет в паралелли с CRM-системами, т.к. не способно ее заменить на 100 %.
      Решение OMNI позволяет наоборот его дополнить, расширить фунционал. Например, нет нужды писать дополнительные программы или коннекторы, чтобы получить доступ ко всем каналам (SMS,Viber, Email и другие).
      Решение позволяет дополнить аналитику, что есть в CRM за счет мониторинга активностей пользователей и смарт-листов.


  1. MakarkinPRO
    03.03.2017 11:12

    Telegram, WhatsApp, Viber, Skype на прямые номера можно «посадить» то есть не через боты?


    1. ibcis
      03.03.2017 13:23

      Можно. Для отправки сообщений нужен номер мобильного телефона, который использовался для регистрации в мессенджере.


      1. MakarkinPRO
        03.03.2017 13:25

        А CRM битрикс24 чат можно передавать все эти сообщение и сохранять лиды/подвязывать к контактам/отвечать из чата?

        ps: возможно есть или делается модуль для Битрик24. у vigrochat видел что то похожее тестят. Было бы вообще супер.


        1. ibcis
          03.03.2017 16:17

          Можно обмениваться сообщениями, если подцепить наше решение к чату по HTTP(s)-протоколу. Относительно сохранения лидов или подвязки к действующим аккаунтам — это скорее должна быть возможность у чата и/или CRM-системы.
          Пожалуй чаты — это следующая эволюционная ступень.


          1. MakarkinPRO
            03.03.2017 16:18

            Ну у них уже есть Телеграм интеграйия правда через Бота… Люди ботов не особо понимают) им проще написать напряму на номер телефон в телеграм, и он в виде номера хранится у них в записной книжке)


            1. ibcis
              03.03.2017 16:42

              В этом плане самый продвинутый — Viber, который реализовал Public-чаты и официальные каналы для компаний с возможностью прямого общения с пользователем. Нет необходимости хранить лишние номера в записной книжке, достаточно помнить название компании, которую легко можно отыскать в приложении.
              Вероятно и другие мессенджеры пойдут по аналогичному пути монетезации.