Без фидбека любой продукт остается сферической поделкой в вакууме, вещью, живущей в идеальном мире ее создателя. От повозки для коня до телепорта в мире квантовой гиперзапутанности — продукт создается для конечного пользователя, у которого есть свое видение будущих фич. Отзывы и идеи юзеров — это топливо для развития сервиса. Даже если идеи порой абсурдны. Среди сотен плохих отзывов обязательно найдется одна хорошая мысль, до которой вы сами не могли додуматься.

Когда у вас десять пользователей — несложно сделать выбор. Но когда пользователей — миллионы начинаются проблемы. Наш способ аккумуляции всех пожеланий к продукту, вне зависимости от количества, — это проект Идея Mail.Ru.

Рассказываем о том, зачем нужны новые идеи и как их собирать.

Почему идеи важны




Этой картинке уже три тысячи лет, но ее часто приводят в пример, когда говорят, что слушать пользователей — просто опасно. Мол, надо делать продукт таким, каким ты видишь его сам, а любое потакание массам ухудшит эргономику, юзабилити и отнимет у тебя ноги и руки. Сначала разберем, почему мы с этим утверждением не согласны.

Когда вы получаете от пользователя очередную идею («я хочу, чтобы можно было запланировать отправку письма на 2145 год») вы думаете: «какого черта, это же безумие»? Ну, так оно есть, но иногда легкая (или сильная) нестандартность — это единственный путь к инновациям (и прибыли), потому что если не работать с подлинным отклонением от стандартов, никогда не получится создать каких-либо прорывных инноваций.

Во-первых, мы не вправе судить, здоровая или больная идея перед нами. В конце концов, судьями являются сами пользователи, которые принимают решение, устраивает их продукт или нет. Сама идея ничего не решает — она может хоть трижды извращать понятие нормы, но если избавляет от конкретной проблемы, то почему бы и нет?

Почти все великие идеи кажутся сумасшедшими на первый взгляд.

Как нестандартные идеи конвертируются в прибыль


Когда основатели Airbnb жили на матрасах и ели консервы, они мечтали о первом миллионе долларов инвестиций — хотя бы о долларе, но от инвестора, который бы их заметил. Они пришли к Полу Грэму, основателю бизнес-инкубатора Y Combinator. Позже Грэм расскажет, о чем он думал в этот момент: «Я думал, что идея стать посредником между арендодателем и квартиросъемщиком — это безумство. В самом ли деле эти люди собираются делать то, о чем говорят? Я бы так никогда не поступил».



Craigslist — это пример платформы, в которой практически нет дизайна и он не играет никакой роли. Звучит безумно? Они 20 лет не меняли дизайн, трудно поверить, что кому-то может визуально нравиться этот сайт. Будьте уверены, им миллионы раз советовали сделать редизайн, но не меньшее число пользователей отстаивали уникальный, на сегодняшний день, интерфейс. Пользователи здесь рассматривают UX с точки зрения функциональности и будут отстаивать свое право видеть продукт таким, каким он им нравится.



Новостной ресурс The Drudge Report выглядит как самая отвратительная вещь во вселенной, но таким он нравится своей аудитории. Готовы с ними поспорить?

Приложение I Am Rich для iOS стало самой безумной идеей из всех, что могли прийти в голову касательно рынка приложений. При запуске приложение показывало только светящийся красный драгоценный камень, и значок, при нажатии на который отображалась следующая информация:

I am rich
I deserve it
I am good,
healthy &
successful

И все — больше никакой информации в нем не было. I Am Rich можно было установить из App Store за 999,99 долларов США, 799,99 евро или 599,99 фунтов стерлингов. Прежде чем Apple успели его удалить, автор на продажах успел заработать 5600 долларов.



Pet Rock — это компания, в основе которой идея самых странных домашних питомцев из всех, что вы знаете. В 1975 году обычный менеджер по продажам Гэри Дал нашел решение, как раз и навсегда избавиться от проблем с уходом за своими домашними животными. Он решил, что камень — отличный питомец. Камни Гэри поставлял на подстилке из соломы в упаковке с небольшими дырочками, чтобы к «питомцу» поступал свежий воздух. Каждый комплект сопровождался инструкцией по дрессировке. Большую часть команд — «сидеть», «лежать» камень-питомец умел исполнять самостоятельно. Естественно это была безумная идея, но она принесла изобретателю прибыль — было продано полтора миллиона камней по цене 4 доллара за штуку. Потом компания закрылась, но в 2012 году Rosebud Entertainment возобновили производство по лицензии.

Как систематизировать идеи




Ньютон предположительно спал, перед тем как ему на голову упало яблоко. Менделеев использовал сон как еще один инструмент в работе. Том Питерс, Рей Брэдбери, Эл Райс, Джей Конрад Левинсон применяли фрирайтинг для поиска неординарных решений. Кому-то просто помогает бутылка пива или стакан крепкого кофе. В общем, нет недостатка в способах запустить креативную часть мозга. Но что делать дальше, как быть со своей идеей, куда ее нести?

Обычный путь выглядит следующим образом: написать в службу поддержки или в соцсетях, настрочить письмо разработчикам, поучаствовать в программе поиска уязвимостей или каком-то другом конкурсе компании. Такими методами идеи в принципе легко получать, но тяжело систематизировать. При этом сам пользователь не знает, дошла ли его идея до адресата или затерялась. Жалуясь на проблему или предлагая свое решение, вы часто могли получать шаблонный, похожий на отписку ответ без конкретики и сроков.

Что сделали мы: с помощью сервиса Идея Mail.Ru каждый пользователь (в бета-версии пока только пользователи «Mail.Ru для бизнеса») может подсказать, как улучшить проект, предложить новую фичу или указать на баг. Сразу после публикации идея попадает на рассмотрение ответственным за продукт. Если идея стоящая, она будет переведена в статус «В работе», а по факту готовности — в статус «Реализована».

Это не значит, что поделившись с нами своим прозрением, вы останетесь потом в молчаливой пустоте неведения — об изменениях в продукте вы узнаете через уведомления на почту.

Все предложения видны другим участникам: это позволяет снизить вероятность дублирования идей. Кроме того, за идею могут голосовать другие пользователи. Если идея по каким-либо причинам будет отклонена, менеджер проекта даст развернутое пояснение в комментариях о причинах отказа. Тем не менее, мы только приветствуем появление идей, о которых сами не могли даже подозревать — пусть они будут странными.

Начинаем мы с продукта «Mail.Ru для бизнеса»: его администраторы и пользователи смогут влиять на развитие сервиса и буквально заказывать улучшения под свои индивидуальные потребности. Однако в планах распространить эту практику на все проекты компании.

Хорошая, отличная, иная — примеры идей и реакции


Покажем несколько идей, которые мы уже реализовали или (реализуем) в самое ближайшее время.

Уведомление о прочтении. Почта в отличие от SMS не имеет отчета о доставке, а партнеры по переписке бывают разные. Поэтому мы не удивились, что пользователи просили отчет о прочтении, и мы его сделали.

Общая адресная книга. Популярная просьба бизнес-аудитории. Это так логично, что когда ты используешь почту для домена и у каждого сотрудника есть адрес e-mail с сопоставленными ему ФИО, видеть всех сотрудников в общем списке контактов. И это желание пользователя было услышано и взято в работу.

Логотип в подписи. Отсутствие возможности поставить логотип в подпись вызывает обоснованное недоумение. Это же часть корпоративного стиля, а мы по-прежнему вынуждены использовать текстовую подпись. Мы услышали и начали делать, релиз скоро.

Внешние адреса в рассылках. Когда мы планировали списки рассылки, постоянно думали, а как же ограничить спам. Что будет если адрес утечет наружу и попадет в базы нечистоплотных рассыльщиков? Поэтому мы закрыли возможность добавлять внешние адреса в группы и оказались неправы. В общем, здесь обратная связь показала, что мы были неправы — обязательно реализуем.

Пароль на доступ к ссылке в Облако. Давая ссылку на доступ к своим данным в Облаке, всегда нужно помнить — ссылка может быть передана дальше, украдена, остаться в буфере обмена в интернет-кафе. У нас не часто просили эту возможность, но она кажется интересной и повышает безопасность пользовательских данных. Поэтому мы вписали ее в план и думаем сделать.

Вместо заключения


Томас Эдисон не изобретал электрическую лампочку. Это была не его идея, но он превратил ее в успешный продукт почти через 100 лет после того, как она была создана.

Сейчас не нужно ждать столько времени — вы сами определите, какая фича приведет продукт к успеху.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (19)


  1. Black_Shadow
    23.09.2016 16:44
    +1

    Хочу такой девайс, как на картинке!


  1. ftdgoodluck
    23.09.2016 17:02

    Я таки извиняюсь, а где тут написано про сам сервис, а не про положительные моменты, которые он приносит?

    Думаю, самый актуальный вопрос – как из миллиона отзывов, написанных в среднем не самыми грамотными (как с точки зрения технологий, так и с точки зрения русского языка) выделить действительно полезные без ручного разбора каждого? Объявляю дискуссию открытой.

    UPD. Слово «зачем» пропустил, но тем не менее – вопрос «как» все еще открыт


    1. berliozz
      23.09.2016 17:23
      +1

      На данном этапе мониторинг системы происходит в ручном режиме. Все идеи читаются, сравниваются с текущим бэклогом. Что-то сразу вяжется с тасками в JIRA.

      Зачем, написано в статье. Ну и не забываем, публичность задачи повышает ответственность менеджера :)


      1. ftdgoodluck
        23.09.2016 17:46

        Спасибо, но я немного не про то.

        Вопрос вот в чем: можно ли построить хорошую систему сбора отзывов, в которой схожие запросы будут агрегироваться, и соответственно, проще будет делать выводы относительно действительно нужных фич относительно текущей системы. Также такая система должна уметь учитывать реальные кейсы нехватки функционала и отбрасывать кейсы «хочу фичу, но пользоваться не буду»


        1. berliozz
          23.09.2016 17:55

          Сейчас у нас есть встроенные инструменты связки дублей, пока ручные.

          Да, мы смотрим применимость идей. Даже если запрос будет иметь колоссальный успех, нужно соотносить его с потребностью бизнеса.

          Ну и кейс, «хочу фичу, но пользоваться не буду» — не самый безнадежный. У нас может быть свободное время, и может оказаться что пользуются потом этой фичей 1%, но она абсолютно уникальна и привлекает этот процент именно к нам.

          Простых решений нет, и работа менеджера в том и состоит, чтобы принимать эти решения и отвечать за это.


          1. ftdgoodluck
            23.09.2016 18:33
            +1

            Спасибо за комментарий. Было бы интересно прочитать про то, как у вас внутри происходит процесс feature management и весь цикл от появления запроса до реализации – думаю, многие смогли бы узнать что-то новое для себя.


            1. berliozz
              25.09.2016 12:00

              Мне почему-то кажется, что это будет абсолютно вторичная статья. Есть множество книг по этой тематике, например: https://habrahabr.ru/post/210372/
              И главная проблема не том, что как принять правильное решение, а как правильно решение довести до релиза. Т.е. все упирается в процессы и умение придерживаться плана.


  1. KYuri
    23.09.2016 17:30
    +2

    Интересно, сколько раз нужно предложить идею «Реализовать WebDAV для Облака Mail.Ru», чтобы её взяли в реализацию? ;)


    1. ArPi
      23.09.2016 21:01

      Емнип, оно было реализовано, но по каким-то причинам в последствии отключено.


      1. Kondra007
        25.09.2016 00:10

        Значит, надо предложить «Вернуть WebDAV для Облака Mail.Ru»


        1. IRainman
          25.09.2016 08:06

          Не взлетит, как и любая другая компания mail.ru хочет дать своё приложение с уникальной функциональностью, с вкусом, цветом, запахом и чем угодно ещё что придумают маркетологи. WebDAV по мнению маркетолога это скучно, уныло, однообразно поскольку есть почти в каждой системе по умолчанию :)

          По мне гораздо перспективнее просить автора утилиты CarotDAV (
          http://rei.to/carotdav_en.html#download
          ) и аналогичных добавить поддержку облака от mail.ru к себе в утилиту.

          и для KYuri и ArPi тоже


  1. teifo
    24.09.2016 12:17

    Вот казалось бы уведомление о доставке письма — это очевидная и необходимая вещь не только для бизнеса, но и для всех кому важно подтверждение доставки письма в сервис или другому человеку. По идее так же очевидна и функция сообщения о прочтении письма получателем, которое можно заверять неквалифицированной цифровой подписью (см. сайт налоговой и их сертификаты к примеру). Так же для такой категории писем можно ввести, своего рода входящий, исходящий и информация об этом идет вместо с уведомлениями о получении и прочтении. При этом это неизменяемое свойство письма (скажем специальное поле), по которому его можно найти в любой папке почтового ящика. Возможно я заблуждаюсь, но вряд ли это прямо так сложно сделать. Зато, опять таки возможно, что из-за таких функций такой сервис станет по умолчанию основой электронного взаимодействия между безнесом или будут включать у себя уважающие клиентов сервисы. И таких идей можно десятками кидать и наверняка не я первый с ней. Толку то.


    1. IRainman
      25.09.2016 08:11

      То что вы описываете очень похоже на то, что делают в госпочте. Когда её доделают до хоть какого то релиза не совсем понятно правда.

      В общем суть в том, что для официальных бюрократических документов обычный сервис в любом случае не подойдёт, да и почта, к великому счастью, работает по стандарту, а введение подобной функциональности фактически гарантия того, что совместимость с другими сервисами будет потеряна и работать между сервисами тоже вряд ли будет.


      1. teifo
        26.09.2016 10:28

        А при чем тут другие сервисы и совместимость? Достаточно, если это будет действовать в пределах одного сервиса, к остальным приходит как обычно.


    1. Pakos
      26.09.2016 12:02

      Самое смешное что в оффлайн клиентах это есть чуть не изначально. Ну по крайней мере те пару десятков лет, которые ими пользовался.


  1. IrinaInina
    25.09.2016 12:37

    На 18 году существования сайта, сотрудники mail.ru поняли, что фидбек им всё-таки нужен.

    Хотите ещё одну идею? Посмотрела сайт по ссылке в посте, там за два месяца добавлено всего около тридцати предложений. При этом, как утверждает ваша иконографика, саппорт почты ежедневно получает 15 000 писем. Именно в этих письмах пользователи пишут о проблемах, с которыми сталкиваются на сайте, вносят предложения.

    То есть у саппорта уже есть вся нужная вам информация. Осталось её систематизировать, и у вас будет точная картина того, что больше всего беспокоит людей и что необходимо изменить. Вы будете видеть статистику, знать, с какими проблемами обращаются чаще всего и сможете решить их в первую очередь.


  1. lola_term
    26.09.2016 10:00
    -1

    Эх, вот начинаешь читать заголовок интересный, начинаешь листать видишь блог компани мэйл ру и возникает уныние, перелистываешь вниз дабы увидеть более достойные комментарии этого очередного позиционирования <бренда>, хотя все понимают что это давно уже не бренд, и просто закрываешь вкладку. Коротко о том как многие гики читают коммерс статьи.


  1. teifo
    26.09.2016 10:30

    А идеи то разделяются по тематическим разделам? Или все в одну свалку, чтобы больше хаоса и меньше толку было?


  1. Pakos
    26.09.2016 11:55

    >> Я думал, что идея стать посредником между арендодателем и квартиросъемщиком — это безумство

    Агентства, занимающиеся арендой уже много-много лет смотрят на подобное заявление как на безумство.