В статье Джона Харриса из серии «Основы геймдизайна» представлен подробный обзор самых популярных настольных игр, включая традиционные вроде шахмат и го, ролевые вроде «Зова Ктулху», европейские вроде «Колонизаторов» и многие другие, у которых есть чему поучиться.
Предыдущие статьи из серии:
Го, шахматы, парчиси,
Нарды, монополия, скрэббл,
Пенте, Колонизаторы, Пуэрто-Рико,
Билет на поезд, Каркассон, Колонизаторы,
Манчкин, Контрактный бридж, Ужас Аркхэма,
Ядерная война, Паранойя, Зов Ктулху.
Обзор
Японский журнал головоломок Nikoli славится своими интересными логическими задачами. И хоть он и не является непосредственным «родителем» головоломок судоку, именно благодаря ему они приобрели такую популярность. Кроме них, в журнале можно найти множество отличных головоломок на любой вкус. Все они представляют собой схему, которую нужно дополнить тем или иным образом в соответствии с поставленной задачей.
У хорошо продуманных головоломок такого типа существует только одно решение. Если задача легкая, её можно решить с помощью элементарных логических заключений. Более сложные задачи требуют глубокого понимания правил, а поиски решения осуществляются методом проб и ошибок. Самые сложные задачи, как правило, можно решить или посредством экспериментов, или благодаря внезапному озарению.
Всем хорошо известны головоломки судоку. Для примера задач такого типа я остановился на менее популярной головоломке под названием «Китайская стена», которая в журнале Nikoli называется Slitherlink («скользящие линии»). Мне кажется, что ей также подходит название Loopy («петляющая»), которое упоминается в собрании головоломок Саймона Татэма (Tatham's Puzzle Collection). Иллюстрации, которые я привожу в этой статье, взяты из адаптированной компьютерной версии, но логика у них точно такая же, как и в «бумажном» первоисточнике. Каждая из головоломок, которые публикуют в Nikoli, хороша по-своему, но «Китайская стена» видится мне наиболее подходящей для знакомства с ними.
Поле «Китайской стены» разделено на квадраты сетью из точек, часть квадратов содержат числа. Для решения головоломки нужно соединить точки по невидимым линиям поля таким образом, чтобы образовалась неразрывная петля из линейных и прямоугольных сегментов. При правильном решении головоломки, квадраты, содержащие цифры, будут окружены линиями, число которых указано в центре каждого квадрата. Существует только один вариант петли, при котором выполняются заданные условия, что уже само по себе является небольшой подсказкой.
Рассмотрим одну легкую задачу из собрания головоломок Саймона Татэма. При должной практике её можно решить менее чем за 3 минуты. Что о ней можно сказать?
Во-первых, квадраты с цифрой 0 не должны иметь видимых границ. Квадраты с цифрой 3, напротив, должны быть обведены с трех сторон. Поскольку «троечка» предполагает только одну пустую границу, квадрат с цифрой 3 в верхнем правом углу следует обвести по краю – здесь мы может провести либо 2 угловые линии, либо ни одной.
Менее очевидный момент: линии должны присутствовать между двумя прилегающими «троечками»; кроме того, еще одну линию следует провести по любой из сторон этой «пары». Линия должна быть непрерывной, без каких-либо ответвлений; если линия огибает квадрат под прямым углом, остальные 2 стороны квадрата должны быть пустыми. Всё это, вкупе с очевидными правилами касательно «единичек», «двоечек» и прилегающих линий, позволяет нам начать решать задачу следующим образом:
Заполнить всю сетку, отталкиваясь от этих набросков, достаточно легко. Более сложные задачи требуют, в свою очередь, более глубокого понимания структуры головоломки, использования закономерностей высокого порядка (таких как, например, замкнутость петли в «Китайской стене») и постоянных проб и ошибок.
Всё вышесказанное относится к судоку в частности и большинству головоломок Nikoli в целом. По сути, эти задачи однотипны. Как только вы поймете методику решения головоломок одного типа, сможете решать подобные задачи вплоть до среднего уровня сложности. Чтобы продвинуться дальше, вам понадобится приложить больше усилий. Но помните – даже эксперты не могут сходу решать судоку сложных уровней.
Что можно почерпнуть из этих головоломок?
Особый интерес для разработчиков игр представляют головоломки, которые были успешно адаптированы до компьютерных версий. Помимо того, что судоку играет ключевую роль в сайд-стори серии игр Brain Age от Nintendo, приложение с открытым кодом Simon Tatham Puzzle Collection объединяет игровые модули множества головоломок и весьма достойные генераторы случайных задач в одном пакете.
На страницах Nikoli можно найти множество идей для головоломок, которые сейчас очень популярны. Этим, а также превосходной коллекцией судоку и интерфейсом для их решения в значительной мере объясняется популярность серии игр Brain Age. Кроме того, элементы головоломок можно использовать в качестве мини-игр в составе игр других жанров.
Дополнительные материалы:
Сейчас Nikoli поддерживает англоязычный сайт с головоломками и инструкциями по их решению.
Долгое время ведущим периодическим изданием, посвященным головоломкам, для англоговорящей аудитории был Games Magazine, открывший миру Уилла Шортца. В каждом выпуске есть страницы с головоломками, среди которых можно найти задачи по типу тех, что публикует Nikoli.
Обзор
К сожалению, кроссворды не пользуются особой популярностью среди геймеров. Но на самом деле это весьма непростые и очень увлекательные головоломки, для решения которых требуется начитанность, богатый словарный запас, гибкий ум, а в некоторых случаях – нестандартное мышление. Даже самые эрудированные люди ломают голову над ежедневными кроссвордами от New York Times. Начиная с понедельника, уровень сложности становится всё выше, а в воскресенье читателей ждет самое настоящее испытание.
Все слова в традиционных кроссвордах пересекаются по горизонтали и вертикали. Таким образом, каждое слово служит подсказкой к разгадке другого. Начальные клетки в каждом ряду помечены числами, которые указывают на определения загаданных слов. Список определений находится рядом с сеткой кроссворда.
Именно благодаря пересечению слов кроссворд – не просто набор загадок, а полноценная головоломка. Если игрок не может разгадать слово, он может пойти окольным путем – разгадывать перекрестные слова и проставлять буквы, которые подскажут ему правильный ответ. Составители кроссвордов знают об этом и поэтому стараются, чтобы сложные слова пересекались с легкими. Но как ни крути, даже самые заядлые кроссвордисты не всегда могут с ходу разгадывать сложные задачи.
Кроссворды можно разгадывать двумя способами. Сначала можно заполнить всё, что знаешь, а неизвестные слова оставить на потом. Или же можно выбрать условный участок и постепенно расширять его, разгадывая смежные слова. В таком случае каждая заполненная клетка добавляет уверенности в правильности ответов. А разгадав весь кроссворд полностью, наверняка можно получить намного больше удовольствия, чем если на поле останутся пустые клетки.
Базовая механика этой головоломки интересна сама по себе, но за многие годы составители кроссвордов привнесли в игру много новых аспектов. Разбираться в них так же важно, как и в основных правилах. Основной принцип, который следует усвоить: разгадка к слову кроется в самом определении.
Например, определение часто является той же частью речи, что и загаданное слово, то есть они могут быть взаимозаменяемы в предложении. Если определение стоит во множественном числе, то и слово наверняка загадано в этой форме. Если в определении присутствует аббревиатура, скорее всего, слово также является сокращением. Если определение написано сленгом или архаичным языком, можете не сомневаться, что ответ будет соответствовать стилю загадки. В случае если ответ состоит из нескольких слов, как правило (но не всегда!), об этом будет сказано в определении. Но прежде всего стоит остерегаться определений в вопросительной форме. Это верный признак того, что автор кроссворда приготовил для вас ловушку в виде игры слов, омонимов или каламбура.
Иногда можно встретить и другие уловки. Если в определении вы видите нетипичное употребление слов, будьте начеку: ответ может быть сформулирован аналогичным образом. Также стоит учитывать, что в традиционных кроссвордах, как правило, запрещено использовать одно слово несколько раз – даже в другой грамматической форме или в определении к другому слову.
Стоит отметить, что в британских кроссвордах, которые в США называют «криптограммами», используется намного больше уловок, чем в американских аналогах. Умение обходить эти подводные камни приходит с опытом, и затем они уже не представляют особой сложности.
За последние годы появилось много тематических кроссвордов, которые при грамотном подходе могут давать игроку дополнительные подсказки. Если у кроссворда есть заголовок, значит все ответы объединены общей темой. Но иногда даже в безымянных кроссвордах тему можно узнать всего по нескольким определениям. Как правило, самые длинные слова в кроссворде (особенно если они растянуты по всей длине поля) заключают в себе прямое указание на общую тему.
Определения также могут перекликаться друг с другом. Сетки кроссвордов практически всегда симметричны, и зеркально расположенные слова часто связаны общей темой. Бывает, что кроссворды выходят за рамки стандартных правил. Например, черные клетки складываются в узор, одно определение соответствует нескольким словам или наоборот – у нескольких определений один ответ.
Пожалуй, самая каверзная разновидность кроссворда – это ребус-кроссворд. В этой головоломке в одну клетку можно вписать число, символ или даже целое слово! Такие исключения встречаются только в тематических кроссвордах, причем довольно редко. Но начинающие кроссвордисты должны быть начеку, потому что ребус может оказаться где угодно.
Поначалу это может показаться несправедливым, но опытных игроков ребус вряд ли застанет врасплох. Главное – обращать внимание на слова, которые не помещаются в доступное количество клеток. По своему опыту могу сказать, что когда сам находишь зашифрованный ребус и разгадываешь его, получаешь особое удовольствие.
Что можно почерпнуть из этих головоломок?
На консоли Nintendo DS есть как минимум 3 сборника кроссвордов: от изданий New York Times (рекомендуется) и USA Today (достойно внимания), а также коллекция оригинальных кроссвордов (последний сборник был выпущен Nintendo и, как ни странно, выглядит весьма удручающе на фоне остальных игр этой компании). К тому же, совсем недавно стал доступен для скачивания еще один сборник кроссвордов для консоли DSi.
Но не стоит думать, что приложение с кроссвордами принесет вам легкие деньги. Составить такую головоломку под силу далеко не каждому. Большинство кроссвордов в печатных и цифровых изданиях имеют на удивление узкий круг авторов, которые часто используют для этого специальное ПО. Если вы начнете по-настоящему увлекаться кроссвордами, со временем вам наверняка станут известны имена некоторых составителей, и вы даже сможете различать их стили.
Многие игры требуют от игроков определенных знаний. Хороший тому пример – настольная игра «Скрэббл», которая переняла много механик у кроссвордов. Однако некоторые разработчики стремятся исключить этот фактор из своих игр.
Культовую компьютерную игру Nethack часто критикуют за то, что она не оставляет игроку шансов на победу, если он плохо ориентируется в игровой вселенной. Возможно, для кого-то это и минус. Может, это и правда негативно сказывается на иммерсивности и целостности игрового мира, но популярность кроссвордов от этого уж точно не пострадала.
Примечание
Правила в некоторых вышеперечисленных играх (особенно в европейских настольных играх в предыдущих статьях) могут отличаться в зависимости от издания или страны выпуска. Поэтому при описании всех игр я руководствовался правилами из последних американских изданий.
Написав эту статью, я нашел отличную серию видеороликов под названием Board Games With Scott («Настольные игры со Скоттом»). Если вы хотите больше узнать о настольных играх, в частности о «Билете на поезд» и «Пуэрто-Рико», видеообзоры Скотта Николсона – это именно то, что вам нужно.
И напоследок напомню, что лучшее место для знакомства с настольными играми – сайт BoardGameGeek. Это крупнейший интернет-портал, посвященный настольным играм, на котором вы можете найти ответы на все интересующие вас вопросы.
Предыдущие статьи из серии:
Го, шахматы, парчиси,
Нарды, монополия, скрэббл,
Пенте, Колонизаторы, Пуэрто-Рико,
Билет на поезд, Каркассон, Колонизаторы,
Манчкин, Контрактный бридж, Ужас Аркхэма,
Ядерная война, Паранойя, Зов Ктулху.
Головоломки Nikoli
Издатель: Nikoli
Тип: логические головоломки для решения в одиночку
Уровень сложности: от умеренного до высокого
Создатели: разные авторы
Фактор везения: отсутствует
Описание: серия головоломок, которые публикуются в японском журнале головоломок Nikoli. Судоку также входит в число сложных логических задач данного типа. Если знать алгоритмы решения таких головоломок, в них нет ничего сложного, но в данном случае самым увлекательным является именно процесс поиска решения.
Обзор
Японский журнал головоломок Nikoli славится своими интересными логическими задачами. И хоть он и не является непосредственным «родителем» головоломок судоку, именно благодаря ему они приобрели такую популярность. Кроме них, в журнале можно найти множество отличных головоломок на любой вкус. Все они представляют собой схему, которую нужно дополнить тем или иным образом в соответствии с поставленной задачей.
У хорошо продуманных головоломок такого типа существует только одно решение. Если задача легкая, её можно решить с помощью элементарных логических заключений. Более сложные задачи требуют глубокого понимания правил, а поиски решения осуществляются методом проб и ошибок. Самые сложные задачи, как правило, можно решить или посредством экспериментов, или благодаря внезапному озарению.
Всем хорошо известны головоломки судоку. Для примера задач такого типа я остановился на менее популярной головоломке под названием «Китайская стена», которая в журнале Nikoli называется Slitherlink («скользящие линии»). Мне кажется, что ей также подходит название Loopy («петляющая»), которое упоминается в собрании головоломок Саймона Татэма (Tatham's Puzzle Collection). Иллюстрации, которые я привожу в этой статье, взяты из адаптированной компьютерной версии, но логика у них точно такая же, как и в «бумажном» первоисточнике. Каждая из головоломок, которые публикуют в Nikoli, хороша по-своему, но «Китайская стена» видится мне наиболее подходящей для знакомства с ними.
Поле «Китайской стены» разделено на квадраты сетью из точек, часть квадратов содержат числа. Для решения головоломки нужно соединить точки по невидимым линиям поля таким образом, чтобы образовалась неразрывная петля из линейных и прямоугольных сегментов. При правильном решении головоломки, квадраты, содержащие цифры, будут окружены линиями, число которых указано в центре каждого квадрата. Существует только один вариант петли, при котором выполняются заданные условия, что уже само по себе является небольшой подсказкой.
Рассмотрим одну легкую задачу из собрания головоломок Саймона Татэма. При должной практике её можно решить менее чем за 3 минуты. Что о ней можно сказать?
Во-первых, квадраты с цифрой 0 не должны иметь видимых границ. Квадраты с цифрой 3, напротив, должны быть обведены с трех сторон. Поскольку «троечка» предполагает только одну пустую границу, квадрат с цифрой 3 в верхнем правом углу следует обвести по краю – здесь мы может провести либо 2 угловые линии, либо ни одной.
Менее очевидный момент: линии должны присутствовать между двумя прилегающими «троечками»; кроме того, еще одну линию следует провести по любой из сторон этой «пары». Линия должна быть непрерывной, без каких-либо ответвлений; если линия огибает квадрат под прямым углом, остальные 2 стороны квадрата должны быть пустыми. Всё это, вкупе с очевидными правилами касательно «единичек», «двоечек» и прилегающих линий, позволяет нам начать решать задачу следующим образом:
Заполнить всю сетку, отталкиваясь от этих набросков, достаточно легко. Более сложные задачи требуют, в свою очередь, более глубокого понимания структуры головоломки, использования закономерностей высокого порядка (таких как, например, замкнутость петли в «Китайской стене») и постоянных проб и ошибок.
Всё вышесказанное относится к судоку в частности и большинству головоломок Nikoli в целом. По сути, эти задачи однотипны. Как только вы поймете методику решения головоломок одного типа, сможете решать подобные задачи вплоть до среднего уровня сложности. Чтобы продвинуться дальше, вам понадобится приложить больше усилий. Но помните – даже эксперты не могут сходу решать судоку сложных уровней.
Что можно почерпнуть из этих головоломок?
Особый интерес для разработчиков игр представляют головоломки, которые были успешно адаптированы до компьютерных версий. Помимо того, что судоку играет ключевую роль в сайд-стори серии игр Brain Age от Nintendo, приложение с открытым кодом Simon Tatham Puzzle Collection объединяет игровые модули множества головоломок и весьма достойные генераторы случайных задач в одном пакете.
На страницах Nikoli можно найти множество идей для головоломок, которые сейчас очень популярны. Этим, а также превосходной коллекцией судоку и интерфейсом для их решения в значительной мере объясняется популярность серии игр Brain Age. Кроме того, элементы головоломок можно использовать в качестве мини-игр в составе игр других жанров.
Дополнительные материалы:
Сейчас Nikoli поддерживает англоязычный сайт с головоломками и инструкциями по их решению.
Долгое время ведущим периодическим изданием, посвященным головоломкам, для англоговорящей аудитории был Games Magazine, открывший миру Уилла Шортца. В каждом выпуске есть страницы с головоломками, среди которых можно найти задачи по типу тех, что публикует Nikoli.
Кроссворды
Традиционная головоломка
Тип: словесная головоломка для одного игрока
Уровень сложности: от низкого до высокого
Создатель: Артур Уинн (авторство более ранней версии приписывается Джузеппе Айрольди)
Фактор везения: отсутствует
Описание: абсолютный чемпион среди головоломок. Кроссворд представляет собой сетку из пересекающихся рядов пустых клеток, которые нужно заполнять словами по заданным значениям. Слова можно вписывать слева направо (по горизонтали) и сверху вниз (по вертикали). Но всё не так просто, как кажется.
Обзор
К сожалению, кроссворды не пользуются особой популярностью среди геймеров. Но на самом деле это весьма непростые и очень увлекательные головоломки, для решения которых требуется начитанность, богатый словарный запас, гибкий ум, а в некоторых случаях – нестандартное мышление. Даже самые эрудированные люди ломают голову над ежедневными кроссвордами от New York Times. Начиная с понедельника, уровень сложности становится всё выше, а в воскресенье читателей ждет самое настоящее испытание.
Все слова в традиционных кроссвордах пересекаются по горизонтали и вертикали. Таким образом, каждое слово служит подсказкой к разгадке другого. Начальные клетки в каждом ряду помечены числами, которые указывают на определения загаданных слов. Список определений находится рядом с сеткой кроссворда.
Именно благодаря пересечению слов кроссворд – не просто набор загадок, а полноценная головоломка. Если игрок не может разгадать слово, он может пойти окольным путем – разгадывать перекрестные слова и проставлять буквы, которые подскажут ему правильный ответ. Составители кроссвордов знают об этом и поэтому стараются, чтобы сложные слова пересекались с легкими. Но как ни крути, даже самые заядлые кроссвордисты не всегда могут с ходу разгадывать сложные задачи.
Кроссворды можно разгадывать двумя способами. Сначала можно заполнить всё, что знаешь, а неизвестные слова оставить на потом. Или же можно выбрать условный участок и постепенно расширять его, разгадывая смежные слова. В таком случае каждая заполненная клетка добавляет уверенности в правильности ответов. А разгадав весь кроссворд полностью, наверняка можно получить намного больше удовольствия, чем если на поле останутся пустые клетки.
Базовая механика этой головоломки интересна сама по себе, но за многие годы составители кроссвордов привнесли в игру много новых аспектов. Разбираться в них так же важно, как и в основных правилах. Основной принцип, который следует усвоить: разгадка к слову кроется в самом определении.
Например, определение часто является той же частью речи, что и загаданное слово, то есть они могут быть взаимозаменяемы в предложении. Если определение стоит во множественном числе, то и слово наверняка загадано в этой форме. Если в определении присутствует аббревиатура, скорее всего, слово также является сокращением. Если определение написано сленгом или архаичным языком, можете не сомневаться, что ответ будет соответствовать стилю загадки. В случае если ответ состоит из нескольких слов, как правило (но не всегда!), об этом будет сказано в определении. Но прежде всего стоит остерегаться определений в вопросительной форме. Это верный признак того, что автор кроссворда приготовил для вас ловушку в виде игры слов, омонимов или каламбура.
Иногда можно встретить и другие уловки. Если в определении вы видите нетипичное употребление слов, будьте начеку: ответ может быть сформулирован аналогичным образом. Также стоит учитывать, что в традиционных кроссвордах, как правило, запрещено использовать одно слово несколько раз – даже в другой грамматической форме или в определении к другому слову.
Стоит отметить, что в британских кроссвордах, которые в США называют «криптограммами», используется намного больше уловок, чем в американских аналогах. Умение обходить эти подводные камни приходит с опытом, и затем они уже не представляют особой сложности.
За последние годы появилось много тематических кроссвордов, которые при грамотном подходе могут давать игроку дополнительные подсказки. Если у кроссворда есть заголовок, значит все ответы объединены общей темой. Но иногда даже в безымянных кроссвордах тему можно узнать всего по нескольким определениям. Как правило, самые длинные слова в кроссворде (особенно если они растянуты по всей длине поля) заключают в себе прямое указание на общую тему.
Определения также могут перекликаться друг с другом. Сетки кроссвордов практически всегда симметричны, и зеркально расположенные слова часто связаны общей темой. Бывает, что кроссворды выходят за рамки стандартных правил. Например, черные клетки складываются в узор, одно определение соответствует нескольким словам или наоборот – у нескольких определений один ответ.
Пожалуй, самая каверзная разновидность кроссворда – это ребус-кроссворд. В этой головоломке в одну клетку можно вписать число, символ или даже целое слово! Такие исключения встречаются только в тематических кроссвордах, причем довольно редко. Но начинающие кроссвордисты должны быть начеку, потому что ребус может оказаться где угодно.
Поначалу это может показаться несправедливым, но опытных игроков ребус вряд ли застанет врасплох. Главное – обращать внимание на слова, которые не помещаются в доступное количество клеток. По своему опыту могу сказать, что когда сам находишь зашифрованный ребус и разгадываешь его, получаешь особое удовольствие.
Что можно почерпнуть из этих головоломок?
На консоли Nintendo DS есть как минимум 3 сборника кроссвордов: от изданий New York Times (рекомендуется) и USA Today (достойно внимания), а также коллекция оригинальных кроссвордов (последний сборник был выпущен Nintendo и, как ни странно, выглядит весьма удручающе на фоне остальных игр этой компании). К тому же, совсем недавно стал доступен для скачивания еще один сборник кроссвордов для консоли DSi.
Но не стоит думать, что приложение с кроссвордами принесет вам легкие деньги. Составить такую головоломку под силу далеко не каждому. Большинство кроссвордов в печатных и цифровых изданиях имеют на удивление узкий круг авторов, которые часто используют для этого специальное ПО. Если вы начнете по-настоящему увлекаться кроссвордами, со временем вам наверняка станут известны имена некоторых составителей, и вы даже сможете различать их стили.
Многие игры требуют от игроков определенных знаний. Хороший тому пример – настольная игра «Скрэббл», которая переняла много механик у кроссвордов. Однако некоторые разработчики стремятся исключить этот фактор из своих игр.
Культовую компьютерную игру Nethack часто критикуют за то, что она не оставляет игроку шансов на победу, если он плохо ориентируется в игровой вселенной. Возможно, для кого-то это и минус. Может, это и правда негативно сказывается на иммерсивности и целостности игрового мира, но популярность кроссвордов от этого уж точно не пострадала.
Примечание
Правила в некоторых вышеперечисленных играх (особенно в европейских настольных играх в предыдущих статьях) могут отличаться в зависимости от издания или страны выпуска. Поэтому при описании всех игр я руководствовался правилами из последних американских изданий.
Написав эту статью, я нашел отличную серию видеороликов под названием Board Games With Scott («Настольные игры со Скоттом»). Если вы хотите больше узнать о настольных играх, в частности о «Билете на поезд» и «Пуэрто-Рико», видеообзоры Скотта Николсона – это именно то, что вам нужно.
И напоследок напомню, что лучшее место для знакомства с настольными играми – сайт BoardGameGeek. Это крупнейший интернет-портал, посвященный настольным играм, на котором вы можете найти ответы на все интересующие вас вопросы.
Поделиться с друзьями