В мире объектно-ориентированного программирования уже достаточно давно подвергается критике концепция наследования.
Аргументов достаточно много:
- дочерний класс наследует все данные и поведение родительского, что нужно не всегда (а при доработке родительского в дочерний класс вообще попадают данные и поведение, которые не предполагались на момент разработки дочернего);
- виртуальные методы менее производительные, а в случае, если язык позволяет объявить невиртуальный метод, то как быть, если в наследнике нужно его перекрыть (можно пометить метод словом new, но при этом не будет работать полиморфизм, и использование такого объекта может привести к неожидаемому поведению, в зависимости от того, к какому типу приведен объект в момент его использования);
- если возникает необходимость множественного наследования, то в большинстве языков оно отсутствует, а там, где есть (C++), считается трудоемким;
- есть задачи, где наследование как таковое не может помочь — если нужен контейнер элементов (множество, массив, список) с единым поведением для элементов разных типов, и при этом нужно обеспечить статическую типизацию, то здесь помогут обобщения (generics).
- и т.д., и т.п.
Альтернативой наследованию являются использование интерфейсов и композиция. (Интерфейсы давно используется в качестве альтернативы множественному наследованию, даже если в иерархии классов активно используется наследование.)
Декларируемым преимуществом наследования является отсутствие дублирования кода. В предметной области могут встречаться объекты с похожим или одинаковым набором свойств и методов, но имеющих частично или полностью разные поведение или механизмы реализации этого поведения. И в этом случае для устранения дублирования кода придется использовать иные механизмы.
А как можно решить эту задачу (отсутствие дублирования кода) в случае композиции и интерфейсов?
Этой теме и посвящена настоящая статья.
Пусть объявлен некоторый интерфейс, и два или более классов, реализующих этот интерфейс. Часть кода реализующая интерфейс, у каждого класса различная, а часть — одинаковая.
Для упрощения рассмотрим частный вариант, когда метод MethodA интерфейса реализован у каждого класса по разному, а метод MethodB — одинаково.
Первым вариантом устранения дублирования кода, который приходит в голову, скорее всего, окажется вариант класса-хелпера со статическими методами, которые в качестве аргументов принимают необходимые переменные, и эти методы вызываются в реализациях метода MethodB разных классов, где в метод-хелпер передаются необходимые значения.
Класс-хелпер необязательно реализовывать статическим, можно сделать его и экземплярным классом-стратегией — в этом случае входные данные лучше передать в конструктор стратегии, а не в ее методы.
Предлагаю рассмотреть, как этот подход можно реализовать на конкретном примере, с использованием средств современных языков. В данной статье будет использоваться язык C#. В дальнейшем я планирую написать продолжение с примерами на Java и Ruby.
Итак, пусть нам в проекте необходимо реализовать набор классов позволяющих авторизовать пользователя в системе. Методы авторизации будут возвращать экземпляры сущностей, которые мы будем называть AuthCredentials, и которые будут содержать авторизационную/аутентификационную информацию о пользователе. Эти сущности должны иметь методы вида «bool IsValid()», которые позволяют проверять действительность каждого экземпляра AuthCredentials.
Шаг 1
Основная идея предлагаемого подхода решения задачи, рассмотренной выше, заключается в том, что мы создаем набор атомарных интерфейсов — различные варианты представления сущности AuthCredentials, а также интерфейсы, являющиеся композицией атомарных интерфейсов. Для каждого из интерфейсов создаем необходимые методы расширения (extension methods) работы с интерфейсов. Таким образом, для реализации каждого их интерфейсов будет определен единый код, позволяющий работать с любой реализацией этих интерфейсов. Особенностью данного подхода является то, что методы расширения могут работать только со свойствами и методами, определенными в интерфейсах, но не с внутренними данными реализацией интерфейсов.
Создадим в Visual Studio Community 2015 решение (Solution) Windows Console Application, состоящее из четырех проектов:
- HelloExtensions — непосредственно консольное приложение, в котором будет вызываться основной код примера, вынесенный в библиотеки (Class Library);
- HelloExtensions.Auth — основная библиотека, содержащая интерфейсы, позволяющие продемонстрировать решение задачи, рассматриваемой в данной статье;
- HelloExtensions.ProjectA.Auth — библиотека с реализацией интерфейсов, определенных в HelloExtensions.Auth;
- HelloExtensions.ProjectB.Auth — библиотека с альтернативной реализаций интерфейсов, определенных в HelloExtensions.Auth.
Шаг 2
Определим в проекте HelloExtensions.Auth следующие интерфейсы. (Здесь и далее — предлагаемые интерфейсы имеют демонстрационный характер, в реальных проектах содержимое интерфейсов определяется бизнес-логикой.)
Интерфейс ICredentialUser — для случая, когда пользователь может авторизоваться в системе по своему логину или иному идентификатору (без возможности анонимной авторизации) и без создания сессии пользователя; в случае успешной авторизации возвращается идентификатор пользователя в базе данных (UserId), в противном случае возвращается null.
using System;
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialUser
{
Guid? UserId { get; }
}
}
Интерфейс ICredentialToken — для случая, когда пользователь может авторизоваться в системе анонимно; в случае успешной авторизации возвращается идентификатор (токен) сессии, в противном случае возвращается null.
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialToken
{
byte[] Token { get; }
}
}
Интерфейс ICredentialInfo — для случая традиционной авторизации пользователя в системе по логину (или иному идентификатору), с созданием сессии пользователя; интерфейс является композицией интерфейсов ICredentialUser и ICredentialToken.
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialInfo : ICredentialUser, ICredentialToken
{
}
}
Интерфейс IEncryptionKey — для случая, когда при успешной авторизации в системе возвращается ключ шифрования, с помощью которого пользователь может зашифровать данные перед отправкой их в систему.
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface IEncryptionKey
{
byte[] EncryptionKey { get; }
}
}
Интерфейс ICredentialInfoEx — композиция из интерфейсов ICredentialInfo и IEncryptionKey.
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialInfoEx : ICredentialInfo, IEncryptionKey
{
}
}
Шаг 2.1
Определим в проекте HelloExtensions.Auth вспомогательные классы и другие типы данных. (Здесь и далее — декларации и логика вспомогательных классов имеют демонстрационных характер, логика выполнена в виде заглушек (stubs). В реальных проектах вспомогательные классы определяются бизнес-логикой.)
Класс TokenValidator — предоставляет логику валидации идентификатора токена (например, проверки на допустимость значения, внутреннюю консистентность и существование в множестве зарегистрированных в системе активных токенов).
namespace HelloExtensions.Auth
{
public static class TokenValidator
{
private static class TokenParams
{
public const int TokenHeaderSize = 8;
public const int MinTokenSize = TokenHeaderSize + 32;
public const int MaxTokenSize = TokenHeaderSize + 256;
}
private static int GetTokenBodySize(byte[] token)
{
int bodySize = 0;
for (int i = 0; i < 2; i++)
bodySize |= token[i] << i * 8;
return bodySize;
}
private static bool IsValidTokenInternal(byte[] token)
{
if (GetTokenBodySize(token) != token.Length - TokenParams.TokenHeaderSize)
return false;
// TODO: Additional Token Validation,
// for ex., searching token in a Session Cache Manager
return true;
}
public static bool IsValidToken(byte[] token) =>
token != null &&
token.Length >= TokenParams.MinTokenSize &&
token.Length <= TokenParams.MaxTokenSize &&
IsValidTokenInternal(token);
}
}
Класс IdentifierValidator — предоставляет логику валидации идентификатора (например, проверки на допустимость значения и на существование идентификатора в базе данных системы).
using System;
namespace HelloExtensions.Auth
{
public static class IdentifierValidator
{
// TODO: check id exists in database
private static bool IsIdentidierExists(Guid id) => true;
public static bool IsValidIdentifier(Guid id) =>
id != Guid.Empty && IsIdentidierExists(id);
public static bool IsValidIdentifier(Guid? id) =>
id.HasValue && IsValidIdentifier(id.Value);
}
}
Перечисление KeySize — перечень допустимых размеров (в битах) ключей шифрования, с определением внутреннего значения в виде длины ключа в байтах.
namespace HelloExtensions.Auth
{
public enum KeySize : int
{
KeySize256 = 32,
KeySize512 = 64,
KeySize1024 = 128
}
}
Класс KeySizes — перечень допустимых размеров ключей шифрования в виде списка.
using System.Collections.Generic;
using System.Collections.ObjectModel;
namespace HelloExtensions.Auth
{
public static class KeySizes
{
public static IReadOnlyList<KeySize> Items { get; }
static KeySizes()
{
Items = new ReadOnlyCollection<KeySize>(
(KeySize[])typeof(KeySize).GetEnumValues()
);
}
}
}
Класс KeyValidator — предоставляет логику проверки корректности ключа шифрования.
using System.Linq;
namespace HelloExtensions.Auth
{
public static class KeyValidator
{
private static bool IsValidKeyInternal(byte[] key)
{
if (key.All(item => item == byte.MinValue))
return false;
if (key.All(item => item == byte.MaxValue))
return false;
// TODO: Additional Key Validation, for ex., checking for known testings values
return true;
}
public static bool IsValidKey(byte[] key) =>
key != null &&
key.Length > 0 &&
KeySizes.Items.Contains((KeySize)key.Length) &&
IsValidKeyInternal(key);
}
}
Шаг 2.2
Определим в проекте HelloExtensions.Auth класс CredentialsExtensions, предоставляющий методы расширения для определенных выше интерфейсов, декларирующих различные структуры AuthCredentials, в зависимости от способа авторизации в системе.
namespace HelloExtensions.Auth
{
using Interfaces;
public static class CredentialsExtensions
{
public static bool IsValid(this ICredentialUser user) =>
IdentifierValidator.IsValidIdentifier(user.UserId);
public static bool IsValid(this ICredentialToken token) =>
TokenValidator.IsValidToken(token.Token);
public static bool IsValid(this ICredentialInfo info) =>
((ICredentialUser)info).IsValid() &&
((ICredentialToken)info).IsValid();
public static bool IsValid(this ICredentialInfoEx info) =>
((ICredentialInfo)info).IsValid();
public static bool IsValidEx(this ICredentialInfoEx info) =>
((ICredentialInfo)info).IsValid() &&
KeyValidator.IsValidKey(info.EncryptionKey);
}
}
Как видим, в зависимости от того, какой интерфейс реализует переменная, будет выбран тот или иной метод IsValid для проверки структуры AuthCredentials: на этапе компиляции всегда будет выбираться наиболее «полный» метод — например, для переменной, реализующей интерфейс ICredentialInfo, будет выбираться метод IsValid(this ICredentialInfo info), а не IsValid(this ICredentialUser user) или IsValid(this ICredentialToken token).
Однако, пока не все так хорошо, и есть нюансы:
- Утверждение о выборе при вызове наиболее «полного» метода справедливо, если переменная приведена к своему изначальному типу или наиболее «полному» интерфейсу. А если переменную типа, реализующего интерфейс ICredentialInfo, привести в коде к интерфейсу ICredentialUser, то при вызове IsValid будет вызван метод IsValid(this ICredentialUser user), что приведет к неполной/некорректной проверке структуры AuthCredentials.
- Насколько корректно существование одновременно двух методов IsValid(this ICredentialInfoEx info) и IsValidEx(this ICredentialInfoEx info)? Получается, для интерфейса ICredentialInfoEx возможна неполная/некорректная проверка.
Таким образом, в текущем варианте реализации методов расширений отсутствует «полиморфизм» интерфейсов (условно назовем это так).
Поэтому представляется, что интерфейсы различных вариантов структур AuthCredentials и класс CredentialsExtensions с методами расширениями нужно переписать следующим образом.
Реализуем пустой интерфейс IAuthCredentials, от которого будут наследовать атомарные интерфейсы («корневой» интерфейс для всех вариантов структур AuthCredentials).
(Переопределять интерфейсы-композиции при этом не нужно — они автоматически унаследуют IAuthCredentials, также не требуется переопределять такие атомарные интерфейсы, для которых не предполагается создавать самостоятельные реализации — в нашем случае это IEncryptionKey.)
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface IAuthCredentials
{
}
}
using System;
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialUser : IAuthCredentials
{
Guid? UserId { get; }
}
}
namespace HelloExtensions.Auth.Interfaces
{
public interface ICredentialToken : IAuthCredentials
{
byte[] Token { get; }
}
}
В классе CredentialsExtensions оставим только один открытый (public) метод расширения, работающий с IAuthCredentials:
using System;
namespace HelloExtensions.Auth
{
using Interfaces;
public static class CredentialsExtensions
{
private static bool IsValid(this ICredentialUser user) =>
IdentifierValidator.IsValidIdentifier(user.UserId);
private static bool IsValid(this ICredentialToken token) =>
TokenValidator.IsValidToken(token.Token);
private static bool IsValid(this ICredentialInfo info) =>
((ICredentialUser)info).IsValid() &&
((ICredentialToken)info).IsValid();
private static bool IsValid(this ICredentialInfoEx info) =>
((ICredentialInfo)info).IsValid() &&
KeyValidator.IsValidKey(info.EncryptionKey);
public static bool IsValid(this IAuthCredentials credentials)
{
if (credentials == null)
{
//throw new ArgumentNullException(nameof(credentials));
return false;
}
{
var credentialInfoEx = credentials as ICredentialInfoEx;
if (credentialInfoEx != null)
return credentialInfoEx.IsValid();
}
{
var credentialInfo = credentials as ICredentialInfo;
if (credentialInfo != null)
return credentialInfo.IsValid();
}
{
var credentialUser = credentials as ICredentialUser;
if (credentialUser != null)
return credentialUser.IsValid();
}
{
var credentialToken = credentials as ICredentialToken;
if (credentialToken != null)
return credentialToken.IsValid();
}
//throw new ArgumentException(
// FormattableString.Invariant(
// $"Specified {nameof(IAuthCredentials)} implementation not supported."
// ),
// nameof(credentials)
//);
return false;
}
}
}
Как видим, при вызове метода IsValid, проверки на то, какой интерфейс реализует переменная, теперь выполняются не на этапе компиляции, а во время выполнения (runtime).
Поэтому при реализации метода IsValid(this IAuthCredentials credentials) важно выполнить проверки на реализацию интерфейсов в правильной последовательности (от наиболее «полного» интерфейса к наименее «полному»), для обеспечения корректности результата проверки структуры AuthCredentials.
Шаг 3
Наполним проекты HelloExtensions.ProjectA.Auth и HelloExtensions.ProjectB.Auth логикой, реализующей интерфейсы AuthCredentials из проекта HelloExtensions.Auth и средства работы с реализациями этих интерфейсов.
Общий принцип наполнения проектов:
- определяем необходимые интерфейсы, наследующие интерфейсы из HelloExtensions.Auth и добавляющие декларации, специфичные для каждого из проектов;
- создаем реализации-заглушки этих интерфейсов;
- создаем вспомогательную инфраструктуру с заглушками, предоставляющую API авторизации в некой системе (инфраструктура создается по принципу — интерфейс, реализация, фабрика).
Project «A»
Интерфейсы:
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth.Interfaces
{
public interface IXmlSupport
{
void LoadFromXml(string xml);
string SaveToXml();
}
}
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth.Interfaces
{
public interface IUserCredentials : ICredentialInfo, IXmlSupport
{
}
}
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth.Interfaces
{
public interface IUserCredentialsEx : ICredentialInfoEx, IXmlSupport
{
}
}
Реализации интерфейсов:
using System;
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth.Entities
{
using Interfaces;
public class UserCredentials : IUserCredentials
{
public Guid? UserId { get; set; }
public byte[] SessionToken { get; set; }
byte[] ICredentialToken.Token => this.SessionToken;
public virtual void LoadFromXml(string xml)
{
// TODO: Implement loading from XML
throw new NotImplementedException();
}
public virtual string SaveToXml()
{
// TODO: Implement saving to XML
throw new NotImplementedException();
}
}
}
Примечание: имена элементов сущности могут отличаться от имен, определенных в интерфейсе; в этом случае необходимо реализовать элементы интерфейса явно (explicitly), обернув внутри обращение к соответствующему элементу сущности.
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth.Entities
{
using Interfaces;
public class UserCredentialsEx : UserCredentials, IUserCredentialsEx
{
public byte[] EncryptionKey { get; set; }
public override void LoadFromXml(string xml)
{
// TODO: Implement loading from XML
throw new NotImplementedException();
}
public override string SaveToXml()
{
// TODO: Implement saving to XML
throw new NotImplementedException();
}
}
}
Инфраструктура API:
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth
{
using Interfaces;
public interface IAuthProvider
{
IUserCredentials AuthorizeUser(string login, string password);
IUserCredentialsEx AuthorizeUserEx(string login, string password);
}
}
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth
{
using Entities;
using Interfaces;
internal sealed class AuthProvider : IAuthProvider
{
// TODO: Implement User Authorization
public IUserCredentials AuthorizeUser(string login, string password)
=> new UserCredentials();
// TODO: Implement User Authorization
public IUserCredentialsEx AuthorizeUserEx(string login, string password)
=> new UserCredentialsEx();
}
}
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectA.Auth
{
public static class AuthProviderFactory
{
private static readonly Lazy<IAuthProvider> defaultInstance;
static AuthProviderFactory()
{
defaultInstance = new Lazy<IAuthProvider>(Create);
}
public static IAuthProvider Create() => new AuthProvider();
public static IAuthProvider Default => defaultInstance.Value;
}
}
Project «B»
Интерфейсы:
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Interfaces
{
public interface IJsonSupport
{
void LoadFromJson(string json);
string SaveToJson();
}
}
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Interfaces
{
public interface ISimpleUserCredentials : ICredentialUser, IJsonSupport
{
}
}
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Interfaces
{
public interface IUserCredentials : ICredentialInfo, IJsonSupport
{
}
}
using HelloExtensions.Auth.Interfaces;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Interfaces
{
public interface INonRegistrationSessionCredentials : ICredentialToken, IJsonSupport
{
}
}
Реализации интерфейсов:
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Entities
{
using Interfaces;
public class SimpleUserCredentials : ISimpleUserCredentials
{
public Guid? UserId { get; set; }
public virtual void LoadFromJson(string json)
{
// TODO: Implement loading from JSON
throw new NotImplementedException();
}
public virtual string SaveToJson()
{
// TODO: Implement saving to JSON
throw new NotImplementedException();
}
}
}
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth.Entities
{
using Interfaces;
public class UserCredentials : SimpleUserCredentials, IUserCredentials
{
public byte[] Token { get; set; }
public override void LoadFromJson(string json)
{
// TODO: Implement loading from JSON
throw new NotImplementedException();
}
public override string SaveToJson()
{
// TODO: Implement saving to JSON
throw new NotImplementedException();
}
}
}
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth
{
using Interfaces;
public class NonRegistrationSessionCredentials : INonRegistrationSessionCredentials
{
public byte[] Token { get; set; }
public virtual void LoadFromJson(string json)
{
// TODO: Implement loading from JSON
throw new NotImplementedException();
}
public virtual string SaveToJson()
{
// TODO: Implement saving to JSON
throw new NotImplementedException();
}
}
}
Инфраструктура API:
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth
{
using Interfaces;
public interface IAuthProvider
{
INonRegistrationSessionCredentials AuthorizeSession();
ISimpleUserCredentials AuthorizeSimpleUser(string login, string password);
IUserCredentials AuthorizeUser(string login, string password);
}
}
using System.Security.Cryptography;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth
{
using Entities;
using Interfaces;
internal sealed class AuthProvider : IAuthProvider
{
private static class TokenParams
{
public const int TokenHeaderSize = 8;
public const int TokenBodySize = 64;
public const int TokenSize = TokenHeaderSize + TokenBodySize;
}
private static void FillTokenHeader(byte[] token)
{
for (int i = 0; i < 2; i++)
{
token[i] = unchecked(
(byte)((uint)TokenParams.TokenBodySize >> i * 8)
);
}
// TODO: Put Additional Info into the Token Header
}
private static void FillTokenBody(byte[] token)
{
using (var rng = RandomNumberGenerator.Create())
{
rng.GetBytes(token, TokenParams.TokenHeaderSize, TokenParams.TokenBodySize);
}
}
private static void StoreToken(byte[] token)
{
// TODO: Implement Token Storing in a Session Cache Manager
}
private static byte[] CreateToken()
{
byte[] token = new byte[TokenParams.TokenSize];
FillTokenHeader(token);
FillTokenBody(token);
return token;
}
public INonRegistrationSessionCredentials AuthorizeSession()
{
var credentials = new NonRegistrationSessionCredentials() { Token = CreateToken() };
StoreToken(credentials.Token);
return credentials;
}
// TODO: Implement User Authorization
public ISimpleUserCredentials AuthorizeSimpleUser(string login, string password)
=> new SimpleUserCredentials();
// TODO: Implement User Authorization
public IUserCredentials AuthorizeUser(string login, string password)
=> new UserCredentials();
}
}
using System;
namespace HelloExtensions.ProjectB.Auth
{
public static class AuthProviderFactory
{
private static readonly Lazy<IAuthProvider> defaultInstance;
static AuthProviderFactory()
{
defaultInstance = new Lazy<IAuthProvider>(Create);
}
public static IAuthProvider Create() => new AuthProvider();
public static IAuthProvider Default => defaultInstance.Value;
}
}
Шаг 3.1
Наполним консольное приложение вызовами методов провайдеров авторизации из проектов Project «A» и Project «B». Каждый из методов возвратит переменные некоторого интерфейса, наследующего IAuthCredentials. Для каждой из переменных вызовем метод проверки IsValid. Готово.
using HelloExtensions.Auth;
namespace HelloExtensions
{
static class Program
{
static void Main(string[] args)
{
var authCredentialsA = ProjectA.Auth.AuthProviderFactory.Default
.AuthorizeUser("user", "password");
bool authCredentialsAIsValid = authCredentialsA.IsValid();
var authCredentialsAEx = ProjectA.Auth.AuthProviderFactory.Default
.AuthorizeUserEx("user", "password");
bool authCredentialsAExIsValid = authCredentialsAEx.IsValid();
var authCredentialsBSimple = ProjectB.Auth.AuthProviderFactory.Default
.AuthorizeSimpleUser("user", "password");
bool authCredentialsBSimpleIsValid = authCredentialsBSimple.IsValid();
var authCredentialsB = ProjectB.Auth.AuthProviderFactory.Default
.AuthorizeUser("user", "password");
bool authCredentialsBIsValid = authCredentialsB.IsValid();
var sessionCredentials = ProjectB.Auth.AuthProviderFactory.Default
.AuthorizeSession();
bool sessionCredentialsIsValid = sessionCredentials.IsValid();
}
}
}
Таким образом, мы достигли цели, когда для различных сущностей, реализующих схожую функциональность (а также имеющих отличную друг от друга функциональность), мы можем реализовать единый набор методов без copy-paste, позволяющий работать с этими сущностями единым образом.
Данный способ использования методов расширений подходит как при проектировании приложения с нуля, так и для рефакторинга существующего кода.
Отдельно стоит отметить, почему задача в данном примере не реализуется через классическое наследование: сущности в проектах «A» и «B» реализуют функциональность специфичную для каждого из проектов — в первом случае сущности могут (де)сериализовываться из/в XML, во втором — из/в JSON.
Это демонстрационное различие, хотя и оно может встречаться в реальных проектах (в которых различий в сущностях может быть еще больше).
Другими словами, если есть некоторый набор сущностей, пересекающихся по функциональности лишь частично, и это само пересечение имеет «нечеткий характер» (где-то используется UserId и SessionToken, а где-то еще и EncryptionKey), то в создании унифицированного API, работающего с этими сущностями в сфере пересечения их функциональности, помогут методы расширения (extensions methods).
Методология работы с методами расширения предложена в данной статье.
Продолжение следует.
Update:
Изначально в статье не была упомянута одна вещь — предлагаемый подход в большей степени применим для случаев, когда проекте в разных сборках уже есть похожие по своей функциональности сущности (классы), а в сборках верхнего уровня (в клиентском коде) осуществляется работа с этими сущностями схожим образом, путем обращения к их свойствам и проведению некоторых проверок (copy-paste со всеми последствиями).
Каким образом лучше реализовать единообразие работы с этими сущностями, не производя их переработку и рефакторинг?
В данном случае представляется целесообразным объявить набор интерфейсов (свойства и методы интерфейсов будут повторять уже имеющиеся свойства и методы у классов), и объявить, что классы реализуют эти интерфейсы.
Возможно, некоторые элементы реализации интерфейсов у классов потребуется объявить явно (explicitly) путем обращения к соответствующим элементам классов, если элементы классов названы «вразнобой», а рефакторинг классов нецелесообразен.
Затем реализуем класс с методами расширения для новых интерфейсов, и во всех местах обращения к классам заменяем copy-paste некоторой работы с этими классами на вызов одного метода расширения.
Таким образом, предлагаемый подход применим для работы с legacy-кодом, когда необходимо быстро «починить» и реализовать единообразие работы с некоторым набором классов со схожими (в определенном разрезе) декларациями и функциональностью.
(Вопрос, каким образом в проекте может оказаться такой набор классов, вынесем за скобки.)
При разработке API проекта и иерархии классов с нуля следует применять другие подходы.
Каким образом при этом можно реализовать код без copy-paste, если два или более классов имеют один и тот же по смыслу метод, но с немного разной логикой — тема отдельного разговора.
Возможно, это тема новой статьи.
Комментарии (38)
lair
02.11.2016 14:17+4(Эмм, полиморфизм через
as
? Больно же будет, особенно при модификациях.)
На мой взгляд, методы-расширения не стоит считать полноправной ОО-функциональностью в C#, это скорее та его часть, которая идет в функциональную часть. Если у вас есть некий интерфейс, экспонирующий некий (простите) метод, то я хочу иметь возможность этот метод определить в своей реализации этого интерфейса. Решение, когда этот метод внезапно уезжает в расширение, приводит к тому, что я не могу этого сделать.
Просто представьте себе, что я добавил новый наследник от
IAuthCredentials
. Что нужно сделать, чтобы для него продолжало работатьIsValid
?
Razaz
02.11.2016 14:37+2Как только вы начали добавлять Ex и Info и плодить тонны интерфейсов — все поехало по швам. Экстеншены тут вообще не к месту.
В процессе аутентификации взаимодействуют аккаунты и креденшалы: IAccount и ICredentials.
IAccount — Сущности, которым разрешено проходить процесс аутентификации.
ICredentials — это набор параметров, секретов и тд., которые предъявляет вызывающая сторона.
ICredentialsValidator — валидирует конкретный тип креденшалов.
Так же некорректно использовать понятие провайдер аутентификации — вы в своей задаче решаете проблему валидации креденшалов, что является частью процесса, а не им самим.
Весь ваш код сводится к набору:
User: IAccount
UsernamePasswordCredentials: ICredentials
TokenCredentials: ICredentials
UsernamePasswordCredentialsValidator: ICredentialsValidator
TokenCredentialsValidator: ICredentialsValidator
Ну и простенький ресолв валидаторов. Заодно валидаторы сразу могут получать ссылки на нужный сторадж и выставлять провалидированный аккаунт в ICredentials.
Расширять можно как угодно.
yar3333
02.11.2016 15:22Что и требовалось доказать: совсем отказываться от наследования пока рано! :)
Ares_ekb
02.11.2016 15:33Интересная статья, но очень сложно воспринимать без иллюстраций. На шаге 2 вы определили 5 интерфейсов, 3 хелпера и 1 класс расширений. Мне пришлось их нарисовать, чтобы понять о чём идёт речь, потому что для воображения обычного человека это слишком круто.
Затем, на шаге 2.2 добавили ещё 1 интерфейс и переписали класс расширений с использованием as. Я согласен с lair, что это немного странное решение. А что если появятся ещё интерфейсы? Придётся допиливать этот класс расширений?
Затем на шаге 3 в проекте А добавили ещё 3 интерфейса, 2 реализации, 1 «инфраструктурный» интерфейс, 1 его реализацию и 1 фабрику.
Потом идет проект B, в котором добавляются уже 4 интерфейса, а не 3 как в проекте А. Соответственно 3 реализации, а не 2 как в проекте А. Я не понял чем вызвана эта асимметрия. Ну, и ещё «инфраструктура»: 1 интерфейс, 1 реализация, 1 фабрика.
Итого: 15 интерфейсов, 3 хелпера, 1 класс расширений, 7 классов реализаций, 2 фабрики. Даже нарисовав схему, я не очень понимаю что именно там происходит.
Может быть это решается более простыми способами? Внедрением зависимостей, чтобы не хардкодить варианты через as? Или, например, что вы думаете о примесях (mixin)? Есть интересная статья, правда на примере JavaScript, где примеси рассматриваются как более общий случай наследования, при котором не известен заранее родительский класс. Мне это кажется безумно интересным и по-моему это решает проблемы, описанные в вашей статье. Я писал очень немного про такой подход в этой статье, там есть один пример использования: категория множеств наследуется от абстрактной категории и к ней примешивается поведение полной и колполной категорий.iCpu
02.11.2016 20:23По большому счёту, примеси — синтаксический сахар для шаблонов. Пока ни в одном языке программирования шаблоны не решили поставленных задач, не породив при этом тонны новых проблем.
Ares_ekb
03.11.2016 05:49В той статье говорится, что есть разные способы реализовать примеси, а они предлагают следующий:
class BaseClass { } class Mixin1<T> : T where T : new() { } class Mixin2<T> : T where T : new() { } class DerivedClass : Mixin2<Mixin1<BaseClass>> { }
Если какие-то примеси часто используются вместе, то их можно объединять в смеси:
class CompoundMixin<T> : Mixin2<Mixin1<T>> where T : new() { }
Т.е. примесь — это более общий случай наследования, при котором заранее не известен суперкласс.iCpu
03.11.2016 06:40Это уже метапрограммирование. И оно сохраняет все проблемы обычного наследования, только вдобавок ещё и отнимает у программиста любые гарантии по поведению кода.
Ares_ekb
03.11.2016 07:31Как минимум две проблемы это точно решает:
1) Это элегантный способ встроить в класс методы из нескольких классов. Проще чем шаблон делегирования.
2) Примеси не зависят от конкретного родительского класса. Не нужно пытаться заранее выстроить какую-то идеальную иерархию классов на все случаи в жизни. Эту иерархию можно подстраивать под каждый случай отдельно.
Лично мне в JavaScript такой подход помог решить некоторые проблемы, тут пример.iCpu
03.11.2016 08:21Для вас сверху — возможно. Тем не менее, это метапрограммирование, на выходе которого получаются обычные классы-наследники. Со всеми вытекающими проблемами. Например, traits не позволяют вам во множественное наследование. И не смогут.
Например, traits не позволят вам единообразно обращаться ко всем базовым классам, пережившим встраивание. Возможно, js гораздо толерантнее к подобным запросам, но C++ без плясок с шаблонами не позволит единообразно обращаться к элементам, а любые попытки хранить их единообразно закончатся как и должны: болью.
https://ideone.com/MZOUOkAres_ekb
03.11.2016 09:06Я уже очень много лет не писал на C# и C++. И оказывается мой пример на C# не компилируется, нельзя наследоваться от типа, указанного через параметр. Видимо, поэтому в C# есть расширения, которые вероятно позволяют немного иначе решать те же задачи.
А в C++ как-раз можно. Переписал ваш пример. Всё работает. Единственное, на мой взгляд, неправильно, что примесь обращается к каким-то свойствам расширяемой структуры. По идее, в примеси должна быть реализована какая-то самодостаточная функциональность, независящая от других классов. Но если это нужно, то можно сделать как в моём примере.Sirikid
03.11.2016 09:39Из-за устройства массивов в C/C++ (массив это n-кусков по m-байтов) мы не можем хранить в них какой-то наиболее общий для всех элементов тип, придется хранить указатели на базовый тип или писать свой собственный массив.
iCpu
03.11.2016 11:07Если добавляется независимая функциональность, зачем её добавлять в класс? Для реализации независимой функциональности есть, простите за бранное слово, функция.
Смысл наследования именно в доступе к защищённым полям и перекрытии базовой функциональности. На плюсах это требует специальной подготовки самих базовых классов, что вы сделали. При этом разрушив базовую бизнес-логику, чего делать не должны были.
https://ideone.com/xmDK4b
То есть, опять же, это просто шаблоны, собирающие классы вместо вас. Кто-то говорит, что они безопаснее, чем простое наследование. Лично я смогу прострелить себе ногу даже из своего пальца, хватит желания и достаточного объёма обезболивающих.
sand14
03.11.2016 23:21Потом идет проект B, в котором добавляются уже 4 интерфейса, а не 3 как в проекте А. Соответственно 3 реализации, а не 2 как в проекте А. Я не понял чем вызвана эта асимметрия.
В проекте «A» две credential-сущности, а в проекте «B» — три.
Одно не является подмножеством другого.
Эти множества сущностей имеют только «пересечение» (в части условно стандартных Credential с id пользователя и токеном сессии).
Асимметрия проектов «A» и «B» как раз призвана продемонстрировать тезис статьи, когда в решении по разным сборкам разбросан набор похожих сущностей, решающих один класс задач.
AlexLeonov
02.11.2016 16:05+1trait THasEmail implements IHasEmail { protected $email; public function getEmail() { return $this->email; } } class User { use THasEmail; } assert(User instanceof IHasEmail);
https://wiki.php.net/rfc/traits-with-interfaces
P.S. Писал комментарий с калькулятора, возможны неточности.
Bonart
02.11.2016 18:29+3Зачем вообще так сложно?
Для задачи, сформулированной во вступлении, достаточно определить один интерфейс с единственным методом IsValid.
Это расходится с предыдущим текстом, где речь шла о двух методах.
С двумя методами все опять-таки проще — общая функциональность двух классов выносится в третий путем композиции (объекты двух классов содержат в себе ссылки на объекты третьего вместо наследования).
Изначальная аргументация столь же хаотична и противоречива — с точки зрения уменьшения дублирования кода композиция лучше наследования реализаций. Накладные расходы на вызов виртуальных методов связаны не с наследованием, а с полиморфизмом.
Предлагаемая реализация страдает перепроектированием — для иллюстрации достаточно трех классов и одного интерфейса.
iCpu
02.11.2016 20:42Так, подождите, я не понимаю, как можно одновременно разрешить и задачу динамической типизации в рантайме, и статической типизации во время компиляции, не реализовав два разных синтаксиса? И вопрос не в наследовании, композиция точно так же будет реализована через вызовы методов по указателю, если будет производиться в динамике.
sand14
02.11.2016 22:02Изначально в статье не была упомянута одна вещь — предлагаемый подход в большей степени применим для случаев, когда проекте в разных сборках уже есть похожие по своей функциональности классы, а в сборках верхнего уровня (в клиентском коде) осуществляется работа с этим классами схожим образом путем обращения к их свойствам и проведению некоторых проверок (copy-paste со всеми последствиями).
Каким образом лучше реализовать единообразие работы с этими классами, не производя переработку и рефакторинг самих классов?
В данном случае представляется целесообразным объявить набор интерфейсов (свойства и методы интерфейсов будут повторять уже имеющиеся свойства и методы у классов), и объявить, что сущности реализуют эти интерфейсы.
Возможно, некоторые элементы реализации интерфейсов у классов потребуется объявить явно (explicit) путем обращения к соответствующим элементам классов, если элементы классов названы «вразнобой», а рефакторинг классов нецелесообразен.
Затем реализуем класс с методами расширения для новых интерфейсов, и во всех местах обращения к классам заменяем copy-paste некоторой работы с этими классами на вызов одного метода расширения.
Таким образом, предлагаемый подход применим для работы с legacy-кодом, когда необходимо быстро «починить» и реализовать единообразие работы с некоторым набором классов со схожими (в определенном разрезе) декларациями и функциональностью.
(Вопрос, каким образом в проекте может оказаться такой набор классов, вынесем за скобки.)
При разработке API проекта и иерархии классов с нуля следует применять другие подходы.
Каким образом при этом можно реализовать код без copy-paste, если два или более классов имеют один и тот же по смыслу метод, но немного с разной логикой — тема отдельного разговора.
Возможно, это тема новой статьи.lair
02.11.2016 22:50Каким образом лучше реализовать единообразие работы с этими классами, не производя переработку и рефакторинг самих классов?
В данном случае представляется целесообразным объявить набор интерфейсов (свойства и методы интерфейсов будут повторять уже имеющиеся свойства и методы у классов), и объявить, что сущности реализуют эти интерфейсы.Эти два утверждения друг другу противоречат. Вы либо можете заставить классы реализовывать эти интерфейсы — и тогда это рефакторинг, — либо не можете.
Если не можете, то шаблон "адаптер" ваш друг.
atoshin
03.11.2016 12:20+1Госсподи боже! Такое чувство, что люди вообще не понимают, о чём сами пишут.
Sirikid
03.11.2016 18:45Честно говоря я не смог прочитать статью. Я считаю нужны более конкретные условия, потому что в Java 8+ можно в интерфесах описывать default-методы, проблемы разделения реализации по умолчанию уже нету.
dim2r
05.11.2016 12:08Изначально ООП было задумано для моделирования биологических систем и игр. Сейчас его применяют для автоматизации бизнеса. По опыту скажу, что бизнес-процессы более простые, они не требуют многого того, что заложено в ООП.
lair
05.11.2016 17:28Изначально ООП было задумано для моделирования биологических систем и игр
Это вы почему так считаете?
По опыту скажу, что бизнес-процессы более простые, они не требуют многого того, что заложено в ООП.
Например, чего?
(вообще, утверждение, что "бизнес-процессы более простые" — оно, конечно, громкое, да)
dim2r
05.11.2016 18:33Это вы почему так считаете?
Когда изобрели первые языки ООП, типа small talk, я уже зарабатывал программированием. Одни из первых лекций по Оберону нам читал сам Вирт в НГУ
выдержка из https://habrahabr.ru/company/hexlet/blog/303754/
Я считал объекты чем-то вроде биологических клеток, и/или отдельных компьютеров в сети, которые могут общаться только через сообщения.
lair
05.11.2016 19:18Одни из первых лекций по Оберону нам читал сам Вирт в НГУ
Кул, точную аттрибутированную цитату привести можете?
Я считал объекты чем-то вроде биологических клеток
Когда что-то построено "по подобию" чего-то (хотя, на самом деле, даже это не так), еще не факт, что первое построено для моделирования второго. Тем более, что в процитированной вами фразе на равным правах указаны "компьютеры в сети", так что можно было бы сказать, что "изначально ООП было задумано для моделирования компьютеров в сети", но согласитесь, что это странно?
dim2r
05.11.2016 20:26-1точную аттрибутированную цитату привести можете?
Внезапная просьба. Вам зачем?lair
05.11.2016 20:39+1Чтобы понять, на основании чего — кроме своего личного мнения — вы утверждаете, что "изначально ООП было задумано для моделирования биологических систем и игр".
А то тут в соседнем посте рассказывают, что Симула была разработана для дискретно-событийной симуляции (вики раскрывает: "для физического моделирования, такого как изучение и улучшение движения судов и их содержимого через грузовые порты". Не сходится.
dim2r
05.11.2016 21:51-1Тут особо моего мнения нет, но и ссылку привести не могу. Степень отражения модели и реальности строгому счету пока не поддается. Но посудите сами ООП — объектно-ориентировано, а бизнес просессы процессно-ориентированы. Какая-то разница уже намечается.
lair
05.11.2016 22:33+1Но посудите сами ООП — объектно-ориентировано, а бизнес просессы процессно-ориентированы. Какая-то разница уже намечается.
Тот факт, что есть разница, не означает, что "что бизнес-процессы более простые, они не требуют многого того, что заложено в ООП".
Более того, хотя процессы и процессо-ориентированы, участвующие в них сущности (и акторы, кстати) часто прекрасно поддаются объектно-ориентированному подходу (собственно, ничего не мешает представить бизнес-процесс в виде обмена сообщениями).
Наконец, есть и третий взгляд на все это: ООП может быть слоем разработки ниже модельного уровня.
dim2r
05.11.2016 22:45-1Давайте на конкретику перейдем, а то слишком много общих слов. У вас есть примеры, когда ну никак нельзя без ООП?
gkislin
Картинок маловато… Вот например на тему композиция+делегирование: коротко, жизненно и с картинками:
http://citforum.ru/programming/oop_rsis/glava2_1_10.shtml