Доброго времени суток. Столкнулся с интересной задачей в большом проекте, где много расчетов разных расстояний. При том, что даные собираются с разных источников, они могут быть в разных единицах — там метры, там миллиметры. Уследить за всем этим трудно, когда вычисления разбросаны повсюду. А если обьявлена переменная, то зачастую только автору досконально известно, в каких она единицах, так как комментариев в коде почти нет. А автор уволился/забыл/ушёл в запой.

Напрашивается решение описать каждую единицу отдельным типом, например так:

type
  TSizeMeter = single;
  TSizeMilliMeter = single;

Этим мы увеличили читаемость кода. Но как уберечься от ошибок конвертации? Ведь эти типы совместимы, и их каст не даст ни ошибки, ни ворнинга (см. тут). Я так и не нашел способ выводить ворнинг при касте типов, но мы можем написать автоматическую конвертацию, если такой каст происходит. Вот самый простой пример со сложением и вычитанием:

interface

type
  TSizeMeter = record
    value:single;
    const units='m';
    class operator Add(a, b: TSizeMeter): TSizeMeter;
    class operator Subtract(a, b: TSizeMeter): TSizeMeter;
    class operator Implicit(a: single): TSizeMeter;
    class operator Implicit(a: TSizeMeter): single;
  end;

  TSizeMiliMeter = record
    value:single;
    const units='mm';
    class operator Add(a, b: TSizeMiliMeter): TSizeMiliMeter;
    class operator Subtract(a, b: TSizeMiliMeter): TSizeMiliMeter;
    class operator Implicit(a: single): TSizeMiliMeter;
    class operator Implicit(a: TSizeMiliMeter): single;
    class operator Implicit(a: TSizeMiliMeter): TSizeMeter;
    class operator Implicit(a: TSizeMeter): TSizeMiliMeter;
  end;

implementation

class operator TSizeMeter.Add(a, b: TSizeMeter): TSizeMeter;
begin
  result.value:=a.value+b.value;
end;

class operator TSizeMeter.Subtract(a, b: TSizeMeter): TSizeMeter;
begin
  result.value:=a.value-b.value;
end;

class operator TSizeMeter.Implicit(a: single): TSizeMeter;
begin
  result.value:=a;
end;

class operator TSizeMeter.Implicit(a: TSizeMeter): single;
begin
  result:=a.value;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Add(a, b: TSizeMiliMeter): TSizeMiliMeter;
begin
  result.value:=a.value+b.value;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Subtract(a, b: TSizeMiliMeter): TSizeMiliMeter;
begin
  result.value:=a.value-b.value;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: single): TSizeMiliMeter;
begin
  result.value:=a;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: TSizeMiliMeter): single;
begin
  result:=a.value;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: TSizeMiliMeter): TSizeMeter;
begin
  result.value:=a.value/1000;
end;

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: TSizeMeter): TSizeMiliMeter;
begin
  result.value:=a.value*1000;
end;

А вот его использование:

var v1:TSizeMeter;
    v2:TSizeMiliMeter;
    v3:TSizeMeter;
    v4:TSizeMiliMeter;
begin
    v1:=1.1;
    v2:=111.1;
    s1:=v1;
    s2:=v2;
    writeln(formatfloat('0.000',v1.value)+' '+v1.units+' or '+formatfloat('0.000',s1));
    writeln(formatfloat('0.000',v2.value)+' '+v2.units+' or '+formatfloat('0.000',s2));
    writeln('+');
    v3:=v1+v2;
    v4:=v1+v2;
    writeln(formatfloat('0.000',v3.value)+' '+v3.units);
    writeln(formatfloat('0.000',v4.value)+' '+v4.units);
    writeln('-');
    v3:=v1-v2;
    v4:=v1-v2;
    writeln(formatfloat('0.000',v3.value)+' '+v3.units);
    writeln(formatfloat('0.000',v4.value)+' '+v4.units);
    writeln('cast');
    v3:=v2;
    v4:=v1;
    writeln(formatfloat('0.000',v3.value)+' '+v3.units);
    writeln(formatfloat('0.000',v4.value)+' '+v4.units);
    writeln('mix');
    v3:=v2+22.22;
    s1:=v1+33.33;
    writeln(formatfloat('0.000',v3.value)+' '+v3.units);
    writeln(formatfloat('0.000',s1));
end.

Что даст вот такой результат:
1,100 m or 1,100
111,100 mm or 111,100
+
1,211 m
1211,100 mm
?
0,989 m
988,900 mm
cast
0,111 m
1100,000 mm
mix
0,133 m
34,430

Это решение не идеально, так как делает конвертацию неочевидной, что может породить новые проблемы. Но, если обьявлять все переменные с корректным типом, проблем быть не должно.
Более жестое решение, которое ограничит кастинг типов, это райзить эксепшн при попытке каста, типа так:

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: TSizeMiliMeter): TSizeMeter;
begin
  raise Exception.Create('Typecast not allowed');
end;

class operator TSizeMiliMeter.Implicit(a: TSizeMeter): TSizeMiliMeter;
begin
  raise Exception.Create('Typecast not allowed');
end;

В этом случае мы получим ошибку в строке:

v3:=v1+v2;

Можно развить решение дальше, создав свой тип эксепшна.

Если кто-то сталкивался с подобными проблемами, делитесь опытом в комментариях :) Наверняка есть более элегантные решения, чем описанное выше.

P.S: Тест выполнялся в Delphi 10.1
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. alexeykuzmin0
    09.11.2016 17:10
    +1

    В c++ бывает очень удобно все переменные всегда хранить в СИ, а для удобства ввода и читаемости кода использовать User-defined literals:

    long double operator "" _feet(long double d)
    { 
        return d * 0.3048; 
    }
    
    auto meter = 3.28084_feet;
    std::cout << meter << std::endl; // prints 1.0
    

    Те же самые user-defined literals очень удобно использовать при работе с комплексными числами, кватернионами, трехмерными векторами, датами и прочей структурированной информацией.


    1. tarasius
      09.11.2016 19:35

      Я был бы не против, если бы всё хранилось в СИ, но тут проблема другая — данные хранятся в разных единицах и нужно избежать ошибок конвертации. Самое банальное — забыл конвертировать, и сложил метры с миллиметрами.


      1. NekitoSP
        10.11.2016 08:10
        +4

        Так реализуйте все вычисления в СИ. Конструкторы замените методами типа Length.FromMeters(...), Length.FromInches(), снаружи вычисления везде производите не с непонятными double и int, а с Length. Ну и собственно при необходимости отобразить где-то значение в виде конкретной единицы реализуйте get-методы типа Meters(), Millimeters(). Подобным образом реализован TimeSpan в C#, и как выяснилось чуть позже — TTimeSpan в Delphi.


        1. tarasius
          10.11.2016 11:29

          Ладно еще если метры с миллиметрами где-то перепутал. Перегрузка операторов помогает — можно райзить эксепшн при попытке каста, или конвертировать и хранить всё в СИ.
          А если вот где-то ускорение в метрах за секунду в квадрате суммируется с метрами?
          Получается что в перегрузке операторов нужно перечислить все возможные типы, в которые оно может кастится.
          Жаль, что нельзя принудительно сказать компилятору что эти типы не кастятся, или хотя бы ворнинг выводить.


      1. Deosis
        11.11.2016 08:13

        Зачем хранить в разных единицах? На входе преобразовать в одну. На выходе в другую.
        Единственный случай когда используются данные сильно разных порядков (т.е. к диаметру Земли прибавить диаметр атома), но такие вычисления часто бессмысленны.
        Если не хотите переводить метры в миллиметры, просто не пишите оператор приведения. При попытке одновременной работы вас проверит компилятор, иначе вычисления могут(обязательно) прерваться на последнем этапе.


  1. nerudo
    09.11.2016 17:11

    Немного из альтернативной вселенной, просто от нечего делать:

    type time is range -2147483647 to 2147483647
    		units
    			fs;
    			ps = 1000 fs;
    			ns = 1000 ps;
    			us = 1000 ns;
    			ms = 1000 us;
    			sec = 1000 ms;
    			min = 60 sec;
    			hr = 60 min;
    	end units;
    


    1. tarasius
      09.11.2016 19:25
      +1

      Простите за необознанность, но это на каком языке?


      1. nerudo
        09.11.2016 20:14

        VHDL


  1. MrShoor
    11.11.2016 01:33

    Вы производительность такого кода тестировали? Потому что оверхед при перегрузках там есть, и даже с inline-ом. Просто не прикольно, когда сложение двух чисел начинает работать в 8 раз медленнее.