Глава United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно заявил, что произошедший 1 сентября при подготовке к запуску и тестированию систем взрыв ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX может сорвать их график полетов на ближайшие 9-12 месяцев.

Упор делается на то, что пока идет разбирательство и выявляются причины аварии, Маск и его компания будут «прикованы к земле». Плюс к этому, ремонта потребует и сам стартовый стол вместе с башней.

Стоит отметить, что ULA является прямым конкурентом SpaceX и происшествие на мысе Канаверал отчасти на руку этой организации.

По мнению Бруно, расследование произошедшего может занять у компании Маска не меньше нескольких месяцев, после чего будет необходимо устранить причины неполадки.

Предварительно сообщалось, что проблема возникла в верхней ступени у резервуара с кислородом. В более подробном разборе возможных причин взрыва от пользователя lozga указываются следующие варианты:

  • утечка компонентов и короткое замыкание;
  • нарушение чистоты кислородных магистралей;
  • утечка из системы зажигания;
  • ошибочное срабатывание системы подрыва.

Пока же специалисты SpaceX изучают данные камер и телеметрии и окончательных официальных заявлений представителей компании о причинах взрыва не поступало.

Напомним, взрыв ракеты-носителя Falcon 9 произошел 1 сентября, около 16:30 по московскому времени. Тогда команда инженеров и техников проводила предстартовые испытания всех систем, а сама ракета уже была оснащена полезной нагрузкой в виде израильского спутника связи Amos-6 стоимостью 200 млн долларов США, который должен был заменить на орбите уже отработавший свой ресурс спутник Amos-2.

Сам Falcon 9 — не единственная серьезная потеря. Если в случае с грузами МКС всегда есть запасной вариант, то Amos-6 был аппаратом уникальным. Его предшественник Amos-2 обеспечивает покрытие в средних широтах и выработал свой ресурс еще в 2015 году, но тогда пуск Amos-6 был перенесен на сентябрь 2016.

Также на частоты спутника претендовала компания Facebook для развития собственного проекта Internet.org — стартапа, целью которого является обеспечение доступа к сети Интернет в труднодоступных и удаленных регионах планеты.

Примечательно, что ранее израильтяне запускали спутники Amos, в основном, с космодрома «Байконур» (последний спутник Amos был успешно доставлен на орбиту ракетой-носителем «Протон-М»). Но первый запуск нового подрядчика даже не состоялся.

Произошедшее может негативно отразиться на частных пусках, однако, данная сфера слишком молода, чтобы давать однозначные оценки. Никто не знает, как быстро «частник» может справить с проблемами подобного рода по сравнению с государственным сектором, который в любых странах славится своей неповоротливостью. В любом случае, перед Маском и его компанией сейчас стоит задача как можно быстрее разобраться в причинах произошедшего и устранить неполадки/исключить возможность подобных происшествий в будущем.

Авария нанесла серьезный репутационный ущерб компании. Готовящийся к старту Falcon 9 был абсолютно новым, а компания уже планирует в следующем году повторно использовать возвращенные б/у ступени. Может случиться так, что потенциальные заказчики усомнятся в безопасности своих грузов, если даже нелетавшие до этого ракеты SpaceX периодически взрываются на различных этапах (в 2015 году одна из ракет, которая должна была доставить груз на МКС взорвалась после старта в атмосфере Земли).
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (33)


  1. Whisky667
    09.09.2016 13:52
    +5

    Amos-6 был аппаратом уникальным.

    Серийный спутник связи. Уникальные вещи — именно девайсы вроде IDA, о которых тут написано обратное.


  1. Valerij56
    09.09.2016 14:01
    +1

    >>>> Также на частоты спутника претендовала компания Facebook для развития собственного проекта Internet.org — стартапа, целью которого является обеспечение доступа к сети Интернет в труднодоступных и удаленных регионах планеты.

    Facebook не претендовала на частоты, выделенные для спутника, а была ключевым арендатором транспондеров Amos-6


  1. Valerij56
    09.09.2016 14:12
    +1

    >>>> Глава United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно заявил, что произошедший 1 сентября при подготовке к запуску и тестированию систем взрыв ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX может сорвать их график полетов на ближайшие 9-12 месяцев.

    Было бы очень интересно увидеть ссылку на оригинал этой новости. Во первых, обычно на Западе намного более аккуратно комментируют происшествия у конкурентов (все под богом ходим), во вторых, Тори Бруно известен, как грамотный специалист, он знает, что SpaceX эксплуатирует вторую площадку в Вандерберге, и вот-рот начнт запуски с 39 стартового комплекса на мысе.

    >>>> Упор делается на то, что пока идет разбирательство и выявляются причины аварии, Маск и его компания будут «прикованы к земле». Плюс к этому, ремонта потребует и сам стартовый стол вместе с башней.

    То есть расчёт на то, что комиссия будет работать очень долго? Очень вряд ли.


    1. pnetmon
      09.09.2016 15:01
      +3

      http://www.reuters.com/article/us-spacex-blast-ula-idUSKCN11E2W3

      If history is any guide, Elon Musk's SpaceX could be grounded for nine to 12 months while it investigates the cause of last week's launch pad accident and makes any repairs, according to the chief executive of SpaceX's primary U.S. competitor on Thursday.

      «It typically takes nine to 12 months for people to return to flight. That's what the history is,» Tory Bruno, chief executive of United Launch Alliance, told Reuters. Bruno did not mention SpaceX by name.

      Bruno said the main issue after accidents involving space launches has «always been figuring out what went wrong on the rocket, being confident that you know… how to fix it and then actually getting that fix in place.»


      1. Valerij56
        09.09.2016 23:22
        +2

        Рейтер выпустил новое интервью с Тори Бруно.
        Желательно его разместить в сообщении.
        Вот ссылка: _http://www.reuters.com/article/spacex-blast-ula-idUSL8N1BK5NG

        И текст (сорри, убрать под как не могу):

        Thu Sep 8, 2016 7:23pm EDT
        CORRECTED-ULA chief says recovery from space launch accident typically 9-12 mths

        (Corrects throughout to reflect that ULA chief Tory Bruno was speaking generally and not specifically talking about recent SpaceX accident.)
        By Irene Klotz
        If history is any guide, Elon Musk's SpaceX could be grounded for nine to 12 months while it investigates the cause of last week's launch pad accident and makes any repairs, according to the chief executive of SpaceX's primary U.S. competitor on Thursday.
        «It typically takes nine to 12 months for people to return to flight. That's what the history is,» Tory Bruno, chief executive of United Launch Alliance, told Reuters. Bruno did not mention SpaceX by name.
        A SpaceX Falcon 9 booster exploded on the launch pad on Sept. 1 as it was being fueled for a routine pre-launch test. A $200 million Israeli communications satellite was destroyed in the blast, the second failed mission for technology entrepreneur Elon Musk's privately owned SpaceX in 14 months.
        The cause of the accident is under investigation. SpaceX has not publicly disclosed the extent of damage to its launch pad.
        Bruno said the main issue after accidents involving space launches has «always been figuring out what went wrong on the rocket, being confident that you know… how to fix it and then actually getting that fix in place.»
        Repairing damage to the launch pad is usually not a significant issue, he said. «Historically, it had never been the pad that's taken the longest time,» he said.
        Bruno spoke with Reuters a few hours before ULA, a partnership of Lockheed-Martin Corp and Boeing Co, was preparing to launch its 111th rocket, so far all successfully.
        An Atlas 5 rocket, carrying a NASA asteroid sample-return spacecraft, was poised for liftoff from Cape Canaveral Air Force Station in Florida about 1.2 miles (2 km) away from the SpaceX launch site.
        Bruno said he called SpaceX President Gwynne Shotwell shortly after the accident to extend sympathies and offer help.
        «It's a small community and issues especially around safety — but even mission success — kind of transcend the competitive piece of this,» Bruno added.
        ULA and SpaceX are rivals for private space missions and launches by U.S. government agencies. Musk's company in May broke ULA's monopoly on flying U.S. military and national security satellites, winning an $83 million Air Force contract to launch a Global Positioning System satellite in 2018.
        The two firms are expected to square off over a second satellite launch services bid, which closes on Sept. 19.
        Bruno declined to say specifically if ULA would submit a proposal. Bruno said factors that prevented ULA from competing for an earlier military launch, including a trade ban that stymied imports of Russian rocket engines, are no longer obstacles.
        But ULA will still have to compete with SpaceX on price.
        «It is still a priced-only competition, which I think is unfortunate and not necessarily, in our view, the best way to select this type of complex and risky service,» Bruno said. (Reporting by Irene Klotz; editing by Joseph White, G Crosse)


        1. pnetmon
          10.09.2016 06:50
          +1

          Это не новое интервью, а подредактированное — выдержка его слов приведенная мной ранее слово в слово совпадает с новой версией.


          1. Valerij56
            10.09.2016 12:38

            Возможно, не буду спорить.


    1. pnetmon
      09.09.2016 15:10
      +4

      Ну и его слова про свою фразу
      https://twitter.com/torybruno/status/774080155186757632
      Not what I said. I have no insider info and will not speculate. Described a study of historical industry failures


  1. MaxAlekseev
    09.09.2016 14:46

    >То есть расчёт на то, что комиссия будет работать очень долго? Очень вряд ли.

    На чем основана такая уверенность?


    1. saboteur_kiev
      09.09.2016 15:34

      Тоже непонятно откуда такая уверенность.
      Пропали серьезные деньги. И стоимость ремонта — весьма приличная.
      Просто так тратить деньги на восстановление, не разобравшись детально что, почему и как построить космодром, который будет устойчив к таким авариям (а это вряд ли реально) — в общем в этой области, да и вообще, зарубежом может и быстро строят, но долго планируют.


      1. Valerij56
        09.09.2016 16:26

        Восстанавливать стартовый стол и установщик придётся в любом случае. А по поводу долгого планирования — Маск после предыдущей аварии через пол года выкатил новую модификацию ракеты.


        1. saboteur_kiev
          12.09.2016 20:54

          Так ракета — его компания. А стартовый стол — не только его, там еще и чужой бизнес, надо со всеми договориться.

          И по поводу восстановления — там можно восстановить как было а можно модернизировать в гораздо более крутое, и причем за теже самые деньги. Поэтому стоит обсудить.


          1. Valerij56
            12.09.2016 23:46

            Маск давно уже является единственным арендатором СКт-40 на мысе.

            Не надо ему ни с кем договариваться.


    1. Valerij56
      09.09.2016 15:52

      У Маска сейчас все данные телеметрии, и, главное, все обломки. С ним в комиссии работают ведущие профессионалы НАСА и ВВС. Поэтому я думаю, что он сможет найти причину достаточно быстро. Это аз.

      Маск эксплуатирует вторую площадку в Вандерберге, в ноябре введёт в строй 39 СК на Мысе.

      Кроме того, не так сильно пострадал 40 СК. Да, стартовый стол и установщик придётся менять, но заправочная инфраструктура и сборочный ангар почти не пострадали


      1. MaxAlekseev
        09.09.2016 16:03
        +2

        >>У Маска сейчас все данные телеметрии, и, главное, все обломки. С ним в комиссии работают ведущие профессионалы НАСА и ВВС.

        Откуда у вас такие данные по телеметрии и составу комиссии. Пока еще даже нормального заявления от SpaceX не было, что там примерно произошло и какие версии отрабатываются.


        1. Valerij56
          09.09.2016 17:21

          >>>> Откуда у вас такие данные по телеметрии и составу комиссии. Пока еще даже нормального заявления от SpaceX не было, что там примерно произошло и какие версии отрабатываются.

          Система телеметрии «пишет» всё происходящее с ракетой, и построена так, чтобы данные сохранялись даже в случае взрыва в полёте. А здесь ракета была ещё на Земле.

          По составу комиссии уже высказались в НАСА, FAA & Air Force


          1. MaxAlekseev
            09.09.2016 17:46

            >Система телеметрии «пишет» всё происходящее с ракетой…
            Далеко не всё, а только показания датчиков… т.к. заправка была штатной, соответственно и датчиков там было штатно, а с учетом того что рвануло в районе бака второй ступени, то возможно именно там и датчиков то особо не было. И вот по этим ограниченным показаниям предстоит восстановить картину аварии, что весьма не просто. Косвенным доказательством может служить твит о просьбе предоставить сторонние материалы. https://twitter.com/elonmusk/status/774152037927792640

            >По составу комиссии уже высказались в НАСА, FAA & Air Force
            Т.е. обыкновенная комиссия создаваемая в подобных случаях, будут разбираться в обычном режиме.


            1. Valerij56
              09.09.2016 22:01

              >>>> Далеко не всё, а только показания датчиков… т.к. заправка была штатной, соответственно и датчиков там было штатно, а с учетом того что рвануло в районе бака второй ступени, то возможно именно там и датчиков то особо не было. И вот по этим ограниченным показаниям предстоит восстановить картину аварии, что весьма не просто. Косвенным доказательством может служить твит о просьбе предоставить сторонние материалы.

              Если учесть, что одним из датчиков должна была быть камера в баке окислителя второй ступени.
              Впрочем, я с вами соглашусь, однозначно установить причину аварии будет не просто.
              И, да, порядок действий в случае ЧП должен быть предусмотрен заранее.

              >>>> Косвенным доказательством может служить твит о просьбе предоставить сторонние материалы. https://twitter.com/elonmusk/status/774152037927792640

              Если посмотреть ленту твиттера Маска, то он эту просьбу повторил несколько раз. Похоже комиссия подозревает, что проблема возникла снаружи ракеты. Это не конспирология, мне тоже показалось, что всё началось в районе заправочного интерфейса второй ступени.
              Но что там могло мгновенно взорваться?

              З.Ы.
              Я удивлён, что на башне подъёмника нет камер с записью происходящего рядом с заправочным интерфейсом. Это не сложно.


      1. vordoff
        09.09.2016 16:29
        -6

        >> С ним в комиссии работают ведущие профессионалы НАСА и ВВС
        Вот именно, что с ним, в основном, и работают «профессионалы» БиБиСи

        >> Маск эксплуатирует вторую площадку в Вандерберге
        Нагонят его с Вандерберга, чтобы и там чего не отчебучил.

        >> в ноябре введёт в строй 39 СК на Мысе
        А это еще, как говорится, будем посмотреть.


        1. Bluewolf
          09.09.2016 18:42
          +4

          Почем аккаунт на ГТ?


        1. Valerij56
          09.09.2016 21:45
          +2

          Мечтайте.


      1. pda0
        09.09.2016 17:22
        +4

        Ну пока что у него туго дела идёт. Пишет, что самый сложный инцидент за всё время.
        https://twitter.com/elonmusk/status/774150065166229504

        Пишет, что двигатели были выключены и не было никаких источников тепла.
        https://twitter.com/elonmusk/status/774150289314029568

        Даже просит у кого есть неизвестные материал (типа, личных съёмок момента аварии) — прислать их.
        https://twitter.com/elonmusk/status/774152037927792640


        1. Valerij56
          09.09.2016 22:57
          +1

          Это цитаты из твиттера Маска _https://twitter.com/elonmusk

          >>>> Particularly trying to understand the quieter bang sound a few seconds before the fireball goes off. May come from rocket or something else.
          >>>> If you have audio, photos or videos of our anomaly last week, please send to report@spacex.com. Material may be useful for investigation

          Получается, что все показания телеметрии с ракеты не помогли выявить причины аварии. Внимание комиссии привлёк звук, на этом видео он на 1.18
          _https://www.youtube.com/watch?v=_BgJEXQkjNQ

          Если источник звука связан с аварией, то он должен быть ближе к камере, чем ракета. Поэтому Маск ищет любые записи, чтобы попытаться локализовать место, где находился источник звука.


          1. Mad__Max
            10.09.2016 22:48

            Речь про скрип/срежет металла, до того как приходит собственно ударная волна?

            Тогда источник несколько ближе к ракете, а не к камере. Судя по задержкам звука — камера где-то в 3 км от ракеты стояла, а источник звука (если предполагать что он напрямую со взрывом связан) где-то в 2 км. Вспышка взрыва на 1:12, странные звуки на 1:17 и 1:18, грохот самого взрыва на 1:23 приходит.

            Мое предположение — скрип деформирующегося металла от резкого нагрева от теплового излучения взрыва которое распространяется мгновенно (ну со скоростью света если точнее) и за счет этого обгоняет звук. Стенка какого-нибудь ангара из листового металла примерно в километре от стартовой площадки начинает резко нагреваться и металл скрипит деформируясь.

            То что ИК излучение было очень мощным хорошо по вышке справа видно — пламя и близко к ней не дошло, но от волны тепла на ней похоже даже краска обгорать начинает через несколько секунд после начала взрыва. Прямо как на документальных фильмах про поражающие факторы ядерного взрыва, только мини-версия.


            1. Jeffryxon
              11.09.2016 01:05

              На Реддите также просчитали, что эти первые звуки могут быть звуками основного взрыва, переданными через землю, так как в ней скорость распространения больше, нежели в воздухе. Илон в своём твите, увы, не пояснил, какую аудиозапись слушают они, свою собственную или ту же самую от USLR.


              1. Valerij56
                11.09.2016 02:04

                Вряд ли это звук, пришедший через грунт. Взрыв произошёл вверху.

                Ссылаются они на эту запись от USLR, как единственную широко известную, их записи и записи, которые он смог получить ещё не публиковались или мало известны.


                1. Jeffryxon
                  11.09.2016 02:08

                  image


                  Совмещённые во времени спектрограммы "посторонних" звуков и основных звуков взрывов, три события очень точно совпадают.


                  1. Mad__Max
                    11.09.2016 04:32

                    За счет чего тогда звук «застянулся» во времени? Почему по земле он может придти быстрее вполне понятно, но фронт звуковой волны от взрыва очень короткий и резкий, а тут секунды на 1.5 звук растянувшись. Это не может быть звук непосредственно самого взрыва. Да и частоты высокие откуда взялись в одной из составляющих? (на спектограмме как понимаю этот высокочастный скрип отразился как яркая «капля» в верхней правом четверти правой спектрограммы без соответствующей отметки на левой) явно похоже на скрип деформируемого металла.

                    Если и по земле пришло — тогда может не сама ударная волна взрыва перешедшая из воздуха в землю и потом из земли обратно в воздух — а скрежет разрушаемых металлических ферм вокруг ракеты, которые наверняка заглублены в землю и звуки деформаций которых потом могли по земле обогнать воздушную ударную волну.
                    А так из колебаний воздуха в землю эффективность передачи обычно очень низкая — чем больше разница плотностей сред, тем хуже передаются колебания. А вот звуки от стальной балки конец которой уходит в землю, должны неплохо передаваться. Или даже если не заглублена, все равно сталь-бетон-земля на порядки лучше звук передадут, чем воздух-земля.


  1. 640509-040147
    09.09.2016 17:54
    +1

    >> Было бы очень интересно увидеть ссылку на оригинал этой новости. Во первых, обычно на Западе намного более аккуратно комментируют
    А вот и правильное замечание. Ибо не говорил он конкретно о SpaceX, а сказал что "обычно, после каких-то происшествий уходит от 9 до 12 месяцев". Ссылка: http://www.reuters.com/article/us-spacex-blast-ula-idUSKCN11E2W3


  1. MadBender
    09.09.2016 17:54
    +2


  1. pda0
    10.09.2016 00:13
    +2

    Я тут, пользуясь случаем, скачал видео и просмотрел его покадрово, чтобы найти первый со вспышкой.

    http://i.imgur.com/gwQ36dB.jpg

    Пока на Reddit сводили лучи и указывали на область в районе механизмов заправки, я вижу вертикальный язык пламени и пары, стелящиеся под ним. На последующих кадрах вспышка и язык затухают, в районе заправочных устройств происходит новый взрыв и ракету начинает разносить в клочья.

    Я всё ещё считаю, что это спутник. Его двигатель повредил трубы подачи топлива и кислорода, вызвал первый взрыв, который разрушил баки, за которым начала взрываться вся ракета.

    В прошлый раз, когда делали обзор возможных причин, писали, что двигатель спутника не может быть причиной, потому что его выхлоп сорвал бы головной обтекатель. Однако, я не соглашусть с этим.

    Весьма непросто найти какой именно двигатель стоял на Amos-6. Но мне удалось узнать, что на однотипных Amos-1, 2 и 4 использовался вот этот двухкомпонентный двигатель на 440 ньютонов тяги:

    http://www.space-propulsion.com/spacecraft-propulsion/apogee-motors/

    Такой двигатель и его выхлоп ни за что бы не подняли и не сорвали бы обтекатель, весящий 1750 кг (согласно русской вики с массой пруфлинков). Используемая там смесь ММГ и азотного тетраоксида самовоспламеняется, так что достаточно было начаться подаче топлива, как взрыв был бы обеспечен.


  1. Robotex
    12.09.2016 21:24

    Может случиться так, что потенциальные заказчики усомнятся в безопасности своих грузов, если даже нелетавшие до этого ракеты SpaceX периодически взрываются на различных этапах

    Я лучше выберу ракету, которая уже один раз летала и не взорвалась, чем ту, которая ни разу не летала и может взорваться


    1. Valerij56
      12.09.2016 23:52

      Подход к многоразовой технике принципиально иной, чем к одноразовой. Никто не пустит пассажиров на орт авиалайнера, пока он не пройдёт летные испытания.