Если вы увлекаетесь автогонками, то наверное слышали о TCR International Series. И если вы знаете о TCR International Series, то наверняка слышали и о шведской команде WestCoast Racing. А если вы знаете о WestCoast Racing, то вам знакомо имя гонщика Михаила Грачева. И если вы слышали о Михаиле Грачеве, то понимаете, что это один из лучших гонщиков серии — в этом сезоне он уже одержал четыре победы.

Спонсором Михаила Грачева в малазийском раунде TCR International Series, прошедшем одновременно с Гран-при Малайзии Формулы 1 на трассе Сепанг стала компания Acronis. Вот что рассказал сам гонщик о роли данных в автоспорте и важности использования самого быстрого решения для защиты этих данных.

Михаил, не могли бы Вы рассказать нам о роли информационных технологий в TCR?

Успех в TCR International Series, как и в других современных гоночных состязаниях,  во многом зависит от собранных на трассе данных. Информация — это сила в автогонках. В нашей команде около 20 человек — это гонщики, механики и инженеры, которые рассчитывают наши следующие шаги на основе информации, собранной в ходе гонки.

Большая часть этих данных поступает от телеметрических датчиков, установленных в наших автомобилях. В моей Honda Civic Type-R TCR более 50 таких датчиков. Каждый датчик запускается автоматически сразу же, как только я завожу свой автомобиль. После окончания гонки наши инженеры переносят данные из автомобиля на компьютер для их обработки и анализа. Кажется, что 50 датчиков — это немного, но они генерируют огромное количество данных!


Все системы в рабочем состоянии. Пять минут до гонки.

Передаются ли также телеметрические данные Вашим инженерам непосредственно во время гонки?

Нет, это не передача в режиме онлайн. Данные только записываются на накопителях внутри автомобиля, а выгружаются для обработки уже в гараже.

Каким программным обеспечением вы пользуетесь?

Мы используем программы от MoTeC Engine Management & Data Acquisition Systems (управление двигателем и системы сбора данных). Одни из них работают в автомобиле, другие — на компьютере. Это отличныe инструменты телеметрического анализа. У них много каналов сбора и обработки различных типов данных в зависимости от потребностей.

В каких телеметрических данных заинтересованы лично Вы, как гонщик?

Все данные телеметрии важны. Например, телеметрия помогает мне понять, как  максимально эффективно проходить повороты трассы: какой механизм использовать, когда тормозить, как долго тормозить и так далее. Перед каждой гонкой мы обсуждаем это с нашими инженерами. Они показывают мне на карте точку, где нужно тормозить, затем дают указания вроде «тормози на 10 метров позже, чем в прошлый раз» или «не дави на тормоз слишком резко, не теряй слишком много скорости» или «перенеси тормозной баланс немного вперед» (при этом передние колеса тормозят раньше задних), и тому подобное.

Почему это важно? Это важно, потому что такое знание помогает вам слиться с автомобилем воедино, дает возможность синхронизироваться с ним, развивает дополнительное чутье того, как ваши действия влияют на поведение автомобиля. Это то, что приводит вас к успеху.

Таким образом, мы вместе с инженерами анализируем, уточняем и обсуждаем телеметрические данные. После этого мы выводим автомобили на трассу с полным пониманием того, что от нас нужно.


Готовы к гонке. TCR International Series на трассе Сепанг в Малайзии.

Как насчет совершенно нового гоночного трека, который Вы никогда прежде не проходили?
К счастью, у нас есть современные технологии и компьютерное моделирование. Они позволяют загрузить карту трека, погодные условия, параметры автомобиля и запустить некоторые виртуальные расчеты. Конечно же, это совсем не то, что самому пройти реальную трассу, но иногда это все, что возможно сделать. Наши тренажеры не столь совершенны, как у гонщиков Формулы 1, но наша серия все еще развивается, и мы движемся вперед.

Мы используем тренажеры для предварительного изучения трека, его поворотов, прямых, точек торможения и набора максимальной скорости. После первого заезда на настоящей гоночной трассе мы приступаем к работе с реальными данными.


Гонка начинается. Инженеры WestCoast Racing заняты делом.

Если TCR International Series поддерживают гонки Формулы 1, пользуетесь ли Вы на гоночной трассе какими-либо стандартными услугами FIA?

Мы используем пит-лейн и мониторы слежения за трассой, а также такие стандартные услуги, как тайминг и видеоканалы. Что касается GPS, то в наших автомобилях есть свои датчики, которые регистрируют GPS данные и помогают построить график движения.

Каков тип ИТ-инфраструктуры в вашем гараже?

Наша ИТ-инфраструктура очень проста. У нас нет никаких серверов – только несколько ноутбуков, плюс устройства для хранения данных на каждой машине, на котором хранятся все данные телеметрии за историю гонок.

После возвращения автомобиля в гараж, мы сливаем данные в ноутбуки, анализируем их, а затем сохраняем полученные результаты.

Одна из самых больших наших проблем — управление данными и их защита. Наши устройства для хранения данных иногда крайне сложно использовать. В первую очередь, они подвержены физическим повреждениям и аппаратным отказам, поскольку перевозятся в грузовых контейнерах со всем остальным снаряжением команды. По мере накопления данных они начинает медленнее работать, что затрудняет поиск нужной информации. Это очень опасно, поскольку для нас критично восстанавливать данные максимально быстро, особенно в дни между гонками. Мы всегда хотели иметь какое-то облачное хранилище, где наши данные могли бы быть одновременно и максимально доступными и находились бы под защитой.


Михаил Грачев и его Honda Civic Type-R TCR.

P.S. Герои Формулы 1 в МФТИ!

17 ноября состоится встреча с пилотом «Формулы 1» Даниилом Квятом, одним из самых молодых гонщиков команды Scuderia Toro Rosso, и руководителем команды Францем Тостом. Такой подарок к 70-летию своей альма-матер и всем физтехам решили сделать выпускники МФТИ Сергей Белоусов (генеральный директор компании Acronis) и Станислав Протасов (сооснователь и глава разработки ПО компании Acronis).

Во время уникального public talk Сергей и Даниил расскажут о роли современных информационных технологий в мире «Формулы 1», технологиях, которые пришли в нашу жизнь из автоспорта и будущем автомобилестроения и ИТ. А также о том, какую роль во всем этом может играть блокчейн уже в ближайшем будущем.

У гостей будет возможность почувствовать себя пилотом «Формулы 1». В холле КЗ будут установлены симуляторы боевых болидов Scuderia Toro Rosso, на которых все желающие смогут испытать невероятные эмоции от скоростей на трассах по всему миру, будь то Сингапур, Малайзия, Токио или Сочи.

Профессиональные фотографы помогут сохранить яркие кадры, а самые удачные фото можно будет распечатать на магнитах. Для тех, кто проголодается или придет на встречу прямо с обучения, будет организована приятная кофе-зона Теория Кухня и Бар: чай, кофе и вкуснейшие маффины по плану.

Приходи, попробуй свои силы и узнай, что современные гонки и ИТ ближе, чем ты думаешь!

» Встреча состоится 17 ноября 2016 г в КЗ МФТИ.
» Начало мероприятия в 18:00 (согласовали, ставим чуть раньше, чтобы собрались люди).
» Вход свободный, необходима предварительная регистрация.
» Но не забывайте, что число мест по приглашениям в зале ограничено.
Оригинал статьи
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. Begunini
    04.11.2016 01:36
    +1

    Я могу показаться занудным и консервативным, но, ИМХО, когда ты смотришь гонку — ты ожидаешь, что увидишь соревнование на уровне водителей без читерства, чтобы условия были минимально комфортны для всех участников. Чтобы проявился этот самый человеческий фактор. Взять ту же Формулу-1 — там из-за внедрения технологий просто вынуждены ездить под сотню кругов, чтобы уже просто утомить водителей и тисками начать проявлять ошибки водителей, отсеив технический фактор почти на середине гонки. Внедрение же технологий сбора и анализа данных, кроме тахометра, спидометра, температуры и уровня топлива, делают этот спорт каким-то безликим. Не ровен час, как избавятся от водителей и дальше все будет за тем, у кого алгоритм круче. Понимаю, 21 век, Pokemon Go, блокчейны и Docker, но лично мне хочется, чтобы многие вещи оставались старыми и «теплыми ламповыми».


    1. franzose
      04.11.2016 12:00

      В Формуле-1 и до внедрения технологий была дистанция гонки в 300 с небольшим километров или не более двух часов. А есть и гонки на выносливость, например WEC (6-часовые + 24 Часа Ле Мана).


  1. vsapronov
    04.11.2016 04:28
    +1

    Взять ту же Формулу-1 — там из-за внедрения технологий просто вынуждены ездить под сотню кругов, чтобы уже просто утомить водителей и тисками начать проявлять ошибки водителей, отсеив технический фактор почти на середине гонки.

    Это неправда, под сотню нет ни одной трассы. Кроме того, там наоборот уже посыпались запреты на использование технологий в процессе гонки: запрет на указания водителю с мостика переключать оборудование в болиде, запрет на сцепление с двумя рычагами (по сути запрет на его компьютерную настройку).

    Не ровен час, как избавятся от водителей и дальше все будет за тем, у кого алгоритм круче.

    Ну и не понятно, это хуже или лучше. Собственно вот: Roborace. Formula E уже серьезно грозит стать главной гонкой для автопроизводителей. А Roborace будет гонкой поддержки этого чемпионата…


    1. Begunini
      04.11.2016 09:00

      Это неправда, под сотню нет ни одной трассы.

      30 октября прошел 19 этап Гран-При Мексики, 71 круг, 305 км.

      Запрет про указание с мостика тут мне кажется логичным — гонщик сам должен принимать любые решения, касающиеся болида. А про сцепление — похоже даже вопрос безопасности, организаторы хотят как можно дольше продержать этот спорт не летальным с момента последней смерти. Хотя прошлый год был в этом плане весьма «результативный» — аж 2 смерти.


      1. franzose
        04.11.2016 12:01

        71 круг — это «под сотню»? В Монако еще больше кругов, но дистанция меньше. И так было всегда, даже до внедрения технологий :)