А если нету денег, привяжите к попе веник.
Идите и метите. Наметёте — приходите.
(Принцип работы бизнес-консультантов)
Бизнес-консультанты очень важные люди. Они считают себя хранителями сокровенного знания, одними из немногих кому подвластны KPI и бизнес процессы. По их мнению, никто кроме них не в силах даже понять что это такое и даже не смеет употреблять эти слова всуе.
А раз так, то они имеют право требовать любые деньги за выстраивание системы этих самых KPI. И значит малый и средний бизнес остаётся «в пролёте». Даже при большом желании внедрить у себя правильную систему сбалансированных показателей, денег у них нет.
Мы неоднократно писали о путях построения системы сбалансированных показателей у малой и средней компании (часть 1, часть 2, часть 3). И после каждой, помимо полезных отзывов и предложений нам писали презрительное: «да что вы можете понимать в этой теме?». Это были бизнес-консультанты.
Для начала давайте поймём кто такие бизнес-консультанты и откуда они берутся.
В теории всё должно происходить так: после престижного вуза человек приходит в крупную компанию и растёт в должностях и опыте, последовательно проходя все карьерные ступени. По пути будущий консультант заканчивает обучение по курсу MBA, упорядочивая опыт, полученный в результате своей работы.
А что же в реальности? Молодой человек берет кредит (в лучшем случае) или папины деньги (в худшем) и идет в престижный университет. Там он получает набор шаблонных знаний. Причем эти знания на 90% процентов применимы к крупному бизнесу.
Почему? Ну не на автомойку же пойдет работать наш студент (заплативший за обучение круглую сумму) после окончания универа. А значит его надо накачать знаниями, которые пригодятся ему в крупных корпорациях.
Потом начинается работа. Последовательное движение по карьерной лестнице давно осталось в прошлом и ныне сотрудники делятся на два типа. Первые используют протекцию или силу убеждения и быстро продвигаются наверх. Вторые долго и упорно трудятся… на нижних этажах.
Большинство счастливчиков, усевшихся в мягкие кресла в больших кабинетах, так и просидят в них до пенсии. Но некоторые всё-таки отправляются в свободный полёт. Одни не любят ежедневно ходить на работу, предпочитая свободный график. Других в полёт отправляют более успешные конкуренты. Ведь кресел и кабинетов всем не хватает.
В любом случае у нас есть человек трудоспособного возраста, еще недавно занимавший высокую должность, привыкший хорошо жить и вкусно кушать. В его голове — знания о работе корпораций, заложенные в университете и утрамбованные в MBA. Куда такому человеку податься? Конечно же в бизнес-консультанты.
Консультант — это человек, который даёт советы. Советы из своего опыта или из чужого. Иногда советы помогают, иногда нет. Но даже в этом случае ни один нормальный консультант своей вины не признает. Он объяснит, что его план был реализован недостаточно точно или слишком точно, случился кризис, Трампа избрали президентом, нефть взлетела, рубль упал… Он же советы даёт, а с советов какой спрос?
Вот мы и подошли к теме нашего разговора — почему нет методик KPI для малого и среднего бизнеса.
Малому бизнесу нужно простое, понятное и легкое в реализации решение. Причем типовое. Потому что владелец небольшой компании не сможет выделить деньги на сладкую жизнь консультанту. Он должен прослушать курс, прочесть книгу, запустить программу — и получить приемлемый результат. Скажете, такого не может быть?
- 10 лет назад CRM системы были аттрибутом крупного бизнеса. Сейчас amoCRM и SalesForce опустили стоимость ниже плинтуса.
- 5 лет назад ERP стоила как самолёт и внедрялась исключительно бизнес-консультантами. Сейчас позволить себе систему классу 1C: УПП может каждая средняя компания.
- Сейчас для полноценного внедрения KPI требуются серьезные инвестиции. Но кто знает, что будет завтра?
Итак, что нужно, чтобы адаптировать теорию KPI для среднего и малого бизнеса.
1. Упростить существующие методики.
Владельцу или директору малого бизнеса не интересно у кого украли идею KPI Нортон и Каплан. Они впадают в ступор после прочтения в оригинальных трудах про KPI терминах вроде «стейкхолдер».
Да и устроено у них все гораздо проще, процессы согласования намного короче, а бизнес-процессы наглядней. Поэтому вся сложность исходных методик для них излишня, а требуемый уровень понимания — слишком высок.
Малым бизнесом руководят люди, являющиеся хорошими профессионалами в своем деле, но не выпускники МВА. К тому же у таких людей и так забот полно, им некогда штудировать литературу про Системы Сбалансированных Показателей.
2. Оформить методику в виде последовательных действий.
«Делай раз — делай два — делай три» — вот лучший способ гарантировать реализацию KPI в компаниях без привязки к квалификации управленцев.
Никто не хочет углубляться в теорию, всем хочется получить максимум понятных инструкций, причем сразу.
3. Реализовать программное обеспечение, которое будет максимально автоматизировать процесс установки KPI.
Человечество начало создавать программы, отчасти для того, чтобы снизить трудоемкость внедрения новых методов управления. Это уже потом ушлые бизнес-консультанты нашли для себя новую нишу — внедрение таких систем.
Но для малого бизнеса никакого внедрения быть не должно. Программа сама будет задавать вопросы и на основе ответов строить структуру KPI.
Поскольку пока желающих заниматься подобными трудами не наблюдается, мы в Kickidler решили сами приложить силы к адаптации KPI к нуждам малого и среднего бизнеса. Этап 1 завершен уже процентов на 60 и через месяц мы планируем выдать первую версию документа на всеобщее обозрение.
Ну надо же как-то отвечать на упреки, что мы умеем только заниматься учетом рабочего времени ;)
Комментарии (8)
JustRamil
28.11.2016 07:4210 лет назад CRM системы были аттрибутом крупного бизнеса. Сейчас amoCRM и SalesForce опустили стоимость ниже плинтуса.
Вы в одном предложении поставили две настолько разные по функционалу и по цене системы, что и специально не придумаешь.
vyatsek
28.11.2016 12:45>Консультант — это человек, который даёт советы. Советы из своего опыта или из чужого
Не бывает чужого опыта, опыт бывает только СВОЙ. Чужой опыт это примерно как стать боксером по книге.
Вообще KPI и графики это попытка сделать представление о ситуации менджменту, который не понимает объект и процессы которыми он руководит. KPI тривиальное упрощение бизнес модели по набору каких-то показателей. Такой же миф как спекуляция на форексе. Невозможно однозначно выделить ключевые факторы из их суперпозиции по одному критерию.
max1gu
29.11.2016 12:38в статье намешали кучу вопросов, которые лишь косвенно связаны между собой.
Вопрос 1. Консультанты. Феномен консультантов вызван неколькими факторами:
а) крайне низкий уровень понимания теории и практики управления и экономики собственников бизнеса и топ-менеджеров в среднем и особенно крупном бизнесе. Как ни странно это звучит. У кого-то бизнес вдруг удался, не смотря на персоналии, кто-то залез в кресло босса нетрудовыми успехами. В таких случаях людям льстит, что человек знающий много умных слов и имеющий корочку МБА, находится в позиции подчиненного и более того — заискивающего, т.к. надо убедить подписать контракт и поэтому консультанты рассказывать будут что угодно и обещать тоже.
б) с помощью консультантов топ-менеджмент или собвенники хотят продвинуть какую-то свою идею и подвинуть или перетряхнуть подчиненных или параллельные службы
в) это модно. Дорогим галстуком или машиной уже не удивить. А вот типа пригласить консультантов — это да, это типа мы такие продвинутые и типа развиваем бизнес до заоблачных высот.
Вопрос 2. Почему консультанты довольно часть — вред. Сюда же запишет и разных внедренчев — вред одинаковый.
а) в статье уже сказано — это бывают люди, торгующие лицом, которые не могут принести пользу как работники. Практикуется «чайка-менеджмент».
б) консультанты давят авторитетом, не учитывают требования заказчика, потому что считают, что они умнее — в итоге разламывают то что есть, а новое собрать способностей не хватает.
в) продукт или методика, которые внедряются — слишком тяжело настраивать или требует много знаний и труда. И поэтому начинают впихивать стандартные методики — все что в них не влазит — выкидывается
Вопрос 3. А необходим ли КПИ?
Тут надо понимать такие вещи:
а) норма управляемости. Это 5-7 человек на одного управленца. Если человек больше — надо делегировать, и приэтом надо как-то контролировать того, кому делегированы полномочия И КПИ нужен в каком-то виде.
б) когда вы не можете добросить дыроколом в каждого своего работника — тоже как-то надо понимать, что он там делает
в) надо своим умом дойти до того, что вам нужен КПИ. Собственнику и топ-менедженту надо учиться, учиться и учиться. Ситуация в статье — «книги читать некогда, но нужен КПИ» — это заранее провальный проект, никакое ПО его не вытянет. Это как дать планшет маленькому ребенку — до определенного момента об будет успешно тыкать пальцен, но рано или поздно будет озадачен непониманием.
г) в малом бизнесе КПИ очень простой — наличие живых денег у соственника. Если денег нет — надо срочно предпринимать корректирующие действия.
д) в среднем бизнесе необходимоть КПИ определяется 2 факторами: пониманием что это такое и как работает и узкой специализацией людей, к которым применяется КПИ.
Вопрос 4. Какой вред от КПИ?
КПИ работает только тогда, когда функции четко поделены и они однообразны для каждого человека.
Сама суть «ключевые показатели», за которые вы платите деньги — автоматически переводит все остальные показатели в «неключевые». Не надо считать своих работников глупыми, они очень быстро приспособятся.
Отсюда проблема со сдельно работой — страдает качество
Отсюда пролблема с процентом от продаж — может упасть маржа и прибыль
Надо четко понять, что именно будет «ключевым », а чем люди будут пренебрегать
И именно поэтому любое совмещение одним человеком 2-3-4 функции запрещает применение КПИ — вы угробите и работу и человека.
SergeyUstinov
29.11.2016 12:38«Малому бизнесу нужно простое, понятное и легкое в реализации решение. Причем типовое.» © Kickidler
«Любая сложная задача имеет простое, легкое для понимания неправильное решение.» © Артур Блох
capgelka
А зачем вообще KPI небольшой компании?
stokker
Для среднего уже нужно…
VolCh
А зачем большой?